Русские народные игры для детей дошкольного возраста

Сценарий спортивного праздника для детей среднего дошкольного возраста «Русские народные подвижные игры».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДСКВ № 116 «Радуга», г. Братск

Сценарий спортивного праздника для детей среднего дошкольного возраста

«Русские народные подвижные игры»

Автор Усова В. Б.

Задачи:

Закрепить элементарные представления детей о фольклоре и русских народных играх.

Продолжать развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

Приучать к самостоятельному выполнению правил.

Развивать творческие способности детей в играх.

Оборудование: маска медведя, волка, гусей, петуха, лошадок, курочек, платок и фартук для «хозяйки», разноцветный платочек.

Зал украшен атрибутами, которые соответствуют русскому народу. Под музыку дети входят в зал, воспитатель предлагает всем принять участие в празднике. Вдруг из-за двери раздаются громкие спорящие голоса Петрушки и Матрешки.

Матрешка. Ты не правильно считаешься, я буду водить.

Петрушка. Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки.

Матрешка. Это я не знаю считалки, вот давай я посчитаю, и узнаем, кто будет водить.

Воспитатель. Здравствуйте, друзья, о чем вы спорите?

Петрушка. Мы хотели поиграть в игру, но никак не можем договориться, кто будет водить.

Воспитатель. А это очень просто, только надо знать считалочки. Давайте мы вам с ребятами поможем.

Катится горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Матрешка. Ух, ты, здорово! А еще знаете какие-нибудь считалочки?

Воспитатель. Конечно, знаем, ребята помогайте. 1 ребенок. Я куплю себе дуду и по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

2 ребенок. На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король,

Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой,

Выбирай поскорей не задерживай добрых и честных людей.

3 ребенок. Кто засмеется, губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать.

Водящим становится самый молчаливый.

Воспитатель. Наши дети очень часто используют считалочки в играх и знают очень много русских народных подвижных игр. А вы знаете?

Матрешка и Петрушка. Да, мы знаем игры: «Медведь», «Гуси», «Курица».

Воспитатель. Нет, вы неправильно называете игры. Ребята, давайте правильно назовем русские народные игры и научим Матрешку и Петрушку играть в эти игры.

1. Русская народная игра «У медведя во бору»

Правила игры: Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору Медведь постыл

Грибы, ягоды беру! На печи застыл!

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный выбывает из игры.

2. Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Правила игры: Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные дети – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой! » Гуси отвечают: «Старый волк под горой! » - «Что он там делает? » - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет». – «Ну, бегите же домой! » Гуси бегут домой, а вол их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

3. Русская народная игра: «Ванька – встань-ка»

Правила игры: Ванька, встань-ка, Дети поднимаются на носки

и опускаются.

Ванька, встань-ка, Повторяют упражнение.

Приседай-ка, приседай-ка, Дети выполняют 2приседания, руки вытягивают вперед.

Будь послушен, ишь какой Руки на поясе, повороты

корпуса вправо и влево.

Нам не справится с тобой. Руки на поясе, наклоны

корпуса вправо и влево.

4. Русская народная игра «Курочки»

Правила игры: Играющие выбирают хозяйку и петушка. Все остальные курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку? «А какая она у тебя? » - спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький». – «Нет, не видел». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш! » Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает, он широко раскрыв крылья, встает на пути у хозяйки. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

5. Русская народная игра «Платок»

Правила игры: Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Матрешка. Ой, ребята, что-то я утомилась, давайте мы с вами отдохнем, а я вам интересные потешки расскажу.

Грелась кошка у ворот,

Умывала лапкой рот,

Парикмахер петушок,

Подарил ей гребешок,

Причесал им кошку…

Воспитатель. Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка. В облаках медведь парил,

Чай с воронами он пил.

Вдруг на встречу крокодил,

Раз – и мишку проглотил,

Проглотил как мошку…

Воспитатель и дети. Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка. Утром бабушка Варвара,

Комара несла с базара,

Видит: около плетня

С поросятами свинья,

Пляшет под гармошку…

Дети. Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Петрушка. Ребята, отгадайте загадку.

Я копытами стучу,

Я скачу, скачу, скачу,

Грива вьется на ветру

Кто это? (Лошадь.)

А я знаю русскую народную игру, которая называется «лошадки».

6. Русская народная игра «Лошадки»

Правила игры: Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны! » - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера! » - они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

7. Русская народная игра «Перебежки»

Правила игры: На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пускает, он старается осалить перебегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.

Матрешка и Петрушка принимают активное участие в играх, благодарят детей за интересный праздник.

www.maam.ru

Сценарий спортивного праздника для детей среднего дошкольного возраста «Русские народные подвижные игры»

Задачи:

  • Закрепить элементарные представления детей о фольклоре и русских народных играх.
  • Продолжать развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
  • Приучать к самостоятельному выполнению правил.
  • Развивать творческие способности детей в играх.

Оборудование: маска медведя, волка, гусей, петуха, лошадок, курочек, платок и фартук для «хозяйки», разноцветный платочек.

Зал украшен атрибутами, которые соответствуют русскому народу. Под музыку дети входят в зал, воспитатель предлагает всем принять участие в празднике. Вдруг из-за двери раздаются громкие спорящие голоса Петрушки и Матрешки.

Матрешка. Ты не правильно считаешься, я буду водить.

Петрушка. Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки.

Матрешка. Это я не знаю считалки, вот давай я посчитаю, и узнаем, кто будет водить.

Воспитатель. Здравствуйте, друзья, о чем вы спорите?

Петрушка. Мы хотели поиграть в игру, но никак не можем договориться, кто будет водить.

Воспитатель. А это очень просто, только надо знать считалочки. Давайте мы вам с ребятами поможем.

Катится горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Матрешка. Ух, ты, здорово! А еще знаете какие-нибудь считалочки?

Воспитатель. Конечно, знаем, ребята помогайте.

1 ребенок. Я куплю себе дуду и по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

2 ребенок. На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король,

Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой,

Выбирай поскорей не задерживай добрых и честных людей.

3 ребенок. Кто засмеется, губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать.

Водящим становится самый молчаливый.

Воспитатель. Наши дети очень часто используют считалочки в играх и знают очень много русских народных подвижных игр. А вы знаете?

Матрешка и Петрушка. Да, мы знаем игры: «Медведь», «Гуси», «Курица».

Воспитатель. Нет, вы неправильно называете игры. Ребята, давайте правильно назовем русские народные игры и научим Матрешку и Петрушку играть в эти игры.

1. Русская народная игра «У медведя во бору»

Правила игры: Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору Медведь постыл

Грибы, ягоды беру! На печи застыл!

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный выбывает из игры.

2. Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Правила игры: Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные дети – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать.

Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет». – «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а вол их ловит.

Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

3. Русская народная игра: «Ванька – встань-ка»

Правила игры: Ванька, встань-ка, Дети поднимаются на носки и опускаются.

Ванька, встань-ка, Повторяют упражнение.

Приседай-ка, приседай-ка, Дети выполняют 2приседания, руки вытягивают вперед.

Будь послушен, ишь какой Руки на поясе, повороты

корпуса вправо и влево.

Нам не справится с тобой. Руки на поясе, наклоны

корпуса вправо и влево.

4. Русская народная игра «Курочки»

Правила игры: Играющие выбирают хозяйку и петушка. Все остальные курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевать.

Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку? «А какая она у тебя?» - спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький». – «Нет, не видел». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш!

Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает, он широко раскрыв крылья, встает на пути у хозяйки. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

5. Русская народная игра «Платок»

Правила игры: Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Матрешка. Ой, ребята, что-то я утомилась, давайте мы с вами отдохнем, а я вам интересные потешки расскажу.

Грелась кошка у ворот,

Источник dohcolonoc.ru

(Барин берет одну из девочек за руку и выводит в круг)

Дети.Нашел!

Барин.Хороша ли моя девица?

Дети.Хороша, работяща, красива. Присаживайтесь (Барин и девица садятся на стулья спиной друг к другу.) Раз, два, три! (На счет «три» барин и девица поворачивают головы, если повернули в одну сторону, барин и девица становятся парой, если в разные – значит не судьба)

Здравствуй дедушка Прокоп!

Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга.

Дети.Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох!

Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

Дедушка Прокоп.Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.

Дети.Дождик, дождик поливай, будет славный урожай ( поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя) Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли твой горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох!

Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают) .

Дедушка Прокоп.Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.

Дети.Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.) Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох!

Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

Дедушка Прокоп.Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили!

Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.

Золото

Дети становятся в круг, один ребенок присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а ведущий со словами:

Гуси-лебеди летели

А ребята прибегали

И золото собирали

Одному из детей кладут в руку «золото». Дети сжимают руку в кулак и быстро переворачивают его. Сидящий в центре круга встает и старается угадать у кого в руке «золото». Все громко считают до трех.

Если водящий не угадал, то ребенок со словами «Вот золото!» убегает, а тот его догоняет.

Источник nsportal.ru

2015 г

г. Усть-Кут

Для музыкально-эстетического воспитания становится важной проблема непосредственно-эмоционального, действенного, практического субъективного развития ребёнка. В связи с этим внимание педагогов обращено к вопросам переосмысления содержания воспитания, необходимости изменения позиции ребёнка, использования развивающих методов и приемов активизации процесса художественного познания. Можно сказать, что современная педагогическая наука совершает качественный скачок к более гуманным подходам в решении личностного роста и развития детей.

В сложившейся ситуации педагоги все чаще обращаются к такой форме, как игра, которая остается значимым, определяющим, эффективным средством воспитания.

Долгие годы игра рассматривалась как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания стремится к использованию игр, которые бы предусматривали развитие способностей ребенка, формировали художественный вкус и эстетические эмоции, приобщали к прекрасному как в искусстве, так и в окружающей жизни.

Сущность человеческой игры представляет собой культурно-исторический феномен. Философы, психологи и педагоги сходятся во взглядах на взаимосвязь культуры, искусства и игры (П.

П. Блонский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, О. П. Радынова, Г. С. Тарасов, и др.) . В современных научных теориях природа человеческой культуры рассматривается с точки зрения социологии человека как человека «играющего», и доказывается тот факт, что игра, является неотъемлемой частью жизни человечества, тесно переплетается с искусством. Игра с древних времен представляла собой систему изобразительных и выразительных средств человеческой жизни, связанных с искусством слова, мысли, жеста, интонации, ритма.

Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер) . Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.

Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки, и упорства. Они дают детям столько веселья и у каждого ребёнка в душе просыпается его русское начало, сидящее, где то далеко в душе.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

«У медведя во бору»

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Ход игры: На одной стороне площадки чертиться круг—это берлога медведя; на другой -обозначается дом, в котором живут дети. Педагог выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда педагог скажет: «Идите, дети, гулять!» Они выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек. Они произносят хором:

У медведя во бору, грибы ягоды беру,

А медведь сидит и на нас рычит.

После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией детей ловить нельзя.

После того как медведь поймает несколько играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

Цель:Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии стекстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние словатекста. Доставить детям радость.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках с одной стороны комнаты. Педагог говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину, становятся около педагога и присаживаются на корточки. Педагог произносит текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так вот так он ушами шевелит.(дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать! (со слов «скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте) .

Кто-то зайку испугал, зайка прыг…….и ускакал (воспитатель показывает игрушку мишку—и дети убегают на свои места.)

Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо приготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети

выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо им дать возможность найти себе место.

«Мыши и кот»

Цель: Развивать внимание, образные движения.

Ход игры: Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет педагог.

Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате) . Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места) . Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.

Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки—когда кот проснётся и замяукает. Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок.

Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети—мыщки—выползают из своих норок.

«Заинька»

Цель: Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

2. Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

Вот так этак, бей в ладоши!(2 раза) (дети хлопают в ладоши)

3. Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

5. Заинька поклонись, серенький поклонись

Вот так этак поклонись(2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны) .

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.

При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться выполняя движения.

При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

Вот так этак, выбирай (2 раза)

Ребенок выбирает другого заиньку и игра повторяется. Песню педагог должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений маленьких детей.

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

Подробней на сайте nsportal.ru

Похвалялася лиса - всему свету я краса!

Похвалялся зайка – поди догоняй – ка

Похвалялися ежи – у нас шубы хороши! Похвалялся медведь – могу песни я петь!

6. Игра «Плетень»

Дети встают в 4 шеренги попарно друг напротив друга

Под музыку «Во поле берёзка стояла»движутся навстречу друг другу.

На слова «Расплетайся, плетень!» дети разбегаются по залу; на слова «заплетайся, плетень!» - занимают свои места.

2 Скоморох: Солнце на закат пошло, день заканчивается. И детвора наша устала, разлеглись на травушке – муравушке. Все устали – долго играли.

Полежите, отдохните. Послушайте, как поют птицы на деревьях, как журчит

вода в ручейке. Я сейчас сосчитаю до пяти. На счёт 5 надо быстро открыть глаза и встать. ( 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – хлопает в ладоши) , дети встают.

Запрягайте, кучеры, лошадок, да домой отправляйтесь поскорей!

Дети становятся парами и спокойным шагом уходят

«Пустое место»

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно) , от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз.

Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу.

Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила.

Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

Водящий может сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

При встрече выполняют разные задания (по договоренности) . Кто не выполнит, тот становится водящим.

«Третий лишний»

Количество участников - от 8 до 40 человек.

Описание.Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит.

Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями.

Таким образом, водящие все время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.

Разновидности игры:

- играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;

- игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку.

Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.

Правило.Убегающему от преследования нельзя мешать.

«Золотые ворота»

В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.

Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание.Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем») . Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота.

Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними.

Задержанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой.

Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад) . Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков.

Соревнование завершается перетягиванием.

Правила.

Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются) . Остановившегося считают пойманным.

Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

«Филин и пташки»

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина.

Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину.

Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

- Кто там?

Материал nsportal.ru

Сценарий педагогического мероприятия для детей среднего дошкольного возраста на тему:

«Русские народные подвижные игры»

«Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

1. Обучающие: - закрепить элементарные представления детей о фольклоре и русских народных играх.

2. Развивающие: - развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; - развивать творческие способности детей в играх; - приучать к самостоятельному выполнению правил.

Материал:маска медведя, волка, гусей, петуха, лошадок, курочек, платок и фартук для «хозяйки», разноцветный платочек.

Ход мероприятия:

Зал украшен атрибутами, которые соответствуют русскому народу. Под музыку дети входят в зал, воспитатель предлагает всем принять участие в празднике. Вдруг из-за двери раздаются громкие спорящие голоса Петрушки и Матрешки.

Матрешка.Ты не правильно считаешься, я буду водить.

Петрушка.Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки.

Матрешка.Это я не знаю считалки, вот давай я посчитаю, и узнаем, кто будет водить.

Воспитатель.Здравствуйте, друзья, о чем вы спорите?

Петрушка.Мы хотели поиграть в игру, но никак не можем договориться, кто будет водить.

Воспитатель.А это очень просто, только надо знать считалочки. Давайте мы вам с ребятами поможем.

Катится горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Матрешка.Ух, ты, здорово! А еще знаете какие-нибудь считалочки?

Воспитатель.Конечно, знаем, ребята помогайте.

1 ребенок. Я куплю себе дуду и по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

2 ребенок. На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король,

Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой,

Выбирай поскорей не задерживай добрых и честных людей.

3 ребенок. Кто засмеется, губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать.

Водящим становится самый молчаливый.

Воспитатель.Наши дети очень часто используют считалочки в играх и знают очень много русских народных подвижных игр. А вы знаете?

Матрешка и Петрушка.Да, мы знаем игры: «Медведь», «Гуси», «Курица».

Воспитатель.Нет, вы неправильно называете игры. Ребята, давайте правильно назовем русские народные игры и научим Матрешку и Петрушку играть в эти игры.

1. Русская народная игра «У медведя во бору»

Правила игры: Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору Медведь постыл

Грибы, ягоды беру! На печи застыл!

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный выбывает из игры.

2. Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Правила игры: Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные дети – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать.

Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой! » Гуси отвечают: «Старый волк под горой! »- «Что он там делает? »- «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».– «Ну, бегите же домой! » Гуси бегут домой, а вол их ловит.

Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

3. Русская народная игра: «Ванька – встань-ка»

Правила игры:

Ванька, встань-ка, Дети поднимаются на носки и опускаются. Ванька, встань-ка, Повторяют упражнение. Приседай-ка, приседай-ка, 2 приседания, руки вытягивают вперед. Будь послушен, ишь какой Руки на поясе, повороты корпуса вправо и влево. Нам не справится с тобой. Руки на поясе, наклоны корпуса вправо и влево.

4. Русская народная игра «Курочки»

Правила игры: Играющие выбирают хозяйку и петушка. Все остальные курочки. Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевать.

Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку? «А какая она у тебя? »- спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик черненький».– «Нет, не видел».Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш! »Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает, он широко раскрыв крылья, встает на пути у хозяйки. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

5. Русская народная игра «Платок»

Правила игры: Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Матрешка.Ой, ребята, что-то я утомилась, давайте мы с вами отдохнем, а я вам интересные потешки расскажу.

Грелась кошка у ворот, Умывала лапкой рот, Парикмахер петушок, Подарил ей гребешок, Причесал им кошку…

Воспитатель.Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка. В облаках медведь парил, Чай с воронами он пил. Вдруг на встречу крокодил, Раз – и мишку проглотил, Проглотил как мошку…

Воспитатель и дети.Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Матрешка. Утром бабушка Варвара, Комара несла с базара, Видит: около плетня С поросятами свинья, Пляшет под гармошку…

Дети.Нет, такого не бывает, - это понарошку.

Петрушка.Ребята, отгадайте загадку.

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Подвижные игры для дошкольного возраста

    Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние...

  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста

    Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние...

  • Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ, МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП Карточка 1 Подвижная игра «Мышеловка» И...

  • Конспекты игр для детей дошкольного возраста

    Конспект развлечения по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир фокусов» Цель: формировать познавательно-исследовательский интерес с помощью фокусов. Задач...

  • Народные игры для дошкольников

    В помощь родителям. Народные игры для дошкольников Для создания положительной обстановки в семье, для налаживания тесного контакта взрослого и ребенка существует множество средств. Одно из них –...

  • Спортивные игры для детей дошкольного возраста

    Особенности организации и проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста Особенности организации и проведения спортивных игр с детьми дошкольного возраста . Главное правило подбора — соо...

  • Кукольный спектакль для детей дошкольного возраста

    Кукольный театр и развитие детей дошкольного возраста Кукольный спектакль в настоящее время приобретает большую актуальность в жизнедеятельности дошкольника в детском саду. Он доставляет много ра...

  • Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

    Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Слайд 1. Ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для н...

  • Толерантность для детей дошкольного возраста

    Развитие толерантности у детей дошкольного возраста 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по реш...

  • Игровая программа для детей дошкольного возраста

    Игровая программа «Масленичные гулянья» для детей старшего дошкольного возраста 1 Ведущий: Собирайся народ! В гости Масленица ждет Мы зовем к себе тех -Кто любит веселье и смех Ждут вас игры, заб...

  • Гжель для детей дошкольного возраста

    Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная гжель» Цель - воспитывать интерес к искусству народных мастеров и желание создавать свой рисунок по гжельским...

  • Стихи по пдд для детей дошкольного возраста

    Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортно...

  • Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

    Программа коррекционно-развивающих занятий: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста». МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» Программа коррекционно-р...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...