Психические процессы у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [

[К психическим познавательным процессам относятся:

восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Восприятие- целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чуств (участвуют разные анализаторы, н: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора вкус: кислое или сладкое, с помощью обонятельного: запах.

Внимание- это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память- запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ренее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени: купить продукты, сходить в школу к сыну и т. д) .Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т. д.

Мышление- обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления- аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов) ;

- наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений) ;

- словесно-логическое (познаётся с помощью понятиЙ, слов, рассуждений)

Из трёх видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического-то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6-7 годам.

Речь-процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык-средство общения людей друг с другом.

Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

[/u]

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запомигание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д.

Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Онспособен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

[b]Примерный перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.

[/b]

Упражнение №1. «Кого не стало? »

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.

Упражнение №2 «Кто лишний? »

На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.

Упражнение №3.

На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.

Упражнение №4.

На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.) . Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.

При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.

Упражнение №5 «Что я назвала? »

Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)

Упражнение №6 «Повтори за мной»

Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.

Упражнение №7 «Машина клумба»

На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы.

Аналогично работа проводится с другим цветом.

Упражнение №8 «Кто самый внимательный? »

Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.

Упражнение №9 «Какой предмет лишний? »

Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)

Упражнение №10 «Назови одним словом»

Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша, апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)

Упражнение№11 «Четвёртый лишний»

Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т. д)

При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)

Упражнение №12 «Найди меня»

На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.

Упражнение№13 «Чья тень? »

На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)

Упражнение№ 14 «Чего не хватает? »

Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.

Упражнение№15 «Какие предметы спрятались? »

Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.

Упражнение№16 «Собери картинку»

Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т. д.

Работа с разрезной картинкой помогает педагогу выяснить:

- как ребёнок справляется с комбинированием

-как соотносит части и целое

-действует ли он при составлении картинки методом подбора или старается представить в уме картинку в целом

Упражнение№17 «Загадки»

Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.

Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса? » (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)

h4][/h4]/h3]

][/b]

www.maam.ru

«Весна». Занятие по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста

ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Возраст Старший дошкольный возраст

Тема «Весна»

Программное содержание Коррекционно – образовательные цели:

• расширить представления детей о весне;

• учить детей выделять характерные признаки наступающей весны (весной солнце светит ярче, текут ручьи, птицы прилетают с юга, появляются первые цветы) ;

• учить анализировать, классифицировать;

• учить использовать обобщающие понятия;

• учить понимать причинно-следственные связи

Коррекционно – развивающие цели:

• развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, связную речь (игра «Что сначала, что потом»)

• развивать внимание, логическое мышление (игра «Четвертый лишний») ;

• развивать память («Назови, что изображено? », заучивание стихотворения (предварительная работа) ;

• обогащать словарный запас;

• развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, внимание (игра «Гвоздики»)

• развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, физминутка)

Коррекционно – воспитательные цели:

• формирование навыка сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Материалы к занятию 1. Домовенок Кузя, подснежники (ручной труд)

2. Слайды с изображением признаков весны (использование интерактивной доски)

3. Наглядный материал на весеннюю тематику

4. Дидактическая игра «Назови, что изображено? »

5. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

6. Дидактическая игра «Гвоздики»

7. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Ход занятия

Дефектолог: Дети отгадайте загадку

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла.

Дети: Весна

Дефектолог: Правильно, ребята.

Приходит весна – зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

Дефектолог: Ребята сегодня нам подарили первые весенние цветы, кто знает, как они называются? (Приложение №1)

Дети: Подснежники

Дефектолог: Правильно подснежники, давайте посмотрим на эти цветы. Ой, корзиночка, пустая, цветов нет, что же здесь такое (флешка? (отдаю на просмотр) Может на ней какое-то послание?

(Домовенок Кузя говорит о том, что цветы он забрал у Бабы Яги и оказался в заколдованном лесу. И выберется из него в том случае, если ребята выполнят задания Бабы Яги)

И сегодня мы не обошлись без проделок бабы Яги, давайте, ребята я достану из корзины задания, мы выполним их и освободим домовенка Кузю из заколдованного леса.

Дефектолог: 1 задание. Назовите весенние месяцы

Дети: Март, апрель, май

Дефектолог: 2 задание. Расскажите стихи о весенних месяцах

Дети:

Март

Рыхлый снег

Темнеет в марте,

Тают льдинки на окне,

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене

Апрель

Апрель, апрель!

На дворе стоит капель.

По полям бегут ручьи,

По дорогам – лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Май

Распустился ландыш в мае,

В самый праздник – в первый день!

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

Дефектолог: Молодцы, все хорошо рассказали стихи.

3 задание. Расскажите, что происходит в природе с наступлением весны? (показ слайдов, дети повторяют признаки весны)

Дети: Весной солнце светит ярче, весной текут ручьи, птицы прилетают с юга, появляются первые цветы

Дефектолог: Дети обратите внимание на доску, по этим картинам, мы тоже можем рассказать признаки весны.

Дети: Дети радуются приходу весны, появлению первых цветов. Мальчики пускают кораблики, природа начинает оживать после зимней стужи.

Дефектолог: Задание 4. Назовите, что изображено на картинке по памяти? » (Приложение №2)

Разложите перед собой 16 картинок. Молодцы, хорошо. Я покажу вам сейчас 8 картинок, посмотрите внимательно, запомните, что изображено и найдите из 16 картинок нужные 8

Дефектолог: Молодцы, хорошо. Самый внимательный у нас … .

Дефектолог: Ребята, я вижу, что вы устали, давайте отдохнем.

Физминутка.

Снова нет ручьям покоя –

День и ночь журчат в кустах.

(бегут по кругу друг за другом)

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

(спокойно идут друг за другом)

Льёт лучи на лес и луг

(приседают – встают)

И на все цветы вокруг.

(«цветок» над головой)

Дефектолог: Задание 5. Установите последовательность сюжета

Давайте все вместе разберемся и разложим картинки по порядку в определенной последовательности (Игра «Что сначала, что потом? »). (Дети подходят к столу, где лежат картинки – сюжет: дети увидели сломанный скворечник, дети сделали новый скворечник, повесили скворечник, наблюдают прилет птиц, солнце радуется вместе с детьми). Молодцы, мы справились с заданием, я думаю мы скоро освободим Кузю из заколдованного леса.

Дефектолог: Задание 6. «Нарисуйте» резиночками цветочек. Выполнить это задание нам поможет игра «Гвоздики» (Показываю, как нужно «рисовать» цветочек, затем отдаю детям дощечки, дети самостоятельно выполняют работу)

Дефектолог: Молодцы, все справились с заданием. Работая с резиночками, пальчики устали, давайте проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Наши нежные цветки распускают лепестки.

(Руки сжаты в кулачки, плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы)

Ветерок чуть дышит. Лепестки колышет.

(Помахивают кистями рук)

Наши нежные цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают. Головой качают.

(Снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту)

Дефектолог: Ребята осталось последнее задание, выполнив его мы, освободим Домовенка Кузю из заколдованного леса.

Задание 7. Определите лишний предмет и объясните почему он лишний.

Игра не простая, посмотрите у меня есть картинки и прищепки. Определите лишний предмет и обозначьте его прищепкой (Раздаются каждому ребенку картинки и прищепки, нужно найти лишнюю картинку и обозначить ее прищепкой, объяснить свой выбор)

Ребенок: Лишний торт потому, что не относится к фруктам (банан, слива, яблоко, торт)

Ребенок: Лишняя птица потому, что не относится к домашним животным (овечка, лошадка, корова, птица)

Ребенок: Лишняя подушка потому, что не относится к одежде (юбка, подушка, свитер, рубашка) .

Ребенок: Лишние коньки потому, что не относятся к транспорту (коньки, поезд, троллейбус, самолет) .

Ребенок: Лишний телефон потому, что не относится к мебели (шкаф, стол, стул, телефон)

Ребенок: Лишний зонт потому, что не относится к одежде (зонт, варежки, брюки, платье)

Появляется Домовенок Кузя (Здравствуйте, ребята, наконец-то я выбрался из заколдованного леса и это благодаря тому, что вы выполнили все задания Бабы Яги. Вот ваша корзина с подснежниками и сладкие призы).

Итог занятия

Дефектолог: Спасибо Кузя тебе большое, что вернул нам корзинку с подснежниками. Ребята, давайте расскажем Кузе какие задания Бабы Яги мы выполнили.

О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

Дети: О весне

Дефектолог: Про какие весенние месяцы мы рассказали стихи?

Дети: Про март, апрель, май

Дефектолог: Что мы «рисовали при помощи резиночек?

Дети: Цветочки

Дефектолог: При помощи, какой игры мы установили последовательность сюжета?

Дети: «Что сначала, что потом»

Дефектолог: Какой предмет был лишний?

Дети: «Четвертый лишний»

Дефектолог: Ребята, мы сегодня, молодцы, поработали хорошо. Давайте скажем еще раз спасибо Кузе

(Кузя уходит в свою сказку) .

www.maam.ru

Конспект занятия по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие»

Подготовила и провела:

педагог-психолог Лебедева А. А.

Cергиев Посад

2013

Дошкольное детство - самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.

В последние годы резко возросло количество детей с отклонениями в развитии. Большинство из них имеют нарушения, в числе прочего, и когнитивной сферы, в связи с чем особенно востребованным становится материал, который можно было бы использовать не только для развития, но и для коррекции различных параметров познавательной сферы, в частности мышления.

Материалы, использующиеся нами в ходе занятий, способствуют развитию когнитивных процессов – различных параметров внимания, связной речи, понимания причинно-следственных отношений, сюжетных линий, скрытых подтекстов у детей начиная с 4, 5-5 лет, так и для коррекции этих процессов у детей того же и более старшего возраста, имеющих такие нарушения в развитии, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, отставание в умственном развитии и др.

Виды психических процессов

Познавательные: Ощущение, Восприятие, Представление, Воображение, Мышление, Память, Речь, Внимание

Эмоциональные: Эмоции, Чувства, Аффекты, Стресс

Волевые: Борьба мотивов, Принятие решения, Постановка цели

Цель: коррекция и развитие психических познавательных процессов у старших дошкольников. На примере сказочных героев показать значимость в повседневной жизни человека таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Задачи:

• корректировать психические познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста;

• способствовать снятию мышечного напряжения у детей;

• развитие целенаправленного внимания;

• развитие зрительной и слуховой памяти;

• развивать у детей способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей, а также, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов;

• развитие активной речи;

• развитие творческих способностей, воображения;

• развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой, а также, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе.

Предварительная работа:

- мониторинг уровня развития психических познавательных процессов у детей дошкольного возраста;

- создание группы по коррекции психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Д/с №6 – ЦРР»;

- проведение индивидуальных/групповых занятий с детьми группы коррекции 2 раза в неделю по 25 минут (в течение 2012 – 2013 уч. года) ;

- обучение дошкольников работе с материалами из комплекта коррекционно – развивающих заданий (Г. С. Кагарлицкая «Что за чем и почему? ») ;

- использование печатного материала в коррекционно-развивающей работе (серия рабочих тетрадей ВСЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА – внимание, память, мышление, математика, речь, письмо) .

Оборудование:

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»;

Игра «Волшебный мешочек» (геометрические объемные фигуры) ;

Комплект коррекционно – развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет (Г. С. Кагарлицкая «Что за чем и почему? ») ;

Короткий рассказ для заучивания (для детей дошкольного возраста) «Четыре бабочки»;

Иллюстрации Ю. Д. Кладиенко «Сказки про зверят»;

Персонажи из детских сказок (Красная Шапочка – Ш. Перро «Красная Шапочка»; Карлсон - А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Кот в сапогах - Ш. Перро «Кот в сапогах»; Чиполлино – Дж. Родари «Приключения Чиполлино»; Буратино – А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Незнайка – Н. Н. Носов «Незнайка на Луне»; Айболит – К. Чуковский «Айболит») ;

Магнитная доска/магниты, акварельные краски, кисти для рисования, листы формата А4, фломастеры, музыкальный центр.

Список используемой литературы:

Алябьева Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» (Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений, Москва, 2010 г.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Вся дошкольная программа. Письмо. Внимание. Память. Речь. Математика», 2011г.

Истратова О. : Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники, 2013 г.

Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др. ; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009г.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. - Практикум по детской психологии, 2010г.

Ход занятия:

I. Приветствие.

Деятельность педагога-психолога

Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости! Ребята, давайте создадим для всех хорошее настроение добрыми пожеланиями.

Деятельность детей

Игра «Волшебный клубочек» (под сказочную музыку)

II. Начало занятия.

Деятельность педагога-психолога

Ребята, сегодня, мне бы очень хотелось пригласить вас отправиться в сказочное путешествие.

Вы согласны? А Вы не боитесь опасностей и трудностей, которые могут возникнуть на нашем пути?

В путешествии необходимо быть очень внимательными, сообразительными, чтобы суметь найти выход из любой трудной ситуации, также нам пригодятся хорошая память, воображение.

Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? Тогда в путь!

Деятельность детей

Ответы детей

III. Задание на развитие внимания.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Красной Шапочкой.

Ребята, Вы узнали девочку? Из какой сказки наша героиня?

Красная Шапочка: «Ребята, совсем недавно, когда я шла в гости к своей бабушке, то встретила двух художников. Они громко о чём-то спорили. Увидев меня, они остановились и попросили помочь им - определить, кто из них лучше рисует. Тогда, я предложила им нарисовать меня рядом с домиком бабушки. Художники согласились. В итоге, я получила 2 картины, но на одной из них, по-моему, чего-то не хватает. Поможете мне найти различия? »

После того, как задание выполнено, Красная Шапочка благодарит ребят за помощь и уходит.

Деятельность детей

Ответы детей

Упражнение «Найди 10 отличий». Каждый из детей подходит к мольберту с изображениями и обводит фломастером отличие, которое он нашёл.

IV. Упражнения на развитие мышления.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Чиполлино. Ребята, Вы узнали героя сказки? Кто это?

Чиполлино: «Ребята, помогите мне, пожалуйста, выполнить задание. Дядюшка Тыква подарил мне набор карточек, на которых изображены различные предметы. Нужно определить, какой предмет лишний в каждой карточке и объяснить, почему я так решил. Поможете мне, ребята? »

После того, как задание выполнено, Чиполлино благодарит ребят за помощь и уходит.

Деятельность детей

Ответы детей

Игра «Четвёртый лишний». Дети определяют лишний предмет на каждой картинке, свой ответ аргументируют (обобщают категории предметов, рассуждают) .

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Кот в Сапогах.

Кот в Сапогах: «Здравствуйте, ребята, Вы меня узнали? А Вы умеете выполнять задания по образцу? Тогда, я сейчас проверю, как Вы умеете это делать».

После того, как задание выполнено, Кот в Сапогах хвалит ребят за старание и прощается с ними.

Деятельность детей

Ответы детей

Дидактическая игра «Сортировка предметов по цвету и форме». 1 серия – дети выкладываю перед собой последовательный ряд карточек, в соответствии с заданным образцом. 2 серия – дети выкладывают на индивидуальных листах карточки, с учётом их классификации по форме и цвету.

V.Физкультминутка.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Айболитом.

Айболит: «Здравствуйте, друзья мои! Долго Вы путешествуете? Наверное, совсем устали. Давайте немного отдохнём.

Деятельность детей

Дети выполняют физкультминутку совместно с психологом (под музыку Е. Железновой «У жирафа»)

VI. Задания для развития памяти.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Карлсоном.

Карлсон: «Приветствую Вас, друзья! Я - мужчина хоть куда! Ну в полном расцвете сил! Узнали? Молодцы! Недавно, я пролетал над лесом и сфотографировал прекрасную лесную опушку с её жителями. Сейчас я покажу вам эту фотографию, а Вы рассмотрите её внимательно и постарайтесь запомнить, что на ней изображено.

После того, как задание выполнено, Карлсон хвалит ребят за старание и прощается с ними.

Деятельность детей

Ответы детей

Дети в течение 30-45 секунд рассматривают картину, далее картина убирается, а дети рассказывают о том, что они успели запомнить из увиденного на картине.

VII. Развитие восприятия/ощущения.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Незнайкой.

Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Как здорово, что я Вас встретил! А Вы знаете, как меня зовут? А знаете, почему меня так назвали? Вчера я нашёл мешочек с фигурками, но, вот беда, я даже не знаю, как они называются и что с ними можно делать. Ребята, помогите мне, пожалуйста, расскажите, что это за фигурки»

После того, как задание выполнено, Незнайка благодарит ребят за помощь и прощается с ними.

Деятельность детей

Ответы детей

Игра «Волшебный мешочек» (объёмные геометрические тела)

VIII. Развитие воображения, формирование навыков работы в паре.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Буратино.

Буратино: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я видел, как Вы ловко выполняли все задания, и мне тоже захотелось придумать для Вас что-то интересное. Мне бы хотелось посмотреть, как Вы умеете выполнять задание в паре. Вы согласны попробовать?

Папа Карло, сшил мне колпачок, курточку и штаны, а вот про носки совсем забыл. Ребята, придумайте, пожалуйста, узор, для носков, но, помните, что он должен быть у каждой пары одинаковым. Для этого Вам нужно будет договориться друг с другом о том, какой будет узор и нарисовать его. Приступайте! »

После того, как задание выполнено, Буратино благодарит ребят за помощь и прощается с ними.

Деятельность детей

Ответы детей

Совместное рисование, в парах, на листе формата А4 с нанесенными контурами носков (под спокойную музыку)

X. Заключительная часть.

Деятельность педагога-психолога

Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Сегодня мы с вами встретили героев из разных сказок, замечательно выполнили все их задания. Вы – молодцы! Вам понравилось путешествие? Что Вам больше всего понравилось? В завершении нашего занятия предлагаю передать друг другу эстафету дружбы.

Деятельность детей

Игра «Эстафета дружбы». Дети встают в круг и передают, как, эстафету, рукопожатие.

www.maam.ru

Игры для развития психических процессов у детей дошкольного возраста Детский сад

Конспект занятий в детском саду Игры для развития памяти, воображения, мышления, социальных навыков, игры-упражнения на развитие внимания и двигательной активности.

«Куукула тереебут кунэ»(«День рождения куклы»)

Цель игры:развитие памяти, внимания, социальных навыков.

Материал: 4-5 игрушек(можно животные) ,кукла, игрушечные столик и стульчики, игрушечный чайный сервиз.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что у куклы Туйаары сегодня день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Дети должны угощать чаем и сладостями, обращаясь к каждому гостю по имени. Воспитатель показывает игрушки и называет, как их зовут.

Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени. Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество гостей до 6-7.

«Булчут» («Следопыт-охотник»)

Цель игры: развитие произвольного внимания, памяти ребенка.

Материал: 2-3 легкие игрушки, изображающие животных, комната, игрушечное ружье, шляпа.

Ход игры: Воспитатель рассказывает ребенку о следопытах- охотниках. Предлагает ему побыть «следопытом» и отыскать «зверей», которых он спрятал. Педагог прячет какую-нибудь игрушку на глазах у малыша в доступном месте.

Выходят из комнаты, воспитатель надевает на ребенка костюм «следопыта» (ружье, шляпу) . Спустя некоторое время возвращаются в комнату, воспитатель спрашивает, куда вы спрятали игрушку. Помнит ли он?

Если ребенок легко справится с заданием, воспитатель прячет несколько игрушек сразу.

«Аптаах саар» («Волшебный шарик»)

Цель игры: развитие ролевых навыков, долговременной памяти на слова.

Материал:2 воздушных шарика.

Ход игры: Надувают два воздушных шарика. Воспитатель показывает, как они плавают в воздухе. Дать ребенку в них немного поиграть. Через некоторое время сказать малышу,что вы знаете волшебное заклинание . Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите:

Туус, хаас, куус- биир, икки, ус! ( хрип, храп, хруп- раз, два, три !)

Саарым аптанна – бу диэки кере тус ! (шар заколдован- иди посмотри!)

«Прилепите» шарик к стене или еще к чему – нибудь, но так, чтобы малыш мог достать. Повторить стишок, затем ребенок повторяет «заклинание» и пусть сам прилепит шарик.

Игры для развития мышления

«Араастаан кердер» («Покажи по-разному»)

Цель игры: научить ребенка операции сравнения; развитие внимания; освоение малышом слов- антонимов.

Ход игры: Воспитатель говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» - надо идти как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.

На освоение слов ыарахан (тяжелый) -чэпчэки (легкий) воспитатель выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как – тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» - как тяжелую.

Таким же образом проводится упражнение тургэн (быстро) - бытаан (медленно) и т.д.

«Хатынчааным барахсан» ( «Белая береза»)

Цель игры: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей; тренировка внимания, развитие операций сравнения.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «пойти в березовую рощу» - дети идут по залу. Воспитатель рассказывает: «Вот мы пришли в березовую рощу. Здесь стоят высокие березы – встаньте ровно, как эти стройные березы, подтянитесь, выпрямитесь».

Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки и раздвигают руки – «ветви»- слегка в сторону, ладонями вперед. «Пойдем дальше, посмотрим, есть ли у высокой березы сестрички?» Дети идут за воспитателем. Он останавливается: «Вот и сестрички березы – маленькие березоньки, они пониже, но такие же стройные». Затем воспитатель предлагает детям встать, как маленькие березоньки: принять правильную осанку, но в полуприсяде.

Игра повторяется несколько раз. После освоения детьми движений, воспитатель предлагает им согласно команде принимать необходимое положение тела.

«Сибэккигин бул» («Найди цветок»)

Цель игры: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Материал: несколько цветочков, сделанных из цветной бумаги и жетонов разного цвета.

Ход игры: Воспитатель разбивает играющих на несколько групп. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с цветками.

После слов воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по комнате. По команде «Найди свой цветок!» дети собираются возле того цветка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

Игры для развития воображения

Цель игры: развитие познавательного воображения, творческого мышления; памяти, речи; определение последовательности событий.

Материал: Карточки с сюжетом из сказки «Теремок».

Ход игры: Воспитатель напоминает ребенку о сказке «Теремок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка. Если ребенок справится, воспитатель предлагает рассказать сказку в обратном порядке.

«Эриэппэ» («Репка»)

Цель игры: развитие речи и воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; усвоение понятий больше – меньше, последовательности событий.

Материал: кружки: желтый (репка) , зеленый (бабка) , коричневый (дед) , красный (внучка) ,черный (собачка Жучка) ,белый (кошка Мурка) .серый (мышка) .

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает «Репку».

«Аптаах меьееччук» («Волшебный мешочек»)

Цель игры: развитие фантазии, связной речи, творческого мышления.

Материал: 8-10 различных фигурок, мешочек.

Ход игры: Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из мешочка. Необходимо придумывать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того, как первый ребенок сказал 2-3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ.

Когда история заканчивается, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

«Колобокка кемелес» ( «Помоги Колобку»)

Цель игры: воспитание добрых чувств, развитие воображения, творческого мышления, связной речи.

Материал: карточки с сюжетом из сказки «Колобок»,разноцветные кружочки: желтый – Колобок, серый – волк, белый – заяц, коричневый – медведь, оранжевый – лиса.

Ход игры: Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка.

Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от Лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

Игры – упражнения на развитие вниманияи двигательной активности

«Паара5ын сутэримэ»(«Не теряй пару»)

Ход игры:

Несколько пар (ребенок и взрослый) идут друг за другом, взявшись за руки. После первого сигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

«Ким элбэ5и хомуйар эбитий?»(«Кто больше соберет предметов?»

Ход игры: По всей комнате (залу) разложены предметы разных геометрических форм и разного цвета. Ребенок и взрослый под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. После окончания музыки оба игрока быстро собирают предметы.

Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.

Варианты:

а) собрать предметы одного цвета; б) собрать предметы заданной формы(круг, квадрат, треугольник, овал) ; в) собрать предметы парами, тройками, четверками (по форме или по цвету) .

«Дьиэ5ин бул» (Найди свой домик»)

Ход игры: По всему залу разложены обручи в произвольном порядке. В одном стоит первый ребенок, около него лежит зеленый кубик; в другом – второй ребенок, около него – красный кубик.

По звуковому сигналу игроки выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики в другие обручи.

По следующему сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик, поставить обруч, пролезть в него и поднять кубик над головой. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

«Пирамиданы хомуй» («Собери пирамиду»)

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми собирает большую пирамиду из 7 колец разного цвета.

Собранную пирамиду ставят как образец. Слева и справа от пирамиды – образца стоит по одному стержню, и лежат кольца такого же цвета и в таком количестве, как в образце.

Затем игроки встают у линии старта ( расстояние до пирамиды 3-5 м.) . По сигналу воспитателя каждый бежит к своему стержню и нанизывает на него кольца( по образцу) . Кто быстрее и правильно соберет свою пирамиду, тот и выиграл.

Игры для развития социальных навыков

«Куукула Айыына5а дьиэ тутабыт» («Строим кукле Айыне дом»)

Цель игры: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели; расширить представления, связанные с устройством комнаты для куклы.

Материал: кукла, игрушечная мебель (стол, стулья, кровать) , чайная посуда.

Ход игры: На столе перед ребенком стоит мебель для куклы Айыны: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Айына ,- рассказывает воспитатель, - купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, как расставить мебель в комнате». Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расставляет ее.

Воспитатель побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой – либо предмет мебели. Ребенок угадывает, какого предмета мебели не хватает.

«Куоска уонна кутуйахтар» («Кот и мышки»)

Цель игры: общее укрепление мышц ног; воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышение эмоционального тонуса; развитие умения управлять своим поведением ( не бежать до конца текста) . Сближение и объединение детей.

Ход игры: Воспитатель выбирает с помощью считалки «кота», остальные дети – «мышки». «Кот» сидит в стороне, «мышки» медленно идут к нему, приговаривая:

Туун буолла, куоска утуйда – Вот и спит лохматый кот,

Хороонтон тахсыахха,аста кердуеххэ. В лапки свой уткнувши нос,

Куоскабыт кулгаа5а чуордук истэр, Подойдем к нему, разбудим

Куоскабыт хара5а сытыытык керер И посмотрим, что же будет.

Дети подходят и хлопают в ладоши. «Кот» вскакивает и ловит «мышей». Игра повторяется 3-4 раза.

«Еннеех массыыналар» («Разноцветные автомобили»)

Цель игры: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, умения ориентироваться в пространстве, согласованно действовать по команде, различать цвета

Материал: три разноцветных флажка и жетоны этих же цветов по числу детей.

Ход игры: Воспитатель показывает детям жетоны и называет каждому цвет жетона. Затем показывает цвет своего флажка или жетон такого же цвета и объясняет: «Когда флажок этого цвета поднят, а у тебя такого же цвета жетон, ты «едешь в автомобиле». Когда флажок опущен, ты «возвращаешься в гараж» (садишься на стул) .

После того, как дети поняли, начинается игра. Воспитатель должен следить, чтобы все действия выполнялись четко и без ошибок.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Источник 50ds.ru

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.

Дошкольное детство– один из самых важных этапов жизни ребёнка.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.

Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) .

В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрастестановится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) - Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание.

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детствавнимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Младшие дошкольникимогут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 летначинают овладевать произвольным вниманием.

Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Начиная со старшего дошкольноговозраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память.

Память –это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.

После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Память младшего дошкольниканепроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.

Третий и четвертый год жизнистановятся годами первых детских воспоминаний.

В 4-5 летначинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.

На пятом году жизнипамять начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

6-7 ЛЕТ– благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.

Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление.

Мышление –высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 годаребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя внаглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное) , по форме (это все круглое) , величине (это все маленькое) .

По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольноговозраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.

Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов.

В старшем дошкольном возрастеначинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение.

Воображение– это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым.

В 5-6 лету детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.

Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Психические процессы у детей

Размещено: maryclean | on Июль 7, 2015

Регуляция психических процессов

Как известно, период дошкольного воспитания и становления личности маленького человека, делится на три возрастные группы:

  • от 3 до 4 лет;
  • от 4 до 5 лет;
  • от 5 до 7 лет.

В это время особенно активно совершенствуются различные психические процессы у детей. Происходит все более глубокое познание себя в окружающем мире, и самой внешней действительности.

Каждый день наполнен новыми событиями, получением информации и всесторонним развитием личности. Влияют и обуславливают воздействие на всевозможные психические процессы в дошкольном возрасте, в первую очередь, постоянно проявляющиеся противоречия. А появляются они как раз, в результате постоянного развития малыша и роста его именно познавательных потребностей.

Постоянное развитие

Умение регулировать те или иные психические процессы у детей вырабатывается в результате их постоянного общения, как с взрослыми людьми, так и со сверстниками. Общение со старшими по возрасту людьми побуждает дошкольника задавать ему массу самых разных вопросов, интересоваться всем новым, необычным и ранее неизвестным. Таким образом, происходить все долее глубокое знакомство дошкольника с внешним миром, развиваются и совершенствуются такие качества, как:

  • восприятие,
  • внимание,
  • воображение.

Дошкольник очень хорошо запоминает все, что узнает от взрослых людей, и пытается не только усваивать информацию, но и анализировать ее. Таким образом, развивается память и мышление.

Не менее важную роль в развитии получают дошкольники в ходе общения со сверстниками. Общение с детьми своего возраста в знакомом кругу людей также развивает внимание и воображение, побуждает к подключению активное мышление.

Восприятие информации от сверстников происходит очень активно, как результат – улучшается память. Подражание – важный элемент, развивающий восприятие, внимание и воображение.

Дети дошкольного возраста очень любят подражать всему ими увиденному или услышанному. Порой получаются достаточно смешные картинки, но все это неважно, ведь именно сейчас происходит важный процесс тренировки ребенка и его навыкам по регулированию протекающих психологических процессов.

Дети запоминают что либо, - улучшается память, пытаются повторить – работает мышление, тренируется воображение и восприятие. Внимание, которое малыш обращает на ту или иную деталь, также помогает развивать его психологические и другие качества.

Труд

Элементы трудовой деятельности, появляющиеся в раннем детском возрасте, как нельзя лучше влияют на развитие таких качеств, как внимание и память, улучшают восприятие и воображение, более эффективно развивается мышление.

В процессе труда вырабатываются определенные нравственные качества, появляются те или иные ценности, приоритеты и т.д. Ребенок не только сам пытается приносить пользу, занимаясь общественно полезным и другим видом трудовой деятельности.

Он внимательно следит за действиями других детей своего окружения, а также за тем, что и как делают взрослые. Такой способ выработки у дошкольника регулировки тех или иных психологических процесов, способствует более успешному становлению и совершенствованию таких качеств, как память и внимание, восприятие и мышление, развивают воображение.

Сенсорное направление

Маленький человек растет, а вместе с ростом происходят определенные изменения в его восприятиях, ощущениях, наглядности представлений и том или ином увиденном, услышанном и т.д. Внимание и память работают с максимальной нагрузкой, стараясь собрать как можно больше полезной информации.

Не отстает от них и мышление, заставляя малыша задумываться над полученной информацией. Восприятие дошкольника становится максимально эффективным, а вместе с этим, улучшается и совершенствуется воображение.

Для улучшения сенсорных способностей дошкольников отлично подходят все творческие игры и занятия, лепка и рисование, сборка конструкций и изготовление несложных моделей, - все это пойдет на пользу и обеспечить положительное воздействие на внимание и восприятие ребенка окружающей действительности. Соответственно, укрепляется память, совершенствуются мышление и воображение.

Психические процессы у детей дошкольного возраста

В ходе обучения, воспитания, игр, отдыха и общения, происходит постоянное совершенствование и укрепление таких качеств, как:

  • память,
  • мышление,
  • воображение.

Восприятие ребенком речи других детей или взрослого человека побуждает его к запоминанию всего услышанного. А далее следует попытка воспроизвести услышанное самому. Вот таким незамысловатым способом природа заложила малышу развитие следующих показателей: память и воображение, побуждает его тренировать внимание и думать, а это не что иное, как важное в на данном периоде формирования мышление.

Изменения речи

Дошкольный период характеризуется в основном завершение формирования длительного и сложного процесса овладения речью. Теперь малыш, в основном умеет не только говорить отдельные слова или фразы.

Язык становится и средством общения и способом передачи и получения информации. Это происходит на всех стадиях общения, чтения, игр и т.д. Продолжает развиваться внимание.

Совершенствуется память. А мышление и восприятие переходят на качественно новый уровень.

В этот период времени дошколята, как правило, овладевает всеми формами устной речи практически в том же объеме, что присущ и взрослому человеку. Такой уровень подготовленности создает великолепную базовую основу для дальнейшего обучения, воспитания, всестороннего совершенствования.

Главное направление деятельности детей-дошколят

Конечно же, в возрасте от 3 до 7 лет основным и самым эффективным способом заниматься с ребенком, обучать его чему либо и продолжать развитие тех или иных качеств, влияющих на психологическое и общее развитие, является игра.

Игровая форма обучения и воспитания позволяет оказывать, в том числе и существенное влияние на формирование характера ребенка. Игровая форма обучения также должна претерпевать изменения в зависимости от возраста ребенка.

Игры с детьми, не достигшими трехлетнего возраста, - это манипулирование теми или иными предметами. Происходит обучение ребенка посредством манипулирования теми или иными предметами. Малыш учится осознавать реальность символов, времени и самого действия.

Постепенно, по мере взросления ребенка, меняются и содержания игровых занятий, увеличивается смысловая нагрузка, вырабатывается умение делать какие-нибудь предметы своими руками, логически рассуждать и т.д.

Вывод

Главную роль в развитии психики ребенка дошкольного возраста выполняют те или иные занятия, построенные на основе игры. Именно игровая форма обучения – это кратчайший путь к достижению поставленных целей и задач!

Педагоги и воспитатель должны стремиться построить игровой процесс таким образом, чтобы он охватывал самые разнообразные области и сферы деятельности. Только такой подход может обеспечить наиболее эффективную и качественную подготовку малышей к следующему важному этапу в своей жизни – переходу в школу!

Популярные статьи за последний час

Материал с сайта podrastu.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в средней группе «В гостях у сказки» Цель: учить детей согласовывать действия в коллективе, стимулировать развитие творчес...

  • Познавательная деятельность детей дошкольного возраста

    «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Познавательные процессы в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...