Радынова музыкальное воспитание дошкольников

адаптивности

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический ( шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале) . Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш»,основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности(повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями) . Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки) ,кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие) , создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О. П. Радыновой:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков) . Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И. В. Груздова) . Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными) . Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

Автор считает важным то, что бы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

слушание знакомых музыкальных произведений

музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

игры –сказки

звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

тематические музыкальные вечера

театральные постановки

праздничные утренники

Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения) , а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические рекомендации

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)

Материал nsportal.ru

Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О. П.) | Мама, папа и малыш!

14. 02. 2014 - просмотров: 1551

Ребенок дошкольного возраста – вполне «опытная» личность, поскольку уже обладает определенными навыками. Следующий этап развития – музыкальное воспитание дошкольников.

Радынова О. П. (педагог и писатель) собрала основные теоретические, методические и музыковедческие материалы в своем пособии. Автор сделала акцент на том, что музыкальное воспитание следует начинать именно в возрасте от 3-4 лет, когда малыш очень восприимчивый и легко учится новому.

Все начинается с семьи…

Музыкальное воспитание детей зависит от условий, в котором они растут. Понятно, что в семье музыкантов или людей, любящих музыку малыш «с пеленок» будет впитывать творческую атмосферу, царящую в доме.

Семейные посещения концертов, музыкальных вечеров, прослушивание записей также будут способствовать формированию у ребенка чувства духовности. Малыш научится получать радость, позитив и удовлетворение от музыки.

Когда ребенок достиг 4-5 лет, можно начинать посещение музыкальной школы, студии творчества. В этих специализированных учреждениях с помощью педагогов маленький ученик получит знания о музыкальной грамоте.

А если нет возможности отдать дошкольника в подобную школу? В таком случае музыкальное воспитание родители могут проводить самостоятельно – дома. Как это сделать?

Изучаем таблицу.

УпражнениеОписаниеУчимся слышать музыку

Это значит, что малыш должен научиться отличать разные «оттенки» - смена интонации, тональности, настроения. Для облегчения задачи можно нарисовать на листе бумаги две «рожицы» - одна веселая, а другая – грустная.

Дальше – включаем музыку, в зависимости, от характера которой ребенок будет указывать на определенный рисунок. Например, при веселых задорных интонациях малыш укажет на веселый рисунок.

Учимся пению

В музыкальном развитии дошкольников пение – важная ступень. К тому же, в процессе пения тренируются легкие, речь и голос ребенка. А ведь многие детки любят петь – например, в хоре.

Вот и нужно использовать этот интерес как средство музыкального воспитания.

Играем на музыкальных инструментах

Отлично, если в семье существует традиция играть, например, на гитаре или пианино. Однако если в доме нет музыкального инструмента – не проблема. На полках магазинов представлен огромный ассортимент детских ксилофонов, мини-пианино, гитар – остается только обсудить с маленьким музыкантом подходящий вариант.

Развиваем чувство музыкального ритма

Музыка и танцы тесно связаны между собой. А какой ребенок не любит танцевать? Совместное разучивание танцевальных движений, физических упражнений позволят малышу в легкой форме постичь саму музыку.

Танцевальные движения улучшают тонус мышц, координацию, тренируют чувство ритма.

Итак, какие задачи стоят перед родителями в процессе музыкального воспитания ребенка?

  • Привить интерес к музыке, к семейным и народным традициям.
  • Помочь сформировать способности к музыке и творчеству.
  • Содействовать общему воспитанию и развитию малышей «через» музыку.

Следует помнить, что классическая и народная музыка – лучший инструмент для формирования вкуса дошкольников. Поэтому нужно с раннего возраста окружать ребенка подобными примерами, давать прослушивать записи известных классических произведений и народных мотивов, обсуждать прослушанный материал. Таким образом, постепенно у малыша будет формироваться правильное восприятие музыки, ее понимание.

Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О. П.) – процесс «двухсторонний». Это значит, что прививая ребенку любовь к музыке, родители или воспитатель должны сами знать, любить и уметь доходчиво преподнести материал. Только так маленький слушатель почувствует истинную красоту музыки и сможет найти свой путь к ее восприятию - даже если не станет музыкантом.

Оцените статью: Средняя оценка: 3.8 из 5 ( Оценок: 4 )

Читайте также в этом разделе:

Материал mamapapaimalish.ru
Ссылка Скачать Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников:Ссылка HTML Скачать Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников:Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников"/>Ссылка для форумов BB-Code Скачать Радынова О. П., Груздова И. В. - Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников:Последние запросы: english file elementary third edition, 3 клас ольга данилко гдз укр мова, энциклопедияантикварных исторических редкостей, 2класс захарова о а юдина е п математика решебник, решебник по русскому языку 4 класса рабочая тетрадь байкова, татьяна владимировна павлова, география, литературное чтение 2класс климанова, математика, solutions upper intermediate (2nd edition) teacher s book, language leader advanced workbook, экономика, рабочая тетрадь по математике для 2 класса назаренко, решебник english for international tourism pre intermediate, гдз у світі рідного слова зошит із розвитку мовлення 2 клас валушенко дубовик, laser a2 student s book ответы mann malcolm, комментарий к уголовному кодексу республики казахстан (особенная часть) , solutions, решебник географии контурные карты издательство дик 5класс при участии дрофа, гдз природознавство робочий зошит гільберг 2 клас, физика барьяхтар божинова 7 клас, природознавство 5 клас робочий зошит т є буяло гдз и васютина, художня культура 9 клас робочий зошит відповіді л в климова, карпова т а english for colleges английский для колледжей гдз, рисование аппликация конструирование лепка для почемучек четвертогоо года жизни и в омелящик, oxford heroes, super, english, фізика відповіді до зошита для лабораторних робіт за 7 клас левшенюк в я левшенюк я ф трофімчук а б, spark, ответ по русский язык 2класс полякова 2часть стр40 упр84, авдеева безопасность детей, сходинки до вершин 4 клас, дочь викинга юлия крен, серия очарование женские любовные романы, о о жигуліна біологія 10 клас розробки уроків (рівні стандарту та академічний) , гдз по английскому 2класс рабочая тетрадь вербицкого, песенки про новый год, solutions pre intermediate workbook ukrainian edition, польська мова 5 клас біленька свистович, planet of english решебник к учебнику английского языка для учреждений нпо и спо, click on 3 teachers workbook, английский, 4 клас мій конспект математика нова програма за богдановичем, решебник по математике 4 класса часть 1 и и аргинская е и ивановская с н кормишина, приключение ведьмочки 2 как отомстить демону елена звездная, конек горбунок, стрельникова кира возвращение, вариант 4, изо технологические карты уроков по неменский 5 8 классы фгос, естествознание фгос 5класс учебник, лора вальден принцесса маори, фармакогнозия, ноты для аккордеона, алгебра 8класс мерзляк для школ россии, гдз розвиток зв язного мовлення 4 клас клименчук трохименко, сестринское дело в терапии, рабичев «записки офицера 31 бригады», жертва ведьмака, патрик, добро пожаловать в экологию воронкевич, adobe flash professional cs6 русский учебник, самодельные электронные устройства, русский стиль в архитектуре, контрольно измерительные материалы русский 7, поурочные разработки по письму школа россии фгос, учебники по программе 2100, куликов а а форекс для начинающих epub, tcp ip для чайников, федосова школа классных руководителей картотека воспитательных форм работы, new round up 2 грамматика английского языка students` book evans virginia dooley jenny kondrasheva irina, федосова н а от слова к букве часть 1, мозаика 6класс рабочая тетрадь, upstream, егэ по математике 2016 ященко 36 вариантов, катриона 4 восход черной звезды, звездная елена сила воина, программа, прописи 1 4 физкультура, решебник по математике для 4 класса 1 часть автор чеботаревская т м и в в николаева, choices, рабочая тетрадь 1 4 физкультура, рабочая тетрадь физкультура, рабочая тетрадь по физкультура школа россии, самоучитель игры на аккордеоне, сольфеджио баева зебряк учебник 1 2 классов, стрельникова кира скажи мне «да» 2 , швейная машина 2м кл подольск инструкция, тестовые задания , 1класс , русский язык, д распопов готовый клинок, яценко и ф окружающий мир контрольно измерительные материалы, кулініч природознавство 5 клас зошит для поточного та тематичного оцінювання, 2класс гдз по русскому языку ответы рабочая тетрадь решебник л д климанова перспектива, english plus workbook pdf oxford ben wetz diana pye, турецкий язык в упражнениях 5000 упражнений по грамматике турецкого языка, соколова юным умникам и умницам, гдз русский язык гармония 2класс соловейчик, видповиди для 4 клас з английськой мови в зошите оксана карпюк страница 41 вправа 1 2, Вы можете бесплатно скачать книги, журналы, аудиокниги и другую полезную информацию по ссылкам на нашем сайте. Запрещено использование информации сайта в целях, противоречащих законам США или Израиля и нормам международного права.

Наш сайт содержит ссылки на другие ресурсы. На сайте http://knigi.tr200.biz/ не хранится файлы, которые нарушают законы США или Израиля.

Все ссылки на ресурсы в Сети, содержащие файлы и пр. объекты интеллектуальной собственности, размещены на правах рекламы или в ознакомительных целях. Администрация сайта не несет ответственность за содержание других сайтов. Информация нарушаюшая авторские права удаляется.

Ссылка на источник
Ссылка на источник knigi.tr200.biz

Другие статьи по теме:

  • Музыкальное воспитание дошкольников

    Музыкальное воспитание младших дошкольников МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возмо...

  • Методы воспитания дошкольников

    Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...

  • Виды музыкальной деятельности дошкольников

    Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Музыкальная деятельность дошкольни...

  • Развитие музыкального восприятия у дошкольников

    «Традиционные и инновационные методы и приемы в развитии восприятия музыки у дошкольников». Из опыта работы Слайд 1 Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Чем раньше ребенок...

  • Музыкальное развитие дошкольников в аспекте фгос

    Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...

  • Воспитание дошкольников

    Воспитание дошкольников (6 голоса, среднее 3.50 из 5) В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается...

  • Задачи музыкального развития дошкольников

    Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Меткость русс...

  • Методы и формы воспитания дошкольников

    Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует мора...

  • Трудовое воспитание дошкольников

    Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» г. Зверево Р...

  • Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп...

  • Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников

    Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста» «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста» Влияние музыки в развитии творческой деяте...

  • Художественное воспитание дошкольников

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественное слово МБДОУ детский сад второй категории № 5 «Солнышко» «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через художественное слов...

  • Средства нравственного воспитания дошкольников

    Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд № 2Современная социально-психологическа...