Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [

[К психическим познавательным процессам относятся:

восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Восприятие- целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чуств (участвуют разные анализаторы, н: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора вкус: кислое или сладкое, с помощью обонятельного: запах.

Внимание- это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память- запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ренее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени: купить продукты, сходить в школу к сыну и т. д) .Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т. д.

Мышление- обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Физиологическая основа мышления- аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов) ;

- наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений) ;

- словесно-логическое (познаётся с помощью понятиЙ, слов, рассуждений)

Из трёх видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического-то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6-7 годам.

Речь-процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык-средство общения людей друг с другом.

Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

[/u]

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запомигание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д.

Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Онспособен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

[b]Примерный перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.

[/b]

Упражнение №1. «Кого не стало? »

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.

Упражнение №2 «Кто лишний? »

На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.

Упражнение №3.

На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.

Упражнение №4.

На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.) . Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.

При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.

Упражнение №5 «Что я назвала? »

Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)

Упражнение №6 «Повтори за мной»

Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.

Упражнение №7 «Машина клумба»

На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы.

Аналогично работа проводится с другим цветом.

Упражнение №8 «Кто самый внимательный? »

Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.

Упражнение №9 «Какой предмет лишний? »

Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)

Упражнение №10 «Назови одним словом»

Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша, апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)

Упражнение№11 «Четвёртый лишний»

Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т. д)

При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)

Упражнение №12 «Найди меня»

На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.

Упражнение№13 «Чья тень? »

На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)

Упражнение№ 14 «Чего не хватает? »

Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.

Упражнение№15 «Какие предметы спрятались? »

Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.

Упражнение№16 «Собери картинку»

Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т. д.

Работа с разрезной картинкой помогает педагогу выяснить:

- как ребёнок справляется с комбинированием

-как соотносит части и целое

-действует ли он при составлении картинки методом подбора или старается представить в уме картинку в целом

Упражнение№17 «Загадки»

Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.

Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса? » (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)

h4][/h4]/h3]

][/b]

www.maam.ru

Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я два года работаю по теме: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы», «Африка». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

- «Бесконечная классификация»;

- «Найди по описанию»;

- «Найди лишний предмет»;

- «Узнай по тени дерево»;

- «Соберем урожай»;

- «Садовник и цветы»;

- «Поиск общего»;

- «Поиск аналогов»;

- «Что к чему подходит? »;

- «Что растет на грядке? »;

- «Поиск противоположных предметов»;

- «Животные Африки»;

Работа по познавательному развитию через дидактическую игру ведется по трем направлениям:

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «Радуга». Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница? ».

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года? », «Кто не на месте? », «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок».

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

- игры головоломки;

- игры шутки;

- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится? », «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка»

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Очень интересно прошли мероприятия с использованием мультимедийных технологий:

«Путешествие в королевство МАТЕМАТИКИ» - интегрированное занятие (познание - ФЭМП+физкультура-занятие физической культурой, использовала игры: «Назови дни недели», «Сосчитай мячи», «Найди ошибки», «Загадки-задачки», «Найди лишний предмет».

«Путешествие в Звукоград». Использовала следующие игры: «Магазин игрушек», «Назови слова», «Рассели звуки по домикам», «Угадай по описанию».

Реализация проекта: «Морские обитатели», занявший 1 место на базе нашего ДОУ. Использовала следующие игры: «Угадай по силуэту», «Засели аквариум морскими обитателями», «Собери целую картину».

Работа с педагогами:

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры. Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры. Разработала вместе с детьми проект «Морские обитатели» и «Путешествие в Африку», которые были представлены на конкурсе проектов детского сада. Проект «Морские обитатели» занял 1 место.

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети? », на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:

1. изготовление новых дидактических игр;

2. создание картотеки дидактических игр для родителей;

3. создание банка видеотеки (с привлечением родителей) ;

www.maam.ru

Развитие познавательной активности и речи у дошкольников в игровой деятельности

Актуальность и перспективность

Как ребенок владеет речью, умеет рассказывать, общаться со взрослыми, сверстниками, можно судить о когнитивной сфере его развития. Это и привлекло мое внимание к данной проблеме.

2. Концептуальность

Главным условием для развития гармоничной личности ребенка является развитие коммуникативных, мыслительных способностей не только сверстниками, но, прежде всего, со взрослыми. Именно взрослый человек является хранителем опыта, накапливаемым на протяжении всего существования Земли. Этот опыт передается с помощью вербального общения.

Организованная образовательная деятельность проходит комплексно, включая: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. Эти образовательные области перекликаются, интегрируются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому я расставила приоритеты и акцентировала свое внимание на: «Интеграцию познавательной активности и речи с игровыми формами работы». «Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в воспитательно-образовательном» процессе», «Совершенствование работы с родителями по формированию познавательной активности и речи дошкольников через игровую деятельность, в совместной работе с детьми».

Ведущие педагогические идеи

Ведущей педагогической идеей работы является – формирование мыслительных способностей, связанной речи, через игровую деятельность с детьми самой приемлемой и эффективной. Именно она обеспечивает создание такой развивающей среды, которая помогает полностью раскрыть все грани, способности ребенка удовлетворить запрос государства и общества.

Идея развития познавательных интересов (восприятие, мышление, памяти, воображения, внимания) и речи (звуковой культуры речи, развитие связанной речи, обогащение и развитие словаря, формование диалогической и монологической речи, воспитание интереса к художественному слову) является главной для творческой личности ребенка как путь познания окружающего.

Поэтому моей целью является развитие и воспитание гармонично-развитой личности физически и духовно крепкой, здоровой, имеющей такие качества, как толерантность, эмпатия, коммуникабельность, любознательность, ответственность за свои действия, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем бы послужило ему защитой от социальных и межличностных противоречий. Формирование думающего, чувствующего, любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Оптимальность и эффективность средства

В нашем мире компьютеризации, новых технологий, резко повысился социальный престиж интеллекта и развития науки. А эмоционально-духовная сторона ребенка страдает. У детей появляется равнодушие, черствость, их интересы ограничены, а игры не интересны и однообразны. Они становятся не живые, как роботы. Психологи ставят диагноз: не доиграл. Такие дети не умеют занять себя в свободное время, на наш мир смотрят без интереса, им не хочется общаться друг с другом, у них появляется зажатость или расторможенность, страхи или развязность. Самый короткий путь развития детей – это игра. Только «играя» можно добиться очень многого (исходя из своего педагогического опыта) могу я сказать. Поэтому работу по активизации познавательных процессов и речи в игровой деятельности начала с того, что поставила следующие задачи:

1. Активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес. Развивать зрительные, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение и фантазию, образное мышление с помощью игровых технологий. Создание проблемно-поисковые ситуаций и организация экспериментальной деятельности.

2. Поощрять и поддерживать ребенка, активно вступать в межличностное общение всеми доступными средствами, как вербальными, так и невербальными; учить высказывать свои мысли, свою точку зрения; вырабатывать желание делиться впечатлениями, сопровождать игровые действия речью; побуждать высказываться детей на волнующие близкие им ситуативные и не ситуативные темы.

3. В играх учить детей соотносить словестное обозначение действий с собственными движениями и действиями – с игрушками. Обогащать словарь новыми для них словами окружающего мира. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

4. Снимать зажатость, скованность, развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. Воспитывать контактность, доброжелательность. Упражнять в развитии мелкой моторики пальцев рук, т. к. «речь находится на кончиках пальцев», в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

Пока детям интересно познавать во время игры, их внимание сконцентрировано, эти задачи эффективно влияют на познавательную и речевую активность детей. Я принимаю любые предложения, дополнения детей, их выдумки и творчество. Стараюсь, чтобы материал, с которым я знакомлю малышей, был им доступен и немного знаком.

В своей работе использую доступные формы работы как с детьми, так и родителями. Распространение опыта работы по данной теме проходило через педсоветы, семинары, МО, «Дни открытых дверей».

Своеобразие и новизна опыта

Я убедилась, что не вся образовательная деятельность вызывает интерес у дошкольников и задумалась, как же вызвать желание увлеченно познавать, получая знания?

Пришла к выводу, что побуждать интерес к познаванию можно, если «учиться играя», если накапливать дидактический, наглядный, раздаточный материал, совершенствуя развивающую среду. Ведь это заставляет и помогает дошкольникам легче запомнить, вызывает чувство радости, удовлетворения.

Этой проблемой я стала заниматься с детьми раннего возраста. Как пишут в своих трудах по раннему развитию японский деятель МасаруИбука: «После трех уже поздно»… В этом возрасте малыш стремится к самостоятельности, у него развивается наглядно-действенное мышление, приобретается опыт во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, благоприятное время для развития у детей любых способностей.

Работа с малышами раннего возраста строится таким образом, что программный материал, который давался на предыдущем занятии, повторяется на последующем, а затем усложняется и закрепляется. Такие приемы; (пояснение, показ образа, игры, хоровые, индивидуальные ответы детей чередуются. Это делает работу интересной, доступной, помогает вовлечь в нее всех детей, повышает активность каждого ребенка.

Исходя из поставленных мною задач, составила и систематизировала картотеку дидактических, развивающих игр, упражнений, пособий, наглядного материала, которая помогает спланировать опытно-экспериментальную, практическую деятельность.

Например, (на прогулке) «В уголке «Природы», в центре «Песок-вода», сравнивали «Воздушный шарик и яблоко», «Лимон и грушу», «Угадай на вкус» (фрукты) – активируется речь, развиваются вкусовые ощущения. Работа с листочками (путем накладывания друг на друга, сравнивали цвет, форму, размер – плоскостные предметы и объемные: например, свекла, репка.

Стараюсь, чтобы дети сами добывали базовую информацию (в более старшем возрасте, и они «изобретают», «экспериментируют», «открывают» новые для себя понятия, расставляют важные для себя приоритеты.

Веду внутренний мониторинг (диагностика) развития детей в каждой возрастной группе. Разрабатываю и реализовываю проектную деятельность: «Мы – рузаевцы! », «Много профессий хороших и важных», «Твои имя и фамилия».

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая и практическая значимость заключается:

- в выявлении наиболее эффективных условий реализации воспитательного процесса по данному вопросу.

- в систематизации и обобщении по проблеме развития познавательной и речевой активности в игровой деятельности дошкольников; в выявлении различий в уровне развития и их сравнение.

Обоснование выдвигаемых принципов и приемов

В программе по ФГОС акцентируется внимание о необходимости применения гибких модулей и технологий образовательного процесса.

Основной моей работы являются следующие принципы:

- принцип развивающего обучения;

- систематичность и последовательность;

- единство требований в ДОУ и в семье;

-дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку;

-наглядности и научности (обоснованности) ;

- доступности;

- активности и осознательности;

- принцип учета возрастных особенностей.

Основные приемы с детьми 3-года жизни – наглядность и слово. Показывая игрушки, картинки, предметы, или наблюдая за трудом взрослых, растениями и животными, за явлениями природы, - все сопровождаю комментированием. Ведущее место отводится двигательной активности детей.

Предполагаемый результат

1. Формированность у детей желания к познавательной активности и речи через двигательную активность, игровые технологии, применяя разные формы и методы работы с детьми и семьей.

2. Разработка методических материалов по организации и взаимодействию воспитатель-ребенок-родитель, которые помогут реализовать данную идею в ДОУ.

3. Совершенствование психолого-педагогической компетенции воспитателя.

4. Развитие и внедрение действенных форм работы с детьми, с их родителями по данному вопросу.

Результативность опыта

Успешное воспитание и развитие всех детей зависит, прежде всего, от хорошей теоретической подготовки, методического, творческого мастерства и серьезного, вдумчивого отношения к делу со стороны воспитателя.

По проводимому внутреннему мониторингу можно сделать такой вывод, что малыши, которые ранее плохо владели речью – стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками, расширился и обогатился словарь. Любят совместную деятельность с воспитателями и одногруппниками. Стали больше проявлять самостоятельность, инициативу в сюжетно-ролевых, строительных, в играх на развитие мелкой моторики, словестных играх, театрализации, стараются перевоплощаться, играть по правилам, применяя избирательность не только игрового материала, но и сотрудничество в межличностном общении. Игра – основная работа детей, их постоянное занятие, основная деятельность; даже состояние здоровья малышей улучшилось.

Я считаю, что материал, который я представила из своего опыта работы будет пополняться. Для этого я систематически изучаю научные, методические разработки, литературу, новинки и тенденции воспитательно-образовательного процесса. Занимаюсь самообразованием, самосовершенствованием. Работу следует продолжить.

www.maam.ru

«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В. А. Сухомлинский.)Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека экологически грамотного, человека с большой буквы.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Дошкольным учреждениям отводится большая роль в воспитании экологически грамотного ребенка, начиная с раннего возраста.

Основная цель педагогов— показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры (знаний, практических навыков, эстетических переживаний, эмоционального отношения и практических поступков в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.) , помочь создать для детей более благоприятную обстановку в семье, сформировать положительное отношение к природе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • - повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;
  • - вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность;
  • - создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.

Неживая природа:воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей, с родителями проводятся беседы и анкетирование. Результаты анкетирования оглашаются на родительских собраниях с целью постановки новых задач в дальнейшей работе с родителями.

Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

По теме:

Материал nsportal.ru

Развитие познавательной активности дошкольников через дидактические игры

чт., 19.12.2013

"Детский сад "Сказка"

с. Аромашево

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим) . Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.

Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.

В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т.к активность является необходимым условием умственного развития личности.

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Изучив и проанализировав литературу определила цель и задачи

Цель:проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности дошкольников.

Гипотеза:развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если использовать дидактические игры.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующиезадачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

2. Создать картотеку дидактических игр.

3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующиеметоды работы:изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявленыпедагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание НОД;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Работу по данной теме начала с организации предметно - развивающей среды. Под предметно - развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

При планировании деятельности использую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться в течение всего учебного года) .

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• учитывание временных рамок.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну) .

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие.

Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

Одевание (раздевание) на (с) прогулку.

• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация) ;

II. После сна:

• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные) ;

III. Прием пищи:

• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

Прогулка:

• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ;

• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

• «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

• «Найди, что назову» - искать предметы по описанию;

• постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В связи с этим, провожу разного рода работу с родителями, а также выступаю на родительских собраниях.

Тематика родительских собраний:

2. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»

3. «Домашние задание для родителей»

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Литература

1. Бокшиц Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л,1987.

2. Большой толковый психологический словарь. Том 1-2/Артур Вебер.- М., 2001.

3. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А. В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86

4. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006.

5. Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд. - М.:1981

6. Казанский О. А. Игры в самих себя - М.:1995

7. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком- М:1990.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94

11. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002277,

штрих код (№ квитанции) 62502669050261 Дата отправки 21 декабря 2013 г.

Источник tmndetsady.ru

  1. Развитие элементарных математических представлений.

Для решения этих задач организую соответствующие дидактические игры:

В интеллектуальном развитии использую такие игры: «Четвёртый лишний», «Отгадай-ка», «Найди в рисунке отличия», «Найди фигуру», «Найди такую же фигуру», «Что перепутал художник», «Помоги зайчику дойти до дому»

Эти игры систематизируют знания, развивают мыслительные процессы, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

На развитие внимания применяю игры: «Кто и что перепутал», «И я», «Летает не летает», «Тут что-то не так», «Повторяй за мой». Они развивают усидчивость, концентрируют внимание.

Игры «Дорисуй», «Отгадай», «Узнай предмет», «Придумай сам», «Запомни», «Что было на картине», «Корзинка», «Опиши по памяти» эти игры способствуют развитию памяти, восприятия, логическому мышлению сосредоточенности.

По развитию речи: «Речевая тропинка», «По аналогии», «Рифмочки не рифмушки», «Дополни предложение», «Придумай небылицу». В этих играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, сами придумывают рассказы с включением небылиц.

По математике подбираю игры, требующие умственного напряжения:

  • Игры головоломки;
  • Игры шутки;

Эти игры развивают внимание, образную и смысловую память, математические способности, мелкую моторику рук, закладывают основы логического мышления.

Организуя игры, использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступаю в качестве прямого участника игры и незаметно для детей направляю игру, поддерживаю их инициативу или не включаюсь в игру, а со стороны слежу за развитием игровых действий, выполнением правил.

Для создания соответствующего игрового настроения рассказываю о каком-либо событии, использую различные сюрпризные моменты, элементы соревнования, загадки, путешествие в сказку и многое другое. Игры провожу в групповой комнате, в зале, на участке и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры: игры-путешествия, презентации, электронные. Подача информации, на экране или мониторе компьютера, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

  • Работа с родителями:

Работа над развитием познавательных способностей детей включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей. Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:

  • Повышение уровня педагогических знаний родителей о дидактической игре.
  • Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 41% родителей не часто играют с детьми не смотря на то, что дети любят играть со взрослыми. Играют родители с детьми в основном на компьютере, а после игры не разбирают допущенные детьми ошибки. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

  • Познакомить со значением дидактической игры в жизни ребёнка.
  • Научить, родителей подбирать игры, учитывая возраст детей.
  • Порекомендовать, как играть в дидактическую игру с детьми.

Подготовила и провела консультации:

  1. Дидактическая игра в жизни ребёнка.
  2. Поговорим о компьютерных играх.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла нам активизировать родителей использую:

папки передвижки:

  1. Родителям о детских играх и игрушках.
  2. Домашняя игротека: « игры для детей и их родителей».
  3. Домашняя игротека: «Игры на кухне».

Памятки для родителей:

  1. Играя, мы можем научить детей;
  2. Какие игрушки нужны детям;
  3. Виды игрушек;

В которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры в которые можно поиграть, советы, задания.

На родительском собрании проведённом вместе с детьми познакомила родителей с новыми дидактическими играми и пособиями. На собрании родители вместе со своими детьми играли, а затем обсуждали проведённые игры.

В результате проделанной работы родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.

  • Работа с социумом.

Цель моей работы в данном направлении использовать возможности взаимодействия с социумом для развития познавательной активности детей.

Поставила перед собой следующие задачи:

  • Знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью города, с его достопримечательностями.
  • Воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры.
  • Формировать у детей правила поведения, умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми, сверстниками.

Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личной культуры установлены тесные связи с областным художественным музеем, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Живая радуга».

В2013-2014 году в детском саду заключён договор о совместной работе детского сада с домом-музеем Декабристов, составлен совместный план работы, где по месяцам расписаны темы для познавательного развития детей. Например: «Профессии 19 века».

Детей познакомили с забытыми профессиями, их социальном значении, почему они не востребованы в современном мире. На этой встрече с дошкольниками провели дидактические игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Кому что нужно».

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Кукольный театр и музыкальная школа приобщают детей к большому искусству. Учащиеся школы искусств №3 провели концерт для наших маленьких зрителей, рассказали о народных инструментах и показали, как на них играть.

Дети нашей группы постоянно участвуют в фестивалях «Дельфийские игры», участвуют в конкурсе чтецов на базе КЦ и Д «Спутник».

  • Взаимосвязь с педагогами.

При совместной деятельности с другими педагогами решаю следующие задачи:

  • Улучшение качества образовательной работы.
  • Повышение уровня самообразования своего и педагогов.
  • Многообразить формы работы.

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Поделилась опытом работы по теме: «Игровая деятельность», в рамках проекта: «Здоровье ребёнка в наших руках» провела презентацию материала по ЗОЖ дорожки здоровья, развлечение: «День Матери» цель: Обогатить знания детей о лесе и лекарственных растениях родного края.

Организовала и провела экологическую акцию: «Животные лесов Зауралья: с использованием дидактических игр. Приняла участие в зоочном педчтении по К. Д. Ушинскому по теме: «Игровая деятельность» из опыта работы.

Также мною были разработаны проекты по познавательному развитию, в которые вошли дидактические игры на разные темы:

  • «Животные наших лесов»

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

  • « Птицы»

Цель: Расширять представление детей о птицах.

  • « Сюжетно-ролевая игра: «Школа»

Цель: Расширять сферу социальной активности ребёнка и его представлений о жизни школы.

  • « День Победы»

Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего города и памятниками боевой славы.

  • « Транспорт»

Цель: Уточнение и закрепление у детей представлений о транспорте.

В своей работе использовала опыт работы Харченко Натальи Васильевны «Экологическое воспитание дошкольников через дидактическую игру», и воспитателя Хлыновой Светланы Юрьевны «Познавательное развитие детей через художественную литературу»

В результате проведённой мною работы дети научились самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети могут найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Список литературы

Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.

Богуславская З. М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.

Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение, 1982.

Венгер Л. А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.

Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.

Мухина В. С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985.

Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон «Программа воспитания, образования и развития детей от2 до 7 лет в условиях детского сада» «Радуга», Москва «Просвещение» 2010

«История педагогики» под руководством Шабаевой М. Ф., М., Просвещение, 1981.

Максаков А. И., Туманова Т. А. «Учите играя», М.. Просвещение, 1983.

Ерофеев Т. И. «Занимательная математика».

Тихеева Е. И. «Игры и занятия малых детей», М., Просвещение, 1965.

Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М., Просвещение, 1985.

Мухина В. С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.

Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы из сайта maaam.ru

По теме:

Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

творческий отчет...

Подробней на сайте nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государс...

  • Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие связной речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием фольклора и моделирования СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… .5 I.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА…. 9 1. Теоре...

  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Развитие речи дошкольников через различные виды деятельности

    Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум...

  • Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность» Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная д...

  • Развитие познавательных способностей у дошкольников

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Роль изобразительной деятельности в развитии дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Познавательно речевое развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Эссе развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Семинар практикум познавательное развитие дошкольника

    Семинар-практикум «Организация поисково-познавательной деятельности дошкольников» Семинар - практикум: «Организация поисково-познавательной деятельности дошкольников» Цель: познакомить со способа...

  • Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

    Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно...