Развитие игровой деятельности дошкольника

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Игра загадочней всего

И бескорыстнее на свете,

Она всегда – ни для чего,

Как ни над чем смеются дети.

З. Гиппеус.

«Игра - преобладающий или ведущий вид деятельности? Может быть она, только Зеркало процессов совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изображаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучить предмет».

-ИГРА даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка.

-ИГРА может опосредовать диалог с ребёнком.

-ИГРА помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.

-Через ИГРУ взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них

-ИГРА золотой ключик к ларцу дошкольного детства.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИГРЫ

Проблема игры, как деятельности имеющей особое значение в жизни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития.

В отечественной психологии сюжетная игра понимается,

«как воссоздание человеческой деятельности из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть - её задачи и нормы отношений между людьми»

Д. Б. ЭЛЬКОНИН.

СТРУКТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует различать сюжет и содержание игры.

СЮЖЕТ-это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.

Сюжеты детских игр

• бытовые,

• производственные,

• общественно – политические.

Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда) .

Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, поезд) .

Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, партизаны, митинг) .

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ - содержание деятельности людей.

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ролей. На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений.

Пример игра «Дочки-матери»

1) Выполнение отдельных действий (приготовить обед, разлить чай в чашки) .

2) Целостное ролевое поведение (обращение к партнёру) .

3) Воспроизведение межличностных и социальных отношений (мать любит ребёнка, заботится о нём) .

МОТИВ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совместной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определённое место в обществе.

Структурные компоненты игры:

• Роль.

• Игровое действие.

• Игровое употребление предметов (замещение) .

• Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.

Центральным и определяющим компонентом является – роль.

Роль реализуется в игровых действиях.

Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.

Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).

Функции реальных отношений включают

1. Планирование сюжета игры.

2. Распределение ролей, игровых предметов.

3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверстниками партнёрами.

4. Коррекция игры.

В качестве приёмов организации игровых отношений выступают

Смена ролевых позиций ребёнка в игре.

Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе») .

Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей

Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам) .

Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы

Совместное обсуждение сюжета игры (планирование) .

Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях) .

Знакомство с игровым материалом (оформление игрового пространства) .

Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребёнка.

Уровень развития детской игры

1-предметные действия

2- предметные действия в цепочке

3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий

4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.

На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте) .

Значение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития

-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию)

-преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать позиции друг друга)

-формирование идеального плана сознания (действия в уме)

-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со стороны участников игры)

Принципы отбора игровых методов обучения

Одна из задач, стоящих перед педагогами, которые работают по программе «Радуга»- предоставить детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.

Способы построения сюжетно-ролевых игр

предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу) .

ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед) .

сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта) .

Игровая мотивация

Детям 3-4 лет необходимо:

-одушевлять игровые персонажи.

-использовать различные сюжеты

-осуществлять превращения одних предметов в другие.

Детям 4-5 лет необходимо:

-принимать нужную роль и действовать в этой роли.

-заинтересовывать детей ролями.

Детям 5-6 лет необходимо:

-отбирать яркие и выразительные образы.

-представлять сюжет, используя ролевое поведение.

Динамика использования игровых приёмов.

Возрастная группа

Ведущий тип Игровые приёмы

Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактических игрушек

Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка

Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории

Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач

Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных

Педагогические принципы организации сюжетной игры

-В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим.

-Игра - средство проработки знаний.

-Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей.

-Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события) .

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях.

Из этого следует

- первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

-второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.

-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;

1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;

2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

www.maam.ru

г. Мытищи

Дошкольное детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. В процессе социально-личностного развития важно не просто учить детей любить и уважать себя, своих сверстников, быть дружелюбным, общительным и отзывчивым, с уважением относиться к старшим, любить своих родителей.

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Актуальностью данной области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном и поликультурном обществе.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

1. развитие игровой деятельности детей:

  1. Сюжетно-ролевые игры
  2. Театрализованные игры
  3. Дидактические игры.

2. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) :

  1. Развитие чувства сплоченности.
  2. Развитие эмоциональной сферы.

3. формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

  1. Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым) . Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные) .

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

  1. Семья. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории. Дать представление о том, что семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.) .
  2. Детский сад. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.
  3. Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка) , его достопримечательностях.
  4. Наша армия. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики) .
  5. Наша планета. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Интеграция

«Физическая культура»

развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами, воспитание в девочках и мальчиках толерантности, уважения друг к другу, умения контролировать свои поведение и эмоции в процессе совместной игровой деятельности, а также в части развития и укрепления, психического и физического здоровья; приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности;

создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрения проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр.

«Здоровье»

формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни; формирование первичных ценностных представлений о роли здорового человека в обществе, в семье, а также в части развития психического и физического здоровья.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, о семье, обществе, государстве, мире; соблюдение элементарных общепринятый норм и правил поведения, развитие культуры правильного общения между девочками и мальчиками, взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми.

«Познание»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, о семье, и социуме, о государстве и мире;

формирование гендерной принадлежности и устойчивости, ознакомление с правилами поведения девочек и мальчиков, формирование представлений о гендерных особенностях девочек и мальчиков.

«Художественное творчество»

развитие психического и физического здоровья детей, через развитие сенсорики, эмоций, творчества, развитие умений передавать свои эмоции, сопереживания, отношение к чему-либо и кому-либо средствами изобразительной деятельности; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», совместная деятельность девочек и мальчиков в процессе продуктивной деятельности; создание ситуаций, стимулирующих эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, отражающееся в тематике и содержании рисунка, композиции, лепки и т.д.

«Музыка»

развитие психического и физического здоровья детей, через развитие сенсорики, эмоций, творчества, развитие умений передавать свои эмоции, сопереживания, отношение к миру людей (природы) средствами музыкальной и театрализованной деятельности;

формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;создание ситуаций, стимулирующих эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, отражающееся в тематике и содержании музыкального произведения, танца, драматизации, песни и др.

«Труд»

формирование первичных представлений о себе, о семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детской трудовой деятельности и представлений о труде взрослых;

формирование представлений о гендерных особенностях девочек и мальчиков, приобщение к совместной трудовой деятельности девочек и мальчиков, к совместной трудовой деятельности взрослых и детей; формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться; устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой (совместной) деятельности, формирование правильных взаимоотношений между девочками и мальчиками в процессе совместной трудовой деятельности .

«Чтение художественной литературы»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области; формирование первичных представлений о себе, о чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также первичных ценностных представлений.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира;

формирование первичных представлений о себе, о гендерных особенностях девочек и мальчиков, о семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.

В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 3-5 ЛЕТ.

Сюжетно-ролевые игры

-Поощрять участие детей в совместных играх.

-Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько

взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить) .

-Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

-Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры

-Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал.

-Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

Подвижные игры

-Развивать активность детей в двигательной деятельности.

- Организовывать игры со всеми детьми.

-Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

- Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений) .

Театрализованные игры

- Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения.

- Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет) , передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением) .

- Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.

- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.

- Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Дидактические игры

- Закреплять умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов) , собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.

- Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.) .

-Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы) .

- Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото») .

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 5-7 ЛЕТ.

Сюжетно-ролевые игры

- Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

- Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

- Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения.

- Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

- Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

- Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника: умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Подвижные игры

- Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования.

- Знакомить и развивать интерес к народным играм.

- Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

- Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры.

Театрализованные игры

- Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

- Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

- Развивать творческую самостоятельность. Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения) .

- Воспитывать любовь к театру.

- Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.) .

- Закреплять умение выполнять правила игры.

- Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика и др.) .

- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

- Развивать и закреплять сенсорные способности.

ИТОГИ РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

- Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.

- Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для

импровизации.

- В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.

- В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.

- Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  6. Краснощекова Н. В. Сожетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 3-е, Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  7. http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
  8. Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет: метод, пособие для воспитателей / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с. — (Радуга) .
  9. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 160с.
  10. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч.ред.:А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «издательство «детство-пресс», 2013.- 176с.

По теме:

Материал nsportal.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, Игровая деятельность дошкольника - Психология дошкольного возраста - Учебные материалы для студентов

Функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны

Игровые действия

Действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними

Предметы-заместители

Полифункциональные неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого конкретного действия

Игровое правило

Определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок

Воображаемая ситуация

Перенос значения с одного предмета на другой

Сюжет

Сфера действительности, которую дети отражают в игре

Содержание

игры

То, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемое в игре

Роль – функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны. Ребенок берет на себя определенную роль лишь при условии, что сфера действительности, отображаемая в сюжете игры, является знакомой для него и вызывает положительное эмоциональное отношение.

Игровые действия – это действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними. Соподчинение и согласование игровых действий определяются ролью и реальными отношениями, возникающими между детьми в процессе игры.

Предметы-заместители – это полифункциональные неоформленные предметы, не предполагающие выполнение с ними никакого конкретного действия. Возможности переноса значения с одного предмета на другой обусловлены способами показа действия: заместить можно только тот предмет, с которым можно выполнить хотя бы внешний рисунок действия.

Правило в игре – это определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок. Правило в игре часто вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, который учится подчиняться правилу и отказываться от мимолетных желаний.

По мере развития ребенка устойчивость в подчинении правилу постепенно повышается. Воображаемая ситуация заключается в переносе значения с одного предмета на другой. Появление воображаемой игровой ситуации происходит в результате включения в игровые действия тех предметов и операций, которые обычно осуществляются в других условиях и по отношению к другим предметам.

Сюжет – это та сфера действительности, которую дети отражают в игре. Игровые сюжеты очень разнообразны и в целом определяют разделение игр на три группы: игры с сюжетами на бытовые темы (в семью, парикмахерскую и т.д.) ; игры с производственными сюжетами (строительные, сельскохозяйственные и т.п.) ; игры с общественно-политическими сюжетами (игры в войну) . Развитие сюжетов происходит по пути отражения все новых сфер действительности и увеличения разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

Практический пример

В старшей группе детского сада одна игровая ситуация плавно переходит в другую, которая связана с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" проходит таким образом: первоначально все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает огород, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "бабочек", затем все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и т.д.

Содержание игры – это то, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемой в игровой ситуации. Развитие содержания детских игр происходит по мере более глубокого проникновения ребенка в жизнь окружающих его взрослых людей. От игр, в которых главным компонентом является предметная деятельность людей, осуществляется переход к играм, отражающим взаимоотношения между людьми, а также к играм, в которых основным содержанием является подчинение правилам поведения и общественным отношениям между людьми.

На протяжении дошкольного возраста происходит развитие игровой деятельности, изменяются все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры (рис. 8.1) . Среди основных линий развития игры выделяют следующие:

а) изменение численности групп играющих детей: от меньшего числа участников одной и той же игры к большему;

б) изменение устойчивости детских игровых отношений: от неустойчивых групп играющих детей ко все более устойчивым;

в) изменение характеристик сюжета: от совокупности не связанных между собой эпизодов к поэтапно разворачивающемуся сюжету и переход от обыгрывания личной жизни и ближайшего окружения к событиям в обществе; от выполнения конкретных ролевых действий к ролям-образам, в которых используются разнообразные средства изображения: речь, действия, мимика и пантомимика, соответствующее роли отношение.

Д. Б. Эльконин отмечал также следующие направления в развитии игровой деятельности:

• изменение содержания игр: в младшем дошкольном возрасте игры часто носят процессуальный характер, типичный для процессуальных игр детей раннего возраста – смысл игры в них заключается в самом процессе действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести. В среднем дошкольном возрасте роли имеют в играх главное значение и интерес игры для детей заключается в выполнении той или другой роли; в старшем возрасте детей интересует не просто та или другая роль, но и то, насколько хорошо она выполняется, повышается требовательность к правдивости и убедительности выполнения роли;

Рис. 8.1. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

• изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими;

• переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованы и их взаимодействие организовано на основе взятых на себя ролей;

• изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием замысла независимо от игрушек;

• изменение характера роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется;

• развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства;

• сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;

• развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла;

• появление в старшем возрасте плана хотя бы схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры;

• усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поскольку способствует интенсивному развитию когнитивной и личностной сферы ребенка и отвечает его основному мотиву – стремлению войти в мир взрослого человека, который является предметом игры как носитель определенных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми. Сюжетно-ролевая игра включает в себя такие компоненты, как роль, игровые действия, предметы-заместители, правило, воображаемую ситуацию, сюжет и содержание, в которых но мере развития ребенка происходят существенные изменения.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник studme.org

Реклама

Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста

Любая деятельность оказывает на ребенка огромное развивающее влияние (совершенствуются психические познавательные процессы, мелкая, крупная моторика) . Он становится более любознательным, активнее изучает окружающую среду, пробует продуктивно взаимодействовать с людьми, начинает проявлять привязанность к любимым игрушкам.

Особенности игровой деятельности детей.

В дошкольном возрасте при осуществлении игровой и продуктивной деятельности у деток появляются прочные, конкретные представления о различных предметах, их функциях, хотя просветительская работа родителей также немаловажна. Следовательно, занятия целесообразнее организовывать в более непринужденной форме, благодаря которой они быстрее овладеют новыми умениями, знаниями (они лучше запомнят список продуктов питания, если представят себя поваром) или быстрее научаться одеваться на примере куклы.

Постепенно дошкольник становится субъектом деятельности, что отражается в иерархическом строении его мотивов, он начинает действовать более осознанно. Понимает, что мир организован более сложно, чем ему представлялось ранее. Иногда перед ним возникает дилемма: сделать что-то полезное или развлечься, то есть начинается борьба общественных и личных мотивов, но чаще он руководствуется вторыми.

В этот период полезным приобретением будут шумные музыкальные детские игрушки с повторением некоторых осмысленных фраз, или приятный сигнал в соответствии с необходимыми действиями. Например, утром нужно почитстить зубы, позавтракать, одеться и умыться.

Складывается новое мировосприятие, изменяется поведение крохи, которое в меньшей степени становится ситуативным, а в большей мере произвольным. Это закладывает фундамент для становления надситуативных мотивов. Они являются очень важной предпосылкой для полноценного формирования личности малыша и поведения принципиально нового уровня, которое постепенно перестанет зависеть от конкретной ситуации.

К дошкольному возрасту малыш не только начинает относиться к себе несколько иначе (выделяет себя как отдельного человека, определяет свою принадлежность к какому-либо полу (мальчик, девочка) ), но и к окружающей действительности. Постепенно происходит деление игрушек по половому признаку.

Игровая деятельность в раннем возрасте

Некоторые известные психологи (например, Л. С. Выготский) склонны разделять категорию деятельности на три основных разновидности: учебную, трудовую и игровую, они между собой неразрывно связаны и в той или иной мере представлены в жизни каждого человека.

Для полноценного развития дошкольников необходимо, чтобы познавательная деятельность, игра и общение с близкими, сверстниками гармонично соотносились, были тесно увязаны друг с другом, а игрушки соответсвовали возрасту.

Игра помогает не только расширить знания дошкольника о социальной действительности, но и позволяет познать сложный, многогранный мир социальных отношений, создает благоприятные условия для того, чтобы примерить на себе разнообразные социальные роли (продавец, врач) и с этих позиций попытаться выстроить отношения с людьми. Она способствует тому, чтобы малыш сумел занять свое место в детском коллективе. Следовательно, ребенок как бы изнутри исследует их особенности, учится анализировать, оценивать поступки сверстников, взрослых старается их охарактеризовать и через познание других лучше узнает себя.

К. Гросс, немецкий психолог, называет игру – школой жизни. Он отмечает, что каким бы образом она не была смоделирована, по каким бы правилам не велась, она в любом случае направлена на изучение своей культуры (норм, традиций) . Часто родителям она кажется хаотичной, подчас бессмысленной, но это ни в коем случае не умоляет ее значения для развития детей.

Дошкольники воспроизводят в ней увиденное ранее, ведь они очень любопытны. Внимательно следят за родителями и активно подражают им, то есть она нацелена главным образом на отражение социального мира. Ученые считают, что развитие малыша детерминировано успешностью освоения общественных правил, ценностей, опыта.

В игре можно выделить инновационное и стабильное содержание. Первый компонент привносится самим ребенком (идея, направленность) , а второй воспроизводит установки социума.

Виды игры у дошкольника

Существует колоссальное количество игр, но их можно распределить на две группы:

  • Творческие игры, имеющие сюжет, разработанный самим ребенком (сюжетно-ролевые) . Предметно-манипулятивная деятельность раннего детства перерастает в творческую игру дошкольника («Счастливый случай») . Малыш перестает акцентировать свое внимание на вещах и в большей степени концентрируется на людях (близких значимых, сверстниках) , начинает ощущать себя взрослым. Перестраиваются его отношения с родителями, если он активно взаимодействует с членами семьи, то происходит совершенствование, усложнение игры. Она возводит дошкольника на новый уровень развития.

    Сюжетно-ролевая игровая деятельность помогает смоделировать особые условия, при которых крошка сможет ощутить себя взрослым, встать на его место, скопировать, воспроизвести его модель поведения. Малыш пытается хотя бы внешне походить на взрослого, например заботиться о любимой игрушке или подражать поведению бабушки. Такое времяпровождение стимулирует развитие психических процессов малыша (память, восприятие, мышление) .

  • Предметные игры. Ребенок осуществляет различные манипуляции с предметами, которые помогают ему разобраться в свойствах, функциях, формах, особенностях вещей.

Дошкольник должен иметь в своем распоряжении не только современные игрушки, но и неоформленные, открывающие простор для фантазий. Можно дать ему какие-нибудь деревянные палочки, брусочки или специальные развивающие игрушки, чтобы его воображение превратило такую заготовку в самостоятельную вещь.

Обычно дети находят множество способов применения таким предметам, например, незаурядная палочка может превратиться в посох, меч, указку и так далее, а из различных деталек получаются совершенно необычные предметы. Здесь детская фантазия не имеет ограничений.

Развитие ребенка в игровой деятельности.

Режиссерская игра возникает на стыке двух возрастных этапов: раннего детства и дошкольного периода. Она разворачивается на основе достаточно простого сюжета, при этом действия детей однотипны. Они могут долго с рокотом возить по полу кубик, воображая, что это на самом деле паровоз.

Затем формируется образно-ролевая игра. Дошкольник придумывает себе образ, задачи, которые необходимо реализовать. Она всегда основана на каких-то ярких впечатлениях, например, ему очень понравился герой мультфильма и он старается его изобразить.

Эти переживания могут быть связаны с чем угодно: колокол, машина, самолет.

В пять – шесть лет у него находит свое выражение сюжетно-ролевая игровая деятельность, постепенно она подчиняется принятым группой правилам. Дети относятся к куклам, ровесникам как к формальным партнерам, которые также обладают определенной ролью. Роли становятся, не так важны, как следование правилам, в этом случае игры содержат в себе мотив соревнования и основаны на стремлении сталь победителем.

Итак, в любой игре заложен колоссальный развивающий потенциал, поэтому ей нельзя пренебрегать. Она не только формирует личность ребенка, но и подготавливает его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому игра настолько важна.

Поиск по сайту

Читать далее www.kindergenii.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Интеллектуально творческое развитие дошкольников

    Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре...

  • Ведущая деятельность дошкольника

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении...

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Карточки по развитию речи для дошкольников

    Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста. Речь ребёнка – это показатель...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у...

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Формы организации математического развития дошкольников

    Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений» Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоя...

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...

  • Познавательное развитие дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников Познавательно-речевое развитие дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавател...