Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.

Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.

А в российской психологии и педагогике этот феномен изучался Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и другими на основе положения о единстве аффекта и интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем. Другими словами, это готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является относительно новым, малоизученным феноменом.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

Недостатки в результатах:

- Отсутствие у детей представлений об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;

- дети не умеют понимать, осознавать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;

- не понимание ребенком эмоционального состояния, переживания, личностных особенностей другого человека;

Возникают противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.

К сожалению, большая часть детей старшего дошкольного возраста испытывают сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Незнание себя и непонимание других является следствием отсутствия опыта социального взаимодействия, низкий социально-ролевой статус тормозит проявление заботы и сострадания, что вызывает устойчивые негативные чувства и реализуется, как разрушительная активность. Дети грубо разговаривают с родителями; взрослым говорят «ты»; не умеют играть друг с другом, часто ссорятся. Группа сверстников для ребенка — источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум.

Недостатки в процессе:

- отсутствует теоретико-методологическое обоснование и технология психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

- отсутствуют разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника;

- педагоги и родители не владеют методикой организации игровой деятельности;

- отсутствие у воспитателя навыков организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности направленной на приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

- не всегда соблюдается непрерывность воспитательного процесса;

При организации воспитания первоначальных представлений социального характера существуют следующие недостатки в условиях:

- отсутствие единства требований воспитателей и семьи;

- Нет необходимого количества мультимедийных пособий по развитию эмоционального интеллекта у детей

- недооценка родителями важности эмоционального интеллекта, его игнорированию ведут к возрастанию числа эмоциональных взрывов и конфликтов;

- недостаточно грамотно разработанных дидактических пособий, игр для формирования эмоционального интеллекта.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно увидеть следующие противоречия:

• необходимостью в современном обществе научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их - значит, научится выстраивать хорошие отношения с людьми, однако у детей и недостаточно сформировано эмоционального интеллекта. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме;

• необходимостью социально-нравственного воспитания с раннего детства и недостаточной разработкой педагогических условий для формирования эмоционального интеллекта детей.

• специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития, однако на практике часто специалисты и воспитатели работают отдельно друг от друга.

• современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

Прикреплённые файлы:

posobie-yemoci_crb7b.pptx | 3915,77 Кб | Скачан: 155
www.maam.ru

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ.

Подготовила педагог-психолог МАДОУ д/с № 25 «Елочка» Желтова А. А.

Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта начинается в дошкольном возрасте. Эмоциональный интеллект является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между детьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры в детском обществе в целом.

Эффективность работы по формированию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:

  • Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.
  • Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.
  • Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.
  • Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.

На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».

Обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод, что, способности, являющиеся составной частью эмоционального интеллекта, поддаются развитию. Поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.

В ходе диагностического этапа исследования были выявлены психологические предпосылки формирования эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, а также доказана важность эмоциональной ориентации ребенка дошкольного возраста на эмоциональные переживания других людей как необходимое условие полноценного развития социального представления как в этом возрасте, так и на следующих этапах психического развития.

В работе используем программу развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, задачами которой выступают: пробудить интерес детей к миру человеческих эмоций, к их влиянию на поведение человека и его настроение; формировать способность видеть не только проблемы, но и другого человека во всех жизненных ситуациях; помочь детям осознавать возможность своего участия в жизни других и значимость другого в своей деятельности для оптимизации сотрудничества; развивать умение сочувствовать, сопереживать и желание помочь другим людям. Эти задачи мы реализовали при помощи различных методов: рассказ, обсуждение после рассказа, беседа, показ рисунков с изображением людей и их различными эмоциями, совместная игра.

Содержание занятий и эффективное сочетание разнообразных методов побуждали детей направить свое внимание на мир людей и мир эмоций, ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своем нравственном рассуждении, а также заботиться о нём. Всё это поднимало уровень развития эмоциональной отзывчивости и способствовало приобретению социального опыта старших дошкольников.

Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.

Предпосылками возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте являются: обобщение переживаний в дошкольном возрасте, совместная деятельность, нравственное представление дошкольника, отношение «Я-ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности и чувства, развитие которых опережает интеллектуальное, и которые дают начальную целостность человеческому существу.

Содержание эмоционального интеллекта старшего дошкольника отражается через сочетание трёх характеристик:

• смена направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций;

• смена эмоциональной ориентации: от эмоциональной ориентации на себя к эмоциональной ориентации на другого человека;

• учёт эмоционального состояния другого человека в решении возникающих проблем.

Специфика формирования эмоционального интеллекта дошкольника заключается в возрастных особенностях развития, закономерностях, механизмах и логике данного процесса. Эффективность работы по созданию условий формирования эмоционального интеллекта дошкольника подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:

- Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.

- Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.

- Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.

- Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.

На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».

Начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.

Формирование эмоционального интеллекта дошкольников стало более успешным, при развитии его компонентов, при создании психолого-педагогических условий для реализации программы развития эмоционального интеллекта.

www.maam.ru

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Существенным фактором успешности человека в жизни, не только взрослой, но и во время дошкольного и школьного детства, является уровень его интеллекта - ряда умственных (логических, вербальных, математических) способностей. Но человек обладает еще и совокупностью других, не ориентированных на логику, способностей, таких как чувства, переживания, эмоции, отношения. В этом случае говорят об эмоциональном интеллекте.

Эмоциональный интеллект – это знание и использование собственных эмоций, способность человека к эмпатии и отношениям с другими людьми. Составляющими эмоционального интеллекта являются:

1. Знание собственных эмоций. Узнавание своих чувств в момент их появления, способность наблюдать свои чувства являются решающими для понимания самого себя. Тот, кто знает свои чувства, более успешен в жизни, ясно понимает, что он действительно думает о своих личных решениях от выбора спутника жизни до выбора профессии.

2. Способность конструктивно обходиться с эмоциями. Нужно так обходиться со своими чувствами, чтобы они были адекватны ситуации. Это означает не только, что нельзя радоваться чужому горю, вымещать зло на невинном, но и значит, что человек способен успокаивать самого себя, избавляться от страха, мрачного, подавленного настроения, раздражительности, агрессии и т. п. Тот, у кого не развиты такие способности, будет постоянно бороться с тяжелыми переживаниями, эмоциональными проблемами. Кто обладает ими, тот гораздо быстрее восстанавливает стабильное эмоциональное состояние и более устойчив к неудачам и испытаниям.

3. Способность использовать эмоции в деле. Поставить эмоции на службу достижения какой-либо цели очень важно для нашего внимания, мотивации, успешной деятельности, креативности. Способность управлять эмоциями, не быть рабом спонтанных эмоциональных импульсов, уметь отказываться от немедленного результата в пользу долгосрочных целей – основа успеха любого рода деятельности.

4. Эмпатия - способность человека чувствовать и понимать чувства других людей, эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства; способность к пониманию и сопереживанию.

Способность знать о том, что чувствуют другие люди, является основой знания людей. За отсутствие эмпатии приходится дорого платить в социальной жизни. Кто умеет чувствовать состояние других людей, тому будет легче воспринимать скрытые социальные сигналы, которые дают понять, что хочет другой человек. Эмпатия особенно необходима во всех социальных профессиях: учителям, воспитателям, медицинскому персоналу и всем, кто работает с людьми, и особенно – с детьми. Нужна она и родителям.

5. Способность к отношениям. Искусство отношений во многом зависит от понимания и обхождения с чувствами других людей, т. е. от эмпатии. От наличия или отсутствия этой способности зависит, как относятся к вам другие, и насколько эффективно вам удается наладить контакт с людьми, т. е. социальная компетентность или некомпетентность.

Некоторые исследователи под эмоциональным интеллектом подразумевают свойства человека, весьма близкие обыденному понятию «характер». Дело не в противопоставлении чувств, эмоций, сердца холодному здравому рассудку, а во взаимодополнении и равновесии их. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, радость, страх и т. п., идентифицировать их (знать, что чувствует или чувствовал, контролировать, умело обходиться с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс.

Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект. Человек, не осознающий свои чувства, не дающий себе отчета в том, что он чувствует, бывает жертвой приступов неконтролируемых чувств и эмоций, часто ведущих к неадекватному поведению, неверной оценке ситуации, трудностям в контактах с людьми, агрессивному поведению и даже насилию. Люди, проявляющие агрессию, не осознают, что чувствуют и переживают их жертвы. Неразвитость собственных чувств ведет к нечувствительности к чувствам других.

Не менее важно понимать чувства других. Эта способность человека имеет решающее значение в различных ситуациях социальной жизни – в семье, школе, профессии, - для эмоционально «правильного» (корректного) общения людей друг с другом. Поэтому способность понимать и правильно обходиться с чувствами других людей, выражающихся в их мимике, жестах, интонациях, словах – также неотъемлемая составная часть эмоционального интеллекта.

Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а также растениям и животным. Но будут ли развиты эти естественные задатки эмпатии, зависит не от врожденных способностей, а от воспитания. Решающую роль при этом играют родители и педагоги, которые служат детям примером. Учителя и близкие ребенка, обладающие высокоразвитой эмпатией, способны воспитать чуткого, доброго, отзывчивого, понимающего других человека.

Начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии, различных зависимостей, депрессий, проявлений жестокости, преступности и других тяжелых явлений современной цивилизации.

Воспитание доброты, сочувствия, отзывчивости, гуманности, терпения, усидчивости, стремления доводить начатое дело до конца является неотъемлемой частью ежедневных занятий и игр с детьми, как в детском саду, так и дома. И этим, безусловно, занимаются и педагоги, и родители. Сложнее обстоит дело с развитием способности к отношениям со сверстниками и взрослыми. Здесь очень важна психопрофилактическая работа с детьми, заключающаяся в умении найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка. Хороших послушных детей легко воспитывать, а вот с «трудными» - трудно.

Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.) . Нужно помнить, что причинами агрессивности ребенка могут быть не только недостатки семейного воспитания и низкий уровень эмоционально-волевой сферы, но и негативное отношение взрослого (педагога, родителя) к ребенку. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом. К открыто конфликтующим детям нужно проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, необходимо исключать ситуации, провоцирующие ребенка на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива). Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активную жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспитателя, развивать эмоции, интерес к товарищам через поручение важных ролей и особых заданий, поощрять за самые малые достижения.

Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Нужно избавлять детей от вредных привычек, поддерживать успехи, помогать им осознавать свои достижения и все, что они делают хорошо.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

- опираться на его сильные стороны;

- избегать подчеркивания промахов;

- показывать, что вы удовлетворены им;

- уметь и хотеть демонстрировать свою любовь к нему;

- избегать дисциплинарных наказаний;

- проявлять эмпатию и веру в ребенка;

- демонстрировать оптимизм;

- чаще применять слова поддержки («Я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя все получится», «Ты делаешь это очень хорошо» и т. п.) и избегать слов, выражающих разочарование и разрушающих веру ребенка в себя («Ничего-то ты не можешь», «Это для тебя слишком трудно», «Опять у тебя ничего не получается») .

Не следует путать поддержку с похвалой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Похвала заключается в том, что ребенка хвалят за что-то хорошее или за какие-то успехи в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослый выражает удовлетворение от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать или делать новые попытки. Поддерживать детей можно с помощью:

- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «продолжай») ;

- высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рада, что ты мне помог», «У тебя все идет прекрасно») ;

- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка) ;

- совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его) ;

- выражения лица (улыбка, кивок) .

При обучении искусству отношений используются разнообразные этические беседы и дискуссии, решение проблемных ситуаций, имитационные и ролевые игры, элементы психогимнастики, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов видеозаписей, обыгрывание ситуаций, социально-поведенческие тренинги, рисование на заданную тему и т. д.

Детский сад выполняет социальный заказ общества (родителей) : подготовить детей к обучению в школе. Под готовностью многие понимают набор способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, - прежде всего уровень когнитивного (познавательного) развития, внимание, память, логическое мышление, координацию глаз – рука и т. п. Но важна также роль социального и эмоционального компонента, а развитие социальной компетентности и эмоциональной сферы ребенка некоторые педагоги и исследователи признают главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».

www.maam.ru

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Управляй своим настроением

ибо оно, если не повинуется, то повелевает.

(латинское изречение)

Понятие «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году. Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.

Успех человека в жизни зависит не только от его ума, но и других качеств- целеустремлённости, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в жизни. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т. д., идентифицировать их (знать, что чувствовал или чувствует, контролировать, вернее компетентно обходится с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс. Именно поэтому многие психологи (Л. И. Божович, В. К. Вюлюнас, Д. Гольман, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, К. Э. Изард, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Мещеряков, Н. Я. Семаго, Е. П. Ильин и др.) утверждают, что формирование эмоций человека является важнейшим условием развития его как личности.

Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал:«психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественно развитии эмоциональной сферы».[2, 56] Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего что окружает, выводит эмоциональную сферу старшего дошкольника в ранг базовых основ личности её «центрального звена»[Л. С. Выготский]. Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельности, личностно значимы, устойчивыми, внутренне действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепится в ней.

Дошкольник живёт эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасными значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далёкое прошлое, человек невольно связывает детство с определёнными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий. Любимых игрушек. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций. Это убедительно показано в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца.

Существует замечательная работа Л. П. Стрелковой, в которой исследуется эмоциональность детей, воспитывающихся в детском доме. Там, например. Описаны эксперименты, которые показывают, что многие дети не различают записанных на фонограмме звуков смеха и плача, не могут определить, что есть что. Для них и смех, и плач звучит одинаково. Детдомовские дети обделённые, им действительно многого не хватает для того, чтобы правильно развиваться. Поэтому не удивительно. Что они чаще всего попадают в число имеющих проблемы эмоционального развития. Но очень часто можно ставить подобный «диагноз» детям из полных семей. Тихий спокойный ребёнок- это очень удобно. Приходит подрасковый возраст, и взрослые начинают хвататься за голову… Как, к примеру, показывает исследование института физиологии детей и подростков, страдающие эмоциональным дефицитом в дошкольном детстве, как правило, начинают вести раннюю половую жизнь. Это плохая, дурная, неправильная, но единственно возможная компенсация того, чего ребёнок был лишён в детстве. Человек устроен таким образом, что не выносит психологических «долгов». Если он в каком-то возрастном периоде чего-то не добрал, это обязательно аукнется в будущем, потребует компенсации.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, социальных навыков. Именно в этом возрасте формируется воля, самосознание. Межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей. Эмоциональная жизнь ребёнка к концу дошкольного периода претерпевает существенные изменения. Как писал Л. Выготский «к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребёнка».[2] Ребёнок учится своими эмоциями управлять. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет «материала» для того, чтобы научится подобному управлению.

Умение управлять своими эмоциями- главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольника, что к концу дошкольного периода она становится произвольной.

Народная педагогика (без всякой теоретической базы) «знала» об этих необходимых изменениях и помогала им состоятся. Существовало множество игр, вроде игры в царевну Несмеяну, когда ведущий пытается рассмешить играющих. А те должны сдержаться и не двигаться. Даже не моргать. Это было очень мудро. Эти игры обеспечивали интересный досуг. И ещё обучали ребёнка управлять своими эмоциями.

Существует ещё одно важное обстоятельство, связанное с эмоциональным развитием. Это проявление. Так называемых «предвосхищающих эмоций», о которых много писал и говорил А. В. Запорожец. Предвосхищающие эмоции очень важны, например, для того чтобы снимать стрессы.

В ряде исследований выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи всё чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно быть важнейшей целью воспитания.

Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства- дать ребёнку основные знания, умения, навыки. Говорилось и о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно («создавать детям эмоционально комфортную атмосферу») .

В настоящее время ситуация несколько изменилась. Авторы современных программ считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально- личностном развитии: у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии его эмоционального интеллекта.

Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Особенно дети подготовительных групп, которые наряду с дошкольным учреждением посещают различные секции и кружки. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания. Понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. На психическое развитие ребёнка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, поэтому не достаточно просто развивать память, мышление, внимание.

Социальная или личностная готовность представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность- признаки слабой адаптации ребёнка к социуму, причина серьёзных эмоционально- личностных проблем в будущем. Высокий уровень эмоционального развития так же важен для гармоничного развития ребёнка, как приобретение им основных знаний и умений. Таким образом, среди основных задач воспитания можно выделить развитие эмоционального интеллекта .

Все это подводит нас к выводу, что эмоциональная сторона является одной из определяющих. Для ребенка дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Всё это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Кризис семи лет. Спб., 1997.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собр. соч. Т. 4-М., 1984.

3. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

4. Зеньковский В. В. Психология детства. -М., 1998.-с. 56.

www.maam.ru

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.

В дошкольных учреждениях традиционно принято уделять большое внимание развитию речи, активизации процессов мышления. улучшению моторики пальцев рук… Недостаточное внимание уделяется развитию социальных эмоций, психоэмоционального состояния и изучению эмоционально-личностных проблем у детей дошкольного возраста.

Актуальность. Что же такое эмоции и какие их отличительные признаки? Прежде всего, эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо.

Кроме того, эмоции отличаются полярностью: удовольствие - неудовольствие, радость - грусть, любовь - ненависть, гордость - унижение и т.п. Ребенок познает окружающий мир, и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживая происходящее с ним.

Малыш формирует собственное отношение к тому, что его окружает, выбирая одни виды деятельности, жизненные ситуации и отвергая другие. Познание мира всегда эмоционально.

Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность адекватно воспринимать окружающий мир, интенсивно «проживать» жизненные ситуации.

Мир меняется очень быстро и с радостью и удивлением можно наблюдать, насколько внимательнее и нежнее к детям нынешнее поколение молодых родителей. Как они умеют любить себя и как умеют передать свою любовь детям.

Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко. Каждый из нас когда-то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересовали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних малышей.

Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшебном мире детства.

А в детстве самое главное – это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.

В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и другие) , научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

Единый сказочный сюжет помогают ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений, развивают способность упорядочивать собственный жизненный опыт, учиться познавая. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт, дополняя, выстраивая собственную картину мира, тренируясь преодолевать жизненные ситуации.

Так, исподволь, сказка развивает эмоциональный интеллект ребенка. Идет тонкая работа по развитию базовых компетенций эмоционального интеллекта. Что такое «эмоциональный интеллект» и зачем его развивать в дошкольном возрасте?

Успешность самореализации молодого человека в современном обществе определяется уровнем его эмоционального интеллекта. Исследования показали, что эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека более чем на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ составляет 20%.

Развивать это необходимо с самого раннего возраста – уже с 4 лет. К этому моменту ребенок психологически отделяется от матери и становится способным к восприятию социальной и психологической информации.

Объект изменений: Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

Предмет изменений: дети дошкольного возраста 5-7 лет, воспитатели, родители.

Понятийный аппарат:

Сказкотерапия, «эмоциональный интеллект», куклотерапия, куклы – марионетки.

Цель. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника с помощью форм и методов работы со сказками.

Задачи:

  1. Создание условий и сказочно-игровой среды для организации форм и методов работы со сказкой.
  2. Разработать систему психолого – педагогогической работы в ДОУ, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов, родителей по вопросам форм и методов работы со сказкой средствами сказкотерапии формирующую и поддерживающую созидательную систему ценностей человека.
  3. Организовать психолого-педагогическое сопровождение педагогов и детей ДОУ в процессе реализации инновационной деятельности в рамках сказкотерапии.
  4. Разработать комплекс диагностических методик для развития эмоционального интеллекта детей.
  5. Апробировать методы и приемы работы со сказками.
  6. Развитие у детей навыков самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способностями управлять отношениями.
  7. Способствовать формированию интереса к сказкам.
  8. Разработка перспективного планирования.

Целевая аудитория: педагоги, родители, дети.

Предположительно, поэтапность проекта будет следующей:

1 этап. Организационный (октябрь – декабрь, 2014 год)

Цель

Создание информационных, научно-методических, организационных условий для реализации проекта «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии».

Задачи:

- создать условия для реализации сказочно-игровой среды в группах детского сада;

- создать методическую подборку для педагогов, по вопросам системы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста;

- разработать систему разнообразных форм работы со сказками, проанализировать проблемы развития эмоционального интеллекта детей.

2 этап. Основной (январь, 2015 год – май 2015 год)

Цель

Освоение педагогами ДОУ теоретических основ технологии форм и методов работы со сказкой, использование их на практике, накопление психолого -педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта детей. Задачи

- Организовать обучающие семинары для педагогов ДОУ.

- Осуществлять помощь педагогам в практической деятельности.

- Апробировать педагогами методы и приемы работы со сказкой с детьми.

- Организовать презентации проектов.

- Организовать подборку сказок для анализа, их исследование, сочинение и сценарии сказкотерапевтических занятий, для разработки методического пособия.

- Разработать и апробировать систему мониторинга развития эмоционального интеллекта детей (тестирование, наблюдение, анкетирование) .

3 Ээтап. Заключительный (май – июнь 2015 год)

Цель

Источник dohcolonoc.ru

у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель Садовникова Татьяна Андреевна

В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему - то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам научиться. Но есть много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.

Проблематикой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители отечественной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина Г. П., О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор не достаточно освещен.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов) .

Социальный интеллектявляется фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллектпозволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Социальное развитие– это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые.

Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста.

От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Условия развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации - семья. Важнейшая функция семьи- воспитание подрастающего поколения.

Непосредственное влияние оказывают, слили семейного воспитания. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности.

Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.

Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект – субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Социальный интеллект –это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Социальный интеллекткак психологическое образование развивается в процессе социализации при взаимодействии в субъект - субъектных отношениях.

Было выявлено:высокий уровень социального интеллекта характеризуется уверенностью в себе, гибкостью в поведении, креативностью, прекрасными показателями морального сознания. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в человеке присутствуют замкнутость, агрессивность.

Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:

-Умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;

-Ориентироваться в межличностной ситуации;

-Объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей)

-Анализировать поведение собственное и других людей во время общения;

-Сопереживать и сочувствовать другим людям.

Какие же предпосылки для развития социального интеллекта имеются у детей старшего дошкольного возраста?

Одна из предпосылок - способность дошкольников к согласованным действиям с учетом позиции других. Следующей предпосылкой выступает способность ребенка старшего дошкольного возраста к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки. Эти способности развиваются у ребенка в процессе познания своего «Я» через собственные достижения в различных видах деятельности и оценки окружающих людей.

Одним из таких видов деятельности является социальное экспериментирование.

Выделяют четыре вида социального экспериментирования, которыми овладевают дети старшего дошкольного возраста:

*Поисковые изменения социальной ситуации;

*Выявление особенностей личности другого человека;

*Выявление ребенком своих собственных возможностей;

*Поисковое прогнозирование развития различных социальных ситуаций.

Социальное экспериментирование- деятельность направленная на познание себя и других людей, их внутреннего мира.

Чтобы выявить уровень развития социального интеллекта, не обязательно проводить тестирование или использовать другие психологические методики. Воспитателю достаточно отметить у ребенка проявление следующих способностей.

Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:

-Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;

-Откликается на просьбы других детей

-С удовольствием занимается вместе со взрослым;

-Успешно действует под руководством взрослого;

-Принимает помощь взрослого;

-Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх;

-Проявляет лидерские способности;

-Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;

-Успешно разрешает конфликты со сверстниками;

-Действует самостоятельно;

-Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;

-Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.

Необходимо обращать внимание на такие проявления, как обман, манипулирование, непрямые формы агрессии, хитрости – так проявляется социальный интеллект, имеющий негативную моральную оценку. А вот проявления лидерства, сложных форм кооперации и нахождение компромисса – это формы с позитивной моральной оценкой. Все они свидетельствуют о развитости социального интеллекта у ребенка.

Существуют ситуации, которые приводят к неудовлетворению социальной потребности детей в условиях дошкольного учреждения.

Первый тип ситуаций связанс неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с воспитателем: непонимание последним эмоционального состояния дошкольника, отсутствие у воспитателя способов демонстрации своего отношения к ребенку и зависимость отношения к дошкольнику от настроения воспитателя

Второй типситуаций связан с неудовлетворением потребности в общении со сверстниками: непонимание эмоционального состояния других детей, несформированность способов общения с детьми в группе.

Третий типсвязан с неудовлетворением у ребенка потребности в деятельности: несовпадении замыслов участников самостоятельной деятельности; отрицательная оценка выполнения роли или результата труда со стороны партнера по совместной деятельности; жесткая регламентация воспитателем самостоятельной игры ребенка.

Таким образом, можно проследить зависимость уровня развитости социального интеллекта от уровня удовлетворенности социальных потребностей ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Неудовлетворенность ребенка в социальных потребностях приводит к его психологическому дискомфорту.

Важно отметить, что для развития социального интеллекта не обязательно проводить специальные занятия. Практический опыт формирования интеллекта можно получить в повседневной жизни в различных ситуациях.

Именно в них воспитатель на конкретных примерах имеет возможность продемонстрировать способы установления межличностных контактов. К сожалению, в большинстве случаев для достижения быстрого результата воспитатели стремятся сами разрешить возникающие споры и конфликты, а не учат детей самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Это нарушает процесс формирования у детей навыков принятия решении, закрепляет позицию ожидания помощи со стороны. Следовательно, в другой раз в подобной ситуации ребенок будет ждать помощи взрослого, а не попытается сам найти выхода.

Таким образом, для развития социального интеллекта ребенка педагогу необходимы знание и понимание личностных потребностей и ожиданий дошкольника, а так же умение и желание обучать детей способам самостоятельного выхода из затруднительных ситуаций.

Некоторые примеры игр и упражнений способствующих формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

"Я и моё имя"

Цель:

1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других.

2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

3. Вызывать у детей желание правильно обращаться друг к другу.

Совместная деятельность начинается с приветствия:

- Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

Игра "Назови себя".Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома мама, бабушка, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.

Игра "Клубочек". У воспитателя в руках волшебный клубочек. Его воспитатель передает своему соседу справа, но у себя оставляет ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется к ведущему обратно.

Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.

Коммуникативные игры .

Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников

Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой.

Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать положительное отношение к сверстнику.

1. Приветствие.Для приветствия Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!»

2. Игровое общение. Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга проводится игра «Передай сигнал»: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя.

Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза.

Главное условие-общение без слов. Ведущий сообщает детям, что все сигналы получены и начинает работать радио. Проводится игра «Радио», она помогает обратить внимание участников на сверстника.

Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок ( подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду…) Пусть она подойдет к диктору».

Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

Далее, ведущий сообщает, что все участники найдены, радио можно выключить и поздороваться снова, но необычным способом.

Развитие социального интеллекта имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольного возраста и его успешной социализации.

Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Особое значение развитие социального интеллекта приобретает на этапе вхождения ребенка в школьную среду.

По теме:

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Ссылка на источник nsportal.ru

Содержательная часть проекта

Краткая аннотация проекта

Проект «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» направлен на развитие эмоционального интеллекта детей, на организацию эмоционально-комфортного взаимодействия детей, педагогов и родителей в группе детского сада, стимулирующее развитие эмоционально-волевой сферы детей, посредством интеграции разнообразных образовательных областей и сфер жизнедеятельности ребенка. Необходимые условия: цикл развивающих занятий; создание эмоционально-развивающей среды и системы планирования, отражающей взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленного на развитие эмоционального интеллекта и связанных с ним качеств личности детей.

Актуальность проекта

Реализация федеральных государственных требований к структуре и условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 МО РФ и Приказ № 2151 МО РФ)дошкольного образования поставила перед педагогами задачи, развития всех сфер деятельности дошкольников.Проблема сохранения психического здоровья дошкольников является актуальной в дошкольном возрасте, так как этот возраст представляет собой период становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов: сотрудничество, ориентация на мир людей, межличностное общение и нравственное представление. Полноценную жизнь отличает богатство и разнообразие эмоций и чувств. Умение владеть своими эмоциями и выражать их зачастую становится важнымфактором нашей успешности. Благодаря эмоциональному интеллекту человек способен понимать чувства и переживания окружающих и свои собственные, а также учитывать их в ходе решения жизненных задач. Необходимость использования новых подходов к развивающей работе дает возможностьдетям и педагогам научиться интеллектуальным способам управления эмоциональной сферой. От умения всех участников воспитательно-образовательного процесса, предвосхитить события, свое эмоциональное состояние при помощи усвоенных знаний и умений зависит их эмоциональная стабильность и благополучие.

Данный проект актуален для педагогов-психологов и педагогов ДОУ в связи с трудностями взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, с проявлением эмоциональной нестабильности детей старшего дошкольного возраста, а также в рамках реализации ФГТ по формированию и развитию интегративных качеств детей подготовительной группы. Для подготовительной группы нашего дошкольного образовательного учреждения - это еще более актуально: воспитатели данной группы имеют стаж работы в детском саду менее 3 лет.

Анализ ситуации и постановка проблем

Для реализации проекта в детском саду необходимы определенные условия:

  • Методическое обеспечение и развивающая среда для организации цикла занятий и построения эмоционально-комфортного взаимодействия.
  • Заинтересованность участников воспитательно-образовательного процесса.
  • Эффективное управление процессом создания условий для развития эмоционального интеллекта детей.

В детском саду создана эмоционально-развивающая среда: в группах организованы уголки психологической разгрузки, экраны настроения, картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей, в кабинете педагога-психолога есть необходимое методическое обеспечение и оборудование для реализации задач проекта.

Результаты опроса педагогов показывают их позитивный настрой и готовность активно участвовать в реализации проекта. Родители также заинтересованы в развитии эмоциональной сферы своих детей, их личностных качеств.

Однако в ходе анализа выявлены следующие проблемы:

  • развивающая среда в группе недостаточно способствует эмоционально-комфортному взаимодействию детей подготовительной группы;
  • профессиональный уровень педагогов в данном вопросе требует системного повышения;
  • большая часть родителей мотивирована на обучение детей эффективным способам развития эмоциональной сферы, а не на совместное проведение мероприятий родителей и ребенка ( в силу большой занятости) .
  • и, самое главное: выявлен средний и низкий уровень развития эмоционального интеллекта у детей подготовительной группы.

Целевые установки проекта

Цель проекта: формирование способностей эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста и создание условий для его развития.

Задачи проекта:

  1. Способствовать созданию благоприятного эмоционального и психологического комфорта в группе ДОУ.
  2. Формировать представления о базовых эмоциях и чувствах, умение разумно и эффективно управлять своим поведением.
  3. Определить условия для построения эмоционально-комфортного взаимодействия детей, педагогов и родителей.
  4. Развивать эмоциональную, творческую и познавательную активность и интегративные качества личности детей старшего дошкольного возраста.
  5. Повысить уровень знаний и умений у родителей и педагогов по вопросам развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Продукт проекта

  1. Умения и навыки владения эмоциональным интеллектом.
  2. Создание среды для эмоционально-комфортного взаимодействия.
  3. Методические материалы в соответствии с планом проекта.

Предполагаемый результат

Дети: Научатся осознавать свои эмоции, лучше понимать причины собственного поведения. Научатся распознаватьчувства и настроение окружающих людей. Научатся выражать свои эмоции в корректной и понятной для окружающих форме. Познакомятся со способами управления своим настроением и поведением.

Родители и педагоги:Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Изменения в организации эмоционально-развивающей среды в группе. Научатся новым способам решения проблемных ситуаций. Познакомятся с практическими приемами развития интеллектуальных эмоций.

Механизмы реализации проекта

Сроки реализации проекта: ноябрь 2012 г. - апрель 2013 г.

Реализация данного проекта будет осуществляться в три этапа:

- подготовительный, где будет проведен анализ имеющихся условий, составлен план реализации проекта, презентация проекта, анкетирование родителей, педагогов, диагностика детей подготовительной группы.

-основной, в рамках которого будет организовано: проведение развивающих занятий с воспитанниками; определены условия организации эмоционально-комфортного взаимодействия; консультирование родителей и педагогов; реализация всех мероприятий по плану проекта.

-заключительный, открытое занятие для родителей, круглый стол.

Риски проекта

При грамотном управлении риски данного проекта минимальны. Однако, учитывая человеческий фактор, будет возможность изменить сроки реализации проекта и внести корректировку в план мероприятий.

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный (ноябрь 2012 года – декабрь 2012 года)

Задачи

1. Исследовать условия для реализации проекта по развитию эмоционального интеллекта.

2. Разработать план по реализации и представлению проекта.

1. Диагностика детей и ее анализ.

2. Анализ содержания развивающей среды в группе ДОУ.

4. Анкетирование родителей.

  1. Презентация проекта «Развитие эмоционального интеллекта у детей ».
  2. Выпуск буклетов.

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие способностей в дошкольном возрасте психология

    «Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Нравственное развитие в дошкольном возрасте

    Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежде...

  • Общение детей дошкольного возраста со сверстниками

    Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада. В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети вместе иг...

  • Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Условия развития личности в дошкольном возрасте

    Опыт работы по проблеме. Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Радченко Елена Вячеславовна, музы...

  • Опишите особенности личностного развития ребенка дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста

    Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Социально личностное развитие детей дошкольного возраста

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕ...