Предметные картинки для детей дошкольного возраста

Дидактические упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вам некоторые дидактические игры, которые я использую в своей работе с детьми подготовительной к школе группе.

«Найди место»

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.

Ход игры: Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

«Кто больше»

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: У воспитателя – предметные картинки.

Ход игры: Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.

«Найди предмет»

Цель: Закрепление знаний о гласных звуках.

Оборудование: У воспитателя – предметные картинки.

Ход игры: У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.

«Лото»

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки.

Ход игры: Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.

«Найди картинке место»

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: Домик с кармашками (синего и красного цвета) ; предметные картинки.

Ход игры: У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам.

«Поезд»

Цель: Развитие умения выделять гласные звуки.

Оборудование: Поезд с буквами, предметные картинки.

Ход игры: Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.

www.maam.ru

Дидактическая игра «В какую коробку?» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:закрепить умение устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по цвету, величине, форме, количеству; закрепить знания цифр от 1 до 10, умение считать от 1 до 10; развивать внимание, зрительное восприятие.

материал: коробки 5 шт, разного размера, помещающиеся друг в друге по принципу "матрешка", на каждой коробке карман для цифр, геометрическая фигура разного размера и цвета, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) разного цвета и величины - 5 размеров, карточки с изображением цифр от 1 до 10, карточки с изображением предметов от 1 до 10

Ход игры:играют дети от 1 до 6 человек. Ведущий и пять игроков. у каждого игрока коробка. Ведущий дает задание.

Варианты игры:

а) разложить геометрические фигуры по величине (в большую коробку - самые большие и тд.)

б) разложить геометрические фигуры по цвету (в коробку с изображением красной фигуры положить все красные фигуры и тд.)

в) разложить геометрические фигуры по форме (в коробку с изображением треугольника положить все треугольники и тд.)

г) разложить картинки по количеству предметов (в коробку с цифрой 3 положить все картинки с изображением трех предметов и тд.)

www.maam.ru

Дидактическая игра «Найди предмет такого же цвета» для детей младшего дошкольного возраста

Цель игры:Формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, умение выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Наглядный материал:карточки с изображениями предметов разных по цвету, такие же разрезные предметы.

Ход игры:Детям предлагается по одной большой цветной карточке с изображениями предметов, каждый ребенок из предложенных картинок выбирает изображение того предмета, который соответствует его цвету.

www.maam.ru

Картинки

Название: Расскажите детям о космосе. Наглядно-дидактическое пособие

Авторы текста: Л. Бурмистрова и В. Мороз

Издательство: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»

Качество: отличное

Размер: 10,3 Мб

Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям» предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Данный выпуск содержит материал по теме космос. Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.

Материал dou-sad.ru

Качество: отличное

Размер: 16,7 Мб

Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям» предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Данный выпуск содержит материал по теме космонавтика,является дополнением к выпуску "Расскажите детям о космосе". Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.

Предметные картинки

Название: Расскажите детям о космосе. Наглядно-дидактическое пособие

Авторы текста: Л. Бурмистрова и В. Мороз

Издательство: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»

Качество: отличное

Размер: 10,3 Мб

Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям» предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Данный выпуск содержит материал по теме космос. Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.

Ссылка на источник madou40-tomsk.ru

Предметный мир в картинках - «Ви Эль»

Назначение «Наборов методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного возраста» при работе со здоровыми детьми.

Сенсорное развитие ребенка обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой стороны - составляет фундамент общего умственного развития, которое опирается, прежде всего, на полноценное восприятие. Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечивают ему лучшую адаптацию и ориентировку в воспринимаемом мире.

Наборы предназначены для развития разных видов восприятия, формирования полных и точных представлений о внешних свойствах предметов, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, эффективно для работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Возможность использования наборов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) , при расстройствах:

  • нарушения речевого развития;
  • расстройства внимания и гиперактивность (СДВГ) ;
  • аутизм;

Подробней на сайте www.test-psy.ru

Предметный мир в картинках

Назначение «Наборов методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного возраста» при работе со здоровыми детьми.

Сенсорное развитие ребенка обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой стороны – составляет фундамент общего умственного развития, которое опирается, прежде всего, на полноценное восприятие. Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечивают ему лучшую адаптацию и ориентировку в воспринимаемом мире.

Наборы предназначены для развития разных видов восприятия, формирования полных и точных представлений о внешних свойствах предметов, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков, эффективно для работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Возможность использования наборов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) , при расстройствах:

  • нарушения речевого развития;
  • расстройства внимания и гиперактивность (СДВГ) ;
  • аутизм;

Читать далее amaltea-spb.com

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

В дошкольном возрасте в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы– это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно

при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению с помощью этих схем-моделей. Так же оно является и подготовительным этапом использования их в работе с мнемотехникой в более старшем возрасте. Знакомство с моделями развивает у детей память, мышление, внимание, воображение – все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает.

Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо...,солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов:

Нулевой период - «Повторение без повторения». Ребенок начинает пользоваться знаково- символическими средствами, еще не осознавая их.

1 этап– становление замещения;

2 этап- моделирование.

Мы знаем, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками с особыми возможностями здоровья состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются

геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.

Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип сохранения формы.

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

I. Замена реального предмета схематическим изображением.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью. Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

1) . Игра - «Что это?»

Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка) , а рядом схематическое изображение

этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом.

Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

2) . Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов.

Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

3) . Следующий этап - игра: «Угадай»

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы) . Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4) .«На что похоже?»

На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг.

К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник.

Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

5) . Еще один способ знакомство детей с моделями.

Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а

отдельная ее часть. Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д.

Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

6) . Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.

Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили вначале: «Что это?», «Лото».

7) . Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

II. Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой.

Этот тип модели можно использовать в образовательной деятельности по математике. Так, например, при ознакомлении детей с понятием «много» и «один». Вначале знакомство берем демонстрационный материал, представляющий изображение реальных предметов.

Например, «одна» курочка и «много» цыплят. Детей учим определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяем изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры – круги.

Воспитатель предлагает детям подойти к фланелеграфу, показывает белый кружок и говорит: «Курочка будет у нас белого цвета». Демонстрируя желтый кружок, поясняет: «Желтого цвета будут цыплята».

Воспитатель крепит белый кружок на фланелеграф, еще раз напоминает, что «курочка» будет такого белого цвета, и помещает следом за белым кружочком желтый, говоря, что такого цвета «цыплята». Затем детям предлагает найти в коробке еще одного «цыпленка» и поместить его следом за мамой-«курочкой». И так до тех пор, пока все цыплята будут размещены «гуськом» позади «курочки». Затем воспитатель

обращает внимание на количество: сколько «курочек»? (одна) . А сколько «цыплят» - (много) .

В ходе такой образовательной ситуации преследуется еще одна цель – мы обращает внимание детей на то, что цвет является признаком различных предметов и может служить для их обозначения. Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами.

III.С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать

мнемотаблицы, мнемодорожки.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы, мнемодорожки. Но их можно использовать уже и в раннем возрасте. Так, например, разучивание потешек: «Как у нашего кота», «Улитка, улитка».

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

  1. Для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;
  2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
  3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов

В коррекционно-развивающем обучении с детьми с особыми возможностями здоровья мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

В нашей работе основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования являлось занятие. К занятию определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке) .

На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы,

сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Часть занятия по развитию речи

у детей с ОВЗ в старшей группе по теме «Осень».

II) . Основная часть.

1) . Вводная беседа об осени.

-Осень, осень в гости просим

С листопадом и дождём,

-Ребята, скажите, сколько у осени месяцев?

Дети: - У осени 3 месяца.

- Правильно! Назовите, пожалуйста, первый месяц осени.

Дети: – Сентябрь.

- Первый месяц сентябрь. Это самый тёплый месяц.

- Второй месяц осени? – Октябрь.

- Да, второй месяц октябрь. Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

Как вы думаете, почему?

Дети: - Потому что с деревьев опадают увядшие листья.

-В октябре часто идёт холодный мелкий дождь. Говорят, что октябрь то плачет, то смеётся. Как же может октябрь плакать?

Что люди имеют в виду, когда так говорят?

Дети: - В октябре идёт дождь.

-Дождик, дождик - кап-кап-кап,

Подробней nsportal.ru

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И М Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это не птица, потому что летать не может») С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические пи психологические предпосылки овладения речью Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд

Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка сна нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но осами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играх

Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. е от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваются

Этапы дошкольного периода:

1) младший дошкольный возраст (3–4 года) . Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.) . Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

2) средний дошкольный возраст (4–5 лет) . Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением

Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества.

Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры) . При рисовании активизируются процессы мышления и представления Сначала ребенок рисует то, что видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5–6 лет) Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

Скачать:

Подробней nsportal.ru

Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря

у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

Из опыта работы учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз амблиопия, косоглазие, в условиях группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения.

В настоящее время официальная статистика свидетельствует о все большем рождении детей с различной патологией, в том числе и врожденных зрительных нарушениях. Не обошла стороной эта проблема и наш город.

В связи с этим возникла необходимость в создании специальных образовательных организаций для данной категории детей. Как правило, недоразвитие или нарушение одной функциональной системы ведет за собой недоразвитие либо несформированность другой. Так, почти 98% детей поступающих в дошкольное учреждение для детей с нарушениями зрения имеют различные по выраженности нарушения речи.

Таким образом, одной из важнейших задач коррекционно – педагогической работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения является формирование у них правильной речи. Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка.

Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Сниженное зрение не позволяет достаточно правильно опознавать и наблюдать многие предметы, явления природы, жизнь людей.

В связи с этим их представления об окружающем обеднены и носят фрагментарный характер. Полученная с помощью неполноценного зрения информация слабо закрепляется в памяти.

Сложившиеся образы быстро стираются или заменяются другими, связи с этим нет четкой зависимости между словом и образом. Таким образом, неполнота зрительного восприятия затрудняет обогащение зрительной памяти, а это создает сложность при формировании конкретного значения слов в речи детей с нарушениями зрения.

Становление речи у детей с нарушениями зрения и при сохранном зрении происходит принципиально одинаково, однако нарушение зрения изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у нормально видящих.

Важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем мире является целостное восприятие предмета. Формирование зрительного образа предмета у детей с амблиопий и косоглазием задерживается и требует специального воздействия.

Таким образом:

1. Зрительные нарушения осложняют и изменяют процесс познания детьми окружающего мира.

2. Дефицит зрительных возможностей сказывается на речевом развитии детей.

3. Словесные системы связей у детей с нарушением зрения формируются без должной опоры на наглядные образцы, в связи с чем, отмечается разрыв между предметным и практическим действием и его словесным обозначением, объединение конкретных значений слов. Отсутствие необходимого запаса слов, недоразвитие смысловой стороны речи.

4. Нарушение зрительной деятельности приводит к затруднениям в познании окружающей действительности, сужению социальных контактов, ограничению ориентировки в пространстве и возможностью заниматься определенными видами деятельности.

Теоретические основы коррекционной работы

Результаты диагностики сформированности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи: а) предметного гнозиса и номинативного словаря, б) восприятия цвета, формы, величины; в) оптико – пространственного гнозиса, г) симультанного (целостность, одновременность восприятия предмета) и сукцессивного (восприятие отдельных частей предмета, с целью восстановления целого образа предмета) гнозиса. показали, что количество ошибок и их выраженность возрастают по мере снижения у детей зрительных возможностей .

Исходя из полученных результатов и цели были определены направления коррекционной работы:

1. Развитие зрительного восприятия предмета.

2. Формирование предметной соотнесенности слова, т.е. связи наименования с предметом.

3. Формирование обобщающей функции слова, т.е. отнесенности слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов.

Содержание коррекционной работы

Согласно намеченным направлениям коррекционная работа по развитию зрительного восприятия и формированию предметного словаря включала следующие этапы работы:

I. Выполнение перцептивных действий с помощью педагога (либо по образцу, либо по подражанию) .

II. Закрепление полученных образцов восприятия и формирование на их основе представлений о предмете, через:

  1. Узнавание реальных предметов.
  2. Узнавание реалистических предметных изображений по фрагментам рисунка.
  3. Узнавание силуэтных и контурных изображений.
  4. Узнавание перечеркнутых контурных предметных изображений.
  5. Узнавание контурных предметных изображений, наложенных друг на друга.
  6. Развитие симультанного и сукцессивного гнозиса.
  7. Формирование восприятия сенсорных эталонов «цвет», «форма», «величина».
  8. Развитие оптико – пространственного гнозиса.

III. Соединение сформированных зрительных представлений со словом – названием данного предмета в плане громкой речи.

IV. Интериоризация полученных знаний, умений и навыков.

На I этапе работа строилась с опорой на все виды анализаторов: слуховой, тактильный, зрительный и двигательные (кинестетические ощущения) . Детям предлагалось сначала по образцу, а затем самостоятельно обследовать предмет путем ощупывания, Например, на лексическом занятии по теме: «Овощи, фрукты» детям в руки давались либо натуральные, овощи и фрукты, либо их муляжи. При ощупывании возникал объемный образ предмета.

В предлагаемых играх дети должны были узнать целостные объемные реальные предметы, а затем узнать их среди других. Детям предлагалось поиграть в такие игры как: «Чудесный мешочек», «Найди такой же предмет в группе», «Покажи, назови», «Ощупай и слепи», «Найди пару.

II этап – включал закрепление полученных образов восприятия и формирование на их основе представлений с использованием реальных объектов, реальных силуэтных, контурных предметных изображений.

Задачей предлагаемых заданий было упражнение детей в зрительном соотнесении объектов, располагающих различной степенью наличия информативных признаков.

На данном этапе обучение проходило в форме игры «Магазин». Детям предлагалось правильно назвать реальные объекты по разным лексическим темам. Дети могли купить понравившуюся вещь, при условии правильного называния всех представленных в «магазине» предметов. Для работы по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников на данном этапе была разработана рабочая тетрадь «Незнайкины забавы!» (Приложение № 1) . В данной рабочей тетради собраны и систематизированы игровые задания на: а) узнавание реалистических предметных изображений;

б) узнавание реалистических предметных изображений по фрагментам рисунка;

в) узнавание силуэтных и контурных изображений;

г) узнавание перечеркнутых контурных предметных изображений;

д) узнавание контурных предметных изображений, наложенных друг на друга.

Материал подобран в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми на логопедических занятиях. В начале, в рамках изучаемой темы, детям предлагалось узнать и назвать реалистические предметы, в которых отсутствует, какая либо существенная деталь.

Необходимо было не только назвать сам предмет, но и дать название отсутствующей детали. Например, в теме «Животные» у «зайца нет хвоста», или «заяц без хвоста» и т.д. Далее детям предлагалось узнать реалистические предметные изображения по фрагментам рисунка.

Данному навыку дети обучались на основе игры «Узнай, кто это?» «Узнай, что это?» в этом случае фрагменты рисунка (изображения) представлялись последовательно. Например, изображение «собаки».

Сначала предъявлялась картинка «хвост», затем «туловище», далее «голова» и т.д. при выполнении задания практиковался элемент соревнования «Кто быстрее назовет предмет?». Что являлось отличной мотивацией для быстрого выполнения задания.

В силу своих особенностей дети с нарушениями зрения лучше воспринимают темные объекты на белом фоне. Поэтому, следующим этапом обучения детей являлось узнавание сначала силуэтного, а затем контурного изображения предмета.

Предлагалось поиграть в игру «Угадай, чья это тень?» «Кто спрятался?», «Подбери пару», «Что задумал нарисовать художник?». Дети в тетрадях соединяли реалистичное изображение предмета с его силуэтным изображением, подбирали подходящий контур для предмета. Также детям предлагалась дидактическая игра: «Предметы и контуры».

Далее, по мере совершенствования зрительного восприятия детям предлагалось узнать перечеркнутые, затушеванные картинки - игра «Испорченные картинки», «Незнайка – неумеха».

И наконец, работа на втором этапе по формированию предметной отнесенности заканчивается формированием навыка узнавания контурных предметных изображений, наложенных друг на друга. Этот вид деятельности для детей, имеющих нарушения зрения является наиболее трудным. Детям предлагались такие игры как: «Какие предметы спрятались на рисунках?», «Посчитай и назови», «Прятки», и.т.п.

Параллельно с развитием предметного гнозиса, шла работа и по развитию симультанного (последовательного, восприятия) и сукцессивного (одномоментного, целого восприятия) гнозиса. Развитие данного навыка происходило на основе игр: «Разрезные картинки» «Составные картинки».

Дети должны были собрать целую картинку из разрезанной на несколько частей (2,3,4,5) . Задания подбирались с учетом возможностей каждого ребенка. Одни дети использовали способ наложения разрезных частей предметного изображения на картинку – образец, другие осуществляли процесс зрительного синтеза частей предметного изображения в умственном плане.

Учитывалась зона ближайшего развития ребенка. В заданиях «Дорисуй фигуру», «Дорисуй до целого», отслеживалась правильность соблюдения пропорций, размера, симметрии. Задание «Двойные изображения» очень любимо детьми, они проявляют живой интерес при выполнении данного задания. В этом задании дети находят нелепые изображения предметов, называют какие реальные предметы или животные соединились в данной картинке».

На этом же этапе для формирования восприятия сенсорных эталонов цвет, форма, величина детям давались следующие задания и дидактические игры: «Составь узор», «Найди предмет такой же формы», « Геометрическое лото», «Дополни изображение», «Найди такой же» и т.д.

На развитие оптико – пространственного гнозиса проводились игры «Покажи Незнайке» (показ детьми, какой рукой они едят, рисуют, и т.д.) , «Найди у Незнайки» (показ детьми частей тела Незнайки, стоящего к нему лицом) , «Покажи куда дует ветер» (показ направлений пространства относительно собственного тела) , «Что рядом с Незнайкой» (определение пространственного расположения предметов относительно другого человека) , «Сундучок с секретом» (определение, пространственного соотношения между двумя предметами) . «Художник», «Составь узор», (ориентировка на листе бумаги) , и т.д.

На III этапе дети соединяли сформированные зрительные представления со словом – названием данного предмета в плане громкой речи. Используемые задания были нацелены на формирование целостного образа предмета, уточнение, обогащение и активизацию пассивного словарного запаса детей. Перевод пассивного словаря в активный.

Например, детям представлялась предметное изображение кресла. Детям необходимо было назвать все составляющие части данного предмета. (ножки, сиденье, спинка, подлокотники. Либо демонстрировалось сразу два предмета близких по внешнему виду или назначению. Ребенок должен был назвать как можно больше признаков сходства или различия данных предметов. «У стула нет подлокотников, у табурета нет спинки и т.д.)

И на последнем IV этапе работы дети переводят перцептивные действия в умственный план.

На этом этапе работы дети учились сравнивать между собой предметы, делать выводы о сходстве или различии предметов без наглядной опоры, находили целый предмет по названию его частей. На этом этапе работы использовались приема работы как: «Отгадай загадку», «Какой предмет я загадала?», «Что это такое?»

Для этой цели были использованы такие методы словарной работы как:

- метод непосредственного наблюдения за различными процессами – трудом взрослых, уличным движением, кормлением животных. Подобные задания для выполнения задавались на дом. Были рекомендованы родителям.

С детьми рассматривали различные типы картин, с последующей беседой об увиденном. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов. Что (или кого) видишь на картине?

Перечисли изображенные предметы. Чем они похожи? Чем отличаются?

Для чего предназначен предмет (рассказать о каждом) , «Кто, где изображен?» и т.д.

Таким образом, на 4 этапе дети включались в активное обсуждение происходящего вокруг, опираясь на накопленный опыт.

Работа с педагогами, родителями.

Работа по формированию зрительного восприятия и речи у детей старшего дошкольного возраста с патологией зрения и общим нарушением речи (III уровня) велась совместно с педагогами, так как от контакта и полного взаимопонимания между специалистами зависит успех коррекционной работы. Для повышения компетентности педагогов был разработан цикл консультаций по теме «Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения».

Для проведения систематизированной работы был разработан перспективный план дидактических игр и упражнений по развитию зрительного восприятия и обогащению номинативного словаря старших дошкольников в соответствии с лексическими темами. Данные игры воспитатели проводили в вечернее время, с целью закрепления полученных на занятии логопеда знаний и умений.

Рекомендованные задания воспитатели включали в свои ежедневные занятия. Для родителей, так же как для воспитателей был разработан цикл консультаций по данной теме. В рамках проведенных «Дней открытых дверей» родители могли посетить логопедические занятия.

Результаты коррекционной работы.

Результаты проведенной работы показывают, что у детей уровень зрительного восприятия значительно повысился по сравнению с первоначальным. Эти выводы подтверждаются и качественной характеристикой результатов выполнения заданий. (Приложение № 2) . Действия детей были более точными, координированными, они быстрее «включались» в процесс выполнения задания, меньше отвлекались на действия других детей. Сталкиваясь с проблемой выбора соответствующего объекта (предметного изображения) , проявляли волевое усилие в решении поставленной перед ними задачи.

Дети с тяжелой степенью амблиопии и косоглазием еще допускают ошибки, но их уже значительно меньше по количественному и качественному выражению.

В результате диагностики полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности гностико – практических функций (вне зависимости от степени функционального нарушения зрения) на 45% превышает первоначальные показатели тех же детей в начале обучения.

В результате обучения у детей с нарушениями зрения значительно расширились представления о предметах (объектах) окружающей действительности. Отсутствие неточного употребления значений слов у детей со слабой степенью амблиопии и косоглазием свидетельствует о наличии устойчивой предметной отнесенности слов.

Дети детей с тяжелой степенью амблиопии и косоглазием хоть допускали неточности и пропуски в назывании предметов, но все же результаты мониторинга указывают на то, что у этой категории детей наблюдается положительная динамика в усвоении лексического компонента речи.

Н. В. Гульчак

Читать далее nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...

  • Логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...

  • Дидактические игры для детей дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя...

  • Самообразование сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Самообразование «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Исследовательская деятельность по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» воспитателя Гореловой Е. С...

  • Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

    Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития се...

  • Возрастные особенности детей дошкольного возраста

    Допускает небрежность в выполнении монотонных операций. Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива. 3. Формировать произвольность всех психических пр...

  • Развивающие игры для детей дошкольного возраста

    Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию сенсорного во...