Пословицы для дошкольников

Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками

Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками

Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у старших дошкольников, соблюдая следующие условия:

• системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;

• ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;

• введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

- подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

- соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде. ? ";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит трудиться".

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.

Примеры работы над пословицами и поговорками про труд и трудолюбие.

1. Обсуждение с детьми пословиц:

— О каком человеке говорят: «Кто много лежит, у того и бок болит», «Крутится, как белка в колесе», «Под лежачий камень вода не течет»? ;

— В какой ситуации мы говорим: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Работе время, а потехе час», «Кто спешит, тот людей смешит»? ;

— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «Тише едешь, дальше будешь», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Лень к добру не приводит»? ;

— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «Делали наспех и сделали на смех», «Без терпенья нет уменья», «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»? ;

— От чего предостерегают такие пословицы: «За все браться – ничего не сделать», «Думай с вечеру, что делать поутру», «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Глаза страшатся, да руки делают»?

2. Составление правил к поговорке «Не учи безделью, а учи рукоделью». Например: дети могут предложить:

- Не бездельничай.

- Учи и учись сам.

- Не бездельничай с другими.

- Помогай своим друзьям.

- Учи младших по возрасту.

3. Составление словосочетания или предложения к пословице

«Капля мала, а по капле море»

- маленькая капля;

- большое море;

- много капель;

- одна капля в море;

- море из капель

4. Игра «Подбери слово».

Кончил дело – гуляй …

Кто… тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Ответы: Дела, спешит, смело, голодно, обеда.

5. Подбор пословиц к сказкам

Логопед читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, басни, рассказы, к которым её можно отнести.

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду – басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Труд человека кормит, а лень портит – сказка «Морозко»

Крой да песни пой – сказка «Храбрый портняжка»

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись – рассказ Носова «Мишкина каша»

Цыплят по осени считают – рассказ Носова «Огородники»

Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».

6. Выбор правильной пословицы

«Спор медвежат». Логопед рассказывает детям, что однажды друзья начали спорить: «Какая пословица лучше? »

Маленькое безделье, лучше большого дела.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Большое безделье лучше маленького безделья.

Маленькое безделье лучше большого безделья.

Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор) .

7. Выбор подходящей пословицы

Логопед предлагает детям послушать рассказ «Для чего человек работает».

Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете? ». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».

К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», обосновывая свои ответы.

8. Инсценировка пословиц.

Предлагается детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы:

Меньше слов, да больше дела.

Много спать – дело не знать.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчелка маленькая, а и та работает.

9. Выбор лучшей пословицы

Какая пословица лучше подходит к басне Крылова «Стрекоза и муравей»? »

Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду

Белые руки чужие труды любят.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Кто не работает, тот не ест.

Ленивому всегда праздник.

10. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.

Логопед предлагает детям составить ситуацию соответствующую пословицам

«Лето собирает, а зима поедает»,

«Поспешишь – людей насмешишь» и т. п.

www.maam.ru

Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников

23 Апр 2014

Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников

Пословица – коротенькая притча.

Поговорка – сложное, короткое - высказывание которое бытует в

народе, но не составляет полной - пословицы

В. Даль

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение.

Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Пословицы учат - В них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс.

По определению Я. О. Каменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам: «Родина», «Смелость, трусость», «Терпение, вежливость, кротость», «Совесть и честь», «Правда, ложь».

Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.

Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.

Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности. Кроме того, для умственного использования пословицы ребёнок должен в уме соотнести сложившуюся ситуацию с имеющейся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.

Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство. Упражнения:

1. Упражнение: «Закончи пословицу»

Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

2. Упражнение: «Завиральные пословицы»

Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

3. Упражнение: «Кто знает, пусть продолжает»

Первый ребёнок произносит пословицу, следующий - проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.

4. Упражнение: «Обьяснялки»

Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: «О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? «, «Кому следует говорить: не спеши языком - торопись делом?», «Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?», «Почему голова без ума - лукошко?».

5. Иллюстрирование пословиц:

При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелегафе или магнитной доске.

6. Моделирование пословиц:

С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

7. Инсценирование пословиц:

Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

8. Подбор пословиц к определённому тексту:

Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно придложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту.

Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц.

Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: «Каждой вещи - своё место». А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело - гуляй смело») , а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

9. Упражнение: «Восстанови пословицу и объсни её»:

Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь.

Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

10. Упражнение: «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы».

Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, «Добрая слава дороже богатства») .

11. Упражнение: «Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение свекрху вниз». (по усмотрению воспитателя) .

Вра + ки = Враки, дово + дят = доводят, до дра + ки =драки.

12. Упражнение: «Собери слоги в слова, слова в предложения».

Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де - ляй, гу, ло, сме («Кончил дело - гуляй смело») .

Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений.

И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат даёт приём «переделывания» пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы приходим к выводу, что последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.

Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.

Проводимая работа позволила сделать вывод, что пословицы и поговорки - эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов; формирования рече-мыслительной деятельности детей, обогащение и уточнение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

Литература:

Даль В. И. «Пословицы русского народа». М., 1984.

Кузнецов С. А. «Современный толковый словарь русского языка». М., 2004.

Круглов Ю. Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.

Мулько И. Ф. «Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет». М., 2007.

Тарабарина Т. И. «Пословицы, потешки, скороговорки». Ярославль, 1996.

новая книга: «500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей»

Ссылка на источник ilovedomain.ru

Внедрение русских пословиц и поговорок для воспитания речевой культуры дошкольников

Ходит – костями гремит. В чем душа держится.

Поговорка эмоциональна, она не останавливается на середине, а кладет сильные резкие краски. Поговорками буквально пронизана вся наша живая речь.

Поговорка наполняет наш язык “узелками” образов, очень живых и эмоциональных, помогающих говорящему ярко оценить различные явления. Составляя основу народной фразеологии, поговорка проникает во все поры языка, формирует речь, окрашивает ее, делает ее выразительнее.

Передавая пословицу из века в век, повторяя ее миллионы раз, люди не могут не видоизменять содержание и формы пословиц. Они сохраняются в десятках вариантов до нашего времени и на этой основе рождаются новые поговорки. Знание уже созданного – залог для новых достижений, для нового творчества.

Словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и качественном совершенствовании (уточнение значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений) , а всему этому хорошо способствуют пословицы и поговорки.

Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Игра “Подбери пословицу”

Формировать умение подбирать нужную по смыслу пословицу или поговорку, ориентируясь на определенную ситуацию.

1 вариант

: Взрослый показывает ребенку картинки (о лени, о труде, о страхе…) , а ребенок должен подобрать подходящую пословицу или поговорку

2 вариант

: Играют несколько детей , кто больше назовет пословиц и поговорок.

Надо сразу научить ребенка правильно подбирать пословицы и поговорки. Объяснять, почему одни могут подходить, а другие нет.

Игра “О чем я говорю”

Цель:

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные (ключевые) слова пословиц и поговорок.

Взрослый говорит несколько пословиц и поговорок на определенную тематику. Ребенок должен описать ситуацию, о чем идет речь.

На тебе, небоже, что мне не гоже. Берут завидки на чужие пожитки. Завистливые глаза все съесть хотят. Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.

Любит кот сверху сливки слизать. (О зависти, о жадности.)

У детей особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков. Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки, пословицы и поговорки с разной силой голоса, в разном тембре, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно)

На примерах пословиц и поговорок эффективно происходит формирование звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение) , ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление или перефразировка детьми отдельных пословиц или поговорок является показателем их лингвистического мышления.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, такими ее элементами, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно использовать пословицы и поговорки в разговорной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.

Игра “Почему так говорят”

Педагог предлагает детям слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Дети должны объяснить, для чего нужны эти предметы и почему они так называются. (можно ли подобрать к ним поговорки ?)

Пословицы переходили из века в век и, несомненно, еще пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Для работы с детьми отбираются наиболее ясные по смыслу пословицы – такие, которые не требуют особых исторических толкований.

Пословицы пришли нашу речь и такими должны перейти к нашим детям, людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословицы продолжается.

Детям преподносятся пословицы и поговорки по различным тематикам. Например:

Коллективизм

Один за всех и все за одного. Семеро – не один, в обиду не дадим. Ум хорошо, а два – лучше. С миру по нитке – голому рубаха. Свет ни без добрых людей.

Один в поле не воин.

Наружность

Ни в сказке сказать, ни пером описать. Сам с ноготь, а борода с локоть. Снаружи мил, а внутри сгнил.

Надень на пенек красивый лоскуток, да и то т красив. Без хвоста и ворона не красна.

Трудолюбие

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Слезами горю не поможешь. Не спеши языком, спеши делом. Не будет скуки, если заняты руки.

Если взялся за дело, доведи его до конца. Рисовая каша вкусна, да работа в поле трудна.

О хлебе

Хлеб за брюхом не ходит. Хлеб ногами топтать – народу голодать. Из одной муки хлеба не испечь. Без соли, без хлеба – половина обеда.

Ржаной хлебушка калачу дедушка.

Ссылка на источник festival.1september.ru

Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников

Пословица – коротенькая притча.

Поговорка – сложное, короткое - высказывание которое бытует в

народе, но не составляет полной - пословицы

В. Даль

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразитьне только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью.

Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Пословицы учат - В них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О. Каменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам: «Родина», «Смелость, трусость», «Терпение, вежливость, кротость», «Совесть и честь», «Правда, ложь». Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.

Пословицы и поговорки благодаря своемуразнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности. Кроме того, для умственного использования пословицы ребёнок должен в уме соотнести сложившуюся ситуацию с имеющейся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.

Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство. Упражнения:

1. Упражнение: «Закончи пословицу»

Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

2. Упражнение: "Завиральные пословицы"

Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

3. Упражнение: "Кто знает, пусть продолжает"

Первый ребёнок произносит пословицу, следующий - проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.

4. Упражнение: "Обьяснялки"

Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: "О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? ", "Кому следует говорить: не спеши языком - торопись делом?", "Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?", "Почему голова без ума - лукошко?".

5. Иллюстрирование пословиц:

При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелегафе или магнитной доске.

6. Моделирование пословиц:

С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

7. Инсценирование пословиц:

Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

8. Подбор пословиц к определённому тексту:

Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно придложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту.

Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц.

Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: "Каждой вещи - своё место". А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, "Кончил дело - гуляй смело") , а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

9. Упражнение: "Восстанови пословицу и объсни её":

Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя.Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись.Поспешишь потехе час.

10. Упражнение: "Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы".

Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, "Добрая слава дороже богатства") .

11. Упражнение: "Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение свекрху вниз". (по усмотрению воспитателя) .

Вра + ки = Враки, дово + дят = доводят, до дра + ки =драки.

12. Упражнение: "Собери слоги в слова, слова в предложения".

Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де - ляй, гу, ло, сме ("Кончил дело - гуляй смело") .

Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений.

И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат даёт приём "переделывания" пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы приходим к выводу, что последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.

Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.

Проводимая работа позволила сделать вывод, что пословицы и поговорки - эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов; формирования рече-мыслительной деятельности детей, обогащение и уточнение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

Литература:

Даль В. И. "Пословицы русского народа". М., 1984.

Кузнецов С. А. "Современный толковый словарь русского языка". М., 2004.

Круглов Ю. Г. "Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.

Мулько И. Ф. "Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет". М., 2007.

Тарабарина Т. И. "Пословицы, потешки, скороговорки". Ярославль, 1996.

новая книга: "500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей"

Подробней на сайте nsportal.ru

Русские пословицы и поговорки о труде, о работе. Для детей / Пословицы и поговорки, народные приметы / Лунтики. Развиваем детей. Творчество и игрушки

Собрание русских пословиц и поговорок о работе и о труде. *** Любишь кататься — люби и саночки возить. Уменье и труд все перетрут. Дело мастера боится.

За много дел не берись, а в одном отличись. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Всякая птица своим клювом сыта. Не боги горшки обжигают. Под лежачий камень и вода не течет. Без работы день годом кажется.

Торопливый дважды одно дело делает. Думай ввечеру, что делать поутру. Без терпенья нет уменья. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Велик телом, да мал делом. С охотой можно и в камень гвоздь забить. Какие труды, такие и плоды.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Маленькое дело лучше большого безделья. Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. Малый топор может срубить большое дерево. Не начавши — думай, а начавши — делай.

Куй железо, пока горячо.

Источник luntiki.ru

Пословицы для детей дошкольного возраста - Развитие речи - Развитие ребенка с IQsha.ru

30.06.2014, 10:19:47Просмотров:15344Просмотров:15344

Пословица - краткое изреченье, поученье, которое является народным творчеством. Изучение пословиц помогает социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм, развивает мышление, развивает речь, делает ее более богатой и выразительной, способствует пониманию фразеологизмов, формирует умение говорить чётко и выразительно, оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. Рассмотрим обучающие активности с пословицами.

«Объясни пословицу». Научите ребенка объяснять пословицы своими словами. Такая деятельность прекрасно развивает мышление, умение делать собственные выводы.

Рекомендуем каждый день читать по одной или несколько пословиц. Можно обсуждать пословицы в произвольном порядке, а можно их рассматривать тематическими блоками:

Пословицы о труде. Сделал дело - гуляй смело. Дело мастера боится.

Любишь кататься - люби и саночки возить. Терпенье и труд все перетрут. Под лежачий камень вода не течет. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время, потехе час. Что посеешь, то и пожнешь. Труд человека кормит, а лень портит. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не спеши языком, спеши делом. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Пословицы об учебе. Больше узнаешь - сильнее станешь. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

Ученье свет, а не ученье - тьма. По одежде встречают, по уму провожают. Век живи - век учись.

Пословицы о дружбе. Друга ищи, а найдешь - береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Гусь свинье не товарищ.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Старый друг лучше новых двух.

Пословицы о книгах. Не красна книга письмом, красна умом. С книгой жить - век не тужить. Книга мала, а ума придала. Хорошая книга - лучший друг.

Кто много читает, тот много знает. Книги читать - скуки не знать. Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Пословицы о внешности.Не всё то золото, что блестит. Снаружи мило, а внутри гнило. Не по виду суди, а по делам гляди.

Дело не в названии, а в содержании. Снаружи - красота, внутри - пустота.

Пословицы о манере поведения. Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. Язык мой - враг мой. Никто за язык не тянет.

Семеро одного не ждут. Тише едешь - дальше будешь. Поспешишь - людей насмешишь. Делая зло, на добро не надейся.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Запряг прямо, да поехал криво. Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы о характере. Смелость города берет. За правое дело стой смело.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Таких рубрик очень много - о семье и родителях, о погоде и природе, временах года, о растениях и животных, о судьбе, о деньгах, о человеческих достоинствах и недостатках.

«Продолжи пословицу». Ведущий произносит начало пословицы, ребенок договаривает конец пословицы. Можно играть с использованием мяча.

«Кто больше». Ребенок и взрослый произносят пословицы по очереди. Повторять пословицы нельзя.

Побеждает тот, кто продержится дольше всех.

«Подбери пословицу». После прочтения сказки или рассказа ребенок с помощью взрослого пытается подобрать подходящую пословицу, которой можно кратко охарактеризовать героя или сюжет. Это игровое упражнение развивает способность объяснять смысл литературных произведений и делать вывод (мораль) .

«Придумай пословицу». Можно научить детей придумывать пословицы, аналогичные уже существующим. Объясните детям, что в пословице мысль выражается очень сжато, поэтому высказывание должно быть максимально кратким, без лишних слов.

Нужно составить новую пословицу, сохранив прежнюю форму. Если внимательно посмотреть ка пословицы, то можно заметить, что некоторые из них содержат слова: «каков - таков» (Каков привет, таков и ответ. Каковы сами, таковы и сани.

Какой отец, таков и сын) , «кто-тот» (Кто в нраве крут, тот никому не друг. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Кто везде - тот нигде. Кто весел, а кто и нос повесил.

Кто весной не пролежит, весь год будет сыт, Кто не работает, тот не ошибается) , «как-так» (Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Как ручки сшили, так плечики и сносили) . Эти клише можно взять за основу для сочинения собственных пословиц.

Для того, чтобы пословицы способствовали развитию детей, объясняйте им пословицы, так как многим из них присуща иносказательность, уместно используйте пословицы в своей речи, побуждайте детей самостоятельно использовать пословицы в различных ситуациях.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Подробней IQsha.ru

Другие статьи по теме:

  • Пословицы и поговорки для дошкольников

    Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богат...

  • Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Пословицы о труде для детей дошкольного возраста

    Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Пословица недаром молвится». Развлечение «Пословица недаром молвится». учитель - логопед: Виницкая Т. В. воспитатель: Бабкина И. Н. Задачи: -...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Упражнения для дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Коррекционно развивающие занятия для дошкольников

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников «Играем, познаем мир, развиваемся» Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы детей старшего д...

  • Рекомендации по развитию дошкольников для родителей

    Развитие мышления дошкольников (рекомендации родителям) Выпускаясь из детского сада дети, как правило умеют читать, считать, а некоторые даже писать. Но придя в первый класс обнаруживается, что з...

  • Английский для дошкольников

    Программа «Английский язык в детском саду» (с 3 до 7 лет) Пояснительная записка Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особе...

  • Русский язык для дошкольников

    «Особенности обучения дошкольников русскому языку в национальном детском саду». Цель : раскрыть основные возможные направления в обучении детей дошкольного возраста русскому языку. Задачи : опред...

  • Народы мира для дошкольников

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов мира» Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Игры народов мира» Задачи. Вызвать интерес к людям разн...

  • Коррекционно развивающая программа для дошкольников

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что люб...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Интерактивные игры для дошкольников скачать бесплатно

    Развивающие интерактивные игры для детей дошкольного возраста. Приемы применения интерактивной доски в ДОУ Аннотация: Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и упражнения не обязат...