Сайт развитие ребенка дошкольного возраста

Реклама

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы. В этот период закладываются основы дальнейшего успеха или проблем, поэтому так высока ответственность родителей перед малышами.

Что же необходимо ребенку дошкольного возраста, для правильного развития? Как подготовить малыша к сложному школьному периоду? Что должен знать, уметь ребенок к 7 годам?

Как он общается со сверстниками? Все это и многое другое имеет прямое влияние на дальнейшую школьную жизнь.

Основы воспитания

Воспитание подразумевает формирование у детей определенных навыков и качеств, которые обеспечат им достойное существование в социуме.

Основными способами воспитания можно назвать:

Личный пример

Это самый действенный из всех возможных способов, поскольку полностью соответствует действительности. Малыши очень любят повторять все за взрослыми, копируя их поступки, слова, жизненные принципы. Поэтому очень важно быть «правильным» примером для подражания.

Если же ваши слова расходятся с поступками, в этом случае очень сложно будет убедить ребенка в достоверности сказанного.

Поощрение

Главное – не переусердствуйте. Хвалить следует тогда, когда вы наблюдаете действительные успехи. Ведь в этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшим трудам и вера в себя.

При этом особенно приятно, когда похвала объективна.

Наказание

Как и в предыдущем случае – не переусердствуйте. Определенная доля строгости нужна каждому ребенку, но только в меру. Частые наказания приводят к неуверенности, снижению работоспособности и впоследствии к равнодушию.

Обязательно объясняйте причину наказания, только в этом случае можно ожидать каких-то результатов и соответствующей реакции на ваши слова.

Совет. Читайте книги по психологии, которые подскажут, как развить необходимые качества и сформировать нужные задатки у ребенка. Хорошим подспорьем для родителей станет видео урок по особенностям психологии и методам воспитания малышей:

Развитие детей младшего дошкольного возраста

Уже в двух летнем возрасте у детей активно развивается память, воображение, мышление (абстрактное) . К трем годам они стремятся овладеть самыми необходимыми для жизни навыками и с особым усердием познают окружающее их пространство. Поэтому особенно, полезно стимулировать эти процессы с помощью игры. На сегодняшний день можно найти множество клубов «Раннего развития», в которых с вашими малышами будут заниматься опытные педагоги, а можно воспользоваться видео уроками

http://www.urokitv.ru/categories/obrazovanie-dlya-samyh-malenkih/ . Сделанная подборка роликов содержит разноплановые игровые занятия, направленные на развития необходимых навыков и умений, мышления и памяти. Это будет отличный способ совместного общения в сочетании с невероятной пользой для ребенка.

Трех летний возраст – это особый период, имеющий невероятное значение в формировании личности. Постарайтесь найти правильную линию поведения, дайте ребенку почувствовать уверенность в своих силах, уважая его желания. Совместные полезные занятия, которые покажут значимость его поступков и решений для вашей семьи, помогут занять определенную социальную нишу в вашем кругу.

Не упускайте возможности общения. Благодаря совместным диалогам будет формироваться речевая и познавательная функция, что обогатит словарный запас малыша и создаст доверительные взаимоотношения.

С четырех лет происходит формирование сюжетного мышления, поэтому наиболее востребованной будет ролевая игра, в процессе которой ребенок учиться взаимодействию с другими персонажами, развивает фантазию.

Развитие детей старшего дошкольного возраста

С 6 лет в процессе воспитания особое значение имеет:

  • Физическое развитие. Для формирования выносливости, работоспособности, обеспечьте ребенку высокую двигательную активность. Используйте подвижные игры на свежем воздухе. Это укрепит иммунитет и разовьет необходимые способности или отдайте на плавания, бокс, танцы и т.д.

  • Умственное развитие. Постарайтесь выделить время для улучшения познавательного интереса, памяти, речи, мышления, воображения и т.д. Это станет базой для дальнейшей успешной учебы в школьном заведении.

  • Духовное развитие. Особое значение в воспитании личности уделяется нравственным аспектам. Роль родителей в этом процессе имеет колоссальное значение. Расскажите ребенку о справедливости, добре и зле, вежливости, но прежде всего – будьте для них примером.

Поиск по сайту

Подробней www.kindergenii.ru

Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста - «Ваше все»

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

Дошкольное воспитание детей: два направления

Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни.

Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

  • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
  • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
  • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
  • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?

Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал») , устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Что нужно делать в дошкольном воспитании?

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук.

Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни.

Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы) . А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые) , детали конструктора, счетные палочки и т. д.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Особенности психологии дошкольников

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка.

Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник) .

Дошкольное воспитание детей 6 лет

Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители.

Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания.

Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму») ;

– бить (по лицу, рукам) ;

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

– не закрывать двери в детскую слишком плотно;

– оставлять на ночь горящий ночник;

– походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

Комментарии

Подробней на сайте www.vashevse.ru

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

М?КК «Павлодар ?аласыны? №35 с?билер ба?шасы»

ГККП «Ясли-сад №35»

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Усатенко В. В.

2012-2013 уч год

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения.

Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры.

В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Игра делиться на несколько стадий:

1 стадия

Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.

2 стадия

Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре

3 стадия

В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

В младших возрастных группах дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, которые не только расширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развивают познавательную активность, любознательность, формируя учебную мотивацию.

В эти виды игр дети усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях , так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:

  • находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

  • сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре “Угадай, что мы задумали”, необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: “да” или “нет”. Активизируется речь при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивая способности аргументировать свои утверждения, доводы.

В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие.

Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.

В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто.

Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных.

Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре.

Играя вместе с детьми, воспитатель незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:

- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей) ;

- мотивационный (желание узнавать новое) ;

- практический (применять полученные знания и умения в жизни) .

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;

- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;

- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический) .

Дидактические игры, по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Тема недели

Источник infourok.ru
Опыт работы: "Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы: "Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Идеи гендерного воспитания прослеживаются на протяжении всего исторического развития общества. У каждого народа существовали свои неповторимые системы воспитания подрастающего поколения. В связи с различными ролевыми функциями в обществе почти всегда воспитание мальчиков и девочек было различно.

Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста так же представляет большой интерес. Ученые О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниашвили, И. Попов пришли к выводу, что в период дошкольного детства мальчики превосходят девочек в уровне развития основных движений и физических качеств и считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым.

Ученые С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры) . Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Физическая культура в дошкольных учреждениях была и остается базовой образовательной областью дошкольного образования и выступает как одна из главных составляющих целостного и разностороннего развития ребенка. В основе физического воспитания лежит игровая деятельность, стремление «быть лучше, чем все» создаёт мотивы достижения успеха, способности осознавать свои достоинства и недостатки.

Эмоции успеха у дошкольника имеют огромную силу, способствуют развитию уверенности, формированию характера, личности. В игровой, подвижной деятельности дошкольник легко перевоплощается в определённую роль, подражает предлагаемым образцам.

Актуальность опыта работы

Мир, в котором живёт современный ребёнок, существенно изменился. «Обмен» социальными ролями между мужчинами и женщинами, «кризис» семьи, изменение образа жизни семьи – это факторы, влияющие на эмоциональное, физическое и душевное благополучие ребёнка. Развивать здорового ребёнка - эта задача для меня сегодня стала основной задачей моей работы. На сегодняшний день в современной дошкольной образовательной системе нет специальных методических разработок в области физической культуры по гендерному воспитанию детей.

Мною разработана система работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе на их эмоциональное благополучие.

Цель опыта работы: повышение качества физического развития, всестороннее гармоничное развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста с учетом половых особенностей.

Задачи опыта работы:

1. Формировать соответствующего полу поведение мальчиков и девочек на занятиях физической культуры и в самостоятельной двигательной деятельности.

2. Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками.

3. Способствовать развитию творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю и самооценке.

4. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества личности ребенка, в соответствии с принадлежностью к полу.

5. Воспитывать чувство гордости за свою половую принадлежность.

6. Повышать знания родителей в области полоролевого воспитания мальчиков и девочек.

7. Развивать социальное партнерство с учреждениями спорта по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию и формированию основ здорового образа жизни.

Новизна и практическая значимость опыта работы выражается в том, что разработанная система, опирается на нетрадиционные (построенные на гендерных особенностях и различиях) подходы физического развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей и осуществлять формирование полоролевого поведения: мужественности у мальчиков и женственности у девочек, не нарушая при этом ход становления личности, заложенный природой ребенка. Система работы дает возможность дополнить традиционную систему физического развития детей старшего дошкольного возрасти придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Система работы рассчитана на два года.

Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.

Длительность образовательной деятельности: в старшей группе -

20-25 минут, в подготовительной группе - 25-30 минут.

Система работы прошла успешную апробацию на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №28 «Чебурашка» ст. Староминской Краснодарского (2011-2013 гг.) .

Принципы опыта работы:

В основу разработки содержания опыта работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода положены принципы ФГОС дошкольного образования:

- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;

? построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

? содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

? поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

? сотрудничества с семьёй;

? возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .

Модель образовательного процесса по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода

Традиционная система физического воспитания в детском саду, не предлагает учитывать половые особенности дошкольников в системе физического воспитания, различия лишь существуют в нормативах диагностики физической подготовленности для мальчиков и девочек.

Разрабатывая и внедряя систему работы по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на основе гендерного подхода мне было важно понять, что есть возможность рассматривать вопросы физического развития девочек и мальчиков с учетом их индивидуальных особенностей и двигательных предпочтений и формировать соответствующее полу ролевое поведение.

В начале работы провела дооснащение физкультурного зала необходимым оборудованием (мною были выделены особенности использования спортивного инвентаря и оборудования детьми старшего дошкольного возраста с учетом интереса пола) , подобран (согласно двигательным предпочтениям мальчиков и девочек) спортивный инвентарь в спортивном уголке.

Опыт работы: "Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста" :: Сайт инструктора по физической культуре МБДОУ-ДСКВ № 28 "Чебурашка" станица Староминской Староминский района

Годовая работа строится в три этапа:

I – этап – мотивационный. Цель: вызвать интерес к занятиям, закрепить желание заниматься, повысить активность, развивать положительные эмоции как стимул к деятельности.

II – этап – функциональный. Цель: освоение новых движений, развитие определённых навыков и качеств.

III – этап – итогово-соревновательный. Цель: достижение определённых результатов.

Система работы состоит из двух блоков:

I блок"Вместе занимаемся, растем и развиваемся"- занятия гендерного типа на основе дифференцированного подхода, которые не подразумевают деление детей на подгруппы, занятия проводятся со всей группой, но имеют ряд методических приемов.

Читать далее stsport-vsem.ru

Другие статьи по теме: