Практическая работа с детьми дошкольного возраста

Опытно-практическая работа по развитию диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх

Целью моей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми диалогической речью.

В нашей группе 22 человека, 7девочек и 15 мальчиков. Возраст детей 3-4 года. Есть дети, которые еще плохо говорят. Есть такие дети, которые отличаются отвлекаемостью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Основные задачи в данном направлении:

- умение адекватно реагировать на любое обращение (коммуникативно целесообразно отвечать на вопросы, выражать словесно готовность выполнить какое-либо побуждение или в социально принятых формах отказаться от выполнения)

- умение вступить в диалог с окружающими людьми (четко и ясно ставить вопросы или запрашивать информацию, делиться впечатлениями, мнениями, суждениями, вежливо выражать просьбы, советы, предложения и др.)

- культура диалога (поддерживать тему, не перебивать собеседников, говорить по очереди, смотреть на собеседника, овладение речевым этикетом, осознанно пользоваться формулами речевого этикета) .

-Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляла собой игру с куклой.

В начале занятий мы брали куклу и разговаривали с детьми от ее имени. Например, здравствуйте дети, меня зовут Катя, я пришла к вам в гости и хочу с вами познакомиться. Далее, воспитатель подходит с куклой к каждому ребенку и спрашивает: «Как тебя зовут? ». Дети быстро включаются в игровой процесс общения. Они охотно отвечают именно кукле, на воспитателя они даже не смотрят. Потом, кукла задает им вопросы по теме занятия, например, «какое сейчас время года? Какие вы знаете фрукты? » и т. д. В конце занятия кукла благодарит детей, хвалит, прощается.

Дети радуются, когда к ним на занятия приходит кукла-Хрюша, который ничего не знает, или все путает, и они ему рассказывают как надо правильно себя вести в разных ситуациях.

Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.

На занятиях мы использовали диалогические стишки, которые очень нравятся детям. С их помощью мы учим детей сочетать слова и движения, выполнять ритмический рисунок.

Первые театрализованные игры мы проводили на столе и фланелеграфе. Так как целью работы по театрализованной деятельности является овладение детьми диалогической речью, поэтому мы выбираем сказки в которых много диалога. Мы учили детей слушать и активно включаться в разговор, понимать вопросы и отвечать на них. Произведение В. Г. Сутеева «Цыпленок и утенок» мы в первый раз разыгрывала с резиновыми игрушками на столе. Затем задаем детям вопросы по тексту:

У цыпленка как зовут маму?

А у утенка?

Почему цыпленок во всем повторял за утенком?

Почему цыпленок чуть не утонул?

Если дети затрудняются ответить, то мы им объясняем, что цыплята не умеют плавать, а утята умеют. Потом воспитатель предлагает детям самим попробовать сопровождать игрушку цыпленка, а сам играет за утенка. Остальные дети – зрители. Если кто-то еще захотел поиграть даем и ему. И так всем желающим. После того как дети прослушают сказку несколько раз, они уже могут играть и за утенка. А воспитатель говорит от автора. Дети с удовольствием играют с фигурками настольного театра.

При этом мы учим детей менять голос и интонацию в соответствии с персонажем. После окончания театрализованной игры, когда ребенок ещё в восторге от того, как мы водили персонажей, как говорили, действовали за них, мы предлагаем малышу поиграть так же. Например, после показа сказки "Рукавичка" мы говорим: «А теперь попроситесь в рукавичку как мышка. А теперь как волк. А, давайте, посмотрим, кто лучше попросится в домик за мышку, волка». Победителю - аплодисменты. Затем мы предлагаем ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка", "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как важно ходит петушок".

Показывая малышам кукольный спектакль на фланелеграфе, мы рассказываем сказку так, чтобы она запомнилась им надолго, вызвала в их душах различные эмоции: сочувствие, желание помочь, радость - ведь все кончилось хорошо. Мы рассказываем сказку своими словами, используя декорации и картинки с героями.

Когда малыши запомнил всю сказку целиком, мы начинаем привлекать их к участию в спектакле. Воспитатель, рассказывая детям сказку, побуждает их выкладывать соответствующие картинки. Если ребята затрудняются, незаметно помогаем им.

Так как играем в театрализованные игры мы и вечером, то если приходят родители, дети с удовольствием показывают им спектакль. Это

дает почувствовать им важность происходящего, чувство гордости за свой труд, доставивший столько радости близким людям.

Подготовку к игре драматизации мы проводили в несколько этапов.

1. Воспитатель выразительно читает произведение.

2. Проводится беседа, на понимание содержания.

3. Проигрываем эту сказку на фланелеграфе или на столе.

Например сказку «Волк и семеро козлят» после того как мы ее выразительно прочитали, рассматриваем иллюстрации к тексту и анализируем эмоциональные состояния персонажей, изображенных на картинках («Что с ней? », «Почему плачет Коза? » и др.) . Мы проводим беседу на понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности, например, мы читаем отрывок из сказки и спрашиваем: согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки ребятушки, отворитеся, отопритеся. ») Почему вы так думаете? »

Далее воспитатель говорит, что сейчас мы с вами поиграем в сказку «Волк и семеро козлят». Вы все будете козлятами. Митя будет волком, а Таня будет мама - коза. Мы одеваем одному из детей шапочку козлика (или ободок с рожками, а другому маску волка.

Козлята сидят дома и ждут маму-козу. И вдруг приходит волк.

Волк: (поёт толстым голосом)

Козлятушки, ребятушки

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко пот вымечку,

Из вымечка по копытечку

С копытечка во сыру землю!

- Как испугались козлята? (показывают)

- Пустите ли волка? (Конечно, волка нельзя пускать в дом, даже и незнакомых людей нельзя пускать в дом если вы остались дома одни)

А затем вернулась мама - коза из леса. И какую песню она спела? Каким голосом? Обрадовались козлята и открыли дверь.

В ноябре ко Дню матери мы показали родителям нашу первую игру драматизацию «Волк и семеро козлят». В роли волка был папа одного из детей нашей группы, а в роли мамы козы - воспитатель, а дети были козлятами. В конце дети обязательно кланяются и получают аплодисменты. Все остались довольны.

В середине года мы стали разыгрывать с детьми более сложные инсценировки по сказкам В. Г. Сутеева «Под грибом» и «Мешок яблок» и показывать их детям из других групп и, конечно, родителям. Те дети, которые в начале года стеснялись участвовать в театрализованных играх, проявили желание сыграть какую-нибудь роль. Дети, которые плохо разговаривали в начале года стали получать роли, где со словами.

После прочтения сказки «Под грибом», задаем детям вопросы по тексту.

Затем мы разыгрываем эту сказку с куклами на столе. Воспитатель выбирает желающих сыграть персонажей сказки. Взрослый рассказывает сказку, а дети воспроизводят диалоги персонажей, управляя фигурками на столе, остальные дети – зрители.

«Муравей, муравей пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу». (Куда же я тебя пущу? Я и один тут кое-как уместился.)

Бежит мимо Мышка… (Пусти меня под грибок. Вода с меня ручьём бежит.)

Скачет мимо Воробей и плачет… (Намокли пёрышки, устали крылышки. Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать)

«Не тут ли он спрятался? » (Да где ему здесь спрятаться)

Итог игры. Зрители аплодируют юным артистам. Педагог спрашивает детей, что им больше всего понравилось в "детском театре", выслушивает ответы.

В следующий раз воспитатель обращается к детям: «Ребята мы с вами сегодня будем вспоминать сказку, а какую… вы сейчас должны догадаться сами». Посмотрите на эту книжку. Кто догадался, какая это сказка? Почему вы так решили?

Правильно это сказка В. Г. Сутеева «Под грибом». Давайте вспомним её. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Задаем детям вопросы по содержанию сказки:

Кто первый нашел гриб?

Кто первый попросился под гриб к муравью?

Каким голосом просилась бабочка под гриб? Попробуйте изобразить.

А как мышка просилась? Кто хочет показать?

А зайчик от кого убегал? Каким голосом он говорил? Покажите, как он испугался?

Затем предлагаем детям попробовать себя в определённой роли, если при распределении ролей возникают споры, вводим новые персонажи, божью коровку, сороку и т. д. Мы стараемся давать возможность всем попробовать себя в разных ролях, тогда все дети будут знать слова и смогут заменить друг друга.

Если все дети заняты в инсценировке, то приглашаем детей из другой группы. Если получается записать на видеокамеру, то после спектакля вместе с детьми просматриваем запись и обмениваемся впечатлениями.

В мае, на выпускном досуге мы показывали родителям сказку «Мешок яблок». С каждым разом мы с радостью отмечаем, что дети стали активнее участвовать в театрализованных играх.

Театрализованные игры я провожу в утренние и вечерние часы, органично включаю в различные образовательные области. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя, оказалась эффективной и способствовала развитию диалогической речи и творческих способностей детей. К концу года, дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась диалогическая речь и взаимопонимание.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, сплочению родителей и детей, позволила им лучше понимать друг друга.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию диалогической речи детей посредством театрально-игровой деятельности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_mlsht.ppt | 13386,5 Кб | Скачан: 39
www.maam.ru

Презентация «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Вашему вниманию предложена презентация. Материал предназначен для творческих людей, работающих непосредственно с детьми. Представлена одна из форм работы: распространение своего опыта среди коллег с использованием информационно - коммуникационных технологий, благодаря которым появилась возможность представить работу более интересно, визуально показать содержание педагогического процесса, предложить варианты углубления в работу и, что, считаю особенно актуальным, - вдохновить к творчеству и практической деятельности коллег.

www.maam.ru

«Применение рамок Монтессори в практике работы с детьми дошкольного возраста»

Основной лозунг М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

В центре развивающей среды находится ребенок, в которой он «строит» себя сам.

М. Монтессори выделяла три аспекта построения ребенком себя:

  1. Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом развития.
  2. Развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность внешнюю (движения) и внутреннюю (наблюдение, анализ увиденного) .
  3. Внутреннее развитие ребенка связано со средой, которая является стимулом для проявления его активности.

Стэндинг укладывает всю педагогическую систему М. Монтессори в следующие пять принципов:

  1. Дети способны к длительной непрерывной концентрации, если живо заинтересованы в своей работе.
  2. Дети любят порядок и особенно наслаждаются повторением тех действий, которыми уже овладели в совершенстве.
  3. Дети предпочитают работу игре, дидактические материалы — игрушкам.
  4. Чтобы заинтересовать детей, награда и наказание необязательны.
  5. Ребенок обладает чувством глубокого личного достоинства, которое легко ранить.

Мария Монтессори писала: «Чтобы оценивать детство и быть справедливым по отношению к ребенку, мы должны сами учиться у этого ребенка. Дети были моими учителями.

Не существует метода или педагогики Монтессори, существует лишь метод, максимально объективно соответствующий детскому существу; я не вывела сначала эти основополагающие заключения, а потом подогнала к ним свои методы, а как раз наоборот. Только непосредственное наблюдение за детьми, которым предоставлена полная свобода, открыло мне определенные законы их внутренней жизни, которые, как я позже обнаружила, имеют общие черты длявсех».

Именно сейчас, в наше время, особую ценность приобретает утверждение Марии Монтессори, что «изучение любого предмета надо начинать с изучения самого ребенка».

Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей. Монтессори-класс охватывает ряд зон. Одной из них является зона практической жизни, которая имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет) . Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами.

Благодаря активной работе с рамками ребенок развивает координацию движений, тонкую моторику.

Рамки устроены так, чтобы маленькому ребенку было легко с ними работать, например, ткань натянута на раму с провисанием, чтобы при работе застежка не «висела», а лежала на столе. Этот материал значительно облегчит ребенку работу по освоению разнообразных видов застежек и завязок на собственной одежде, позволит ему быстрее стать независимым и самостоятельным.

В комплект входят 12 деревянных рамок, на которые натянута прочная ткань, или кожа с застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, банты, молния, кнопки для одежды, липучка, ремни, шнуровка, булавки, крючки, кнопки бельевые.

Рамки с застежками

Деревянные рамки с различными застежками.

Материал.

В качестве примера приводим работу с застежкой «бант». Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.

Цель:

развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта — очень сложное действие.

Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон.

Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест-накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками.

Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами.

Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнения полностью или только часть.

Контроль над ошибками:

половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.

Применение:

завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.

Таким образом, для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка.

В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

-клей (универсальный) ;

1часть: Немного о квиллинге

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные иузкие полоски бумаги вспиральки, видоизменять ихформу исоставлять изполученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Внаши дни бумагокручение широко известно ипопулярно как хобби встранах Западной Европы, особенно вАнглии иГермании. Носамое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» наВосток. Богатейшие традиции тончайшей графики ипластики, изготовления бумаги иработы сней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15веке это считалось искусством. В19 — дамским развлечением. Большую часть 20века оно было забыто.

Итолько вконце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться вискусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся вмузее Виктории иАльберта вЛондоне. Сбумагой у нас связано представление онепрочности инедолговечности.

Ноквиллинг опровергает это утверждение – нафилигранную объёмную подставку можно поставить, кпримеру, чашку или положить тяжелую книгу, иниодин завиток бумажного кружева при этом непострадает. Можно собрать избумажных элементов вазу для конфет испокойно использовать её поназначению — неразвалится инесломается. Вобщем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается отевропейской. Европейские работы, как правило, состоят изнебольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки ирамочки.

Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточныеже мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается изсотен мелких деталей.

Инструмент для квиллингатакже бывает различный. ВЕвропе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку срасщепленным концом.

Некоторые исами делают подобный инструмент, например, изстержня для шариковой ручки, наконце которого сделана прорезь. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила.

Замену ему можно смастерить изтолстой иглы ипробки. Также, удетей хорошо получается накручивание назубочистку.

Бумага.Бумага должна быть цветной сдвух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить вспециальных магазинах. Еслиже такой возможности нет, томожно полоски нарезать самим.

Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3—1,5мм.

Рекомендации для педагогов по работе в технике квиллинг

Освоивать технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, используя при этом широкие полоски (примерно1,5-2см) , чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, но чтобы она не наскучила детям необходимо играть с цветом и формами.

Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов можно складывать элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще пять – лепестки.

После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук. Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга, основные из них: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, глаз, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.

Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с детьми необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

Предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе по изготовлению новогоднего шара в технике квиллинг.

2 часть: Практическая(изготовление новогоднего шара)

Традиционная новогодняя игрушка для ёлки- это шары, но если проявить немного фантазии и выдумки, используя при этом необычную технику можно изготовить креативную игрушку, которая украсит вашу новогоднюю ёлку.

1. Для работы нам понадобится: листы белой бумаги (формат А-4) , ножницы для бумаги,

шар (любой, можно использовать старую ёлочную игрушку или пластмассовые шары для сухих бассейнов) , простой карандаш, клей (универсальный, горячий клей) .

2. Расчерчиваем лист бумаги А-4 на полоски, шириной 1,5 см.

3. Разрезаем лист полоски

4. Надрезаем полоски по всей длине до середины ширины полоски

5. Скручиваем полоски в розочки

6. Края розочки подклеиваем, что бы не разворачивались

7. Готовые розочки приклеиваем к основе-шару

8. В зависимости от размера шара потребуется определённое количество розочек, чем больше размер шара, тем больше розочек необходимо подготовить. Розочки на шар необходимо наклеивать рядами.

9. Ряд за рядом обклеиваем весь шар, можно использовать бумагу разных цветов, в такой техники оформлять не только новогодние шары , на и другие предметы: шкатулки, рамочки для фотографий и многое другое.

10 . Готовой игрушкой украшаем ёлку.

Всем удачи в Новом году!

По теме:

Подробней nsportal.ru

Игровые методы работы в логопедической практике с детьми дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед) , неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения) , другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) , учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки.

Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать.

Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин.

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”.

Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить.

Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом словопожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка.

Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Можно ездить или нет.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь) : санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь) , з (зь) , ц.

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь) , з (зь) , ц.

Скажи, как я.

Цель:учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов) .

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Средний дошкольный возраст.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагогана этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.) , вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц) , шипящих(ж, ш, ч, щ) , сонорных (л, ль, р, рь,) .

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и

упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.

Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.) .

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке.

Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Выдели слово.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з(песня комарика) и звук с (песня водички) . Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где кружки, а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают.

Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

Старший дошкольный возраст.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков) . Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р) . С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки си ц, си ш, ши ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р) , правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

Домик над рекою, Светлой полосою

В окнах огонек, На воду он лег.

(А. Плещеев. “ На берегу”)

З На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

Проблема гендерного (полролевого) воспитания всё больше приобретает актуальность в настоящее время. В современном мире происходит смена стереотипов маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) , что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек.

Немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить семейные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто перекладывают на плечи жены.

У женщин же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни.

Таким образом, проблема гендерного воспитания - одна из самых сложных и противоречивых проблем на современном этапе, от решение которой зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.

Следует заметить, что тема дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек не является новой. История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на различных функциях, которые в будущем им предстояло выполнять.

Когда–то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

На основании многочисленных исследований ученые пришли к выводу,

что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели междисциплинарный термин «гендер» ( англ.gender – род) , который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Гендерное воспитаниерассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». В результате появляется возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Современная ситуация в российском дошкольном образовании характеризуется тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждения России гендерные особенности не учитываются. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Кроме того, мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница) . Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и сверстниками.

Следует отметить, что современная ситуация требует от девочкипроявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.) , но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчикахнельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

Последние годы некоторые ДОУ пытаются организовать раздельное воспитание девочек и мальчиков. Однако исследователи делают вывод, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом. В совместных играх, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, общаясь друг с другом, мальчики и девочки идентифицируют свой пол от «противного».

Современные исследователи также полагают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя гендерное воспитание от нравственного. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы.

Работа по теме «Генедерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», началась с изучения методической литературы по данному вопросу. Результатом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста, стало оформление папки «Коллектор», в которую вошли ксерокопии интересных статей из журналов педагогической направленности, а также электронная подборка материалов по изучаемой теме.

Было проведено исследование гендерных предпочтений и стереотипов у детей дошкольного возраста, путём беседы с детьми.

Мальчикам и девочкам были предложены следующие ситуации:

  1. Мальчик и девочка пришли в магазин игрушек. Что каждый из них выберет? (детям предлагались картинки: мяч, кукла, конструктор, посуда для куклы, машинки, игрушечное оружие)
  2. Девочки и мальчики перепутали свои вещи. Помоги разобраться, какая вещь для девочки, а какая для мальчика? (детям предлагались выбрать картинки, футболка, рубашка, платье, брюки, колготки, юбка, платье)
  3. Какую куртку захочет одеть девочка и какую мальчик?
  4. Какое любимое занятие у девочки и у мальчика?
  5. Когда мальчик и девочка вырастут, то кто их них станет?

(женщиной, мужчиной, папой, мамой, дядей, тётей, дедушкой, бабушкой)

  1. Какую профессию выберет мальчик, а какую девочка? (повар,

парикмахер, врач, космонавт, водитель, продавец, водитель, строитель, учитель, президент)

  1. Чем больше всего любят заниматься девочка, мальчик?

Беседы с детьми показали, что дети старшего дошкольного возраста четко

определяют свою половую принадлежность, игровые предпочтения соответствуют гендерной принадлежности, что нашло подтверждение и при рисовании и лепке на тему «Моя любимая игрушка». Четко определяют половые предпочтения в одежде, обозначают те вещи, которые могут носить и мальчики и девочки. У мальчиков и у девочек есть разные предпочтения в выборе цвета одежды. У детей не достаточно знаний о профессиональной деятельности взрослых.

Для изучения представлений о различиях мальчиков и девочек, культуре общения детям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. С кем ты дружишь?
  2. Кого ты бы хотел принимать в игру?
  3. Каким должен быть мальчик (девочка) , с которыми тебе хотелось бы дружить?
  4. Какие правила отношений между мальчиками и девочками ты знаешь?

Ответы детей показали, что существуют определенные трудности во взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

На основе изучения литературы и анализа педагогической работы: прежде всего развивающей среды групп и планирования образовательной работы с детьми были определены задачи работы

  1. Формировать гендерную принадлежность у детей дошкольного возраста: формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
  1. Воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

На основании выдвинутых задач была продумана такая организация развивающей среды в группе, чтобы учитывались игровые предпочтения и мальчиков и девочек.

Для мальчиков:

Игровые уголки были пополнены атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр «Военные», «Космонавты», «На дороге» и т.п., для чего были приобретены каски, бинокли, рули и т.п.

Были приобретены деревянные конструкторы «Городок», «Веселая ферма», «Транспорт», «Зоопарк» и другие, в которые с удовольствием играют и мальчики и девочки группы.

Приобретены конструкторы с разными соединениями: по типу «Лего», металлический конструктор, пластмассовые конструкторы по типу «Собери сам».

Игрушки – орудия труда: клещи, молоток, плоскогубцы, пила и т.п.

Очень большим успехом пользуется у детей деревянный набор: стол, инструменты, различные детали, которые можно прикреплять к столу с помощью деревянных гвоздей и шурупов.

Мальчики очень любят играть в солдатиков, поэтому были приобретены солдатики разного размера из разных материалов для организации игровой деятельности детей, военная техника (танки, самолеты и др.)

Наборы «Железная дорога», «Гаражи» и т.п.

Настольные спортивные игры: футбол, хоккей, волейбол

Транспорт, в том числе машины специального назначения, строительная техника

Для девочек: пополнены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр бытовой направленности «Семья», «Дочки-матери», «Магазин» и т.п..

Для этого приобрели интересные наборы бытовой техники, коляски, гладильные доски.

Девочкам старшего дошкольного возраста очень нравится играть в Барби, поэтому появился специальный уголок с домиком, красивой мебелью, одеждой.

Развивающие настольно-печатные игры «Наши поступки», «Эмоции», «Оденем мальчика и девочку» (деревянные рамки-вкладыши) , «Ребята нашего двора» и др.

Конструктор (липучки) «Погода и мода»

Но не только создание развивающей среды с учетом гендерных особенностей дошкольников важно при организации педагогического процесса.

На основании имеющихся разработок в методической литературе была составлена картотека «Фольклор с акцентом на гендер»,которая может быть использована при работе с детьми, прежде всего, младшего дошкольного возраста, но и с детьми старшего дошкольного возраста тоже, так как детям всегда приятно услышать рифмованные стихи, песенки, потешки, в которых повторяется их собственное имя или слова которого обращены непосредственно к данному ребёнку.

Была составлена картотека игр для девочек и мальчиков, в которой представлены игры с акцентом на гендер для детей разного дошкольного возраста.

Были проанализированы и доработаны перспективные планы работы по направлениям развития детей с учётом дифференцированного подхода по формированию гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста

Перспективный план работы с детьми старшей группы по формированию гендерной принадлежности представлен ниже.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

месяц

Материал nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

    Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – эт...

  • Коррекция речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР...

  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского - «secare» -...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Речевое воспитание детей дошкольного возраста

    Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • обог...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Трудовая деятельность детей дошкольного возраста

    Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит...

  • Методические принципы развития речи детей дошкольного возраста

    Система работы по разделу «Коммуникация» 2 слайд Основная цель работы по развитию речи – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. 3 слайд … достигаетс...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития се...

  • Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

    Проект «Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся че...