Развитие личности дошкольника

Первоисточники

3.3.3. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

3.3.3.1. Функциональные линии развития личности ребенка – дошкольника

«Дошкольный возраст, – как отмечал А. Н. Леонтьев (1983) , – период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7 лет) можно выделить:

? позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза) , функция отношения (2 фаза) ;

? позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза) , функция рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной периодизации Ю. Н. Карандашева, 1991) .

Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции .

Внутренняя позиция ребенка проявляется через:

? эмоционально окрашенные образы;

? ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;

? волю, выражаемую в упорстве;

? другие частные психические достижения.

Д. Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Л. Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д.

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными.

Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю. Н. Карандашев, 1987) .

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением.

Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Д. Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания , т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (Л.

В. Финькевич, 1987) . Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки) . Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.) . В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.

3.3.3.2. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника

? Начало складывания индивидуальной мотивационной системы ребенка.

? Появление соподчинения (иерархии) мотивов.

? Появление мотивов достижения успеха, соревнования, соперничества.

? Возникновение первичного чувства долга.

? Появление мотивов, связанных с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторых других.

? Дошкольником начинают усваиваться этические нормы, принятые в обществе.

? Происходит первичное развитие воли – управление психическими процессами, первичное сознательное управление поведением, умение удерживать цель в центре внимания.

3.3.3.3. Формирование самосознания

3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника

В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис (табл. 40) .

Таблица 40

Ведущие линии развития самосознания по В. С. Мухиной (1997)

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию; оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного возраста.

3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте

Развитие самосознания после трех лет – дальнейшее накопление его познавательного, аффективного и волевого опыта. В этот период из эмоционального «Я», характерного для детей раннего возраста, вырастает рациональное, логическое самосознание, включающее в себя понимание идентичности себя и своего изображения.

Ребенок начинает понимать, что «Я» – не только набор ощущений, не только субъект каких-либо эмоций, переживаний, оценок. Это теперь еще и объект, о котором можно думать как о постороннем, за которым можно наблюдать, с которым можно рассуждать, и который можно обсуждать, а иногда даже и осуждать.

Появляется отстраненность от самого себя. Исходя из этого, можно утверждать, что в дошкольном возрасте у ребенка формируется « зеркальное Я» , позволяющее воспринимать себя отстраненно. Данное личностное новообразование формируется в процессе развития функции рефлексии, являющейся ведущей психической функцией 4 фазы дошкольного возраста (6–7 лет) .

Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация :

? ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

? происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Начинается осознание себя во времени.

3.3.3.4. Кризис 7 лет

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович, 1988) .

? Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

? Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

? Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

? Происходит обобщение переживаний.

? Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

Выводы

1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы психологические особенности самосознания ребенка дошкольного возраста?

2. Как происходит половая идентификация в дошкольном возрасте?

3. Каковы особенности развития мотивов в дошкольном возрасте? Что представляет собой иерархия мотивов?

4. Как происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания?

Темы для рефератов

1. Взаимоотношения в семье – фактор формирования личности ребенка.

2. Структура и динамика развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

3. Влияние взаимодействия в диаде «мать – ребенок» на формирование самосознания дошкольника.

4. Половые особенности субъективного восприятия «Я» в дошкольном возрасте.

5. Развитие эмоциональной децентрации в дошкольном возрасте.

Литература для аннотирования

1. Димитров И. Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – 1979. – 19 с.

2. Карандашев Ю. Н. Самосознание личности и развитие произвольных функций в дошкольном возрасте // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 3–10.

3. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 432 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 238–284.

5. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. – 264 с.

6. Сенько Т. В. Успех и признание в группе: Старший дошкольный возраст. – Мн.: Народная асвета, 1991. – 112 с.

? Финькевич Л. Ф. Формирование личности дошкольников в их совместной деятельности со сверстниками // Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. – Мн.: Народная асвета, 1987. – С. 17–25.

? Wylie Ruth C. Mothers' attributions to their young children // Self and identity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р . 77–91.

9. Aboud E. F., Ruble D. N. Identity constancy in children: Developmental processes and implications // Self and identity / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1984.

Подробней personpsy2005.narod.ru

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас

Стр. 12

3. Личностное развитие детей дошкольного возраста

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л. С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли.

Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу (5) .

из 70

Источник pedlib.ru

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Социально-эмоциональное

Социально-эмоциональное развитие этоцеленаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другимлюдям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других, а также развитие социально - значимых навыков поведения в обществе.

Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально - эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.

Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты)

В детском саду «Солнышко» создаются такие условия, чтобы каждый ребенок смог:

-найти свою нишу и реализовать социальные потребности и творческие возможности;

-чувствовал уют, комфорт и свою персональную значимость для всех окружающих его людей.

Знакомство с основными эмоциями происходит, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей. Развивая чувства, желания и взгляды, наши педагоги учат внимательно относиться к настроениямдруг друга, понимать и ясно выражать свои эмоции, считаясь с настроением и мнениями окружающих. Самостоятельная деятельность ребенка в специально организованной среде дает ему возможность выразить себя, приобрести социальные навыки в общении со сверстниками

Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций - это: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики. С их помощью развивается социально- эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Дети учатся знакомиться с помощью упражнения «Здравствуй, это я», «Давайте познакомимся».

Широко используются в работе с дошкольниками проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций «В группу пришел новенький», «Я нечаянно...», «Что делать, если...». В результате дети понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.

Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Поэтому в детском саду действует комплексный подход к этой проблеме. Для родителей и воспитателей проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, оформляется стендовая информация по проблемам развития социально- эмоциональной сферы детей.

Физкультурно-оздоровительное

Образовательная область «Физическая культура»

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ;

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Здоровье»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Вся физкультурно-оздоровительная работа планируется с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей. Ведется тесное сотрудничество с воспитателями и родителями.

В группах оборудованы спортивные уголки, доступные для детей и содержащие пособия для подвижных игр, утренней гимнастики, спортивных игр. Есть пособия для групповой и индивидуальной работы, спортивная площадка. Диагностика, которую мы проводим 2 раза в год, позволяет нам координировать все наши действия в физическом развитии каждого ребенка.

Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корригирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, сколиоза. Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения помогают решению задачи оздоровления детей.

Большое внимание медико-педагогический коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организмаребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды.

Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом рекомендаций врача-педиатра, старшей медсестры, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

- упражнения после сна (в постели) ;

- массаж пяток;

Источник shig-dssol.ru
11 Июнь 2012 АлексейГлавная страница » Патриотическое воспитание Просмотров: 401 Развитие самосознания. Возникновение предпосылок развития самосознания в младенчестве и раннем детстве.

Формирование представлений о собственном теле. Активность как личностное новообразование первого года жизни.

Важнейшие личностные приобретения в раннем детстве: «гордость за собственные достижения» и самосознание.

Основные направления развития самосознания у дошкольников. Особенности развития самооценки и самоконтроля. Осознание себя во времени.

Половая идентификация и осознание своей индивидуальности. Осознание своего места в системе общественных отношений.

Условия и пути развития самосознания и самооценки в разном возрасте в разных видах деятельности.

Роль социального окружения в формировании самосознания: общение со взрослыми, сверстниками, взаимодействие с «рукотворным» миром вещей.

Основные понятия . Самосознание, самооценка, самоконтроль, половая идентификация, образ «я», активность, новая внутренняя позиция.

Развитие воли

Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детстве. Произвольные движения как одно из первых проявлений воли. Зачатки целенаправленности. Фазы развития произвольных движений: предварительная ориентировка в задании, формирование сенсомоторного образа.

Условия развития произвольных движений и действий у ребенка от рождения до 3 лет, их значение для психического развития на этом возрастном этапе.

Основные направления развития воли в дошкольном возрасте.

Становление волевого действия.

Развитие целенаправленности действий, способности к целеполаганию.

Появление новых мотивов и потребностей в разном возрасте. Изменение содержания мотивов и потребностей. Борьба и соподчинение мотивов.

Соподчинение мотивов и произвольность поведения.

Условия развития мотивов и потребностей в разном возрасте в разных видах деятельности.

Установление отношения цели действий к их мотиву. Волевые усилия при выполнении действий, преодоление препятствий.

Особенности оценки ребенком полученных результатов.

Развитие волевых качеств: самостоятельности, настойчивости, смелости, целеустремленности, инициативности и волевых привычек: к регулярному труду, физической и гигиенической культуре, к сдержанности. Волевые привычки и индивидуальность ребенка.

Взаимосвязь развития воли с развитием познавательных процессов, личностных новообразований, произвольности поведения и деятельности, самосознания, самооценки, самоконтроля. Воля и совершенствование разных видов деятельности.

Условия волевого развития в разных видах деятельности в разных возрастных группах.

Основные понятия . Воля, волевое действие, волевое усилие, соотношение мотива и цели, волевые привычки, волевые качества личности, произвольность поведения, произвольные движения и действия, мотив, соподчинение мотивов, борьба мотивов, потребность.

Эмоциональное развитие

Общие закономерности и пути развития эмоций и чувств в онтогенезе. Развитие динамики и содержания эмоций и чувств. Развитие произвольности, разумности эмоций и чувств.

Дифференциация, обогащение переживаний. Развитие высших чувств как обобщение эмоций, направленных на определенный объект.

Развитие положительных эмоций и их роль в психическом развитии.

Особенности развития высших чувств у дошкольников: познавательных, нравственных, эстетических. Роль сопереживания в развитии высших чувств.

Условия развития эмоций и чувств в разном возрасте. Роль общения со взрослыми - родителями, воспитателями детского сада. Роль общения со сверстниками.

Влияние условий и характера выполнения деятельности на развитие чувств. Индивидуальность ребенка и развитие чувств. Роль возрастных этапов, кризисов, появления новых интересов, потребностей в развитии эмоций и чувств.

Эмоциональное неблагополучие детей и его причины. Аффекты, страхи, причины, их вызывающие, и пути преодоления.

Основные понятия. Эмоции, высшие чувства, динамика и дифференциация чувств, аффект, страх, содержание чувств, эмоциональное неблагополучие.

Материал с сайта dochkolenok.ru

Особенности развития личности дошкольника

Тема 2. Особенности развития личности дошкольника

1. Какие блоки в структуре самосознания дошкольника были выделены В. С. Мухиной, охарактеризуйте каждый из них.

Мухиной были выделены 8 блоков в структуре самосознания дошкольников:

  • Ребенок выделяет себя как субъекта, осознает свои желания
  • Ребенок выделяет себя как носителя имени, осознает, что все окружающие имеют свои имена
  • Ребенок начинает обозначать себя местоимением «я», осознает себя субъектом, видит отличия от других людей
  • Стремление к самостоятельности, осознает свои возможности
  • Формируется притязание на признание, ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих его людей
  • Возникновение чувства половой принадлежности
  • Осознание своих прав и обязанностей

В общем виде структуру самосознания можно представить как сумму трех компонентов:

  • Познавательная сторона (самопознание)
  • Регулятивно-действенная (волевая) сторона (саморегуляция)

2. Раскройте динамику формирования самопознания в дошкольном возрасте.

В младенческом возрасте ребенок не осознает, что например, рука принадлежит ему. Только многократные действии я с одни м и тем же предметом позволяют осознать свои действия.

В 1 год ребенок отзывается на свое имя, но еще не осознает, что это его собственное имя, а скорее осознает комплекс эмоционального отношения к нему (ласковый тон, интонация) . К году ребенок имеет представление о частях своего тела, но еще не узнает себя в зеркале. Это происходит к 1,5 – 2 годам.

Ребенок осознает идентичность себя образцу, который отражается в зеркале. На фотографиях и в кино ребенок воспринимает себя как другого ребенка.

В 2,5 года он начинает узнавать себя на фотографиях ( но не как у взрослых: у ребенка происходит удвоение своего «я») . Ближе к 3 годам – полностью «я», благодаря чему ребенок отделяет себя от других. Появляются личные желания. Осознает, что имя принадлежит ему, что у всех есть свои имена.

Очень важное социальное новообразование, имеющее решающее значение для развития личности ребенка – появление притязания на признание, связанная с ним самооценка.

Притязание на признание – стремление ребенка получит положительную оценку своим действиям, способностям, стремление соответствовать требованиям взрослого ( в конце 2 – начале 3 года) или сверстника (со среднего дошкольного возраста) . На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется зависимость поведения ребенка от взрослого, поведение которого , в свою очередь, обуславливает активность и деятельность ребенка. Но притязание на признание по-разному проявляется в разных возрастах:

Ребенок раннего возраста более открыто проявляет радость в ответ на похвалу, огорчение – в ответ на порицание.

У старшего дошкольника притязание на признание носит более скрытый характер, его больше интересует оценка результатов деятельности.

В отношениях со сверстниками притязание на признание проявляется в стремлении быть как все и в стремлении быть лучше всех. Стремление быть как все подтягивает ребенка до общего уровня развития, быть лучше всех – ведет к стремлению ребенка занять определенное социальное положение, играть определенную роль (чаще выражается в игровой деятельности) .

Т.е. притязание на признание в отношениях со взрослыми выражается в желании получит поддержку, в отношения со сверстниками – отношения соперничества.

3. Чем характеризуется развитие самооценки в дошкольном возрасте?

В самооценке в наибольшей степени проявляется самосознание ребенка.

Божович считает, что в первичной самооценке почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на основе желания получит одобрение со стороны взрослых, а значит сохранит эсмоциональное благополучие. В последующем начинает преобладать интеллектуальный компонент самооценки над эмоциональным: ребенок начинает осознавать свои достоинства, возможности, успехи, неудачи.

Вопрос об осознании своих умений в разных видах деятельности изучался Анкудиновой:

  • В возрасте 5 лет дети слабо владеют умениями, к А правило их переоценивают.
  • В 6 – 6,5 лет происходит резкий скачок в осознании своих умений. Оценка становится более точной, обоснованной. Дети редко хвалят себя, скромны в оценке своих умений.
  • В 7 лет - еще более осознанное отношение к своим умениям, большинство испытуемых оценивают свои умения довольно объективно.

По исследованиям Силвестру было выявлено, что с возрастом увеличивается процент детей точно оценивающих свои возможности. В группе детей младшего (78%) и среднего (52 %) возраста преобладают дети с постоянно завышенными представлениями о себе.

В младшем дошкольном возрасте детей заниженными представлениями о себе мало. Заниженная самооценка начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте.

Характер представлений о себе тесно связан с личностными качествами и особенностями деятельности.

Дети с точными представлениями о себе: имеют адекватное обстоятельствам поведение, настойчивы, старательны, общительны, могут сотрудничать, помогать другим.

С заниженными представлениями о себе: характерно трудное переключение от одной деятельности к другой, дети малоподвижны, излишне сдержанны, необщительны, недоверчивы, легко обижаются, не верят в свои силы, не умеют постоять за себя.

С завышенными представлениями: несдержанны, нестарательны, плохо сотрудничают с детьми, быстро обижаются, очень остро переживают неудачи.

Похожие материалы

Подробней на сайте vunivere.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника

    Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры» Актуальность. М...

  • Личность дошкольника

    Изучение особенностей личности старших дошкольников Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» г. Перми...

  • Методы развития волевых действий дошкольника

    Структура волевого действия у дошкольника Волевое действие в своем развитом виде имеет сложную структуру, в которую включают осознанный, мотивированный выбор цели, принятые решения, планирование,...

  • Эмоциональное развитие дошкольников

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Значение игры в нравственном развитии дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....

  • Развитие личности ребенка особенности развития дошкольника

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Условия развития личности в дошкольном возрасте

    Опыт работы по проблеме. Развитие творческих качеств личности детей дошкольного возраста на основе хореографического искусства Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Радченко Елена Вячеславовна, музы...

  • Особенности социального развития дошкольников

    Доклад на тему: «Социально — личностное развитие дошкольников» Социально-личностное развитие Полноценное развитие детей во многом зависит от специфики социального окружения, условий его воспитани...

  • Развитие мотивационной сферы дошкольника

    Семинар для педагогов ДОУ на тему «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста» Данная методическая разработка представляет собой семинар для педагогов ДОУ с использованием презентаци...

  • Развитие игровой деятельности дошкольника

    Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете, Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети. З. Гиппеус. «Игра - преобладающий ил...

  • Социально нравственное и личностное развитие дошкольников

    Социально-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы Воспитателя МБ ДОУ № 21 Г. Батайска, Ростовской области Парфёновой Ларисы Сергеевны Вторая квалификационная кат...