Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий^
• использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
• реализация общеобразовательной программы;
• обогащение предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
• насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ;
• трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;
• полифункциональности (возможность разнообразного использования) ;
• вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ;
• доступности (свободный доступ к игровым пособиям) ;
• безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.
Так, например, в нашей группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие Центры активности:
- Центр безопасности.
- Центр сюжетно-ролевых игр.
- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .
Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой отражены в разработанных нами паспортах центров в группе. Рассмотрим каждый из них.
1. Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС (они перед вами на экране, основных направлений работы и принципов дал возможность составить паспорт Центра безопасности, в соответствии с которым он наполнился дидактическими играми и пособиями в соответствии с возрастом детей.
Так, например, по ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, находятся:
Хозяин – Светофорик.
Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
Набор дорожных знаков.
Дидактические игры.
Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в группе ДОУ, поэтому в Центре безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях:
- профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;
- формирование умения беречь своё здоровье;
- профилактика пожарной безопасности.
В Центре имеются дидактические пособия «Острова Здоровячка и Хлюпика», «В стране Здраволандии», «Плюсы и минусы природных явлений», «Здоровей-ка», целью которых является повышение у детей когнитивной компетентности о возможностях здорового образа жизни, оздоровления лекарственными травами, применения дополнительных средств профилактики простудных заболеваний; формирование у детей умения беречь свое здоровье. В перспективе создание в группе дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту.
2. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте (они перед вами на экране, в Центре социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек) :
• Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
• Организации труда с небольшими группами детей.
• Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
• Организации ручного труда.
Созданы дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей, формируемая именно в старшей группе (в дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются, главным в которой являются умения:
- принять цель труда;
- выделить предмет труда;
- предвидеть результат труда;
- спланировать трудовой процесс;
- отобрать необходимое оборудование;
- довести начатое дело до конца.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.
В перспективе создание в группе условий для работы мальчиков с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т. д.
3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.
Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован Центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, рекомендуемым именно в старшем дошкольном возрасте. В Центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:
- семья («Дом, семья») ;
- образование («Детский сад») ;
- здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») ;
- торговля («Магазин») ;
- производство («Швейное ателье») ;
- строительство («Строительство», «Строим дом») ;
- развлечения, общественные места («В кафе») ;
- путешественники («Кругосветное путешествие») ;
- транспорт («На дорогах города») ;
- военная тематика («Пограничники», «Мы – военные разведчики») ;
- спорт («Мы – спортсмены»)
В Центре сюжетно-ролевых игр создано дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.
Таким образом, важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.
Практикум для педагогов дошкольного образования
Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО
Продолжительность: 40 минут
Аннотация
Данный семинар предназначен:
- для молодых специалистов: изучение содержания социально-коммуникативного развития дошкольников как одной из образовательных областей согласно ФГОС ДО;
- для педагогов-стажистов: повторение и закрепление содержания работы по данному направлению.
Цель: повысить компетентность педагогов МАДОУ детский сад «Пчелка» с. Кармаскалы в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, способствовать улучшению качества образовательного процесса.
Методы и приемы: беседа, обсуждение, показ слайдов, физкультминутка, деловая игра, релаксация (видеоролик) .
Предварительная работа:
- подбор и изучение нормативно-правовых актов, методической литературы,
- организация выставки методической литературы в методкабинете;
- консультации для педагогов по теме.
Ожидаемые результаты:
Повысится уровень профессиональной компетентности воспитателей и педагогов в области социально-коммуникативного развития воспитанников согласно ФГОС дошкольного образования, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению качества дошкольного образования.
Ход семинара- практикума
Приветствие.
Тема семинара. (Слайд 1).
Актуальность (Слайд 2) .
Цель и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников (Слайды 3, 4) .
Беседа. Вначале определим основные направления работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». (Слайд 5) .
Какие виды детской деятельности определяет ФГОС ДО? (Слайд 6). (Обсуждение) .
Какие формы работы по видам той или иной деятельности можно использовать в работе? (Приложение 1 к конспекту). (Обсуждение) .
Какие условия необходимы для успешной реализации социально-коммуникативного развития? (Слайды 7, 8). (Обсуждение) .
Согласно требованиям Стандарта обязательно учитываем эффективные формы и способы поддержки детской инициативы. Какие это могут быть формы? (Слайд 9). (Обсуждение) .
Основным видом детской деятельности, способствующим социализации и коммуникации ребенка, является игровая деятельность. Классификаций игр много. Давайте вспомним с вами классификацию игр по Новоселовой С. Л. и Зворыгиной Е. В. (Слайд 11). (Обсуждение) .
Комплексный метод руководства игрой этих авторов предполагает
- обеспечение педагогических условий развития игры,
- педагогическую поддержку самодеятельных игр. (Слайд 12) .
Какие виды игр вы помните? (Приложение 1 к конспекту). (Обсуждение) .
Следующим направлением работы патриотическое воспитание (Слайд 13) .
Компоненты патриотического воспитания (Слайд 14) .
Вспомним принципы работы по патриотическому воспитанию (Слайд 15). (Обсуждение) .
Какие условия должны быть созданы в группе для патриотического воспитания? (Слайд 16). (Обсуждение) .
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи по формированию ОБЖ. (Слайд 17) .
Какие задачи ставятся при формировании основ безопасности жизнедеятельности детей? (Слайд 18). (Обсуждение) .
Какие направления работы по ОБЖ? (Слайд 19). (Обсуждение) .
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения (Слайд 20) .
Трудовое воспитание. Задачи трудового воспитания (Слайд 21)
Вспомним виды труда, формы организации труда, типы организации трудовой деятельности (Слайд 22). (Обсуждение) .
Физкультминутка. Попрошу всех встать, немного размяться. Сделаем друг другу бодрящий массаж. Разбились на пары. Один из пары встает по отношению к другому спиной, он – «пациент». Второй – «массажист». «Массажист» гладит голову «пациента», плечи, спину. Затем начинает похлопывания: плечи, спина, руки, живот, бедра, ноги. Партнеры меняются ролями и повторяют действия. Друг другу улыбнитесь, поблагодарите друг друга и садитесь.
Деловая игра «Игрушки для сюжетной игры»
Цель: Выявить качества знаний педагогов в подборе игрового материала и оборудования для сюжетно – ролевой игры на каждом возрастном этапе.
Атрибуты к игре: оформление магазина «Детский мир «ЛУКОМОРЬЕ»
Отделы игрушек:
Игрушечные машины
Кукольное хозяйство
Отдел кукол
Разнообразный материал
Забавные зверюшки.
Описание игры:
Мир современного ребенка трудно представить без игрушек. Давайте и мы представим себе, что мы в отделе игрушек детского мира «Лукоморье», присмотримся внимательно к игрушкам, которые ждут покупателей на прилавках.
Вот отдел кукол. Здесь: и маленькие куклы, и большие; с закрывающимися глазами и с нарисованными; «говорящие» и «умеющие ходить»; малыши – голыши и нарядно одетые девочки; «Красные шапочки», «Айболиты», куклы Барби и др.
А сколько разных зверюшек – плюшевые и пластмассовые мишки, зайцы, собачки, обезьянки. Рядом на прилавке кукольное хозяйство – посуда, плита, стиральная машина, кукольная мебель. А дальше – игрушечные машины: точные маленькие модели «Мерседеса», «Лимузина», деревянные грузовики, похожие на настоящие лишь в самых общих чертах. А вот и просто руль на подставке. А это – разнообразный предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками.
Задания:
1. Выбрать себе любую игрушку, и проанализировать ее соответствие данной возрастной группе.
2. Составить алгоритм адекватного восприятия ребенком конкретной игрушки; ее педагогическое, психологическое и эстетическое воздействие на развитие ребенка в контексте воспитательного процесса.
Наблюдение и анализ деловой игры
1. Актуальность темы, выбранной для обсуждения.
2. Знание педагогов в подборе игрового материала и оборудования.
3. Рефлексия участников игры.
4. Решение в соответствии с задачами деловой игры.
Релаксация. Видеоролик «Как прекрасен этот мир».
Семинар окончен. Благодарю всех за активное участие.
Приложение к конспекту практикума
Детская деятельность в образовательном процессе
(виды деятельности, формы работы)
№ Деятельность Формы работы
1. Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции
Творческие игры:
- режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми) ;
- сюжетно-ролевые;
- игры- драматизации;
- театрализованные;
- игры со строительным материалом
- игры-фантазирования,
- импровизационные игры-этюды.
Игры с правилами:
- дидактические,
- подвижные (по степени подвижности, по преобладающим движениям, по предметам и т. д.) ;
- развивающие;
- музыкальные;
- компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений, обучающие) .
2. Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира
Экспериментирование, исследование, моделирование:
- замещение;
- составление моделей;
- деятельность с использованием моделей;
- по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное) .
3. Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению
Формы общения с взрослым:
- ситуативно-деловая,
- внеситуативно-деловая,
- внеситуативно-личностная.
Формы общения со сверстниками:
- эмоционально-практическая,
-внеситуативно-деловая,
- ситуативно-деловая.
Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения.
4. Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции
Гимнастика:
- основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие) ;
- строевые упражнения;
- танцевальные упражнения;
- с элементами спортивных игр.
Игры:
- подвижные;
- с элементами спорта.
Простейший туризм.
Катание на самокате, санках, велосипедах, ходьба на лыжах и др.
5. Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть / потрогать / почувствовать Самообслуживание;
Хозяйственно-бытовой труд;
Труд в природе;
Ручной труд
6. Изобразительная деятельность – форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт Рисование, лепка, аппликация
7. Конструирование из различных материалов – форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь Конструирование:
- из строительных материалов;
- из коробок, катушек и другого бросового материала;
- из природного материала.
Художественный труд:
- аппликация,
- конструирование из бумаги.
8. Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя Восприятие музыки.
Исполнительство (вокальное, инструментальное) :
- пение,
-музыкально-ритмические движения,
- игра на детских музыкальных инструментах.
Творчество (вокальное, инструментальное) :
- пение,
- музыкально-ритмические движения,
- игра на музыкальных интсрументах.
9. Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях Чтение (слушание) ;
Обсуждение (рассуждение) ;
Рассказывание (пересказывание, декаламация;
Разучивание;
Ситуативный разговор
![]() |
prezentacija-soc-kom-razvitija_9og6u.ppt | 1690,5 Кб | Скачан: 187 |
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий
- использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
- реализация общеобразовательной программы;
- обогащение предметно-пространственной среды.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Выделяются основные принципы дошкольного образования,
направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей;
ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Содержание направлено:
- на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
- Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
- Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
- Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы
с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»
по ФГОС:
Младший дошкольный возраст
- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
- Организация сюжетных игр;
- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- Игры с моделированием;
- Литература и игра (чтение) ;
Средний дошкольный возраст
- Организация сюжетно-ролевых игр;
- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Старший дошкольный возраст
- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Использование метода проектов.
- Использование метода коллекционирования.
- Использование театрализованной деятельности.
- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
- Самостоятельная деятельность детей.
3. Инновационные формы работы с родителями:
- Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
- Вечера вопросов и ответов;
- Родительские гостиные;
- Тренинги по запросам родителей;
- Клубы по интересам;
- Родительские конференции;
- Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
- Творческие выставки и фотовыставки;
- Тематические вечера и викторины;
- Совместные досуги;
- Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
- Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
- Совместное создание мини-музеев.
4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства симпатии между участниками общения;
- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию;
- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будетуспешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться.
Социальное развитие дошкольников к 7 годам по программе «Развитие» Л. А. Венгера:
Требования к результатам
(Целевые ориентиры по ФГОС ДО) :
Рекомендуемые инновационные формы работы
с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»
по ФГОС:
Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.
Так, например, касательно образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область "Физическое развитие" подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.
Тема социального интеллекта привлекает в последнее время все больше внимание психологов. Это обусловлено ускорением темпов жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму.
Место социального интеллекта в структуре способностей остается неясным в большинстве теорий. Причины «дискриминации» кроются в проблеме его измерения. Однако в последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа научных работ в
Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте. Именно в это время наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребенка о личности и социальном поведении. Д. Б. Эльконин определяет, что именно к 7 годам происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях и нормах. Т. И. Бабаева говорит,что социальное развитие дошкольника осуществляется при условии «представленности» в образовательном процессе детского сада всех компонентов социального опыта
В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» должно быть направлено на формирование
В когнитивной составляющей социального интеллекта фундаментальной основой являются знания. Имея сформированные точные представления
Я предположила, что средством формирования когнитивной составляющей социального интеллекта у детей 6-7 лет могут быть тренинговые занятия, в ходе которых ребенок осваивает опыт взаимодействия с социальной средой под руководством взрослого.
У меня, как у педагога-психолога, возникло желание изучить развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Тогда я подобрала диагностический материал, чтобы получить достоверную информацию. Методики определения уровня развития социального интеллекта дошкольников:
Данные методики позволяют увидеть, как ребенок будет решать социальную проблемную ситуацию, сталкиваясь не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Во всех случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы.
В совокупности с тестированием наблюдение позволяет получить наиболее достоверную информацию о детях и их проблемах.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в выс-шие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и мето-дической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на пе-чатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический ма-териал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологиче-ских задач.
В то же время, большинство ДОУ имеют в штатном расписании психоло-га, и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие уста-новлению преемственности.
Мною предпринята попытка обобщить и структури-ровать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошколь-ного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протя-жении старшего дошкольного возраста и на этапе завершения им дошкольного образования, с учетом динамики развития каждого пси-хического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея моей работы - в интеграции и систематизации психо-логического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
Развитие волевой сферы - произвольности психических процессов, са-морегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческо-го и критического мышления.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон бли-жайшего развития ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) .
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отноше-ния к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс) .
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амо-нашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
На основании теоретического изучения исследований, посвященных пси-хологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направ-ленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, была разработана комплексная программа «Развитие социального интеллекта у старших дошкольников». Психологиче-ские занятия с детьми старшего дошкольного возраста " Развитие социального интеллекта в подготовительной группе"», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру кото-рой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей до-школьного возраста: Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки и
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюде-ний психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего пси-хического процесса или сферы психики.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, вообра-жения, мышления) , а также на развитие волевой и психофизиологической сфе-ры подобрано в соответствии с темами занятий.
Включает в себя входную (в начале года) , промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных про-цессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы. Для проведения данных диагностических обследований используется индивидуальный бланк заданий на каждого ребенка (Приложение 6) .
Результаты диагностики могут быть использованы в индивидуальном под-ходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в кон-сультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей - участников программы Предусматривает привлечение родителей к созданию в семье условий, спо-собствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных Детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания ком-фортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библи-отерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного про-изведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошколь-никами и младшими школьниками.
В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок (народных, авторских) , после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где собы-тия сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и со-держанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка.
В каждой сказке герой действует само-стоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, по-лагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
Герой способен пре-одолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается побе-дителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, зна-чительного и самодостаточного героя.
Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д.
Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, независимо от того, была эта игра сыграна или нет.
Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать под-линные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонаци-ей голоса, громкостью или паузой.
Рассказ обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные
си
туации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить.
После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, используя приведенную ниже схему. Цель работы на этом эта-пе - вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.
Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негатив-ных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, пред-лагаем следующие сказки:
Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным моти-вирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными при-надлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и само-стоятельность:
Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки:
Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, огра-ничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионны-ми передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках:
Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражи-тельные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школь-ной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, спо-собствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эф-фективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях:
Акцент делается на развитии познавательных психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы - мыс-лительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными) ; при-менение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут прои-грать те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чувства.
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Это торжествен-ное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правиль-но обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и само-стоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способ-ности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие) , эмоциональ-ную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать пра-вила игры.
Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.
Создавать условия для формирования произвольности психических про-цессов у детей во всех видах деятельности.
во всех видах деятельности.
Используя эту систему, способствующую поэтапному воспитанию и развитию у детей социального интеллекта, я получила следующие изменения действий детей:
Таким образом, дети, освоив эту программу, научились навыкам саморегуляции, овладели способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развили коммуникативные навыки, научились общаться в конфликтной ситуации стали требовать от взрослых меньше внимания.
Снизилась агрессивность у детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие сами по себе стали играть с другими детьми.
Выстраивание в системе психолого-педагогической работы по преодолению социальных барьеров взаимоотношению между детьми, способствует установлению теплых, доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения в мир социальных отношений, то есть он значим для процесса социализации, который, по словам Льва Семеновича Выготского, звучит как «врастание в человеческую культуру».
Социальное развитие (социализация) дошкольника – процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком ценностей социально-культурного опыта своего народа. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием четырех компонентов, находящихся в тесной взаимозависимости: социальные качества, социальные навыки, специфические знания и ролевое поведение.
Огромное влияние на процесс социализации оказывают аспекты социализации: семья, детский сад, общество. Вообще всех людей, которые общаются с ребенком, можно разделить на 4 уровня приближенности, которые характеризуются сочетанием 3х факторов: частотой контактов с детьми, эмоциональной насыщенностью контактов, информативностью.
На первом уровне находятся родители – все три фактора имеют максимальное значение. На втором уровне – воспитатели ДОУ – максимальное значение имеют эмоциональная насыщенность контактов и информативность.
Третий уровень – люди, имеющие лишь ситуативные контакты с ребенком. На 4 уровне – люди, о которых ребенок знает, но с которыми никогда не встречался – жители других городов, стран.
Целью дошкольного учреждения является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, что является немаловажным на пути к успешной социализации.
В аспекте социализации рассматривается социально-коммуникативное развитие, т.к. это является ключевой проблемой в педагогике. Ее актуальность обусловлена в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором наблюдается дефицит общения, доброты, отзывчивости, доброжелательности в отношениях людей.
А в рамках реализации ФГОС достижению целей социально-коммуникативного развития уделено более пристальное внимание. Социально-коммуникативное развитие представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для включения его в социальные отношения.
ФГОС рассматривает это понятие более подробно: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Педагогическая деятельность в разделе «социально-коммуникативное развитие» идет по 3м направлениям: «Я и другие», «Что я могу», «Я среди других». В рамках реализуемых задач можно использовать игры: 1. Направленные на развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных способностей, на сплоченность, сотрудничество, на снятие конфликтности, формирование доброжелательного отношения к другим.
Социально-коммуникативное развитие представлено тематическими категориями, каждая из которых помогает детям постигать наш сложный, разноликий мир во всем его многообразии.
Особое место занимает совместная деятельность педагога с детьми, а именно: игры, беседы, труд, театрализованная деятельность, коллективные работы.
Выделяется ряд требований к условиям реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога: поддержка индивидуальности и инициативы детей; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития, установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы по С. К . Р в рамках ФГОС: Младший дошкольный возраст:
- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
- Организация сюжетных игр;
- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- Игры с моделированием;
Карта индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр...
Коммуникативное развитие дошкольников
Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверст...
Презентации для дошкольников по развитию речи
Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, пре...
Речевое развитие дошкольников по фгос
Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...
Методы социально коммуникативного развития дошкольников
Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...
Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников
Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь...
Развитие речи дошкольников по фгос
Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...
Коммуникативное развитие дошкольников по фгос
Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...
Познавательное развитие дошкольников по фгос
Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...
Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос презентация
Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...
Методы способствующие социальному развитию дошкольника
«Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста» Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становле...
Проект по социально коммуникативному развитию дошкольников
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является созда...
Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с фгос
Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп...
Музыкальное развитие дошкольников в аспекте фгос
Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...