Психологические особенности дошкольного возраста

Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст 5 - 6 лет.

Ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

- проявление произвольности всех психических процессов;

- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

- проявление творческой активности во всех видах деятельности;

- развитие фантазии;

- внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

Рекомендации для взрослых:

- обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;

- организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;

- способствовать развитию эмпатийных представлений;

- побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;

- формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать - «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими.

Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения.

Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей.

Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки.

У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.

Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.

Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку.

Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации.

Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном.

Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень, хвастовство) . Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

Занятия для дошкольников.

Дорисовывание изображений

(развитие детализации образов воображения и умения разворачивать сжатые схематические изображения в полные) . Проводится в игровой или соревновательной форме.

Детям раздаются наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона и сообщается, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки (кто какие захочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. В задание вносится соревновательный момент: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики и придумать какую-нибудь историю об одном из них.

Детям даются наборы карточек, на которых изображены фигурки. В каждом наборе по четыре одинаковые карточки. Каждую из них дети должны дорисовать, превращая в любую картинку.

Для этого каждой фигуре дорисовывают разные детали. По картинке дети могли рассказать историю. Затем берут картинку с такой же фигурой, переворачивают ее в любую сторону и превращают в другую картинку.

Придумывание сказки по модели.

В задании предполагается, что сначала ребенок должен научиться следовать плану, предложенному взрослым, а затем переходить к построению собственных планов-замыслов.

Детям дается небольшая модель (3-4 блока-рамочки с 2-3 заместителями в каждом блоке) , по которой они должны составить собственную сказку.

Сначала дети отклоняются от заданной взрослыми модели, следуя собственному замыслу. После обсуждения заданий с точки зрения их оригинальности, использования способа включения, детализации и точности следования модели постепенно большинство детей переходит к рассказу точно по модели.

Сказочные жители

Детей просят вспомнить все сказочные персонажи, которых на самом деле в жизни не может существовать (например, Змей Горыныч, Старичек - Лесовичек и пр.) . Попросить детей нарисовать (по желанию) этих сказочных героев.

Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача - вызвать у детей ощущение контраста.

Напор рук нормальный: движения рук широкие, неспешные, плавные. Напор уменьшается: движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными - воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участок поверхности.

Струйка совсем отощала: с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможны и торопливые движения (а вдруг вообще выключат воду?) . Неожиданно напор вновь становится нормальным: опять моем руки привычным способом. Задание повторяется.

Рисование в воздухе кистями и пальцами рук.

Главная область применения задания - занятия по изобразительной деятельности. Задание целесообразно выполнять под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов) , - будет способствовать расширению творческих изобразительных возможностей.

Упражнение «Радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Предназначено прежде всего для занятий по изодеятельности, музыке, ритмике.

  1. Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель, «обрызгивание» друг друга.
  2. Представление того, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Ответы на вопрос: «Куда летят брызги?»; «Какого они цвета? Задание: «построить» радугу из водяных капелек, любуясь их цветом и блеском.

Упражнение «Прикосновение»

Движения выполняются под стихотворение сопровождение. Дети встряхивают кистями рук. С усиленным напряжением давят на воображаемую стену.

Разглаживают воображаемую поверхность, рисуют ладошками форму прямоугольника, квадрата. Круговые движения по воображаемому стеклу, движения вверх-вниз, из стороны в сторону. Встряхивание кистей, расслабленное манипулирование пальцами рук.

Лепим добрую и нежную руку.

В целях развития эмоционального воображения, эмпатии, чувств психологической защищенности и уверенности в своих силах это задание педагог использует на всех занятиях, связанных с организацией продуктивной и трудовой деятельности, при формировании у детей умений письма.

Детям предлагают «вылепить» из своей руки (путем разглаживания, разминания, похлопывания и т.д) добрую и нежную руку близкого человека близкого человека - мамы, папы, бабушки, дедушки и др. Затем «работа» оценивается путем попытки прислушаться к вновь возникшим телесным ощущения.

Для этого детям задают вопросы: «Какой стала твоя рука? На чью руку она похожа? Как ты об этом догадалась?».

Элементы психогимнастики на занятиях.

Преодоление трудностей. Это игровое упражнение используют в тех случаях, когда дети испытывают существенные затруднения при выполнении определенных (прежде всего новых) действий.

Вариант 1.

Предположим, ребенок затрудняется в рисовании каких-либо фигур (либо испытывает страх перед выполнением нового или сложного задания) . «Не получается? Ничего страшного, - говорит ему педагог. - Ты пока отдохни, а рука пусть поработает вместо тебя. Ты только наблюдай за ней.

Давай дадим ей имя. А сколько ей лет? Четыре года? Посмотри, она такая маленькая, а такая умелая и ловкая!

Похвали ее огладь. Она может и тебя научить так здоров рисовать эти фигурки…»

Вариант 2.

В случае затруднения педагог говорит ребенку: «Пусть рисует сама рука, как умеет. Ты не за что не отвечаешь и можешь отдохнуть».

Если ребенок продолжает испытывать затруднение, педагог вновь обращается к нему: «А теперь на минутку закрой глаза и представь, что ты превратился в художника. Пусть теперь твоей рукой рисует художник».

РАСКРАСКА - МОЗАИКА

На листе бумаги формата А4 взрослый (или ребенок) , используя трафарет, рисует контурное изображение какого-либо предмета, животного или сказочного героя. Внутреннее пространство изображения разделяется тонкими линиями на секторы.

Маленький художник, не выходя за контурные линии, заполняет каждый сектор изображения цветовыми пятнами. На его глазах шаг за шагом расцветает цветок или оживает бабочка.

Теперь можно показать рисунок воспитателю или маме и гордо сказать: «Это я нарисовал!» Трудно удержаться от похвалы: получилось действительно красиво!

Волшебные брызги

Мечта любого ребенка - вволю побрызгать краской. А если тебя за это еще и похвалят!

Взрослый рисует и вырезает из картона силуэты различных предметов. Вместе с детьми можно приготовить краски: развести водой гуашь или акварель. Для того чтобы не пришлось после окончания работы мыть пол и стирать одежду, лист бумаги, надо положить на дно глубокой коробки.

На листе размещается выбранный ребенком силуэт.

Приступаем к работе: набрали на ворс кисти краску, поднесли ее к рисунку и постучали по металлическому наконечнику кисти указательным пальцем. Когда вся поверхность будет усыпана разноцветными брызгами, убираем картонный силуэт и дорисовываем необходимые детали.

Шедевр готов!

Шустрый клубочек

Для выполнения этого задания художнику потребуется клубок ниток или веревка любого цвета и толщины. Покатаем клубок по однотонной ворсистой поверхности (ковер, плотная ткань, бархатная бумага и т.д.) .

Клубок разматывается, оставляя за собой нитяную линию. С ее помощью можно рисовать.

Не получилось? Смотайте клубок и попробуйте еще раз.

Пластилиновое чудо

Начинаем рисование с выбора пластилина. Он должен быть ярким и мягким.

На листе плотной бумаги или картона сделаем карандашный набросок. Остается заполнить контурное изображение разноцветным пластилином. Это можно сделать разными способами:

- размазать пластилин тонким слоем;

- заполнять маленькими пластилиновыми шариками;

- вылепить или вырезать из расплющенного куска пластилина отдельные детали изображения.

Если дополнить пластилиновый рисунок лоскутками или кусочками фактурной бумаги, бисером, яркими фантиками, природным материалом - получится коллаж.

Оживим воздушный шар

Увлекательное занятие - раскрашивание воздушного шара. Объемный рисунок да еще и летает!

Воздушный шар можно расписать маркерами или гуашевыми красками. Для его оживления можно использовать и дополнительные детали. Например, косички из шерстяных ниток и яркие бантики могут превратить шарик в девочку, а хвост и плавники из полиэтилена - в золотую рыбку.

Такой воздушный рисунок украсит любую детскую комнату.

Рисуем ватными палочками

Вооружитесь ватными палочками, приготовьте бумагу и гуашевые краски. Выполните карандашный набросок. Используя ватные палочки, поставьте краской точки по контуру изображения.

Затем заполните цветными точками весь рисунок.

Для того чтобы работа получилась яркой каждую краску нужно набирать новой палочкой.

Кудина Елена Евгеньевна

Материал с сайта www.b17.ru

Родительский лекторий "Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником"

Разделы:Работа сродителями

В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей “Центр детского творчества” г. Заринска Алтайского края с 1994 года работает школа раннего развития “Малышок” для детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. Учитывая особенности маленького сибирского города (население 54 тыс.) , в прошлом комсомольско-молодежная стройка, сегодня город одного предприятия ОАО “Алтай-кокс” и высоким уровнем безработицы, просветительскую работу с родителями целесообразно проводить через родительские лектории.

Общее время занятий с детьми – 2 часа, соответственно, если проводится встреча с родителями, она длится 1 час 40 минут – 1 час 50 минут. На протяжении всего лектория постоянно приводятся конкретные примеры из учебного процесса, изложение которых не считаю целесообразным. Указывается, на что обратить внимание в том или ином случае во время занятий дома с ребенком.

ЦЕЛЬ: показать особенности развития личностной и познавательной сфер дошкольника.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: сопровождение всего лектория слайдовым материалом (Приложение 1) .

Общая характеристика возраста.

Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Рамки семьи стремительно раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще не доступно. Стремится к самостоятельности.

Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития.

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром всей семьи) , развивается способность к идентификации с людьми. Ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

ИГРА. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Жизнь в игре происходит в форме представлений, но она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Игра способствует становлению не только общению со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Происходят качественные изменения в психике ребёнка.

Центральное новообразование.

Новая внутренняя позиция, соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Особенности развития познавательной сферы.

Мышление

.

Мышление в дошкольном возрасте характеризует переход от наглядно-действенного к наглядно- образному и в конце периода к словесному мышлению.

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Поэтому ребенок легко фантазирует, на занятиях с психологом легко “превращается” в гномика, игрушку, сказочного героя.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы выступают показателем любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Именно по такому принципу построены занятия с детьми курса “Психология общения”. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно- ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

Речь.

Развитие речи, её становление влияет на восприятие , внимание ребенка.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Если к этому периоду остались проблемы с речью, то обязательно в школе будут проблемы с русским языком.

Интенсивно растет словарный запас ребенка. Телевизор мешает его развитию.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерность: строение слова, построение фразы.

Ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

  • речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
  • появляются связные формы речи, возрастает её выразительность;
  • ребенок постигает законы языка в процессе действий со словом;
  • ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания;
  • речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения, рассказы.

Восприятие.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - ребенок начинает активно использовать названия качеств и признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

  • восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
  • зрительное восприятие становится одним из ведущих;
  • воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов) , поэтому мы в младшей группе на занятиях “путешествуем” в красную, зеленую, синюю страну, соотносим предметы с силуэтами;
  • совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность умений, поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться во времени суток, во временах года, предмет “над”, “за”, “под”.

Внимание.

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

  • значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов (игры на внимание с проговариванием) ;
  • внимание становится опосредованным;
  • внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
  • появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда он сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Он постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной формах деятельности.

Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов.

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

К концу дошкольного периода воображение ребенка становится управляемым.

Эмоциональная сфера

.

Это один из важнейших компонентов в развитии личности ребенка.

Для дошкольного детства характерна, в целом, спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Остановимся более подробно на важности развития эмоциональной стороны. Ведь именно благодаря эмоциям происходит становление “человеческого в человеке”.

1. Пятимерный мир и предметное сознание.

А. Н. Леонтьев первым обратил внимание на то, что животные живут в четырехмерном мире (трехмерное пространство и время) . Развитие ребенка от рождения до 2,5 – 3 лет совпадает с процессом порождения пятимерного мира в нем. Это порождение предметного мира и составляет суть самого развития. Примерно с 3 лет сознание из предметного становится смысловым.

2. Шестимерный мир и смысловое сознание.

Без значений нет предметов, без смыслов предметный мир не может стать реальностью. Эмоции обеспечивают прохождение в сознание тех предметов мира, которые имеют для человека ценность и смысл.

Поэтом человек видит то, что ему надо. (Родителям предлагается ответить на вопрос, какие входные двери учреждения. Как правило, не отвечают) . Именно в эмоциях лежит механизм, обеспечивающий устойчивость многомерного мира человека.

В основе перехода ребенка от предметного сознания к смысловому лежит его деятельность и деятельность посредников (взрослых) , устанавливающих мост между ребенком и культурой. Ребенок может сам решать задачи на “смысл”.

Может сам приписывать такой смысл предметам, которого они не имеют (палочка – как лошадка) . Л. С. Выготский отмечал, что уже первые вопросы ребенка никогда не являются вопросами о названии предметов, это всегда вопросы об их смысле. (Приводятся примеры общения с маленькими детьми и какие ошибки наиболее типичны. Особое внимание уделяется искажению взрослыми слов – “лампочка – чик-чик” и т.п.) Вспомните именно этот период вашего общения с ребенком. Как вы его строили?

3. Кризис перехода к ценностному сознанию.

В 11,5 – 12 лет мир ребенка превращается в устойчивую “действительность”. Ценность – системное качество. Остро возникает потребность ребенка в самореализации, которую современная школа удовлетворить пока не помогает. Ребенок теряет сензитивность к учению.

Но это уже другой разговор.

Мы должны понимать с вами закономерную цепочку: есть эмоции – есть мысли – активность – в основе активности познавательный интерес – значит есть мотив.

Развитие мотивационной сферы.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Появление соподчинения мотивов – это начало становления личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из многих, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль “ограничителей”.

Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры) , еще слабее – собственное обещание ребенка.

Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных клятв и заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, детей) .

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-нибудь был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно и импульсивно. Затем, по мере развития представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы.

Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационнаясистема ребенка.

Развитие самосознания.

Самосознание формируется к концу дошкольного детства благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначального чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. Поэтому очень важно при общении с ребенком разводить то, что связано с поведением и с личностью : “Я тебя люблю, но поведение меня огорчает…”

Кризис 7 лет.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального “Я”.

Кризис 7 лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Предпосылками перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • интеллектуальная готовность (или шире – готовность познавательной сферы) ;
  • личностная (в том числе, мотивационная) ;
  • социально-психологическая готовность;
  • готовность эмоционально-волевой сферы.

Очень часто притязания родителей ребенка не совпадают с развитием ребенка, с его реальными психологическими возможностями. В этом случае внутриличностные проблемы ребенка обостряются. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы понять и предотвратить негативные последствия проводится “Методика родительских оценок и притязаний” .

Названия психических процессов и способностей ребенка.1Познавательная активность (вопросы, рассуждения, анализ, синтез) .2

Материал с сайта festival.1september.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие личности в дошкольном возрасте

    31. Развитие личности в дошкольном возрасте / Психология Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность прет...

  • Развитие детей дошкольного возраста

    Реклама Развитие и воспитание детей дошкольного возраста Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы...

  • Общая характеристика дошкольного возраста

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие мышления и речи в дошкольном возрасте

    Формирование мышления и речи в дошкольном возрасте - Статья Статья - Психология МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АКАДЕМИЯ ЯЗЫКОВ На тему: Формирование мышления и речи в дошко...

  • Развитие мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие произвольности в дошкольном возрасте

    Игры на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста Игра «В магазине зеркал» Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формиро...

  • Основные новообразования дошкольного возраста

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат - бесплатно -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) . 2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошко...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста реферат

    Реферат - Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического - Педагогика Связь движений пальцев рук и речи……………………………………………… 5 Пальцы помогают говори...

  • Основные психологические новообразования дошкольного возраста

    Учебник: Психология Книга 2 - Глава: Психологические новообразования дошкольного возраста онлайн Психологические новообразования дошкольного возраста Подведем некоторые итоги: что же приобретает...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Основные проблемы дошкольного возраста

    Реферат - Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте 5 - Остальные рефераты Цель опытно-экспериментальной работы – изучение агрессивного поведения детей дошкольног...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...