Развитие пространственных представлений у дошкольников

Конспект занятия «Развитие пространственных представлений дошкольников»

Ориентируемся в пространстве!

Ход занятия:

1 этап - организационный

«Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада видеть его. Он повернется к соседу справа и сделает тоже самое, и так далее. Пока приветствие не дойдет до меня».

2 этап - мотивационный

«Сегодня у вас ребята будет необычное занятие. В конце каждого из вас ждет небольшой сюрприз, который я убрала в коробочку, ее нам еще предстоит найти. Давайте постараемся вести себя хорошо и выполнять правильно все задания. »

3 этап - практический

Задание 1

Приглашаю вас к столу.

Рассмотрим картинку.

«Вспомним расположения на листе бумаги. Что находится в левом нижнем углу? В правом верхнем! » и т. д.

Вспомнили, давайте теперь поиграем.

Задание 2

«Правила у игры очень простые. Я буду по очереди описывает карточки из своего набора. Например: "На моей карточке вверху справа - кружок, внизу справа - квадрат, вверху слева - прямоугольник, внизу слева - кружок, посередине - треугольник". Задача игроков - по описанию найти у себя аналогичную карточку. Как только карточки совпадут, они откладываются в сторону, а ведущий переходит к следующей. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся карточки. »

«Молодцы! Ребят мы справились с заданиями и ждем свою награду., но где, же наша коробочка про которую я говорила? Как вы думаете, где в комнате она бы могла находиться? » (Ребята перечисляют варианты, например под столом, справа от дивана и т. п.) Вот она!

4 этап - заключительный

А сейчас мы с вами построимся для получения сюрприза, но это будет не простое построение. Я вам раздам каждому по геометрической фигуре, по форме они у вас одинаковые, но по размеру нет. Ваша задача: построиться в ряд от самой большой фигуры до самой маленькой кому, какая попадется!

Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, теперь вы можете каждый получить свой сюрприз (например, разукрашки) .

www.maam.ru

Проект «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)

Тема проекта: «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников)

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Актуальность проекта: Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Таким образом, в свете этих данных актуальным представляется развитие у до-школьников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, явля-ющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений. Задачи проекта:

1. Изучить проблемы формирования понятия о пространственной ориентации детей дошкольного возраста;

2. Выделить дидактические особенности формирования пространственной ориентации старших дошкольников.

3. Провести исследования развития пространственных представлений дошкольников;

4. Разработать систему занятий, направленных на развитие ориентации в пространстве. Гипотеза: предполагается, что целенаправленная деятельность (специально-организованные занятия, самостоятельная и совместная) повышает эффективность формирования пространственных представлений у старших дошкольников.

В ходе реализации проекта у дошкольников будут сформированы пространственные представления в процессе практической деятельности.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года)

Материалы и оборудование: DVD – проигрыватель, компьютер, принтер, иллюстрации, раскраски, соответствующие теме проекта, изобразительные материалы, модели, музыкальные инструменты, дидактические игры; познавательная литература и др.

Основные формы реализации проекта:

Развивающая среда, предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:

• НОД: познавательное развитие (развитие речи, ФЭМП, конструирование, художествен-но – эстетическое развитие (аппликация, изобразительная деятельность, музыка, физиче-ское развитие (физкультура, фитнес, хореография) ;

• в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.) ;

• вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.) ;

• работа с познавательной литературой;

• в совместной с родителями деятельности.

Такая среда позволит сформировать и закрепить умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки с помощью соответствующих терминологий. Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – основной (практический) ;

3 этап – заключительный

Реализация проекта

Этапы Планируемые мероприятия Сроки Ответственный

Подготовительный этап

Исследовательский этап 1. Изучение:

а) теоретического опыта работы по развитию у дошкольников пространственных представлений Т. А. Мусейибовой, Н. Я. Семаго;

б) изучение методической литературы по теме проекта

в) Отбор диагностических методик

г) составление плана работы над проектом. Август воспитатель

2. Работа с родителями:

Консультация: «Роль игры с мячом в развитии простран-ственной ориентировки дошкольников с речевыми нарушениями»;

Консультация: «Маленькие слова - мои друзья». Сентябрь – октябрь Воспитатель

Учитель-логопед

3. Выявление уровня развития детей

«Исследование сформированности пространственных представлений», обработка полученных данных. Сентябрь Воспитатель

4. Развивающая среда

а) Пополнение и приобретение пособий для реализации данного проекта.

б) Изготовление и приобретение дидактических пособий, игр

в) А. Сметанкин электронное пособие «Здоровая математика: слева - справа, вверху – внизу». «Один – много»,

«Длинный и короткий, большой и маленький» и др». Сентябрь – Май Воспитатели, родители

5. Разработка проекта «Учимся играя», создание систе-мы работы по формированию пространственных пред-ставлений у дошкольников. Сентябрь – октябрь

Основной (практический)

Основной

Работа с педагогами.

Консультации: «Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников»

«Роль игр в формировании пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко».

«Использование ИКТ в формировании пространственных представлений» (по методике А. Сметанкина). Сентябрь - май Воспитатели

Работа с родителями.

1. Консультация: «Путешествие в страну маленьких слов».

2. Творческая мастерская «Маленькие слова живут рядом с нами» (совместное творчество детей и родителей) Ноябрь - май Воспитатели, дети,

родители

Работа с детьми

Проведение цикла занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей возрастной ступени

Использование :

1. Развивающих компьютерных игр для дошкольников:

• «Игры для Тигры»

• «Здоровая математика»

• «Баба Яга учится считать»

• «Приключения Логоши» и др.

2. Серии игр в PowerPoint по развитию графиче-ских навыков у дошкольников, разработанных педагогами ДОУ.

3. Тематических слайд-презентаций по лексическим темам.

4. Сюжетные творческие игры:

«Играем в сказку»; «Игры с песком».

5. Продуктивная деятельность детей в непосредственно – организованной деятельности по «Графике».

6. Викторина «Волшебная поляна маленьких слов». Сентябрь - май Воспитатели, учитель – ло-гопед,

инструктор по ФИЗО,

педагог доп. образования

Заключительный Выявление уровня развития детей

(«Исследование сформированности пространственных представлений») Май Воспитатели

Анализ внедренной системы взаимодействия педагогов, родителей, и детей по формированию пространственных представлений у дошкольников Май - июнь Воспитатель

Создание презентации по итогам реализации проекта. Июнь Воспитатель

Корректировка плана деятельности. Июль -

август Воспитатель

Ожидаемый результат проектной деятельности:

• развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.)

• осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной

• способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д.

• хорошей ориентировки в пространстве требуют от детей и улицы большого города с потоком движущихся машин, подземными переходами, где в целях безопасности необходимо точно и своевременно реагировать на быстрый темп уличной жизни, сигналы светофора.

Продукты проектной деятельности: презентация в формате Microsoft Power Point проекта.

Литература:

1. Гаркуша Ю. Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша. М. : Научно-практический центр “Коррекция”, 1992. – 63 с.

2. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Издательство: Детство-Пресс; 2009 г.

3. Мусейибова Т. А. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждени-ях. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва «Про-свещение» 1987

4. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у де-тей дошкольного возраста. М. «Айрис ПРЕСС» 2007 г

5. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. До-школьный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)

6. Сметанкин А. «Здоровая математика» ЗАО «Биосвязь» 2009 г.

7. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Москва 2005 г.

www.maam.ru

Развитие пространственных представлений как целостной сенсорно-перцептивной способности у умственно отсталых дошкольников

Для оценки уровня развития детей с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет уровень сформированности пространственных представлений, так как ориентировка в пространстве – это целостная сенсорно-перцептивная способность. Для определения характера отставания в сформированности пространственных представлений и методов его преодоления необходимо исходить из данных об особенностях этих представлений у дошкольников с легкой умственной отсталостью. Формирование пространственных представлений у таких дошкольников нарушается по всем направлениям. Эти дети даже в возрасте 4-5 лет не ориентируются в пространственном расположении частей собственного тела, они испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами в наглядном плане, не могут выполнить задание по словестной инструкции, не понимают и неадекватно употребляют пространственные обозначения [2]. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не учитывают пространственные признаки предметов, не умеют пользоваться «поисковой» результативной пробой [1]. Для восприятия, уровень развития которого играет важнейшую роль в формировании пространственных представлений у таких детей, характерно замедленность и фрагментарность. Страдают внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. У детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью наблюдается разрыв между наглядным и словестным компонентами пространственного анализа из-за недоразвития мыслительных и речевых процессов. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения также отрицательно влияют на формирование пространственных представлений в познавательной, практической и бытовой деятельности [2].

Недостаточность сформированности пространственных представлений к концу дошкольного возраста – это одна из причин трудности в овладении детьми школьными навыками (особенно чтением и письмом). Таким образом, формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – одна из важных задач коррекционной работы, т. к. они - одна из базовых функций, входящих в любой вид деятельности и необходимый элемент подготовки ребенка к школьному обучению.

Формирование пространственных представлений должно происходить с учетом сложной структуры формирования ориентировки в пространстве, ее развития, непосредственно связанного с развитием мышления, речи и деятельности ребенка. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений является также частью работы по формированию элементарных математических представлений и состоит из направлений, которые предполагают усложнение заданий и интегрирование содержания направлений между собой для оптимального решения поставленной задачи, что обеспечивает принцип повторности, постепенности и систематичности формирования представлений. Остановимся более подробно на содержании данных направлений коррекционно-развивающей работы.

1. Формирование у дошкольника с интеллектуальной недостаточностью представлений о форме, относительности величины предметов (объема, протяженности, веса, определение этих свойств в реальных предметах, овладение сенсорными эталонами.

Начинать работу необходимо с постепенного знакомства с объемными геометрическими фигурами, обучая детей определению и выделению сначала по одному, а потом по двум признакам. Для этого проводится анализ наличия цвета, величины у каждой фигуры, сравнения ее с образцом. Выполнение практического действия сопровождается речью, которая включает в себя вопросы, побуждения, сообщения, то есть все типы коммуникативных высказываний.

Путем сопоставления и сравнения формируются такие понятия, как «большой-маленький», «широкий-узкий», «низкий-высокий». Эффективным приемом является использование различных видов дидактических упражнений, где дети учатся сравнивать предметы по величине, форме, сравнивать свою работу с образцом; учатся понимать, что каждый объект может быть разделен на части и собран в целое. Устанавливается зависимость между отдельными частями, частями и целым. При работе в этом направлении хорошо использовать дидактические игры не только на выделение по заданному свойству, но и на его отрицание («найди фигуру не синюю и не кубик») .

Содержательный компонент первого направления:

Форма

- познакомить с выбором геометрических форм и фигур по образцу. Учить подбирать, соотносить геометрические формы и фигуры по образцу (выбирать из набора разных по форме и цвету элементов) ;

- подбирать к реальным предметам соответствующие плоскостные геометрические формы, учить объяснять свой выбор. Подбирать к геометрическим формам соответствующие реальные предметы;

- учить называть геометрические формы и объемные фигуры в соответствии требованиям раздела «Конструирование»;

- группировать по форме по 2-м образцам, независимо от функционального назначения, фактуры, цвета и пр. Учить замечать неправильное, объяснять исправленное;

- проводить упражнения по подбору объемных предметов из большего количества, разных по форме и по функциональным особенностям, к эталонным предметам (шару, кубу, параллелепипеду) ;

- находить по образцу – эталону и по названию плоские изображения предметов, имеющих форму круга, овала, треугольника, прямоугольника, квадрата;

- рассматривать сюжетные картинки для определения формы изображенных предметов.

Величина

- обращать внимание на величину как на значимый признак предметов, а так же относительность величины. Сравнивать предметы по величине (одинаковые по цвету и по форме, одинаковые по форме и разные по цвету) ;

- группировать предметы. Геометрические формы и объемные фигуры по величине и цвету. Подбирать к форме-эталону соответствующие предметы и игрушки;

- объединять одинаковые (по цвету, форме, величине) предметы в множества (кружки, кубики одного цвета и т. п.) ;

- объединять во множества предметы, одинаковые по 2-м признакам (форме и величине, цвету и величине) ;

- сравнивать предметы накладыванием и прикладыванием по длине, объяснять результат сравнения («этот длиннее, этот короче, здесь равно») .

- понимать и употреблять в речи слова «длинный - длиннее», «высокий - выше», «низкий - ниже»;

- группировать предметы и геометрические формы по 3-м величинам (без образца, по длине, ширине, высоте;

- учить измерять длину, ширину, высоту предметов условными мерками.

2. Формировать представления о направлениях в пространстве, сторонности у себя и собеседника, оформление это в речи, понимание зеркальности, направлении сторон, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Содержательный компонент второго направления:

- учить передвигаться в пространстве комнаты по подражанию и словестной просьбе;

- учить понимать слова, обозначающие направления движения, выполнять действия по инструкции;

- учить показывать направления движения, определять местонахождение предметов и их изменение при выполнении разных перемещений;

- выполнять различные действия с реальными и воображаемыми предметами, определять их местонахождение;

- отражать словом основные направления;

-использовать упражнения по запоминанию и воспроизведению комбинаций фигур (зрительный диктант) ;

- воспроизводить по образцу различное расположение объемных и плоскостных фигур (а так же с отсрочкой на 5-10 сек.) ;

- воссоздавать по опорным точкам геометрические фигуры, схемы рисунков. Применять графические изображения (рисунки) для содержания и решения задач;

- выполнять по словесной инструкции изображения простых предметов, размещая их в пространстве листа в соответствии с заданием;

- познакомить с некоторыми видами линий (прямой, ломаной, волнистой). Изображать эти линии по образцу и словесному заданию.

3. Развитие представлений о пространственных отношениях предметов между собой. Трудности здесь заключаются не только в недостаточном развитии восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (неточность, замедленность, фрагментарность, но и с пониманием логико – грамматических конструкций, связанных с использованием предлогов и наречий.

Содержательный компонент третьего направления:

- учить определять положение другого относительно себя («Сейчас Петя справа от меня, а теперь он впереди») ;

- делать упражнения с реальными и воображаемыми предметами, перемещать их в пространстве вокруг себя и вокруг другого предмета;

- определять место, где стоит один ребенок относительно другого;

- учить словестно обозначать расположение одного предмета относительно другого;

- учить использовать необходимые термины и служебные части речи;

- упражнять а анализе пространственных отношений частей одного предмета;

- обучать моделированию пространственных отношений между двумя предметами по образцу и слову, закреплять соответствующие названия;

- учить называть расположение других предметов относительно себя при поворотах на 90, 180, 360 градусов;

- использовать строительные детали для закрепления и запоминания названий объемных фигур и их расположения относительно друг друга.

В заключении отметим, что предлагаемая коррекционно-развивающая работа способствует развитию пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, поскольку у детей складываются представления, необходимые для решения предметно - практических и умственных задач, развиваются психические функции, обогащается речь.

Литература

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.

2. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М., 1991.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. – М., 2001.

www.maam.ru

Игры и упражнения на развитие пространственной представлений

у детей старшего дошкольного возраста.

Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения. Дошкольный возраст– период интенсивного развития пространственных представлений.

Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей.

Основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же в повседневной жизни.

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом) . Базовой наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

В 4 года ребенок должен уметь показать правую руку (ногу) , левую руку (ногу) ; показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) .

В 5 лет ребенок должен уметь показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; показывать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади) .

В 6 лет ребенок должен уметь показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо; показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу) .

1. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.

1. Упражнение: « Мячик прыгает по мне по груди и по спине».

Цель:закрепление знаний частей тела и ориентировки в пространстве (справа – слева, впереди – сзади) , закрепление употребления предлогов.

Ход игры: Дети выполняют задания по инструкции взрослого.

Взрослый:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и нам улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С правой коленки да к левой ступне,

Только бы не запутаться мне.

2. Упражнение:«Части тела».

Цель:развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

3.Упражнение:«Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

4.Упражнение:«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти».

Ход игры: Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции взрослого: «Саша кати мяч влево». «Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Диме?».

2. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающемпространстве.

Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии пространственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.

1. Упражнение:«Что находится справа (слева) от меня?»

Цель:развитие умения определять направления относительно своего тела,

Ход игры:ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?

2. Упражнение:«Робот»

Цель:развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.

Ход игры:ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»

3. Упражнение:«Звери фотографируются».

Цель: определение положение предметов относительно других предметов.

Оборудование:Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.

Ход игры:Воспитатель-фоторгаф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д.

3. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант) , учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа.

Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты». Необходимо предварительно научить ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.

1. Упражнение«Лесная школа» (Л. С. Горбачева)

Цель:Моделирование сказочных историй

Оборудование:у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

Ход игры:«Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик.

Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу.

Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построитьв левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа былав правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школув верхнем левом углу, рядом со своей норой.

В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

2. Упражнение«Птичка и кошка»

Оборудование:у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:

«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево.

Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться:

руки перед собой округлые – в круг,

руки в стороны на уровне плеч – в шеренгу,

две вытянутые перед собой руки – в колонну.

Игра «Холодно – Горячо; Право – Лево».

Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.

Методика проведения: Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.

Упражнение «Регулировщик».

Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.

Игровой материал: свисток.

Методика проведения: Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка.

Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот.

По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение.

Упражнение «Маршрутный лист».

Цель: развитие ориентировки в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах.

Игровой материал: схемы движения.

Методика проведения: Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.) . Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы.

Упражнение «Почта».

Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата».

Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п.

Игра «Поиск клада».

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану.

В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п.

Игра «Левее – правее».

Это вариант игры «Горячо – холодно». Наряду со словами «горячо – холодно» говорим «левее – правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

Игра в «солдатики».

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки.

По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п.

Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

Упражнение «Головоломки».

Возьмите большую картинку из журнала или цветную карту и зигзагами разрежьте ее на большие куски, чтобы сделать головоломку. (Если у вас есть время и настроение, сначала наклейте картинку на картон или на плотную бумагу, а потом уже вырезайте.) Пусть ребенок постарается как можно быстрее правильно собрать кусочки, составив первоначальное изображение. Если ребенку понравилось это занятие, то, когда он станет постарше и сможет управляться с большим количеством кусочков, заведите для него специальный столик, на котором недособранные головоломки могли бы дожидаться своего часа.

Игра «У кого длинный хвост».

Дети образуют круг. Воспитатель называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно.

Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный) , коза (короткий) , корова (длинный) , лиса (длинный) , заяц (короткий) , овца (короткий) , тигр (длинный) , кот (длинный) , медведь (короткий) , свинья (короткий) , осел (длинный) , белка (длинный) и т.д.

Воспитатель поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

Упражнение «Замри».

Цель: Развитие произвольности. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

Материал: Карты – образцы (20 х 30 см) со схематическим изображением человека, в какой либо позе: руки подняты вверх, правая нога в сторону и т.д.

Проведение: Детям демонстрируется картинка, и они принимают ту позу, которая нарисована.

Упражнение «Справа – Слева».

Цель: Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, развитие внимания.

Материал: Мяч.

Проведение: С детьми обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади.

Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева) .

Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа.

Упражнение «План местности».

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

«Нарисуй узор» – графические диктанты.

Цель: Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания. Выполняется на листках в клеточку.

Продиктуйте ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.

Например: одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх – одна клетка вправо – одна клетка вниз – одна клетка вправо – одна клетка вверх. (Как разновидность – нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить) .

Упражнение «Догадайся, что на рисунке».

Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий.

Материалы: специальных материалов не требуется.

Процедура проведения: Ведущий описывает детям рисунок (какое-либо простое изображение) следующим образом: Я сейчас расскажу вам о том, что нарисовал художник, а вы постарайтесь догадаться, что это.

1. «Художник нарисовал большой квадрат, внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?»

2. «Художник нарисовал овал, вокруг этого овала он нарисовал несколько овалов длиннее, чем первый. От овала, который в центре, провел длинную черту вниз, от этой линии вправо и влево провел по одной короткой линии и пририсовал к ним небольшие треугольники с двумя закругленными углами и одним острым. Острый конец треугольников находится дальше от длинной линии, чем их закругленные углы. Что нарисовал художник?»

Таким образом, ведущий предлагает участникам 3-4 описания простых рисунков. Если дети легко справляются с заданием, можно предложить им самостоятельно загадать изображение любого предмета и описать его остальным, с тем чтобы другие участники догадались, о каком предмете идет речь.

Упражнение «Найди похожий предмет».

Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий.

Материалы: специальных материалов не требуется.

Процедура проведения: Инструкция ведущего: «Сейчас я буду называть разные геометрические фигуры, а вы должны подумать и назвать как можно больше реальных предметов, похожих на эту фигуру. Например: какие вещи похожи на треугольник?» Чтобы стимулировать мышление и воображение учащихся, ведущему нужно задавать стимулирующие вопросы: «А что еще похоже на треугольник?» – добиваясь, чтобы дети вышли за рамки стандартных ответов, и поощрять ответы оригинальные.

Например, «крыша дома» – ответ стандартный, традиционный. «Морковка», «шляпка гриба», «ухо овчарки», «клюв птицы», «зонт» – ответы менее традиционные, результат мысленного поиска в более широком пространстве, выходящем за рамки повседневного опыта городских детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на источник nsportal.ru

Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Степанова Ирина Геннадьевналогопед ГДОУ№93 г. Санкт-Петербурга(статью в формате MS_Word скачать 57KB)

Представленная статья посвящена развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников 5-6 лет с ОНР на логопедических занятиях. Данная проблема является актуальной т.к. оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.

Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей, пространственный гнозис — один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. А. Люблинская и другие) . Кроме того, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.

Взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей рассматривалась Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, и другими. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления.

Существенные отклонения в развитии оптико-пространственных представлений дошкольников возникают при различных речевых нарушениях, в том числе и при такой их форме, как стертая дизартрия.

Именно поэтому возникает необходимость своевременной логопедической диагностики и коррекции трудностей в пространственной ориентировке, позволяющие в той или иной мере приблизить развитие ребенка со стертой дизартрией к возрастной норме.

Современные исследования пространственных представлений нейропсихологами, позволяют нам уточнить механизм и возможные трудности сучетом взаимодействия полушарий коры головного мозга (Ахутина) . Т.к. ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве – сложная деятельность, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.

Согласно проведенным исследованиям, нами было выявлено, что у детей со стертой дизартрией развитие оптико-пространственных представлений отстает от нормы. Это отставание проявляется в отношении всех изученных нами функций: способность к выполнению перцептивных действий, пространственный гнозис и праксис, ориентировка в собственном теле, в окружающем пространстве. Поэтому коррекция должна охватывать все перечисленные функции, развитие каждой из них должно стать отдельной задачей проводимой с дошкольниками работы.

1. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом) . Базовой наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз» - приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе»,и т.п.

Вначале ребенок выполняет движение вместе с взрослым, который и поясняет каждое направление. Таким образом, для ребенка создается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Далее происходит постепенное «сворачивание» движений, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план.

1. Упражнение:«Части тела».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

2. Упражнение: «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.

Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

3. Упражнение: «Зеркало».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Оборудование: настенное зеркало

Ход игры: ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.4. Упражнение: «Путаница»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.

Ход игры: ребенок стоит напротив логопеда. Логопед намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить движение правильно.

2. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии пространственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.

1. Упражнение «Что наверху, что внизу».

Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.

Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят определить и назвать, что находится наверху, а что внизу.

2. Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»

Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,

Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?

3. Упражнение: «Робот»

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.

Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»

4. Упражнение: «Звери фотографируются».

Цель: определение положение предметов относительно других предметов.

Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.

Ход игры: Логопед-фоторгаф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д.

5. Упражнение: Веселые картинки.

Цель: определение положение предметов относительно других предметовнакартинке.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: ребенок определяет на картинках, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, какой рукой он действует и т.п.

3. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант) , учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа.

Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты». Необходимо предварительно научить ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.

1 Упражнение: «Проведи линию»

Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход игры: по инструкции логопеда, ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении от заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги.

2 Упражнение: «Графический диктант».

Цель: формирование пространственных представлений посредством

графических диктантов.

Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ход игры: из заданной точки, по инструкции логопеда, ребенок проводит линии в заданном направлении.

3. Упражнение: «Раскрась, как я скажу».

Цель: Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа».

Ход игры: Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа.

Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

4. Упражнение «Лесная школа» (Л. С. Горбачева)

Цель: Моделирование сказочных историй

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.

Ход игры: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку.

Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу.

Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне».

Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

5. Упражнение «Птичка и кошка»

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:

«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка.

Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

4. Игровые приемы, направленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.

Эти упражнения являются необходимым этапом развития оптико- пространственных представлений, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать различными объектами. В дальнейшем, конструируя цифры и буквы из мозаики, пластилина, проволоки и т.д. в игровой форме будет осуществляться подготовка к обучению в школе.

1. Упражнение: «Конструирование предметов из заданных частей».

Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.

Оборудование: кубики, пазлы, мозаики, разрезные картинки и т.п.

Ход игры: ребенку дается образец целого изображения, а затем предлагается собрать такой же из частей.

2. Упражнение:

Цель: развитие пространственных представлений по перцептивному действию

Ход игры: сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке;

Сложить из четырех частей геометрические фигуры – круг и квадрат. При затруднении данное задание выполнять поэтапно:

А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;

Б) Складывать круг и квадрат по образцу рисунка с пунктирно обозначенными на нем составляющими частями;

В) Складывать фигуры путем наложения на пунктирный рисунок детали с последующим конструированием без образца.

3. Упражнение: «Найди форму в предмете и сложи предмет».Оборудование: конверт с геометрическими фигурами.

Ход игры: Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.

4. Упражнение: «Картинка сломалась».

Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.

5. Упражнение: «Почтовый ящик».

Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.

6. Упражнение: «Я - конструктор».

Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.

Оборудование: спички, счетные палочки.

Ход игры: ребенку предлагается из спичек, счетных палочек, сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву.

Использованная литература

  1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства – М., 1964. – 305с.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.— СПб.: Питер, 2008.—320с.
  3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Психология. – М.: Издательство ЭКСМО – пресс,2000. –С.511 – 745.
  4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательство МГУ, 1973, – 212 с.
  5. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. – М: Просвещение, 1971. – 318с.
  6. Семаго. Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология, №1., 2000.
  7. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998г.

Материал logopedy.ru

Другие статьи по теме:

  • Пространственные представления у дошкольников

    Конспект занятия «Развитие пространственных представлений дошкольников» Ориентируемся в пространстве! Ход занятия: 1 этап - организационный «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернус...

  • Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников

    Проект «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников) Тема проекта: «Учимся играя» (формирование пространственных представлений у дошкольников) Вид проекта: информаци...

  • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Формирование математических представлений у дошкольников

    Использование игровых приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на тему: Использование ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на занятии по ФОРМИРОВАНИю ЭЛЕМЕНТ...

  • Развитие грамматического строя речи у дошкольников

    «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Ч.1 "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" Часть 1 Термин «грамматика» употребляется в двух...

  • Программа по развитию мелкой моторики у дошкольников

    Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы Цель программы: • Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное вос...

  • Математические представления у дошкольников

    Использование игровых приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на тему: Использование ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на занятии по ФОРМИРОВАНИю ЭЛЕМЕНТ...

  • Элементарные математические представления у дошкольников

    Использование игровых приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на тему: Использование ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на занятии по ФОРМИРОВАНИю ЭЛЕМЕНТ...

  • Развитие графомоторных навыков у дошкольников

    Творческий отчет «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР» Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы к подготовки обучению в школу. Следует о...

  • Упражнения на развитие памяти у дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников

    Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Упражнения на дыхание н...

  • Развитие памяти у дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...

  • Игры на развитие способностей дошкольников

    Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников» Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МУЗЫ...

  • Игры на развитие памяти у дошкольников

    Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...