Программа развития дошкольного дополнительного образования

Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников «Логическая азбука»

Ценность дошкольного возраста в развитии личности – неоспоримый факт.

Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную деятельность.

Современные исследования показывают, что развитие логики в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние на речь ребенка, развивает культуру мышления. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны уметь самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выявлять закономерности, обобщать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

На развитие вышеизложенных качеств и направлена данная программа.

Целью программы является формирование и развитие основных способов мыслительной деятельности.

Задачи

1. Всесторонне развивать психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь

2. Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление

3. Способствовать развитию умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение

4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т. д.

5. Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ

6. Формировать навыки ассоциативно-образного мышления

7. Развивать самосознание, уверенность, групповую сплоченность

Дидактические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей. Они активизируют психические процессы, вызывают интерес к процессу познания и что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В дидактических играх и упражнениях детей привлекают необычность постановки задачи (догадайся, найди, сравни и т. д.) и способ её подачи (помоги герою) .

Реализуя задачи, очень важно соблюдать принципы освоения программы - успех ребенка в самом начале обучения – обязательное условие рождения интереса к знаниям.

1- принцип: Начинать занятия с посильных для детей задач.

Поэтому начинаем с наиболее лёгких и простых упражнений, таких как «Подбери пару» (различие в цвете, форме, размере, классификация предметов по общему и по отдельному признаку. Темы берутся различные: ягоды-деревья-цветы, овощи-фрукты, птицы-рыбы-звери и другие. (с мячом)

С каждым этапом игры усложняются.

2 - принцип: Обеспечивать самостоятельность в поиске решений поставленной задачи.

Не следует показывать ребенку, как надо выполнять задание. Лучше задать наводящие вопросы, предложить несколько вариантов ответов или вернуться к более легкому подобному заданию. Самостоятельное правильно найденное решение – основа формирования уверенности в себе.

3 - принцип: Предоставлять возможность получения заслуженных поощрений за успех, за то, что ребёнок сумел показать знания.

Заслуженные поощрения формируют адекватную самооценку ребенка, и большинство детей понимают, адекватна оценка или нет.

4 - принцип: На каждом этапе обучения новому способу мыслительной деятельности оказывать необходимую меру помощи. Это также необходимо для придания ребенку уверенности в собственных силах.

Существует много способов оказать ребенку действенную помощь.

1. На начальном этапе обучения – «делай как я». Ребенок осваивает способы действия.

2. Второй этап «Я начну, а ты продолжи» - ребенок способы действий усвоил, но применять в новых условиях еще не может.

3. Третий этап – «Делай сам, я помогу». Ребенок усвоил способы действия, умеет применять, но в задания вводятся усложнения, над которыми он размышляет и затрудняется выполнить.

4. Четвертый этап – этап, когда ребенок уже достаточно хорошо может размышлять, делать выводы, доказывать их и т. д. Ребенок может самостоятельно решать сложные, для его возраста, задания. Здесь ему необходима только психологическая помощь. Это мера эмоционального настроя на успех. «Ты все можешь сделать сам. У тебя получится». Все меры помощи уместны на каждом возрастном этапе.

5 - принцип: Соблюдение этапов овладения способами мыслительных операций.

- освоение признаков предметов

- классификация, обобщение

- сравнение

- анализ и синтез

- конкретизация

двигаться вперед можно только тогда, когда ребенок без труда справляется с заданиями этапа. Следует возвращаться к заданиям вызывающим затруднения.

6 – и главный принцип: Обучение в игре, в деятельности.

Игра в дошкольном возрасте занимает основное место. Поэтому все задания, упражнения игровые.

Используя дидактические игры и упражнения по развитию логического мышления, следует особо тщательно соблюдать выше приведённые правила, так как неуспех ведёт к снижению интереса и нежеланию работать, а главное - снижает веру ребёнка в собственные силы.

Использую такие игры и упражнения:

1. «Кто лишний? », «Чего не хватает у предмета? » - на развитие зрительно-мыслительного анализа.

2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.

3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.

4. «Отрицание», «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.

5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.

Когда дети справляются с такими заданиями, им предлагаются более сложные игры.

1. «Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)

2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.

3. «Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.

4. «Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.

5. Нахождение ресурсов системы, т. е. как по-новому можно использовать определённый объект.

6. Хитрые задачки, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т. д.

Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов. Поэтому в своей работе использую такие игры:

1. «Что изменилось? », «Чего не стало? », - на развитие зрительной памяти.

2. «Учимся запоминать», «Угадай, кто позвал? », - развитие слуховой памяти.

3. «На что похоже? », «Забавные превращения» - развитие воображения, фантазии, образной памяти.

4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.

5. «Узнай по запаху или на вкус» - умение различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному объекту.

Большое внимание уделяется словесным упражнениям: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Подбери слово», «Так бывает или нет? ». Активизируя мышление, эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей: ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Например, детям предъявляем текст:

Осёл, поднимаясь в гору, встретил муравья и спросил его: «Высокая ли трава на горе? » -«Да, на горе трава высокая и густая, как лес» -ответил муравей. Поднявшись на гору, осёл не смог ущипнуть ни одной травинки. Тогда осёл подумал: «Почему муравей меня обманул? »

Вопросы: Обманул ли муравей осла? Какая трава росла на горе на самом деле? Почему муравей сказал, что трава на горе густая и высокая, как лес?

Такие упражнения развивают у детей абстрактно-логическое мышление в степени понимания явного и скрытого смысла рассказа, а самое главное, учат детей рассуждать, доказывать.

Самыми трудными, но более интересными, являются задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Такие задачи способствуют умению осуществлять последовательные мыслительные операции. Например: «Каких фигур больше - красных или больших? Квадратов или маленьких? Красных или синих? »

Большое место в развитии логического мышления занимают игры - ТРИЗ на основе литературных текстов, цель которых, снижение шаблонности мышления. Решая задачи, встающие перед персонажами, дети учатся рассуждать, нестандартно мыслить, гуманно разрешать проблемы.

Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности их мышления. Здесь на помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература, и конечно же эксперименты. Так, например, сначала я предлагаю детям послушать небольшой текст: «Серёжа нашёл на берегу, какой - то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме: «Я думал, что шарик деревянный, а он, оказывается, не деревянный… » Мама спросила: «Как ты догадался, что шарик не деревянный? »

Вопрос: Как ты думаешь, что ответил Серёжа?

Дети высказывают свои предположения на основе слухового восприятия, а потом мы проводим опыт с деревянным и металлическим шариками. И уже на наглядной основе дети подтверждают или опровергают свои выводы.

Во время прогулок мы устанавливаем с детьми ассоциативные цепочки между разнообразными объектами и явлениями. Например, такие вопросы, как: Что было бы, если бы? Верно ли сказано: «Ветер дует, потому что деревья качаются? » или «На улице лужи, потому что мы надели сапоги? и т. д. - помогают детям устанавливать причинно - следственные связи между явлениями природы.

Чаще всего в ответ на детский вопрос «Почему? » озадачиваю ребёнка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь? » - тем самым, предоставляя ему возможность самому порассуждать.

Развитие логического мышления невозможно без развития мелкой моторики. Все вы слышали выражение «Ум ребёнка на кончиках его пальцев». Поэтому в своей работе использую пальчиковые гимнастики, а так же такие упражнения, как: «Проведи дорожку», «Заштрихуй», «Соедини по точкам», «Графический диктант», «Продолжи узор» и др. По моим наблюдениям, развитие логического мышления в дошкольном возрасте, значительно повышает качество речевого развития детей: обогащает и расширяет словарный запас, формирует умение рассуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. А это является важным показателем для успешного обучения в школе.

При помощи поэтапных, специально подобранных занятий, у детей складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы.

Казалось бы, в дошкольном возрасте рано начинать развивать у детей умение логически мыслить. Исходя из опыта, я считаю не рано. Ведь все мы знаем, что 80% развития головного мозга проходит до 7 лет, 20% на всю оставшуюся жизнь и, как правило, в школе уже бывает поздно. Работая с детьми по данной программе, я смею утверждать, что развитие логического мышления в дошкольном возрасте значительно повышает качество речевого развития детей, обогащает и расширяет словарный запас. Дети не боятся высказать свое мнение, допустить ошибку в своем высказывании.

И главный вывод из всего мною сказанного: целенаправленное развитие логического мышления в дошкольном возрасте необходимо.

www.maam.ru

Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Познавай-ка»

Авторы - составители:

Беспомощнова Ирина Анатольевна, воспитатель

Кругомова Татьяна Александровна, воспитатель

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность:

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования. В соответствии со Стандартом образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно она дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Используя игры, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игры будят детское воображение и создают приподнятое настроение. Основные особенности программы - ее игровой характер, открытость и вариативность. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребенка основ экологического сознания, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать, на интеллектуальное, эстетическое, речевое, физическое развитие, развитие культуры чувств.

1.2. Цель: развитие основ экологического сознания у старших дошкольников в игровой и познавательной деятельности.

1.3. Задачи:

– развитие осознания понимания ценности природы;

–формирование у ребенка представлений о том, что он является частью природы;

– воспитание у детей уважительного отношения ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий;

– понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения;

– воспитание у детей активной жизненной позиции;

– обучение основам элементарной экологической безопасности;

– формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ) ;

– формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка) ;

– формирование представлений о неповторимости окружающего мира.

1.4. Ожидаемый результат:

1. Сформированы знаний и умений понимания ценности природы;

2. Ребенок осознает себя частью природы;

3. У ребенка сформировано уважительное отношение ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий;

4. Дошкольник понимает, что в природе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения;

5. У ребенка сформирована активная жизненная позиция;

6. Сформированы основы элементарной экологической безопасности;

7. Сформированы первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ) ;

8. Сформировано эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка) ;

9. Присутствует понимание неповторимости окружающего мира.

1.5. Учебная нагрузка:

Программа рассчитана на воспитанников 5-7 лет. Программа реализуется в режиме дня в различных видах деятельности с детьми. Для ее реализации целесообразно собирать детей в подгруппы по 8-10 человек.

1.6. Материалы и оборудование:

Мультимедийные презентации, ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, СD - диски, художественная литература, серии сюжетных картинок.

1.7. Формы и методы работы.

Целевые прогулки, экскурсии, подвижные и дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий и иллюстраций, экспериментирование с разнообразными материалами, рисование, лепка и др.

2. КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сентябрь

1. Мир, в котором я живу

2. Население и жилище

3. Водоемы родного края

4. Деревья моего края.

Октябрь.

1. Волшебница – осень.

2. Лесная аптека (травы) .

3. Хлеб – всему голова.

4. Во саду ли, в огороде.

Ноябрь.

1. В грибном царстве, в ядовитом государстве.

2. Домашние животные.

3. Дикие животные.

4. Птицы – наши друзья.

Декабрь.

1. Зимушка – зима.

2. Как звери в лесу зимуют.

3. Жизнь птиц зимой.

4. Зимние явления в неживой природе.

Январь.

1. Неизвестное рядом. Уголок природы в группе.

2. Экзотические животные.

3. Воздух.

4. Вечная слава воде.

Февраль.

1. Космос.

2. Звезды.

3. Солнце – источник тепла и света

4. Огонь – природная стихия.

Март.

1. Подводный мир.

2. Хвойные деревья.

3. Весна пришла.

4. Животные Севера.

Апрель.

1. Песочное море пустыни.

2. Береза.

3. Мох - самое низкое растение.

4. Первоцвет – одуванчик.

Май.

1. В гости к яблоньке.

2. Мир насекомых.

3. Враг планете – это мусор.

4. Мы живем на планете Земля.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

4. Горькова Л. Г., Кочергина А. А., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: старшая группа. – М. : ВАКО, 2008.

5. Дорошина И. Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/17/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-povsednevnoy, 2015 г.

6. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М. : Карапуз, 2000.

7. Рыжова Н. А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

8. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/10/kartoteka-didakticheskikh-igr-dlya-detey-5-6-let.

9. Интернет – ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/26/ekologicheskie-skazki-dlya-doshkolnikov

10. Интернет-ресурс: http://www.ozeroskazok.com/skazki-dlia-shkolnikov/ekologicheskaia-skazka

www.maam.ru

*Часы не входят в программу

Содержание программы

1. Содержательность и разнообразие тематики.

2. Обучение через игру.

3. Максимальная активность детей на всех этапах занятия.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

В содержание программы входят три направления, которые в свою очередь подразделяются на разделы:

Изобразительное творчество

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Создание детьми художественных образов на занятиях является источником для развития познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сфер жизни. Становление их художественного образа происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Данное направление включает в себя следующие виды деятельности:

- изобразительное искусство;

- развивающие игры (дидактические, ролевые, настольные, театрализованные) .

Задачи:

- развивать специфические умения в разных видах изобразительного творчества;

- поддерживать и поощрять стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;

- инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций.

Изобразительная деятельность - это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, это еще и развитие памяти, внимания, логического мышления. Рисование развивает чувство прекрасного, ребенок получает представление о красоте и многообразии окружающего мира, предметов и явлений. А использование нетрадиционных методик рисования (рисование пальчиками, пластилином, восковыми мелками и т.д.) делают процесс очень увлекательным.

Занятия развивают у обучающихся умения изображать предметы с натуры, передавать форму и цвет, с помощью разнообразной техники; уметь ориентироваться на листе альбома. Ребята учатся наблюдать, сравнивать предметы и сюжетные композиции, знакомятся с творчеством художников, изобразительными жанрами.

Занятия ручным трудом предполагают изготовление поделок и сюжетных композиций из различных материалов: пластилина, бумаги, картона, ткани, проволоки, фольги, природного и другого подручного материала; знакомят детей со свойствами этих материалов и способами их применения в работе.

Развитие и обучение проходит через применение различных видов игр, цель которых развивать у детей самостоятельность, инициативу, организаторские и творческие способности, воспитывать чувство коллективизма.

Мир вокруг нас

Это направление предполагает два основных вида деятельности: развитие разговорной речи и формирование познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

- сформировать навыков четкого произношения, обогащение и активизация словарного запаса детей; - активизировать восприятие на познание окружающего мира и явлений.

Речевое развитие детей происходит в процессе активного познания окружающей действительности, ее предметов и явлений, деятельности человека. Кроме того, совершенствование навыков устной связной речи осуществляется через знакомство с произведениями художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию.

Программа предусматривает различные виды речевой деятельности - это слушание, говорение, постановка вопросов и устные ответы на них, пересказ текстов, работа по тематическим и сюжетным картинкам, иллюстрациям, разучивание стихов, отгадывание загадок, развивающие речевые игры.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.

Данное направление включает следующие разделы:

- я и природа;

- время и единицы его измерения;

- семья;

- мир предметов. По каждому разделу предлагается определённый объём знаний с учетом возраста детей и опору на их личный опыт. Занятия строятся на основе методов наблюдения (рассматривание, исследование, выявление свойств) ; беседы и рассказа, во время которых не только закрепляются полученные знания, но и формируется положительное эмоциональное отношение к содержанию.

Большое значение имеют дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям быть увереннее, учат общаться друг с другом.

Основы безопасности жизнедеятельности

Необходимость введения в программу данного направления обусловлено тем, что дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Задачи:

- привитие знаний основ личной безопасности;

- приобщить к здоровому образу жизни.

Направление предусматривает несколько разделов:

Подробней на сайте nsportal.ru

Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детской художественной школы - Программа - стр.1

Объем финансирования программы указан прогнозно, уточняется на очередной финансовый год, согласно плану мероприятий.

Основные направления программы

1. Создание условий для повышения качества образовательного процесса в учреждении

  • совершенствование системы обеспечения оценки качества образования;

  • внедрение инновационных образовательных технологий для формирования у детей и молодёжи мотивации к познанию, творчеству, социальной успешности и профессиональному самоопределению;

  • совершенствование социальной системы ДХШ через раскрытие и обогащение творческого потенциала ребёнка, воспитание гражданственности, формирование социальной компетенции личности.

2. Создание условий для эффективного управления деятельностью ДХШ

  • обновление нормативно-правовой базы ДХШ;

  • совершенствование системы управления учреждением через развитие общественно-государственного управления;

  • определение педагогической маркетинговой ориентации стратегии и тактики развития деятельности ДХШ

3. Совершенствование материально-технической базы учреждения

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Совершенствование качества образовательного процесса учреждения

  2. Создание системы эффективного управления деятельностью ДХШ

  3. Совершенствование научно-методического, информационного и кадрового обеспечения ДХШ

  4. Совершенствование материально-технического обеспечения учреждения, соответствующего современным требованиям государственных и социальных норм и нормативов.

  1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

1. Информационная справка

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская художественная школа Щёлковского муниципального района работает в системе внешкольного образования с 1972 года как учреждение художественно-эстетического воспитания и образования. В 1991 году на основании действующего законодательства получен статус юридического лица как учреждения дополнительного образования детей Щёлковского муниципального района Московской области. В 2004 году учреждение перешло в единую непрерывную систему образования Щёлковского района.

Деятельность Детской художественной школы направлена на художественно-эстетическое воспитание обучающихся. Успех деятельности учреждения обеспечивается созданием единого образовательного пространства Щёлковского муниципального района. Учредитель – Администрация Щёлковского муниципального района.

Для эффективной реализации деятельности учреждения сформированы структурные подразделения:

  • Основное отделение (1 – 4 классы)

  • Подготовительное отделение (группы художественно-эстетического развития и группы углубленного изучения изобразительного искусства)

  1. Организация образовательного процесса.

Детская художественная школа организует работу с обучающимися с сентября по июнь, включая выходные дни и каникулярное время. Для реализации образовательных программ формируются детские объединения — группы с постоянным составом обучающихся. В группах раннего художествнно-эстетического развития — согласно возрасту, в группах основного состава — согласно году обучения. Продолжительность рабочего дня с 8.30 до 20.00 часов

Детские объединения работают на базе здания ДХШ в специально оборудованных учебных классах.

Для повышения уровня организации образовательной деятельности ДХШ широко использует социокультурные и природные объекты района: историко-краеведческий музей, художественную галерею, библиотеки, соборы и церкви Щёлковского благочиния.

Для пролноты реализации образовательных программ, отработки и закрепления полученных знаний, умений и навыков ДХШ организует экскурсии и выездные пленэры.

  1. Программное обеспечение образовательного процесса.

В учреждении действуют программы для дошкольного, начального, среднего и старшего школьного возраста.

  • Адаптированные — 96 %

  • Типовые — 4%

Реализация содержания программ мотивирует ребенка на деятельность, освоение знаний и умений — на самореализацию.

Содержание программ соответствует современным требованиям, полнота реализации программ составляет 96%. Методы, средства и формы реализации программ соответствуют возрасту, интересам детей, социальному заказу родителей.

  1. Характеристика детского коллектива

В настоящее время в учреждении занимаются 320 детей, работают 14 групп основного состава, 13 групп художественно-эстетического развития и одна группа углубленного изучения изобразительного искусства. Возраст обучающихся, согласно Уставу, от 4-х до 17-ти лет.

  1. Характеристика педагогического коллектива

В учреждении работает творческий, высококвалифицированный педагогический коллектив — 12 педагогов, из них 2 совместителя. 90% педагогов имеют высшее образование, среди них специалисты с педагогическим и художественным образованием.

Более 80% педагогического коллектива — это преподаватели со стажем работы более 10 лет, имеющие профессиональный опыт для организации учебно-воспитательного процесса на достаточно высоком уровне, есть и молодые перспективные преподаватели.

Возрастной состав коллектива — около 80% преподавателей в возрасте до 50-ти лет, успешно сочетающие опыт и работоспособность.

Опытные педагоги (с высшей квалификационной категорией) — 50%

педагоги первой квалификационной категории — 10%

педагоги второй квалификационной категории — 40%

В учреждении создана система непрерывного педагогического образования педагогов:

  • На уровне учреждения: начинающий педагог, педагог-профессионал, педагог-исследователь;

  • На уровне района: организация и проведение семинаров и мастер-классов на РМО для специалистов системы дополнительного образования и воспитания детей;

Педагоги ДХШ являются членами районных экспертных групп по аттестации педагогических кадров. На базе ДХШ работает секция ИЗО районного методического объединения, проводятся областные семинары и мастер-классы для педагогов учреждений дополнительного образования детей.

Педагоги учреждения – участники и дипломанты районных конкурсов «Сердце отдаю детям».

За период 2005 – 2009 годов 3 педагога награждены отраслевыми наградами, один педагог награжден нагрудным знаком «почетный работник общего образования Российской Федерации».

  1. Научно-методическая деятельность учреждения

В научно-методической деятельности ДХШ сотрудничает с Московским государственным областным университетом (организация мастер-классов, семинаров, консультация по корректировке образовательных программ) , ГОУ Педагогической академией последипломного образования московской области (курсы повышения квалификации) .

  1. Взаимодействие ДХШ в социуме

Детская художественная школа тесно взаимодействует с образовательными учреждениями района и области.

В постоянном контакте ведется работа с Центром развития дополнительного образования и воспитания детей и юношества Московской области, с Московским областным центром эстетического воспитания детей (участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, выставках) . ДХШ активно взаимодействует с учреждениями культуры и социальной сферы Щёлковского района (библиотеки, историко-краеведческий музей, муниципальная художественная галерея, социальный приют) . На базе учреждения проводятся выставки и конкурсы детского художественного творчества учреждений образования и культуры Щёлковского района и Московской области. Совместно с Щёлковским благочинием ДХШ организует и проводит ежегодные выставки «Вифлеемская звезда», совместно с ОГПН МЧС по Щёлковскому району проводятся выставки «Человек и огонь», а так же выставки плаката, посвящённые Дню МЧС.

Детская художественная школа тесно сотрудничает с Советом депутатов Щёлковского муниципального района, Советом ветеранов, Комитетом по экологии.

Тесное сотрудничество связывает ДХШ с районными средствами массовой информации: районные газеты «Время» и «Щелковчанка», регулярно освещают события из жизни учреждения. Телерадиокомпания «Щёлково» рассказывает о мероприятиях, проводимых в ДХШ в программе теленовостей «События». Тесное сотрудничество с ведомствами и организациями привело к созданию единого социального пространства в Щёлковском муниципальном районе.

  1. Материально- техническое обеспечение ДХШ

Материально- техническая база ДХШ на сегодняшний день оценивается на миллионов рублей без учета стоимости здания и находится в оперативном управлении.

Администрация школы уделяет большое внимание созданию условий для организации образовательного процесса. В учреждении работает кабинетная система, действует 8 оборудованных учебных классов: рисунка, живописи, композиции и декоративно-прикладного творчества, скульптуры, истории искусства, подготовительного отделения.

Класс истории искусства оборудован видео- и мультимедийной аппаратурой, библиотечным фондом. Все учебные классы оборудованы новой мебелью в соответствии с ростовыми требованиями. Оформлен и постоянно действует выставочный зал.

Созданы рабочие места для руководителей, компьютеризированы и оснащены оргтехникой. С 2009 года учреждение имеет доступ к сети Интернет.

В школе ведется постоянная работа по обновлению и совершенствованию материально-технической базы.

9. Анализ состояния и перспектив управления деятельностью

учреждения

Сегодня одним из реальных путей качественного обновления деятельности учреждений дополнительного образования детей является совершенствование управления в новых социально-экономических условиях.

Современный подход к организации и управлению деятельности в учреждении диктует необходимость обращения к новым инновационным технологиям.

Началась работа по разработке и внедрению модели Управляющего совета ДХШ как органа общественно-государственного управления, по формированию нормативно-правовой базы, созданию структуры взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Деятельность Управляющего совета обеспечивает эффективное распределение ответственности между субъектами образовательного учреждения и представление учебно-воспитательного процесса как единой и открытой системы.

Проведенный анализ позволяет констатировать наличие ряда проблем в деятельности ДХШ. Их можно представить в виде схемы. Решение обозначенных проблем и задач сформулировано в Программе развития.

Основные направления работы по их преодолению определены в Плане реализации Программы развития.

На основе проведенного анализа и результатов исследований, изучения мнения детей и родителей создана концепция Программы развития ДХШ.

ПРОБЛЕМЫ ДХШ

Несоответствие между ресурсными возможностями учреждения и все возрастающими образовательными потребностями населения

Не отработана модель реализации общественно-государственного управления ДХШ

Недостаточно развитая материально-техническая база ДХШ

Отсутствие единой аналитической, прогностической и коммуникативной системы деятельности учреждения

Источник gigabaza.ru

Пояснительная записка

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка-дошкольника является изучение математики в детском саду.

Математика, как абстрактное выражение наиболее общих законов мировоздания, как результат попыток человеческого разума постичь существо Гармонии и Красоты, число, как сущностная характеристика объекта, - такое понимание положено в основу работы по введению детей дошкольного возраста в этот предмет.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективными пособиями являются: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, кубики Никитина, игры-головоломки.

В таких играх-упражнениях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать возможно только в системе и на основе личностно-ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.

Программа «Математическая мозаика» способствует всестороннему развитию личности ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

При выборе данного направления работы исходили из:

  1. объективной потребности в обосновании деятельности ДОУ в целом;
  2. социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
  3. реальных возможностей и условий дошкольного учреждения

Цель программы– всесторонне развивать личность ребёнка.

Задачами программы являются:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование) . Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания) .
  2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём) , объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  4. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  5. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  6. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  7. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворения познавательных интересов, радость творчества.
  8. Развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представление) .
  9. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) .
  10. Развитие творческих способностей фантазий, воображения.
  11. Увеличение объёма внимания и памяти.
  12. Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  13. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом

Учебная программа рассчитана на 38 часов.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 мин. Общее количество учебных занятий в год 38. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-10 мин) и практических умений (10-15 мин) .

При изучении курса прослеживается тесная связь:

  1. физического движения с общим психическим развитием;
  2. точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;
  3. целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом

Распределение часов:

38 часов в год – 1 час в неделю.

Содержание программы

I. «Цветные палочки» Кюизенера.

Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

С помощью цветных палочек Кюизенера дети ещё в период дочислового обучения, не зная счёта и не умея выражать своих действий в математических терминах, получают возможность производить сложение и вычитание чисел, понять смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения.

II. Геометрические фигуры Дьенеша.

Геометрические фигуры Дьенеша развивают у детей логическое мышление, формируют представления о геометрических формах.

Более того, при помощи блоков закладывается в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивается способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических формах.

Кроме логических блоков используют карточки, на которых условно обозначены свойства блоков и отрицания свойств. Работа с такими карточками развивает у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

III. Занимательные игры. Головоломки.

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек; 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Задачи на изменение фигур, для решения, которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
  4. «Придумай и сложи» - игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур: людей, животных, растений, домиков, машин и т.п. с помощью счётных палочек и других предметов (жетоны, кусочки ластика, цветная бумага, шарики, пуговицы, материя, бусинки и т.п.) .

Пр./с: развивать логическое мышление, воображение, сообразительность; прививать любовь к творческой деятельности; учить детей приёмам самостоятельного поиска.

Занимательные игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», и др.

Цель: развивать логическое мышление, воображение детей, их конструкторские способности. Воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску.

IV. Развивающие игры. «Сложи узор».

Пр./с: развивать творческие способности, сообразительность, изобретательность, воспитывать самостоятельность.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов.

Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий:

  1. складывают узор из кубиков точно по узорам-заданиям
  2. глядя на кубики, зарисовывают узор, который они образуют.
  3. придумывают новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких ещё нет в книге, т.е. выполняют творческую работу.

«Сложи квадрат».

Из разрезанных частей собрать целый предмет; подбирать детали по цвету, форме, величине.

Цель: развивать логическое мышление, цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.

Автор: Елена Онищенко 26.02.2015 22:56

Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.

Пояснительная записка

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

Образовательная программа дополнительного образования младших дошкольников «Совенок» разработана на основе методических рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л. Г. Петерсон, Е.е Кочемасова. А. В. Белошистая, З. А. Михайлова, И. Н Чеплашкина. Т. Г. Харько, В. П.

При составлении программы учитывались интересы детей данного возраста. Основные положения программы ФГОС ДОО, социальный запрос, пожелания родителей воспитанников.

Форма реализации программы — «кружок» детское объединение на базе ДОУ

Программа носит вариативный характер.

Процесс обучения ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию

воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации воспитанника в системе дополнительного образования, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу воспитанников.

Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально- технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и воспитанников.

Актуальность программы состоит в том, что дошкольное образование воспитанников является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических действий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения ребят к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности.

У воспитанников развиваются личностные качества: терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения,

многократность отработки навыков и умений (в разных формах) и повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы. Воспитанники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения.

Задача педагога — в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности воспитанника.

Виды деятельности, предлагаемые в программе, подобраны с учетом психологических особенностей дошкольника, уровня их умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес младшего дошкольника.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса с самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе.

Обучающие игры — вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования:

  • как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлимая часть образовательной системы)
  • как интегрированная программа (взаимосвязана с другими образовательными областями (художественно — эстетическая, физическая, речевая, социально-коммуникативная)
  • как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, (где каждая тема обучения усложняется в зависимости от индивидуальных особенностей индивида, задача каждого занятия решается разными способами с помощью игр развивающего блока ( «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизеля»)
  • в каждом занятии используются: схема, либо план-схема, что усложняет занятие

и обучает началам моделирования

Целью педагогического содействия логико – математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико – математических представлений свойства, отношения, связи, зависимости, начало основ геометрии, способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация) ,

Основные задачи:

  • развитие сенсорных (предметно — действенных) способов познания: свойств и отношений, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • развитие логико — математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах
  • освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация)
  • развитие представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация)
  • овладение математическими способами познания действительности (счет, измерения, простейшие вычисления)
  • развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной речью
  • развитие интеллектуально – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач
  • развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки

Компетентность педагога в логико – математическом развитии дошкольника

включает:

  • осведомленность о целях, задачах и содержании логико – математического развития ребят
  • знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности
  • умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико – математической деятельности
  • понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.

Программа построена на основе следующих принципов дошкольного образования, определенных ФГОС дошкольного образования:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
  • содействие в сотрудничестве детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений
  • поддержка инициативы детей
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка
  • сотрудничество с семьей.

Данная программа рассчитана на один учебный год.

Период реализации программы: октябрь — июнь

(каникулярный период – период государственных новогодних каникул)

Программа «Совенок» предназначена:

  • для воспитанников 2 младшей группы ДОО

(младшего дошкольного возраста, от 3-4 лет)

  • оптимальное количество кружковцев: 10 -15 воспитанников
  • распределение нагрузки:

-1 занятие в неделю/2 половина дня (вторник/четверг – чередуются)

(работа парами, тройками, звеньями, индивидуально с каждым) .

-4 занятия в месяц

  • длительность одного занятия: 15 минут (1 академический час)
  • расписание занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера.

Форма детской деятельности:

Подробней doshkolnik.ru

Другие статьи по теме: