Принципы фгос дошкольного образования

«Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей

1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования.

2014 – 2015 года являются подготовительным этапом введения ФГОС.

2015 – 2016 году должны в полном объёме перейти на стандарты.

С 1 сентября 2015 года - новая программа.

ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт утверждает основные принципы:

поддержки разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) ;

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Стандарт является основой для:

разработки и реализации Программы;

разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы) ;

разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно- управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к определению образовательных областей, установленный ранее ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Напомню, что ФГТ выделяли десять образовательных областей:

• «Физическая культура»;

• «Здоровье»;

• «Безопасность»;

• «Социализация»;

• «Труд»;

• «Познание»;

• «Коммуникация»;

«Чтение художественной литературы»;

• «Художественное творчество»;

«Музыка».

Во ФГОС ДО основой деления на образовательные области стали четыре основных направления развития ребёнка дошкольного возраста. В отдельную образовательную область выделено речевое развитие.

Таким образом, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Стандарт определяет основное содержание работы по освоению данных образовательных областей.

Так, социально – коммуникативное развитие направлено на :

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморе-гуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий, становление сознания;

• развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Физическое развитие предусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

• двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

• способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) .

www.maam.ru

Преемственность принципов ФГТ и ФГОС

Преемственность принципов ФГТ и ФГОС.

Воспитатель МАДОУ детский сад № 26

г. Кировград

Василискина Н. И.

Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных перед педагогическим процессом целей. Для педагога они являются своеобразными требованиями по отношению к себе лично и своей педагогической деятельности. Именно принципы «подсказывают» выбор педагогических технологий, делают педпроцесс направленным, соответствующим цели и конкретным условиям их реализации.

Принципы дошкольного образования, провозглашенные ФГОС ДО, на первый взгляд, сильно разнятся с принципами, обозначенными ФГТ.

При анализе преемственности принципов дошкольного образования, определенных ФГТ и ФГОС ДО, удалось выявить следующее:

1. принципы:

«Возрастной адекватности» (ФГОС) и «построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы (ФГТ) » являются идентичными, т. к.

возрастная адекватность - один из главных критериев выбора форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра

2. Принципы ФГОС «Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» и «Полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития» в ФГТ соответствуют несколькими принципами:

• «Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования».

На мой взгляд, в ФГОС этот принцип рассматривается шире.

• «Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса». Практика показывает, что именно при реализации этого принципа ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, осуществляется максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общение детей со сверстниками и взрослыми.

• В свою очередь, построение образовательной работы на основе комплексно-тематического принципа невозможно без реализации принципа интеграции образовательных областей.

3. Принцип «Индивидуализации дошкольного образования» (ФГОС) означает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.) . Однако С. Л. Рубинштейн акцентировал внимание ученых на том, что нельзя изучение индивидуальных особенностей отрывать от изучения особенностей возрастных, ибо при отрыве от этой «почвы» особенности, способности отдельных людей неизбежно мистифицируются и путь их для исследования и познания обрывается. Он писал, что «возраст сам по себе не определяет какого-то стандартного психического развития. возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных и в единстве с ними».

В ФГТ данная точка зрения частично отражена в принципе «развивающего образования», целью которого является развитие ребенка. Под развивающим образованием понимают способ организации воспитательно-образовательного процесса в котором развитие ребёнка должно идти с учетом возможностей личности ребенка, влияния наследственности и среды.

Такие принципы ФГТ как

«Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) »;

«Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму") »;

«Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста» не нашли отражения в ФГОС.

Безрукова С. В. всю систему педагогических принципов подразделяет на три группы.

В первую группу относит те, которые характеризуют отношения к воспитаннику. Это принципы природосообразности, гуманизации.

Во вторую - те, что характеризуют непосредственно сам педагогический процесс. Это принципы целостности, демократичности.

Третья группа – это наиболее общие требования к взаимоотношениям воспитанников, педпроцесса с внешней средой. Это принципы: культуросообразности, единства и непротиворечивости действий учебного заведения и жизни общества, города, семьи.

Анализ принципов ФГТ и ФГОС в соответствии с обозначенными Безруковой В. С. группами показал, что принципы ФГОС равномерно раскрывают систему основных требований. Принципы, обозначенные в ФГТ, более развернуто характеризуют непосредственно педагогический процесс, при этом не отражают группу принципов, содержащих требования к взаимоотношениям воспитанников, педпроцесса с внешней средой.

Таким образом

1. Преемственность принципов ФГОС и ФГТ по некоторым требованиям по достижению поставленных перед педагогическим процессом целей прослеживается.

2. Часть принципов изменилась.

3. ФГОС системно отражают идеи, следование которым позволит наилучшим образом достичь поставленных целей.

www.maam.ru

ФГОС дошкольного образования

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.

Одним из важных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства, а не его унификация, т. е. в ДОУ должны быть созданы такие условия развития детей, в которых будут учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка, его национальные, культурные и религиозные привязанности.

Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области. Родители считают, дети с высоким уровнем интеллекта должны раскрыть весь свой потенциал, однако, важно отметить, что множество разнообразных дополнительных занятий и кружков не дают ребенку возможности быть ребенком, поскольку завышенная планка родителей не оставляет детям времени на игры со сверстниками.

Особое внимание в стандарте уделяется воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдается переход на инклюзивное образование. Все дети равны, никто не должен чувствовать себя «не нужным» или «не таким как все». На данный момент существует небольшое количество ДОУ готовых принять таких детей. Пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе повышает не только его самооценку, но и предает уверенности в том, что он является полноценным членом общества, придает социальной уверенности. Проведение диагностики и коррекции нарушений развития, социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствует получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей с ограниченными возможностями.

Важным моментом является обучение и воспитание детей разных национальностей и религиозных привязанностей, т. к. в одной группе дошкольного образовательного учреждения можно увидеть представителей сразу нескольких национальностей. Задача педагога заключается в создании условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям.

Таким образом, с принятием нового федерального государственного стандарта дошкольного образования, возрастает значимость дошкольного образования, оно становится неотъемлемой частью, первой ступенью российской образовательной системы. В основе ФГОС дошкольного образования заложены идеи обучения и воспитания, осмысление своей социальной значимости, раскрытие собственных возможностей и потенциала ребенка.

Подводя итоги, можно сказать, что теоретические положения ДО носят подвижный характер, так на период 50-х-70-х гг. приходится развитие общей теории, на период 60-х-80-х гг. развитие частной, на вторую половину 80-х базовых концепций, на первую половину 90-х вариативных концепций, на вторую половину 90-х развитие программно-методических материалов, а на конец 90-х разработка проекта ГОС ДО.

Можно выделить 3 главных элемента системы развития дошкольного образования:

• источники его формирования дошкольного образования;

• среда обретения дошкольного образования;

• способы овладения дошкольным образованием.

При этом период 60-х-80-х гг. исследование вопросов творчески-развивающих способов овладения содержанием дошкольного образования.

Первая половина 90-х гг. вопросы формирования развивающей среды. Вторая половина 90-х гг. подходы к определению источников формирования содержания дошкольного образования.

В связи с вступлением в действие ФГОС программа дошкольного учреждения должна учитывать все разнообразие детства, психологические, физические и индивидуальные особенности каждого воспитанника, разнообразие национальной и конфессиональной культуры, социальную и экономическую неоднородность региона.

www.maam.ru

62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учетом интересов всех участников образовательного процесса».

СЛАЙД 2

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

СЛАЙД 3

Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

СЛАЙД 4

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключаетсядеятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

СЛАЙД 5

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

СЛАЙД 6

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься толькокак подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации кшколе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования можно выделить следующие задачи:

СЛАЙД 7

Основные задачи сотрудничестваДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

САЙД 8

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

СЛАЙД 9

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста ) .

СЛАЙД 10

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школыосуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Принцип развития.

Материал nsportal.ru

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Утвержден федеральный стандарт дошкольного образования.

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы) .

Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, стандарт используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.

Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Акты о федеральных гостребованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации такой программы признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 01.01.2014.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 г.

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 25 ноября 2013 г. N 265

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Ссылка на источник base.garant.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Дата подписания: 17.10.2013, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ФГОС ДО

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) .

Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации) .

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности) , индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

ФГОС ДО включает в себя требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему, к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования,к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Материал с сайта ds3vla.edumsko.ru

17.10.2013 Министерством образования и науки РФ был принят Приказ №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) "

ФГОС ДО - это нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

Цели ФГОС ДО.

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи ФГОС ДО.

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы ФГОС ДО.

"...1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка2, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка...

... 1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

В плане взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования, ФГОС устанавливает принципиально иной способ – принцип интеграции образовательных областей, который представляет собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей) .

Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Важность совместной деятельности воспитателя и детей, игровых форм образования дошкольников, учет поло-ролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду вносит в содержание программ необходимые изменения.Образовательные задачи, согласно ФГОС, должны решаться не только в ходе занятий, но и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Семье в ФГОС отведена особая важная роль в воспитании детей. Родители (попечители) признаются полноценными участниками воспитательного процесса и, соответственно, неотъемлемым звеном в реализации программы образования ДОУ. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

ФГОС дошкольного образования направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в условиях современного общества, учитывая право ребенка на доступное образование.

Согласно ФГОС дошкольное образование - равноценный участник образовательного процесса, наряду со школьным образованием. И все участники реализации Программы дошкольной организации (работники дошкольных учреждений, родители, сами дети) должны действовать сообща. Только в этом случае мы сможем продуктивно пройти этот непростой этап развития дошкольного образования.

Скачать:

Ссылка на источник nsportal.ru

Презентация к уроку по теме: Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.

Опубликовано 04.02.2014 - 21:36 - Завойкина Лариса Геннадиевна

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ним и внедрять его в работу уже нужно, нам пришла в голову мысль изучить ФГОС и создать сравнительную таблицу "как было" и "как нужно теперь" для воспитателей и педагогов нашего центра детства.

В споре о том, какая система образования лучше – традиционная или новая – не может быть однозначного ответа. В каждой системе есть и положительные моменты и отрицательные.

Поэтому давайте смотреть на эту проблему с точки зрения государственного заказа. Если обществу и государству нужен человек дисциплинированный и послушный – приоритет отдаётся традиционным системам. А если обществу нужны люди творческие, креативные, самостоятельно мыслящие, возможно с чем-то не согласные, где-то не послушные, умеющие отстаивать свою точку зрения – тут зелёную улицу получает развивающая система образования.

Система, предлагаемая нам новыми стандартами, как раз развивающая и есть, направленная на раскрытие в первую очередь личности. Мы должны воспитать к школе ребёнка инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, владеющего разными видами и формами игры, способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением. Ребёнок, выпускаясь из детского сада, должен хотеть учиться.

Скачать:

Материал nsportal.ru

Принципы - Презентация 29111-5

ФГТ

краткое содержание других презентаций о ФГТ

«Программа ФГОС дошкольного образования» - От ФГТ к ФГОС дошкольного образования. Финансовое обеспечение. Образовательная среда для ребёнка дошкольного возраста.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы. Реализация программы. Обеспечение государством равенства возможностей. Объём обязательной части программы.

Принципы.

«Сопровождение образовательного процесса» - Проблема. Противоречие между возможностями сложившейся системы управления. Цель психолого-педагогической службы в процессе внедрения ФГТ.

Внутрифирменное строительство как инструмент активизации. Комплексно-тематическое планирование. Результат.

Психологическое просвещение и обучение. Комплексная система сопровождения.

«Интеграция образовательных областей в ДОУ» - Интеграция как инструмент создания новой модели образовательного процесса в дошкольном учреждении. Информация о ребенке, положенная в основу действия воспитателя. Факторы создания новой модели. Кто решает.

Содержание обучения. Место и время обучения. Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают.

«Требования к программам дошкольного образования» - Документ. Родителям о введении в действие Федеральных государственных требований. Желаемый образ выпускника. Роль.

Программы дошкольного образования. Изменения в системе дошкольного образования. Основные компоненты школьной готовности. Физическая культура.

Проектная деятельность. Физическое развитие.

«Программа ФГТ» - Физическое насилие. Гражданско-правовая ответственность. Формирование основ безопасного поведения. Мне плохо.

Описание продукта. Пренебрежение нуждами ребёнка. Не садись с незнакомыми людьми в машину. Безопасный тип поведения.

Почему дети ведут себя плохо. Безопасность. Уголовная ответственность. Ничего не бери у незнакомца.

«Образовательная программа ФГТ» - Художественное творчество. Совместная деятельность взрослого и детей. Главная цель введения ФГТ. Познавательно-исследовательская деятельность. Формы организации образовательной деятельности.

Принципы построения образовательного процесса в ДОУ. Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

Всего в теме «ФГТ» 19 презентаций

Читать далее 900igr.net

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгт дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Индивидуализация дошкольного образования по фгос

    Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные при...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Основная образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Федеральные государственные требования дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад...

  • Анкета для воспитателей по фгос дошкольного образования

    Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО,...

  • Основная функция дошкольного образования

    Воспитателю учреждения дошкольного образования - Документ - стр.1 1.1 Педагог-психолог учреждения дошкольного образования относится к категории специалистов. 1.2 Должность педагога-психологаучреж...

  • Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании

    Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюто...