Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте курсовая

«Роль изобразительного искусства в жизни дошкольника». Реферат

В психологических и педагогических исследованиях, раскрывающих особенности изобразительной деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста установлено, что у них формируются обобщенные способы при изображении образа, умения анализа, сравнения, способность самостоятельно решать учебные и творческие задачи.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность начатое доводить до конца, сосредоточенно и целеноправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. В процессе создания коллективных работ у детей воспитывается умение обьединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Таким образом, изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Исследования ученых показывают важную роль искусства в развитии эстетического интереса, эстетического восприятия, в освоении детьми социокультурного опыта, формирование эстетического интереса, эстетических чувств, эстетических оценки художественных образов.

Для развития личности дошкольника необходимо обогащать детей разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, которая будет способствовать развитию интереса, любознательности, наблюдательности, умение видеть характерные способности предметов, явлений а затем – создавать художественные образы в процессе собственного творчества. Овладение изобразительной деятельностью способствует умственному развитию детей дошкольного возраста, развивает речь.

Во времена античности искусством, творчеством особенно почитались философами Древней Греции (Аристотель, Сократ, Гераклит, Платон, Пифагор). Они подчеркивали значение этих занятий для полного, гармоничного развития человека, совершенствования духа и тела, и

считали важным начинать их с детства. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Вопросы развития художественной деятельности детей дошкольного возраста интересовали многих педагогов прошлого. А. Коменский,

Ф. Фребель, И. Песталоцци предавали важное значение детскому рисованию в том смысле, что оно связано с подготовкой руки и глаза к письму, а в дальнейшем – к изображению объемной формы на плоскости. Ф. Фребель писал, что «охота ребенка к рисованию составляет развивающее средство при воспитании и образовании». И. Песталоцци обучение рисованию рассматривал в связи с развитием наблюдательности, искусством измерения изображения различных форм.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе к событиям нашей жизни.

-во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того занятие по рисованию

доставляет радость детям, создает положительный настрой. Вот почему

важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми.

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества. Который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Как говорил Сухомлинский:

«… Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

www.maam.ru

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности - Курсовой проект

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

творческий личность дошкольник активность

Введение

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область Художественное творчество, содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) .

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Цель курсовой работы - выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Предмет - приемы и средства изобразительной деятельности.

Задачи курсовой работы:

) изучить психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста;

) раскрыть основные понятия по теме исследования;

) рассмотреть роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка;

) рассмотреть приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности;

) проанализировать особенности развития творческой активности детей на примере программы дополнительного образования.

Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы; анализ программы дополнительного образования.

Практическая значимость: выявленные приемы и средства изобразительной деятельности могут быть использованы воспитателями в их практической деятельности по развитию творческой активности у детей дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста

.1 Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л. С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной) .

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное.

Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии - детской психологии.

За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт) . К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд Дети - художники психологическому анализу детских рисунков.

В начале 1900-х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л. Т. Оршанского, А. А. Рыбникова, К. М. Летилова, Ф. Т. Шмидта) .

Л. С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:

воспроизводящую (репродуктивную) ;

комбинирующую (творческую) .

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией .

Виднейший психолог Б. М. Теплов, характеризуя творчество д

  • 1

Читать далее geum.ru

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

творческий личность дошкольник активность

Введение

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область Художественное творчество, содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) .

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Цель курсовой работы - выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Предмет - приемы и средства изобразительной деятельности.

Задачи курсовой работы:

) изучить психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста;

) раскрыть основные понятия по теме исследования;

) рассмотреть роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка;

) рассмотреть приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности;

) проанализировать особенности развития творческой активности детей на примере программы дополнительного образования.

Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы; анализ программы дополнительного образования.

Практическая значимость: выявленные приемы и средства изобразительной деятельности могут быть использованы воспитателями в их практической деятельности по развитию творческой активности у детей дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста

.1 Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л. С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной) .

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное.

Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии - детской психологии.

За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт) . К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд Дети - художники психологическому анализу детских рисунков.

В начале 1900-х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л. Т. Оршанского, А. А. Рыбникова, К. М. Летилова, Ф. Т. Шмидта) .

Л. С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:

воспроизводящую (репродуктивную) ;

комбинирующую (творческую) .

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией .

Виднейший психолог Б. М. Теплов, характеризуя творчество д

s

Источник studsell.com

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста — подобные документы

Особенности развития творческого воображения в раннем детстве средствами изобразительной деятельности. Стимуляция творческой деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.курсовая работа

Общая характеристика воображения. Особенности изодеятельности детей и значение ее для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.курсовая работа

Понятие и виды творческого воображения. Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников. Организация работы по развитию творческого воображения при работе над сказками.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста "Весенняя сказка".курсовая работа

Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема. Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности. Результаты опытно-экспериментальной работы.дипломная работа

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников. Совершенствование творческих способностей с помощью применения методики обучения детей декоративному рисованию с использованием дидактических игр и упражнений.курсовая работа

Проблема развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Условия развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами музыки. Анализ предметно-материальной среды.

Игровые приемы обучения.курсовая работа

Формирование творческого воображения в индивидуальном развитии ребенка от момента рождения до конца жизни. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале нетрадиционных техник изобразительной деятельности.курсовая работа

Изучение процессов развития воображения. Особенности развитие воображение в старшем дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения в рамках программы Л. А. Венгера "Развитие".

Методика развития воображения Л. Б. Фесюковой в работе со сказкой.дипломная работа

Теоретические аспекты проблемы развития детского изобразительного творчества. Особенности воображения детей дошкольного возраста с нормой развития и с общим недоразвитием речи. Выбор нетрадиционных техник изображения для развития творческого воображения.курсовая работа

Проблема развития способностей у ребенка. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности.

Понятие и виды творческого воображения.курсовая работа

Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Анализ и реализация комплекса эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников.дипломная работа

Особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста. Определение особенностей декоративно-прикладной деятельности и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Разработка системы занятий.дипломная работа

Сущность проблем развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий. Описание видов воображения: активное, продуктивное. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников на уроке музыки.дипломная работа

Основные виды воображения и способы создания творческих образов. Особенности воображения у детей дошкольного возраста. Развитие воображения как основы творческой деятельности дошкольников.

Разработка рекомендаций по развитию воображения у детей.курсовая работа

Понятие и разновидности воображения, принципы и обоснование его формирования. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста, специфика и этапы организации его анализа. Организация эксперимента и анализ полученных результатов.курсовая работа

Личностный рост ребенка с задержкой психического развития. Влияние изобразительной деятельности на воображение. Особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития.

Разработка развивающей программы по развитию воображения детей.дипломная работа

Конструкторская деятельность детей как прообраз взрослой деятельности, черты творческой деятельности ребенка дошкольного возраста. Развитие конструкторского творчества. Особенности воображения у детей, основной закон развития воображения Т. Рибо.контрольная работа

Сущность воображения как психического процесса. Механизм творческого воображения. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте.курсовая работа

Психолого-педагогические основы развития воображения у младших школьников. Взаимосвязь изобразительной деятельности и активного творческого воображения в процессе учебной деятельности. Анализ уровня развития творческого воображения младших школьников.дипломная работа

Понятие, виды и основные функции творческого воображения, возрастные особенности его развития и роль в формировании детской субкультуры. Значение и функции музыкального воспитания. Исследование речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста.дипломная работа

Материал с сайта allbest.ru

Развитие основ изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста — подобные документы

Проблема изобразительной деятельности и процесс создания ребенком художественного образа. Психологическая особенность детей младшего школьного возраста. Обучение изобразительной деятельности и принципы проведения занятий по декоративному рисованию.курсовая работа

Изучение современного состояния проблемы развития художественно-творческих способностей у детей средствами психолого-педагогического анализа. Разработка и экспериментальная оценка программы развития художественно-творческих способностей у детей 4-5 лет.курсовая работа

Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Программа "Детство" под ред. В. Логиновой.

Отличительная черта программы "Радуга". Опыт работы воспитателя по развитию творческих способностей детей.методичка

Понятие творческих видов деятельности. Инновационные технологии обучения и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Анализ интерактивных программ Б. Н. Неменского, Л. В. Занкова, В. С. Кузина.курсовая работа

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Исследование с целью выявления эффективности применения системы творческих заданий на уроках в школе с целью развития творческой активности детей.курсовая работа

Роспись по дереву как один из видов народного промысла. Специфика творческих способностей детей младшего школьного возраста, методы и приемы работы по их развитию. Динамика развития зрительной памяти и восприятия у детей младшего школьного возраста.дипломная работа

Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности. Изучение нетрадиционных техник рисования. Влияние изобразительной деятельности на воображение детей дошкольного возраста.

Диагностика творческих способностей дошкольников.реферат

Изучение теоретических основ игры как средства обучения. Общая характеристика младшего школьника, его учебной игровой деятельности. Формирование творческих способностей у детей средствами занимательного и наглядного материала на уроках математики.дипломная работа

Теоретические подходы к изучению особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Структура нарушения и формы детского церебрального паралича. Проблема формирования навыков изобразительной деятельности.дипломная работа

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, формирование у них творческих способностей. Соотношение понятий "креативность" и "творчество". Методика развития креативности.

Содержание деятельности педагога дополнительного образования.курсовая работа

Понятие творческих способностей в современной психологии. Теоретический анализ творческих способностей леворуких детей младшего школьного возраста, их психологические особенности. Проблема школьного обучения леворуких детей, последствия их переучивания.курсовая работа

Теоретические основы исследования художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Анализ этапов развития детского рисунка. Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом.

Техника, последовательность рисования.курсовая работа

Применение изобразительной деятельности в коррекционной работе педагога с дошкольниками. Особенности организации обучения, главные методы, формы и приемы данной деятельности в заведениях дошкольного образования для детей с особыми потребностями.реферат

Проблема творчества и творческих способностей в современной психологии. Специфика и возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью. Развитие качеств творческого мышления.курсовая работа

Понятие "воображение" в психолого-педагогической науке. Потенциал изобразительной деятельности в развитии воображения детей дошкольного возраста. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения дошкольников.дипломная работа

Характеристика современной системы образования России. Влияние детской изобразительной деятельности на общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства. Анализ изобразительной деятельности детей: формирующие и контрольные эксперименты.дипломная работа

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Связь творчества с различными познавательными процессами. Диагностика детей младшего школьного возраста. Изучение разновидностей способностей.

Рассмотрение основных видов творчества.курсовая работа

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой личности. Содержание и примерная система комплексной работы по формированию интереса к изобразительной деятельности у младшего дошкольника. Анализ условий для художественной деятельности.дипломная работа

Характеристика психофизиологического развития детей младшего школьного возраста. Влияние оценки деятельности ребенка окружающими. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте.

Внутренние и внешние аспекты неуспеваемости детей 7–10 лет.реферат

Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление. Интерпретация полученных в ходе исследования результатов.курсовая работа

Источник allbest.ru

«Становление изобразительной деятельности

в дошкольном возрасте»

Изобразительная деятельность– это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Это сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями.

Изобразительная деятельность ребенка изучается с разных сторон. Основные исследования сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка.

Выделяют два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительныйи изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

  1. Доизобразительныйэтап

1-я стадия– это стадия каракулей (ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ) .

Ребенок начинает замечать, что от того, что он "чиркат" на бумаге карандашом появляются следы и начинает получать от этого удовольствие. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш.

Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом.

Примерно через полгода малыш начинает следить за тем, ЧТО он рисует. Для взрослого разницы не видно, но для ребенка - это большой шаг в умении контролировать свои движения.

2-я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет)

Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей "Это - папа" или "Я бегу", хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно.

Появление таких названий-рассказов в рисунках говорит о том, что малыш добрался до еще одного важного качественного изменения в мышлении. Он начинает связывать окружающий мир с тем, что у него получилось на бумаге!

Как же можно помочь ребенку на данном этапе? Просто рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.

  1. Чаще предлагайте ребенку порисовать. Для рисования лучше выбирать листы бумаги большого размера (можно предложить обратную сторону старых обоев) , но следите, чтобы не пострадали новые.
  2. Рисовать лучше красками.При правильном руководстве рисование красками развивает чувство цвета, позволяет ребенку выразить собственное эмоциональное состояние, а так же ими легче и интересней работать, чем с карандашом.
  3. Если рисунок ребенка ограничивается бессмысленными каракулями, то начать обучение рисованию нужно с узнавания в них знакомых предметов. Помогите ребенку. Если он нарисовал какую-либо округлую форму, подскажите: "Это мяч". Еще лучше не утверждать, а спросить: "Это у тебя мяч, да?" (или "Что это? Яблоко?") . Через некоторое время ребенок, случайно нарисовав аналогичную фигуру, уже сам будет называть ее мячом или яблоком.
  4. Так же следует чаще рассматривать с ребенком детские книги, разные предметы. Учить ребенка воспринимать форму рассматриваемого объекта. В этом поможет обведение контура предмета пальцем.
  5. Ребенок всё познаёт в игре, поэтому на данном этапе можно использовать следующие игровые моменты:

" Зажги огоньки в окнах". Взрослый рисует карандашом дом с большими окнами и предлагает ребенку "зажечь свет в окошках", закрасив их желтой краской."Следы на дорожке". Взрослый рисует "дорожку" (две параллельные линии) и говорит: " По этой дорожке прошел человек.

Давай нарисуем какие остались следы". Ребенок рисует "следы", прикладывая кисть боковой поверхностью к бумаге.

  1. Уже на этом этапе ребенка следует учить держать карандаш
  2. И еще,важно, чтобы малыш осознавал, что родителям очень нравятся его рисунки. Всегда нужно проситьмалыша рассказать, что он нарисовал,но ни при каких обстоятельствах не говорить, что, слон совсем не походит на слона и т.д. Удачные произведения следует оформлять и развешивать на стенах.

II. Изобразительный этап

1-я стадия:рисунки с примитивной изобразительностью (3-4 года)

В возрасте 3 лет дети начинают рисовать отдельные формы: линия, спираль, круг и т.п. Рисунки упрощены, что на них изображено можно угадать, но если вы спросите у самого художника, то в момент рисования это будет «зайчик убегает от волка», а через два дня «это мы с папой гуляем на улице» (забыл, что изображал) . Но ребенок уже хочет изобразить что-то конкретное, хотя желаемое от действительного может очень сильно отличаться.

В 4 года дети способны уже объединять отдельные формы в сочетания, знаменуя начало стадии предметного рисунка.

Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура.

Рисунок фигуры человека у 3-летнего ребенка представляет собой круг или овал (голова) , к которому непосредственно присоединяются ноги. Постепенно к фигуре «головоногого» человека добавляются глаза, черточка, обозначающая рот или нос.

К 4 годам между головой и ногами появляется еще один овал или прямоугольник - туловище. В этом же возрасте дети начинают рисовать элементы одежды.

2-я стадия: стадия предметного рисования (4-5 лет)

В этом возрасте появляются схематичные детские рисунки. Сюжет и тему можно уже угадать по самому рисунку. Ребенок начинает стремиться нарисовать предметы с его физическими свойствами, объединяя их по смыслу.

Если говорить об изображении фигуры человека, то в 5 лет руки и ноги человечка дети начинают рисовать уже двойными линиями, а не палочками, как было до этого. Появляются ступни на ногах и пальцы на руках. К 6 годам количество деталей на рисунке еще более возрастает - дети часто рисуют уши, волосы, шею, иногда шляпку на голове.

3-я стадия:стадия синтетического способа изображения (6-7 лет) .

Эта стадия характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Одновременно обогащаются темы рисунков (интересные сюжеты с животными и людьми, пейзажи и т.д.)

Т.е. дети переходят от аналитического способа рисования к синтетическому.

При аналитическом способе рисования дети конструируют фигуру человека из отдельных частей, пририсовывая к ней, то одну деталь, то другую. При синтетическом способе фигура человека замысливается и изображается как единое целое: учитываются точные пропорции фигуры. Переход на синтетический способ рисования свидетельствует о развитии символического мышления ребенка, его способности изображать на рисунке то, что он видит в реальности.

На что же следует обратить внимание на этом этапе, чтобы детские рисунки были разнообразными, интересными и насыщенными?

  1. Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Продолжайте наблюдать, выделяя у предметов уже не только форму, но характерные особенности.
  2. При совместном рисовании чаще задавайте ребенку вопрос: А что еще есть у него (нее) есть? Постепенное обогащение исходного схематического изображения, побуждаемое вопросом ("А что еще у него (нее) есть?") , побуждает ребенка дорисовывать необходимые детали.
  3. Для развития воображения можно использовать следующую игру: Взрослый рисует на листе любую геометрическую фигуру (лучше начать с круга) и предлагает ребенку с помощью дорисовывания деталей превратить в какой-нибудь предмет. При «опредмечивании» ребенок в незавершенной фигуре усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее.
  4. На этом этапе дети должны самостоятельно и широко экспериментировать с материалом. У дошкольника изобразительные материалы своей фактурой, цветом, доступностью для манипулирования вызывают массу положительных эмоций и желание действовать. Поэтому для рисования хорошо бы использовать разнообразные материалы (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки, ручки и т.д.)
  5. Если с точки зрения родителярисунок может быть "неправильным", "некрасивым" не спешите поправлять нарисованное и учить ребенка как следовало нарисовать. Наберитесь терпения и дайте волю воображению ребенка. Т.к. творческое, художественное воспитание для дошкольника не в отработке навыков "правильного" рисования, а в "полете мысли и фантазии".

В завершении хотелось бы вспомнить слова Нины Павловны Сакулиной известного педагога в области художественного воспитания дошкольников:

« Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который приложат к любой области труда».

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Виды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

    Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изо...

  • Развитие способностей в дошкольном возрасте психология

    «Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Развитие внимания в дошкольном возрасте реферат

    Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняютс...

  • Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Программы развития детей дошкольного возраста

    Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра...

  • Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в...

  • Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста

    Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в средней группе «В гостях у сказки» Цель: учить детей согласовывать действия в коллективе, стимулировать развитие творчес...