Развитие игры в дошкольном возрасте

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Игра загадочней всего

И бескорыстнее на свете,

Она всегда – ни для чего,

Как ни над чем смеются дети.

З. Гиппеус.

«Игра - преобладающий или ведущий вид деятельности? Может быть она, только Зеркало процессов совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изображаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучить предмет».

-ИГРА даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка.

-ИГРА может опосредовать диалог с ребёнком.

-ИГРА помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.

-Через ИГРУ взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них

-ИГРА золотой ключик к ларцу дошкольного детства.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИГРЫ

Проблема игры, как деятельности имеющей особое значение в жизни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития.

В отечественной психологии сюжетная игра понимается,

«как воссоздание человеческой деятельности из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть - её задачи и нормы отношений между людьми»

Д. Б. ЭЛЬКОНИН.

СТРУКТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует различать сюжет и содержание игры.

СЮЖЕТ-это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.

Сюжеты детских игр

• бытовые,

• производственные,

• общественно – политические.

Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда) .

Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, поезд) .

Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, партизаны, митинг) .

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ - содержание деятельности людей.

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ролей. На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений.

Пример игра «Дочки-матери»

1) Выполнение отдельных действий (приготовить обед, разлить чай в чашки) .

2) Целостное ролевое поведение (обращение к партнёру) .

3) Воспроизведение межличностных и социальных отношений (мать любит ребёнка, заботится о нём) .

МОТИВ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совместной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определённое место в обществе.

Структурные компоненты игры:

• Роль.

• Игровое действие.

• Игровое употребление предметов (замещение) .

• Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.

Центральным и определяющим компонентом является – роль.

Роль реализуется в игровых действиях.

Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.

Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).

Функции реальных отношений включают

1. Планирование сюжета игры.

2. Распределение ролей, игровых предметов.

3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверстниками партнёрами.

4. Коррекция игры.

В качестве приёмов организации игровых отношений выступают

Смена ролевых позиций ребёнка в игре.

Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе») .

Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей

Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам) .

Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы

Совместное обсуждение сюжета игры (планирование) .

Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях) .

Знакомство с игровым материалом (оформление игрового пространства) .

Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребёнка.

Уровень развития детской игры

1-предметные действия

2- предметные действия в цепочке

3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий

4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.

На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте) .

Значение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития

-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию)

-преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать позиции друг друга)

-формирование идеального плана сознания (действия в уме)

-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со стороны участников игры)

Принципы отбора игровых методов обучения

Одна из задач, стоящих перед педагогами, которые работают по программе «Радуга»- предоставить детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.

Способы построения сюжетно-ролевых игр

предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу) .

ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед) .

сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта) .

Игровая мотивация

Детям 3-4 лет необходимо:

-одушевлять игровые персонажи.

-использовать различные сюжеты

-осуществлять превращения одних предметов в другие.

Детям 4-5 лет необходимо:

-принимать нужную роль и действовать в этой роли.

-заинтересовывать детей ролями.

Детям 5-6 лет необходимо:

-отбирать яркие и выразительные образы.

-представлять сюжет, используя ролевое поведение.

Динамика использования игровых приёмов.

Возрастная группа

Ведущий тип Игровые приёмы

Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактических игрушек

Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка

Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории

Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач

Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных

Педагогические принципы организации сюжетной игры

-В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим.

-Игра - средство проработки знаний.

-Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей.

-Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события) .

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях.

Из этого следует

- первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

-второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.

-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;

1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;

2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

www.maam.ru

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно - ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра - отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны.

Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк. Но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование.

В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры.

Они играют для себя, выражал собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Виды игр, средства, условия

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами) , дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры.

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании) .

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей, сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Средствами игры являются:

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознал и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь, на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием.

Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

В любой игре содержится два типа правил - правила действия и правила общения с партнерами.

Правила действияопределяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.)

Правила общениявлияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.) . Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами.

Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная и привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т.е., с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.

При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, то есть, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

1. Сюжетно - ролевые игры

Развитие сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте

Возраст

Читать далее www.openclass.ru

Тема 8 Психологические особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте

ПЛАН

1 Развитие игры у ребенка до 3-х лет

2 Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольника

21 Природа сюжетно-ролевой игры дошкольника

22 Понятие о сюжете и содержание сюжетно-ролевой игры

23 Роль и игровые действия дошкольника как центральный компонент сюжетно-ролевой игры

24 Значение игровых предметов для обеспечения мнимой ситуации у

игре

25 Взаимоотношения дошкольников в игре

3 Классификация детских игр Характеристика творческих игр дошкольника

4 Характеристика детских игр с правилами

Литература

1 Артемова Л В Учись играя Окружающий мир в дидактических играх дошкольников - М.: Томирис, 1995 - 112 с

2 Басов М Я избран психологические произведения / Под ред

B Н Мясищева, В С Мерлина - Педагогика, 1975 - 432 с

3 Гаспарова Е Ведущая деятельность дошкольного возраста / / Дошкольное воспитание - 1987 - № 7 - С 45-50

4 Запорожец А В Избр психол труды в 2 т - М: Педагогика, 1986

5 Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте М 1 Материалы межд научно-практической конф - М: Прометей, 1995 - 96 с

6 Леонтьев А Н Психологические основы Дошкольное игры / / Избр психолог произведения: В 2-х т - М: Педагогика, 1983-Т 1 - С 303-323

7 Люблинская Г О Детская психология - М.: Высшая школа, 1974 -

C 89-97

8 Михайленко Н, Короткова Н Взаимодействие взрослого с детьми в игре / / Дошкольное воспитание - 1993 - № 3 - С 15, № 4 - С 18-23

9 Мухина В С Игрушка как средство психологического развития ребенка / / Вопросы психологии - 1988 - № 2 - С 123-128

10 Островская Л Ф Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников - М: Просвещение, 1990 - 160 с

11 Проблемы Дошкольное игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред Н Поддъяков, Н Я Михайленко - М: Педагогика, 1987 - 192 с

12 Репина Т, Гостюхин О Самостоятельные игровые объединения / / Дошкольное воспитание - 1984 - № 2 - С 43-46

13 Смирнова Е О Психология ребенка от рождения до 7 лет-М: Школа-Пресс, 1997 - С 197-211, 236-257

14 Усова А П Роль игры в воспитании детей / Под ред АВЗапорожца - М: Просвещение, 1976 - 96 с

15 Урунтаева Г А Дошкольная психология - М: Изд Центр \"Академия\", 1997 - С 64-86

16 Эльконин ДБ Психология игры - М: Педагогика, 1978 -304 с

1 Развитие игры у ребенка до 3-х лет

протяжении всего дошкольного детства игра составляет важное условие развития психики и личности ребенка От того, как взрослый организует этот первый вид деятельности ребенка зависит успешность формирования личности ребенка Поэтому глубокие знания психологических закономерностей игровой деятельности - важная составляющая профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учрежденийду.

Появление игры в жизни дошкольника обусловлено социальной ситуацией его развития Сложность современного производства определяет длительную подготовку подрастающего поколения к включению в трудовую деятельность В п первобытном обществе, когда маленький ребенок уже с одного-трех лет могла помогать взрослым по хозяйству, игра как вид деятельности отсутствоваланя.

Потребности ребенка в игре разные исследователи объясняли по-разному Так, теория Шиллера-Спенсера рассматривала основой потребности в игре \"избыток сил\" ребенка, его естественное стремление к активности Игра как отдых с с целью восстановления физических сил ребенка появляется в теории Лацаруса Известный исследователь игры Карл Гросс обращал внимание на биологическую целесообразность игры как средства тренировки органов и функций и подготовки их к будущей неигровой деятельности .

Специфической особенностью игры является ее процессуальность Исследователи рассматривают его и как атрибут игры (К Бюлер, М Я Басов) , и как характеристику игрового мотива, который \"состоит не в результате действия, а в самом о оцеси \" время процессуальность отмечаются и познавательная мотивация, и побуждения к творчеству Из этого следует, что игровая, познавательная и творческая мотивация имеют общую основу, а именно - субъективную ценность процесса деятельности В дошкольном возрасте игра в различных формах выступает основой открытие ребенком про-цесуальности как обобщенной характеристики деятельности, содержащий \"свой мо тив бы в себе \"(О М Леонтьев у собі" (О. М. Леонтьєв) .

протяжении дошкольного детства ребенок овладевает такими разновидностями игры, как предметно-манипулятивная (1-3 года) , сюжетно-ролевая (3-7 лет) , конструктивная, строительная, дидактическая, подвижная, игра с прави Илам.

Предметно-манипулятивная и сюжетно-ролевая игры выступают в соответствующих возрастных периодах ведущими

Этапы развития игровой деятельности в раннем детстве исследованы в трудах психологов Ф А Фрадкин, Н Палагин, С В обрат-Гино, С Л Новоселова, Н Я Михайленко и др.

Предпосылки предметно-манипулятивной игры состоят в как-лячому возрасте на основе развития у ребенка манипуляций с предметами и познавательных мотивов Игровые действия младенца тесно переплетается с первыми и шагами на пути познания действительности Исследователи выделяют ознакомительный и отображающей этапа в развитии игровых действий младенца Сначала ребенка привлекают яркие, необычные, блестящие предметы в своем окружении И она манипулирует ими, чтобы рассмотреть, ознакомиться В этом заключается смысл ознакомительных игровых действий младенцеввляти.

С полгода и до полутора лет возникают отображающей предметно-игровые действия Ребенок начинает выделять в игрушках определенные свойства, связывать свои действия и их результат, в котором проявляется та или иная свойство предмета: если нажать на резиновой зайчика, то он \"разговаривает\", если толкнуть мячик, он катится, а с коробочкой такого результата не получишь Таким образом с помощью собственных действий ди тина учится выявлять свойства предметов, по-разному действует с различными игрушками, предусматривая на основе предыдущего опыта их физические свойства Содержанием отображающей предметных игровых действий детей выступает манипулирования с различными предметами, направленное на выявление и подтверждение их свойств Так, ребенок составляет и разбирает матрешку или пирамидку, мнет и рвет бумагу, насыпает и вы сипаев из ведерка песок тощрця пісок тощо.

Значимость личности взрослого в жизни ребенка стимулирует ее подражать действиям взрослых От года ребенок учится ходить, овладевает речью, т.е. ее возможности значительно расширяются Она также пе евний опыт манипуляций с предметами Общение с взрослым приобретает выразительный предметного содержания, отражает стремление малыша к совместным со взрослым предметных действий Этим ребенок хочет приобщиться к ж иття взрослых, стать его участником Развитие игровых действий на протяжении раннего возраста опирается на развитие предметных Опыт выполнения предметных действий подводит малыша к их обобщения: он научился наби рати песок совочком, а затем делает это и с помощью ведерка; подобно тому, как набирал песок, набирает снег В этом примере оказывается перенос усвоенной воздействия на другие, внешне похожие ситуацииитуації.

На основе развития предметных действий, когда предметы используются в обычном общественно закрепленном их назначении, развивается сюжетно-отображающей этап предметно-манипулятивной игры наблюдая или по труду взрослых, ребенок раскрывает для себя смысл действий взрослого с предметами и пытается воспроизвести его в своей игре: взрослый берет мыло, чтобы вымыть руки; садится за руль автомобиля, чтобы поехать на работу и т.д. Предметные действия малыша постепенно приобретают признаки игровых действий, чему способствует взрослый, когда побуждает ребенка: \"исцели больную куклу; идите обедать вместе с зайчикомйчиком".

Отличие игрового действия от предметной заключается в ее условном и обобщенном характере, она не может привести к реальному результату, поэтому последний носит мнимый характер Для ребенка главным становится н не сама по себе предметное действие, а ее условный результат Малыш выполняет своеобразные умственные действия с воображаемыми предметами: словно кормит котика обедом Вот ребенок качает куклу, следуя схему соответствующих движение и у взрослого: держит куклу под грудью, качает ее несколько раз и, имея в виду достижение воображаемого результата (кукла \"заснула\") , завершает игровую диує ігрову дію.

В предметно-манипулятивной игре закладываются основы сюжетно-ролевой игры, которая свойственна детям с 3-х лет Элементы последней проявляются, например, как \"роль в действии\" (Д Б Эльконин) , что представляет собой совокупный ность действий, характерных для человека в определенной роли Так, ребенок ухаживает за куклой - своей \"ребенком\", фактически выполняя роль мамы, но не называя себя соответственно этой функции На вопрос взрослого \" ты кто? \"Отвечает:\" я - Катяи хто?" відповідає: "я - Катя".

течение раннего возраста усложняются сюжеты игр по таким признакам, как количество персонажей, разнообразие ситуаций Если в первых предметно-манипулятивных играх действует один персонаж в определенной ситуации, а схема игры неоднократно повторяется (несколько раз девочка причесывает куклу) , то в конце раннего возраста в играх детей участвует несколько персонажей, действующих в последовательных различных ситуациях - происходит развертывание сюжета В играх намечаются связи между персонажами, однако они слабо согласованы и задаются их включением в общую ситуацию Как отмечает Г А Урунтаева, здесь возможны три вари анти действий Первый предусматривает два персонажа, один из которых - объект действия другого, например парикмахер и клиент Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую для персонажей ситуацию: машинист и паса жиры В третьем персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает К концу 3 р наблюдаются сюжеты, в которых вместе с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами Наприкл ад, отношения руководства и подчинения в игре \"детский сад\", когда воспитатель ведет занятия, а дети слушают Либо сочетание руководства и подчинения с равноправным обменом действиями, когда в этом же игре изображаются отношения между воспитателем и родителями детей .

Развитие игровой деятельности способствует становлению отношений между детьми, в котором выделяется три этапа

1 Первые взаимоотношения между детьми носят неигровой характер, хотя и разворачиваются по поводу устройства игры: избрание ее места, распределения или обмена игрушками и т.д.

2 игры детей отмечаются характеристикой \"рядом, но не вместе\" При этом возникают интерес к деятельности сверстников и попытки подражать друг другу Стремление кого-то из детей приобщиться к игре иного ого малыша вызывают у последнего отрицательные реакции: жалобы взрослому, протесты по поводу вмешательства в форме криков, плача и т др. Между детьми часто возникают конфликты по этому приводз цього приводу.

3 возникают первые игровые взаимодействия детей, чему способствует общие место игры и игрушки Игровая взаимодействие детей отличается наличием обмена игровыми действиями между ними В таких взаимоотношениях малыши выступают как игроки, каждый из которых выполняет свою функцию: один из них подает \"посуда\", другой накладывает у него \"пищу\" Исчезают жалобы по поводу вмешательства другого ребенка в игру Если кто-то выступает инициатором игры, то он ох оче принимает в свою игру сверстника Возникают оценки качества игровых действий друг друга, игра может прекратиться, если сверстник не согласовывает своих действий в соответствии с темой игры В играх мистятми гри. В іграх, що містять

\"роль в действии\", возникают взаимоотношения, обусловленные соотношением выполняемых детьми функций, которые служат предпосылкой появления ролевых взаимоотношений

Заключение об особенностях развития игровой деятельности у ребенка до 3-х лет:

- на основе высокого уровня овладения предметными действиями возникает собственно игровое действие, отмечаемый условностью исполнения и мнимым результатом;

- до 2,5 г развитие игровой деятельности проходит этапы ознакомительной и отображающей предметной игры;

- формируется отношение к взрослому как к образцу действий, которому ребенок подражает в своих самостоятельных игровых действиях;

- ребенок привлекает к игре предметы-заменители; наделяет их игровым значением;

- состоит способность ставить и решать игровые задачи (игровые цели и способы их достижения) ;

- развитие сюжета предметно-игровой деятельности заключается в увеличении количества персонажей и появлению связей между ними;

- зарождается игровое взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

- к концу раннего возраста складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая интенсивно развиваться в дошкольном детстве

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Материал uchebnikionline.com

Значение творческих игр для детей дошкольного возраста - Значение игровой деятельности в развитии речи детей - Материалы - PClever.ru

Материалы » Значение игровой деятельности в развитии речи детей » Значение творческих игр для детей дошкольного возрастаСтраница 1

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

  • игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;
  • игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;
  • развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности, выделялась и была наиболее отчетливо сформулирована в психологических и педагогических исследований детей раннего возраста и аномальных детей.

В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста. Однако, по отношению к детям дошкольного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации положительных отношений в игре.

Между тем условное игровое действие, формирующиеся в раннем детстве и являющеюся, безусловно, основой более сложной игры дошкольника, еще не обеспечивает перехода к ней. В результате игра крайне однообразна.

Часто даже к старшему дошкольному возрасту игровая деятельность детей не достигает своих развитых форм. Это заставляет ставить проблему формирования игровой деятельности более широко – как проблему постепенной передачи детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства.

В связи с этой проблемой встает ряд более частных задач:

1) какие способы игры должны формироваться у ребенка и в какой последовательности;

2) каким по характеру должны быть формирующие воздействия взрослого и при каких условиях они будут наиболее эффективными;

3) какие формы игры будут в наибольшей степени способствовать психическому развитию ребенка на каждом этапе дошкольного возраста.

Подойти к решению этих задач можно, лишь предварительно рассмотрев вопрос о значении игры для развития ребенка. Более четко развивающие функции игры определены в отечественной психологии и педагогике.

Существенным для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л. А. Венгером, подчеркнувшим необходимость четкого определения специфического влияния игры на развитие ребенка. Венгер исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития.

Обучение и развитие творчества происходит в единстве и взаимодействии. Это убедительно доказала Е. А. Флерина: «…спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня».

В работах педагогов – психологов анализируется значение игры для морально – нравственного развития ребенка, прежде всего роль самого содержания игры, посредством которого происходит овладение ребенком нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

Детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски, а на развитие дружбы между детьми существенное влияние оказывает длительная по своему характеру творческая игра.

Совместная игра создает условия для возникновения “детского общества” и реальных отношений в нем между детьми. Психологи усматривают основное воспитательное значение игры именно в наличии у детей качеств “общественности” т.е. качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с другими.

Подробней на сайте www.pclever.ru

Другие статьи по теме:

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста

    Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст...

  • Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Виды игр в дошкольном возрасте

    Виды творческих игр в старшем дошкольном возрасте ИГРА - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх не...