Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста игры

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра - самая естественная деятельность детей.

Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.

Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание режиссерской игре.

Режиссёрская игра дошкольника - это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами - заместителями.

Она является разновидностью самостоятельных сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка.

Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм, но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками.

Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Именно в режиссёрской игре:

• у детей проявляется инициатива и самостоятельность;

• активизируется речь, воображение, мышление;

• развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать.

Режиссерская игра является одним из немногих способов объединения взрослого и ребенка, дает возможность понять друг друга. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры - Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.

По их мнению, режиссерская игра в дошкольном возрасте является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.

Практическая часть

Ведущая педагогическая идея исследования заключается в формировании социально-коммуникативных навыков посредством режиссерских игр, способствующих формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формирование диалогической и монологической речи дошкольников как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.

Цель:

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим в процессе режиссерской игры

Задачи:

• развивать социально-коммуникативные способности детей используя режиссерскую игру;

• формировать связную речь ребенка, его речевое творчество через игровую деятельность;

• способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

• формировать диалогическую и монологическую речь дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.

Работа выстраивается в три этапа:

Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)

Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы

Заключительный этап – оформление и оценка результатов

Организационный этап

• отработка схемы последовательных действий совместно с детьми;

• организация деятельности детей, организация деятельности родителей;

• анализ научной и методической литературы;

• разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста в режиссерской игре «Играем, фантазируем».

Для формирования социально-коммуникативных навыков посредством режиссёрской игры разработан план проекта «Играем, фантазируем».

Работа с родителями

Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.

Родительское участие в реализации поставленных задач:

• помощь в оснащении группы игровым материалом;

• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;

• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».

Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы

• реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;

• работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;

• обогащение предметно - развивающей среды.

Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Определены следующие этапы работы:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево) .

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки») .

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая. », «Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег») .

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами») .

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя») .

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса») .

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок») .

Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.

В работе по формированию коммуникативных навыков у детей используются такие

виды театров, как

Настольный театр игрушек.

Настольный театр картинок.

Стенд-книжка.

Фланелеграф.

Кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток)

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.

Используются ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.

1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации.

2. Чтение и совместный анализ сказок.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек) .

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил .

Заключительный этап – оформление и оценка результатов

Результатом работы над проектом являются постановки:

«Играем вместе» (режиссерская игра по сказке «Теремок») ;

«Краски осени» (режиссерская игра по сказке «Репка») ;

«Зимняя красавица»; (сценическое представление «Новогодние приключения снеговика»)

«Встреча весны» (режиссерская игра по сказке «Заюшкина избушка») .

Оценка результатов:

• Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки.

• Наблюдение за ходом режиссерской игры с фиксацией результатов наблюдения.

• Анализ продуктов детской деятельности.

• Анализ активности детей в представлении материалов проекта.

Прогнозируемый результат

• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности;

• предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;

• в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;

• удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;

• посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;

• целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств.

Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

Прикреплённые файлы:

-socialno-komunikativnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-procese-igry-1_9d6ai.pptx | 444,86 Кб | Скачан: 107
www.maam.ru

Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

.Пояснительная записка 3

2. Цель и задачи развития социально- коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые игры 4

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения детьми учебного материала в соответствии с возрастными особенностями 5

4. Ожидаемые результаты

5. Теоретическое обоснование модели

6. Методы и формы организации деятельности

7. Система знаний и система деятельности.

8 Заключение

9 Список используемой литературы

10 Приложения

1. Пояснительная записка

Дошкольное детство-короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учиться общаться с окружающими, складывается характер.

Актуальность данной темы состоит в том, что сюжетно- ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Между тем, как показывает практика использование традиционной методики по развитию социально – коммуникативной компетенции средних дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р. С. Буре, Е. Е Кравцова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, А. Г, Рузская, Е. О. Смирнова, Г. А. Цукерман и др.) Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте формируется коммуникативная компетенция.

Проблема развития коммуникативных умений в настоящее время разрабатывается М. И Лисиной. В ее концепции общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом как понимают соотношение этих понятий и другие авторы: Г. М Андреева, Т. А Репина, Я. Л Коломенский и др.

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности.

Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает социально - коммуникативное, познавательное развитие дошкольников в различных видах деятельности.

Проблема заключается в том, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это и происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

2. Цель и задачи раздела.

Исходя, из проблемы я поставила цель – создать условия для развития социально - коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые игры.

Задачи:

1. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

2. Формирование положительных взаимоотношений.

3. Усвоение норма и ценностей, принятых в обществе.

4. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения детьми учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.

Возрастные особенности

В старшем дошкольном возрасте дети имеют представления об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей. В выражение чувств участвуют и мимика, и жесты. Дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.

Можно выделить следующие особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста:

o ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

o изменяется роль эмоций в деятельности ребенка,

o формируется эмоциональное предвосхищение;

o чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, ситуативными;

o формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;

o изменяется экспрессивная сторона эмоций и чувств, ребенок усваивает язык чувств, становится эмоционально ярко окрашенным общение ребенка со сверстниками, ребенок учится произвольно и опосредованно выражать свои эмоции.

4. Ожидаемые результаты.

-формирование у детей не только основных культурных способов деятельности, но и проявлять инициативу и самостоятельность в сюжетно- ролевой игре;

- овладевает умениями и навыками сюжетно- ролевой игры;

- достаточно хорошо овладеет устной речью, выражает свои мысли и желания, и использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- усвоение ребенком социальных норм поведения и правил;

-потребность и готовность проявлять любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; знаком с произведениями детской литературы.

6. Методы и формы организации деятельности

Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.

Первый этап- ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Коммуникативная компетентность, в понимании воспитателя- это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е достигающему цели и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

В ее структуре выделяем следующие компоненты: когнитивной, ценностно- смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Они не являются частям целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

-содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

Все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

- более эффективным считается образовательная деятельность, обеспечивающая развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно- смысловй стороне общения, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведеньческой) стороне общения. Каково значение Этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня старшего дошкольника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени- то личностных качествах, проявляющихся в общении.

Йенностно-смысловой компонент- ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому- либо о чем -то для себя важно, какой смысл это имеет просящего.

Если, по его мнению, просить - значит показывать свою зависимость или слабость Что недопустимо, то не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что никто никому ничего не должен», и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в детском саду: ребенок плачет и не может попросить у другого ребенка игрушку. В этом случае «работает» личностный смысл, который не позволяет просить.

Начиная с дошкольного периода, следует формировать нравственные

ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям принятие их уважение к ним). Именно это не столько облегчает, «разрешает» общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек так же чаще использует манипулятивные способы общения.

Личностный компонент образует особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связи прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующеим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции.

Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

Базовые, отражающие содержательную суть общения:

приветствие; прощение; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги;

благодарность; отказ; прощение;

процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состоянии партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать) ; подчиняться.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это целостная система психических и поведенческих характеристик человека; способствующих успешному общению, т. Е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

www.maam.ru

Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

1. Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.

По ФГОС определено социально-коммуникативное направление, задачами которого являются:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Для решения данных задач предлагается использовать дидактическую игру «Конструктор эмоций».

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития старших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость, восторг, восхищение и затрудняются с определением грусти, печали, испуга, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции.

2. Описание игры «Конструктор эмоций»

Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный конструктор поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.

Данное пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие может использоваться для индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.

Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.

Игры и упражнения проводятся с группой, парами и индивидуально.

Используются в любой части дня в зависимости от ситуации (например, в режимных моментах - «утреннее приветствие», а также включаются в образовательную деятельность- «сюрпризный момент») .

Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:

2 овала лица (можно использовать больше) ;

- 4 пары нарисованных глаз;

- набор схематично изображенных губ;

- 3 пары бровей;

- прически (мальчик, девочка, мама, папа, дедушка и бабушка)

Варианты игр:

Игра «Собиралки»

1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.

2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.

Игра «Покажи на себе»

Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.

Игра «Послушай и собери»

Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция. Прослушав, дети с взрослым обсуждают прочитанное и собирают нужную эмоцию на доске. Например: отрывок и из стихотворения Т. Шорыгиной:«Не хочу быть трусом»:

Я боюсь признаться маме,

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь,

Я, наверно, просто трус! или

… Я позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца-

Будем все кататься!

Дал Сереже и Алеше,

Дал Андрею, Кате, Гоше,

Пусть порадует ребят

Серебристый самокат

Мы играли очень дружно –

Радостью делиться нужно. (Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»)

Примерный список литературных произведений, которые познакомят детей с той или иной эмоцией.

Работа с эмоцией печали: Остер «Вредные советы»; Р. н. с. «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Краденое солнце»:

Работа с эмоцией удивления: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; Д. Хармс «Что это было? »; Н. Носов «Живая шляпа»; В. Сутеев «Под грибком»; Н. Екимова «Облака».

Работа с эмоцией страха: О. Князева «Веселые, грустные»; А. Кушнир «Что в углу? »; Г. Семенов «Счастливая ошибка»; Е. Пермяк «Самое страшное».

Работа с эмоцией радости: К. Ушинский «Четыре желания»; Е. Благинина «Вот какая мама! »; К. Чуковский «Краденое солнце».

Работа с эмоцией гнева: К. Чуковский «Краденое солнце»; В. Викторов «Хмурый орел».

Работа с эмоцией горе: И. Токмакова «Мне грустно».

Игра «Театр эмоций»

Когда эмоции хорошо изучены, детям можно предложить мимикой и жестами изобразить ту эмоцию, которая проговаривается в стихотворении. Далее эти стихотворения можно использовать в качестве физминуток. Например:

«Колдовство»

Начинаем мы играть

Начинаем колдовать (выполняются движения руками, как будто дети колдуют)

На всех нас без сомненья,

Влияет настроение. (На каждое слово хлопок руками)

Кто веселится… (изображение мимикой радости)

Кто грустит… (изображение грусти)

Кто испугался…

Кто сердит…

«Баба Яга»

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка

Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная

Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

«Веселые человечки»

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно —

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.

Удивлялись человечки: —

Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

Ты похожа на овечку.

Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

www.maam.ru

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: Мальгина Елена Викторовна воспитатель ГБДОУ детский сад №23 Московского района г. Санкт-Петербурга.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.» В. А. Сухомлинский.

Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены такими проблемами как:

-готов ли их ребенок к школе, все ли купили.

-справится ли он с программой обучения.

-примет ли его коллектив.

Но мы забываем о том, что одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Котороенаправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Так же необходимо вспомнить и о еще об одной составляющей –социализация.

Она является важным условием гармоничного развития ребенка.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций.

А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Именно они и позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого, адекватно и правильно выстраивать свое поведение.

И так что же входит в развитие коммуникативных навыков.

Конечно же общение и коммуникация.

Общение

– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Коммуникация

(англ. communikate – сообщать, передавать) предполагает:

-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.

-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.

-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом.

-для достижения результата.

-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.

Коммуникация- это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.

Согласно С.В.Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Общение- это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.

В отличие от общения,коммуникацияпредполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Основные составляющие общения:

-коммуникативная сторонаобщения (обмен информацией между людьми) ;

-интерактивная сторона(организация взаимодействия между индивидами) ;

-перцептивная сторона(процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) .

В коммуникативном процессе обычно выделяют

Вербальную коммуникациюобщения, которая осуществляется посредством речи.

Невербальную коммуникацию:

Этом процессе приобретаются необходимые навыки и умения. Легкость установления контакта, поддержание разговора, умения слушать и высказать свою точку зрения, аргументировать и отстоять свою позицию, возможность прийти к компромиссному решению.

Кроме того, активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.

Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Конфронтация – действия одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение.

Согласитесь, ведь это как раз и помогает дошкольнику в его будущей адаптации в классе.

У ребенка в этом возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь.

Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. Он умеет домысливать события, владеет контекстной речью. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходитчерез игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Коммуникативные игры- наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

Приложение

Игры на развитие социально - коммуникативных навыков

Знакомство. Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей. Описаниеигры:С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям.

После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.

Рассказ про школу.

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “А что вы знаете о школе…” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

Позвони другу

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони

И что хочешь мне скажи.

Может быль, а может сказку

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Поиграем в школу. Сюжетно ролевая игра.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз.

Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Работая в детском саду в адаптационный период, Я столкнулась с тем, что дети на данном этапе перехода в новую социальную ситуацию испытывают коммуникативные трудности.

Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят повторение.

Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Предлагаю некоторые варианты коммуникативных игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации:

«Раздувайся, пузырь»

Цель:развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Описание игры:дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки) .

«Веселый паровозик»

Цель:Знакомство с группой, друг другом.

Описание игры:Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на «паровозике»: первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети находятся между двумя веревками, за которые при необходимости можно держаться.

«Зеркала».

Цель:развитиенаблюдательности и коммуникативных навыков.

Описание игры:ведущий становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребёнок ошибается, он выбывает.

Победивший ребёнок становится ведущим.

«Ласковое имя»

Цель:развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Описание игры:Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, ?волшебную палочку) . При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Ал?нушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Ладушки»

Описание игры:Напомните детям потешку:

Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку.

Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

«Сорока-ворона»

Цель:снятие эмоционального напряжения.

Описание игры:Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой.

Всех накормила!

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки

Динамика развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста:

  • в общении и взаимодействии со взрослыми дети демонстрируют усвоенные социальные правила (здороваются, прощаются, благодарят, вежливо просят и пр.) ;
  • в присутствии взрослого конструктивно взаимодействуют, общаются со сверстниками и решают конфликтные ситуации; адекватно используя речь, мимику, жесты, интонацию, делают свое высказывание понятным для собеседника
  • под руководством взрослого взаимодействуют со сверстниками в продуктивных видах деятельности, игровых и спортивных мероприятиях.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме:

Источник nsportal.ru

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!».

Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади.

Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю.

Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот.

Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

Игра « Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Игра « Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

Кинолента

Цель:развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Количество играющих: группа (6-7 человек) .

Описание игры:дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Комментарий:вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с ис­пользованием предложенных слов. Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, раз­вития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой) , тог­да лучше использовать первый вариант окончания игры.

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые

Цель:развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры:дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий:взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться.

Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания кон­такта, преодолеть боязнь физического контакта.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель:развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих:2 или более человек.

Описание игры:взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Интервью

Цель:развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий:на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на­встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется.

Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про­пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся) . Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий:приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Охота на тигров

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр) .

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки.

Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разре­шить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется ...», « Царевна-Несмеяна ») .

Сиамские близнецы

Цель:развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графиче­ских навыков.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры:дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мел­ки должны быть разного цвета.

До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий:на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Давай поговорим

Цель:развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети) . Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, вол­ком, маленьким) . Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.

В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий:эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Клубочек

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься) . Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий:эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Газета

Цель:развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Количество играющих:четверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету.

В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий:эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе­ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож­ность почувствовать поддержку соседа.

Живая картина

Цель:развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Количество играющих:любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий:несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым) . Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

Войди в круг — выйди из круга

Цель:развитие эмпатии, отработка способов по­ведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Количество играющих: не больше 10 человек.

Описание игры:дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом.

Он все­ми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы детине проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Старенькая бабушка

Цель:развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки) . «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей) , и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий:перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки) » должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

Ау!

Цель:развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих:5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий:игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Небоскреб

Цель:развитие умения договариваться, работать в команде.

Количество играющих: 5-6 человек.

Необходимые приспособления:складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры:дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход) . При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал.

Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий:взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

Литература:

- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г. Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.

- Чеснокова Е. Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г. Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

- Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

- Громова Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.

- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.

- Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».

Электронная литература:

- Ильясова Е. Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. http://festival.1september.ru.

- Орлова Н. Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru.

По теме:

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании 1. Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно вос-питываться с раннего в...

  • Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театр...

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей....

  • Коммуникативные способности детей дошкольного возраста

    Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих...

  • Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на...

  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста

    Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Выступление-презентация на педсовете Презентация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» 1 слайд. «Какая ты невнимательная! », «Ты все вре...

  • Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Классификация игр детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...