Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

Педагогическая технологияиспользования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.

Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина и др., система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.

В то же время в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что образовательный процесс должен происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми; должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; должен предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и др.

Все это подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы поиска адекватного содержания, способов и средств математического развития дошкольников.

Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок и других литературных произведений, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Целью педагогической деятельности является создание условий для развития математических способностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

1. Выработать у детей интерес к самому процессу познавательной деятельности;

2. Способствовать самостоятельному нахождению способов решения познавательных задач; стремлению к достижению познавательной цели;

3. Учить устанавливать временные отношения, порядковому и количественному счёту, определять пространственное расположение предметов;

4. Воспитывать у детей любознательность, инициативность.

Обнаруженное противоречие явилось фактором разработки структуры познавательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников посредством использования в непосредственно образовательной деятельности художественной литературы.

Внедрение технологии в образовательный процесс осуществлялось поэтапно:

1 этап - диагностирование детей.

2 этап - разработка и внедрение технологии.

3 этап - рефлексия эффективности внедренной технологии.

Система работы по развитию математических способностей у дошкольников с включением в непосредственно образовательную деятельность художественной литературы предполагает 2 направления:

1. работа с детьми;

2. работа с родителями.

Работа с детьми.

В группе были созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений посредством художественной литературы. Работа в создании предметно- развивающей среды была начата с организации центра занимательной математики. Этот центр пополнился материалами отражающими интеграцию с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей .

Формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• игровая деятельность;

• математические праздники и досуги.

Основной формой работы с детьми является тематическая непосредственно образовательная деятельность. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике.

В системе работы используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания.

Для достижения ожидаемого результата придерживались определенной структуры непосредственно образовательной деятельности, например:

- Логическая разминка

- Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала

- Физминутка, пальчиковая гимнастика

- Закрепление нового материала

- Развивающая игра, рисование, шнуровка

В работе подбирались такие приемы, которые стимулируют интерес к математике:

1. Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.

2. Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей илисказочным сюжетом в начале деятельности.

3. Физкультминутки, которые подходили под тематику. Если деятельностьбыла подвижной, то физкультминутку не проводили или же подбиралиболее спокойные задания, например гимнастику для глаз, артикуляционногоаппарата и др.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Традиционные:

• дидактические игры,

• логические игры,

• решение математических задач

Инновационные:

• моделирование,

• математические сказки.

В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.) . «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их прирешении различных жизненных проблем, своим конкретным содержаниемспособствуют формированию более глубоких и ясных представлений очислах и смысле производимых над ними действий.

Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке? ».

Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

Сказка проникает и в другие виды математической деятельности детей. Например, используется и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов, К В Н. Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей.

Не меньшую роль в развитии элементарных математических представлений играют потешки, считалки, небылицы, загадки и другие формы устного народного творчества, которые развлекают детей и поддерживают эмоциональный настрой. Ненавязчиво они учат ребенка считать, сравнивать и обобщать.

Использование сказочных сюжетов на занятиях, в досугах и играх по формированию математических представлений в условиях педагогического исследования способствовало повышению настроения детей, эмоционального ритма, поисковой деятельности.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

Чтобы родителей сделать действительно равно ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса, были поставлены цели –

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для реализации целей использовались активные методы и формы работы:

-родительские собрания;

- индивидуальные и общие консультации;

- беседы с детьми и родителями;

-занятия с участием родителей;

-семинары- практикумы;

-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

-организация совместных праздников и досугов;

-оформление фото- монтажей;

-совместное создание предметно – развивающей среды.

Родительские собрания проводились в нетрадиционной форме. Начинаются собрания с приветствия благодарности за детей, которых доверили воспитывать. Используются психологические игры, например, «будем дружить», которые объединяют всех взрослых. Такие игры снимают психологическое напряжение и помогают родителям совместно обсуждать ситуацию или какой – либо вопрос в течении собрания. К собранию готовится выставка детских работ или фото- стенд, где используются фотографии семейных альбомов, жизни группы.

Таким образом, исследование показало, что математический материал на основе сказочных сюжетов, включенный в содержание плана работы в рамках целостного, систематического процесса, является эффективным средством математического развития детей дошкольного возраста

Библиографический список

1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии. 2002. - №2. С. 76-81

2. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей. \"Доклады АПН РСФСР. 1961. - N 1.

3. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. и др. Обучение математике в детском саду. - М. : Академ А, 1997.

4. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. В. В. Данилова. - М. : Педагогика, 1987.

5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1987.

6. Формирование элементарных математических представлений удошкольников / Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988.

7. Шаталова Е. В. Развитие количественных представлений у детейдошкольного возраста посредством использования малых фольклорныхжанров//Дошкольное воспитание и образование. 2007. - №9. С12-17.

8. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М. : Издательский центр Академия, 2004.

www.maam.ru

интеллектуально – творческого развития

детей дошкольного возраста 3 – 7 лет» В. Воскобовича

Развивающие игры Вячеслава Владимировича Воскобовича известны давно. Они широко использовались в детских садах г. Санкт-Петербурга и имели положительные отзывы воспитателей.

Всем известно, что развивающий эффект будет выше, если материал использовать в системе. Так появилась идея создания технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет с помощью развивающих игр Воскобовича, которая осуществилась в 1998 году. Технологию назвали «Сказочные лабиринты игры».

К играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового леса. Сказка-методика представляет собой модель опосредованного обучения. Это такое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.

Например «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых плодов, Малыш Гео, Ворон Метр; «Волшебная восьмёрка» - это арена Цифроцирка и т.д. Ребёнок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «переживает» таинственные и весёлые сказочные приключения.

Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания. В нашем детском саду игры В. Воскобовича используются на протяжении 7 лет.

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:

1. Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3, и 7 лет, и школьники, т.к. к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

2. Многофункциональность игр.

Можно решать большое количество образовательных задач Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение.

3. Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи.

4. Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.

Технология решает следующие задачи:

- развитие у ребёнка познавательного интереса,желания и потребности узнать новое.

- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

- развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) .

- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.

- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических) , речевых умений.

- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:

- игры, направленные на логико-математическое развитие.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

- игры с буквами, звуками, слогами и словами.

В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.

- универсальные игровые обучающие средства.Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

Этапы освоения игр детьми

и роль взрослого на каждом из них

На первом этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребёнка, играет и занимается вместе с ними.

На втором этапе дошкольники осваивают основные игровые приёмы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.

На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания, предлагают новые решения предложенных задач, составляют схемы. Взрослым создаётся творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива.

Если игра нравится ребёнку и служит материалом для проявления творчества, то малыш с ней занимается на всех этапах. Переход от одного этапа к другому должен быть постепенным.

Для организации игр можно использовать сказки-методики Фиолетового леса или адаптировать известные сказки. Задания ставит не взрослый, а сказочный персонаж. Сюжет может включать одну игру или комбинировать несколько знакомых игр.

Игры Воскобовича можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности, а также интегрировать с другими видами деятельности.Обучающая задача ставится в игровой форме. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий.

Качественная реализация технологии невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика:

-психологическая– для определения интеллектуального развития детей;

-педагогическая– которая показывает качество освоения детьми образовательного материала комплексных или парциальных программ.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад Академия детства № 15»

Шайдабекова Эллина Магомедовна.

Подробней на сайте nsportal.ru

Художественное слово как средство математического развития дошкольников

Художественное слово как средство математическогоразвития

детей дошкольного возраста.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. Математика даёт огромные возможности для развития мышления.

В процессе формирования у дошкольников элементарных математических представлений я использую различные методы и приёмы, в частности художественное слово. Оно способствует математическому развитию дошкольников.

Определить объём и степень включения в работу стихов, считалок, загадок стараюсь самостоятельно. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой может проходить в процессе непосредственно-образовательной деятельности дошкольников, когда как разучивание их может проводиться в процессе совместной деятельности с взрослым в ходе режимных процессов. Считалки и стихи использую в различных ситуациях, они делают совместную деятельность детей и взрослого более разнообразной.

Загадки я использую в зависимости от целей ситуативного познавательного общения, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. В своей работе я ставлю цель: подвести детей к размышлению над загадкой, натолкнуть на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

Например:Пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке?

/ шесть /

В качестве загадок я широко использую фрагменты произведений писателей: . К. Чуковского, А. Барто , С. Михалкова , В. Берестова , и др.

Например: Шёл Кондрат в Ленинград,

А навстречу – двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка и т. д . К. Чуковский.

Такие примеры, задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки использую не для развлечения, а для формирования у воспитанников элементарных математических представлений. Загадки, стихотворные задачки развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний.

Выполнение заданий в стихотворной форме рассчитано на сообразительность, требует смекалки, внимания, воображения. Приведённый выше фрагмент из произведения К. Чуковского можно эффективно использовать в процессе непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками.

И задумался старый Кондрат.

Материал с сайта sundekor.ru

Статья «Развитие математических способностей дошкольников посредством технологии использования художественной литературы» - Детсад Клуб

Статья «Развитие математических способностей дошкольников посредством технологии использования художественной литературы»

Автор: Николаенко Елена Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №2 (г. Алексеевка) .

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации.

Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.

Огромную роль математическое развитие играет в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка. Математика обладает уникальным развивающим эффектом.

Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина и др.) , система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.

В то же время в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что образовательный процесс должен происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми; должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; должен предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и др.

Все это подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы поиска адекватного содержания, способов и средств математического развития дошкольников.

Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок и других литературных произведений, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности.

Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Ведущая педагогическая идея заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на математические способности детей дошкольного возраста посредством внедрения в непосредственно образовательную и образовательную деятельность технологии использования художественной литературы.

Целью педагогической деятельности является создание условий для развития математических способностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

- Выработать у детей интерес к самому процессу познавательной деятельности;

- Способствовать самостоятельному нахождению способов решения познавательных задач; стремлению к достижению познавательной цели;

- Учить устанавливать временные отношения, порядковому и количественному счёту, определять пространственное расположение предметов;

- Воспитывать у детей любознательность, инициативность.

Обнаруженное противоречие явилось фактором разработки структуры познавательной деятельности по развитию математических способностей дошкольников посредством использования в непосредственно образовательной деятельности художественной литературы.

Внедрение технологии в образовательный процесс осуществлялось поэтапно:

1 этап - диагностирование детей.

2 этап - разработка и внедрение технологии.

3 этап - рефлексия эффективности внедренной технологии.

Система работы по развитию математических способностей у дошкольников с включением в непосредственно образовательную деятельность художественной литературы предполагает 2 направления:

1. работа с детьми;

2. работа с родителями.

Работа с детьми.

В группе были созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений посредством художественной литературы. Работа в создании предметно - развивающей среды была начата с организации центра занимательной математики.

Этот центр пополнился материалами отражающими интеграцию с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей.

Формы работы с детьми:

- игровая деятельность;

- математические праздники и досуги.

Основной формой работы с детьми является тематическая непосредственно образовательная деятельность. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике.

В системе работы используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки) . Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания.

Для достижения ожидаемого результата придерживались определенной структуры непосредственно образовательной деятельности, например:

- Логическая разминка

- Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала

- Физминутка, пальчиковая гимнастика

Материал www.detsadclub.ru

Задачи математического развития дошкольников - Страница 6

Страница 6 из 25

Задачи математического развития дошкольников

Малыши постигают то содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой.Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания.

Содержание предматематикинаправлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей.

Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.

Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детейдошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи математического развития в дошкольном детствеопределены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возрастаявляются:

- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях) ;

- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация) ;

- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация) ';

- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

- развитие активности и инициативности детей;

- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами.

Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества — самостоятельностив решении интеллектуальных задач.

Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей.Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.

Содержание математического развития дошкольников пропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия.

Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностямдошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.

Источник otveti-examen.ru

Художественное слово как средство математического развития

детей дошкольного возраста.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дошкольники сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. Математика даёт огромные возможности для развития мышления.

В процессе формирования у дошкольников элементарных математических представлений я использую различные методы и приёмы, в частности художественное слово. Оно способствует математическому развитию дошкольников.

Определить объём и степень включения в работу стихов, считалок, загадок стараюсь самостоятельно. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой может проходить в процессе непосредственно-образовательной деятельности дошкольников, когда как разучивание их может проводиться в процессе совместной деятельности с взрослым в ходе режимных процессов. Считалки и стихи использую в различных ситуациях, они делают совместную деятельность детей и взрослого более разнообразной.

Загадки я использую в зависимости от целей ситуативного познавательного общения, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. В своей работе я ставлю цель: подвести детей к размышлению над загадкой, натолкнуть на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

Например: Пять котят, да мама кошка. Сколько кошек на окошке?

/ шесть /

В качестве загадок я широко использую фрагменты произведений писателей: . К. Чуковского, А. Барто , С. Михалкова , В. Берестова , и др.

Например : Шёл Кондрат в Ленинград,

А навстречу – двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка и т. д. К. Чуковский.

Такие примеры, задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки использую не для развлечения, а для формирования у воспитанников элементарных математических представлений. Загадки, стихотворные задачки развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний.

Выполнение заданий в стихотворной форме рассчитано на сообразительность, требует смекалки, внимания, воображения. Приведённый выше фрагмент из произведения К. Чуковского можно эффективно использовать в процессе непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками.

И задумался старый Кондрат.

Подробней nsportal.ru

Консультация для воспитателеи? Роль художественного слова в формировании математических

Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

(из опыта работы) .

В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы.

Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи.

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия.

Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос.

Дети отчитываются, что и как они делали, и что получилось в результате.

На занятиях и в свободной деятельности я самостоятельно определяю объем и степень включения в работу стихотворного материала, считалок, загадок. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой происходит на занятии по математике.

Однако разучивание лучше всего я осуществляю в свободное время. После чего использование стихотворных строк при изучении математики применяю при работе с детьми.

Запомнившиеся наизусть считалки используются детьми в различных ситуациях в повседневной жизни и в свободной игровой деятельности. Я поощряю речевую активность детей независимо от времени и места ее проявления.

Веселые задачи учат детей воображать, фантазировать, отвечать на вопросы, закрепляя количество и счет, форму, цвет, дети учатся анализировать, рассуждать, и доказывать.

Слушая такие задачи, ребенок представляет ситуацию, вживается в происходящие события. Тематика в задачках самая разнообразная: цветы, деревья, птицы, насекомые и, конечно же, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире.

Загадки находят свое применение в зависимости от целей познавательного общения. Их я использую на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в познавательных беседах. Затем подвожу детей к размышлению над загадкой, руковожу и направляю поисковую деятельность, наталкиваю на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

В своей педагогической деятельности я использую книгу В. В. Волиной "Праздник числа", которую рекомендую всем педагогам дошкольных учреждений. В этой книге кроме задач, логических игр, ребусов, много веселых стихов, загадок, скороговорок, пословиц. Весь этот материал не просто связан с тем или иным числом, но развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память.

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки я разучиваю как на занятиях по математике, так и вне их.

На занятиях по математике я использую пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений.

Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.

Подборка художественного слова.

Читать далее prostatitusnet.ru

Другие статьи по теме:

  • Комарова т с развитие художественных способностей дошкольников

    Опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя...

  • Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Курсовая художественно эстетическое развитие дошкольников

    Педагогический проект Художественно — эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры Введение «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Дл...

  • Логико математическое развитие дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Формы работы по математическому развитию дошкольников

    Проект по математическому развитию дошкольников «Круг, квадрат и треугольник — подружись с ними, дошкольник» Номинация проекта - «Дошкольный возраст». Вид проекта: долгосрочный, фронтальный. Учас...

  • Формы организации математического развития дошкольников

    Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений» Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоя...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос презентация

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Диагностика художественно эстетического развития дошкольников

    Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Проект художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Михайлова носова логико математическое развитие дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...