Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста

Тема 24 Темперамент в дошкольном возрасте

ПЛАН

1 Психофизиологические особенности темперамента у детей от рождения до

семи лет

2 Характеристика детей с разными типами темперамента

3 Учет типов темперамента детей в их воспитании

Литература

1 Горбачева В А Опыт изучения индивидуально-типологических особенностей детей трехлетнего возраста / Известия АПН РСФСР -1954 - Вып 52 - С 6-39

2 Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада: Метод реком / Под ред В К Котырло, С Е Кулачковской - М.: Сов школа, 1989 - 88 с

3 Кагальняк А О О связи характера и темперамента / / Дошкольное воспитание - 1974 - № 8 - С 60-64

4 Кузьменко В В Развитие индивидуальности ребенка 3-7 лет: Монография - М.: НПУ им М П Драгоманова, 2005 - 354 с

5 Люблинская Г О Детская психология - М.: Высшая школа, 1974 -354 с - С 300-304

6 Слободская Е Р Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей / / Вопросы психологии - 1955 - № 6-С 104-112

7 Уманский Л И Некоторые типологические различия в игровых действиях детей / / доклады АПН РСФСР - 1961 - № 3 - С 61-64

8 Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред М В Антроповой, М М Кольцовой-М: Педагогика, 1983 - 160 с

9 Файнберг С У каждого ребенка свой темперамент и характер / / Дошкольное воспитание - 1965 - № 2 - С 57-62

10 Смирнова Е О Психология ребенка от рождения до 7 лет-М: Школа-Пресс, 1997 - 383 с

11 Урунтаева Г А Дошкольная психология - М: Изд центр \"Академия\", 1997 - С 281-290

12 Чиркова Т Учет индивидуально-психологических особенностей детей / / Дошкольное воспитание - 1986 - № 5 - С 38-42

13 Чудновский В 3 О специфику типологисеских особенностей у детей дошкольного возраста / Типологические особенности вьисшей нервной деятельности человека - М, 1967 - Т V - С 58-73

1 Психофизиологические особенности темперамента детей от рождения до 7 лет

Во свойствами темперамента понимают такие устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, остаются относительно неизменными при различном содержании, целях деятельности и образуют структуру в, характеризующий тип темперамент.

Свойства темперамента наиболее зависимые от физиологических особенностей нервной системы, чем все другие психические явления

Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность пр роцесив возбуждения и торможения (И П Павлов) и динамичность в формировании реакций (В Д Небилициніцин) .

Традиционно различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик

Динамические свойства психики проявляются у детей сразу после рождения Новорожденные отличаются между собой, прежде всего, реактивными приспособительными свойствами: одни быстро засыпают и просинь аються, другие медленно; в ответ на раздражитель наблюдается содрогания телом или только дрожание век, при смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются: одни интенсивно сосут, а другие вяло Так, малыш (8 мес) , проснувшись, сразу открывает глаза, улыбается и спешит стать на ноги, протягивает руки к взрослому Так же легко он засыпает Такая уравновешенность нервных процессов - х арактерна черта сангвинического темперамента Иначе ведут себя дети с признаками флегматичного темперамента Витя (3 мес) засыпает не сразу, долго лежит в постели с открытыми глазами, берет одеяло, шевелит ить пальцами и рассматривает их, часто что-то лепечет, поворачивается из стороны в сторону во время сна иногда вздрагиваетригається.

Просыпается, часто плача, некоторое время после пробуждения находится в полусонном состоянии

Заметно различаются дети за реакцией на нарушение привычного режима Если у детей с уравновешенной нервной системой эти изменения почти не меняют поведения, то во всех других детей они чрезвычайно негатив вно сказываются на их поведенииі.

В период дошкольного возраста свойства темперамента обусловливают динамику различных видов деятельности и общения ребенка Однако, различия в динамике поведения, деятельности, общения детей еще не Разрешать ляются однозначно определить тип темперамента ребенка Особенно сложно различать типы темперамента по признакам силы и уравновешенности, т.е. сангвиника и холерика, в определенной степени флегматика и меланхоликка.

Отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным, потому что определенный врожденным типом нервной системы Хотя ребенок и рождается с задатками ет вного типа темперамента, но он не возникает весь сразу, а зависит от созревания нервной системы Поэтому к такого психического образования, как темперамент не употребляют понятие \"развитие\", а говорят о созревания темперамента, имея в виду постепенное выявление его признаков Так, у дошкольника нервные процессы слабые и неуравновешенные, а свойства темперамента, зависящие от силы нервной системы сначала не оказываются Большинство здоровых детей импульсивные, непоседливые, быстро устают, но эти особенности обусловлены возрастными особенностями нервной системы, а не темпераментом в младшей школе ра уже ярко наблюдаются свойства, которые зависят именно от типа темперамента: склонность к страха или гнева, раздражительность, слабостьність, кволість.

На более раннее или позднее выявление свойств темперамента влияет также созревание эндокринного аппарата Кроме того, в последнее время психологи доказали, что каждый тип темперамента отмечается своими зак закономерности созреванияя.

В раннем детстве нервная система еще очень незрелая, процессы возбуждения и торможения слабые, нейронные связи ограничены (в микроскопе нейрон ребенка имеет веретенообразную форму, в то время как у взрослого выглядит как звездочка) Вследствие этого дети быстро устают, не способны длительное время выполнять деятельность, непоседливые, чувствительны к неблагоприятным воздействиям Поведение ребенка чрезмерно реактивная, и эта собственности тивисть еще более усиливается вследствие высокой зависимости показателей психических функций ребенка от окружающей ситуации Даже незначительное повышение голоса мамы уже может вызвать слезы и обиды малыша Он очень легко отвлекается и очень трудно потом возвращается к роботботи.

Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее она устает Малыш особенно быстро устает, если переживает интенсивные эмоции, воспринимает много новых раздражителей, общается со киль ькистю людей, глубоко погружается в работу Признаками усталости является снижение у ребенка интереса к работе, ухудшение показателей внимания, восприятия, памяти, речи, снижение управляемости, ухудшение координации ее движений тощщо.

Так, дошкольник может вдруг стать неузнаваемым: нарушает правила поведения, хотя давно их усвоил; не может сложить пирамидку, хотя хорошо умеет это делать Если у взрослого человека усталость вызывает уменьшение к количества движений, их амплитуды и силы, то у малыша бывает наоборот: он громко плачет, швыряет игрушки, бегает по комнате, не желая ложиться Нервная система дошкольника созревает очень быстро и после поступления в школу имеет почти такие же показатели, как у взрослого человекни.

Такие реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением Ребенку трудно долго усидеть на месте не двигаясь; выполнять работу, включает несколько последовательных этапов, возвращать ись в продолжение того, что начала вчера Негативно влияет на малыша изменение привычных условий жизни: он капризничает, теряет усвоенные до этого навыки и умения, будто возвращается в своем поведении на кол а шагов в прошлое Трудно ребенку сдерживать свои эмоции, особенно в ситуациях, вызывающих страх и тревогу: например, разлука с матерью, посещение врача тощощо.

Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить спокойный и стабильный режим дня, согласие в родственных отношениях

Заключение о психофизиологических особенностях темперамента детей от рождения до 7 лет

- динамические свойства психики оказываются в приспособительных реакциях детей сразу после рождения;

- отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным;

- становление типа темперамента зависит от созревания нервной системы, эндокринного аппарата и специфических для каждого типа темперамента закономерностей;

- чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее она устает;

- реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением;

- взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Материал uchebnikionline.com

Особенности психофизиологического развития детей дошкольного возраста - Презентация 24254-11

Травматизм

краткое содержание других презентаций о травматизме

«Бытовой травматизм» - Рану не обрабатывать. Травматизм. Падение с высоты. Профилактика бытового травматизма.

Бытовые травмы. Ожоги. Причины детского бытового травматизма. Травматизм бытовой. Электротравма.

Отравления. Советы фелинолога. Детский травматизм. Защитить ребенка от укусов собак.

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» - Разработка положения конкурса. Положение о работе школьного инструктора. Общие положения. Общий план работы школы.

Формы и методы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Документы. Игра. Вид транспорта.

Аналитическая деятельность. Материалы для практических занятий. Памятка для родителей.

«Производственный травматизм» - Методы анализа производственного травматизма. Химические и термические ожоги. Производственный травматизм на горных работах.

Сотрясение мозга. Среднесписочное число работающих. Необеспеченность соответствующей для данной профессии спецодеждой. Понятие о производственном травматизме.

Группы травматизма.

«Предупреждение детского травматизма» - Предупреждение. Предупреждение несчастных случаев. Возрастные особенности. Морозный день. Направления работы с детьми.

Травмы. Структура детского травматизма. Профилактические мероприятия в ДОУ. Мероприятия с персоналом ДОУ.

Работа с родителями.

«Профилактика дорожно-транспортного травматизма» - Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Психические процессы. Программа по воспитанию. Организация и содержание воспитания и дидактических занятий. Психология безопасности.

Дидактические закономерности и принципы воспитания. Типичные ошибки воспитателей в организации дидактических занятий. Транспортная психология – наука (общий обзор) .

«Детский дорожно-транспортный травматизм» - Погибло 11 и получили ранения 316 детей. Огромные затраты. Детский дорожно-транспортный травматизм. Дети более активны, чем взрослые, и очень любопытны.

Количество дорожных травм. В дорожно-транспортные происшествия дети попадают по-разному. Всероссийская профилактическая акция «Внимание – дети!».

Внимания к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма.

Всего в теме «Травматизм» 11 презентаций

Материал с сайта 900igr.net

Консультация для родителей на тему "Психофизиологические особенности возраста дошкольной зрелости".

Воспитатель старшей подготовительной группы

МДОУ №30

Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе.

Насколько правомерна подобная позиция мам и пап? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни?

Такой критерий есть, и в психологии он получил название «школьная зрелость», или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Что обеспечивает успешное освоение новой социальной роли школьника?

Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе, если научили его, например, читать. Так ли это? Представьте себе ситуацию, когда в одном классе собрались как читающие, так и нечитающие дети.

У детей, не умеющих читать, будет активно формироваться навык чтения, а что остается делать тем, кто умеет читать?

В психологии известна следующая закономерность формирования навыка чтения. Сначала этот процесс идет по нарастающей, то есть ребенок быстро усваивает нужный навык. Затем процесс выработки навыка замедляется, и какое-то время навык практически не совершенствуется.

Такое состояние психологи называют состоянием «плато». Значит, пока ваш читающий ребенок находится в состоянии «плато», другие дети активно совершенствуют навык чтения.

Затем наоборот, ваш ребенок готов выйти на более высокий уровень, тогда как другие дети как раз оказываются в зоне «плато». Что лучше?

Как показывает опыт, к концу первого полугодия первоклассники выравниваются и читают примерно одинаково. Может, было бы разумно собрать в один класс читающих, а в другой нечитающих детей?

Оценка качества чтения у третьеклассников – и тех, кто в первом классе умел читать, и тех, кто не умел, – показывает, что дети в большинстве случаев читают примерно одинаково. Связано это прежде всего с личностью учителя, стилем и методами его работы с детьми. При правильном взаимодействии с ребенком, построенном с учетом его индивидуальных особенностей, достигается оптимальное развитие каждого ученика.

Итак, навыки чтения, письма, счета и другие относятся к общеучебным умениям, но, несмотря на свою важность, не они определяют готовность ребенка к школе.

Старший дошкольник к началу школьного обучения уже прошел огромный путь в своем психическом развитии. Можно выделить три основных направления психологической готовности ребенка к школе, на основе изучения которых можно сделать вывод о школьной зрелости: психофизиологическое, интеллектуальное и личностное.

Психофизиологические особенности.К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека.

Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей.

В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово («фрукты») .

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребенка «левеет», что находит свое отражение в познавательной деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам.

Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.

В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированы.

Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребенку участвовать в школьном обучении.

Дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п.) , совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.

Подробней на сайте egords30.edumsko.ru

Предварительный просмотр:

Психофизиологические особенности современных дошкольников и младших школьников.

Происходящий на наших глазах глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецендентные возможности для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями ориентироваться в новом информационном пространстве.

Новые информационные технологии позволяют развить системное научное мышление, конструктивное образное мышление, пространственное и ассоциативное мышление, вариативность мышления и чувство нового, интуицию, воображение, творческие способности.

XXI век характеризуют как информационный. Приходится решать проблему адаптации к новым условиям жизни в информационном обществе.

В этих условиях важно внедрить в сферу дошкольного и начального образования новые принципы обучения и развития подрастающего поколения, которые должны обеспечить формирование у людей современных представлений о роли информации и информационных процессов в природе и обществе, способствовать развитию мышления как деятельности, направленной на решение задач в условиях большого информационного потока. При этом важно учитывать, что данная деятельность, опосредствованная компьютером, существенно отличается от процесса решения задач в традиционном варианте.

В ближайшие годы, вероятнее всего, возникнет новый комплекс наук об информации. Одной из важных составляющих этого комплекса, безусловно, станет психофизиология, изучающая особенности протекания психофизиологических процессов человека в условиях компьютеризированной деятельности и влияние этих процессов на такую деятельность.

На первое место в психофизиологии и педагогике выходит необходимость изучения и разработки наиболее эффективных методов «навигации» в огромном океане информации.

Одна из задач развития современного образования в сфере информатизации – широкое внедрение в образование различных телекоммуникационных сред, в том числе и средств Интернета.

При таких все более нарастающих изменениях в сфере компьютеризации и информатизации психологам и педагогам необходимо учитывать, что системное мышление вырабатывается путем использования в образовательном процессе активной обучающей среды по схеме «преподаватель-компьютер-обучающийся». При этом информационные технологии являются эффективным способом «оркестровки» образовательного процесса, в котором теория и практика оределяют и творят друг друга.

Мы стоим на пороге больших изменений в области психологии человека, так как широкая компьютеризация и информатизация общества приведут к значительным изменениям в интеллектуальной и личностной сферах человека XXI века.

Давайте сравним психофизиологические особенности современного дошкольника и младшего школьника. Сравнительная характеристика составлена с опорой на книги В. Н. Могилёвой «Психофизиологические особенности дошкольника и их учёт в работе с компьютером» и «Психофизиологические особенности младшего школьника и их учёт в работе с компьютером».

дошкольник

младший школьник

Возраст от 3до7лет.В этот период мальчики и девочки мало отличаются внешним строением тела, а также многими физиологическими и биохимическими параметрами. Возраст 5-7 лет называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10см.

Развитие опорно-двигательной системыребенка 5-6 лет еще не завершено. Каждая из 206 костей скелета продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем фазы развития неодинаковы.

К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует его форме взрослого человека, но окостенение еще не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Скелетная мускулатура слабая.

Кости руки и запястья 4-5 летнего ребенка продолжают свое развитие: окостенение фаланг пальцев еще далеко от завершения. Это необходимо учитывать на занятиях с помощью компьютера, т.к. интенсивное напряжение, возникающее при манипулировании компьютерной мышью, может вызвать деформацию костей руки и запястья.

У многих дошкольников потребность в двигательной активностинастолько велика, что врачи и физиологи называют возраст 5-7 лет «возрастом двигательной расточительности». Для детей этого возраста характерно преобладание тонуса мышц-разгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении удерживать спину выпрямленной. Поэтому необходимо контролировать позу ребенка.

Развитие ЦНС характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Продолжается интенсивное развитие коры головного мозга.

Завершается дифференциация нервных элементов тех слоев, в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщение, осознание последовательности событий, причинно-следственных отношений, формирование сложных межанализаторных связей. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой.

Преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

К 6–7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.

Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами.

В дошкольном возрасте продолжает развиваться дыхательная система. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких.

Но размеры дыхательных путей ребенка дошкольного возраста значительно уже взрослых, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается.

Сердечно - сосудистаясистема также претерпевает значительные изменения, она становится более работоспособной и выносливой.

Возраст от 7до 11лет.В этот период происходят существенные изменения в анатомо-физиологическом строении организма детей, протекающие относительно спокойно и равномерно.

Костно-мышечная система в младшем школьном возрасте, хотя и достигает определенной степени развития, еще не устойчива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению.

Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях развиваются нарушения осанки. В школьном возрасте отмечается самая высокая частота травм в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

Крупные мышцы тела развиваются раньше мелких, поэтому школьникам данного возраста трудно выполнять мелкие и точные движения. Окостенение фаланг кистей рук заканчивается лишь к 11 годам, а запястья – к 12, поэтому дети быстро утомляются от письменных работ, аккуратное выполнение которых для них затруднительно. Но, как показывает опыт, выполнение аналогичных движений, необходимых в компьютерной игре, удается ребенку гораздо лучше, что может быть связано с высокой мотивацией.

В возрасте 8-12 лет продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метание) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость) , заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, повышается упругость мышц.

На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности. На перемене дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.

Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Останавливается увеличение размеров коры головного мозга, но нарастает интенсивность качественных изменений в структурах клеток головного мозга. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность.

К 7-8 годам механизмы произвольного и непроизвольного внимания имеют черты незрелости. С 9-10 лет непроизвольное внимание организуется по типу взрослого.

В младшем школьном возрасте растет объем кратковременной памяти, к 10 годам приближаясь к показателям взрослого человека. Овладение навыками чтения и письма способствуют дальнейшему развитию речи, ее образности, способности передать в ней свои мысли.

Речь является основой формирования мышления ребенка. Для 7-8 лет характерно преобладание наглядно-образного мышления, основой которого является достигшее определенной зрелости зрительное восприятие, а средством – образ. Развитие механизмов речевой деятельности стимулирует развитие словесно-логического мышления.

Вместе с тем в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена адаптация к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.

У дошкольников жизненная емкость легких увеличивается. После 6-7 лет у детей появляется возможность управлять дыханием.

К этому возрасту также достигается высокий уровень согласованности в деятельности вегетативных функций и их соразмерности с силой действующего стимула. Именно благодаря этому обстоятельству возраст 6-7 лет является ключевым, пороговым для начала многих видов деятельности ребенка, в том числе для начала его систематического обучения.

Сердечно - сосудистая система в младшем школьном возрасте продолжает свое активное развитие и процесс этот не завершается даже у подростков.

Продолжает развитие иммунная система. Совершенствуется местный и общий иммунитет. Под влиянием учебной нагрузки у детей младшего школьного возраста наблюдается относительный лейкоцитоз, т.е. увеличение числа лейкоцитов в среднем на 24%.

Это свидетельствует о готовности организма столкнуться с микробной агрессией из внешней среды и с накоплением в крови продуктов распада клеток собственного тела под влиянием утомления. После учебной нагрузки вязкость крови становится выше и ускоряется свертывание крови.

Как мы видим психофизиологическая разница между старшим дошкольником и младшим школьником не столь и велика. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”.

Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Основные этапы развития детей дошкольного возраста

    Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста Боровкова Надежда Сергеевна, учитель – дефектолог, педагог-психолог высшей категори...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие личности детей дошкольного возраста

    31. Развитие личности в дошкольном возрасте - Психология Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность прет...

  • Особенности воспитания детей дошкольного возраста

    Психология детей дошкольного возраста и особенности воспитания ребенка этого возраста Детьми дошкольного возраста считаются дети от четырех до шести лет. Какие же особенности имеет этот возраст,...

  • Особенности обучения детей дошкольного возраста

    Контрольная работа - Особенности обучения детей дошкольного возраста - Studmed.ru ГОУ СПО ТО "Тульский педагогический колледж №", Россия, г. Тула, 2011г. 87с. Введение Теоретические основы формир...

  • Особенности психического развития детей дошкольного возраста

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста

    Реклама Развитие и воспитание детей дошкольного возраста Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Особенности развития детей дошкольного возраста

    Особенности развития детей дошкольного возраста 12091Добавить в избранное В избранном Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а н...

  • Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

    Воображение на занятиях конструкторской деятельностью Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозмож...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста

    Введение Актуальность: С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со всту...