адаптивности
Принципы построения программы
Основной принцип - тематический ( шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале) . Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.
Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание
Вторая тема «Песня, танец, марш»,основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского
Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности
Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня
Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках
Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра
Принцип концентрический или принцип цикличности(повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития
Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями) . Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.
Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы
Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки) ,кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.
Методы и приёмы музыкального воспитания:
Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие) , создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.
Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке
Особые методы, разработанные О. П. Радыновой:
Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.
В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов
Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа
Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков) . Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)
Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.
Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И. В. Груздова) . Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия
Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными) . Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.
Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.
Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.
Автор считает важным то, что бы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:
слушание знакомых музыкальных произведений
музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее
игры –сказки
звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования
тематические музыкальные вечера
театральные постановки
праздничные утренники
Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения) , а не только в форме утренника
Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.
Методическое сопровождение технологии:
Методические рекомендации
Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)
Аудиозаписи (диски СД)
14. 02. 2014 - просмотров: 1551
Ребенок дошкольного возраста – вполне «опытная» личность, поскольку уже обладает определенными навыками. Следующий этап развития – музыкальное воспитание дошкольников.
Радынова О. П. (педагог и писатель) собрала основные теоретические, методические и музыковедческие материалы в своем пособии. Автор сделала акцент на том, что музыкальное воспитание следует начинать именно в возрасте от 3-4 лет, когда малыш очень восприимчивый и легко учится новому.
Музыкальное воспитание детей зависит от условий, в котором они растут. Понятно, что в семье музыкантов или людей, любящих музыку малыш «с пеленок» будет впитывать творческую атмосферу, царящую в доме.
Семейные посещения концертов, музыкальных вечеров, прослушивание записей также будут способствовать формированию у ребенка чувства духовности. Малыш научится получать радость, позитив и удовлетворение от музыки.
Когда ребенок достиг 4-5 лет, можно начинать посещение музыкальной школы, студии творчества. В этих специализированных учреждениях с помощью педагогов маленький ученик получит знания о музыкальной грамоте.
А если нет возможности отдать дошкольника в подобную школу? В таком случае музыкальное воспитание родители могут проводить самостоятельно – дома. Как это сделать?
Изучаем таблицу.
УпражнениеОписаниеУчимся слышать музыку
Это значит, что малыш должен научиться отличать разные «оттенки» - смена интонации, тональности, настроения. Для облегчения задачи можно нарисовать на листе бумаги две «рожицы» - одна веселая, а другая – грустная.
Дальше – включаем музыку, в зависимости, от характера которой ребенок будет указывать на определенный рисунок. Например, при веселых задорных интонациях малыш укажет на веселый рисунок.
Учимся пению
В музыкальном развитии дошкольников пение – важная ступень. К тому же, в процессе пения тренируются легкие, речь и голос ребенка. А ведь многие детки любят петь – например, в хоре.
Вот и нужно использовать этот интерес как средство музыкального воспитания.
Играем на музыкальных инструментах
Отлично, если в семье существует традиция играть, например, на гитаре или пианино. Однако если в доме нет музыкального инструмента – не проблема. На полках магазинов представлен огромный ассортимент детских ксилофонов, мини-пианино, гитар – остается только обсудить с маленьким музыкантом подходящий вариант.
Развиваем чувство музыкального ритма
Музыка и танцы тесно связаны между собой. А какой ребенок не любит танцевать? Совместное разучивание танцевальных движений, физических упражнений позволят малышу в легкой форме постичь саму музыку.
Танцевальные движения улучшают тонус мышц, координацию, тренируют чувство ритма.
Итак, какие задачи стоят перед родителями в процессе музыкального воспитания ребенка?
Следует помнить, что классическая и народная музыка – лучший инструмент для формирования вкуса дошкольников. Поэтому нужно с раннего возраста окружать ребенка подобными примерами, давать прослушивать записи известных классических произведений и народных мотивов, обсуждать прослушанный материал. Таким образом, постепенно у малыша будет формироваться правильное восприятие музыки, ее понимание.
Музыкальное воспитание дошкольников (Радынова О. П.) – процесс «двухсторонний». Это значит, что прививая ребенку любовь к музыке, родители или воспитатель должны сами знать, любить и уметь доходчиво преподнести материал. Только так маленький слушатель почувствует истинную красоту музыки и сможет найти свой путь к ее восприятию - даже если не станет музыкантом.
Оцените статью: Средняя оценка: 3.8 из 5 ( Оценок: 4 )
Наш сайт содержит ссылки на другие ресурсы. На сайте http://knigi.tr200.biz/ не хранится файлы, которые нарушают законы США или Израиля.
Все ссылки на ресурсы в Сети, содержащие файлы и пр. объекты интеллектуальной собственности, размещены на правах рекламы или в ознакомительных целях. Администрация сайта не несет ответственность за содержание других сайтов. Информация нарушаюшая авторские права удаляется.
Музыкальное воспитание дошкольников
Музыкальное воспитание младших дошкольников МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Ранний и младший дошкольный возраст вкладываются первоначальные способности, обусловливающие возмо...
Методы воспитания дошкольников
Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в...
Виды музыкальной деятельности дошкольников
Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Структура и виды деятельности в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Музыкальная деятельность дошкольни...
Развитие музыкального восприятия у дошкольников
«Традиционные и инновационные методы и приемы в развитии восприятия музыки у дошкольников». Из опыта работы Слайд 1 Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Чем раньше ребенок...
Музыкальное развитие дошкольников в аспекте фгос
Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» Презентация «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС» 1 слайд Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с ф...
Воспитание и развитие дошкольников
Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...
Воспитание дошкольников (6 голоса, среднее 3.50 из 5) В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается...
Задачи музыкального развития дошкольников
Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Меткость русс...
Методы и формы воспитания дошкольников
Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует мора...
Трудовое воспитание дошкольников
Опыт работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка» г. Зверево Р...
Музыкальное развитие дошкольников в соответствии с фгос
Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп...
Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников
Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста» «Роль воспитателя на музыкальных занятиях в группах раннего возраста» Влияние музыки в развитии творческой деяте...
Художественное воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественное слово МБДОУ детский сад второй категории № 5 «Солнышко» «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через художественное слов...
Средства нравственного воспитания дошкольников
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд № 2Современная социально-психологическа...