Проект художественно эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическая деятельность дошкольников

2 СЛАЙД.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

3 СЛАЙД

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. » является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

4 СЛАЙД

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

5 СЛАЙД

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

6 СЛАЙД

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

7 СЛАЙД

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребёнком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

8 СЛАЙД

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др., отмечалось, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н. А. Ветлугина выделяет эту деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности

9 СЛАЙД

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальное восприятие;

• Восприятие художественной литературы.

10 СЛАЙД

• В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

• специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

11 СЛАЙД

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

- Тесная связь с искусством.

- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

- Создание эстетической развивающей среды.

12 СЛАЙД

Задачи обучения в первой и во второй младшей группе

• Готовить к восприятию произведений искусства;

• Готовить детей к посещению театра;

• Приобщать к декоративной деятельности;

• Способствовать развитию певческих навыков;

• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя

13 СЛАЙД

Задачи обучения в средней группе:

• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• Познакомить с архитектурой;

• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• Обогащать представления детей об искусстве;

• Продолжать развивать интерес к лепке;

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

14 СЛАЙД

Задачи обучения в старшей группе

• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

• Познакомить с произведениями живописи;

• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

15 СЛАЙД

Задачи обучения в подготовительной группе

• Формировать основы художественной культуры;

• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

• Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;

• Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

16 СЛАЙД

20 СЛАЙД

К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

21 СЛАЙД

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

22 СЛАЙД

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

23 СЛАЙД

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

24 СЛАЙД

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

25 СЛАЙД

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

26 СЛАЙД

Литература.

1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

6. Концепция дошкольного воспитания.

7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

8. ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.

9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru

10. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ram/rast5.html

11. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/v/vlist7.html

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-kursov_82c7n.ppt | 687,5 Кб | Скачан: 1341
www.maam.ru

Педагогический проект Художественно— эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры

Введение

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед

детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л. С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.

Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н. А. Ветлугиной, Т. Н. Дороновой, Г. Г. Григорьевой, Е. А. Дубровской, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, Е. М. Торшиловой, Т. Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.

Исследования В. Н. Аванесовой, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгера, М. И. Волошиной, Е. И. Тихеевой, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении ;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое, ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).

Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия.

Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений.

Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.

Заключение

Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

На основе рекомендаций Н. А. Ветлугиной и А. Г. Гогоберидзе и в соответствии со структурой художественно-эстетической деятельности были определены критерии и показатели художественно-эстетического развития старших дошкольников.

На основе критериев и показателей были определены уровни художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и проведена диагностика.

На основе выявленных данных, была разработана технология по художественно-эстетическому развитию детей с помощью специально подобранных и систематизированных дидактических игр.

Основная цель разработанной технологии – художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети научились высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

www.maam.ru

Педагогический проект «Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников средствами кружка «Музыкальная фантазия»

План проекта

1. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта… стр. 3

2. Выявление проблемы… .стр. 4

3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей …. стр. 5

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта…. стр. 6- 9

5. Предполагаемые результаты… стр. 10

6. Заключение… стр. 11

7. Список литературы…. стр. 12

Сугробы в сумерки упали,

На окнах выткана парча.

Рисуя тени на рояле,

Играет пламенем свеча.

В уютной комнате все вместе

При этом маленьком огне

Тихонько петь мы будем песни

И сказки слушать в тишине…

(А. Н. Майков)

Актуальность

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (смыслового, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной и музыкальной) .

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Выявление проблемы

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Противоречие

Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.

Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей

Цель.

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.

Задачи.

• обеспечить эмоционально-психологическое благополучие и здоровье детей;

• формировать музыкально-эстетическое сознание у детей старшего дошкольного возраста;

• способствовать накоплению ребёнком опыта восприятия искусства;

• обогащать словарь детей;

• развивать творческое воображение и ассоциативное мышление;

• активизировать проявления творчества;

• развивать коммуникативность.

Стратегия, методы и механизм реализации проекта

Тип проекта: творческо-информационный, долгосрочный, групповой.

Срок реализации: Программа рассчитана на два года обучения (дети от 5до 7 лет) Она предполагает проведение одного занятия во вторую половину дня. Продолжительность занятия:

Старшая группа – 25 мин.

Подготовительная группа – 30 мин.

Участники: Дети, родители (законные представители, музыкальный руководитель, воспитатель.

Количество участников: 10 детей старшего дошкольного возраста и их родители.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год:

вводный – в сентябре

итоговый – в мае

Данная программа включает в себя перспективное планирование по блокам:

блок 1 – настроения и чувства в музыке

блок 2 – музыка о животных и птицах

блок 3 – природа и музыка

блок 4 – сказка в музыке

блок 5 – музыкальные инструменты

блок 6 – песня, танец, марш

Средства обучения

• Музыкальный центр

• СD - R диски с музыкальными произведениями

• Кассеты с классической музыкой

• Проектор и экран

• Слайды и картины

• Музыкально – дидактические игры:

«Солнышко и дождик»

«Три настроения»

«Что делают в домике»

Средства реализации проекта

1. Импровизации музыкальных движений и образов под музыку

2. Разговоры и беседы

3. Прослушивание классических произведений

4. Вовлечение ребенка в сюжетно-ролевые игры

5. Использование фольклора

6. Элементы театрализованной деятельности

7. Игры-упражнения, игры-инсценировки

8. Создание детских альбомов с рисунками «Музыкальная фантазия»

Дети слушают музыку, читают стихи и рассматривают картины, отражают свои впечатления в рисунках.

Диагностический инструментарий: диагностика по программе «Детство» научный редактор А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.

Мониторинг художественно-эстетического воспитания детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей и анализа участия детей в кружке художественно-эстетического направления «Музыкальная фантазия», отзывов родителей, бесед.

Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Предполагаемые результаты

• Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.

• Развитое образное мышление и творческое воображение.

• Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

• Получение первого опыта самооценки.

• Творческое самовыражение воспитанников.

• Повышение уровня художественно-эстетического воспитания детей

Заключение

Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Работа по проекту поможет развить кругозор детей, эстетическую восприимчивость. Подборка материала на развитие художественно-эстетических способностей, даст возможность развивать у детей фантазию и воображение. Дети получат возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обретут уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Прикреплённые файлы:

foto-prezentacija-dlja-kruzhka-fantazija_i8tg6.ppt | 8476,5 Кб | Скачан: 142
www.maam.ru

Проект "Управление художественно-эстетическим развитием дошкольников на основе создания эстетической развивающей среды" - Мои файлы - Каталог файлов - детский сад "Снежинка" город Карасук

Краткая аннотация

Врамках модернизации образования возрастает проблема повышения мотивации в обучении искусству, обретения воспитанниками прочного интереса к познавательной деятельности и глубокой внутренней потребности к самосовершенствованию. Поэтому, управление художественно - эстетическим развитием должно строиться на основе создания предметно - развивающей среды.

Гуманистическая педагогика рассматривает определенные условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности. К ним относятся, прежде всего, среда развития и воспитания ребенка.

Данный проект представляется элементом системы художественно-эстетического воспитания дошкольников посредством деятельности коллектива МБДОУ, родителей его воспитанников, окружающего социума, позволяющей сделать реальные шаги к обновлению содержания образования и воспитания в ДОУ, созданию современной эстетической развивающей среды.

Актуальность проекта

В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:

1. Адекватно воспринимать визуальный мир информации.

2. Ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы.

3. Осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе.

Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса ( зрительского, слухового) , умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно - пространственную художественную среду. В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития детей в ДОУ;

Цель проекта: Ввести в практику МБДОУ модель управления художественно-эстетическим развитием дошкольников через создание эстетической развивающей среды. Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МБДОУ №7 "Снежинка". Разработать модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа

Задачи:

1. Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2. Определить и разработать, структуру эстетической развивающей среды,модель организации работы по формированию художественно-эстетического развития воспитанников,механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ,

3. Апробировать созданные модели в ДОУ.

4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в МБДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.

5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат:

1. Создание развивающей среды с учетом требований современного дизайна, соответствующей статусу ДОУ.

2. Создание научно-методической и материально-технической базы в ДОУ.

3. Повышение профессиональной компетенции педагогов, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении.

4. Повышение уровня художественно-эстетического развития детей.

5. Повышение рейтинга ДОУ в районе.

6. Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.

7. Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.

8. Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе.

Особенностью проекта является то, что для реализации вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, младших воспитателей, специалистов, родителей. Поэтому так важно ввести в практику управления МБДОУ модель управления художественно-эстетическим развитием дошкольников и формировать профессиональную компетентность педагогов в данной области.

Проект обеспечивает круг потребителей в лице педагогов ДОУ разных типов, где есть материальная база в полном объеме или в усеченном варианте.

Этапы эксперимента.

Первый этап: (февраль2012г. - апрель 2012г.)

1. Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2. Разработка системы работы: изучение научно - методической литературы, формулирование целей и задач, определение форм и методов работы, критериев оценки.

Второй этап: (март 2012г. - сентябрь 2012г.)

1. Провести диагностическое исследование развивающей среды и художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Проанализировать полученные данные.

3. Выявить и продемонстрировать проблемы.

4. Создать творческую группу.

6. Сформировать методическую базу.

7. Разработать модель по формированию художественно-эстетического развития детей.

8. Внедрение и экспертиза программы, вовлечение в работу родителей воспитанников, анализ результатов реализации проекта в экспериментальной и контрольной группах, корректировка программы работы.

Третий этап: (сентябрь 2012г. -май 2014г.)

1. Внедрение системы работы по художественному творчеству в процессе социализации в практику ДОУ, анализ результатов работы, формулирование выводов.

2. Провести повторную диагностику художественно-эстетического развития дошкольников.

3. Диагностика компетенции педагогов.

Критерии и показатели эффективности проекта.

Проект можно считать успешным, если каждым членом педагогического коллектива будет освоена модель организации эстетической развивающей среды и осмыслена ее сущность как условия художественно-эстетического развития детей.

Показатели:

1. Создан информационно-методический банк по проблеме.

2. Создана материально-техническая база.

3. Спланирована работа всего педагогического коллектива по данной модели.

Результаты проекта

Повышение эффективности исследовательской и методической работы

Пакет нормативно-правовых документов.

Материалы (рекомендации) работы Методического объединения по данной теме.

Разработка инструментария:

- измерения уровня художественно - эстетического развития воспитанников;

- состояния эстетической развивающей среды.

Материал с сайта sneg-kar.ucoz.ru

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

муниципальные документы

документы образовательной организации

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Художественно-эстетическое развитие дошкольниковосуществляется по направлениям и решает цели и задачи:

1. Приобщение к искусству.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

2. Изобразительная деятельность.

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

3. Конструктивно-модельная деятельность.

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, какую часть работы будут выполнять.

4. Музыкальная деятельность.

Приобщение к музыкальному искусству; Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей, поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Источник ozgdou21.edumsko.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ГБОУ Лицей № 504, Москва

Дошкольное отделение «Радуга»

Художественно-эстетическое направление

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь.

Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДО - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий) ;
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды) ;
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями) ;
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, музыкального руководителя, старшего воспитателя, руководителя подразделения, специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре) . Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно - эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Творческой группой педагогов был разработан и определен функционал каждого специалиста в рамках реализации направления.

Направления работы руководителя подразделения ДО:

- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- сотрудничество с органами управления образованием;

- организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.) ;

- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) .

Направления работы старшего воспитателя:

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;

- выбор программы и методики (совместно с педколлективом) ;

- анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста;

- определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;

- присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.) ;

- мониторинг деятельности всего коллектива;

- участие в диагностике детей и анализе её результатов, участие в составлении диагностических карт;

- проведение методических семинаров для членов коллектива;

- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

- участие в распространении опыта работы ДОУ;

- работа с родителями (создание выставок, проведение совместных конкурсов, организация родительских собраний, посвящённых проблемам художественно-эстетического воспитания) ;

- организация выставок, конкурсов по данному направлению;

- участие в творческих конкурсах лицея;

- реализация проекта «Мини-музей в детском саду».

Направления работы музыкального руководителя:

- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства;

- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;

- музыкальное сопровождение игр;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания;

- подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества.

- согласование своей программы с программой музыкального руководителя и воспитателей с целью интеграции деятельности;

- использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр;

- постановка танцев для детских спектаклей;

- участие в концертной деятельности;

- сотрудничество с музыкально-эстетическим отделом лицея;

- реализация проекта «Классическая музыка в детском саду;

Направления работы воспитателя по физической культуре и инструктора по физической культуре:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- участие в праздниках.

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки) ;

- включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества.

- участие в конкурсах детского художественного творчества;

- создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;

- работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;

- участие в диагностике по заданию старшего воспитателя

- оформление портфолио личных достижений воспитанников.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, музыкальные, игровые, книжные уголки, центры искусства. Во многих группах имеется аудио- и видео- библиотека. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, имеются разнообразные костюмы.

Эффективно используются холлы, раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДО в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,

Подробней lyc504u.mskobr.ru

«Художественно — эстетическое развитие дошкольников»

Творчество — это особенная форма деятельности дошкольника, через творчество он может выражать не только окружающую действительность,но и свой внутренний мир, свои чувства, как положительные, так и негативные. Взрослому гораздо легче понять, чувства ребенка, через его продуктивно — творческую деятельность. Рассматривать детское творчество нужно комплексно:

  • Что с подвигло к выполнению?
  • Какие материалы использует?
  • Что и как расположено ?
  • Какую цветовую гамму использует?

Важно спросить ребенка, что он собирается выполнять, дошел ли он до конца в своем замысле, дети очень часто сначало хотят одно нарисовать, затем у них может не получится или быть похожим на что то другое и он может сказать, а я решил другое нарисовать. В творчестве дети очень естественны и непосредственны.

Иногда взрослым кажется что ребенок изобразил то, на что похоже, а ребенок другое представлял. Поэтому, что бы не обидеть, лучше не предполагать, что изображено, а спросить. Дети всегда нуждаются в положительной оценке своего творчества.

В эмоциональной поддержке взрослых. Следует уделять время, к тому же его не так уж много требуется. Но ваше участие может с подвигнуть к развитию творческих способностей.

Многие родители задаются вопросом а в каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет начинает изображать узнаваемые предметы.

А как же развивать творческие способности?

Основные направления в развитии творческих способностей детей:

1) Развитие воображения. Развивается в игровой деятельности

2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Проявляется в познавательной деятельности,экспериментировании

. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

3. Условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

4. Предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

5. Предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

6. Комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям.

Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

По теме:

Материал nsportal.ru

Проект «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»

Мой дом... Моя семья... Мой смысл жизни...

От вздоха первого и до прощальной тризны...

Мамины глаза, плечо отца...

И моя улыбка в пол-лица...

На санках с горочки лечу с сестрой...

Смеется папа, добрый и большой...

А дома встретит запах пирогов.

Мой мир... Моя семья… Мой кров...

Я в белом платье... Мамина слеза…

И, с верой в счастье, взгляд на образа...

Родной, любимый, посланный судьбой...

Теперь едины мы навек с тобой!

Крик долгожданный малыша... Я - МАТЬ!!!

Прижать к груди, обнять, вдвоем дышать...

Наш город счастья с именем "СЕМЬЯ"...

Лишь в нашей власти жить, любовь даря!

Прощать ошибки, доброе ценить

И наше счастье трепетно хранить!

Из всех родных собрать большое "Я"

Неуязвима крепкая семья!

О. Афонина

Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.

Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями.

Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь.

Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев.

У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями.

Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста.

В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниться с ним по силе воздействия на растущего человека.

Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, проявляется потребность в художественной деятельности. Синтезируя виды деятельности детей, мы тем самым усиливаем воздействие на эмоциональную сферу ребенка, способствуем пониманию искусства ребенком, развитию его личности. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского творчества.

Для получения положительных результатов по художественно-эстетическому образованию в дошкольном учреждении необходимо разработать систему педагогической работы специалистов и коллектива в целом. Определяющее значение придается личностным, творческим качествам, исследовательской направленности деятельности, общей культуре, нравственной, развивающей позиции.

В рамках нашего проекта, в детском саду предполагается создать определенную систему, что состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно-эстетического образования с приоритетом развития семейных традиций. Поскольку художественно-эстетическое образование не является изолированным направлением в деятельности детского сада, в идеале необходимо стремиться к его проникновению во все сферы организации воспитательно-образовательного процесса.

В своей деятельности наш детский сад руководствуется Конституцией РФ, Указами Президента, Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования МО, Управления образования Администрации городского округа Домодедово.

Педагоги: воспитатели, музыкальный руководитель, психолог в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, сотрудничают на основе реализации интегрированного подхода к различным видам деятельности дошкольников.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Каждый сотрудник нашего учреждения заботится о каждом малыше.

Поддерживает его любознательность и свежесть ощущений, воспитывая в нем доброту и искренность, ценит его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему проекта «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания».

Проблема:существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий) .

Актуальность: Воспитание гармонично развитой личности в новом Законе об образовании является приоритетным. Такое развитие возможно лишь в тесном взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьёй. В связи с чем и возникла необходимость в разработке данного проекта по развитию семейных традиций

Психолого-педагогические основы:

Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Н. А. Баранникова, Т. А. Маркова, С. П. Тищенко) , воспитание ценностного отношения к старости (Е. К. Ривина, Ю. О. Галущинская) ;

- ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.) ;

- признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина) ;

- значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова) ;

- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре) .

Новизна: Заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по художественно-эстетическому воспитанию. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

Практическая значимость результатов:

Состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практическиематериалы по Развитию семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитаниядошкольников будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.

Цель проекта: Формирование гармонично развитойличности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

- Формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.

- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй.

- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

- Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.

Организовать реализацию данных задач в детском саду таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.

Чтобы дать детям возможность применять знания и навыки в своей деятельности, педагог использует в своей работе, работе всего учреждения различные формыработы:

С детьми:

Непосредственно образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей.

Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций.

Выставки детских работ в рамках реализации проекта; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.

Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье;

Семейные развлечения, конкурсы, праздники.

Просмотры видеозаписей домашних праздников и других семейных традиций.

С родителями:

Наглядная информация (папки-передвижки, стендовая информация, информация на сайте детского сада) ;

Беседы и консультации;

Родительские собрания в рамках реализации проекта: «Роль семьи в воспитании детей», анкетирование; «Семейные традиции – основа семейного благополучия»;

Анкетирование;

Развлечения и праздники в ДОУ с участием родителей;

Экскурсии на выставку и в ТЮЗ;

Участие в конкурсах, выставках.

Педагогический совет по теме:«Развитие у детей потребности в семейных традициях через художественно-эстетическое направление»;

Участие педагогов в фотовыставке «Я и моя семья»;

Помощь в создании выставки семейных реликвий;

Мастер-класс музыкального руководителя по теме: Семейные песни, колыбельные;

Разработка планов мероприятий для детей, консультаций для родителей;

Создание копилки семейных праздников.

Процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

- обеспечение программно-методическим материалом;

- создание эмоционально-комфортной атмосферы развития детей;

- привлечение к воспитательно-образовательному процессу родителей воспитанников, педагогов детского сада.

Предположительные результаты:

Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.

Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Оснащение предметно - развивающей среды в группе.

Создание мини – музея семейных традиций.

Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.

Сроки реализации проекта:

- Проект планируется к реализации в рамках 2013-2014 учебного года.

- Режим проведения НОД, праздников, различных мероприятий согласно составленному календарно-тематическому плану.

Вид проекта - долгосрочный, практически – ориентированный, индивидуально – групповой.

Участники проекта:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

    Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Курсовая художественно эстетическое развитие дошкольников

    Педагогический проект Художественно — эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры Введение «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Дл...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос презентация

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Диагностика эстетическое развития дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...

  • Проект развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Диагностика художественно эстетического развития дошкольников

    Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников презентация

    Презентация опыта работы ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников в художественно-эстетическом направлении Слайд 1. МБДОУ д/с «. » реализует основную программу дошкольного образования...