Наблюдая и анализируя сюжетно-ролевую игру «Семья» детей нашей группы (средняя речевая) на начало года мы обратили внимание на однообразие сюжетов, скудный набор игровых действий, игровые диалоги также сводились к минимуму, были односложны и однообразны, практически не использовались предметы заместители и только крупные маркеры игрового пространства.
И, на ряду с совместными играми (когда взрослый становится одним из ее участников, т. е. берет на себя какую-то роль и направляет игру от имени своего персонажа, подталкивая к новым действиям, разворачивая сюжет и вступая в диалоги, мы обратились к дидактическим и коммуникативным играм по теме, как к более простым для детей (в них конкретные правила, и играют дети вместе со взрослым). Для этого сделали сами дидактическую игру «Наша семья» (обязательно поделюсь ее позже). И тут, постепенно внося в развивающую среду новые маркеры пространства, модули, игрушки-персонажи и обновляя предметы оперирования, обратили внимание, как прогрессировали режиссерские игры и, как они стали настоящим самоучителем дошкольников, как для развития самих сюжетно-ролевых игр, и игровых навыков детей, так и личностных качеств дошкольников.
В индивидуальных режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания,
Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.
Позвольте представить Вашему вниманию некоторые пособия для режиссерских игр, которые мы используем в своей группе.
Игровые фоны, которые можно использовать, как плоскостной фон для игр с мелкими игрушками и плоскостными моделями, так и ставить, как ширму.
У нас их несколько видов: деревянная русская изба изнутри, современная кухня, наш лес, сказочный дремучий лес и город:
Карта Сказочной страны с плоскостными моделями любых реалистичных и сказочных персонажей и предметов:
С помощью карты можно разыгрывать различные режиссерские игры по мотивам известных сказок и придумывать свои истории:
Бессюжетные ширмы для разнообразного использования:
На этой фотографии также видны модули среднего размера (коробочки разной формы, обклеенные самоклейкой) .Здесь Миша использует их для интерьера комнаты: из двух модулей сделан диван, модуль-светофор послужил тумбой на которой стоит телевизор (коробка, которая открывается и заполняется любыми персонажами).
На следующем фото модули видны крупнее и можно увидеть еще одно их применение -РЭМП и сенсорика: сравнение по длине, форма, цвет, размер, порядковый и количественный счет, ориентировка на плоскости, логические задания и "расшифровка" пятен на развитие воображения:
Конюшня, которая иногда достраивается то с помощью разных конструкторов и строителей, то дополняется ширмами и порой играет роль дома, зоопарка и др.
Замечательный макет русской избы, который приобрели и собрали наши родители:
Изба раскрывается, делая доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями:
Мелкие игрушки с миниатюрной мебелью (посуду конструировали сами: киндер-яйцо + масса для лепки) :
Крупные маркеры пространства, например этот маркер служит лобовой частью автобуса или автомобиля, витриной для с-р игр или театральной сценой:
Страна Волшебных Красок" для игр на фланелеграфе:
И, конечно, наши самоделки. Вот жилище трех медведей, для которых дети с моей сменщицей Танюшей сделали мебель по-размеру:
Наша березовая роща:
Парк:
К нему Василина с бабушкой добавили пруд с лебедями:
"Театр на пальчики" с настольными декорациями и разные виды настольного театра (конусный, резиновых игрушек, плоскостной на подставках) :
Двухэтажный дом для большой семьи (из больших коробок, а мебель из спичечных коробков, картона и др. подручных материалов) .В его создании активное участие принимала моя дочка Сашенька:
В режиссерской игре ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 50
Конспект режиссерской игры с детьми старшего дошкольного возраста: «Мишкин День Рождения»
Составила и провела: воспитатель Ермакова А. С. (первая квалификационная категория)
Ковров, 2011
Задачи:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры
• Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером
• Развивать конструктивные способности (планирование деятельности) .
• Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки
• Развивать интерес к режиссерским играм
• Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.
• Развивать творческие способности детей.
• Активизировать речь детей, воображение, мышление.
Оборудование: конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей),
моно поля (цветочная поляна, лес, мелкий конструктор, кукольная посуда
Ход игрового взаимодействия:
Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?
Дети: Да!
Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.
Воспитатель: Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада
№ 6. Вот, что они пишут:
«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.
У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей- зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал : «Придумал! А давай мишке подарим мед! » Лиса спросила : «А где мы его найдем? » Тогда заяц ответил «Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед. ». Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы «Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу? »
Пчела ответила :«С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения! »
Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?
Дети: Да! У нас есть такие игрушки!
Воспитатель: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?
Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)
Дети: Для игры нам нужны игрушки- заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр.
Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.
После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру
Воспитатель: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?
Ответы детей
После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.
- выкладывание персонажей на фланелеграфе из частей;
- рисование костюмов, тканей, из которых сшиты разные наряды;
- рисование домиков, дворцов героев;
- рисование персонажей в разных движениях и эмоциональных состояниях
2. Работа над выразительностью речи:
- имитационные упражнения на музыкальных и речевых занятиях;
- упражнения на модуляцию голоса;
- рассказы от имени персонажей о себе;
- упражнения типа " Я - игрушка", "Я - другой"
- прослушивание и анализ фонозаписей.
3. Работа над выразительностью движений:
- имитационные упражнения на музыкальных, физкультурных занятиях, в подвижных и музыкальных играх
- коллективные показы-упражнения;
- прослушивание и анализ фонозаписей с рассматриванием иллюстраций, фотографий;
- упражнения с воображаемыми предметами
- игры типа "Совушка", "Море волнуется", "День и ночь»
- игра " Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем"
- игры-загадки { "Кто я ?» , "Кто привел ?")
4. Работа, по организации игровой среды использование готовых декораций и костюмов:
- изготовление с детьми элементов декораций, костюмов атрибутов;
- открытие " театральной мастерской".
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИССЕРСКИХ ИГР, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР.
Режиссерские игры – это самостоятельные детские игры, в которых по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.
Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления.
Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду) , малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения) .
Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария) . Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы) , говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.
В режиссерской игре речь - главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.
В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе) , но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетно-ролевых игр:
1 Возникают по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой игры
2 Включают следующие структурные компоненты: сюжет, роль, условное игровое действие, ролевую речь.
3 В режиссерских играх дети проявляют творчество, фантазию, придумывают содержание игры, определят её участников. Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном назначении, но и в переносном.
4 В основе сценария режиссерской игры лежит опыт ребенка.
5 Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.
6 В режиссерской игре главный компонент речь («дикторский текст за экраном»)
Сравнительная характеристика режиссерской и сюжетно-ролевой игр.
Параметр сравнения
Шпоры по дошкольной педагогике
Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.
Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр.
Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опита. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях
I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер) ;
2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.
Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.
Специфика режиссёрских игр:
- своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;
- сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;
- характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;
- непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;
- в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки) ;
- характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;
- ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка
- эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.
Педагогическая ценность режиссёрских игр
- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Страница 53 из 6357. Режиссерская игра дошкольника.
Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.
Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр.
Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опита. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях
I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер) ;
2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.
Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.
Специфика режиссёрских игр:
- своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;
- сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза-висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;
- характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа-циями, который возникают у ребенка;
- непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;
- в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки) ;
- характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;
- ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка
- эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.
Педагогическая ценность режиссёрских игр
- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Задание (на уроке) :
Итак, давайте запишем определение:
Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.
Исследователи данной проблемы:
Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления.
Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (праздник, литературное произведение…) , малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка, а так же знания, почерпнутые им из рассказов других людей, книг, мультфильмов, кино… Малыш комбинирует их и рождается что-то свое, неповторимое, индивидуальное.
Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.
Центральным моментом этой игры является событийная ситуация.
Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.
Главный компонент в режиссерской игре – речь. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонации, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний (сценка «Семья» - голоса персонажей ) .
Помимо описательных высказываний используются и оценочные (сценка «День рождения Маши» - все гости хорошие, а волчонок – жадный, не отдал подарок) .
В этой игре часто используется много персонажей (машинки в гонках, зрители в зале, ученики в классе) ,но «активно действующих, т.е. тех, которых ребенок представляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех - четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.
Ролевые отношения представлены слабо, а в начальных формах игры они вообще отсутствуют («оживающий» грустный кубик…) .
Задание: Выгодский Л. С. писал, что воображение - это игра без действия и, наоборот, воображение в действии и есть игра. Наблюдая за играми режиссерской и сюжетно-ролевой игрой, как можно понять, развито ли воображение у ребенка-дошкольника? (ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников, а так же используя предметы-заместители) .
Итак, отметим у себя:
Особенности режиссерской игры:
ВЫВОД: режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно – ролевой игры, но и с появлением этой игры режиссерские не исчезают. Взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.
?просто необходимы –
?можно использовать –
ВЫВОД:
Режиссерская игра – неотъемлемая часть жизни ребенка – дошкольника, «хрупкое творение» малыша, которое при неправильной позиции взрослого может в мгновение исчезнуть, оставив у него в душе разочарование.
Поэтому педагогу так необходимо тщательно продумывать и учитывать все условия для развития этого вида игр.
ВЫВОД ПО ТЕМЕ:
Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Режиссерские игры - это тип детских развлечений, в ходе которых ребенок выступает в роли режиссера, проектируя действия, придумывая, чем будут заниматься его игрушки, как будет развиваться сюжет событий, каким будет его финал. Именно сам ребенок выполняет роли каждой игрушки, придумывает имена, выбирает главных героев, положительных и отрицательных героев, а также устанавливает главные правила игры. Режиссерская игра дошкольников, которая проводится под наблюдением профессиональных педагогов или психологов, может многое рассказать о ребенке, показать его эмоциональное состояние, уровень развития, а также рассказать о том, что именно сегодня волнует маленького «режиссера».
Режиссерские игры появляются в жизни ребенка первыми. Каждый родитель наблюдал за тем, как в возрасте 1 года его ребенок ставил рядом любимые игрушки, передвигал их, создавая видимость их общения. Уже в возрасте двух лет, когда малыш уверенно ходит, можно наблюдать, как он кормит своих мягких медведей и зайцев, укладывает их спать, катает на игрушечных машинках и водит с собой в детский сад.
Игра ребенка - это проекция его жизни на новых героев, либо прямая интерпретация его фантазий. Педагоги отмечают, что если игровой процесс поставлен агрессивно и ребенок в ходе игры создает конфликтные ситуации, то это первый тревожный звоночек о том, что ребенок живет в неблагоприятной домашней атмосфере.
Режиссерские игры в детском саду необходимо организовывать в следующих целях:
Для проведения режиссерских игр необходимы специальные атрибуты - герои и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию. Воспитатель может только задавать ему тему, подсказывая в некоторых моментах. Лучшая режиссерская игра в старшей группе - это кукольный театр, в котором ребенок сможет дать волю своему воображению и показать настоящее представление всем одногрупникам.
Маленькие дети в возрасте 2-3 лет ни всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценариий.
Отличным наглядным примером режиссерской игры в младшей группе может стать воспроизведение сказки. За пример можно взять несложную русскую народную сказку «Колобок», которая наверняка будет известна каждому ребенку в группе.
Для начала самостоятельно подготовьте куклы главных героев сказки. В том случае, если у вас нет кукол, то вы можете сделать всех героев из бумаги, создать импровизированный театр и управлять в нем тем, как будет разворачиваться сюжет. Важно, чтобы Колобок, Баба, Дед, Лиса, Волк и Медведь имели каждый свой характер, передавайте их настроение голосом, дыханием, другими звуками, чтобы они смогли ожить в воображение ваших маленьких зрителей.
Постарайтесь полностью воспроизвести весь сюжет сказки, а в заключительной части подведите итог, рассказав, чему научила эта сказка детей. Проведя такое показательно выступление, вы наглядно дадите понять, что такое режиссерская игра, это наверняка заинтересует детей и они начнут импровизировать. Прекрасная режиссерская игра в средней группе, это игра в «Семью», в ходе которой педагог сможет узнать, какую роль ребенок отдает семье в своей жизни, как себя в ней чувствует.
Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности - это лучшая возможность рассказать детям о разных профессиях, дать понять, что «все профессии нужны - все профессии важны!». Лучше всего проводить такие режиссерские игры в подготовительной группе, за тему можно взять игры во врачей, учителей, садовников, поваров и др.
Правильно организованная режиссерская игра помогает рассказать о многом новом и неизведанном, развивать детское воображение и мышление, что очень важно на всех этапах взросления.
Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников
Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...
Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников
Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников Тема: Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех...
Настольные игры для дошкольников
Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (на примере средней группы) Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В....
Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...
Сюжетно ролевые игры для дошкольников
Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук» Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном тр...
Роль игры в жизни детей дошкольного возраста Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка". Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н....
Значение игры в развитии дошкольника
Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п...
Роль дидактической игры в развитии дошкольников
Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...
Игры на развитие памяти у дошкольников
Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст) Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвое...
Классификация игр дошкольников
Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...
Игры на развитие мышления у дошкольников
Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Игра «Чем похожи и чем отличаются? » Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Оборудование: магнитн...
Игры на внимание для дошкольников
Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...
Игры для дошкольников на развитие внимания
Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...
Игра как средство общения дошкольников
Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» Часть 2 Часть 3 План работы. 1. Актуальность темы 2. Цели и задачи. 3. Теоретическая база. • Прин...