Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Статья на тему: Развитие и формирование познавательных

интересов у детей дошкольного возраста

Актуальность исследования. Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности.

Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: "Особенности познавательного развития детей раннего возраста".

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания дошкольников раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи с игрой позволили сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития детей.

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути его формирования.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.

Задачи исследования:

- рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;

- исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса в психологии и педагогике;

-определить критерии сформированности познавательного интереса;

- рассмотреть методики формирования познавательного интереса.

В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Представленный в статье материал будет полезен практикующим педагогам-психологам детских дошкольных учреждений, а так же педагогам начальной школы, для дальнейшего изучения познавательных способностей у детей.

www.maam.ru

Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой

«Развитие познавательного интереса и наблюдательности

у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Опыт работы.

Цель:

поиск педагогических условий для формирования познавательного интереса дошкольников посредством природы.

Задачи

• изучение психолого-педагогической литературы по вопросу экологического воспитания детей дошкольного возраста;

• создание и апробирование системы работы по экологическому образованию детей;

• развитие потенциальных возможностей каждого ребенка, пробуждение у детей личной заинтересованности в познании окружающего мира.

Работа над проектом:

1. Заинтересовать ребенка проблемой

2. Проводить работу регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность

3. Привлекать к работе родителей

Новизна моего опыта

- включение в совместную деятельность заданий, способствующих формированию положительной мотивации по отношению к природе;

- создание авторских пособий, решающих задачи познавательного развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

- использование игровых технологий, развивающих любознательность, наблюдательность и познавательный интерес;

- внедрение музейной педагогики, которая обогащает новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать информацию

Дошкольное детство является ответственным периодом в жизни человека: когда происходит становление человеческой личности, закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна, проблема развития познавательного интереса и наблюдательности у детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она - важное условие и средство познания. Быть любознательным - значит быть деятельным.

По своей природе дошкольники стремятся познать окружающую действительность. Задача взрослых - не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

Воспринимая каждого ребенка как личность, я особое внимание уделила созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательного интереса каждого ребенка. Мной были созданы:

- мини-лабаротория, наполняющаяся всеми новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;

- мини - огород на окне, где дети выращивают травку для зимующих птиц, рассаду, проводят опытническую работу. Учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;

- полка «умных книг», где находится познавательная литература (энциклопедии, картинки, иллюстрации, альбомы) ;

- дидактические игры, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для её обсуждения с детьми вне занятий.

- Для знакомства детей с временами года создала наглядное пособие «Волшебные зонты - «Осень», «Лето», «Зима», «Весна», которые отражают характерные признаки сезонов и их последовательность.

- Процесс ознакомления детей с сезонными изменениями в природе сопровождаем показом сезонного труда людей, иллюстрациями, чтением художественной литературы, творческими играми, развивающими познавательную активность детей: «Найди разное», «Когда это бывает? », «Так бывает или нет? ».

Расширяя арсенал пособий по познавательному развитию, я создала в группе «Панораму добрых дел», с помощью которой решаем не только, задачи экологического, но и нравственного воспитания. Пособие оформлено в виде чудо-дерева с фотографиями детей, на веточках которого завязываем листики- ленточки, если ребенок совершает добрые поступки. Детям рассказывается сказка о волшебном Старичке-Боровичке, который заботится о природе нашего родного края.

В конце недели в «час обсуждения» листочки-ленточки подсчитываются, выявляется «герой недели». Его персональная страничка «Защитник природы» выставляется в прихожей группы на целую неделю. Используя игровую технологию, я развиваю у детей любознательность, наблюдательность, познавательный интерес, воспитываем бережное отношение к природе.

С дошкольниками разрабатываются правила поведения в природе и обозначаются определенными знаками-символами. Такие правила разработаны и для педагогов сада, и родителей.

Особое место отвожу проектной деятельности, которая обогащает ребят новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать нужную информацию. Эту работу провожу в тесной связи с родителями.

«Помогите мишке» - это был наш самый первый краткосрочный проект, который способствовал развитию умения детей осуществлять совместную поисковую деятельность, побуждал детей к использованию различных способов для разрешения данной проблемы.

Второй проект «Медведи» включал в себя знакомство с некоторыми видами медведей (бурый, белый, панда, особенностями их внешнего вида, проживания, питания, через исследовательскую деятельность. Заключительным этапом проекта была презентация мини - музея группы «Медведи».

Следующий проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» помог уточнить и расширить знания детей о профессии мамы, сформировать осознанное понимание значимости матерей в своей жизни. Дети и родители приобщаются к исследовательской деятельности, обучаются навыкам постановки цели, проектирования деятельности, обсуждают полученные результаты.

Наблюдения за детьми во время совместной деятельности, изучения продуктов деятельности выполнения проблемно-поисковых заданий педагогов, детей и родителей - все это позволяет отметить наличие у всех, участников взаимодействия высокого уровня заинтересованности, ярких эмоциональных проявлений по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели, увлеченности в процессе решения проблем. Кроме того, наблюдаются стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Все эти поведенческие реакции - яркие показатели проявления познавательного интереса всех участников исследовательской деятельности.

Развитие познавательного интереса дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий, цель которых показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют.

Традицией стало проведение тематических недель, которые включают в себя проведение опытов, разгадывание загадок и головоломок, разнообразные викторины, конкурсы, праздники. Я заметила, что после их проведения большее количество детей стало по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствовало о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.

Я не утверждаю, что мне полностью удалось решить проблему развития познавательного интереса и наблюдательности у детей, но уже сегодня можно утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира.

www.maam.ru

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю»

В любой из программ дошкольного воспитания одной из первоочередных задач стоит сохранение здоровья детей, а так же «возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства» Поэтому при работе с детьми, нужно выстраивать работу, руководствуясь современными научными подходами:

- гуманистический

- личностно-развивающий

- деятельностный

Они помогают создать условия для самоорганизации и саморазвития ребенка в условиях развивающей среды. А так же позволяют организовать совместную и самостоятельную деятельность ребенка в качестве накопления им социального опыта и использования его в соответствии со своими устремлениями: познавательными, эмоциональными и практическими. Другими словами, создать условия для социального и делового партнерства взрослого и ребенка.

Таким образом, реализуя эти подходы, отказываться от авторитарной педагогики, которая предполагает четкую регламентацию деятельности детей в течении дня.

У нас в детском саду созданы уникальные, на наш взгляд, центры «Я выбираю»: музыкально–хореографический, географический психологический, физкультурный, изобразительного творчества. Задача взрослых - создать в центрах такие условия, которые бы стимулировали инициативу и творчество детей, обеспечивали выбор и самостоятельность в действиях, помогали овладеть навыками работы в команде.

В начале учебного года педагоги, проводят презентацию своих центров для детей и родителей. После чего, один раз в неделю дети старших и подростковых групп занимаются в этих центрах. Занимаются? Нет, играют. Играют с удовольствием в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, музыкальные, игры – фантазирование, экспериментирование. Играют и вместе с тем учатся, узнают что-то новое. Чему? Учатся самостоятельности, учатся делать выбор, взаимодействовать с детьми других групп – старшими и младшими, учатся ставить цели и принимать решения, анализировать свои действия и поступки. Утоляя жажду знаний в своей естественной среде – игровой, ребенок растет. «Рост наших детей измеряется не в сантиметрах, а в их способностях использовать полученные знания и умения в повседневной жизни».

Я хочу рассказать, что происходит в тот день, когда работают центры. Дети самостоятельно выбирают, в какой центр они отправятся сегодня.

Взрослому важно предоставить полную свободу, поддержать решение ребёнка. Кто-то сделает выбор сам, кто-то пойдёт с другом, одному нравится педагог, другому деятельность. Разобравшись со своими желаниями, дети отправляются и путь, тоже самостоятельно. В центрах ребят уже ждут педагоги, которые подготовили всё для встречи детей: развивающую среду, оборудование, игры, музыку. В музыкально-хореографическом центре начинается путешествие в мир музыки и пластики; география обширная (Россия, страны Востока, Греция, Мексика, Испания). Время и реальность, в которое попадают дети, тоже могут быть разными: прошлое и будущее, быль или сказка. Балансировать на набивном мяче, конструировать лабиринты и преодолевать их, придумывать собственные физические упражнения можно в физкультурном центре. Педагог ориентируется на индивидуальное развитие каждого ребёнка - помогает ему выбрать нагрузку по силам. Таким образом, для детей создается ситуация успеха, что обеспечивает хорошее настроение. Это помогает детям расти здоровыми. В психологическом центре детей ждет не психолог, а сказочник. Потому что мы знаем, что сказка - лучший помощник в воспитании, а сказочнику в волшебной мантии можно доверить самые сокровенные тайны. Почему дети любят рисовать? Да потому что дети по природе своей – творцы и гении. Просто нужно поддержать, похвалить ребёнка. А ещё предоставить разнообразный материал, а не банальные кисти и карандаши.Может поэтому, попасть в центр рисования хочет каждый ребёнок.Ведь педагог предложит разные материалы: краски, пастель, глину, нитки, листья, бусины, песок. А сколько способов нанесения рисунка! А в результате - шедевр, который юный художник унесет домой или подарит другу, воспитателю. Следующий центр - географический, руководителем которого являюсь я. Когда мне предложили вести этот центр, я долго сомневалась, будет ли детям интересна такая сложная и непонятная наука. Но проанализировав познавательную литературу, методические разработки, и наконец, изучив интересы старших дошкольников, я поняла, что «занимательная география»- это реальный проект, который можно реализовать в стенах детского сада.

Нередко так бывает, что взрослые сводят знакомство ребёнка- дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география - очень обширная наука, имеет множество разделов - метеорология, этнография, экология, геология, краеведение, геодезия. География, пожалуй, самая интересная для ребёнка область знаний. Ведь любой ребёнок интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задаёт множество вопросов о том, почему бывают землетрясения и извержения вулканов. Зачем море накатывает на берег волны и почему вода в нём солёная, что находится под землей и на дне океана. Осталось только всем вместе, опираясь на позицию сотрудничества и равного диалога разобраться в вопросах.

Нужно сказать, что свою работу, я решила построить, руководствуясь методическими принципами, о которых шла речь выше. В одном из них говорится о том, что «ведущей, универсальной формой саморазвития ребёнка является игра».

Педагоги констатируют, что сюжетно-ролевая игра в детском саду становится однообразной и скудной. Иногда просто не хватает времени на игру в плотном графике занятий, мероприятий. В. С. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Педагоги нашего детского сада приняли решение разработать и внедрить нетрадиционные сюжетно-ролевые игры в практику учреждения. Цель проекта - разнообразить привычную тематику игр в детском саду - больница, дом, гараж. Сразу скажу, что этот проект удался, дети теперь играют в «журналистику», «рыболовецкое судно», «зоомагазин». А ещё в «Туристическое агентство». Мы решили с детьми, что в эту игру можно поиграть в географическом центре. В конце лета дети приносят в детский сад фотографии, сувениры, карты городов, где они побывали. Мы с интересом их рассматривали, беседовали об этих путешествиях. В результате решили провести вместе отпуск и посетить разные интересные места. Для того, чтобы выбрать маршрут, нужно обратится в туристическое агентство, где помогут купить путёвки, расскажут о стране, посоветуют как сделать путешествие комфортным. Вид проекта - творческий, познавательный, долгосрочный Участники проекта - дети старшей и подготовительных групп, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, работники туристического агентства.

Мы с детьми обсудили возможные этапы развития сюжета:

- создание и регистрация вывески

-размещение рекламы в прессе

-посещение туристических выставок

-отправка первых клиентов.

Структура агентства по туризму:

-директор (руководит, налаживает контакт с туроператорами)

- менеджер по туризму (работает с клиентами)

- курьер (привозит и увозит документы)

-кассир (продаёт билеты на поезд, самолёт.автобус)

-туроператор (готовит визы)

-клиент (оплачивает поездку).

Конечно, побывать в каждой из двухсот с лишним стран просто невозможно. Поэтому для детей можно разбить наш земной шар на отдельные регионы. Скажем, Африку проходить всю, но Египет вынести отдельным блоком. Также в один прием изучить Латинскую Америку с её древними индейскими цивилизациями и Арабский Восток, вспомнив Шахерезаду. В Европе взять наиболее крупные страны. Разумеется, несколько встреч посвятить России и её ближайшим соседям.

А вот содержание каждой встречи, её драматургия, каждый раз будет сюрпризом для детей. Например:

-игры разных стран и народов - “Танграм», «Колумбово яйцо», «Шашки»

-кроссворды на тему путешествий

-создание «Журнала путешественника» в технике коллажа

-исследовательская деятельность на темы: «Биг-Бен», «Оригами», «Коалы», с последующим докладом. При этом ребёнок надевает мантию и академический головной убор - сейчас он играет в учёного.

-элементы изучения иностранных слов. А почему - нет? В игре они запоминаются быстрее.

-лепка из солёного теста

-просмотр видеофильмов

-конструирование средств передвижения из модулей

-гастрономический прием - провести чайную церемонию, как в Англии или понюхать разные индийские специи

-выучить народные английские песенки

-переодевание в костюмы разных народов. Девочкам понравятся сари, а мальчики узнают, что в Швейцарии мужчины носят юбки – килт.

-полистать книги зарубежных писателей – Ш. Перро, Киплинга, братьев Гримм, Т. Янссон, Д. Родари.

-создать коллекцию марок разных стран.

Итак, для того, чтобы с ходу завладеть детским вниманием, нужно сразу же загрузить малышей не «заумной», а возбуждающей восторг информацией. Пусть она не такая всеобъемлющая и последовательная, но уж точно возбуждающая интеллектуальный аппетит. Поиграв в туристическое агентство с детьми, я окончательно убедилась, что именно через игру, игровые действия ребёнок лучше воспринимает новую информацию. В игре он - творец и деятель. Я считаю, что современный педагог должен понимать, что игра ребёнка, как и игра животного, часто выполняет функцию исследования, в процессе игры происходит изучение свойств и особенностей предмета. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал игру с «ликующим или вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях»

www.maam.ru

Создание фотоотчета «Наши эксперименты».

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски.

Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок.

Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений. Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами. Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности.

Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов. Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место) . Дерево – ложка, мисочка и др. (По окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги) . Пластмасса – любые предметы или игрушки.

Резина. Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду. Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.

Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Вода

Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся) . Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Бассейн

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков) : «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

Озеро

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка.

А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

Игры с красками

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (вдальнейшем количество стаканов можно увеличить) . Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов.

Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой.

Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Литература

1 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2009

2 «Забавные физические опыты», «Гром имолния. Опыты без взрывов» изсерии «Мастерилка» журнала «Карапуз».

3 Журнал «Воспитатель ДОУ» №9/ 2009 «Портрет современного дошкольника»;

4 Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, №4, 2008

5 Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников./ Ребенок вдетском саду. №3, 4, 5 2009

6 Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой, М.: АРКТИ,2008

7 Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательные способности детей. Ярославль «Академия развития» 2010

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Познакомить с технологией замеса теста и изготовлением печенья.

Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

Установить влияние качества почвы на рост растений.

Доказать, что в почве есть вода и воздух.

Познакомить с искусственными камнями. Состав кирпичной массы.

Опытным путем доказать, что стекло плавится при нагревании.

Свойства соленой воды.

Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Доказать, что растения дышат.

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. Такие дополнительные занятия под названием «Удивительное – рядом», непродолжительны по времени и проводятся непосредственно на занятии или во второй половине дня.

Они способствуют расширению и углублению знаний, полученных на основных занятиях. Методы работы комбинируются, реализуются через комплекс различных видов детской деятельности: занятия, экскурсии, наблюдение, чтение.

Так, в сентябре, занимаясь с глиной, отмечая ее свойства, на дополнительном занятии дети сравнивают глину с песком, изучают взаимодействия с водой, самостоятельно приходят к выводам, проводя опыт «Песок и глина». А в январе, знакомясь со сказкой «Жихарка», дети проводят опыт «Тонет, не тонет» и изучают свойства деревянных предметов.

Часть экспериментов проводится во время прогулок. Например, после занятия «Как снеговики правду о весне искали» дети выходят на прогулку и проводят опыт со снегом, выясняя, где же снег тает быстрее, а где не тает совсем. Для этого наполняют снегом одинаковые сосуды и расставляют по участку. Зачем находят ответ на вопрос, почему в одних сосудах снег растаял, а в других нет.

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате создали мини-лабораторию, которую дети средней группы назвали в честь любимого героя мультсериала: «Лаборатория Лунтика». Сюда поместили необходимый материал и оборудование: сосуды разной формы и объема, микроскоп, увеличительные стекла, измерительные приборы, технический, бросовый и природный материал, альбомы, календари для фиксации и зарисовок результатов экспериментирования.

Была проведена работа по созданию картотеки опытов, экспериментов, в соответствии с разработанным планом. В зависимости от темы и цели работы в лаборатории используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая, коллективная. Часть опытов дети имеют возможность проводить самостоятельно с помощью схем-карточек, а более сложные проводятся совместно с педагогом.

Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какие-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это могут быть придуманные воспитателем приключения объектов ( например, комочка глины и кусочка пластилина к теме «Свойства глины и пластилина») , любой праздник, к которому все готовятся (новогодние маски к теме «Свойства бумаги») .

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формируются то имени сказочного героя, Лунтика. Использование проблемной ситуации позволяет обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности детей с усвоением готовых знаний и выводов.

При организации детского экспериментирования мы учитывали следующие особенности руководства со стороны взрослого:

- воспитатель – равноправный партнер, руководит так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности;

- необходимо постоянно стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно;

- в процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задач;

-при формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутых ответов;

- при анализе и фиксировании полученных результатов важно помнить, что непредусмотренный результат не является не правильным.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предложена картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое время года, если воду заморозить в холодильнике) .

Диагностика развития познавательных интересов в конце учебного года выявила следующее: 20% детей показали высокий уровень развития, количество детей со средним уровнем осталось прежним (60%) . Число детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20%. Сравнительный анализ проведенных диагностик убедил в эффективности проведенной работы и значительном повышении уровня познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста.

  1. В результате систематической работы у детей значительно расширились представления о свойствах, качествах материалов, о явлениях неживой и живой природы, появился устойчивый интерес к экспериментированию.
  2. В процессе экспериментирования дети приобрели умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать свою правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
  3. У детей улучшилась память. Обогатилась речь, эмоциональная сфера, активизировались мыслительные процессы.
  4. У родителей воспитанников повысился интерес к экспериментам и исследованиям, некоторые проводили опыты в домашних условиях, вместе с детьми делали зарисовки, формулировали выводы.

В старшей группе работа по экспериментированию с детьми продолжается, разработан план и организованы занятия кружка «Удивительное- рядом».

Задачи кружковой работы:

- формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и

явлениями;

- знакомить с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями,

развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике;

- делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать со своими предположениями.

Титова И. В.

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлениемв деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по - научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалим за хороший вопрос, за желание узнать.

С пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждаем его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу НДОУ «Детский сад № 220 ОАО «РЖД», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Основная цель нашей работы:развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Теоретической базой работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Распределили подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования.

Это позволило легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработали перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей старшей и подготовительной группы, обобщили и систематизировали материал по опытнической деятельности.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория". Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где ипроисходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет.В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике) .

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Был сформирован примерный перечень материалов для исследований.

Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

6. Резиновые или пластиковые перчатки.

7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн) , растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки) , растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

13. Контейнеры с песком и водой.

14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

15. Часы песочные.

16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов) , щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Вместе с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.) , но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.) , тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т.д.) Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей) . Вместе с детьми составили алгоритмы описания свойств и качеств материалов. Познакомили детей с понятиями: «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».

Собрали различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков». "Камней", "Ракушек" и др.

Внесли игру «Кто назовёт больше качеств и свойств?» с целью ознакомление детей с материалами предметов с использованием алгоритмов. Учили детей определять, анализировать структуру свойств, признаки, особенности материала предмета.

Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные) ;

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

Разработали план развития исследовательской деятельности. То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Мы старалась поддерживать интерес детей к творческому экспериментированию.

Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель) ; при знакомстве с почвой.

Прежде чем приступить к их проведению мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности.

Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта) .

Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.

Во время исследований использовали театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала.

Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.

Сказку «Колобок» использовали, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».

Отправной точкой для развертывания опытной деятельности может служить обращение к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита) .

В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование

Изучив методику (С. Н. Николаева, И. С. Фрейдкин, П. Г. Саморукова) мы в своей работе придерживаемся требованиям, предъявляемым к проведению опытов:

  1. Воспитатель просто и четко формулирует стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать) , например, тепло травке под снегом или нет?
  2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный, например, одни посевы овса поливать, другие – нет.
  3. Воспитатель осуществляет руководство опытом: продумывает вопросы, обращает внимание на существенное, учит рассуждать, сравнивать факты.
  4. Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

Занятия познавательного цикла в форме экспериментирования мы проводим с детьми один раз в неделю.

Познавательно – исследовательская деятельность с взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания» за пределами занятия.

Ребенок учится самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Занятие-опыт мы начинаем с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта.

Прежде чем приступить к опытной деятельности, мы составляем план предстоящей работы:

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Определение длительности эксперимента (кратковременный или долговременный) .
  3. Прогноз результата (для чего проводится опыт) .
  4. Закрепление правил безопасности.
  5. Проведение эксперимента.
  6. Фиксация результатов на карточках или в альбоме.
  7. Анализ результатов (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самым интересным; в чем испытали затруднения) .

9. Домашнее задание.

Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и др.

Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, из какого песка легче слепить, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, этим объясняется свойство сухого песка-сыпучесть.

Совместно с детьми и родителями разработали проект: «Волшебница Вода». В рамках этого проекта мы уточнили и расширили представления детей о воде: ее свойствах, природных состояниях и роли в жизни человека; закрепили правила безопасного поведения в природе.

Организовали выставку плакатов: «Берегите воду». Проводили разнообразные опыты с водой: «Водоворот», «Цветы лотоса», «Подводная лодка», «Чудесные спички», «Как очистить воду» и др.

Каждую неделю мы посвящаем определенной познавательной теме: «Откуда берутся облака», «Воздух-неведимка», «Как в наш дом приходит электричество», «Свет и тень» и др.

Изучая новую тему, используем определенную структуру:

  1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. проверка гипотез;

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен...

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Познавательное развитие и обучение детей дошкольного возраста

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленьком...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв...

  • Развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте

    Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить р...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...