Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок

«Сказкотерапия» - как средство развития творческих способностей у дошкольников».

Дубинская Елена Владимировна

Актуальность:в настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой.

Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное наследие и духовный опыт социума. Эти положения отразились в современном направлении практической психологии одном из методов арт-терапии – сказкотерапии.

Как известно, умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Оно помогает ребёнку думать о каких-либо предметах, сравнивать их в уме, даже тогда, когда он ни видит их. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

Возраст четырех-пяти лет – является апогеем сказочного мышления. Сказка помогает ребёнку интерпретировать окружающую действительность.

Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей.

Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.

С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми.

Также он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим. Начинает осознавать, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какими ценностями нужно руководствоваться во взаимоотношениях с социумом.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста нами были отмечены следующие проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг своим чадам; ребенок проводит все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии.

Педагогам также рекомендую читать детям сказки, сочинять вместе с ними, использовать модификацию сюжета сказки. Моя задача донести до педагогов информацию о том, что творческие способности у детей дошкольного возраста можно развивать не только с помощью продуктивной деятельности (лепки, конструирования, рисования) , но и посредством современного метода практической психологии, широко популярного в дошкольном образовании и применяемого в педагогики, одного из направлений арт-терапии – сказкотерапии.

На всех своих занятиях я использую музыкальное сопровождение, методы релаксации.

При прослушивании сказки, при обыгрывании, при рисовании, музыкальное оформление занятия создает более комфортные условия для терапевтического эффекта. В работе с детьми я использую различные виды постановок сказки: записываем выдуманную сказку по кругу на диктофон и прослушиваем, спектакли поставленные при помощи кукол, театрализованные игры на прогулке, сказки на песке.

Мы лепим сказочных героев с малышами (3,5-4,5 лет) и придумываем небольшие истории о них. Рисуем сказки, с нестандартным сюжетом. Например, в одном сюжете могут сочетаться элементы разных сказок.

Также мы проигрываем сказки в «песочной терапии», которая была разработана мной и подготовлена «своими руками». Я практикую следующее, бывает, что ребёнок справился с заданием быстрее всех, есть немного времени ожидания работы других, я позволяю ему поиграть с песочком.

Принятие ребёнком роли какого-либо персонажа дает ему возможность лучше понимать других людей, то есть развивает чувство эмпатии.

Я всегда провожу ритуал вначале занятия – «вхождение в сказку». Мы превращаемся в писателей. А вконце, ритуал возвращения в детский сад.

Мы работаем как правило на мягком ковровом покрытие, что тоже создает дополнительно непринуждённую психологически теплую атмосферу. Что также дает свой терапевтический эффект. Ребенок чувствуя себя более раскованно, раскрывает весь свой творческий потенциал.

Уходят зажимы и зажатости. Ребенок учится доверию, у него повышается чувство собственной значимости, соответственно повышается самооценка. Я разрешаю детям работать, так как им удобно.

Даю свободу, но при этом соблюдая технику безопасности. Например, при работе с ножничками.

Один из методов который я широко применяю в своей практике – это метод «коллажа». На нем хочу остановиться более подробно. В данном методе мы развиваем: мелкую моторику ручек, когда вырезаем картинки для коллажа; эстетическое восприятие, при оформлении самой сказки; часть сюжета мы клеим из вырезанных картинок, часть дорисовываем с помощью восковых мелков, акварели, при этом закрепляем восприятие цвета, название цветов.

Активно развивается речевой запас, воображение, фантазия. Как известно, все эти психические процессы неразрывно связанны с мышлением. В итоге, играем, и в то же время активно «мыслим».

Занятие по сказкотерапии, как правило, состоит из нескольких этапов:

1. Необычное приветствие;

2. Ритуал «Вхождения в сказку»;

3. Коллективная работа (рисуем коллаж по сказке, выдумываем сказку, либо ее продолжение, либо используем модификацию сюжета) ;

4. Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика) ;

5. Релаксация (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия) ;

6. Рефлексия;

7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.

8. Творческое задание (по желанию родителей и детей даётся доделать дома, выполнить что-то своими руками) .

Проведя ряд занятий по сказкотерапии методом «коллаж» я организовываю конкурс между группами, соревновательный характер придает им мотивацию к конкуренции, сделать как можно лучше свою работу. Затем мы просим кого-то из воспитателей выступить в роли жюри.

Каждая группа выходит и презентует свою работу. Дети учатся «самопрезентации», привыкают к публичному выступлению, что в дальнейшем поможет лучшей адаптации к школе. То есть происходит некая «психопрофилактика» страха «отвечать у доски».

Правило конкурса заключается в следующем: «чья сказка интереснее всех, тому и хлопают громче дети». Но, как правило, все сказки по-своему хороши, и поэтому жюри объявляет, что победила как всегда «дружба».

Это занятие рассчитано на детей средней, старшей и подготовительной (если есть в ДОУ) группы. Для детей 3-4 лет рекомендую делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Сочинение сказки, использование театрализованной деятельности, в свою очередь формирует привычку у дошкольников к выразительной публичной речи, является эффективным способом коррекции трудностей в развитии коммуникативной, эмоционально-волевой и поведенческой сфере у детей.

Во время театрализованной деятельности происходит «катартическое» очищение, освобождение от негативных эмоций, снятие нервно-психологического напряжения, коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки.

Коррекционно-развивающее занятие с помощью метода «сказкотерапии» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5, 5-6, 6-7 лет) .

Тема: «В гостях у сказки».

Вид занятия:подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) .

Цель: создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей.

Задачи:

1. Развитие творческого воображения и фантазии.

2. Стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации»;

3. Развитие креативности мышления;

5. Развитие эмоционально – волевой сферы;

6. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

7. Научить детей понятиям «писатель», «сюжет», «фантазия», «воображение», «сочинять».

8. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь) , коммуникативные навыки, чувство сплочённости, уважения к себе и другим.

9. Обогащать словарный запас детей.

10. Формировать уверенное мнение о себе (позитивная самооценка) , умение оперировать местоимением «Я».

Целевая аудитория:дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-5; 5-6, 6-7 лет) .

Количество детей: 6-8 человек.

Оснащение:демонстрационный материал (сюжетные картинки для беседы) , книжки, раскраски, картинки (которые можно использовать для вырезания героев) , ватман (либо обои) , ножницы «с тупым наконечником» (детские) , клей-карандаши, восковые мелки, краски, карандаши, маркеры, посылка (коробочка для сюрпризного момента) .

Время проведения:40 мин.

Музыкальное оснащение:диск с записанной музыкой (список возможных композиций приведён в конце) .

Ожидаемые результаты:

Дошкольники осваивают навык группового взаимодействия. Повышается эмоциональный фон настроения ребёнка, самооценка. Появляется чувство уверенности в своих силах. Дети учатся доверию. Развивается познавательная сфера, а также эмоционально-волевая.

Дети овладевают коммуникативными навыками. Учатся межличностному общению. Происходит успешная адаптация и социализация. Снимается мышечное напряжение и зажатость.

Развиваются творческие способности. Вырабатывается навык творческого самовыражения, самопрезентации. Дети обогащают словарный запас новыми выражениями.

Речь становится яркой живой правильной.

Ключевые вопросы:«Кто придумывает и пишет нам сказки?» «Кто такой писатель? Чем он занимается?», «Вы любите слушать сказки?», «А сочинять?», «Какой ваш любимый сказочный герой?», «Почему?», «Хотели бы вы стать на один день писателем и придумать свою сказку?»

Ход занятия:

1 этап.На первом этапе дети заходят в зал, становятся в круг, берутся за руки, и улыбаясь друг другу, здороваются и садятся в круг на ковёр.

Приветствие.Эмоциональная игра «Пульс».

Цель:научить детей слушать своё сердце; прививать доверие, отзывчивость; воспитывать чуткость, доброту; игра способствует положительной групповой динамики, сплочению группы.

Ведущий рассказывает о сердечке, показывает, как нужно и можно услышать свое сердечко (положить правую ладонь на левую часть грудной клетки) . А затем в тишине показывает, как можно почувствовать свой пульс (у виска, на руке) . Дети упражняются на себе, проверяют пульс друг друга .

Упражнение «Подари тепло своего сердца».После беседы психолог говорит «Ребята, а теперь давайте положим руку на наше сердечко и мысленно вложим в нее все свое тепло, доброту, улыбку, любовь и дружбу, и подарим друг другу». Каждый ребёнок прикладывает к своему сердцу ручку. Закрывают глаза, представляют тепло своего сердца и открыв глазки с помощью воздуха, посылают друг другу тепло своего сердца.

Цель:воспитание приветливости, доброты, чуткости.

Беседа с репродуктивными вопросами (с использованием сюжетных картинок) .

Цель:выучить понятия ««писатель», «сюжет», «фантазия», «воображение», «сочинять», развивать групповую динамику, навыки общения, воспитывать добропорядочность, взаимопонимание, активизация воображения, фантазии, творческих способностей, познавательных процессов.

После Приветствияначинается беседа с репродуктивными вопросами: «Кто придумывает и пишет нам сказки?» «Кто такой писатель? Чем он занимается?», «Вы любите слушать сказки?», «А сочинять?», «Какой ваш любимый сказочный герой?», «Почему?», «Хотели бы вы превратиться на один день писателем и придумать свою сказку?»

Под музыку «В гостях у сказки» психолог приглашает детей отправиться в гости к Принцессе Сказке. Дети закрывают глаза и под спокойную музыку отправляемся в сказку. На счёт один-два-три открываем глаза.

Психолог: «Ребята, мы с вами превратились в писателей. Я получила телеграмму от Принцессы Сказки. Она придумала для нас с вами задание.

Если удастся справится с ним, тогда нас ждёт сказочное волшебство, но это пока сюрприз».

2 этап.Упражнение. Коллективная работа методом «Коллаж».

Цель:упражнение способствует повышению уровня сплочённости в группе, повышает эмоциональный фон настроения. Позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке) . Происходит стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации».

Формируется уверенное мнение о себе (позитивная самооценка) , умение оперировать местоимением «Я». Развиваем мелкую моторику ручек, вырезая картинки.

Психолог предлагает выбрать среди картинок, книжек, иллюстраций разложенных на полу, 1-2 героев из понравившейся сказки. Объясняет ребятам, что сказка будет одна-общая, а не у каждого своя, но с разными героями.

Выбираем героев, затем вырезаем картинку. Работаем под музыку «Пение птиц», «Звуки природы», которая способствует активизации продуктивной деятельности.

Психолог:«Ребята, давайте посмотрим какие герои у нас хотят поучаствовать в сказке?»

Придумываем название. Сочиняем. Упражнение «Новые названия к старым сказкам» или «Сериалы, продолжения знакомых сказок»с модификацией сюжета . Психолог помогает определиться ребятам с названием сказки, если они затрудняются.

Но, как правило, те дети у которых фантазия и воображениеразвиты очень хорошо, уже выкрикивают раньше всех. После того как у нас есть название. По кругу, можно по желанию, тот, кто хочет начать первым, начинает повествование сказки.

Ребенок говорит несколько слов о своем герое, а затем приклеивает его на коллаж. И так каждый по кругу продолжает сказку своим дополнением, связывая свой сюжет с выбранным героем. Хочу отметить, что работы получались довольно интересные и необычные.

Причем, нельзя сказать, что средняя группа проявила свои творческие способности слабее старшей группы. Все зависит от индивидуального развития каждого отдельно взятого ребёнка.

Минутка психогимнастики.

1.Пальчиковая игра «Бабочка»..

Цель: снимаем напряжение.

Чтобы руки смогли превратиться в бабочку, их нужно скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Бабочка сложила крылья. А теперь бабочка взлетает с цветка!

Ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются – ведь бабочка не может согнуть крылья, они у нее всегда прямые.

2.Пальчиковая игра «Пирожки»..

Цель: развиваем мелкую моторику рук, снимаем мышечное напряжение.

- просеиваем муку (ладошками) ;

- разобьем яйца (о ребро ладони) ;

- солим правой ручкой;

Ссылка на источник nsportal.ru

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи - самые сильные и не очень) . Обычно детские страхи делятся на:

  • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
  • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
  • страх своей смерти
  • страх, связанный с боязнью животных
  • боязнь сказочных персонажей
  • страх темноты и ночных кошмаров
  • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
  • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств) .

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников:

  1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
  2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
  3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
  4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
  5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой - враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
  6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил:

  1. Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  2. Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
  3. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
  • главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно - возрасту и характеру
  • далее - описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  • далее - описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  • далее - поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  • в конце - осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов) , нужно учитывать возраст ребёнка:

  • в 3-4 года - главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет - вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет - делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок - метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры - залог эффективности терапевтических приёмов».

Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Смотрите видеосюжеты о том, как легко можно сочинить сказку вместе с ребёнком, ориентируясь на его проблемы

Занятия по сказкотерапии

Эффективными являются занятия с психологом в формате сказкотерапии. В процессе работы с ребёнком специалист акцентирует внимание на приобретение крохой нужных ему знаний для решения его проблемы, а главное - формирует полезные навыки.

Психолог ли вы или просто мама, помните, что при сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила:

  1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша.

«Родители запросто могут стать сказочниками и успешно сами корректировать проблемное поведение своего ребёнка. К психологу или специалисту в области сказкотерапии обычно обращаются со сложными вопросами».

Итак, вы ознакомились с методом, который позволяет решать любые детские проблемы с помощью сказок - сказкотерапией. Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша. А если решили сделать выбор в пользу специалиста, знайте, что он должен обладать высоким уровнем подготовки, умением писать терапевтические сказки под потребности ребёнка, использовать метафоры, иметь достаточный опыт работы.

  • Об авторе

Ссылка на источник paidagogos.com

Развитие речи: сказкотерапия для дошкольников :: SYL.ru

Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки - сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Общая характеристика сказкотерапии

Лечение сказками применяется как к детям, так и к взрослым. Однако, в связи с особенностями развития психики, эмоций и воли, наиболее эффективна сказкотерапия для дошкольников.

Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Также этот метод может помочь детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Безусловно, коррекция дошкольников сказкотерапией может проводиться только специалистом в этой области - детским психологом или педагогом.

Если у ребенка возникают подобного рода проблемы и родители понимают, что не могут с ними самостоятельно справиться, тогда необходимо обращаться к профессионалу.

Виды «лечебных» сказок

  1. Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
  2. Еще один пример сказкотерапии для дошкольников - известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов.
  3. Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься - это приводит его к личностному росту.
  4. Дидактические - способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.
  5. Психокоррекционные - оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.
  6. Медитативные - формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.
  7. С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.

Развитие речи

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов.

В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка.

Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией - наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Цели и принципы речевой сказкотерапии

Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по данной теме, практического использования существующих методов для решения проблем речевого развития с последующим выявлением эффективности каждого этапа проведенной работы.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

  1. К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
  2. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
  3. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности. Иными словами, нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.

Задачи сказкотерапии

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

  1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  4. Развитие коммуникативных способностей.
  5. Обучение преодолению страхов и трудностей.
  6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
  7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников

Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.

Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.

В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка будет качественная сказкотерапия для дошкольников.

Конспекты занятий не составляет труда найти. Поэтому в некоторых случаях можно попробовать провести самостоятельное «оздоровление».

Сказкотерапия для дошкольников: конспект развития речи по сказке «Муха-Цокотуха»

  1. Общие задачи: сформировать знания о насекомых в окружающей среде, снять напряжение при помощи музыки и различных упражнений.
  2. Задачи для развития речи: с помощью прилагательных пополнить словарный запас ребенка, развить выразительность речи путем ответа на вопросы, научить отчетливо произносить звуки, развить диалогическое общение.
  3. Задачи для воспитания: привить любовь к сказкам, научить сопереживать, делать добрые дела и доброжелательно относиться к людям.

Организационные моменты

Всегда важно грамотно настроить детей на занятие, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки «Муха-Цокотуха», автором которой является талантливый писатель Корней Чуковский.

Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. Можно рассказать им, что они летят на ковре-самолете, а после его приземления окажутся в волшебной сказочной стране.

В это время должна звучать фонограмма с пением птиц и звуками природы. Затем дети надевают шапки с изображением насекомых, и сказка начинается.

Основные действия

Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно проговорил подготовленный им текст. Различные части произведения помогут осуществить много полезных упражнений.

В процессе рассказывания проводится большая словарная работа, упражнение «Любование», которое заключается в восхищении мухой, развиваются сочувствие, благородные чувства. Детям становится интересным ведение диалога, а стихотворная форма изложения произведения помогает закрепить в памяти многообразие слов и выражений.

Во время воспроизведения сказки также можно провести беседу о том, что нельзя оставлять друга в беде, провести артикуляционную гимнастику, во время которой дети должны эмоциями показать, какое вкусное у мухи варенье. Упражнение "Страх", которое необходимо проводить во время кражи пауком мухи, научит детей изображать испуг, сыграет важную роль в развитии мимики.

Также важно сделать правильный "выход" из сказки, попросить детей запомнить все важные моменты и объяснить, какую пользу принесло им проведенное занятие.

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры.

Сказкотерапия для дошкольников является эффективным методом в логопедии, благодаря ей у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.

Безусловно, в развитии речи эффективны разные способы, такие как заучивание стихов, многократное повторение скороговорок, мимические упражнения. Однако едва ли не самым эффективным, интересным и познавательным способом совершенствования разговорных способностей является сказкотерапия для дошкольников. Примеры сказок находятся в открытом доступе, и при желании родители, не обращаясь к специалисту, могут самостоятельно испробовать этот эффективный метод на своем ребенке.

Добавить комментарий

Подробней www.syl.ru

Другие статьи по теме:

  • Сказкотерапия для дошкольников сказки

    Сказкотерапия в работе с дошкольниками Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций...

  • Сказкотерапия для дошкольников

    Сказкотерапия в работе с дошкольниками Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций...

  • Презентация по сказкам для дошкольников

    Презентация «Путешествие по сказкам» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одну презентацию, "Путешествие по сказкам". Дети очень любят отгадывать загадки, а красочные отгадки вызывают у...

  • Сказки для дошкольников

    Математические сказки для дошкольников Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я пишу сказки для детей. Математика воспринимается детьми, как увлекательное путешествие или приключение тогда, когда они...

  • Викторины по сказкам для дошкольников

    Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью, «Лягушка-царевна», «Лисичк...

  • Компьютерные игры для дошкольников

    Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1. Компьютер в детском саду. Кто-то сомневается в необходимости «общения» малыша с электронно-вычислительн...

  • Картинки по развитию речи для дошкольников

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...

  • Экологические сказки для дошкольников

    Экологические сказки для дошкольников. Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и...

  • Сказка как средство духовно нравственного воспитания дошкольников

    Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Содержание: Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы...

  • Викторина по сказкам для дошкольников

    Сценарий развлечения для старших дошкольников «Викторина по сказкам» Сценарий развлечения для старшей группы. «Викторина по сказкам» Подготовил воспитатель: Сапожникова Н. Б. 2014г. Цели: Познако...

  • Аппликация для дошкольников

    «Нетрадиционная техника аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников» В опыте работы рассказываются методы обучения дошкольников аппликации с использованием нетрадиционн...

  • Развитие речи через сказку с дошкольниками

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников". Актуальность данной темы очень ва...

  • Окружающий мир для дошкольников

    Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир» Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир». Пояснительная записка. Рабочая программа по окружающему миру для детей предшкольной группы составлена на...

  • Игрушки для дошкольников

    Игрушка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Моя игрушка» Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения...