Программы развития детей дошкольного возраста

Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность

Пояснительная записка

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Содержание образования

В старшей группе осуществляется предметное, сюжетное рисование и рисование по замыслу. Они уже овладели основными формообразующими движениями, направленными на изображение самых разнообразных предметов круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Движения рук в процессе изображения предметов стали более свободными, уверенными; расширились представления детей о цвете: они усвоили названия нескольких цветов и оттенков; в конце года могли самостоятельно приготовить розовый, голубой цвета. Это значительно расширяет изобразительные возможности детей старшей группы, позволяет усложнить содержание рисунков, создает условия для дальнейшего развития их творчества.

В этой группе, как и в предыдущей, в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов; создание сюжетных композиций в рисовании. Декоративную деятельность мы включаем в процесс работы для создания изображений по замыслу.

Развитие творческих способностей детей этого возраста связано прежде всего с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений, развитием воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, искусству, художественно-эстетическим деятельностям.

Цель программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных работ, вкладывая в них все свои замыслы.

2. Формировать гармонично развитую личность.

3. Воспитывать желание реализовывать свои мысли в творчестве.

4. Развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость через знакомство с художественной культурой.

Задачи художественно-творческой деятельности:

Обогащать представления детей об искусстве как основе развития творчества. .

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия; зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени) .

Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством, расширять представления о народных игрушках. Знакомить с национальным декоративно – прикладным искусством; с другими видами декоративно – прикладного искусства. Развивать декоративное творчество детей.

Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

Особенности организации деятельности.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми, так как и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов .

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Программа ориентирована на развитие художественно-творческих способностей у детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и эстетическими ценностями своего народа. Обучение основывается на разработанных в педагогике и практике концепциях эстетического воспитания, в соответствии с которыми формирование художественного образа находится в неразрывном единстве с развитием представлений о родной природе, труде, быте, национально-художественных традициях народа.

Значительное внимание уделяется развитию:

Наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления;

Творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности;

Мелкой моторики рук;

Основа содержания программы по рисованию – ознакомление детей с различными видами художественной деятельности; с различными материалами и их свойствами; знакомство с техникой выполнения заданий. В процессе занятий дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира.

Тип программы: вариативный.

Возраст детей занимающихся по программе: старший дошкольный – от 5 до 6 лет;

Основные направления и содержание деятельности.

Знакомство с видами творчества.

Постановка задачи.

Знакомство с техническими приемами.

Самостоятельная работа.

• Принципы организации воспитательно-образовательного процесса.

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом дидактических принципов общей и специальной педагогики:

• Принцип комплексного, системного и целостного подхода как один из основных принципов в воспитании, развитии, образовании, диагностики и коррекции детей.

• Принцип гуманизма заключается в требовании «не навреди» Любая совместная деятельность с ребенком должна помочь развитию дошкольника. Нужно верить в будущее ребенка, беречь ребенка от психического и физического насилия; научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «ребенок – взрослый»;

• Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности. Принцип сотрудничества позволяет вывести отношения взрослого и ребенка на уровень «субъект - субъектных» отношений;

• Принцип вариативности. Свободная, самостоятельная, творческая успешная саморазвивающаяся личность рождается только в ситуации выбора, в ситуации.

Критерии диагностики результатов освоения программы.

По каждому критерию уровня освоения образовательной области «Художественное творчество» ребенку после индивидуальной работы с педагогом выставляется соответствующий балл, характеризующий уровень овладения конкретным содержанием программного раздела.

Критерии освоения программы.

1. Сформированы навыки коллективного творчества.

2. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образа, заданного взрослым, осуществляет подготовку своего рабочего места к изобразительной деятельности, а затем убирает материалы и оборудование.

3. При создании рисунка начинает овладевать умениями работы по правилу и образцу.

4. Использовать способы различного наложения цветового пятна и цвета, как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного.

5. Украшать созданные изображения.

Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу года дети могут

• Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция) .

• Знать особенности изобразительных материалов.

• Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры) ; сюжетные изображения; использовать разнообразные композиционные решения, различные изобразительные материалы.

Библиография

1. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М., 1993г.

2. Бочарова Н. Б. Учимся рисовать М., 2007г.

3. Галанов А. С. Занятия изобразительной деятельности в детском саду. М., 1999г.

4. Гуреева И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. В., 2009г.

5. Казакова Т. Г. Развивайте у детей творчество М., 1985г.

www.maam.ru

Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста

«Психологический лабиринт»

программа социально- личностного развития детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

В первые семь лет дошкольник проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается с окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а в процессе деятельности, общения.

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть, что он уже умеет и чему хотел бы научиться. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение. Поэтому в программу включены игры и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать мир своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

Программа составлена на основе:

- программы «Познаю себя» Образовательная система «Детский сад-2100» М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова;

-«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» составители: И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа;

Цель программы: Гармонизировать психоэмоциональное состояние.

Задачи:

1. Формировать установку на положительное отношение к себе.

2. развивать эмоционально- волевую сферу (осознанное восприятие эмоций, умение адекватно выражать и понимать эмоциональные состояния) .

3. развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции; развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки;

4. развивать мелкую моторику руки;

5. снятие тревожности.

6. повышение групповой сплоченности.

Формы и методы работы:

1. Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.

2. Арт- терапия: сказкотерапия и песочная терапия.

3. Метод модификации поведения: кукольная драматизация; поведенческий тренинг.

4. Релаксационный метод.

Планируемые результаты психологической работы в группах:

К 5 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей с незначительной помощью взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и название предметов обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов, Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

К 7 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков, геометрических фигур, различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Сроки реализации программы:

программа рассчитана на 2 года психологического сопровождения детей 4-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: диагностика; развивающие, коррекционно-развивающие занятия; консультации.

Она состоит из 49 занятий: 1 год-24, 2 год-25

Продолжительность каждого занятия- 25 минут.

Программа предполагает подгрупповую работу по 6-10 человек.

Содержание программы по разделам:

1 год. 1 часть «Мир чувств, мир эмоций»

№ занятия Тема занятия часы

1 Это Я! 1

2 Настроение 1

3 Дружба начинается с улыбки 1

4 Каким я себя вижу 1

5 Мой портрет (аппликация) 1

6 Я могу быть другим 1

7-8 Радость 2

9-10 Грусть 2

11-12 Злость 2

13-14 Страх 2

15-16 Удивление 2

17 Мои чувства 1

2 часть «Тайны песочной страны»

(проводится с детьми по подгруппам 5-6 человек)

18 Преображение пустыни 1

19 Ладошки на песке 1

20 Песчинки-художницы 1

21 Эти чудо- камни 1

22 Сила добра 1

23 Загадки волшебного коврика 1

24 В гостях у цветочной феи 1

Итого: 24 часа

2 год. 1-я часть Эмоционально- волевое развитие

1 Мы команда! 1

2 Наши чувства 1

3 Победа 1

4 Путешествие с ежиком 1

5 Игры с лягушонком Квакшей 1

6, Аленушкина сказка 1

7 Путешествие в страну рс 1

8 Приключения с Незнайкой 1

9 По щучьему велению. 1

10 Волшебный магазин 1

11 Театр 1

12 Турнир 1

13 Вот какие мы! (заключительное) 1

2-я часть Путешествие в стану «Что я могу»

(проводится с детьми по подгруппам 5-6 человек)

14 Вводное 1

15 Путешествие в Синегорье к орлу зоркий глаз 1

16 Игры и упражнения на развитие зрительных ощущений и представлений 1

17 Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе чуткие уши 1

18 Игры и упражнения на развитие слуховых ощущений и слухового внимания 1

19 Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх 1

20 Игры и упражнения на развитие ощущений 1

21 Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык 1

22 Игры и упражнения на развитие ощущений 1

23 Путешествие на чувствительные холмы к Обезьяне Любопытные руки 1

24 Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений 1

25 Страна «Что я могу» (заключительное) 1

Итого: 25 часов

Диагностический блок:

Диагностика эмоционально- волевой сферы детей 1

Диагностика готовности детей к обучению в школе подгрупповая) 2

Диагностика готовности детей к обучению в школе (индивидуальная) 25 минут на каждого ребенка

Список литературы :

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.

2. Громова Т. В. Страна эмоций. — М., 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - СПб. : Речь; ТЦ Сфера, 2001.

4. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей Гоов ли ваш ребенок к школе? Дельта 1997.

5. Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. —Минск, 1997.

6. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.

7. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.

8. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя Методические рекомендации к программе социально- личностного развития детей дошкольного возраста М. 2006.

9. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М. Балласт 2005.

10. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

11. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000.

12. Левина Н. А. Система работы по эмоционально- волевому развитию. Старшая и подготовительная группы. Корифей Волгоград 2009.

13. Лютова Е. К, Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.

14Мазепина Т. Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.

15Миронова ММ. Психология Разработки занятий Средний и стрший дошкольный возраст Корифей Волгоград 2006.

16. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1998.

17Панфилова М. А. Игротерапия общения. — М., 2000.

18 Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.

19. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.

20 Урунтаева Г. А, Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. —М., 1995.

21 .Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. — М., 2001.

22. Хухлаева О. В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.

23 Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М., 1998.

24Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. — М., 2001. .

25. Чистякова М. И. Психогимнастика. —М., 1995.

26. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г. А. Кудрявцева. - Мозырь: Белый ветер, 2005.

27.150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. 28 Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. - М. : АСТ, 2000.

29 Тесты для детей 4-5 лет: Учебное пособие. Умные книжки. - М. : Махаон, 2010.

30 Тесты для детей 5-6 лет: Учебное пособие. Умные книжки. - М. : Махаон, 2010.

31 Тесты Готов ли ребенок к школе Память, логика, внимание. Сост. Л. Маврина, 32 Ю. Васильева. : м. ООО Стрекоза 2010.

Дата составления 23.08. 2010г.

Педагог-психолог Смородская Екатерина Николаевна

www.maam.ru

Проект (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 16.02.2014 - 14:44 - Мамаева Ольга Владимировна

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

мимолетным шансом. Только работа и воля

могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

А. Камю

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации «Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Подробней nsportal.ru

Программа мастер-класса «Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста»

Для воспитателей и психологов дошкольных учреждений

Пояснительная записка

Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. Примерная образовательная программа дошкольного образования, в свете стандартов нового поколения, выдвигает на первый план развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности и нацеленной на его всестороннее развитие. В программе выделяется задача развития способностей и компетенций у выпускников детского сада.

В рамках преемственности программ дошкольного и начального образования, следует рассмотреть приоритетную цель современного российского образования не в становлении репродуктивной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а в полноценном формировании и развитии способностей ученика, самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Важно, чтобы ребенок не только не только освоил полезную информацию для жизни, но и научился взаимодействовать с окружающим его миром людей: чтобы он мог иметь друзей, мог наладить деловые отношения, мог обратиться за советом и помощью, решал самостоятельно конфликтные ситуации. Наличие способностей является условием не только успешности в обучении, т.е., более быстрого усвоения знаний, умений, навыков, но и возможности действовать там, где недостаточно знаний из школьной программы.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что дошкольный возраст – сенситивный период, где формируется одна из базовых познавательных способностей - способность моделирования. В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках образовательной среды является более современным подходом в образовании.

Чтобы эффективно формировать у дошкольника данный вид способности, педагогам необходимо понимать природу способностей в целом, специфику применения наглядного моделирования в разных видах детской деятельности.

Что такое способность моделирования? Как осуществлять развитие способности у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах? Какими инструментариями для осуществления диагностики необходимо владеть?

Ответы на эти вопросы могут найти педагоги и психологи дошкольных учреждений, прослушав данный курс.

Цель данного мастер-класса: Вооружить воспитателя средствами, «инструментарием» по развитию способности моделирования и диагностики дошкольников.

Во время семинарских занятий, практикумов, просмотра и анализа открытых занятий, проектирования и «проигрывания» развивающих занятий, воспитатели смогут составить методическую копилку методов, приемов по формированию способности наглядного моделирования, определить и зафиксировать ряд возможных трудностей, возникающих у педагога при организации развивающих занятий и овладение инструментарием мониторинга отслеживания по развитию способностей детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

В ходе работы участники мастер-класса научатся:

  • Составлять игровые упражнения по формированию наглядного моделирования.
  • Проектировать развивающие занятия по формированию наглядного моделирования.
  • Проводить диагностику формирования способности наглядного моделирования.

Программа мастер - класса была апробирована в 2012-2013 году в МАОУ «ЛИИТ №36», участниками программы стали 13 педагогов и 32 дошкольника. Мониторинг показал положительную динамику уровня сформированности способности моделирования у детей старшего дошкольного возраста.

Также материалы данного мастер-класса были представлены на городских семинарах для педагогов дошкольных учреждений.

3. Содержание мастер-класса

Цель: создание условий для освоения педагогами основных положений, методов и приемов по организации развивающих занятий формирования наглядного моделирования в дошкольном возрасте.

Категория слушателей: воспитатели, педагоги-психологи дошкольных учреждений, студенты педагогических вузов.

Срок обучения: 36 часов, 9 недель, 2 месяца.

Форма обучения: семинары, практикумы, открытые занятия

Программа курса состоит из 4 разделов.

Раздел 1

Направлен на проблематизацию слушателей по теме мастер-класса, на определение педагогов своих границ знания и «незнания» по теме мастер-класса.

Содержание раздела: Проблематизация: развитие способностей, что мы знаем, что мы умеем?

Раздел 2

Направлен на определение особенностей развития умственных способностей, этапы формирования способности наглядного моделирования в дошкольном возрасте.

Содержание раздела: Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста; источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве; моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников.

Раздел 3

Раздел направлен на характеристику использования наглядных моделей в разных видах деятельности, подбором диагностического материала по формированию способности моделирования.

Содержание раздела: Использование наглядных моделей в разных видах деятельности: ознакомление с художественной литературой, ознакомление детей с природой, обучение грамоте, конструирование, логике, элементарных математических представлениях; проектирование, «проигрывание» развивающих упражнений, занятий; диагностика способности моделирования.

Раздел 4

Содержание раздела: стажировка по составлению и проведению развивающих занятий с использованием наглядного моделирования в разных видах деятельности.

4. Планируемые результаты

В результате изучения программы данного курса педагоги узнают:

  • Виды способностей и значение развития способностей в дошкольном возрасте;
  • Основные этапы формирования умственных способностей у дошкольников.
  • Способы формирования наглядного моделирования в разных видах деятельности.
  • Способы диагностики определения уровней развития способности моделирования.

В результате изучения программы данного курса педагоги научатся:

  • Составлять игровые упражнения, развивающие занятия по формированию наглядного моделирования.
  • Проводить диагностику формирования наглядного моделирования.

5. Материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет для проведения лекций, семинаров и практикумов.
  • Групповые помещения на время проведения открытых занятий.
  • Компьютер, проектор, экран, принтер.
  • Бумага для распечатывания текстов для каждого слушателя.

Список литературы

1. Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М.: Просвещение, 1973. – 268c.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96с.

3. Выготский Л. С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. – 331c.

4. О. М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание", 1994.

5. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание", 1994.

6. Л. Ю. Субботина, "Развитие воображения у детей", Ярославль, "Академия развития", 1996.

7. О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева, "Дети, в школу собирайтесь", Москва, "Просвещение", "Учебная литература", 1996.

8. Программа "Развитие" под редакцией Л. А. Венгера.

9. О. М. Дьяченко, А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, «Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие», Москва, «Новая школа», 1996.

11. Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника», Москва, Просвещение: Учебная литература, 1996.

12. Э. С. Акопова, Е. Ю. Иванова, «Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста», МИОО: Кафедра экспериментального и инновационного образования, 2006.

13. О. И. Глазугова, Е. Ю. Иванова, «Диагностика образовательной успешности», Москва: Пушкинский институт, 2007.

14. Дружинин В. Н. // Психология общих способностей. РАН. – Москва: МГУ, 2003. – 106 с.

Комментарии

#1Мария20.05.2015 08:52Опубликован новый материал Программа мастер-класса "Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста". Очень грамотный, содержательный материал. Давно искала такую публикацию. Спасибо большое.

Ссылка на источник dohcolonoc.ru

Рабочая программа (подготовительная группа) по теме: Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 28.02.2012 - 13:20 - Мамаева Ольга Владимировна

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в

детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста являются актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Концептуальные основы проекта программы- взгляды Д. Б. Эльконина: детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира. Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни. На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения, интеллектуальное развитие дошкольников.

Проект программа создана в контексте реализации«Наша новая школа» и освоения образовательной области «Познание» (Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОи Н РФ от 23. 11. 2009 г. № 655) .

Реализация данного проекта способствует созданию системы работы по интеллектуальному развитиюдетей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку он предполагает создание определенных условий для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, что является важным условием развития детей, в том числе более успешному планированию работы с детьми, имеющих интеллектуальную одаренность.

Дополнительно проект программы поможет семьям воспитанников быть вовлеченными в процесс развития интеллекта, а это сделает процесс развития ребёнка более открытым. Что в свою очередь активизирует партнёрские отношения между педагогическим коллективом и родителями. И расширит спектра форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в консультативном пункте «Современная семья».

Цель проекта программы: повышение уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Ссылка на источник nsportal.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №163

(ГБОУ Школа №163)

Рабочая программа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

«Говорун».

Срок реализации 2014 – 2015 гг. Программу составил

учитель – логопед высшей категории

Калинина О. В.

Москва 2014 год.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, это служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности.

Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляются и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.

Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

Наше ОУ работает по программе, основанной на Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Образовательная область « Речевое развитие» этой программы предусматриваетпроведение всего 2-х занятий в неделю, чего совершенно недостаточно для полноценного речевого развития ребёнка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Поэтому мною было принято решение организовать подгрупповые занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Данная форма работы позволяет уделять внимание развитию артикуляции. Наряду с развитием мелкой моторики уделять внимание развитию тактильной чувствительности.

Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Такие занятия учитывают индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в подгруппе.

Цель программы: развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.

Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценную реализацию этих целей через следующие задачи:

1. Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.

2. Расширение словаря.

4. Развитие связной речи ( монологической и диалогической) .

5. Усилие контроля над собственной речью.

6. Знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.

7. Подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.

8. Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.

9. Нравственное воспитание детей.

Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Рабочая программа является авторской, составленной на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и авторских технологий Т. А. Ткаченко.

В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей среднего возраста.

Занятия проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей, фишек карточек с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

Планирование работы

Подробней на сайте nsportal.ru

Развивающие занятия и программы для детей дошкольного возраста. Что необходимо? < онлайн игры для девочек раввивающие 6-7 лет

Учить читать детей 5 лет

Иногда, ребенок чаще играет один, с игрушками и родители довольны, что этим он не доставляет хлопот и у мамы и папы больше свободного времени. Это, конечно, не плохо, что малыш умеет занять себя, но увлекаться этим не стоит. Общение с родными не заменимо.

Ведь воспитание — это и помощь ребенку познавать все окружающее, уметь общаться с ребенком на языке игр.

В игровой программе для детей 5 лет, нужно стараться закрепить знания ребенка во всех областях: отождествлять предметы по нескольким свойствам: цвету, размеру, форме; различать предметы по длине, ширине и высоте, определять предметы по расположению в пространстве (слева, справа, снизу, сверху) и во времени; уметь вежливо разговаривать, слушать и благодарить.

Память у ребенка к 5 годам переходит от непроизвольного запоминания к сознательному запоминанию. Ребенок легко заучивает стихотворения, песенки. Нужно проследить на этом этапе, чтобы вместе с простым запоминанием развивалась и смысловая память ребенка, т.е было понимание ого, что он учит.

У вашего ребенка наступил потрясающий возраст 6 лет. Это возраст, когда ребенок уже вполне сформировавшаяся личность со своим видением окружающего мира.

К 6 годам у детей становится более разнообразной двигательная активность. В этом возрасте он вполне может соблюдать этические нормы и управлять своим поведением. Он способен почувствовать чужое настроение, проявить сочувствие и предложить свою помощь.

Этот возраст сопоставляется с увеличением объема памяти, внимание хоть и непостоянное, но уже произвольное. Речевое развитие достаточно велико, ребенок должен произносить все звуки, может согласовывать слова в предложениях.

Поэтому, для правильного развития в программу для детей 6 лет следует включать разносторонние занятия. Сейчас уже можно начать занятия в спортивных секциях.

Нужно обучить ребенка личной безопасности ( обращение с бытовыми эл. приборами, острыми кухонными принадлежностями, поведению на улице с незнакомыми людьми) , обучить ребенка найти выход из трудной ситуации. Целесообразно поручить ребенку посильную домашнюю работу.

Учим ребенка быстро читать

Техника чтения очень важна, как в начальной школе, так и в старших классах. Объемы текста будут постоянно расти, устных предметов становиться больше. Поэтому если ребенок плохо читает, ему будет сложнее вдвойне.

Чтение очень важное влияние имеет на правописание, орфографические навыки, запас слов. Темп чтения также является одним из многих факторов, влияющих на успеваемость в школе.

Норма чтения в третьем классе составляет 90 слов в минуту, а программа литературы 6 класса уже предусматривает 110 слов в минуту, 130 слов по программе литературы 7 класса и в 9 классе программа по литературе предусматривает 150 слов в минуту. И быстрое чтение ребенку обязательно нужно по всем предметам в школе.

Итак, программа как научить ребенка читать быстро состоит из ежедневной домашней работы, в которой заинтересованы, как ребенок, так и родители

  1. Читать нужно каждый день. Можно хотя бы от 5 до 10 минут.
  2. Можно чередовать чтение (ребенок и родитель) Ребёнок видит, и ваш интерес и желание быть с вами наравне.
  3. Полезно почитать перед сном - это формирует эмоциональную память.
  4. Чтение на скорость. Проводить лучше каждый день, а раз в неделю подытоживать успехи в чтении.

< Предыдущая

Подробней на сайте GirafeJournal.com

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ)

«МОЯ МАТЕМАТИКА»

С. А. Козлова, М. В. Корепанова, О. В. Пронина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целевая направленность программы

Образовательная программа «Моя математика» позволяет обеспечить познавательное развитие детей, гибко используя разнообразны формы работы, принятые в современной дошкольной педагогике. При этом программа также ориентирована на формирование у детей элементарных математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности

Особенности содержания программы и его реализации

В курсе выделяются несколько содержательных математических линий.

1. Числа.

Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами: в процессе счёта предметов и в процессе измерения величин.

Работа производится с использованием различных наглядных средств. Формирование представлений о количественном числе происходит на основе действия замещения.

В качестве предметов-заместителей или анализаторов используются как карточки с наглядным изображением реальных объектов, так и их абстрактные заместители (фишки, различные геометрические фигуры, счётные палочки и т.д.) . В процессе счёта происходит отбор необходимого количества заместителей путём соотнесения каждого предмета и заместителя (дети называют один предмет и выкладывают перед собой один заместитель, т.е. устанавливают соответствие предметов и их заместителей) . На основе наглядных моделей формируется представление о количественных отношениях (поровну, больше, меньше) . Запись полученных чисел производится с помощью точек на числовых карточках. В процессе пересчёта предметов в какой-либо группе формируются представления о порядковом числе (каждому предмету при пересчёте присваивается его номер в группе) . Из известных детям натуральных чисел от 1 до 10 выстраивается ряд, рассматриваются понятия следующего и предыдущего числа. Выделенные величины измеряются с помощью различных мерок (полосок бумаги, шагов, мерных стаканчиков и т.д.) , и результаты измерения фиксируются с помощью числовой карточки. Эта работа позволяет сформировать у детей представление о числе как мере величины и о зависимости между выбранной меркой и полученным в результате измерения числом (чем мерка меньше, тем мера (число) больше и наоборот) .

Важное место в подготовительном курсе математики занимают практические действия над группами предметов: объединение групп предметов (частей) в целое, выделение из группы предметов (целого) некоторой её части, разбиение данного множества на классы. В ходе этой работы вводятся понятия целого и части, при этом каждая из выделенных групп предметов описывается соответствующей числовой карточкой.

Таким образом, закладывается основа для формирования представлений о смысле операций сложения и вычитания. Здесь же формируются представления о составе чисел от 2 до 10 из двух меньших чисел.

2. Величины.

Величина также является одним из основных понятий математики. У детей формируются представления о таких величинах, как длина, объём, масса. Дети обучаются выделять, наряду с другими, то свойство предмета, которое является величиной, используя для обозначения величин специальные значки-символы.

Общие этапы работы с величинами:

а) выясняются и уточняются представления детей о выделенной величине на основе их жизненного опыта;

б) две однородные величины сравниваются визуально, путём наложения, приложения, с помощью ощущений;

в) три–пять однородных величин сравниваются и ранжируются от меньшей к большей и наоборот;

г) выбранная величина измеряется с помощью произвольно выбранной мерки, и результат измерения фиксируется с помощью числовой карточки.

3. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

В начальном курсе математики важнейшее место занимают текстовые задачи. На этапе дошкольного образования дети не работают с письменными текстами задач. В основе умения решать задачи лежит умение составлять математические рассказы на основе реальных или разыгранных сюжетов, рисунков, схематических рисунков и отвечать на поставленный воспитателем вопрос, требующий фактически решения арифметической задачи.

Общие этапы работы с арифметическими задачами:

а) Выполняя практические действия с реальными предметами, дети комментируют свои действия.

б) От практических действий с предметами дети переходят к выполнению действий «по представлению», с опорой на такие рисунки, которые также дают возможность усмотреть и пересчитать данные и искомые величины. При этом дети выделяют данные величины и составляют по ним рассказ.

в) Инсценирование задач, когда воспитатель рассказывает некий сюжет, дети изображают его, а затем отвечают на поставленный вопрос.

4. Элементы геометрии.

На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о таких плоских геометрических фигурах, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, как целостных объектов, без выделения их существенных признаков. Рассматриваются прямые и кривые линии и отрезки.

Дети учатся узнавать и называть эти геометрические фигуры, многократно производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из них различные узоры (закономерности) , отыскивая среди множества фигур заданную фигуру и т.д. Геометрические фигуры используются в курсе дошкольной подготовки также в качестве предметов-заместителей при работе с числами.

5. Элементы логического мышления.

Задания на развитие логического мышления впервые даются в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно в это время у большинства детей возникают возможности для работы с ними. Задания направлены на развитие ассоциативного мышления (объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций) , простейшие логические построения (закономерности из геометрических фигур) , начало формирования у детей представлений об отношениях между более общими (родовыми) понятиями и более частными (видовыми) понятиями на основе моделей (кругов Эйлера) . При этом рассматриваются только отношения соподчинения (полного включения) видового понятия и родового; сначала – знакомство с двумя степенями соподчинения (множество берёз является подмножеством множества лиственных деревьев) , а затем с тремя степенями (деревья, лиственные деревья, берёзы) .

6. Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

Во всех областях человеческой деятельности важным является умение ориентироваться в пространстве и времени. На этапе дошкольного образования формируются пространственные представления: «слева–справа», «вверху–внизу», «впереди–сзади», «близко–далеко», «выше–ниже» и т.д.

Дети учатся читать пространственные планы на основе замещения и моделирования, учатся находить своё место на плане, определять своё положение в пространстве относительно другого лица или предмета, располагать предметы на рисунке и в таблице по заданным между ними отношениям. У детей формируются временные представления «утро–день– вечер–ночь»; «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». Они учатся ориентироваться в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

7. Моделирование.

В процессе этой работы дети учатся воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков (ёлочка из треугольников и прямоугольника, домик и т.д.) , учатся моделировать новые геометрические фигуры (создавать собственные фигуры из имеющихся и придумывать собственные названия для них) . В процессе выполнения игровых заданий дети знакомятся со свойствами объёмных геометрических тел: сначала создают несложные конструктивные постройки, а в старшем возрасте учатся использовать (читать) чертежи при конструировании.

В основу программы заложен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного образования рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности. Таким образом происходит постоянное продвижение ребёнка вперёд.

Содержание программы полностью реализовано в пособиях «Моя математика» авторов М. В. Корепанова, С. А Козлова, О. В. Пронина, издательство «Баласс».

Цели данной образовательной программы:

Первая цель образовательной программы «Моя математика» для дошкольников – научить детей объяснять, обосновывать свои действия в процессе выполнения заданий, осмыслять и обобщать свой познавательный опыт, привлекая к этой работе всех, кто может и хочет в этом помочь. Здесь очень важна правильно организованная коммуникация, взаимодействие детей друг с другом, взрослыми, а также работа с доступными дошкольникам источниками информации.

Вторая цель – способствовать личностному развитию дошкольников, т.е. оказывать им помощь в формировании интеллектуальных возможностей, способствовать развитию наглядно-образного, а затем и элементарного абстрактного и логического мышления.

Третья цельпрограммы – способствовать освоению ребёнком родного языка, помогать детям овладеть им на сообразном данному возрасту уровне.

Методика проведения занятий, формы работы по образовательной программе «Моя математика» для дошкольников

Цели и задачи программы определяют и методику проведения занятий и формы работы.

1-й этап – введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель (взрослый) предлагает правила игры, инициирует их обсуждение.

На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их представления о рассматриваемом материале.

2-й этап – мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя (взрослого) вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!») . Однако, наряду со знакомыми ситуациями в какой-то момент предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний или умений детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем») .

3-й этап – поиск выхода из затруднения, или открытие нового. Задавая наводящие вопросы, организовывая исследовательские действия, педагог помогает детям понять и сформулировать новое для них знание.

4-й этап – самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив новое, дети возвращаются к прежней игре, но с новыми, уточнёнными правилами, либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания и умения

5-й этап – повторение и развивающие задания.

6-й этап – итог занятия. Дети вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.

Одного занятия (от 10 до 30 минут) в неделю недостаточно для формирования устойчивых математических представлений. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в самостоятельной деятельности в детском саду, а также дома с родителями,которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми.

Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд условий.

– Занятия должны проходить в спокойной обстановке.

– Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.

– В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т.п.) .

– Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.

– Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.

Сроки реализации и организация деятельности детей (с учётом возраста детей)

Программа «Моя математика» в варианте для групп подготовки к школе предусмотрена для возраста 6–7 (8) лет – один год подготовки

Учебно-методический комплект по программе «Моя математика» для дошкольников включает методические рекомендации для педагога или родителя и пособия для самостоятельного выполнения заданий каждым ребёнком для 6–7 (8) лет (авторы М. В. Корепанова, С. А. Козлова, О. В. Пронина) .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общие понятия

Признаки предметов.

Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение отдельных предметов на основе заданных признаков, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными признаками (свойствами) .

Отношения.

Сравнение количества предметов в группах: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10

Натуральное число как результат счёта и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

Счёт по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. Сравнение числа элементов конечных предметных множеств.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один) . Различение количественного и порядкового счёта.

Счёт в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр.

Величины и их измерение

Величины: длина, масса, объём. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств; моделирование отношений между частью и целым – объединение частей в целое, выделение части из целого.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок) . Моделирование геометрических фигур путём деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур; придумывание их названий.

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур.

Элементы логического мышления Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения: закономерности из геометрических фигур.

Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия и родового. Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева–справа, вверху–внизу, впереди–сзади, близко–далеко, выше–ниже и т.д.

Ориентация в пространстве относительно себя. Ориентация в пространстве относительно другого лица или предмета. Чтение плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане.

Формирование временных представлений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; ориентация в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года; составление рассказов по сюжетным картинкам.

Конструирование

Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу. Моделирование новых геометрических фигур.

Тематическое планирование занятий по пособию «Моя математика»

для старших дошкольников

1 занятие в неделю (28 занятий)

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме: