Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Проект «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников»

Слайд №1

Название «Развитие коммуникативных навыков через использование инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.

Слайд №2

ТИП ПРОЕКТА: практико –ориентированный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный (1 год) .

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети всех возрастных категорий, педагоги, родители.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Коммуникация», «Художественное творчество»

Слайд №3 (Актуальность)

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Исходной формой коммуникативной речи является диалог. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов.

Слайд №4 (Проблема)

Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Слайд №5 (Цель проекта)

Цель обусловлена необходимостью преодоления имеющихся речевых нарушений и развития коммуникативных навыков в рамках реализации инновационной технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г.

Слайд №6 (Задачи)

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи,

Слайд №7 (Ожидаемые результаты)

Удачное сочетание традиционных и авторских подходов к решению проблемы обучения диалогической речи детей с задержкой речевого развития позволяет прогнозировать положительные результаты

Слайд №8 (Содержание работы)

Цель работы по внедрению технологии заключается в использовании закрытой картинки или спрятанного предмета т. е. дети учатся задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы, обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.

Слайд №9 (Направления работы)

Работа по развитию диалогической речи ведется по трем основным направлениям с усложнением:

Слайд №10 (1 Направление)

Слайд №11 (2 Направление)

Слайд №12 (3 Направление)

Первое направление усложнения работы — усложнение формы и содержания объекта. Первоначально (в средней группе) используется спрятанный предмет, вместо рисования проводится лепка спрятанного предмета простой формы (овощи, фрукты, предметы посуды, игрушки). Малыши в достаточной степени владеют приемами лепки: скатыванием шариков, колбасок из пластилина по данному образцу. Если же берется картинка, то ее содержание должно быть очень простым. На ней должен быть изображен один статичный предмет, но яркий, крупный (кукла, мяч, мишка, яблоко, ваза и т. п.) . Этот вид работы используется в старшей группе, когда дети уже в достаточной степени овладели навыками рисования и раскрашивания.

Для подготовительной группы можно подобрать серию закрытых картин или сюжетную картинку по прочитанным произведениям. Педагог предлагает задать вопросы и по описанию узнать, из какой сказки этот персонаж или персонажи («Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь» и т. п.) .

• Второе направление усложнения работы касается содержания и формулировки вопросов, которые задаются по закрытой картинке или спрятанному предмету.

Первоначально педагог помогает детям сформулировать простые вопросы: «Что нарисовано на картинке? », «Предмет большой или маленький? », «Какого он цвета? ». Если работа идет по спрятанному предмету и педагог сам классифицировал его («Это овощ», «Это игрушка», «Это предмет посуды» и т. п., необходимо учить детей задавать вопросы.

Если это спрятанный предмет, дети выясняют его размеры, расположение частей, затем включаются вопросы, с помощью которых выясняются детали одежды, внешнего вида. В подготовительной группе появляются вопросы о месте действия. Постепенно дети приучаются самостоятельно формулировать вопросы.

При усложнении вида работы используются сигналы для запоминания. В качестве сигнальной системы можно использовать лист бумаги с изображенными символами (в центре, внизу слева, вверху справа, вверху в центре и т. д.) или фланелеграф и кружки, обозначающие место предмета на картинке (синие кружки — верх (небо, зеленые — низ (травка, земля) .

При систематической работе с сигнальной системой у детей развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь.

• Третье направление усложнения работы связано с развитием самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или предметом. В начале работы педагог побуждает ребят задать тот или иной вопрос: «Спросите меня, кто (что) изображен (изображено) на картинке? Где стоит девочка? Как она одета? » и т. п. После того как несколько детей повторяют вопрос, педагог отвечает на него, а затем предлагает повторить свой ответ. Позже, вспомнив ответы, дети должны нарисовать картинку или слепить предмет.

Слайд №13

Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом осуществляется через организацию таких приемов, как «Маленький учитель», «Работа в парах».

Маленький учитель. Педагог предлагает дошкольникам поменяться с ним ролями: кто-нибудь из детей станет «учителем», а педагог — «учеником». Такое предложение всегда вызывает восторг у малышей и оживляет занятие. Естественно, первоначально педагог подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступает в роли суфлера. Но постепенно малыши осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает.

Прием «маленький учитель» не только развивает диалогическую речь детей, но и формирует коммуникативные навыки, а также готовит дошкольников к сюжетно-ролевой игре.

Работа в парах. Этот прием можно практиковать в подготовительной группе, когда все без исключения дети усвоили определенный набор вопросов и умеют формулировать ответы. Занятие проводится с подгруппой детей. Дошкольники распределяются по парам, где один ребенок задает вопросы, а другой, у которого закрытая картинка или спрятанный предмет, отвечает. Далее первый ребенок описывает предмет, а затем рисует. Второй может подсказать, если первый что-то забыл. Результат работы они оценивают вместе. На следующем занятии дети меняются ролями. После выполнения детьми рисунка или лепки обязательно производится анализ работ малышей: сопоставление их с оригиналом и между собой.

Слайд №14

Развитие коммуникативных навыков происходит во всех сферах образовательно-воспитательной деятельности

Слайд №15

В результате использования технологии Капитовской О. А., Плохотнюк М. Г. был получен продукт в виде: …

Слайд №16

Приложение - Игры

О работе с компьютерными играми по лексическим темам Вас познакомит Елена Александровна.

Таким образом, мы считаем, что предлагаемая технология является одним из эффективных направлений в формировании и развитии диалогической речи дошкольников. Поэтому мы рекомендуем её к внедрению для работы с детьми с речевыми нарушениями.

Прикреплённые файлы:

proekt_s12ej.pptx | 4381,67 Кб | Скачан: 93
www.maam.ru

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в конфликтных ситуациях.

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами дошкольников в коммуникативной сфере. Дошкольники становятся заложниками технического прогресса, темпа жизни и нехваткой времени у взрослых. Несомненно, мы должны учитывать, что в условиях жесткой конкуренции, завышенных требований в организациях, родителям требуется больше сил и времени, что бы сохранить свой социальный статус и достойным образом обеспечить существование своей семьи. Как следствие всего этого – дошкольники получают слишком мало внимания со стороны взрослых, а вместе с вниманием и опыта общения. Не малую роль в этой проблеме играют и современные средства массовых коммуникаций, транслирующие далеко не гуманные, а иногда и откровенно жестокие фильмы и мультфильмы, герои которых решают конфликтные ситуации силой и оружием. Эти стереотипы поддерживаются и компьютерными играми, и производителями игрушек. И вот уже для дошкольника примером поведения и источником получения опыта в сфере коммуникация становится очередной герой комиксов или компьютерной игры. Именно он создает стереотипы поведения и общения для маленького человека. А всегда ли эти ориентиры верны и правильны?

Проблеме развития коммуникативных навыков просвещено большое количество публикаций, научных работ и педагогических разработок. Это дает возможность как педагогам, так и «продвинутым» родителям решать непростые задачи развития и воспитания гармоничной личности. Однако как показывает практика – большинство родителей не имеет достаточно времени и сил для поиска такого рода информации и реализации данного опыта на практике. В нашем центре ведется активная работа по просвещению родителей в сфере детских и детско-родительских отношений. Наши мамы и папы посещают курсы для родителей, а так же индивидуальные консультации. Однако основная нагрузка лежит на педагогах. Принципом нашей работы по развитию коммуникативных навыков дошкольников в конфликтных ситуациях является принцип решения конфликта «здесь и сейчас». Данное условие помогает не только участникам конфликта, но и свидетелям происходящего (присутствующим детям и родителям) получить опыт конструктивного решения конфликта. Перед тем как рассмотреть практику психологической работы наших педагогов, давайте определим само понятие конфликта и его основные виды.

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов) .

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

Мы возьмем за основу следующее определение конфликта: под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

Существует три типа конфликтов: внутриличностные, социальные и зооконфликты. Мы будем рассматривать первые два. При возникновении конфликтной ситуации ход занятия останавливается и задача педагога – помочь детям решить ее конструктивным путем. Если конфликт явный, то есть участвует несколько детей или детских групп, педагог предлагает каждой из сторон высказать свои недовольства или несогласия. В этот момент определяется объект и субъект конфликта. Объектом конфликта принимается действие или ситуация, а субъектом – противостоящие стороны. Педагог предлагает детям высказывать не только свои недовольства, но и эмоциональные переживания, связанные с конфликтом. Данное условие помогает снять эмоциональное напряжение субъектов конфликта через «Я - посыл». Далее, когда все стороны столкновения высказались, им предлагается предложить свои способы выхода из сложившейся ситуации. При этом педагог отслеживает что бы соперничество (противостояние) перешло в союзничество или компромисс, а не стало уходом или избеганием конфликта одной из сторон. Соответственно, при таких условиях и под контролем педагога, дошкольники получают не только положительный опыт разрешения конфликтов, но и развивают свои коммуникативные навыки.

Однако не всегда субъекты конфликта могут договориться сами. Тогда педагог подключает детей, которые не являются вовлеченными в ситуацию, а просто наблюдают со стороны. Они предлагают свои способы решения, при этом взрослый контролирует, чтобы из обсуждения были исключены оценочные высказывания в адрес субъектов. Дошкольники обсуждают только фактическую ситуацию и ее последствия. Конфликт считается разрешенным только тогда, когда субъекты соглашаются с определенным решением добровольно, и остаются довольны им.

В итоге, и субъекты конфликта, и его свидетели развивают свои коммуникативные навыки через активное и пассивное участие в его решении. Такого рода опыт считается более эффективным, чем монологические наставления взрослого, даже если каждое его слово – прописная истина.

Субъектом конфликта может быть и один человек. Такую ситуацию разглядеть сложнее, но не менее важно. Внутриличностный конфликт чаще наблюдается у детей стеснительных, замкнутых. Такой ребенок не станет кричать или плакать. Его конфликт можно определить по потухшему блеску в глазах, прерванному порыву поднять руку или встать со стула, опущенным плечам и нахмуренным бровям. Взрослому необходимо тактично и осторожно, создавая комфортную и обстановку, предложить малышу рассказать о своих переживаниях. Грамотный педагог заранее знает какая ситуация привела к внутриличностному конфликту и как его разрешить. Но его задача активизировать самого ребенка, поддержать и дать возможность принять активное участие в поиск решения. При затруднении субъекта конфликта, так же можно привлечь свидетелей ситуации. Но, все же, основная задача педагога развить коммуникативные навыки самого субъекта, создать условия для активного вербального общения.

Для педагога данный способ разрешения детских конфликтов конечно сложнее и требует большего терпения и профессионализма. При этом цели и задачи конкретного тематического занятия иногда отходят на второй план, или даже не реализуются. Тогда педагог корректирует содержание следующей встречи, с учетом сложившихся обстоятельств. Мы уверенны, и практика это доказывает, что потраченное на решение конфликта время сейчас, компенсируется в будущем. Самое главное – это судьба человека, на корою влияет каждое слово и каждое событие. И от того, как сейчас решился конфликт, какой опыт получил дошкольник, зависит то, как сложится его будущее.

Литература

1. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб: Питер, 2000.

2. Пиз Аллан. Язык телодвижений. М. : Эксмо – Пресс, 2000.

3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Педагогика-Пресс, 1997.

www.maam.ru

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Введение

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Актуальность темы

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Цель.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Проблема

Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.

Научные труды ученных

Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.

Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется в ситуации общения, рассматривается О. А. Веселковой. Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное в литературе (Я. Л. Коломинский, Н. А. Лемаксина, Л. Я. Лозован, М. Г. Маркина, А. В. Мудрик, Е. Г. Савина и др., в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений, характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения, взаимодействия.

Особый интерес представляют работы, посвящённые выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В. Н. Давидович, Р. И. Деревянко, Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская) .

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

Коммуникации - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей ко взаимопониманию.

Тренинг - широкий класс методов направленного изменения психических свойств, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях) .

Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

Целевые установки

- создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- обучать умению слушать и слышать другого;

- учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

- учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Развитие коммуникативных качеств

Полноценную игру

Творческую предметно – практическую деятельность

Опыт музыкальных, художественно – изобразительных впечатлений и живого общения с окружающим миром.

Интересная и занимательная непосредственная образовательная деятельность

Беседы

Дидактические игры

Ситуативный разговор

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Коммуникативные тренинги для детей

Игры с правилами

Коммуникативные тренинги для детей старшего возраста

Цель:

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников.

Задачи:

1. Развитие навыков конструктивного общения;

2. Преодоление барьеров в общении;

3. Развитие лучшего понимания себя и других;

4. Снятие психического и эмоционального напряжения;

5. Профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;

6. Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

«Мое настроение» Упражнение «Волшебный мешочек», «Расскажи о своем настроении».

«Животные наши друзья» Игра «Мышь и мышеловка», придумывание историй, Психогимнастика «Котенок».

«Добрые и злые поступки» Чтение стихотворения «Доброта», Тренинг эмоций, Упражнение «Добрый -злой»

«Дружба» Тренинг эмоций «Три подружки», поведенческий тренинг «Помоги Плаксе и Злюке», коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки»

«Хорошо ли быть злым» Упражнение Придумывание историй» Игра «Кляксы», Психогимнастика «Гневная гиена», Разъяренная медведица»

«Если бы я был волшебником» Игра «Водяной, Упражнение «Лифт», Упражнение «В гостях у волшебника».

«Мои поступки и поступки

других» Тренинг эмоций, сочинение историй, поведенческий тренинг, игра «Хорошо –плохо»

Методика диагностики развития речи дошкольников

Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 8 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С.

Задание Б. (Окончание слов) .

Задание В. (Образование предложений с данными словами) .

Задание Г. (Подбор рифмы)

Задание Д. (Словообразование) Как будет называться маленький предмет?

Задание Е. (Словообразование) Если предмет сделан из железа, то какой он?

Задание Ж. (Общий словарный запас) Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

Методические рекомендации

Система состоит из четырех блоков:

- Игры и упражнения на умение сотрудничать;

- Игры и упражнения на умение активно слушать;

- Игры и упражнения на умения перерабатывать информацию;

- Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

• Продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

• Воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенности речи;

• Прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

• Помнить что каждый ребенок имеет свои коммуникативные правила:

- На систему ценностей;

- На ответственность;

- На личное достоинство и уважение этого достоинства;

- На индивидуальность и своеобразие;

- На независимость от других людей;

- На собственные мысли;

- На отстаивание своих прав.

Заключение

По мере развития речи у детей формируются способности общаться, познавать мир, планировать свои действия. Речь детей выполняет три функции их связи с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Исходя из этого можно сделать вывод: выбор данной темы является актуальной проблемой в современном мире.

Список литературы

1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).

2. Белая К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ».

3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.

4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.

5. Дубкова О. П., Колпащикова Л. А. «Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ»

6. Зебзеева В. А. «Организация режимных процессов в ДОУ» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

7. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев. : Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001

8. Скорлупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно – образовательного

процесса в ДОУ» - Москва: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.

9. Скорлупова О. А., Федина Н. В. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Журнал «Дошкольное воспитание» 2010.

Прикреплённые файлы:

razvitie-komunikativnyh-navykov_ovlu6.ppt | 659,5 Кб | Скачан: 380
www.maam.ru

Цель мастер-класса: обучение родителей игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Задачи:

- повысить уровень компетентности родителей, их мотивацию на системное использование в жизненных ситуациях игровых упражнений с дошкольниками по развитию коммуникативных навыков;

- вызвать у родителей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников;

- развивать творческую активность педагогического коллектива и родительского коллектива.

Ход проведения.

Воспитатель:

- Сегодня наша встреча посвящена игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников. Средством развития коммуникативных способностей является игра.

«Игра выражает главную детскую потребность в общении».

Игра– это искусственно создаваемая жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим, тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей. Рассмотрим более удачные виды игр для развития коммуникативных умений.

1. Ролевая игра– совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т. п. Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

2. Сюжетная игра – направлена на раскрепощение ребёнка, дети выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений.

Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой.

Игры с правилами (дидактические игры) . К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют коммуникативному, познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила.

Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. В совместной деятельности мы также используем различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться

3. Уроки-игрыпредусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер.

4. Игра-театрсоздает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям.

Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

5. Логоритмика.Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования.

Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой. Элементы логоритмики, которые можно включать в деятельность:

• пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук;

• развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

• музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;

• логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения;

• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

6. Интервью.С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить ученика формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.

Для этого следует предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером, а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Примеры использования игровых моментов в деятельности.

Минутки дружбы, или эмоциональные минутки, помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе. Они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а также как элементы начала любой совместной деятельности детей.

«Лучики».

Ведущий и родители вытягивают вперед руки и соединяют их над изображением солнца.

Воспитатель предлагает почувствовать себя теплыми солнечными лучиками и поделиться теплом с друзьями.

Читает стихотворение:

Заглянули к нам в окошко,

Принесли в своих ладонях

Теплоту и доброту частицу солнца.

«Дружба ладошек».

Педагог и родители образуют полукруг.

Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать.

Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладони приложили

И всем дружбу свою предложили.

(Соединяем руки.)

Весело и дружно будем играть,

Чтобы счастливыми стать!

Мы друг друга не обижаем.

Мы друг друга уважаем!

(Размыкают руки)

Затем все передают по кругу комплименты: поочередно берут в свои ладони, ладони соседа и говорят ему что-то приятное.

«Круг друзей»

Взрослые стоят в кругу и хором читают стихотворение.

Собрались все в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

Улыбаясь, берутся за руки, поднимают вверх и произносят: «Я – твой друг, и ты мой друг! »

«Наши руки»

Педагоги стоят в кругу, воспитатель читает стихотворение.

Раз-рука и два - рука!

Ссылка на источник nsportal.ru

Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников

Исследовательская деятельность с дошкольниками

Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Развитие коммуникативных навыков в проектно-исследовательской деятельности у дошкольников

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Всё более востребованным становится метод проектов в практике работы учителя-логопеда с детьми имеющими речевые нарушения. Он позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие.

Профессор Е. С. Полат определяет сущность этого метода как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребёнка, которая должна завершиться практическим результатом. В проектное обучение заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой. Метод перспективен, он даёт возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативность .

Мы имеем опыт логопедической работы по использованию технологии совместной проектной деятельности по литературному направлению, который распространялся на конкурсах всероссийского уровня, с результатами у детей (см. Приложение №2) .

На конкурс «Мои первые открытия», были представлены реализованные познавательные проекты детей: «В мире мудрых пословиц», «Мы читаем- С. В. Михалкова», которые играли большую роль в реализации всех сторон речи у дошкольников. Рассмотрим познавательный проект на тему «Мы читаем- С. В. Михалкова» (см.

Приложение №1) . Эта тема выбрана неслучайно, так как детская литература всегда занимала центральное место в воспитании и развитии духовной, нравственной, гармоничной, целостной личности, формировала гуманистическое мировоззрение. Классическая литература для детей наполненная добротой, душевностью, светлым юмором, всем, что свойственно настоящему детству, широко признанная в мире, утрачивает авторитет и весомость (искали пути активизации чтения, так как современные дети читают мало) , нельзя терять классику искусства слова.

Читая стихи, в которых присутствовали интересные, весёлые выдумки, хитрости, дети становились наблюдательнее, решительнее, смелее, находчивее. Исследования и личный опыт убеждают: восприятие юмора в наибольшей мере зависит от таланта, мастерства, произведений.

Творчество С. В. Михалкова имеет свои корни в опыте чтения не одного поколения. Его весёлые стихотворения становятся любимыми с момента первой встречи с ними. Герои С. В. Михалкова настолько забавны, сила произведений свойственны живость, озорство, наивность, любознательность и естественная потребность в радости .

С. В. Михалков ценен как художник, чувствующий удивительный мир детского сердца. Он понимает мысли и чувства ребёнка, великолепно знает его психологию и чувствует детскую душу - проникает во все её заповедные уголки.

Поэтому творчество С. В. Михалкова всегда будет актуально, а главное необходимо для духовного и душевно-нравственного становления детей. Сюжетам его книг свойственны реальность, неподдельная искренность и эмоциональность, живость и заразительность. Отсюда - их обаяние .

Сила произведений писателя заключается не в сформированной педагогической идее как таковой, а в изящном, жизненно убедительном юмористическом способе её выражения .

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что изучение различных произведений С. В. Михалкова на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.

Объектом исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста. Проблема: снижение интереса детей к чтению и творчеству детских писателей.

1. Дидактическая коррекционно-образовательная цель проекта:

Формирование умения понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умения высказывать суждения, оценку прочитанного.

Познавательная цель: изучение творческой жизни поэта, его вклада в развитие художественной литературы, к 100-летию со дня рождения детского писателя С. В. Михалкова.

Развивающая цель: развитие информационных навыков (поиск, систематизация, обработка информации) ;

Развитие организационных навыков (умение работать в группах) ;

Развитие навыков научно-исследовательской и творческой деятельности;

Развитие ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, общекультурной.

Развитие интереса к художественной литературе и чтению; изучить произведения поэта;

Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательная цель - патриотическое воспитание, уважительное отношение к художественной литературе, культуре, стремление к знаниям на примере жизни поэта;

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению, умение слушать и слышать других;

Задачи исследования проекта:

- Познакомить детей с творчеством поэта, приобщение детей к чтению;

- Вовлечь детей в развивающее обучение, активизация познавательного интереса детей к творчеству С. В. Михалкова.

- Проявить творчество, используя возможности (фотографий, рисунка) .

- Способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора;

- Вовлекать детей в коллективное творческое дело; Межпредметные связи (ИЗО, чтение, ИЗО - тематические рисунки, выставка работ, подбор материала по творчеству С. В. Михалкова) .

- Развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, педагогический эксперимент, беседа;

Критерии оценки деятельности детей: опрос детей по стихотворному материалу, сравнительный анализ, через игровые упражнения по содержанию изученных стихов, выставка детских работ,

Результаты проекта:

- активизация познавательного интереса детей при работе с книгой;

- повышение интеллектуального уровня детей;

- формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности;

- расширение кругозора;

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций, фотографий, портретов, заучивание, прослушивание стихотворений, рассказ.

Совместная деятельность: выполнение стихотворных минуток, рисование стихотворений (техника исполнения: карандаш, акварель, цветные карандаши, аппликация) ;

Работа с родителями: рекомендации по организации домашнего чтения и выбора текста по личным интересам.

Приёмы, используемые в работе над проектом на занятиях:

- Приём настроя детей на работу, организация логопедической группы;

- Приём постановки цели и актуализации знаний;

- Приём работы по отработке наизусть стихотворений автора;

- Приём дифференцированного подхода к детям (давались игровые задания) ;

- Приём творческой работы;

- Приём наглядности (портреты писателя, рисунки детей, книги поэта) ;

- Приём вопросов и ответов;

- Приём наблюдения за речью детей;

- Приём активизации словарного запаса;

- Приём формулирования выводов;

- Приём речевых выводов и обобщений;

На занятиях по литературному проекту «Мы читаем С. В. Михалкова» присутствовали все обучающиеся логопедических групп. В целом дети все трудоспособны, но не все успешны в обучении. Выделялась группа дошкольников, которым нелегко давалось исследование проекта, так как родители мало читают с детьми.

Чтобы вызвать интерес у ребят к работе над проектом, использовали игровые методы и формы работы, в целях повышения мотивации к учебной деятельности.

В этом проекте мы работали над стихотворениями известного писателя. Работая в группах, дети сдружились, рисовали рисунки, рассказывали стихи, приносили книги автора. Каждый ребёнок был успешным через игровую деятельность.

Была создана положительная мотивация к знаниям, так как игра, творчество - эффективные способы повышения мотивации обучающихся.

С помощью творческих игр мы достигли больших успехов в воспитательно-образовательной работе над проектом с детьми. Широко использовались в практике речевые игры, которые помогали детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В игре познавали творчество С. В. Михалкова, развивали: мышление, чувства, волю, речь.

Неплохо планировалась индивидуальная работа с детьми в процессе руководства над творческим проектом.

Использование дидактических игр на занятиях позволило достичь эффективного уровня развития детей, значительно повысился интерес к логопедическим занятиям. Чем больше дети упражнялись с речевым материалом, тем больше у них развивалось внимание, находчивость, инициатива, самостоятельная умственная работа.

Через творческий проект успешно осуществлялись задачи умственного воспитания детей, формировались качества, такие как умение доводить начатое дело до конца, дети проявляли умственную активность, могли самостоятельно выполнять задания учителя.

Таким образом, анализируя и наблюдая за работой детей, обращали внимание на самые интересные моменты, оценивали поведение детей. Подводя итог, можем отметить, что работа над проектом способствовала формированию у воспитанников положительных качеств, как дружелюбие, самостоятельность, организованность.

Проявлялась умственная активность дошкольников в стремлении узнать новое. Работа воображения над рисунками у детей, вызвало бодрое, радостное настроение. Особенно велика роль слова.

Оно помогало детям выразить свои мысли и чувства. Разные виды деятельности, включаемые в занятия, позволяли детям думать, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи, развивали коммуникативные умения, познавательную активность, так как вопросы и задания требовали от них активизации имеющегося речевого опыта. Создание рисунков, творческих работ, знакомство с литературными произведениями писателя-всё это вклад в познавательное и речевое развитие детей.

Приложение 1

Читать далее ped-kopilka.ru

Семинар практикум:

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным) , приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а) стиль воспитания в семье (гиперопека и гипоопека) ;

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка!

г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.) ;

д) социально-культурный статус семьи и т. д.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые влияют на поведение ребёнка. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически) , применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли.

Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:

Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

Агрессивное поведение – одна из проблем в общении у детей дошкольного возраста. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков.

Игра «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке) », — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место) .

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Игра «Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название.

Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера

Игра «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется.

Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся) . Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Игра «Дотронься...»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.) » – Кто не нашел необходимого предмета — водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Игра «Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек) , реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общение

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Индикаторы компетентностного развития дошкольников таблицы

    Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста В книге «Оцен...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Развитие речи дошкольников по фгос

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...

  • Развитие речевого творчества старших дошкольников

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров...

  • Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...

  • Коммуникативная компетентность дошкольников

    Коммуникативная компетентность дошкольников Коммуникативная компетентность дошкольников. Медведева Мария- педагог-психолог МБДОУ № 441 детский сад "Кузнечик" Нижний Новгород. Помогая детям преодо...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Коммуникативные игры для дошкольников

    Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста I блок – коммуникативные игр , которые направлены на...

  • Познавательное развитие дошкольников по фгос

    Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация "Познавательное развитие в соответс...

  • Программа развития речи дошкольников ушакова о с

    Цель программы - стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) - Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос...

  • Развития младших дошкольников в дидактических играх

    Роль дидактических игр в развитии дошкольника Консультация на тему: «Роль дидактических игр в развитии дошкольника». Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, н...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...