Сюжетно ролевые игры для дошкольников

Сюжетно-ролевая игра по ПДД для дошкольников 4–5 лет «Школа пешеходных наук»

Цель: закрепить знания о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте; дорожных знаках, их назначении.

Игровой материал: строительный материал, руль, фуражка, куклы, билеты, кошельки, сумка для кондуктора, дорожные знаки.

Игровые роли: водитель, кондуктор, милиционер – регулировщик, учитель.

Ход игры.

Воспитатель: Здравствуйте! У нас сегодня необычный вечер. Я предлагаю всем: и взрослым, и детям отправиться в «Школу пешеходных наук». На чем мы поедем? (на автобусе)

(Дети вместе с родителями делают автобус, сдвигая стульчики и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса – место кондуктора, в переднем – место водителя. Перед водителем – руль. Детям и взрослым для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попросив водителя занять свое место, кондуктор (родитель) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты.)

Кондуктор: Пока мы будем ехать, расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте.

Дети: Во время движения нельзя руками трогать двери. Нужно ждать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка.

Кондуктор: А можно разговаривать во время движения с водителем?

Дети: Нельзя, водитель отвлекается.

Кондуктор: Можно ли громко разговаривать в автобусе?

Дети: Нет, это мешает другим пассажирам.

Кондуктор: Молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете себя вести, и никто вам не сделает замечания ни в автобусе, ни в троллейбусе.

Ну, вот мы и приехали. Тихо, спокойно выходим из автобуса и становимся пешеходами. Дети, а как нам правильно перейти на другую сторону улицы, чтобы попасть в школу.

Дети: Надо дойти до пешеходного перехода.

(Дети с родителями переходят через дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Возле «школы» учитель (родитель) встречает гостей, приглашает в класс.)

Учитель: Учеба в обычной школе начинается с азбуки. Вы видели вывески или таблицы вдоль дорог? Это дорожные знаки. Что же обозначает каждый дорожный знак?

(Дети и родители рассматривают дорожные знаки и называют их: «Пешеходный переход», «Телефон», «Пункт питания»)

Учитель: Сегодня я познакомлю вас с новым знаком. Он треугольной формы. Нарисованы на нем два человека. Называется он «Дети». Обозначает: где – то рядом находится школа или другое детское учреждения. Этот знак будет вашим помощником, здесь пешеходу и водителю надо быть внимательным.

Какие дорожные знаки вы еще знаете? Молодцы, дети! Вы правильно разобрались в дорожных знаках, и в «Школе пешеходных наук» вам поставят только «отлично»!

(Дети возвращаются в автобус, занимают места, едут в детский сад. Играет музыка композитора И. Старокадомского к сцене «Веселые путешественники» на слова С. Михалкова. Дети и родители поют песню) .

Игра заканчивается чаепитием детей и взрослых.

www.maam.ru

Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников

Игре принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. В игре происходит важные изменения в психике ребёнка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более важной деятельности - учению.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Игра - важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.) . Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник»» дни рождения» (большое место уделяется кукле)

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль)

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

5. Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

Сюжетно-ролевые игры различаются:

•по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни) ;

•по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные) ;

•по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные) .

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные, находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами.

Организуя игровую деятельность детей, педагог в свою очередь, может реализовать следующие задачи:

Задачи:

•Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга.

•Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.

•Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.

•Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.

•Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.

•Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.

•Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

• Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.

•Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.

•Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.

•Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

•Закрепить положительные чувства и привычки.

•Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.

•Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.

•Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.

•Воспитывать чувство юмора.

•Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.

•Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.

•Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.

•Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

•Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.

•Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

•Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

•Учить выполнять установленные правила.

•Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.

•Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

Также важно помнить, что сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события) ; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры» .А сформировать эти сложные умения можно с помощью эффективного средства: совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. «Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового». Удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

«По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам - разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.) .

«Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки;

2) частичное преобразование известной сказки;

3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»;

5) придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым). Разумеется, каждый раз следует учитывать желание ребенка. Если он не хочет включаться в игру, ни в коем случае нельзя на этом настаивать - пусть понаблюдает за играющими, это тоже полезно. Важен также и подбор партнеров. Игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно одинаков» .

www.maam.ru

«СЕМЬЯ» -

«ДОЧКИ-МАТЕРИ»

Мамазаботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Приходят гости.Празднуют день рождения дочки или сына.

Папа – водитель на грузовой машине (или такси) . Папа – строитель на стройке.

Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушкана день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.

«ВОДИТЕЛИ»

На машинах возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок.

Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.

Водитель такси- возит людей на работу, в театр, в кино.

Водитель грузовой машины- наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.

Водитель автобуса- ведет машину осторожно, аккуратно, кондукторпродает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.

На перекрестке стоит милиционер– регулирует движение.

Пешеходыидут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.

Для пешеходов специальный переход – «зебра». Соблюдаем правила дорожного движения.

Водитель пожарной машины- привозит пожарныхна пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.

Водитель «Скорой помощи»- помогает загружать больных в машину, подает носилки, едет осторожно.

«СТРОИТЕЛИ»

Строят дом,заборчик, дорожку из кубиков, кирпичиков. Строят гараждля машины. Строят дом для кукол, украшают его. Строят детский сад, башню, мостпо которому потом поедут машины. Делают перекрытия.

Строят пароход.

Строят дорогу, мост через реку. Строители работают дружно, не ссорятся, строят красиво.

Строительство города: дома, магазины, больница, театр. Рабочие строят дома из блоков, кирпичей, панелей, досок. Проводят отопление, электричество.

Возле домов сажают деревья, делают тротуары, дороги.

Строительство улицы: с двух сторон дороги стоят дома, по дороге едут машины.

Строим гараж: в нем поместятся много разных машин.

Строим космическую ракету, военный катер, туристический пароход, рыболовецкое судно и т.д.

«МАГАЗИН»

В магазине работает продавец,продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями.

Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.

Покупатели платят деньги в кассу кассиру –он выдает им чеки.

Продавец получает чеки и взвешивает продукты, отпускает товар.

Магазин игрушек– выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть.

Магазин готовой одежды– примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.

Магазин посуды– выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.

Магазин тканей– правильно называем ткань, которую хотим купить. Продавец отрезает ткань, заворачивает покупку, принимает деньги от покупателей.

Магазин обуви– примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее. Продавец вежлив с покупателями.

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Мастер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерской мамы с дочками. Мастер вежлив с клиентами.

Он причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало.

Мастер мужского зала – стрижет, бреет, освежает одеколоном. Разговаривает вежливо, приветливо. Клиент платит деньги в кассу.

Мастер детского зала - стрижет, причесывает, заплетает девочкам косы. Клиенты благодарят за работу.

Парикмахерская для зверей– стригут собачек, причесывают. Готовят зверей для выступления в цирке, делают им прически, завязывают бантики.

«БОЛЬНИЦА» -

«ПОЛИКЛИНИКА» -

«АПТЕКА»

Врач принимает больных,спрашивает, что болит, прослушивает их, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лечение. Врач внимательный, вежливый.

В поликлинике – работают врач и медсестра. Врач слушает больных, осматривает их, медсестра выписывает направление на процедуры, ставит градусник, делает уколы, перевязки, ставит грелки. Больные благодарят за лечение.

Покупают лекарства в аптеке.

Врач «Скорой помощи» выезжает на дом – спрашивает, что болит, делает укол, забирает в больницу.

Врач-окулист– проверяет зрение с помощью таблицы, выписывает рецепт для глаз, или рецепт на очки. Больные покупают очки в аптеке (без линз) .

Врач «ухо-горло-нос» смотрит горлышко, язык, уши. Измеряет температуру, дает назначение на процедуры. Медсестра делает прогревание.

В больницу привозят больных, врач осматривает их, больных кладут в палату, кормят, дают лекарства, делают уколы.

В аптекеделают лекарства, отпускают по рецепту больным, советуют, что купить при различных заболеваниях.

«ДЕТСКИЙ САД»

Дети в детском саду занимаются с воспитателем гимнастикой, проводят музыкальные занятия, физкультурные занятия, показывают кукольный театр.

Дети приходят в детский сад с родителями, раздеваются, прощаются с родителями, играют с другими детьми, едят, рисуют, ходят на прогулку, занимаются, читают книжки.

В детском саду - праздник. Дети приходят нарядные, выступают на утреннике, дарят подарки родителям, пьют вместе чай с угощениями. Приходит Дед Мороз и Снегурочка.

Дети читают им стихи, получают подарки.

В детском саду проходят разные занятия – музыкальные (приходит музыкальный руководитель, играет на инструменте, поет с детьми, танцует) , физкультурные (проводятся соревнования, зарядка) , занятия по математике (дети считают, пишут цифры) , занятия по лепке, рисованию и др.

Дети помогают нянев уборке, складывают аккуратно книжки, игрушки.

Играют все дружно, не ссорятся, не дерутся, помогают друг дружке.

«ШКОЛА»

Дети 1 сентября идут в школу. Знакомятся с учительницей. Сидят за партой, рисуют,

Смотрят книжки. На перемене звенит звонок. Дети играют .

Урок чтения. Дети читают букварь, рассматривают картинки, учительница объясняет домашнее задание.

Урок математики. Дети считают. Решают задачи, пишут в тетрадях цифры. Учительница ставит отметки.

Урок рисования. Дети рисуют портреты, пейзажи, натюрморты. Учительница ставит отметки за хорошие работы.

Урок пения. Дети хором поют, учат ноты, записывают песни в тетрадь.

Дети готовят концерт для родителей. Выступают, поют, танцуют.

Учительница ходит с детьми в театр, на прогулку.

«КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ»

Тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет.

Врачи «проверяют здоровье» космонавтов перед полетом.

Построили космическую ракету, космонавтыполетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце.

По Луне передвигаемся на луноходе.

Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет.

В космосе используем космическую еду, скафандры для защиты. Общаемся с инопланетянами. Обмениваемся сувенирами.

Выходим в открытый космос.

Держим связь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты.

На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление. Идет тренировка других космонавтов на тренажерах.

«ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ИГРЫ»

«ПОГРАНИЧНИКИ»- смелые, отважные, ловкие. Учения пограничников, занятия, отдых. Дрессировка собак.

Пограничник на посту охраняет границы нашей Родины.

Заметил следы на контрольной полосе на песке. Задержали нарушителя границы, проверяют документы, отвели в штаб.

«РОССИЙСКАЯ АРМИЯ»- солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы.

Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.

«ЛЕТЧИКИ»- тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.

Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.

Поддерживают связь с землей, на земле полет контролирует диспетчер, говорит с летчиком по рации, разрешает посадку.

«ВОЕННЫЙ КАТЕР»- тренировка моряков на суше, врачи проверяют здоровье моряков перед выходом в море. Моряки на палубе, смотрят в бинокль, крутят штурвал. Охраняют морские границы нашей Родины.

Моряки по рации общаются с землей. Командир катера отдает команды, изучает карту.

«ПОЧТА»

Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, поздравляют с праздником. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.

Телеграммы и письма разносит почтальон.У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.

Конверты покупают на почте, в киоске. На почте можно отослать посылку в другой город. Почтовый работниквзвешивает посылку, ставит на ней печать, отправляет на железнодорожную станцию.

«ЗООПАРК» - «ЦИРК»

Строительство зоопарка: ставим клетки для зверей из кубиков, кирпичиков, поселяем зверей, делаем вольеры, сажаем деревья.

Кормление зверей, дрессировка зверей. Экскурсоводрассказывает посетителям о животных. Приходит врач, осматривает животных, назначает лечение больным зверям, дает им лекарства.

Строительство цирка: делаем арену из обручей, из веревок, кубиков. В цирке дрессируют животных, показывают представления, выступают дрессировщики с обезьянами, собачками, слонами, тиграми.

Клоунысмешат зрителей. Акробаты, гимнастыделают красивые упражнения. Фокусникипоказывают фокусы.

Билеты продаются в кассе. Контролер проверяет билеты, следит за порядком во время представления. Зрителям в цирке весело, они аплодируют артистам, смеются.

«ПАРОХОД» - «РЫБОЛОВЕЦКОЕ СУДНО»

Пароход строят из кубиков, блоков, кирпичиков, веревки, стульчиков.

Пассажиры отправляются в путешествие по реке. Капитан отдает команды, смотрит в бинокль. Штурвальныйведет пароход, крутит руль.

На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии. Морякина пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана. Повар-кокготовит обед для команды.

Рыбаки готовятся к выходу в море. Собирают сети, бинокли, рупор. Выходят в море ловить рыбу.

Капитанрыболовецкого судна отдает команды, все помогают друг другу.

Рыбаки забрасывают сети в море, ловят рыбу, выгружают в контейнеры, кладут в холодильники. Команда отдыхает, кок приготовил вкусный обед. Капитан по карте смотрит направление судна.

Все возвращаются на берег. Рыбу сгружают на специальные машины, которые везут ее в магазин.

«БИБЛИОТЕКА»

В библиотеке много книг, они стоят на полках.

В библиотеке всегда очень тихо. В читальном зале читательможет сам выбрать книгу, сесть за стол и почитать, переписать на память стихотворение.

Библиотекарьвыдает книги на дом, записывает в специальную карточку – формуляр – имя и фамилию читателя и домашний адрес. Книги читатель возвращает через несколько дней и берет другие.

Библиотекарь и читатель уважают друг друга, вежливы. Библиотекарь советует, что почитать, какую книгу получили недавно, что можно взять для детей.

Дома книги читают своим детям. Обращаются с книгами очень аккуратно, не рвут, не бросают, возвращают в библиотеку вовремя.

«СТОЛОВАЯ» - «КАФЕ»

В столовой стоят столы и стулья для посетителей. Повараготовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов, рабочих, строителей, моряков, учеников в школе.

На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официантыподают еду посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя.

Посетители платят за обед в кассу, им выдают чек.

В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку.

Отмечаем день рождения, танцуем, поем караоке. Официанты вежливы с посетителями, приносят еду, сладкую воду. На столах красивая посуда, цветы. Музыкантыкрасиво играют и поют.

Посетители, уходя, благодарят за доставленное удовольствие.

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ, НА ПОЕЗДЕ»

Строим корабль,отправляемся в кругосветное путешествие. Берем с собой бинокль, карту, компас, рупор. Придумываем название кораблю. Пассажирыподнимаются на борт, расходятся по своим каютам.

Капитан корабляприказывает поднять якорь. Матросыслушают команды капитана.

Корабль плывет в Африку. Выходим на берег. Встречаем жителей, знакомимся. Гуляем по Африке.

Встречаем обезьян, слонов, тигров.

Плывем на Север.Там холодно. Наблюдаем айсберги, пингвинов, белых медведей.

Плывем в Австралию.Там увидим кенгуру, жирафов. Изучаем природу, плаваем в океане, изучаем морское дно. Возвращаемся домой.

Строим поезд. Едем путешествовать по России. Пассажирысмотрят в окно, разговаривают между собой.

Проводник приносит чай.

Пассажиры выходят на станциях. Ходят с экскурсоводомна экскурсии, в музеи, ходят в магазины, гуляют по городу.

Доехали до Москвы. Гуляем по Москве, по Красной площади. Вечером смотрим салют. Возвращаемся домой на поезде.

Прощаемся с проводником.

По теме:

Источник nsportal.ru

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников

Калининского района Санкт-Петербурга

Сюжетно – ролевые игры для дошкольников.

Старший воспитатель И. Н. Безрукова

Санкт - Петербург

2011

Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной.

Причём в игре эти действия или события воспроизводятся "понарошку", в воображаемой ситуации.

Создать её помогают игрушки и самые обычные предметы, которые, как по взмаху волшебной палочки, приобретают игровой смысл. Стул может стать поездом или самолётом, обрывки бумаги - едой или деньгами, старый мамин халат - плащом волшебника и так далее.

Что происходит с ребёнком, когда он играет в маму или папу?

Становясь в игре мамой, ребёнок примеривает на себя не только действия мамы (например, укачивание малыша) , но и её чувства и эмоциональные отношения: заботу и нежность, ласку и строгость. Ребёнок всегда сопереживает герою, роль которого он играет, а потому он как бы проживает в своём воображении события, происходящие с героем, и приобщается к его опыту

После того как малыш ощутил себя в игре тем, кто заботится о других, ему будет легче проявлять заботу в повседневной жизни.

Таким образом, игра оказывается первой школой человеческих чувств.

Разыгрывая то, что сильно взволновало, обрадовало или даже испугало и рассердило его, ребёнок овладевает этим впечатлением и встраивает его в свою картину мира. Игра хороша тем, что она позволяет ребёнку преобразовать ситуацию: например, самому встать на место страшного персонажа, победить обидчика, продлить или многократно воспроизвести радостное событие.

Особую роль выполняет игра в переработке любых эмоциональных напряжений. Играя в маленького зайчонка, который боится лисы, но успешно от неё удирает, малыш проживает свои реальные страхи (например, страх темноты) и, преодолевая их в игре, учится справляться с ними и в "реальной" жизни. Ведь хотя все события разыгрываются "понарошку", эмоциональный опыт, который накапливает при этом ребёнок, вполне реален.

Ролевые игры - школа общения.

Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения -ролевого, делового и дружеского.

Важный аспект - это развитие структуры игры. Если с ребёнком не играть, он будет играть примитивно. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку с мигалкой, изменить форму у робота-трансформера...

Сюжетно – ролевая игра начиная с младшего возраста должна быть динамичной.

Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения обычно требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простое манипулирование. Следствием этого является увеличение числа детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другим человеком или понимать позицию другого.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры и последствия её недоразвития

В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и педагогов: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными.

Как правило, малыши с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой, если только она не чересчур сложна для ребёнка. Играя со взрослым, малыш подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает всё более сложные формы игрового поведения.

Рассмотрим основные этапы - или уровни - развития ролевой игры.

Первый этап: игры в отдельные действия взрослых

Игры типа "укачивание малыша", "накладывание еды в тарелку", "вождение машины" и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

Второй этап: простые ролевые игры

"Дочки-матери", "посещение врача", "приход гостей", "покупка продуктов в магазине" - разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!»

Третий этап: сюжетно-ролевые игры

Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" может протекать так: сначала все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает или поливает грядки, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "кузнечиков", потом все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и так далее.

Такое усложнение структуры игры - это важный признак развития сознания малыша, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.

Четвёртый этап: творческие сюжетные игры

От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространство возможностей.

По тематике и содержанию сюжетно – ролевые игры можно разделить на:

1. Бытовые («Семья», «Семейный праздник», «Гости»)

2. Производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Магазин», «Парикмахерская», «Ателье»…)

3. Общественные («Школа», «Цирк»…)

4. Игры – путешествия («По сказкам», «по родному краю»…)

Развитие сюжетно-ролевых игр не останавливается с концом дошкольного возраста. Расцвет творческих сюжетных игр обычно приходится на 7-10 лет, когда дети, если им есть с кем играть и у них есть на это время, могут придумывать и разыгрывать целые приключенческие повести.

Если ребёнку играть не с кем, то игра может переходить во внутренний план, т.е. превращаться в мечты и свободное фантазирование. В последующие годы творческие сюжетные игры могут перерастать в придумывание всевозможных историй, увлечение театром, изобразительным искусством и другими творческими видами деятельности, а также в содержательное и эмоционально-личностное общение со взрослыми и сверстниками.

Введение игр поквартально соответственно возрасту

Рекомендации, задачи

Подробней nsportal.ru

Чеколдаева Х. Х.

Саранск - 2015

Дошкольное детство -возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.

Основной вид деятельности детей – игра. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка.

Что же такое детская игра?

Игра– это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений.

Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности – быть как взрослый. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой ситуации.

Игра– добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Игра– это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами – предметами или действиями, замещающими реальные. Любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка… Её нужно покормить, и тут на помощь приходит игрушечная посуда.

И вот в тарелке уже появляется «каша», а если под рукой нет игрушечной ложки, её с успехом заменяет палочка. Всё это символические действия с предметами-символами. По мнению многих ученых, возможность использовать в своей деятельности символы – это одна из универсальных способностей человека, а её освоение происходит именно в игре.

В какие игры играют дети?

Особое место занимают творческие или сюжетно-ролевые игры дошкольников. Руководство творческими играми – один из сложных разделов методики дошкольного воспитания. Воспитатель не может предвидеть, что придумают дети и как они поведут себя в игре.

Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность.

Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний. С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются:

  • профессиональные;
  • военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов) ;
  • созидательные (строительство) ;
  • поиска и открытия (путешествия, «космос») ;
  • связанные с искусством («цирк», «театр») ;
  • сказочные;
  • фантастические;
  • этнографические («в индейцев») .

Роль– образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными:

  • роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;
  • роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач) ;
  • семейная роль (мама, папа, дочка, сын) ;
  • этнографические роли (индеец) ;
  • сказочные, карнавальные роли (Дед Мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга) ;
  • роль животного.

Как изменился мир игры современного дошкольника?

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности.

Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т. д. ) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель») .

Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам.

Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры».

Современному ребенку негде научиться играть. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

На что нужно обратить внимание современному педагогу?

Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

Как играть с детьми?

Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор) , на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции) , конец игры (было ли логическое завершение и т. д.)

Косвенное (непрямое) развитие игры должно обеспечить развитие положительного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут отражаться в игре. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и т. д. Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно-игровой среды. В предметно-игровой среде детского сада равномерно должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

Непосредственное (прямое) развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера.

Педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т. д. Отношения становятся партнерские, равноправные. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре. Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельностью педагогом. Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре) . Далее педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывании сюжета) . Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх) .

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр детей

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр.) . При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, поменялся образ типичного магазина, - это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг. В старшем дошкольном возрасте обязательно должна появиться игра в школу, направленная на развитие интереса к школе, положительного отношения к учебе и будущей социальной роли ученика.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами.

Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх.

Руководство поведением детей в играх:

- обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;

- введение главных и второстепенных ролей;

- использование в играх предметов-заместителей;

- поочередно выбирать роли, которые пользуются популярностью;

- наблюдение за выбором ролей и воспитание положительных качеств;

- обучение детей приемам ролевого поведения;

- наблюдение за играми детей, анализ их поведения;

- привлечение к игре и пассивных детей;

- решение конфликтных ситуаций в игре.

Жизнь детей в детском саду и дома богата примерами доброжелательного отношения между людьми, но одних примеров взрослых недостаточно, чтобы у дошкольников сформировалось правильное поведение. Воспитатель должен подбирать такие приемы воздействия, чтобы ребенок поступал доброжелательно, гуманно по отношению к другим без напоминания или присутствия взрослых.

Формирование положительных эмоций у детей в игре:

- показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;

- создание многообразных игровых ситуаций;

- включение детей в развитие сюжетной ситуации с сопровождением эмоциональных реплик;

- побуждение детей к произнесению или повторению слов в игровой ситуации;

- выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий;

- проигрывание диалогов из сказок;

- сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые комментарием;

- образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом;

- упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов;

- эмоциональное чтение художественных произведений;

- введение в игру специальных наборов образной игрушки;

- ролевое участие воспитателя в игре в качестве партнера.

Воспитание у детей целеустремленности – длительный и сложный процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Воспитание целеустремленности и активности в играх:

- показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с ролью;

- участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;

- введение разнообразных ролей;

- наблюдение за играми активных, инициативных детей;

- составление рассказа "Как играть";

- беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;

- использование театрализованных игр с разными видами театров;

- изготовление и обыгрывание атрибутов к сюжетным играм;

- строительство и обыгрывание разнообразных сюжетных построек;

- обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов;

- использование в играх совмещения сюжетов;

- анализ и поощрение детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов.

Рассмотрим развитие некоторых сюжетно-ролевых игр

Игровые темы «Туристическое агентство» или «Путешествия»

Для организации сюжетно-ролевых игр по данным темам важно создать коллекции: географические карты, карты разных стран и городов, фотографии достопримечательностей, рекламные проспекты туристических агентств, вырезки из газет, номера журналов «Вокруг света», железнодорожные и авиабилеты и т. д. Интерес к теме игры можно стимулировать созданием в группе выставки-коллажа «Как мы отдыхали летом», выставки сувениров, которые привезли из отпуска.

«Выбираем маршрут для отдыха»- рассматривание рекламных проспектов, журналов, обсуждение впечатлений летнего отдыха детей (где были, как добирались, что интересное запомнилось) .

«В туристическом агентстве»- представитель туристической фирмы предлагает маршруты отдыха, рассказывает, как можно отдохнуть. Разыгрывается расспрашивание агента: что интересного можно увидеть на отдыхе, как развлекают детей во время отдыха, где кормят отдыхающих и др.

«На отдыхе»- планирование «дня» отдыхающих: режим и рацион питания, игры, прогулки, экскурсии, спорт (на основе личных впечатлений детей) . Составление маршрутного листа (фиксирование при помощи знаков и символов «дня» на отдыхе) .

«На экскурсии »- составление плана экскурсии (куда отправиться, на чем добираться, что интересного можно посмотреть, о чем расскажет экскурсовод) .

«Аниматор развлекает детей»- придумывание игр, конкурсов, призов для развлечения отдыхающих детей.

Роли: агент, менеджер, аниматор, кассир, директор

Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

Именно в игре ребенку легче всего предоставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признание сверстников. Игра – деятельность, которая несет в себе радость.

Материал с сайта nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте

    Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и...

  • Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее дост...

  • Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

    Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и...

  • Игры для дошкольников на развитие коммуникативных навыков

    Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сбл...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...

  • Развивающие игры для дошкольников

    Развивающие игры для дошкольников Игра «Ушки на макушке» Прежде чем начать с ребенком играть в «Ушки на макушке», узнайте, как он понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если окажет...

  • Спортивные игры для дошкольников

    Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке использование спортивных игр у дошкольников на прогулке «Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулк...

  • Настольные игры для дошкольников

    Развитие физических качеств в процессе обучения дошкольников игре в настольный теннис (на примере средней группы) Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В....

  • Игры на внимание для дошкольников

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Народные игры для дошкольников

    В помощь родителям. Народные игры для дошкольников Для создания положительной обстановки в семье, для налаживания тесного контакта взрослого и ребенка существует множество средств. Одно из них –...

  • Игры для дошкольников на развитие внимания

    Игры на развитие внимания у дошкольников Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Вним...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...

  • Коммуникативные игры для дошкольников

    Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста I блок – коммуникативные игр , которые направлены на...

  • Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

    Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольник...