Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию

«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста»

В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Активизация словаря детей младшего возраста»

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Я поставила перед собой цель:

- повышение своего теоритического уровня

- профессионального мастерства и компетентности по данной теме

задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме

- изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей младшего возраста.

Приступая к работе по данной теме, я запланировала литературу: Бородич А. М. «Методика развития речи детей» М. 2004; Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» М. Мозаика-синтез, 2010; Сохина Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» М. 2004; Галицина Н. С. «Перспективное планирование в детском саду 1 – я младшая группа» Скрипторий-2003, 2011; Максакова А. И., Тумакова Т. А «Учите, играя» М., 2005.

Изучение темы начала с раздела: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Гербова В. В., М. Мозаика-Синтез, 2010г. В течении сентября я изучала данное пособие для воспитателей, а так же познакомилась с разработкой Галициной Н. С. «Перспективное планирование в детском саду. 1-я младшая группа», Скрипторий-2003, 2011г. и решила использовать данное пособие в планировании НОД.

В октябре изучила раздел «Методы и приёмы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста» в книге Бородич А. М. «Методика развития речи детей» М., 2004г.

В ноябре продолжила изучение темы: «Пальчиковые игры». Обратилась за консультацией к логопеду Волковой Н. В., посетила её НОД, обследовала методические пособия по теме активизация словаря, дидактические игры. Был организован мастер-класс для родителей «Пальчиковая гимнастика». Родителям были предложены рекомендации - памятки, проведены практические занятия.

В декабре продолжила изучение темы: «Игры и занятия, направленные на развитие речи» Была проведена консультация для родителей «Сенсорные игры». Опубликовала конспект НОД «Путешествие в осенний лес» на Сайте «Всё для детского сада».

В январе изучала тему: «Дидактическая игрушка – как средство формирования словаря детей раннего возраста» Пригласила на занятие кружка «Калейдоскоп» старшего воспитателя и коллег. С родителями провела консультацию «Учить цвета просто и весело»

В феврале в рамках изучения темы мною были изготовлены следующие игры для детей: «Спрячь мышку», «Ёлочки», «Спрячь Колобка от лисы», Найди фигурке свой домик», «Хвост петуха».

В марте, продолжая изучение темы, подобрала набор картинок по теме: «Чья мама», стихи о маме. Читала и разучивала стихи с детьми, изготовила папку - передвижку «Стихи для мамы».

В апреле изучала тему из раздела: «Звуковая культура речи» в книге Сохиной Ф. А «Развитие речи детей дошкольного возраста» М. 2004г. итогами данной работы была «Книжная гостиная». Родителям были рекомендованы книги для семейного чтения.

В мае закончила изучение темы разделом: «Игры по развитию речи» Изучила книгу «Учите, играя» Максакова А. И., Тумакова Т. А., М. 2005г. На родительском собрании родителям была предложена анкета: «Речь моего ребёнка. Хорошо ли он говорит? »

В результате изучения темы: «Активизация словаря детей младшего возраста», сделала выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовая деятельность, прогулки. Словом она должна пронизывать весь воспитательно - образовательный процесс, обогащая опыт детей.

Перспективы на следующий год:

- продолжить работу по теме: «Развитие речи»

- изучить новинки методической литературы

- продолжить работу по разработке новых игр

- публиковать конспекты НОД на интернет- сайтах

- привлечь родителей к созданию уголка книги в группе, организации праздников для детей.

www.maam.ru

Проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Мы разработали проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Мы применяли словесные, наглядные и игровые методические приёмы. К словесным относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В каждой игре заложен потенциал развития словарной деятельности.

В нашей группе мы провели диагностику детей (3-4 года, для этого детям предлагалось выполнить задания, взятые из книги "Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О. С. Ушаковой.

По результатам диагностики детей разделили на две группы: с высоким уровнем развития словаря и со средним и низким уровнем.

В нашей работе мы использовали дидактические игры по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, предложенные А. К. Бондаренко и О. С. Ушаковой. По темам был отобран ряд дидактических игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста: "игрушки" – "Найди игрушку", "Чего не стало? ", "Чудесный мешочек"; "одежда" – "Кукла Катя проснулась", "Кукла идет на прогулку"; "Когда это бывает? "; "посуда" – "Кукла Катя обедает", "Подбери посуду для куклы", "Сложи картинку"; "Кто это? Что это? "

Игры по теме "Игрушки":

1. "Чудесный мешочек".

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек; используются имена существительные (пирамидка, машинка, кукла, мяч, глаголы (играть, едет, сидит, стоит, побрасывать, ловить, прилагательные (красивая, нарядная, треугольная, разноцветная) .

2. "Найди игрушку".

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; закреплять умения использовать имена существительные, глаголы, прилагательные.

3."Чего не стало? ".

Дидактическая задача: продолжать учить детей называть знакомые игрушки; упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа; активизировать словарь; развитие памяти и внимания.

Игры по теме: "Одежда":

1. "Кукла Катя проснулась".

Дидактическая задача: закрепить знания детей о названии одежды: майка, трусики, платье, колготки, туфли, пижама. Упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

2. "Кукла Катя идет на прогулку".

Дидактическая задача: закрепить знания детей о названии одежды для прогулки. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку: осенняя, зимняя, весенняя, летняя. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, толстая, гладкая, блестящая, шерстяная и т. д.

3. "Найди пару".

Дидактическая задача: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в родительном падеже (белая кофта, желтый сарафан и т. д.)

Дидактическая задача была решена в полном объеме, дети используют в своей речи прилагательные правильно, соотносят их с существительными.

Игры по теме "Посуда":

1. "Кукла Катя обедает".

Дидактическая задача: закрепить знания детей о столовой посуде; активизировать речь детей глаголами (приготовить, поставить, сварить, налить) ; воспитывать культуру поведения во время еды.

Дидактическая задача была решена, дети используют в своей речи глаголы, соотнося их с существительными.

2. "Подбери посуду для куклы".

Дидактическая задача: закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды) .

Дидактическая задача была выполнена, дети закрепили знания о предметах посуды, использовали в своей речи слова-предметы, слова-действия, тем самым обогащая и активизируя свой словарь.

3. "Узнай посуду по описанию".

Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы посуды по описанию; закреплять в речи детей названия предметов посуды (активизировать словарь) .

Дидактическая задача решена частично, практически все дети выполнили ее после дополнительной помощи: по наводящим вопросам и показу.

Контрольное обследование проводилось с использованием того же метода индивидуальной диагностической беседы с ребенком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря с применением заданий, взятых из книги "Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О. С. Ушаковой. Беседа проходила в доверительных условиях, отдельно с каждым ребенком.

Видно, что словарь детей значительно увеличился и обогатился. Дети больше стали использовать в своей речи слова – существительные, слова – прилагательные и слова – глаголы (действия). Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря необходимо широко использовать дидактические игры.

www.maam.ru

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Уже на первом году жизни эмоционально установленный контакт матери и отца с малышом развивает его ориентировочный рефлекс на слово. В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слово, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным.

Слово– это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщенно и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.

В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса до 1000 слов и больше, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.

Исходя из вышесказанного, я могу сделать заключение, что выбранная мною тема для написания данной работы очень актуальна и имеет практическую значимость.

Я выделила основные задачи работы:

1. Использовать обследование уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.

2. Внедрить дидактические игры по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.

3. Совершенствовать диалогическую речь с использованием раздаточного дидактического материала.

1. Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста (теоретическая часть)

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Я выделила две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизации словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:

рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.

По моему мнению, именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Мною широко применялись словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

1. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

2. Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

3. Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.

4. Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

5. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими – "Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда? " и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – "Почему? Зачем? Чем похожи? " вспомогательные вопросы бывают наводящими и вспомогательными. Вопросы используются во всех методах речевого развития.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Таким образом, в словарной работе я использовала совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Я сделала вывод, что наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

1.1 Роль дидактических игр в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым я отношу дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие, игровой результат.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в проводимой мной игре "Магазин игрушек" есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить / игры-инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене) .

Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспортных средств и др.) . Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Для реализации словарной задачи я использую дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая с детьми предмет, я помогаю определить и назвать его размер, цвет.

Для формирования словаря я использую дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами.

www.maam.ru

Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так, Л. C. Выготский отмечал: «. Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».

Овладение словарным составом родного языка, по мнению ряда исследователей таких, как Ю. С. Ляховская, Е. М. Струнина, Н. П. Савельева, В. ИЯшина и др. - это необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова. Использование языка как средства общения так же связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы-слова.

Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Специфика дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре

2

ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.

По мере того, как дошкольник осваивает окружающую действительность - предметы, явления (их особенности, свойства, качества, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками.

Значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.

Для реализации словарной задачи в дошкольном учреждении используются дидактические игры. С помощью дидактической игры мы не только передаем детям определенные знания, формируем представления, учим играть, но и активизируем активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.

В ходе проведения диагностического обследования речевого развития речи детей 3-х лет было выявлено, что у многих детей активный словарь имеет менее 1000 слов, не все могут повторить за взрослым предложение, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Поэтому мы определили направление нашей работы с детьми «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» и поставили цель: расширять границы окружающего ребенка мира, развивать правильную связную речь, отработать артикуляцию, расширить активный словарь, научить выражать свои мысли словами, сформировать речевое мышление.

Непременным условием полноценного речевого развития является разнообразная и правильно организованная игровая среда.

Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали возрастные особенности детей: игровые зоны расположили в доступном месте, оформили тематические центры: по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим, экологическому воспитанию, подобрали яркие игрушки, которые побуждали малышей к общению.

На первом этапе работы по речевому развитию использовались дидактические игры на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Позови», «Передай колокольчик», «Зайка, помоги», «Чего не хватает», «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Бегите ко мне». Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи.

В развитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей нам помогли дидактические игры «Идем к кукле в гости», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «День рождение куклы» и др. В процессе игр у детей совершенствовались навыки этического поведения, воспитывалось заботливое отношение к кукле-партнеру по игре, активизировался словарный запас. К концу года дети стали употреблять в своей речи существительные, обозначающие предметы гигиены, одежды, посуды, спальных принадлежностей; глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, поливать, гладить) и противоположные по значению (снимать-одевать, открывать-закрывать) .

В дидактических играх на внимание: «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательный», «Не зевай», «Кто ушел», «Что изменилось? » каждый ребенок получал возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретал собственный действенный и чувственный опыт. Игры способствовали обогащению словаря существительными, обозначающими названия игрушек, глаголами, прилагательными. К концу года дети стали составлять небольшие рассказы о новой игрушке, об обновке.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку», «Бабочка», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» были направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. В этих играх у детей формировались умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Дети овладели операциями сравнения и обобщения.

Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей совершенствовалась координация движений рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что? », «Какой? », «Где? », применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.

Играя с сюжетными дидактическими игрушками, дети наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью.

Для формирования словаря также важное значение имели дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Дидактические игры «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» помогли развить у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, а также они познакомились с трудовыми действиями взрослых.

Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению.

В младшем дошкольном возрасте дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития.

На прогулке, соприкасаясь с природой, дети знакомились с явлениями природы, получали представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, камушки). Дидактические игры с природным материалом «На что похоже? », «Подбери такого же цвета», «Собери букет из осенних листьев», «Разноцветные снежки» делали прогулку насыщенной впечатлениями. В таких играх закреплялись знания детей об окружающей их природной среде, формировались мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывалась любовь к природе, бережное к ней отношение.

В процессе дидактических игр мы внимательно следили за их ходом, за поведением детей, выявляли особенности ребят, что позволяло планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

Кроме того, расширению игрового опыта способствовало использование нескольких вариантов игры, различных видов дидактических игр, их последовательное усложнение.

Музыкально-дидактические игры: «Какой инструмент играет? », «Чей домик? », «Птичка и медведь» помогали детям выделять, слышать свойства и выразительные возможности музыки, голоса, инструмента. У детей формировалась музыкальная восприимчивость, влияющая на развитие общей музыкальности и творческих способностей. Исполнение детьми небольших песенок способствовало развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Результаты диагностического обследования по развитию речи показали положительную динамику .

Дидактические игры помогли нам обогатить активный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.

www.maam.ru

Аналитический отчет по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

Аналитический отчет по самообразованию

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них cловаря. Это – основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослым. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Задачи обогащения словарного запаса у младших дошкольников заключается в следующем: 1. расширить круг знаний дошкольника; 2. дать детям точные представления и понятия за каждым словом; 3. необходимо упорядочить и систематизировать словарный запас дошкольника, дети должны видеть сходства и различия между словами; 4. активизировать словарь дошкольников; 5. обогащать словарный запас детей новыми, яркими и выразительными словами, 6. необходимо помочь детям более широко использовать словарный запас в письменной речи; 7. раскрыть значение новых, незнакомых ребенку слов.

Одной из главных задач словарной работы с младшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Занятия по формированию словаря с младшими дошкольниками подразумевают занятия, на которых используются следующие методы: наблюдения, разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, дидактические игры, лексические упражнения, подвижные игры, фольклор, театрализованная деятельность и т. д.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.

Прежде всего дети усваивают

• бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

• природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

• обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.) ;

• эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали) ; с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову) ; слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый) (См. : Шмелев Д. И. Очерки по семасиологии русского языка. – М., 1964.) ;

• лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.) . Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра - особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка.

Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т. к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра оказывает также специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. Кроме того, в театрализованных играх (игра-инсценировка игра-драматизация, развивается эмоциональная выразительность речи. В конкретном предмете или ситуации. Игра - эффективное средство словарной работы.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе театрализованных игр: 1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. 2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. 3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного. 4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи. 5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. 6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. 7. Происходит коррекция поведения. 8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. 9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. 10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста Цели: • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности; • обогащение словаря детей, активизация его; • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй; • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками. Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка: - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой.

При ознакомлении с природой дети усваивают природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных. Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, экологического воспитания.

Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих объекты и явления природы, части объектов, действия с ними.

С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются доступный пониманию малышей парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов, правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время. Дети учатся отвечать на вопросы «что это? », «кто это? », «какой? », «что делает? », «что с ним можно делать? ».

Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности. Наиболее благоприятные условия для словарной работы со всеми детьми создаются на специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка. Это объясняется малым количеством занятий и малым удельным весом собственной речи каждого ребенка. Практика обучения только на занятиях не обеспечивает должного языкового развития детей. Занятия с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением.

В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование дидактических игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста». Организуется и наглядная агитация — в специальные папки помещается материал по вопросам речевого развития детей.

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

www.maam.ru

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

А речевой материал, сопровождающий ребенка при приеме пищи, одевании, раздевании, укладывании на сон, мне пришлось придумывать самой:

Час обеда подошел,

Деткам всем пора за стол.

Раз, два,

Кто шагает дружно в ряд?

Группа маленьких ребят!

А куда же мы идем?

В физкультурный зал идем

В музыкальный зал идем

Там станцуем и споем.

Свою работу я веду в двух направлениях – это развитие словарного запаса ребенка и речевого этикета. Под речевым этикетом понимается принятые в обществе нормы речевого поведения.

В дошкольном детстве наиболее существенным способом развития речевого этикета считается прием «поглаживания». К нему относятся следующие вопросы: «Как Ваше здоровье?», «Как Ваше настроение?», «Я рад(а) тебя видеть. Как ты себя чувствуешь?».

Второе направление связано с формированием словаря ребенка. Под словарным запасом понимается то количество слов, которое ребенок понимает и использует в активной речи. Активный словарный запас для детей нашего возраста достигает 1500 – 2000 слов.

Под пассивным словарем понимается понятийная речь ребенка, т.е. ребенок знает и понимает смысл данного слова, но в активной речи его еще не употребляет.

Художественное слово способствует развитию и образной речи, так как дети постоянно учатся сравнивать строить и находить причинно-следственные связи, что способствует у них развитию памяти, внимания и образного мышления. С этой целью я использую игры, развивающие слуховое внимание и восприятие.

Данной проблемой я занимаюсь с сентября 20011г., когда приняла вторую младшую группу. За это время я систематизировала весь подобранный мною материал и распределила его в соответствии с режимным моментом.

При детских конфликтах помогает юмор:

* * *

Материал nsportal.ru

Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста

вс., 06.04.2014

МБДОУ д/с № 83 "Утиное гнездышко"

г. Сургута

вторая категория, стаж 17 лет

«Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями» К. Н. Поливанова

Неоценима роль и значение дидактических игрдля развития словаря детей. Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников.

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.

Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себяв различных ситуациях.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности, а также способствует развитию логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,

игра для них – серьезная форма воспитания» Н. К. Крупская

В незатейливой домашней обстановке в игровой форме, можно расширить бытовой словарь малыша. Интерес у детей вызывают дидактические игры: «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», «Искупаем куклу», «Уложим куклу спать», «Накроем стол к обеду» и др., в которых показываются реальные действия на реальных предметах.

Вашему вниманию предлагается картотека дидактических игр.

Тема «Посуда»

Игра «Накроем стол к чаю».

Программное содержание.

1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.

3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».

Оборудование. Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.

Методические указания.

Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка) . Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

Игра «Чего не стало? ».

1. Активизация словаря. Учить узнавать и называть посуду на картинках.

2.Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные (большая (маленькая) чашка, красное (синее) блюдце) .

Развивать зрительное внимание, память.

Оборудование. Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды.

Методические указания.

Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров.

Тема «Транспорт».

Игра «Чудесная коробка».

Программное содержание.

1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход) . Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт) .

2. Учить составлять целое из частей.

3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы.

Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.

Методические указания.

Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.

Тема. «Зимующие птицы».

Игра «Покажи правильно».

Программное содержание.

1. Активизация словаря. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать) . Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей) ; глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) .

2. Грамматика. Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных.

3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы предложением.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Методические рекомендации.

Взрослый показывает ребенку изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнал ребенок. Просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют.

В дальнейшем взрослый убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Примерный ответ: «Нет воробья» и т. д.

Ребенок отгадывает загадки о птицах, выбирает изображения угаданной птицы и показывает отгадку.

Тема «Домашние птицы».

Игра «Кто живёт во дворе? »

Программное содержание.

1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

2. Грамматика. Учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.

Оборудование. Предметные картинки.

Методические рекомендации.

Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов.

От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята.

Находят птенцов для других птиц.

Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

Может ли ребенок прожить без игры? Нет! Игра – основная форма познания им жизни.

Игра, как зеркало: переживания, наблюдения, впечатления отражаются в его игре. Игра развивает моральные и волевые качества ребенка, формирует личность в целом.

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________ 2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад) _____________________________________________ 3. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________

4. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? __________________________________________________________________5. Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительная, удовлетворительная, хорошая) .________________________________________ 6. Bы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет) ________________

7. Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?___

8.B речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные ухи, много стулов, моя яблоко.________________________________________________

9. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?_________________________________________________________

10. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________

11. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?____________________________________________________

12. B чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи? __________________________________________

13. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________

14. Ваши замечания, предложения, пожелания __________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Итоги консультации:

Совместная игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества, взрослого и ребенка. В ходе совместных игр ребенок получает огромный навык общения - это умение слышать друг друга.

В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. Именно в дидактической игре, выявляются черты характера каждого участника.

Как положительные - настойчивость, целеустремленность, товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость.

Можно сказать, в игре у ребенка активизируется речевая деятельность, словарь пополняется новыми словами, обогащается его содержание.

А самое главное – те знания, которые были получены в игре, малыш может использовать в повседневной жизни.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя д/с. А. К Бондаренко. – М.: Просвещение,1991.

3. Игра дошкольника./ Под ред. C.A. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.

4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Сохина Ф. А. - М.: Педагогика, 1984.

6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1989.

7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. А. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1992.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002487

Штрих код (№ квитанции) 62502671067523 Дата отправки 11 апреля 2014 г.

Комментарии 0

Подробней на сайте tmndetsady.ru

Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее.

Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

Игра: «Опиши предмет».

Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук) , яблоко круглое.

По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое.

Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое) ».

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование.Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка».

Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы.

Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников) : требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый) , материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый) , качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный) .

Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино»

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри) . Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса - зверь, журавль - птица или наоборот.

Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот) : посуда - сковорода, цветы - одуванчик, транспорт - грузовик, рыбы - сом, насекомые - кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Съедобное - несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.) , уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч.

В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные - домашние животные», «Птицы - насекомые», «Одежа - обувь» и др.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова) .

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше.

Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы.

Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому.

Аналогично: тяжелый - грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий - человек, стеклянный - стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее) . В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда») . При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая - тарелка; голубая - кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный - кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели.Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры».

Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним.

В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч - кинуть мяч. Глядеть в окно - смотреть в окно».

Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков.

Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий.

Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Литература:

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М., 1992

Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 1976г.

Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: 1993г.

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М., 2001

Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1999

Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.

Похожие статьи

Источник www.moluch.ru

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОЛЬКЛОР-народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР-это очень весёлый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребёнка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребёнка.

Расширяют словарный запас и расширяют воображение.

ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА-развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное-использовать материал ненавязчиво и увлекательно.

В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешкис целью формирования грамматического строя языка.

Малыши слушаютпесенки, просят повторить хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. В течении детям исполняются две-три песни, которые детьми хорошо запоминаются. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя.

Не изменяя содержания. Это вызывает у ребёнка радость, желание повторить их. Например:

«Кто у нас хороший,

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Помогаютпотешкии при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрывать их.

Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Всё это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем весёлую потешку.А затем использовать её во время сюжетно-ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Представим себе утро. Ваш малыш просыпается, и вы ему говорите:

«Вот проснулся петушок, встала курочка,

Просыпайся мой дружок, встань мой Юрочка».

Усаживая завтракать:

Читать далее nsportal.ru

«Формирование словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста»

У большинства детей в возрасте 3-х лет происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный.

Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?» За каждым таким этапом – огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, помня о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания.

Желательно, чтобы взрослые – воспитатели и родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно;большое значение приобретают паузы.

На третьем году жизни ребенок уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты питания, мебель. Те предметы, которые он ежедневно видит, которыми постоянно пользуется. Однако он еще не всегда знает, как некоторые из них называются, для какой цели они служат, как ими пользоваться.

Для того чтобы расширить представления ребенка об этих предметах, взрослые должны не только называть их, но и указывать на их назначение, обозначать некоторые свойства и качества: «Это лопата, ею копают землю. Это сахарница. В нее насыпают сахар».

Ребенок не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить их среди других. И лишь при многократном повторении он включает эти слова в свой активный словарь.

Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, надо через некоторое время спросить его, что это за предмет, зачем нужен стол, стул.

Словарь ребенка этого возраста довольно обеднен прилагательными. Поэтому следует обращать его внимание на цвет предметов, величину, форму.

Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, следует спрашивать, что изображено на картинке, какого цвета предмет.Если ребенок не знает, то взрослые должны сами назвать. Если на картинке изображено несколько предметов, но разных по величине или цвету, то после того, как ребенок назовет их, надо спросить его, одинаковы они или нет. Так ребенок будет не только усваивать, но и запоминать величину и цвет предметов, но и научиться сопоставлять, сравнивать, объединять сходные явления.

Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Предлагаю некоторые игры для активизации активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Игра «Чей это голос?»

В этой игре дети знакомятся с животными и их детенышами, птицами. Учатся подражать их голосам, образовывать глаголы от звукоподражаний и развивают память.

Для этой игры понадобятся игрушки или картинки - мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок, собачка и щенок, цыпленок и курица. Сначала рассмотрим животных и птиц. Расскажем, кто как "разговаривает".

Обязательно уточним, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок тоненьким голоском. То есть, объясним малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются.

- Мяу- мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы-кошки есть детеныш.

Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют?

- Му-у-у - кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)

- Ква-ква - чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Так же обыгрываются и остальные игрушки.

А теперь можно играть. Перед ребенком несколько игрушек или картинок с животными или птицами. Малыш отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или как котёнок (хрюкает, гавкает и.т.д.) Ребенок должен угадать, чей голос он услышал, показать и назвать животного.

Меняйтесь ролями с малышом - пусть он тоже помяукает и покудахчет, а вы отгадайте, кого малыш изображал.

Игра «Что плавает?»

Знакомимся со свойствами предметов, учимся образовывать относительные прилагательные.

Налейте в большую миску или таз воду. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т.п. (Для одного занятия не больше 3-4 материалов) . Предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать. Затем позвольте малышу побросать все предметы в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом предмете:

- Это кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Из чего сделана кукла? Значит, какая она? Пластмасса очень легкая и поэтому не тонет, а плавает.

- Это ложка из металла. Она металлическая. Из чего сделана ложка? Значит, какая она?

Металл тяжелый и поэтому тонет.

Игра «Плавает – тонет»

После 2-3 занятий с предметами в воде, можно поиграть в такую игру с малышом. Один называет какой-нибудь предмет (резиновый мяч, деревянный кубик, миска и т.д.)

а другой отвечает, тонет он или не тонет. Можно использовать в качестве ответа движения. Например, если тонет - приседать, а если плавает - руками изображать движение пловцов.

Игpа с коpобками.

На крышке коробки вырежьте разные геометрические фигуры (кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники) . Дайте ребенку эти фигуры и посмотрите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отверстия в крышке коробки. Для этой игры можно использовать и детали деревянного конструктора. Для этого вырежьте отверстия по размеру деталей вашего конструктора.

Игра «Найди паpу».

Игра на развития зрительной памяти, запоминание цветов.

Подберите несколько пар носков, рукавичек или обуви.

Возьмите один носочек, а остальные отложите в сторону.

Дайте выбранный предмет ребенку и скажите ему, чтобы он нашел другой такой же.

(Ай-ай-ай! все носочки перепутались, помоги мне собрать их")

Если малышу трудно это будет сделать, помогите ему. Например, обратите его внимание на отличительные особенности - цвет, элементы узора, размера и т.п. Дайте ребенку другой предмет и посмотрите, сумеет ли он найти ему паpу.

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Английский язык для детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » - заявля...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе...

  • Познавательное развитие детей дошкольного возраста

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност...

  • Характеристика детей дошкольного возраста

    Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес...

  • Коррекция речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР...