Психическое здоровье дошкольников

Психическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном воспитании решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но, в ней говорится, так же и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучало как бессмысленное словосочетание». Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Под термином «психическое здоровье» мы понимаем состояние душевного благополучия, психического комфорта, обеспечивающего адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения деятельности. Психическое здоровье зависит от огромного числа факторов, которые сливаются в огромный поток информации и постоянно влияют на человека на протяжении всей его жизни (от зачатия до смерти). А. А. Чуркин (1995) выделяет факторы, влияющие на психическое здоровье, и приписывает им процентное выражение, в зависимости от силы их влияния. На 50-55% психическое здоровье зависит от условий и образа жизни, на 20-25% - от состояния окружающей среды, на 15-20% - от генных особенностей и лишь на 10-15% от деятельности учреждения здравоохранения эти факторы в той же пропорции влияют и на общее здоровье.

Организм психически здоров, если наблюдается его адаптивность и адекватность ко всему объему получаемой информации. Имея определенную и уникальную способность восприятия информации, у организма существуют резервы для защиты от неблагоприятных последствий, резких изменений количества и качества информации. Специфическими защитными механизмами, можно назвать минимальную способность воспринимать информацию детьми (самосознание личности формируется до 3-х лет, а так же стресс (это некий химический ответ на информационный дисбаланс среды). Определенный уровень стресса необходим для нормальной реакции организма, но при объеме выше оптимального стресс приводит к различного рода психическим нарушениям.

Обеспечение же психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает предупреждение и устранение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Перечислим основные, на наш взгляд, причины кризиса психического равновесия ребенка - дошкольника, ведущего к психическим нарушениям, переходящих после на соматический уровень: действия педагога с недостаточной психологической подготовкой; неподготовленность детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенные ожидания со стороны взрослых в отношении детей; отрицательная оценка воспитателя, заметим, невольно выраженная им в неконтролируемой реплике. Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха. Вот, так мы считаем, не разрешение детских проблем может представлять угрозу психологическому благополучию малышей.

Психосоматика современного ребенка совершенно иная, чем у детей прошлых поколений. Дети имеют больший кругозор, больший словарный запас, эрудированны, начитанны. Но эти дети оказываются более незащищенными, неадаптированными перед степенью быстроразвивающегося потока информации. Степень «жестокости» этого потока увеличивается и ускоряется от социально-экономических условий жизни. Достигнув высокого уровня, она приводит среди всего положительного к дезорганизации природных основ эффективной жизнедеятельности растущей личности ребенка, кризису эмоциональности, а, как следствие, к стрессам, эмоциональной дисгармонии, отчужденности и незрелости чувств. Все эти проявления влекут к ухудшению состояния психического здоровья, росту показателей детской заболеваемости, детской смертности. Для нас не будет шокирующим известие о том, что рождается крайне мало здоровых детей. Причин много: болезни родителей, патологические беременности, родовые травмы, увеличение операций Кесарево сечения и т. д. Статус детской инвалидности (психические расстройства, врожденные аномалии, заболевания нервной системы) совсем не редкость. Кроме нарушений осанки, зрения к концу дошкольного возраста у детей наблюдается повышение случаев депрессий, агрессивности, тревожности.

И вот, здесь своей основной задачей мы выделяем просвещение родителей о наличии, предупреждении, да и вообще о существовании такой проблемы, как проблема сохранения психического здоровья их ребенка в уже дошкольном возрасте.

Первые признаки «психического нездоровья» могут появиться у младших дошкольников под влиянием разлуки с матерью, отцом, при поступлении в детский сад, помещении в санатории, больницу, дом ребенка. У детей старшего дошкольного возраста - под влиянием длительной неблагополучной обстановки дома (ссоры в семье, жестокое обращение, боязнь родителей, разводы родителей, неполные семьи, боязнь и неприятие воспитателей. И, как бич времени – отсутствие телевизионной культуры, бесконтрольный просмотр современных мультфильмов, компьютерных игр, только усугубляет положение. Утратило свою силу и актуальность совместное творчество родителей и детей, совместное времяпровождение, без присутствия новомодных гаджетов. Это выливается в длительное подавленное состояние, тоскливое настроение, ощущение неполноценности и недостаточности, однообразие представлений, заторможенность движений.

Среди психических болезней депрессии выходят на первое место и составляют 80% от общего числа психических расстройств. Депрессия как настроение, более или менее глубокого уныния, знакомо почти каждому взрослому человеку, пережившему кризис. Риск заболеть депрессией в течении всей жизни составляет 20%. Депрессия как расстройство отличается от депрессии как состояние или слишком большой продолжительностью и интенсивностью или же отсутствием стресса перед ее началом. Депрессивные расстройства у детей дошкольного возраста возникают гораздо чаще, чем их диагностируют. Их признаки (детские страхи, тревожность, неуверенность в себе) неоднократно описывались в работах А. Р. Лурия, Э. Л. Славина, Н. Вайзмана, А. Бобенко и др. В отличие от депрессий у взрослых, у которых она проходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном и моторном, у детей симптомы этого заболевания «маскируются» многочисленными неприятными соматическими ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон, отсутствие аппетита и прочее. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется внешний вид ребенка: отмечаются бледность кожных покровов, вялость, шаркающая походка, они могут производить впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

Так, в рекомендациях педагогам по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников желательно включать то, что мальчики и девочки развиваются с определенными особенностями мышления, восприятия. Учитывая более высокую поисковую активность мальчиков и их эмоциональную чувствительность, излагать свои требования кратко и точно. Для девочек важно спокойно разобрать их ошибки, помнить об их эмоционально бурной реакции на критику. Когда капризничают мальчики, идет снижение активности левого, рационально – логического полушария, ругать за это – бесполезно и безнравственно. Девочки капризничают из-за усталости, истощения правого эмоционального полушария. Важно никогда не сравнивать детей. Обучая, не разрушать «врожденную грамотность». Наша оценка детей всегда субъективна. Край не важно не столь научить ребенка, а развить у него желание учиться. Для ребенка норма – ошибаться. Свои требования нужно превращать в желания ребенка. Самое важное – не навредить. К такой сложной работе по вопросам психического здоровья детей необходимо приобщать и родителей, так же обращаться за консультациями к педиатру, психиатру, психологу, дефектологу.

Насколько здоровье является жизненно важной ценностью для каждого из нас, помогут результаты анкеты-опросника «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим».

Цель: определение внешних причин кризиса психического равновесия человека. Участникам опроса предлагается вписать в 1-ую графу свои нравственные пороки, во 2-ую графу свои физические недомогания.

Анкета - опросник «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим».

Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим. Предлагается разделить листа на 2 части:

Мои нравственные пороки. Мои физические недомогания

Участники вписывают в те сведения о себе, которые часто без принуждения обсуждаются у себя дома в кругу семьи, на работе с коллегами или в других общественных местах.

Что же оказывается принятым и приличным в нашем современном обществе? Не обсуждая с окружающими свои нравственные пороки, что естественно, мы можем говорить о своих болезнях всем, везде и всюду – этот уровень культуры каждый человек может оценить лично, обратившись к анкете. С неправильным, неточным и неполным пониманием определением «здоровье», с пассивным отношением к собственному здоровью, невозможно сформировать осознанное отношение к здоровью у наших воспитанников. Рассуждая о здоровье, мы чаще и легче говорим о физическом здоровье, а мало и с меньшим пониманием о здоровье психическом, в то время как одно без другого не существует и главной целью дошкольного образования обозначено «охрана физического и психического здоровья». Проблемы психического здоровья должны быть рассматриваемы внутри, а не вне человеческого существа, ведь она зависит от него самого и его сознания. К осознанию этого мы, взрослые и должны подготавливать и подводить детей.

www.maam.ru

Консультация "Психологическое здоровье дошкольников" - Детский сад комбинированного вида №102

"Нельзя врачевать тело, не врачуя души"

Фернандо де Рохас

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Критерии психологического здоровья:

- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

- адекватное социальное поведение;

- умение понимать себя и других;

- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

- умение делать выбор и нести за него ответственность

Причины нарушения психического здоровья

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью:

1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития) .

2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Психологически здоровый дошкольник - это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда дошкольник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей, и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз) .

Наиболее типичный невроз у детей дошкольного возраста – это неврастения.

Признаками неврастении являются:

Материал с сайта solnyshko102.ru

Из всех аспектов воспитанья Подумала ль она хоть раз,

Хотим мы взрослым в назиданье Что делает проклятый ящик

Ответить, что любая мать Из них кретинов настоящих?

Должна и близко не пускать Что губит он, как лютый тать,

Детей к экрану голубому. Потребность мыслить и мечтать?

А лучше и совсем из дому Что душу юного создания

Убрать зловредный агрегат Он засоряет всякой дрянью

Подальше от своих ребят И размягчает словно воск,

Он не окрепший детский мозг

Что, мир чудес избрав мишенью,

Он пыл живой воображенья

Роальд Даль.

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Но чем опасно телевидение для ребенка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детейи способность детской психики к внушению: чувство опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый сразу может и не заметить каких-либо явных изменений в поведении ребёнка, однако страшные образы или звуки, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительностьагрессивного поведения: постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли и через некоторое время ребёнок начинает воспринимать насилие как норму, как эталон эмоционального реагирования.

В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так, как взрослые. Однако это не соответствует действительности.

Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц.

Ребёнку не доступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

В-четвертых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей. На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени; на рекламу 23 процента.

На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Ребёнок лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале или конце передачи.

А в современном законе о рекламе разрешается включать в начало или конец детской программы рекламные видеоролики. Поэтому ребёнку больше запомниться рассказ о шампуне, чем содержание мультика. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей.

Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. У детей тормозится развитие психических функций: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения, нет эмоционального контакта с родителями, не развивается связная речь, дети не могут сконцентрироваться на тексте.

В-пятых, следует отметить опасное воздействие рекламы на психику дошкольника.Постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же черепашки-ниндзя, роботы и т.д. Такая тенденция опасна для детской психики.

Игрушка имеет колоссальное значение для развития детей. Кукла, герой мультфильма выступает в качестве заместителя идеального друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, ребёнок приобретает моральный опыт. Поэтому важно контролировать какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев из низкопробных зарубежных мультфильмов.

Рекомендации родителям:

!- не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

2- четко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (от 15-20 мин до одного часа в день) .

3- оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

4- старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.

5- обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

Совместное обсуждение позволит им понять что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации. После обсуждения можно предложить ребенку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. Все это поможет ребенку пережить положительные или отрицательные эмоции и сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.

Предварительный просмотр:

Подготовка ребёнка к детскому саду

- необходимо учить общаться с чужими взрослыми; не бояться их, входить в контакт.

- должен быть опыт разлуки с родителями: понятие того, что родители могут уходить и приходить.

- необходимо учить общаться со сверстниками.

- учить коллективному использованию игрушек.

- необходимо формировать культурно- гигиенические навыки.

- необходимо учить играть со взрослыми и с детьми.

- за несколько месяцев приблизить свой режим к режиму детского сада.

- хорошо прийти на прогулку.

- начинать нужно с короткого дня – 2-3 часа.

- исключить дома лишние раздражители ( громкая музыка, бурные игры, частые гости и тд.)

Предварительный просмотр:

Материал с сайта nsportal.ru

Особенности формирования ЗОЖ у дошкольников: возрастные особенности

Детидошкольноговозрастанаходятся в «критическом» периоде: они часто раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наоборот, вялые и апатичные, могут быстро уставать и быть невнимательными.

В этот период проявляются и формируются различные аллергические реакции и соматические заболевания. Еще неокрепший и полностью не сформировавшийся организм ребенка в большей степени подвержен инфицированию, а частота простудных заболеваний очень высока.

Но не только имеющие хронические заболевания дети, но и абсолютно здоровые должны находиться под пристальным вниманием родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

Сформированное в сознании ребенка понятие «личноездоровье» можно распознать по некоторым предпосылкам:

  1. Дети пытаются сохранять и показывать правильную осанку.
  2. Развиты навыки самообслуживания, старательность в выполнении бытовых поручений.
  3. Проявляют физическую активность в игре, чтобы достичь поставленной цели.
  4. Психические процессы развиваются быстро.
  5. Дети умеют сохранять контролировать собственные эмоции.
  6. Становление удетейдействительно значимых жизненных целей.

Как дети определяют понятие «самосохранения»

Удетеймладшегодошкольноговозрастаотсутствует определение даже самой элементарной характеристики понятия «здоровье», несмотря на то, что они понимают, что такое болезнь. Поэтому никакого отношения к самосохранению дети пока иметь не могут.

Удетейсреднегодошкольноговозрастаформируется отношение к болезни, как к чему-то негативному, вызванному окружающей средой или их собственными действиями. Например, дети понимают, что нельзя мочить ноги, сидеть на сквозняке и есть мороженое. В их пониманииздоровье– нечто абстрактное, а быть здоровым – это просто не болеть.

У детей старшего дошкольноговозрастаформируется более отчетливое понятие возможной угрозы собственными действиями. Именно в старшем дошкольном возрасте, дети начинают понимать, чтофизическое здоровьеочень важно, но при этом им трудно удержаться от получения возможного удовольствия (съесть вкусную, но холодную еду, например) .

Здесь «самосохранениедетей» во многом зависит от мотивации со стороны родителей. Закрепление правил гигиены и регулярная зарядка, воспитание, обучение и мотивация со стороны родителей поможет быстро сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Принципы ухода за детьми

Только при правильном уходе за детьми они вырастут сильными и здоровыми. Какие же принципы ухода за детьми? Прежде всего, это правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные врачебные осмотры.

К перечисленным принципам можно еще отнести соблюдение правил осторожности на улице и дома. Некоторые советы о том, как поддержатьздоровье детей.

Здоровое питание

  • Ограничение потребления сладостей, мучного, приводящих не только к лишнему весу, но и порче зубов.
  • Забота о получении питательных веществ в соответствии с возрастными требованиями, пища должна быть разнообразной. Основы заложенного в детстве правильного питания и избирательный подход к здоровой еде сохраняются и в зрелом возрасте.

Физическое здоровье

  • Поощрять физические нагрузки нужно с самого раннеговозраста, а также участие в подвижных играх с другими детьми.
  • Ежедневная утренняя гимнастика укрепляет легкие и сердце детей, развивает мышечную силу. К тому же гимнастика и упражнения развивают детскую волю и познавательные способности.

Закаливание детей дошкольного возраста

  • Главные требования при закаливаниидетей дошкольного возраста– это систематичность и постепенность. Важно учитывать общеездоровьеребенка и егофизическоеразвитие.
  • Полезно купание в открытых водоемах, хождение босиком, воздушные ванны, обтирания и контрастное обливание.
  • Перед началом закаливания нужно настроить ребенка положительно к этому процессу.

Поддержание психического здоровья

  • Важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения отношений между взрослыми.
  • Детидошкольноговозрастаособенно нуждаются в проявлении заботы и ласки, совместном веселом времяпровождении с родителями.
  • Не менее важно общение со сверстниками и игры.

Регулярные медицинские осмотры

  • Профилактические осмотры участкового педиатра и узких специалистов помогут следить за общим состоянием ребенка, а также вовремя заметить и распознать отклонения в развитии.
  • Профилактические прививки против инфекционных заболеваний – часть программы по сохранению здоровьядетей.

Правила осторожного поведения на улице и дома

  • Несчастные случаи в большей степени предотвратимы. Необходимо предпринять меры предосторожности в доме: закрыть розетки специальными заглушками, хранить лекарства и бытовую химию в недоступном месте, ограничить подход к плите и лестницам и пр.
  • Ребенку надо объяснить, какую угрозу несет в себе транспорт, а по возможности обучить правилам перехода через дорогу.
  • Дети всегда должны находиться под присмотром взрослых.

Социальное здоровье

Социальноездоровье– это постоянная адаптация к меняющимся условиям, усвоение правил поведения в обществе, его культуры и традиций. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений.

В семье, где царит взаимопонимание и уважение, передается накопленный годами ценный опыт и знание,социальноеразвитие ребенка, как правило, в норме.

Социальноестановлениедетейдошкольноговозраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольноговозраста– это семейная идентификация, для детей среднего дошкольноговозраста– это семейная, половая и видовая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.

Здоровье физическое

Физическоеразвитиедетейдошкольноговозрастахарактеризуется становлением органов и систем организма. Еще с рождения дети могут отличаться по своей подвижности, силе и уравновешенности.

Но это только заложенные природой особенности: главную роль играет создание максимально благоприятных условий окружающей среды и правильноефизическоевоспитание. Важно заметить, чтофизическоевоспитание не только укрепляет организм, но и учит выразительности движений и правильному восприятию красоты.

В связи с повышенными требованиями к первоклассникам, чрезмерными нагрузками на позвоночник, формироватьфизическоездоровьеи выносливость следует начинать как можно раньше.

Как организовать здоровый образ жизни дошкольника?

От эффективности организации здорового образа жизни зависит полноценное развитие ребенка. В формировании здоровья для каждой возрастной группыдетейдошкольноговозрастаставятся свои цели.

Возрастная группа

Материал с сайта RebenokZdorov.com

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»?

Проанализировав сколько времени дети проводят у экрана, мы пришли к выводу, что дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднемот2 до 6 часов в день. При этом наибольшее количество времени приходится на вечер. Как выяснилось, домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем дети посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам и бабушек.

При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка 38», «Дорожный патруль», «ЧП» и т.д. Какую же информацию получают наши дети?

В среднем на 1 час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, похищения людей и т.д.)

Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.д. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении ребёнка, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в видеснов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Выдающийся русский психиатр В. Бехтерев ещё в начале ХХ века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или другом происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару.

В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочисленной трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образовательных учреждений и страх террористических актов.

Родители не были предупреждены о негативном влиянии такой информации на психику ребёнка.

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми. Ребёнок вспоминает тот способ агрессии.

Который он видел на экране, и начинает действовать так же.

Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. В процессе одной и той же деятельности , могут формироваться различные качества, разные психические процессы, так как ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом определяет семья и общение со сверстниками.

Исследования Х. Хекхаузена показали: дети, которые в семье чаще всего подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствуют насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных.

В-третьих, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

В современном законодательстве разрешается в начало детских программ рекламное видео и поэтому ребёнку больше запомнится информация о каком-нибудь шампуне, чем впечатления от увиденного мультика. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности.

Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребёнком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. И взрослых это вполне устаивает.

В чём же опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д.

Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.

Классические российские мультипликационные фильмы, показывают в основном с 6 – 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза. Не случайно любимыми героями современных дошкольников стали Человек-паук, Терминатор, черепашки ниндзя, Бэтмен и другие - ведь эти монстры представлены как самые романтические герои, которым хочется подражать.

Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же, что и герои мультиков. Такая тенденция опасна для детской психики.

Кукла (традиционная или герой мультфильма) выступает в роли друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов.

Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятие о добре и зле, справедливости и дружбе.

Психическоездоровьедошкольникаителевизор.

Рекомендации для родителей.

- Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

- Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день) .

- Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

- Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.

- Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

- После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильмов, вылепить из пластилина.

- Таким образом, признавая необходимость телевидения в жизни каждого родители должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробней nsportal.ru

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА

И ТЕЛЕВИДЕНИЕ.

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная проблема?

Как показывают результаты статистики, дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18.00 до 22.00. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в 2 раза больше, чем сверстники, посещающие детский сад, т.е. привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам или бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию.

Чем опасно такое телевидение для ребенка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребенка в результате просмотра таких кадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряженный звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребенок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Во-вторых, нельзя забывать об эффективности привыкания и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и, прежде всего телевидением.

По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный, еще не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребенок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребенка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как взрослые. Однако это не соответствует действительности.

Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц.

Ребенку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознает несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребенок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

В-четвертых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

На долю развивающих программ отводится 1,5-3% эфирного времени (рекламе предоставляется 23%) . На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики.

Известно, что ребенок лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и в конец детских программ рекламные видеоролики. Поэтому ребенку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика.

Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео.

Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диска, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребенка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребенка с родителями.

Это, казалось бы, легкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

И, наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребенком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых.

В чем же опасность рекламы?

У ребенка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребенка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

Рекомендации для родителей.

- Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

- Четко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать 1 часа в день(согласно возрастным нормам) .

- Оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

- Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную продукцию.

- Обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов.Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

Ведь именно таким образом дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.

Таким образом, признав огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Здоровье дошкольника

    Здоровье дошкольника В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом по определению экспертов ВОЗ, демографический потенциал страны определяют дет...

  • Психологическое здоровье дошкольника

    Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка-дошкольника» Добрый вечер, уважаемые родители! Свое выступление мне хотелось бы начать словами знаменитого русского классика Антона Павлови...

  • Задержка психического развития у дошкольников

    Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Псих...

  • Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

    Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технолог...

  • Психологические особенности дошкольников с задержками психического развития

    Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Псих...

  • Безопасность жизнедеятельности дошкольников

    «Наша безопасность в наших руках». Из опыта работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываю...

  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников

    Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей» ВВЕДЕНИЕ Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее бла...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...

  • Личность дошкольника

    Изучение особенностей личности старших дошкольников Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» г. Перми...

  • Эмоционально волевая сфера дошкольника

    Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в...

  • Проект здоровый дошкольник

    Проект «Здоровый дошкольник» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Без здоровья невозможно и счастье» Виссарион Григорьевич Белинский Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в це...

  • Методы способствующие социальному развитию дошкольника

    «Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста» Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становле...

  • Методы воспитания дошкольников

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...