Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить.

В системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления, которая определяет не только нравственную ценность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Возможным выходом в данной ситуации, на мой взгляд, является воспитание у дошкольников положительных качеств личности через сюжетно – ролевую игру

Существуют основные принципы обучения сюжетно – ролевой игре.

Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.

Второй принцип организации сюжетной игры - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.

В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой:

• Подготовительный (обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, во время чтения художественной литературы, бесед, просмотра мультимедийных презентаций; создание предметно-развивающей среды) .

• Основной (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов и т. д.) .

Этапы сюжетно-ролевои игры должны постепенно ввести ребенка в роль, помочь ему скоординировать свои деиствия, осуществить игровое общение с другими детьми и привести к разрешению игровои ситуации. Полученный эмоциональныи опыт в ходе взаимодействия и является главнои целью сюжетно-ролевои игры.

Наблюдая за детьми во время их общения, мною было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств. В совместной деятельности, возникали трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей – лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я сделала вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью, неумением уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Я хочу вам представить опыт и результат моей работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».

Учитывая практическую значимость выбранной темы, была определена цель:

формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх в психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать диагностический материал по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

3. Разработать проект педагогической технологии формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

4. Разработать и внедрить программу «Играй-ка».

Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх между детьми, был подобран диагностический материал.

С целью выявления уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх было проведено первичное обследование.

Выявление уровня развития конфликтного поведения старших дошкольников осуществлялось на основе выделенных показателей:

• социометрический статус ребенка в группе сверстников, с использованием социометрической методики «Капитан корабля» (Романов А. А) .

• проявление отклонений в поведении детей в процессе игры - методика «Наблюдение в игре» (Анжарова А. И.) .

• отношение ребенка к конфликтной ситуации с использованием проективной методики «Картинки» (Калинина Р. Р)

Анализ высказываний детей показал следующее: в обследуемой группе 2 детей (17 %) имеют статус «отверженного», 2 детей (17%) - статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попали часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

В обследуемой группе преобладали дети с социометрическим статусом «предпочитаемые» - 7 детей (58%, которые по наблюдениям проявляли активность, могли играть как в одиночестве, так и с небольшой подгруппой сверстников.

Среди популярных детей в коллективе выявлен 1 ребенок (8%). Сверстники характеризовали его следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает»

Результаты социометрического обследования показали, что дети, которые имели неблагоприятный статус в среде сверстников, конфликтные ситуации предпочитают разрешать путём агрессивных действий или жалоб взрослым.

Наблюдение показало, что конфликтные ситуации в процессе игры возникают довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными.

Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах, нежели самостоятельные действия: вербальная реакция и продуктивный способ решения конфликта.

Это подтвердило в необходимости организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

По итогам обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы.

Это вызвало необходимость создания проекта педагогической технологии по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Данная технология строилась с учетом образовательной программы.

I блок носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия.

II блок называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.

Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним.

III блок - «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей.

IV блок носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.

V блок – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу.

Второе направление системы работы – просветительская работа. Она включает два блока: работу с педагогами и работу с родителями.

С целью формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре была разработана программа «Играй-ка», которая позволила удовлетворить запросы родителей и в большей степени учесть индивидуальные склонности ребенка.

В программе «Играй-ка» содержание и тематика различных сюжетно-ролевых игр представлены как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса.

Содержательная часть программы состоит из трех частей: «Бытовые игры», «Производственные игры», «Общественные игры».

Сначала был подобран игровой материал. Была проведена подготовка к играм-занятиям. Проводились беседы. Между детьми были распределены игровые роли: мама, папа, сестры, врач, продавец, учительница, таксист. После чего совместно с детьми разыгрывались игровые ситуации.

Итог подводился по методике Т. А. Владимировой «Критерии и показатели положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх».

По результатам проведенной работы и обследования могу сказать, что дети стали принимать участие в совместной игре, организованной товарищем; играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; разговаривать спокойно, вежливо просить, предлагать товарищу свою игрушку, уступать роль, оказывать помощь; проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.

Я считаю, что сюжетно – ролевая игра является эффективным средством в формировании положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

www.maam.ru

Сценарий сюжетно-ролевой игры для детей младшего школьного возраста «Цирк чудес»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

г. Кирово-Чепецка Кировской области

Методическая разработка

сюжетно-ролевой игры для детей

младшего школьного возраста

«Цирк чудес»

Педагог:

Черменина Ирина Григорьевна (воспитатель, 1 кв. кат.)

2015

Введение

В возрасте 3 – 4 лет ребёнок начинает приобщаться к миру циркового искусства. Родители знакомят ребёнка с миром цирка уже в более взрослом возрасте. Мы столкнулись с тем, что более 80% детей цирковое представление видели только на экранах телевизоров. Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то отсутствие знаний по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность создать сюжетно-ролевую игру «Цирк чудес».

Играя в сюжетно-ролевую игру «Цирк чудес», дети видят творческое начало в личности человека, которое заключается в проявлении инициативы, самостоятельности, неординарности решений, живого воображения, профессиональной умелости.

Цель: формирование знаний о цирке.

Задачи:

расширить кругозор детей о цирке и его работниках;

способствовать развитию памяти, внимания, связной речи, творческих способностей детей;

обучать детей правилам поведения в общественных местах;

организовать предметно – развивающую и игровую среду в соответствии с темой игры;

воспитывать желание детей играть в коллективе сверстников;

упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

привлечь родителей учеников, к участию в классных мероприятиях.

Вид игры: коллективная, групповая, краткосрочная.

Планируемый результат:

усвоение детьми знаний о цирке;

формирование бережного отношения к людям творческих профессий;

участие родителей в классных мероприятиях.

Сроки реализации: 01.10.2015г. – 23.10.2015 г.

Место поведения: МБОУ СКОШ города Кирово – Чепецка Кировской области

Участники: педагоги, дети, родители.

Этапы реализации сюжетно-ролевой игры:

Этапы игры Деятельность педагога Деятельность детей Организация работы с родителями

I.Подготовительный Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры.

Разработка и накопление методических материалов по теме.

Создание необходимых условий для реализации игры. Знакомство с темой игры «Цирк чудес».

Знакомство детей с дикимии домашними животными, рассматривание иллюстраций с изображением животных.

Прослушивание голосов животных, цирковых музыкальных композиций.

Разработка цирковых номеров.

Просмотр мультфильмов про Фунтика, Лошарика, Банифация. Обсуждение целей и задачей игры с родителями воспитанников.

II. Основной Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний младших школьников о цирке. Участие в совместной игровой и образовательной, продуктивной деятельности.

Самостоятельная игровая деятельность.

Применение в непосредственно-образовательной деятельности дидактических игр: «Кто, чем питается? », «Чей малыш? », «Кто как передвигается? ».

Чтение и разучивание стихов, песенок про цирк.

Рассматривание картинок.

Отгадывание загадок.

Игра в кукольный театр «Кошкин дом» С. Маршак.

Подвижные игры «Охотники и звери» (метание) .

Выставка рисунков «Мое любимое животное». Участие в рекомендуемых мероприятиях.

Посещение цирковых представлений с детьми.

Изготовление костюмов для цирковых артистов.

III. Заключительный Оформление результата игры в виде методической разработки.

Проведение итогового мероприятия «Цирк чудес». Участие в совместной игровой и образовательной деятельности.

Самостоятельная игровая деятельность.

Проведение итогового мероприятия «Цирк чудес». Помощь в организации итогового мероприятия.

Атрибуты: Афиши, билеты, программки. Костюмы, носики, колпаки, свистульки, музыкальные молоточки, «ушки», гири, обручи, шары, мячи, грим, велосипед.

Игровые роли: Директор цирка, водитель автобуса, кассир, контролер. Клоуны, дрессировщики, жонглёры, гимнастка, силач. «Медведи», «кошки».

Ход игры

(Музыкальное сопровождение)

Ведущая: Ребята, нам пришло письмо, в котором нас приглашают посетить цирк. Кто из вас бывал в цирке? Кто самый главный в цирке?

Дети: Директор цирка.

Ведущая: Без кого не состоится представление?

Дети: Без цирковых артистов.

Ведущая: Каких цирковых артистов вы знаете? (Ответы детей)

Дети: Клоуны.

Ведущая: Чем они занимаются? Как они выглядят? Каких еще артистов вы знаете (жонглер, дрессировщик, фокусник) .

Ведущий: Люди, каких профессий еще работают в цирке?

Дети: Кассир, контролер, продавцы игрушек.

Ведущий: Дети, а вы хотите отправиться в цирк? А как мы будем добираться до цирка?

Дети: На автобусе.

Дети строят автобус из стульев и садятся на стульчики.

Ведущий: Кто у нас будет водителем? (выбираем водителя из детей при помощи считалки). Бери руль и вези нас. Ты знаешь дорогу?

Приезжают в цирк.

Ведущий:

Слон танцует краковяк,

Попугай кричит: «Не так! »

Как зовётся этот дом?

Что показывают в нём?

Цирк! Цирк! Цирк!

Здесь отважные ребята крутят сальто на седле.

Акробаты по канату ходят точно по земле.

И решают здесь собачки очень трудные задачки.

Цирк! Цирк! Цирк!

Ведущий: Прежде чем войти в цирк, давайте выберем артистов, тех, кто будет для нас показывать представление.

Распределяем роли: Кем хочет стать Саша? Почему? Кем хочет стать Настя? Кем буду я? (директором цирка)

Ведущая: Что нужно сделать, чтобы попасть в цирк?

Дети: Купить билеты.

Дети подходят к кассе. Покупают билеты.

При входе в зал стоит контролер и проверяет билеты.

Директор цирка: Уважаемые зрители, проходите в зал и занимайте свои места в зрительном зале.

Звенит звонок. Выходит директор цирка на середину.

Цирк! Цирк! Цирк!

В цирке очень хорошо!

Всюду празднично, светло!

Здесь звенит веселый смех!

Приглашают в гости всех!

Директор: Первым номер нашей программы-жонглёры.

Мячи подбрасывают высоко

И ловят быстро и легко!

Выходят мальчики-жонглёры, жонглируют мячами.

Аплодисменты зрителей.

Директор: Нашу программу продолжают дрессированные кошки.

Наши кошки цирковые

Очень-очень озорные!

Могут номер исполнять,

Песни петь и танцевать!

Выходят кошки, выполняют движения под музыку движения, прыгают через обручи.

Аплодисменты зрителей.

Директор: Несомненно, настроение вам поднимут весёлые клоуны!

Выбегают клоуны, падают, обгоняют друг друга, дудят в трубки, смешат ребят.

Аплодисменты зрителей.

Директор: На арене цирка — гимнастка. Очень опасный номер. Он требует специальной подготовки. Если гимнастка оступится, она упадет вниз.

Выходит гимнастка и идет по канату. Канат находится на полу. Зрители смотрят номер в полной тишине.

Директор: Гимнастка выполняет упражнения с обручами.

Гимнастка продолжает свою программу.

Аплодисменты зрителей.

Директор: Следующий номер — дрессированный медведь.

Медведь катается на велосипеде.

Аплодисменты зрителей.

Директор: Впервые на арене цирка силач-Андрюша!

Выступает наш силач,

Гнёт железо он в калач!

Вверх подбрасывает гири,

Нет его сильнее в мире!

Выходит силач показывает свою силу, поднимает и опускает гири.

Аплодисменты зрителей.

В конце представления артисты выходят на «арену».

Директор:

Расставаний приходит пора,

Но не будем грустить на прощанье,

Новой встрече мы рады всегда.

Цирк чудес говорит «до свиданья! ».

До новых встреч!

Ребята садятся к водителю в автобус и возвращаются обратно .

Заключительный этап. Подведение итогов игры.

Ведущий: Ребята, где вы были? Что вы там видели? А какой номер вам понравился больше всего? Хотели бы вы еще раз поехать в цирк? Мы составим с вами новую программу и на представление пригласим гостей.

Детям предлагается рассказать о своих впечатлениях, обсудить проблемы и ситуации. Воспитатель отмечает инициативу детей, творчество; спрашивает, кто хочет стать артистом, для чего нужен цирк сегодня.

www.maam.ru

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» для детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«ШКОЛА»

для старшего дошкольного возраста.

Составила Федотова Т. Г.

При поступлении ребёнка в школу, его обычный образ жизни меняется и полностью перестраивает жизнь ребёнка. Возникают новые взаимоотношения с людьми. В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Смена окружения может сопровождаться тревожностью, снижением активности. Учебная деятельность сложна для дошкольника и автоматический переход на неё без предварительной подготовки просто не возможен. К моменту поступления в школу дошкольник должен представлять о том, что его ждёт, каким образом происходит учебный процесс. Самое главное у ребёнка должно быть желание идти в школу и учиться. Если ребёнок не готов к новому социуму, даже при наличии запаса умений и навыков ему будет трудно. У некоторых детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога и неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии и это тоже усиливает тревожность снимает самооценку. Предлагаемый проект поможет подготовить психологически ребёнка к переходу от игровой деятельности к учебной. Развить психические процессы будущего первоклассника (память, мышление, восприятие и внимание) .Подготовить руку ребёнка к письму (мелкая моторика) .Сформировать систему отношений дошкольника (к себе, взрослым и школе) .Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях) .Повысить культурный уровень родителей в области психологической готовности ребёнка к школе.

Актуальность:

Сюжетно-ролевые игры это самая привлекательная деятельность для детей, ребенок когда играет ощущает свободу в своих действиях, в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать у ребёнка творческие способности, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа и играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Когда разыгрываются различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, пытаются избежать конфликтных ситуаций и поддерживать дружелюбную, добрую атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, а также его интеллект, воля, воображение, общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: повысить уровень индивидуального развития и развить интерес детей к школе, сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, вести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».

Объект изучения: школьная деятельность, сюжетно-ролевая игра «Школа»

Гипотеза: сюжетно – ролевая игра «Школа», одна из лучших видов деятельности, имеющая непринужденный и свободный характер, которая позволяет не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика.

Вид проекта: среднесрочный, групповой, игровой.

Задачи проекта: дети

• Расширять знания детей о школе.

• Познакомить с режимом дня школьника, расписанием уроков, понятиями «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор».

• Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

• Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

• Подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики. Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в себе)

Родители, педагоги: Проведение педагогическогопросвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению; Обучение родителей воспитанников способам снятия тревожности;Ознакомление родителей с основами психологии ребёнка старшего дошкольного возраста и методами и приёмами позитивного настроя детей на школьную позицию, Общение с родителями воспитанников по теме проекта.

Аннотация

в преддверии подготовки к школьной жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.

Предполагаемый результат:

• Дети должны знать правила поведения в школе, познакомиться с режимом дня школьника, усвоить и овладеть навыками школьных терминов, развить положительную и образовательную ступеньку к самостоятельной взрослой жизни.

• Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи по игре «Школа»

• Возникновение и решение ситуаций - отношений между учителем и учениками.

• Ролевое общение, короткий диалог, монолог.

• Победить в детях тревожность и волнение перед школой.

Условия реализации проекта:

МДОУ № 4 «Калинка», старшая группа «Божьи коровки», СОШ № 4.

Экономическое обоснование:

портфели, дневники, указка, глобус, школьная доска, мел, журнал для учителя, повязки для дежурных. Фартуки для девочек. Изготовление альбомов, мини-книжек.

Участники проекта:

• воспитатель и родители

• дети старшего дошкольного возраста

Словарная работа

Учитель, ученик, директор, завуч, парта, доска, урок, звонок, перемена, дневник, оценка, ранец, портфель.

План реализации проекта:

Процесс Совместная деятельность

педагога и детей Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Диагностика по методике Г. Урунтаевой.

Обрисовка сюжета Изучение литературы, методичек, наблюдение за детьми.

Организационная работа

Теоретическое направление Чтение художественной литературы

«Чук и Гек» А. Гайдар,

«Школьницы » А. Л. Барто.

«Сосчитай-ка» Гариф Гумер

«Кот и лодыри» С. Я. Маршак

«Забавная азбука» в стихах и картинках»,

Заучивание стихотворения

«Первый день календаря» С. Я. Маршак

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление атрибутов для игры,

Оформление школьного класса,

Приобретение родителями доски, указки, портфелей.

Пошив детских фартуков, повязок дежурных.

Беседы с детьми:

«Скоро в школу мы пойдём».

«Меню для первоклассника».

«Права и обязанности школьника».

Работа с родителями

Беседа «Портрет будущего первоклассника по ФГОС».

Консультация «На пороге школы».

«Психологическая готовность дошкольника к школе ».

Анкетирование «Школьная проблема» «Готов ли ваш ребёнок к школе. »

Дидактические игры

Магнитная азбука, логические блоки Дьенеша, счётные палочки Кюизенера, кубики Никитина,

Логико – мышления для малышей,

Собери слоги,

Экологическое лото,

Точное время. Придумывание воспитателем материала для игры в школу, работа по организации детей

Проведение ряда работ с детьми и родителями, основанные на теоретических знаниях.

Практическое занятия Экскурсия

Подготовка и проведение экскурсии в среднюю школу № 4.

Занятие

«Здравствуй школа» Рассказчик

Основной

Систематизация информации Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства Обеспечение руководства

Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры — вопросы.

Руководство организацией игрового пространства

Игровая деятельность детей Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером .

Изменение ролевого действия в ходе игры Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций

Заключительный

Итог Принимают участие в обсуждении проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе Подведение итогов игры.

Диагностика игровых умений

www.maam.ru

- Лепка диких животных.

Работа с родителями:

Со стороны родителей была оказана в обогащении развивающей среды в группе, подготовка детьми сообщений. Подготовка детьми докладов о животных.

Словарная работа:

Ветеринарная больница, слон – слонёнок, тигр – тигрёнок, лев – львёнок, медведь – медвежонок, жираф – жирафчик, зебра – жеребёнок, бегемот – бегемотик, обезьяна – обезьянка, экскурсовод, ветеринар, вольер, охранник, кассир.

Ход игры:

I. Организационный момент.

Игра «Животные и их детёныши»

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет животное, дети возвращают мяч, называя детёныша.

II. Проблемная ситуация.

У воспитателя звонит телефон, он отвечает на звонок.

- Да, это детский сад. К нам едут 16 животных? Хорошо! Мы встретим всех животных.

Ребята, вы слышали? К нам едут животные! А куда же мы их с вами поселим?

Где они жить будут? (В зоопарке) Я вам предлагаю построить зоопарк.

III. Основная часть.

Кто был в зоопарке? Расскажите, а зоопарк это что? Зоопарк это зоологический парк, то место, где можно увидеть разных животных.

Их привезли из других стран. А кто ухаживает за животными в зоопарке? (Человек – работник зоопарка)

А что он ещё делает? (Оберегает, кормит)

-А чтобы звери не разбежались, что нам надо сделать? (Вольер) Из чего будем строить вольеры? (Из лего) А сколько вольеров нужно? (6) Почему именно столько?

-В зоопарке есть больница для животных она называется – ветеринарная больница. Там работает врач для животных – ветеринар. Значит нам надо построить ветеринарную лечебницу.

-Давайте распределим, кто будет стоить вольеры, кто лечебницу. Мы строим зоопарк, кто мы сейчас? (Строители)

Очень красивый у нас зоопарк, большой и просторный. Зоопарк уже готов, а зверей уже всё нет. (Ребёнок заводит грузовик с животными) Кто ведёт грузовик? (Шофёр)

- Давайте посмотрим, какие животные к нам приехали. Отгадайте загадки, и они выйдут из машины. (Дети отгадывают загадки)

Какие это все животные? (Дикие)

- Прежде чем мы расселим животных по вольерам, их должен осмотреть ветеринар.

Выбираются ветеринары, они осматривают работников зоопарка, проверяют животных, после чего размещают их в вольеры. Перед работой ветеринары одевают халат, а работники фартуки.

- А пока ветеринары осматривают животных, давайте подумаем, кто ещё работает в зоопарке?

Для охраны зверей нужен – охранник.

А кто будет рассказывать о животных? Есть такая профессия – экскурсовод, тот человек, который проводит экскурсии. Он знает очень много о животных, и обо всех может очень интересно рассказать.

Кто попробует быть экскурсоводом?

- А что надо приобрести, чтобы посетить зоопарк? (Билеты) А где их можно приобрести? (В кассе) А кто продаёт билеты? (Кассир) Кто хочет быть кассиром?

Но кассир будет продавать вам билеты только в том случае, если вы правильно назовёте детёныша животного, изображенного на билете.

Дети получают билеты, экскурсовод проводит экскурсию.

- А наши животные проголодались, нужно их покормить. А что животные любят из еды? (Ответы детей) А кто же готовит еду для них? (Повара) Кто будет поваром? (Повара надевают белые фартуки)

- Предлагаю подойти к столу и приготовить еду для животных. (Дети подбирают подходящей природный, бросовый материал, пластилин. Шофёры подвозят еду к кухне, к вольерам. Работники кормят животных) .

IV. Итог

- Вам понравилась игра «Зоопарк»? Какие животные вызвали у вас интерес? С какими животными вам бы не хотелось встретиться в лесу?

Как вы думаете, дикие животные нуждаются в нашей помощи как домашние животные?

- Почему нельзя заводить диких животных в квартире?

По теме:

Читать далее nsportal.ru

что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Все игровые центры должны быть расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно нескольким группам, а в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Сл. 15. Центр сюжетно - ролевой игры.

В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного, игрового уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке пред­метов, которые дети могли бы использовать в роли заменителей.

Сл. 16. Центр строительно-конструктивных игр.

В котором размещены строительный материал, конструкторы, позволяющие проводить такие игры, как «Автобус», «Поезд», «Корабль» и др..

Сл. 17. Центр науки.

Куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.

Сл. 18. Центр книги.

Куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к обучению в школе.

Сл. 19.Центр театрализованных игр.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Использование разных видов театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желание попробовать себя в разных ролях, воспитание артистических качеств.

Сл. 20. Таким образом: игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Поэтому столь актуальна для до­школьной педагогики проблема использования игры в целях все­стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Сл. 21. Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.

и хочется закончить словами Шмакова Сталя Анатольевича

«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»

«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

С. А. Шмаков.

Сл. 22 Список использованной литературы

1. Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» – М., Просвящение, 1981г., 80с.

2. Григорьева Г., Ильичева Е. «Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников».// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 4.

3. Зворыгина Е. В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.

4. Зворыгина Е. В. «Первые сюжетные игры малышей». М.:Просвещение, 2008.

5. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М: Айрис-пресс.

6. Карпюк Г. А. «Делимся опытом» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - декабрь 2007. - № 6.

7. Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика». М.:Академия, 2009.

8. Краснощекова Н. В. «Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста» – Ростов -на -дону, Феникс, 2008г., 251с.

9. Манина И. «Наши помощники - игры».// Ребенок в детском саду. - 2007.-№4. -с. 72.

10. Мендженицкая Н. В. «Воспитание о детской игре» – М., Просвящение, 1982г., 128с.

11. Михаиленко Н., Короткова Н. «Формирование сюжетной игры у детей четвертого года жизни».// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - с. 12-19.

12. Недоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности».// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 4.

13. Ю. Палагина Н «Третий год жизни: развитие игры».// Дошкольное воспитание. - 1990. - № 3. -

14. «Психология и педагогика игры дошкольника»./ Под ред. Запорожца А. В., Усовой АЛ.-М., 1966.

15. Турыгина СВ., Кугач А. Н. «Игра - понятие многогранное» // Детский досуг. - 2007. - № 2. - с. 83-85.

16. Ушинский К. Д. «Собрание сочинений». - М, 1950. - т. 10

17. Фьюэлл P.P., Вэдэзи П. Ф. «Обучение через игру (7-9 месяцев) » // Дошкольная педагогика. - январь-февраль 2004.

18. Хейзинга И. «Человек, играющий в тени завтрашнего дня». - М., 1992.

19. Эльконин Д. Б. «Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры».// Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. - М., 1981.

20. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., 1978.

21. Юрова Л. А. «Играть - развивая, развивать - играя» // Дошкольная педагогика. - ноябрь-декабрь 2004. - № 6(21) .

Сл. 23 спасибо за внимание!

Подробней nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольное детство– это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сенситивный период развития.

Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.

Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы.

Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.

В детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.

Игра– это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а в самом процессе. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно – ролевая игра– это основной вид игры детей дошкольного возраста.

Отличительная особенность сюжетно – ролевой игры.

Сюжетно – ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.

Основные черты сюжетно – ролевой игры:

• Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей;

• Самостоятельность;

• Активность;

• Творчество.

Главной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается

Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры.

Сюжет игры– эта та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Условно сюжеты делятся:

• Производственные, отражающие профессиональный труд (больница, магазин, парикмахерская и т. д.) .

• Общественные (игры в празднование дня города, полёт на Луну, празднование дня рождения и т. д.) .

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Сюжетно – ролевую игру нужно планировать по следующему алгоритму:

1. Выбор темы. Выбор игры, которую я включаю в коллективную деятельность, определяется конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

3. Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.

4. Распределение ролей.

5. Начало игры. Важно позаботиться о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

6. Сохранение игровой ситуации. Воспитатель должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре6 не разрушать воображаемую ситуацию; обыгрывать любое дело детского коллектива4 меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.

7. Завершение игры. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Структура и содержание сюжетно – ролевых игр в средней группе более доступны и знакомы детям, близко по смыслу и содержанию. Они связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям: «Строитель», «Семья», «Угощение», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад».

Сюжетно – ролевая игра осуществляется в два этапа.

1-й этап– подготовительная работа к сюжетно – ролевой игре;

2-й этап– непосредственно сама сюжетно – ролевая игра.

Подготовительная работа занимает от двух до трёх недель в зависимости от цели и содержания игры, и осуществляется по определённой схеме: экскурсии, беседы, чтение художественных произведений, пересказ рассказа или сказки, составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа из личного опыта, дидактические игры, разыгрывание игровых обучающих ситуаций.

Параллельно с подготовкой к игре создаются условия для её реализации. Это различные части декораций для обозначения того или иного места действия, элементы одежды, придающие достоверность ситуации, игрушки, игрушки – заместители.

Большая часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая её тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам. Мобильность предметно- игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. Учитывая специфику речевого развития детей группы, я использую метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей.

Один раз в неделю совместная деятельность с детьми посвящена сюжетосложению (игры – придумывания) . Они занимают не более 10 -15минут, и участвуют в них двое – трое детей. Работа организуется в следующей последовательности:

1. Преобразование сказки.

3. Построение нового сюжета с ролевым взаимодействием в процессе «Телефонных разговоров».

4. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Так же используется метод косвенного воздействия на игру детей. Роль воспитателя заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.

Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Ход игры:

Подготовку к игре воспитателю нужно начать с наблюдения за автобусами на

улице. Хорошо если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как

входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и

кондуктора. После такого наблюдения, которым руководит воспитатель, привлекая и направляя внимание детей, объясняя им все, что они видят, можно предложить

детям на занятии нарисовать автобус. Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом, в которой дети смогли бы отразить свои впечатления.

Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок можно сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты. Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на

настоящем автобусе, во время которой педагог многое показывает и объясняет им. Во время такой поездки очень важно, чтобы дети поняли, как сложна работа

водителя, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и

посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами.

В простой и доступной форме педагог должен объяснить детям правила

поведения людей в автобусе и других видах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, которому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондуктора, когда он даст тебе билет; садись на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т.д.) .

Педагог обязательно должен объяснять каждое правило поведения. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему

нельзя требовать для себя лучшего места у окна. Такое объяснение поможет детям практически овладеть правилами поведения в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закрепляясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения. Еще один из важных моментов во время путешествия в автобусе объяснить детям, что поездки не самоцель, что люди совершают их не ради удовольствия, получаемого от самой езды: одни едут на работу, другие

в зоопарк, третьи в театр, четвертые —к доктору и т. д.

Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям быстро доехать туда, куда им нужно, поэтому их труд почетен и нужно быть благодарным им за это.

После такой поездки педагогу надо провести с детьми беседу по картине

соответствующего содержания,

предварительно внимательно рассмотрев ее с ними.

Разбирая с детьми содержание картины, нужно рассказать, кто из изображенных на ней пассажиров куда едет (бабушка с большой сумкой

—в магазин, мама везет

дочку в школу, дядя с портфелем

—на работу и т.д.) .

Затем можно совместно с детьми изготовить атрибуты, которые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль для водителя.

Последним этапом в подготовке к игре может быть просмотр фильма, в котором показана поездка в автобусе, деятельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они видят, и непременно задавать им вопросы.

После этого можно начинать игру

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ст

авя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем

место водителя. Перед водителем руль, который прикрепляется либо к большому

деревянному цилиндру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для

игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попросив водителя занять свое

место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и т. д.

Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия «У вас

на руках сын». Держать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста,

место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он

старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет идает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека», «Больница», «Школа» и т. д.) , помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Задачи: Учить согласовывать свои действия ми партнеров, распределять роли, выполнять игровые действия и действовать в соответствии с общим игровым замыслом игры, улаживать возникшие конфликты.

Формировать положительные взаимоотношения между детьми и коммуникативные навыки общения детей; а также навыки культурного поведения в общественных местах.- Способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления. 3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и интерес к сюжетно – ролевой игре. Игровой материал: Строительный материал, лего, игрушки, муляжи продуктов, овощей, фруктов, сумочки, касса, весы, витрина, предметы – заместители, (кубики, кирпичики) , куклы, кошельки, деньги, чеки, халаты.

Директор магазина – менеджер, продавцы – кассиры, покупатели, шоферы.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята я всегда мечтала быть воспитателем и стала им, но в детстве я хотела всегда быть директором магазина – менеджером (управляющим) . Может быть моя мечта сегодня исполнится стать директором магазина, потому что у нас сегодня в группе «настоящий магазин» и в нем разные отделы.: овощной, продуктовый, игрушечный. А кто работает еще в магазине кроме менеджера?

Ответы детей (продавцы, кассиры) . А кто приходит в магазин за покупками? Ответы детей (покупатели) . Как общаются между собой продавцы с покупателями? Ответы детей (культурно, вежливо) .

А давайте договоримся так что не одна покупка не будет продана если вы не будете вежливы (благодарить за покупку и.т.д.) .

- Распределение ролей: выбор по желанию либо по считалке.

- Подготовка места, атрибутов.

- Игровые действия с игровым замыслом, общение детей.

- Ролевые действия:

Материал с сайта infourok.ru

Материал по окружающему миру (старшая группа) по теме: Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста от 4-6 лет "Морские следопыты"

Опубликовано 23.07.2013 - 11:18 - Сафарова Лилия Хакимяновна

  • Закрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.
  • Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.
  • Работа по ориентировке в пространстве.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Обогатить словарный запас: морской узел, морской конек, палуба, матрос, спасательный круг, кок-повар, капитан, морские следопыты.
  • Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, и творческие способности ребенка.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря.
  • Развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.
  • Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Пояснительная записка

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. Детская игра- сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно.

Игра помогает выражать свои чувства обогащать впечатления об окружающем мире.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

В процессе игры создаются различные ситуации. Ребенок не только слушает и наблюдает, а активно действует. Включаясь в ситуацию, дети тренируются в выполнении игровых действий, связывании их в единый сюжет.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1) усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий) ; 3) усвоение способов построения сюжета.

Участвуя в сюжетно-ролевой игре «Морские следопыты» у детей возникают ситуации, которые способствуют усвоению ими основных социальных отношений: ребенок находит выход из создавшихся ситуаций, делает определенные вывод.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие на корабле под названием «Брик». По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности.

Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием. Также ставится задача о выполнении маршрута по карте.

На карте есть острова с интересными заданиями.

Первый «Заколдованный остров»

Дети отгадывают загадки на морскую тему.

Для неё волна – качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

    Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и...

  • Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте

    Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и...

  • Игра ведущая деятельность детей дошкольного возраста

    Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Цель: повысить уровень пе...

  • Сюжетно ролевые игры для дошкольников

    Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук» Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном тр...

  • Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

    Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойст...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Режим дня для детей дошкольного возраста

    «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную орг...

  • Диагностика игры детей дошкольного возраста

    Диагностика детей дошкольного возраста с РДА Эмоциональное общение со взрослым. Задание 1. «Дай ручку! » Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Методика об...

  • Домашние животные картинки для детей дошкольного возраста

    Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наши помощники — домашние животные» Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья! Давно хотелось составить лепбук в рамках какого-нибудь проекта....

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Мастер класс для детей дошкольного возраста

    Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, хочу я хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовит...

  • Пословицы для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Классификация игр детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...