Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста

Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного процесса. Вокальные навыки у дошкольников развиваются путём приобщения их к музыке.

Музыка вызывает у детей разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость, или лёгкую печаль.

Музыкальное искусство, отражая жизнь во всём её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Это, прежде всего язык чувств, а пение- основное средство музыкального воспитания дошкольников, так как является самым массовым и доступным видом исполнительства для детей. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание произведения, и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Дошкольная педагогика рассматривает особенности детского пения с различных сторон: исполнение, распевание, пение, сопровождаемое движением, или игрой на детских музыкальных инструментах. Разработана система индивидуально- дифференцированного подхода к детскому пению на занятиях.

Певческие возможности дошкольников невелики. И всё же, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства. Обучение строится на основе вокально- хоровых требований. Детей учат правильному звукообразованию и дыханию, внятному, ясному произношению слов. Это так называемые вокальные навыки. Вокально – хоровые навыки помогают выразительному пению, формированию слуха и голоса. Они включают в себя: установку – при обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, однако, при слушании музыки, дети могут прислоняться к спинкам стульев. Звукообразование: дети должны петь естественным, светлым звуком, без крика и напряжения. Дикция: для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Чистота интонации: для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голосу детей данной группы. Чистота интонации зависит так же от музыкального окружения ребёнка. Если родители дома поют, слушают музыку, дети стараются подпевать, их вокально – музыкальные данные развиваются.

На музыкальных занятиях обучение пению проходит в различных формах. Детям 4-6 лет перед разучиванием песни часто дают тренировочные упражнения, которые активируют слуховое внимание. Это небольшие попевки, или фрагменты песен. Каждое упражнение направлено на развитие певческих навыков и музыкального слуха. Например, чтобы научить правильно, интонировать, детям предлагаются попевки в наиболее удобной тесситуре, с повторяющимися мелодическими оборотами, чаще всего построенными на устойчивых звуках той, или иной тональности - «Зайка». Р. н. м. (е-moll)

Заинька, зайка, маленький зайка!

Длинные ушки, быстрые ножки.

«Кукушка» Е. Тиличеевой. (G-dur)

Здесь кукушка одна: ку-ку-ку-ку!

В нашем парке слышна: ку-ку-ку-ку!

Целый день дотемна: ку-ку-ку-ку!

Всё кукует она: ку-ку-ку-ку!

Эти маленькие песни, построенные на 3-х устойчивых звуках (соль, ля, си-G-dur). Многократно повторяющийся мелодический оборот помогает детям закрепиться на этих звуках и чисто их воспроизвести.

Для получения более высокого звучания можно предложить детям попевки, вокальные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта, в виде подражания пению кукушки («ку-ку», крику гусей («га-га», кудахтанью кур («ко-ко», игре на дудке («ду-ду») и т. д. Продолжительность таких занятий 5-7 минут.

Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель должен учитывать особенности каждого ребёнка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», повыше. Другому – какое положение придать рту, губам. Третьему предлагает спеть погромче, посмелее, или наоборот, мягче, тише и т. д.

Для музыкального развития детей, воспитания у них интереса к пению, большое значение имеет исполнение дошкольниками песен на детских музыкальных инструментах.

Стройное, слитное пение (ансамбль) у детей достигается постепенно. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель даёт знак, чтобы все начали песню одновременно.

Итак, все вышеперечисленные вокальные навыки: звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.

www.maam.ru

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности, песенное творчество не исключение. Так как является из наиболее массовых и существенных компонентов традиционной культуры, определяется необходимостью его сохранения в условиях глобализации и натиска так называемой «массовой культуры». Именно в период детства важно реализовывать творческий потенциал ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Современные научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Воспитание слуха и голоса сказывается на формирование речи, а речь, как известно, является основой мышления. Очевидно воздействие, при планомерном вокальном воспитании, благоприятное действие на физическое развитие детей, на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхательную систему, тесно связана с сердечно - сосудистой системой, следовательно, дети, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляют свое здоровье. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

Огромные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию – пению в хоре, ансамблях; участие в праздниках, развлечениях, концертах, выступлениях на сцене, участие в песенных конкурсах.

Цель дошкольного учреждения: развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры

Достижение данной цели способствует решение следующих задач:

образовательные – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

воспитательные –Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Изучив современные программы и технологии в области вокального воспитания детей, мы решили отойти от традиционного понятия «развитие музыкального слуха», а ввели в педагогическую практику понятие «развитие голосового аппарата». И определяем ведущей идеей в своей работе с дошкольниками - воспитание вокально-хоровых навыков, которые формируют фундаментальные навыки вокальной культуры и навыки, развивающие общую музыкальную культуру человека.

Перечень используемых программ:

Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития; [Программа "Из детства - в отрочество"]. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2004. - 172, [1] с. : нот.

Парциальные программы дополнительного образования:

Костина, Э. П. Камертон : программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста

Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Применяем в работе Технологию развития голоса и слуха по адаптированной системе В. В. Емельянова.

Система работы музыкального руководителя по развитию вокально-певческих навыков осуществляется в трех направлениях: с педагогами детского сада, реализуется по этому вопросу через следующие формы работы – консультации, мастер-классы. семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии, с родителями воспитанников организуются также консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, дискуссионные клубы, круглые столы, совместные развлечения, досуги, концерты кружка «Золотая нотка».

С воспитанниками – занятия, индивидуальная работа осуществляется, театральной деятельности, в рамках организации кружковой работы «Золотая нотка», работа в которой ведется по парциальной программе дополнительного образования.

Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая певческими вокальными навыками (четкой дикцией, правильному звукообразованию и дыханию, чистому интонированию) и хоровыми навыками (стройности и слитности звучания по времени, силе, характеру, одним словом - ансамблю).

Дыхание является важнейшим механизмом в певческом процессе. Владея техникой певческого дыхания, ребенок интуитивно подстраивается под особенности текста конкретной песни. (применяем упражнения для развития дыхания)

учить нет смысла никакому другому вдоху, кроме быстрого и бесшумного. Длина певческого выдоха не столько связана с количеством воздуха в легких, а больше зависит от работы гортани и формы рупора» В. В. Емельянов

1. Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений и певческих навыков: Работа по постановке детского певческого голоса начинается уже в младшем дошкольном возрасте, но проводится очень осторожно и постепенно. На первом этапе им доступно только

Подпевание, воспроизведение звукоподражаний; (мяучит кошка, лает маленькая собачка и др.)

Далее для «разогревания» певческого аппарата:

Артикуляционная гимнастика (внешняя – массаж языка, губ, щёк, резонирующий массаж - Головное звучание - это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста, организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования, Очень важно освободить артикуляционный аппарат ребенка, его нижнюю челюсть. Этому может помочь упражнение «Оса», предложенное Д. Е. Огородновым. Открыв рот, ребенок пальцами обеих рук как бы соединяет щеки между зубами верхней и нижней челюсти («талия осы»).

Внутренняя артикуляция –формирование рупора) ; дикция (работа над гласными, согласными)

Упражнения для развития голоса и слуха (по адаптированной системе В. В. Емельянова, которые включают

Голосовые игры и фонопедические упражнения, позволяют овладеть механизмом автоматического перевода гортани из одного режима работы в другой, учат мягко и естественно преодолевать межрегистровый голосовой порог, расширять голосовой диапазон.

Распевание на основных ступенях лада (1-3-5 (на слоги)

Использование звуковысотного жеста (высокое, среднее, низкое положение руки). Движением руки показываем, как петь: выше или ниже, или на одном звуке («Андрей-воробей» р. н. п., что помогает им точнее интонировать звуки.

Для оптимальной организации всего певческого аппарата необходима правильная осанка в пении: корпус и плечи чуть откинуты назад и без напряжения как бы опираются на поясничные позвонки, что создает условия для свободной работы гортани.

2. Основные приемы развития голоса относящиеся к звукообразованию, ритмическому ансамблю и выразительности исполнения

Для развития хорошей дикции, четкого произношения, ритмического ансамбля и подвижности нижней челюсти используем прием моделирования темпа от медленного до быстрого. (речевое, двигательное, графичекое)

Прием Ритмодекломация - это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно ритмическом исполнении текста, а также упражнение для исполнения, соинтонирования музыки.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде все го потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, пальчиковые игры, стихотворения.

«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящем в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность.

Результаты нашей работы показали повышение интереса детей к певческой деятельности, усовершенствование специальных вокальных навыков : певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.) ; дети обрели навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания) .

Эта работа требует огромного внимания и времени, поэтому в перспективе продолжать совершенствование вокальных навыков в процессе осваивания песенного материала. Достижение выразительности исполнения за счет мимики, тембра голоса, динамических оттенков, фразировки, чистоты интонации, дикции, темпа и др. навыков, добиваться художественного и технического единство исполнения произведения, выявлять и развивать творческий потенциал воспитанников, расширять формы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам музыкального образования.

www.maam.ru

Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

«Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад № 30» г. Сыктывкар

В последнее время многие педагоги дошкольных учреждений уделяют много внимания постановке танцев, театрализованных представлений, а на формирование навыков правильного звукообразования на занятиях почти не остается времени. Во многих детских садах репертуар песен для праздников и развлечений подбирается сложный, не доступный диапазону детского голоса. Часто пение детей крикливое, фальшивое. Это в свою очередь, вредит развитию музыкального слуха детей, развитию эстетического вкуса. Очень важно, чтобы дети пели естественным голосом, чисто интонируя, выразительно и эмоционально передавая характер и настроение песен.

Пение является самым доступным видом детского исполнительства, т. е. каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом. Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких, как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным песнями, также помогает формированию эстетического отношения к музыке, а через нее – и к окружающей действительности.

Поэтому с самого раннего дошкольного возраста надо учитывать специфику детского голоса, чтобы избежать ошибок в работе по формированию певческих навыков. Детский голос очень хрупок и раним, голосовые связки короткие и тонкие. Гортань, легкие детей малы. Мышцы голосового аппарата также слабы, в результате чего детский голос высокий и не очень сильный. Диапазон детского голоса небольшой, который при правильной организации певческой деятельности расширяется. Работа по развитию певческих навыков у детей будет более результативной, если учитывать эти особенности детского голоса.

Формированию вокально-певческих навыков включает в себя навыки звукообразования, певческого дыхания, дикцию, чистоту вокального интонирования, навык ансамблевого пения.

При выборе песенного репертуара необходимо учитывать, чтобы содержание песен отражало круг интересов ребенка. Подходящий репертуар для всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии и содержание просты и доступны, формируют музыкальный вкус и могут применяться в различных жизненных ситуациях. Тексты песен должны быть доступны для понимания детьми. Если в содержании песен есть сложные для понимания детьми слова, их нужно обязательно объяснить ребенку.

Диапазон песен не должен превышать возможности певческого диапазона детского голоса. Фразы песен должны быть короткими, т. к. объем детского дыхания невелик. В мелодии песен важно отметить простые интонационные и ритмические ходы.

Работу над песней можно разделить на три этапа – ознакомление, разучивание и закрепление. На первом этапе важно заинтересовать детей, пробудить в детях желание выучить и исполнить песню. Второй этап связан с ее разучиванием. Здесь идет работа над формированием и развитием вокально-певческих навыков. Перед пением необходимо «разогреть» голос ребенка, используя небольшие распевки со словами или на слог (на 2-3 звука). При разучивании песни важно сосредоточить внимание ребенка на мелодии, которую лучше начать осваивать без текста на слог. Так внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотных и ритмических особенностях мелодии. Можно разучивать мелодию без фортепианного сопровождения. Сложные по ритмическому рисунку фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Ритмический рисунок можно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на слог. В работе над дикцией обратить внимание на выразительное исполнение текста в соответствии с его смыслом. В работе над дыханием необходимо разъяснить, что дышать нужно спокойно, не поднимая плеч, не делая шумных вздохов перед фразами, сохраняя воздух до окончания фраз. Педагогу необходимо помнить, что певческие навыки и умения формируются успешнее, если они окрашены эмоционально. Поэтому с самого начала разучивания песни необходимо искать выразительный звук, отвечающий ее характеру, необходимо, чтобы фразировка была логична, а штрих, динамика и темповые отклонения соответствовали эмоционально-образному содержанию песни. На третьем этапе идет закрепление песни. Здесь важно проверить, как песня усвоена каждым ребенком. Для этого можно петь подгруппами, индивидуально, по «цепочке». Пение с сопровождением можно чередовать с исполнением без инструмента.

Показателем усвоения песни будет ее исполнение детьми в самостоятельной деятельности, в свободное время, по собственной инициативе. Критерием музыкального развития при этом будет не количество разученных песен, а красивое, выразительное пение, любовь к песням и потребность в нем.

Литература:

1. Кацер О. В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5, 6 -2004г., с. 21, №2-2005г., с. 22

3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2

4. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

7. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

www.maam.ru

Методическая разработка по музыке на тему: Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано 23.01.2013 - 19:42 - Хмелевская Татьяна Николаевна

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Детскую психику справедливо сравнивают с чистой грифельной доской: что на этой доске впервые пишется, то плохо стирается, а то и вовсе невозможно будет стереть. Эту важнейшую особенность детского мозга неоднократно подчеркивал выдающийся чешский педагог, основатель дидактики Ян Амос Коменский.

Чем раньше усвоен человеком какой-либо навык, тем он прочнее и тем труднее поддается переделке с годами. Вокальным педагогам хорошо известно, что переучить певца, обладающего дурной манерой пения, бывает значительно труднее, чем научить правильно петь человека, не обладающего никакими навыками.

Методика развития певческих навыков с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокальной педагогике при обучении взрослых. Существенное различие заключается в методах и приемах.

Развитие певческого голоса тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.

Следует четко разграничить певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые выступают как причина, вторые – как следствие.

Свойства певческого голоса: Основные вокальные навыки:

1) звуковой диапазон; 1) звукообразование;

2) динамический диапазон; 2) певческое дыхание;

3) тембр; 3) артикуляция;

4) качества дикции; 4) слуховые навыки;

5) выразительность исполнения. 5) навыки эмоциональной

выразительности.

Звукообразование – это не только атака звука, то есть момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голосов. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с владением регистрами. С навыком сознательного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса.

Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделение навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и прочее.

Навык артикуляции включает в себя:

-отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

- умеренное округление фонем за счет их заднего уклада;

- умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;

-умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

-умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения различных гласных;

-умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии.

Навык дыхания в пении также распадается на отдельные элементы, главные из которых:

-певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

- глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;

-момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положением вздоха, накапливается соответствующее подскладочное давление;

-фонационный выдох постепенный, экономный при стремлении сохранить вдыхательную установку;

- умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.

К основным слуховым навыкам в певческом процессе следует отнести:

- слуховое внимание и самоконтроль;

- слуховое дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения ;

- вокально – слуховые представления певческого звука и способы его образования.

Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет:

- мимики, выражения глаз, жестов и движений;

- богатстве тембровых красок голоса;

Читать далее nsportal.ru

- развитие музыкальных способностей ( эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально- слуховых представлений, чувства ритма)

- сохранение и укрепления здоровья детей.

В соответствии с задачами, объектом и предметом исследования можно

выдвинуть следующую гипотезу:

Если использовать индивидуальный подход, то развитие певческих навыков у детей подготовительного возраста будет более эффективным и приведет к совершенствованию данных качеств независимо от природных данных.

Особенности развития певческих навыков

и пути их совершенствования

Пение - удивительный, прекрасный вид искусства, он

доступнее, чем другой для дошкольного возраста - самого благоприятного периода для формирования и развития голоса. Способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, его умственному и физическому развитию.

Кроме того - это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

У дошкольников голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки развиваются, связки короткие и тонкие, нёбо малоподвижно. К 7 годам большая сформированность - примарные звуки

«ми-си» 1октавы(звучание более легкое и естественное) , «ре» 1- «до» 2 октавы идеал певческого диапозона.

Большинство детей передают общее направление мелодии, удлиняется дыхание - хотя поют дети короткими фразами, артикуляция улучшается.

Дети поют с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, способны воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом, ребята держат правильно корпус, относительно свободно артикулируют, стараются и умеют правильно распределять дыхание, а общее исполнение становится более выразительным и приобретает основные певческие навыки.

Певческая установка - правильная поза

Во время пения сидеть(стоять) ребята должны прямо, не поднимая плеч, руки вдоль туловища.

Вокальные навыки– взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции

Дыхание–один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает и чистота интонирования, и напевность, и легкость пения.

Дошкольники дышат поверхностно, рефлекторно, не диафрагмой. Вдох должен быть бодрым, глубоким (носовым) , выдох - медленным(ротовым, нижняя челюсть должна опускаться свободно, а мягкое нёбо с маленьким язычком помогает правильному извлечению звука.

Использую игры и упражнения на дыхание («Ветерок», «Насосы») , тренирую своевременность вдоха (между слов -«*песенка *звучит», а не «песен*ка зву*чит» ) , фраз.

Звукообразование, звуковедение – умение извлекать определенное качество звука: легких, мягких, что для детей чрезвычайно трудно.

Развитие данных умений связано с упражнениями на протягивание долгих звуков, пение без напряжения и крика, напевность чистоту интонирования

Пение без сопровождения, распевание гласных с их транспонированием

Содействует развитию напевности. «Эхо», «Лесенка» Е. Тиличеевой- любимые упражнения детей.

Протяжность в пении еще зависит от преобладания гласных, что характерно для народных песен ( «Во поле береза стояла») и подбор репертуара в желателен в умеренном или медленном темпе.

Дикция - хорошее произношение, создающее предпосылки для выразительного исполнения. Артикуляционный аппарат совершенствуется обогащением словарного запаса, упражнениями на дослушивание ( не глотания) окончаний, коллективным повторением текстов нараспев, артикуляционными упражнениями (язычок «трубочкой», «острый»,

покусывать, губы покусывать, оттопыривать)

Использую четкое, внятное, понятное произношение: «снегопад»- «снег(а) па(т) », «серые»- «сер(а) (и) », играю с ребятами в скороговорки

(«На дворе трава, на траве дрова», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок») , выразительно повторяю (артикулирую) с ними тексты песен - это способствует выразительности пения, применяю игровые упражнения на укрепление согласных( цепочки слов на определенный согласный «сани-сапожник-свечка-свирель») -с динамическим, ритмическим, звуковысотным сопоставлением, правильность гласных («А-э-и-о-у»)

Хоровые навыки - ансамблевое пение - слитность, соотношение силы, высоты

Хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй это чистое певческое интонирование.и прежде чем его добиться, нужно собрать внимание детей.

Пение с дирижированием ( жестами для показа и вступления, и динамики, и звуковысотности, и темпоритмовых изменений) , после вступления или сигналу, а капелла ( без музыкального сопровождения) -приемы, с помощью которых постепенно совершенствуется стройность звучания группы.

В работе над каждым из навыков использую различные методы:

Наглядный ( наглядно-слуховой,наглядно-зрительный) , словесный, практический, наглядно-слуховой предполагает показ детям способов вокального звучания, а так же движений для правильного голосообразования - т.е. движения дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, рта. Музыкально-дидактические игры очень эффективны и необходимы для музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности

( «Музыкальные лесенки», «Эхо», «Бубенчики»)

Для развития певческих навыков необходимо многократное повторение.

Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это подтверждает то, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.

В результате неспешной, терпеливой работы дети станут чисто интонировать каждый в силу своих возможностей. В свое время, каждый в свои сроки.

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, способствуют организации объединения в детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенным содержанием, с другой - рождает способность переживать настроения, переданные в песнях.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных навыков: ладового чувства, звуковедения, дикции, чистоты интонирования, слитного пения.

Таким образом, это доказывает необходимость развития музыкальных способностей в подготовительной к школе группе.

Огромную роль в формировании и совершенствовании навыков пения

играет работа с родителями.

Консультации, содержащие интонационные, артикуляционные, речевые игры, которые можно использовать и дома («Музыкально-дидактические игры и развитие певческих способностей») , совместные праздники, развлечения, конкурсы

(«Моя мама лучше всех», «Лучше папы друга нет») , анкетирование по вопросам музыкального развития - вот основные и необходимые формы сотрудничества . Родители охотно принимают в нем участие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек получает великий дар – голос - особого качества музыкальный инструмент.

А. Е. Варламов – замечательный русский композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, говорил о необходимости раннего обучения пению.

П. И. Чайковский – великий композитор так же обращался к нам: « Вся гениальная музыка пропитана мелодизмом», он доказал, что красота в песне - от ее простоты и естественности.

Если ребенка учить петь с детства, его голос в занятиях приобретет гибкость и силу при соблюдении осторожности, бережного отношения к детскому голосу и некоторых непреложных правил:

- все занятия необходимо организовывать в форме игры.

- индивидуальные установки нужно проводить «глаза в глаза».

- для определения положительной динамики и эффективности проведения работы необходима диагностика.

- важен правильный подбор песенного репертуара, соответствующего естественному диапазону детей.

- следует тщательно отслеживать состояние здоровья детей.

- бережно относиться к детским голосам.

- важно вести разъяснительную работу среди родителей.

Систематизация и индивидуализация развития певческих навыков

влияют на уменьшение различных недостатков в пении детей, они имеют важную роль в самореализации личности ребенка.

Материал с сайта nsportal.ru

Развитие певческих навыков

у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь.

Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра.Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

Двигательные упражнения,которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.

Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли) .

Также детям нравится упражнение “Пружинки”: по моей команде “вверх” - поднимаются на носочки, “вниз” - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги) .

Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук) , затем бросают руки вниз и расслабляются.

Выработке певческой постановки также способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.

Артикуляционная гимнастикане занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова.

Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку) ;

“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка) ;

“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад) ;

“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности) ;

“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы) ;

“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу) ;

“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами) ;

“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами) ;

“Улыбка” (улыбнуться) .

Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.

Дыхательная гимнастикаспособствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Для этого использую в работе различные образы, например:

•играет ветер с листвой;

•спустился воздух из колеса машины;

•сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”) .

Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках) , которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом “танцуют” вальс. (см.фото)

С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:

•почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

•снять усталость и утомление;

•развивать интонационный и фонематический слух;

•формировать правильное звукообразование.

В своей работе я использую видеопроекты , с игровыми упражнениями «Пчёлка», «Жук», «Самолёт», «Снежинка», где дети учатся воспроизводить своим голосом направление мелодии на определенные звуки: «з», «ж», «у» и т.д. (Рисунки 1,2,3)

Рис.1 Рис.2 Рис.3

В результате таких игровых упражнений у детей закрепляются интонационный слух и дикция.

Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:

•человеческому голосу (крик, смех, плач) ,

•голосам животных (мяукать, куковать и т.д.) ,

•“голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, “Здравствуйте!”) , названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем использую словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т.д.) . Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.) .

Варианты заданий в играх даю разнообразные:

•произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;

•изменяем регистр голоса: высоко, низко;

•изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.

Ритмодекламация– четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха.

Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.) . Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга) . Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.

Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Шла веселая собака” Е. Попляновой и другие песни-игры.

Большое внимание в работе с детьми уделяю распеванию.Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на основе методического пособия «Учимся петь, играя» А. А. Евтодьевой.

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. ( «Маша и медведь», «Лиса и воробей», «Карабас Барабас и куклы» и др.)

Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком. Пение сопровождается наглядными приёмами: иллюстрациями с заданными сюжетами.

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г. Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы.

Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.

В играх с пением дети упражняются петьа капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня.

Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Список литературы

  1. Абелян Л., Как Рыжик научился петь – М.: Советский композитор, 1989. – 33с.
  2. Битус А. Ф., Битус С. В., Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007. – 96с
  3. Евтодьева А. А., Учите петь, играя
  4. ЕмельяновВ. В, Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.- 192c
  5. Картушина М. Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду – М.: 2010 – 176с
  6. Кацер О. В., Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005. – 52с
  7. Музыкальный сад - Форум // http://www.musical-sad.ru/forum/

Материал nsportal.ru

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Новикова У. Ф.

Главная - Образовательная деятельность - Педагогическая копилка - Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Новикова У. Ф.

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Новикова У. Ф.

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры и общечеловеческим ценностям.

Многие взрослые сегодня не заинтересованно относятся к перспективе обучения своих детей хоровому пению и музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух – это центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

Музыкальный слух есть у всех без исключения здоровых людей, но уровень развития музыкального слуха у всех разный, от очень слабого до абсолютного. Необходимо отметить, что музыкальный слух, как и любая другая способность, поддаётся тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать.

По утверждению многих учёных, музыкальных педагогов, врачей – фониаторов, решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести «вокальной моторике», то есть пению. Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой, же мере участником формирования музыкального слуха и памяти.

Маленькие дети чаще всего показывают неплохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – не правильное голосообразование. Исправление голосообразования ведёт к быстрому развитию музыкального слуха. Отсюда вывод: если ребёнок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу.

Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объёме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом даёт ребёнку возможность, сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Таким образом, состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Из сказанного можно сделать ясный, научно обоснованный вывод: человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет своё физическое и психическое здоровье.

Хоровое пение является важнейшей основой для развития вокально-хоровых навыков, которые обуславливают развитие всех музыкальных способностей.

Музыкальная театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. Процесс театрализованной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием ребенка, в частности с песенным творчеством. Природная предрасположенность дошкольников к напеванию и пританцовыванию объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нем.

Исходя из актуальности темы, целью работы стало:

Развитие вокально-хоровых навыков через музыкально-театрализованную и проектную деятельность.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- развитие творческих способностей через музыкально-театрализованную деятельность;

- развитие пластической выразительности и музыкальности, чувство ритма и координации движений;

- учить правильной артикуляции и четкой деятельности, умению пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

- активизация познавательного интереса, развитие памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения.

Достижение данной цели возможно, совершенствуя работу в образовательной области «Музыка», а также формируя основы вокально-хоровых умений, повышая уровень певческих способностей дошкольников через развитие эмоциональной сферыи ее интеграцию с другими образовательными областями (познание, коммуникация, социализация, художественное творчество) .

Работа строится таким образом, чтобы дети не чувствовали, что их обучают, они просто заняты интересной для них деятельностью, например, увлекательной сказкой, игрой, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения.

Сложные задачи по развитию дикции и артикуляции решаются через использование: игр на развитие речевого и певческого дыхания, речевых игр с голосом, пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Важным направлением работы стало вовлечение родителей, детей и воспитателей в реализацию творческого проекта « Что за прелесть эти сказки!»

Актуальность данного метода заключается в интеграции всех видов деятельности (музыкальной, театральной, изобразительной, речевой) .

Участниками проекта являются: музыкальный руководитель, дети 6-7 лет, воспитатели, родители, воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатель компьютерного - игрового комплекса, педагог-хореограф.

Цель проекта: взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания, развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

- создать условия для активного вовлечения детей, воспитателей и родителей в музыкально-театрализованную деятельность;

- развивать у детей первичные навыки в области театрального искусства и песенного творчества;

- заинтересовать родителей, детей и воспитателей совместной актерской игрой в одном спектакле;

- учить понимать занимательность сюжета сказки, особенность их языка и формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

Реализация проекта проходила через разные этапы. В рамках подготовительного этапа с детьми были организованы:

- просмотр мультфильма и фильма-сказки «Золушка»,

- рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Золушка»,

- проведение конкурсов, викторин, кроссвордов по сказке.

Для педагогов был проведен семинар-практикум «Сказка как средство всестороннего развития детей». Знакомство со сценарием и распределение ролей. Подобрано музыкальное оформление к постановке.

В ходе основного этапа осуществлялась работа над вокалом, постановкой танцев, сценок, индивидуальная работа над выразительностью монологов и диалогов. Были созданы костюмы, декорации, атрибуты к мюзиклу «Золушка».

Заключительный этап: премьера мюзикла «Золушка».

Реализация проекта позволила, удовлетворить возрастные потребности детей в музыкально-театральном творчестве, освободить ребенка от закомплексованности, дать ему ощущение своей особенности, принести ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие» поющих слов» в музыкальном спектакле стало более осознанным и чувственным за счет подключения сенсорных систем, а собственная включенность в действие позволило ребенку смотреть не только на сцену, но и в «себя», уловить свое переживание, зафиксировать его и оценить.

Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

Считаю, что разработка и реализация таких проектов позволяет добиться высоких результатов в осуществлении образовательного процесса. Выстроенная мною система работы позволяет воспитанникам совершенствоваться в музыкальном развитии и очень хочется верить, что я своей работой, своим отношением помогаю детям и взрослым любить театр, песню во всех ее проявлениях.

Подробней 29ds.ru

Другие статьи по теме:

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

    Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка - могучий ис...

  • Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста

    Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические...

  • Нарушение речевого развития детей дошкольного возраста

    Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальн...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...

  • Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

    «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа дет...

  • Двигательная активность детей дошкольного возраста

    Использование интеграции образовательных областей при организации двигательной активности детей дошкольного возраста В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физи...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Программы по математическому развитию детей дошкольного возраста

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...