Рассказы для дошкольников

Волнуются люди, торопят время.

— Быстрее, быстрее, — кричат Ладоге. — Эй, не ленись, мороз!

Приехали к Ладожскому озеру учёные-гидрологи (это те, кто изучает воду и лёд) , прибыли строители и армейские командиры. Первыми решили пройти по неокрепшему льду.

Прошли гидрологи — выдержал лёд.

Майор Можаев, командир дорожно-эксплуатационного полка, верхом на коне проехал — выдержал лёд.

Конный обоз прошагал по льду. Уцелели в дороге сани.

Генерал Лагунов — один из командиров Ленинградского фронта — на легковой машине по льду проехал. Потрещал, поскрипел, посердился лёд, но пропустил машину.

22 ноября 1941 года по всё ещё полностью не окрепшему льду Ладожского озера пошла первая автомобильная колонна. 60 грузовых машин было в колонне. Отсюда, с западного берега, со стороны Ленинграда, ушли машины за грузами на восточный берег.

Впереди не километр, не два — двадцать семь километров ледяной дороги. Ждут на западном ленинградском берегу возвращения людей и автоколонны.

— Вернутся? Застрянут? Вернутся? Застрянут?

Прошли сутки. И вот:

— Едут!

Верно, идут машины, возвращается автоколонна. В кузове каждой из машин по три, по четыре мешка с мукой. Больше пока не брали. Некрепок лёд. Правда, на буксирах машины тянули сани.

В санях тоже лежали мешки с мукой, по два, по три.

С этого дня и началось постоянное движение по льду Ладожского озера. Вскоре ударили сильные морозы. Лёд окреп.

Теперь уже каждый грузовик брал по 20, по 30 мешков с мукой. Перевозили по льду и другие тяжёлые грузы.

Нелёгкой была дорога. Не всегда здесь удачи были. Ломался лёд под напором ветра. Тонули порой машины.

Фашистские самолёты бомбили колонны с воздуха. И снова наши несли потери. Застывали в пути моторы. Замерзали на льду шофёры.

И всё же ни днём, ни ночью, ни в метель, ни в самый лютый мороз не переставала работать ледовая дорога через Ладожское озеро.

Стояли самые тяжёлые дни Ленинграда. Остановись дорога — смерть Ленинграду.

Не остановилась дорога. «Дорогой жизни» ленинградцы её назвали.

Сергей Алексеев.

Таня Савичева.

Голод смертью идёт по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались.

Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде.

Среди ленинградских домов поднимался и этот дом. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут её Таня.

Таня Савичева ведёт дневник.

Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет:

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 час. утра. 1941 г.».

Женя — это сестра Тани.

Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет:

«Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.». Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л». Читаем:

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.». Лека — это брат Тани.

Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву «В». Читаем:

«Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи. 1942 год». Ещё одна страница. Тоже на букву «Л».

Но написано на оборотной стороне листка: «Дядя Лёша. 10 мая в 4 ч. дня 1942». Вот страница с буквой «М». Читаем: «Мама 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942».

Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Пишет: «Савичевы умерли».

Открывает страницу на букву «У». Уточняет: «Умерли все».

Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву «О». Написала: «Осталась одна Таня».

Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда.

Но не долго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось её здоровье. Не стало и Тани Савичевой.

Скончалась Таня. Дневник остался. «Смерть фашистам!» — кричит дневник.

Сергей Алексеев

Группу ленинградских детей вывозили из осаждённого фашистами Ленинграда «Дорогой жизни». Тронулась в путь машина.

Январь. Мороз. Ветер студёный хлещет. Сидит за баранкой шофёр Коряков. Точно ведёт полуторку.

Прижались друг к другу в машине дети. Девочка, девочка, снова девочка. Мальчик, девочка, снова мальчик. А вот и ещё один. Самый маленький, самый щупленький.

Все ребята худы-худы, как детские тонкие книжки. А этот и вовсе тощ, как страничка из этой книжки.

Из разных мест собрались ребята. Кто с Охты, кто с Нарвской, кто с Выборгской стороны, кто с острова Кировского, кто с Васильевского. А этот, представьте, с проспекта Невского. Невский проспект — это центральная, главная улица Ленинграда. Жил мальчонка здесь с папой, с мамой.

Ударил снаряд, не стало родителей. Да и другие, те, что едут сейчас в машине, тоже остались без мам, без пап. Погибли и их родители.

Кто умер от голода, кто под бомбу попал фашистскую, кто был придавлен рухнувшим домом, кому жизнь оборвал снаряд. Остались ребята совсем одинокими. Сопровождает их тётя Оля.

Тётя Оля сама подросток. Неполных пятнадцать лет.

Едут ребята. Прижались друг к другу. Девочка, девочка, снова девочка. Мальчик, девочка, снова мальчик. В самой серёдке — кроха.

Едут ребята. Январь. Мороз. Продувает детей на ветру. Обхватила руками их тётя Оля.

От этих тёплых рук кажется всем теплее.

Идёт по январскому льду полуторка. Справа и слева застыла Ладога. Всё сильнее, сильнее мороз над Ладогой. Коченеют ребячьи спины.

Не дети сидят — сосульки.

Вот бы сейчас меховую шубу.

И вдруг... Затормозила, остановилась полуторка. Вышел из кабины шофёр Коряков. Снял с себя тёплый солдатский овчинный тулуп.

Подбросил Оле, кричит: . — Лови!

Подхватила Оля овчинный тулуп:

— Да как же вы... Да, право, мы...

— Бери, бери! — прокричал Коряков и прыгнул в свою кабину.

Смотрят ребята — шуба! От одного вида её теплее.

Сел шофёр на своё шофёрское место. Тронулась вновь машина. Укрыла тётя Оля ребят овчинным тулупом. Ещё теснее прижались друг к другу дети. Девочка, девочка, снова девочка.

Мальчик, девочка, снова мальчик. В самой серёдке — кроха. Большим оказался тулуп и добрым.

Побежало тепло по ребячьим спинам.

Довёз Коряков ребят до восточного берега Ладожского озера, доставил в посёлок Кобона. Отсюда, из Кобоны, предстоял им ещё далёкий- далёкий путь. Простился Коряков с тётей Олей.

Начал прощаться с ребятами. Держит в руках тулуп. Смотрит на тулуп, на ребят. Эх бы ребятам тулуп в дорогу... Так ведь казённый, не свой тулуп.

Начальство голову сразу снимет. Смотрит шофёр на ребят, на тулуп. И вдруг...

— Эх, была не была! — махнул Коряков рукой.

Поехал дальше тулуп овчинный.

Не ругало его начальство. Новую шубу выдало.

Рассказы Сергея Алексеева

МИШКА

Солдатам одной из сибирских дивизий в те дни, когда дивизия отправлялась на фронт, земляки подарили маленького медвежонка. Освоился Мишка с солдатской теплушкой. Важно поехал на фронт.

Приехал на фронт Топтыгин. Оказался медвежонок на редкость смышлёным. А главное, от рождения характер имел геройский.

Не боялся бомбёжек. Не забивался в углы при артиллерийских обстрелах. Лишь недовольно урчал, если разрывались снаряды уж очень близко.

Побывал Мишка на Юго-Западном фронте, затем — в составе войск, которые громили фашистов под Сталинградом. Потом какое-то время находился с войсками в тылу, во фронтовом резерве.

Потом попал в составе 303-й стрелковой дивизии на Воронежский фронт, затем на Центральный, опять на Воронежский. Был в армиях генералов Манагарова, Черняховского, вновь Манагарова. Подрос медвежонок за это время.

В плечах раздался. Бас прорезался. Стала боярской шуба.

В боях под Харьковом медведь отличился. На переходах шагал он с обозом в хозяйственной колонне. Так было и в этот раз. Шли тяжёлые, кровопролитные бои.

Однажды хозяйственная колонна попала под сильный удар фашистов. Окружили фашисты колонну. Силы неравные, туго нашим.

Заняли бойцы оборону. Только слаба оборона. Не уйти бы советским воинам.

Да только вдруг слышат фашисты страшный какой-то рык! «Что бы такое?» — гадают фашисты. Прислушались, присмотрелись.

— Бер! Бер! Медведь! — закричал кто-то.

Верно — поднялся Мишка на задние лапы, зарычал и пошёл на фашистов. Не ожидали фашисты, метнулись в сторону. А наши в этот момент ударили.

Вырвались из окружения.

Мишка шагал в героях.

— Его бы к награде, — смеялись солдаты.

Получил он награду: тарелку душистого мёда. Ел и урчал. Вылизал тарелку до глянца, до блеска. Добавили мёда.

Снова добавили. Ешь, наедайся, герой. Топтыгин!

Вскоре Воронежский фронт был переименован в 1-й Украинский. Вместе с войсками фронта Мишка пошёл на Днепр.

Вырос Мишка. Совсем великан. Где же солдатам во время войны возиться с такой громадой!

Решили солдаты: в Киев придём — в зоосаде его поселим. На клетке напишем: медведь — заслуженный ветеран и участник великой битвы.

Однако миновала дорога в Киев. Прошла их дивизия стороной. Не остался медведь в зверинце.

Даже рады теперь солдаты.

С Украины Мишка попал в Белоруссию. Принимал участие в боях под Бобруйском, затем оказался в армии, которая шла к Беловежской пуще.

Беловежская пуща — рай для зверей и птиц. Лучшее место на всей планете. Решили солдаты: вот где оставим Мишку.

— Верно: под сосны его. Под ели.

— Вот где ему раздолье.

Освободили наши войска район Беловежской пущи. И вот наступил час разлуки. Стоят бойцы и медведь на лесной поляне.

— Прощай, Топтыгин!

— Гуляй на воле!

— Живи, заводи семейство!

Постоял на поляне Мишка. На задние лапы поднялся. Посмотрел на зелёные гущи. Носом запах лесной втянул.

Пошёл он валкой походкой в лес. С лапы на лапу. С лапы на лапу. Смотрят солдаты вслед:

— Будь счастлив, Михаил Михалыч!

И вдруг страшный взрыв прогремел на поляне. Побежали солдаты на взрыв — мёртв, недвижим Топтыгин.

Наступил медведь на фашистскую мину. Проверили — много их в Беловежской пуще.

Ушла война дальше на запад. Но долго ещё взрывались здесь, в Беловежской пуще, на минах и кабаны, и красавцы лоси, и великаны зубры.

Шагает война без жалости. Нет у войны усталости.

Рассказы Сергея Алексеева

ЖАЛО

Наши войска освобождали Молдавию. Оттеснили фашистов за Днепр, за Реут. Взяли Флорешты, Тирасполь, Оргеев.

Подошли к столице Молдавии городу Кишинёву.

Тут наступали сразу два наших фронта — 2-й Украинский и 3-й Украинский. Под Кишинёвом советские войска должны были окружить большую фашистскую группировку. Выполняют фронты указания Ставки.

Севернее и западнее Кишинёва наступает 2-й Украинский фронт. Восточнее и южнее — 3-й Украинский фронт. Генералы Малиновский и Толбухин стояли во главе фронтов.

— Фёдор Иванович, — звонит генерал Малиновский генералу Толбухину, — как развивается наступление?

— Всё идёт по плану, Родион Яковлевич, — отвечает генералу Малиновскому генерал Толбухин.

Шагают вперёд войска. Обходят они противника. Сжимать начинают клещи.

— Родион Яковлевич, — звонит генерал Толбухин генералу Малиновскому, — как развивается окружение?

— Нормально идёт окружение, Фёдор Иванович, — отвечает генерал Малиновский генералу Толбухину и уточняет: — Точно по плану, в точные сроки.

И вот сомкнулись гигантские клещи. В огромном мешке под Кишинёвом оказалось восемнадцать фашистских дивизий. Приступили наши войска к разгрому попавших в мешок фашистов.

Довольны советские солдаты:

Пошли разговоры: не страшен теперь фашист, бери хоть руками голыми.

Однако солдат Игошин другого держался мнения:

— Фашист есть фашист. Змеиный характер и есть змеиный. Волк и в капкане — волк.

Смеются солдаты:

— Так это было в какое время!

— Нынче другая цена фашисту.

— Фашист есть фашист, — опять о своём Игошин.

Вот ведь характер вредный!

Всё труднее в мешке фашистам. Стали они сдаваться в плен. Сдавались они и на участке 68-й Гвардейской стрелковой дивизии.

В одном из её батальонов и служил Игошин.

Группа фашистов вышла из леса. Всё как положено: руки кверху, над группой выброшен белый флаг.

— Ясно — идут сдаваться.

Подробней nsportal.ru

Рассказ «Труд и лень»

Пришла золотая осень. Сеет частый дождь. Нет больше цветов. Нет мягкой травы. Все желто стало.

В саду сыро. Нельзя гулять. Мама сидит у окна и шьёт. Варя сидит подле неё и смотрит в окно. — Скучный дождь, нельзя гулять! — пищит Варя. — Не все гулять, надо и дело делать.Возьми нитки.

Вяжи. — Лень! — Мама, скажи сказку! — снова пищит Варя.

— Изволь, слушай! Взошло солнце. Встал ото сна труд. Взялся за дело. А лень лежит, пальцем не двинет.

День прошел. Солнце идет на закат. «Пора и тебе, труд, отдых дать. Бери свою плату? сытно поешь, вкусно попей и крепко усни до утра!»

— И я есть хочу, и я пить хочу! — пищит лень. — А на что ты купишь питьеи еду? Где твое дело? За что дать тебе плату?

Труд поел-попил, лег и сладко уснул до утра. А лень голод томит, жажда томит, и сон на ум не идет. А как быть?

Кто дела не делал, тот не проси и кушать!

— Мама, — просит Варя, — дайка мне нитки? я буду вязать? а то скоро и обед!

Статьи по теме:

Подробней на сайте DetskiyChas.ru

Интересный и смешной рассказ о друзьях, о детских фантазиях. Рассказ для внеклассного чтения, для семейного чтения.

Что любит Мишка. Автор: Виктор Драгунский

Смешные рассказы для школьников. История трёх друзей

Интересный и смешной рассказ о детях, у которых разыгралось воображение…Как Катя, Маня и Костя Палкин ночевали в джунглях. Автор: Ирина Пивоварова. Однажды Катя и Манечка терпели-терпели, а потом взяли и полезли на антресоли.

У них в квартире такая маленькая лесенка была, чтобы на антресоли лазить. Вот они эту лесенку приставили и полезли по очереди

Рассказы о зиме для младших школьников

Интересные рассказы для младших школьников и дошкольников про зиму. Зимние рассказы для детей. Рассказы Н. И. Сладкова, И. С. Соколов-Микитов.

Рассказы о зимней природе, о поведении животных в природе, о поведении лосей, о том как переживают зиму цветы и растения.

Столовая-прорубь. Н. И. Сладков.

Рассказы о птицах для школьников. Лесные домишки

Увлекательная история для детей про приключения птички Береговушки. Лесные домишки. Автор: Виталий Бианки

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

Рассказы о животных для школьников. Барсучий нос

Рассказ о смышленом и веселом барсучке. Барсучий нос. Автор: Константин Паустовский

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

Рассказы о животных для детей. Заячьи лапы

Рассказ Константина Паустовского о зайце, которого сначала спасли самого и вылечили, а затем он спас дедушку и вывел его из огня.

Заячьи лапы. Автор: Константин Паустовский. К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца.

Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами...

Интересный и увлекательный рассказ для детей о проказах зимы, о морозах, о поведении животных, птиц и рыб зимой.

Проказы старухи зимы. Автор: Константин Ушинский

Рассказ о веселой и доброй собаке Тузике. А почему картофельная собака? Узнаете, прочитав этот интересный рассказ.

Рассказ для младших школьников, для чтения в детском саду, для семейного чтения.

Картофельная собака. Автор: Юрий Коваль

Синий лапоть - это рассказ о приключениях зайчонка. Рассказ для младших школьников. Рассказ для чтения в детском саду, для внеклассного чтения и для чтения на уроках в начальной школе.

Синий лапоть. Автор: Михаил Пришвин

Хромка - это увлекательная интересная история о жабе, которая помогла девочке Марине. В чем помогла? Прочитаете рассказ и узнаете.

Хромка. Автор: Вера Чаплина

Ссылка на источник razdeti.ru

Обучение дошкольников составлению описательных рассказов

Педагогическая статья «Особенности описательных рассказов дошкольников»

Автор: Гребенникова Людмила Алексеевна, воспитатель МБДОУ №34 «Кораблик», г. Астрахань

Описание работы: Предлагаю вам педагогическую статью на тему «Особенности описательных рассказов дошкольников» для воспитателей и родителей. Статья направлена на исследование особенностей составления описательных рассказов у дошкольников начиная с младшей группы и заканчивая старшей.

Педагогическая статья «Особенности описательных рассказов дошкольников»

Актуальность темы обусловлена тем, что у современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д.

Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» - детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное.

Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что развитию речи не уделяется должного внимания.

Общение с детьми у родителей часто строится из односложных фраз. Очень мало родители читают детям. Низкое качество детских фильмов также не способствуют развитию речи ребенка.

В самом деле, попробуйте пересказать содержание «Черепашек ниндзя» или «Человека-паука». В Царскосельском лицее лицеистам преподавали литературу, поэзию, мифологию, справедливо полагая, что только человек, умеющий внятно и красиво излагать свои мысли, может считаться образованным. Речь и интеллект очень тесно связаны между собой.

Каждый индивид в процессе своего роста испытывает 3 потребности развития индивидуальности:

1. Играть или управлять собой, пробовать себя в разных ролях;

2. Познавать и усваивать опыт предшествующих поколений;

3. Общаться.

Для общения человеку необходима тема, т.е. содержательность беседы и оценка - мнение других.

Чтобы ребенок проявил желание и смог общаться, он должен пройти по трем ступеням лестницы успеха:

1 ступень - восхищение;

2 ступень - обучение;

3 ступень - самовыражение.

Начиная с младшей группы, я обучаю детей составлению и рассказыванию описательных рассказов. Для начала ребенка нужно расположить к беседе. Индивидуальное общение «глаза в глаза» - так можно передать ребенку какое-либо сообщение и вызвать его на общение.

Ситуативный разговор, оформленный ситуативной речью, готовит эмоционально интеллект ребенка к рассуждению, к открытию зависимостей и закономерностей. Именно он определяет готовность ребенка к решению интеллектуальной задачи. Я строю свой разговор таким образом, чтобы ребенок мог отвечать на мои вопросы, всем своим видом даю ему понять, что наш разговор мне интересен.

После разговора, в котором ребенок легко ответит на все вопросы, он уже без боязни приходит на индивидуальный разговор, образованный контакт рождает веру в себя, в свой успех. Когда ребенок любит себя и уверен в себе он всегда готов поделиться знанием с другими. Поэтому я ввожу в занятия и в индивидуальные разговоры персонажей, нуждающихся в обучении.

У ребенка трехлетнего возраста только формируется словарный запас. Его речь бессвязна, поэтому первые опыты по рассказыванию даются ему с большим трудом. Уговаривая ребенка перечислить достоинства той или иной вещи: воротничок есть, чтобы горлышко не мерзло, рукава… Но проводить такое занятие можно лишь после того, как проведена большая подготовительная работа и ребенок честно усвоил для себя назначение каждой вещи и ее детали.

Важно научить ребенка составлять рассказ-описание, который называется «словесное рисование», «что глазки видят, то язычок говорит». Если вы в младшей группе научите детей этому, то в старшей группе воспитанники порадуют вас образностью речи, точностью воссоздания образа предмета, который разбудил их эмоции.

Но и в этом случае речь ребенка достаточно сумбурна. Чтобы научить ребенка составлять описательные рассказы, по плану вводим опорные картинки-символы. Обозначение этих картинок дети проговаривается вместе с детьми.

Составляя рассказ по этим картинкам, дети приобретают первый опыт составления рассказов по плану.

В средней группе самое важное в развитии рассказывания - овладение планом рассказа, порядком изложения - этому тоже служат картинки. План детям нужно повторять многократно, каждый раз показывать картинку и задавать вопрос.

В средней группе воспитатель не только слушает, но и помогает искать ответ на вопрос, получить результат. И в этом поиске четырехлетний воспитанник овладевает способом самостоятельного решения задач по аналогии.

В старшей группе у ребенка меняется роль в семье. Его признают уже большим, он ходит с родителями в музеи, театры, цирк. Существенно расширяется спектр каналов познания, а также приобретения опыта.

Приобретаемый опыт - и положительный, и отрицательный - дети приносят в группу. Так появляются рассказчики и слушатели. Рассказывает ребенок по своей инициативе о том, что его эмоционально увлекло.

Эмоции затрудняют воспроизвести последовательно, связно рассказать о посещении музея или театра, и поэтому воспитатель не только внимательный и заинтересованный слушатель, но и незаметный помощник, вопросами помогающий выстроить рассказ в последовательности, уточнять детали.

Беседа - самый сложный вид занятий по развитию речи у старших дошкольников. Мастерство воспитания и будет заключаться в организации такого речевого общения между детьми, когда они ясно формируют для других свои мысли.

С. Л. Рубинштейн писал, что «только формируя мысль в речи, мы ее формируем». Не допускайте ситуативной речи, т.е. недосказанных предложений если требуется доказательство, но в то же время помнить, что беседа - это речевое общение, эмоциональное, непринужденное.

Ответ может быть дан и одним словом. Если вопрос обращен к воспоминанию. Если же вопрос начинается со слов «почему», «зачем», «для чего» и т.д., тогда ответы должны быть сложными по форме.

Чтобы быть мастером беседы с детьми нужно очень хорошо самому владеть материалом. Вопросы должны быть на картинках, чтобы они помогали, как говорила Е. И. Тихеева, «держать мысль на привязи».

Вопросы надо группировать так, как строится беседа:

1 часть - 3 вопроса;

2 часть - состоит из 3-х подзадач, каждая включает тоже 3 вопроса, следовательно, 3 карточки.

3 часть имеет свои вопросы.

Указание «Как ты думаешь?» не входит в количество вопросов - это прием активизации детей.

Дискуссия между детьми как способ овладения философией. Этот опыт или приобретен, начиная с младшей группы, при решении проблемных задач и необходимости объяснить их решение.

А потом уже в средней группе приходилось философствовать, решая экспериментальные задачи, обсуждая ролевые отношения в разнообразны играх, осуществляя оценку и самооценку исполнения обязанностей дежурных. Весь этот опыт, образно говоря, «4-х этапное здание» - система знаний выделенных в опыте человечества М. Н. Скоткиным и И. Я. Лернером.

1 этап - система знаний о предметах природы и общества.

2 этап - система знаний о разных видах детей.

3 этап - система знаний о творческих способах решения задач.

4 этап - система знаний об отношениях будет способствовать развитию у шестилеток способности мыслить, вырабатывать свою точку зрения, критическую позицию и искать убедительные доводы.

Рассмотрим особенности построения описательных рассказов у детей, составленных при рассмотрении картины.

В младшей группе, чтобы активизировать речь детей при рассматривании картины, ведем разговор «Мишкой», «от обратного». Мишка пытается доказать детям, что на картинке, например «кошка с котятами», изображена белка. Абсурдность рассуждений Мишки активизирует речь детей, обращает внимание на детали картины, на отличительные особенности разных животных.

Дети, составляя рассказ по картинке, отвечают на вопросы Мишки, доказывая ему свою правоту, учатся давать развернутые ответы.

В средней группе описательные рассказы по картине строятся по плану. Опять детям предлагается рассказывать Мишке, что изображено на картине.

Мишка, задавая нелепые вопросы, уточняет детали картины, определяет суть рассказа, учит детей четко формулировать свои рассуждения, аргументировать выводы и доказательства. Детям для сравнения дается образец рассказа, составленный самим воспитателем. Дети, опираясь на этот образец и на опорные картинки, которые нужно показывать каждому ребенку, будут составлять рассказ.

Словарный запас ребенка за год достаточно пополнится, речь его уже более эмоциональна, он может строить сложные предложения. Рассказы детей сложно условно разделить.

В старшей группе описательные рассказы детей строятся только по плану. Дети учатся задавать Мишке вопросы для составления рассказов. Таким образом, они сами составляют вопросы плана.

Продолжая обучать мишку, дети отвечают на эти вопросы развернутым полным ответом, доказывая свою правоту. Для сравнения можно предложить детям другой план для описания той же картины. Дети пробуют составить рассказ по разным планам.

Могут отобрать для себя оптимальный вариант и пытаются аргументировать свой выбор. Очень интересна работа по составлению описательных рассказов, когда детям предлагается сравнить две картины или две различные иллюстрации разны художников одной и той же сказки.

В этом случае детям приходится составлять одновременно два рассказа по одному плану, что очень развивает внимание ребенка. Опорные картинки-символы в этом возрасте хороши еще и тем, что дети, обучая Мишку, задают вопросы, могут манипулировать этими картинками, перестанавливать их местами или добавлять новые.

В подготовительной группе дети сами составляют рассказ по плану. Особенностью работы в этой группе является то, что дети учатся анализировать рассказы друзей. Оценивают особенности того или иного рассказа, плана, анализируют.

Таким образом, используя различные методы обучения, дошкольники учатся более полно и ярко составлять описательные рассказы, а также правильно задавать вопросы.

Рекомендуем посмотреть:

Источник ped-kopilka.ru

Другие статьи по теме:

  • Рассказы по картинкам для дошкольников

    Составление рассказов по серии сюжетных картинок с использованием методов технологии ТРИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №587...

  • Интеллектуальные игры для дошкольников

    Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте Интеллектуальные игры. Игра «Логические блоки Дьенеша» Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших ло...

  • Мнемотаблицы для дошкольников

    Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова" Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания инфор...

  • Рассказы для детей дошкольного возраста

    Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Вид проекта: Совместный, сделанный с воспитателем 1 категории Хлякиной В. Н., детско-родительский, творческий. П...

  • Диагностики для дошкольников

    Рисунок к методике «Проставь значки» Методика "Скульптура" http://azps.ru Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантаз...

  • Мнемотаблицы для дошкольников по развитию речи

    Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова" Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания инфор...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Занятие для дошкольников по развитию речи

    За каждый правильный ответ ребенок получает поощрительную фишку. Воспитатель: -Все профессии нужны. Все профессии важны. Итог занятия: Сегодня мы с вами поговорили о том, как много есть профессий...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Задания для дошкольников распечатать

    Прописи для детей, дошкольников | Жирафенок Штриховка, обводка и написание различных элементов и букв. Рабочая тетрадь. Тесты для дошкольников. Вы хотите , чтобы ваш ребенок писал правильно, крас...

  • Пословицы для дошкольников

    Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богат...

  • Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

    Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольник...

  • Картинки для составления рассказа для дошкольников

    Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ) Проблема развития связной речи детей хорошо известна моим коллегам. Это показывает и мой опыт работы с д...

  • Интерактивные игры для дошкольников по развитию речи

    Предварительный просмотр: Речь ребёнка наиболее эффективно развивается в игре. Игры имеют большое значение в нравственном, физическом и познавательном развитии детей. Речь является чрезвычайно то...