Средства нравственного воспитания дошкольников

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Слайд № 2Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется кризисом личности:ее духовности, нравственности, возникшие вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей.

Слайд № 3Основные понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяется так: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека; нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Слайд № 4То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения и подражание взрослым. Двигаясь этим путем проб и ошибок, он можетовладеть элементарными нормами жизни. Однако путь этот долог. Поэтому роль взрослого как “социального проводника” очень важна и ответственна. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его развитие.

Слайд № 5Детский возраст - фундамент общего развития ребёнка. Заложить нравственные основы, которые сделают его более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи духовно- нравственноговоспитания.

Слайд № 6Это можно сделать с помощью фольклора. Фольклор- «народная мудрость», устное народное творчество. Эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью.

Благодаря фольклоруребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления о красоте, морали, знакомится с обычаями, традициями и обрядами. Вместе с эстетическим наслаждением впитывает духовное наследием народа.

В работе с детьми нужно использовать: см. Слайд № 6

Слайд № 7- Колыбельные песни – они успокаивает, убаюкивает, что важно для физического развития. Одновременно способствует накоплению чувственных впечатлений, восприятию слова, пониманию языка.

Слайд № 8- Потешка вводит ребенка в мир. Она воспитывает и учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес».

Слайд № 9, 10 (через 1, 5 мин.) - Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.

Слайд № 11- Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Слайд № 12- Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь».

Слайд № 13-Считалки - это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей.

Слайд № 14-17 (через 1 мин.) - Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

Слайд № 18Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших - это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом.

Слайд № 19На народных традициях формируется у детей любовь к родной земле, понимание роли семьи, свое место в семье. Познание детьми фольклора- положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Литература

1. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие для педагогов

2. А. Я. Ветохина [и др. ]. – СПб. :«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

3. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] : методическое пособие / И. Г. Гаврилова. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.

Прикреплённые файлы:

folklor-duhovno-nravstvenogo-vospitanija-detei-docx_6dqas.ppt | 1223,5 Кб | Скачан: 2
www.maam.ru

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - Страница 16

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, средства и методы.

А) ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.) .

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников.

Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллекти­визм, патриотизм. И чем проч­нее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со сторо­ны окружающих

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравст­венные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни) .

Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог, исследователь должен помнить, что любая нравственная за­дача - более простая или более сложная - может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений, что эти компоненты и раздельны, и взаимосвязаны.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна­ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред­ставления о сущности нравственного качества, о его необ­ходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен­ным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственно­го воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность - отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим) . При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников) .

В «Программе воспитания в детском саду» намечен круг задач по формированию у детей нравственных чувств, навыков и привычек поведения, этических представлений и формирующихся на этой основе нравственных качеств личности ребенка.

Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.) .

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:

- нравственных представлений детей - представления о доброте, честности, скром­ности, трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности и т.д.;

- нрав­ственных чувств- сопереживание радости, сопереживание горю, чувства доброжелатель­ности, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, взаимопомощь, чувство долга, ответственности, сложные чувства - любовь к труду, положительное отношение к трудя­щимся других национальностей, интерес к их жизни и труду;

- нравственных привычек и норм - куль­турного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дис­циплинированности, трудолюбия и т. д.;

-практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формиро­вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:

- воспитание гуманных чувств и отношений;

- воспитание начал патриотизма и интернационализма;

- воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

- воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

Ссылка на источник otveti-examen.ru

Доклад «Нравственное воспитание: задачи, средства, методы» - Детсад Клуб

Доклад «Нравственное воспитание: задачи, средства, методы»

Автор: Калашникова Вера Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад «Красная шапочка» (пгт Междуреченский) .

Прочность и устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Следовательно, можно выделить механизм нравственного воспитания:

Знания и представления + мотивация + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется при формировании любого качества личности. Главная особенность этого механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости.

Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонента может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы.

В первую группу задач входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на все другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер и поэтому на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие - патриотизма. Сегодня значимым стали деловые качества, предприимчивость.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние исторический этап, особенности возраста объекта, и конкретные условия жизни.

Задачи нравственного воспитания дошкольников сгруппированы в четыре смысловые блока:

1 блок: воспитание гуманных чувств и отношений.

2 блок: воспитание патриотизма.

3 блок: воспитание трудолюбия.

4 блок: воспитание коллективизма.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации в книгах. На ребенка производят сильные впечатления работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.

Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений, моральных чувств.

Вторым средством воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

Третьим средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учебная деятельность, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировке представлении о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или наоборот жестокостью и безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е.

она активизирует весь механизм нравственного воспитания.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Чаще всего предполагается объединить все методы в три группы.

1 группа: методы формирования нравственного поведения (при - учение, упражнение, руководство деятельностью) .

2 группа: методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа) .

3 группа: методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение) .

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.

4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.

5. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.

6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.

7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.

8. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относясь к тому, что результат будет достигнут не сразу, и возможно не в той форме и не в том качестве как мы планировали.

9. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на сознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, результатов не будет.

10. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Используемая литература:

Бахтиярова Рашида Хусаиновна. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.

Зульфибаева Галия Равильевна. Особенности организации нравственного воспитания дошкольников.

Источник www.detsadclub.ru

Социально-нравственное развитие и воспитание - Дошкольная педагогика - Учебные материалы для студентов

Кроме того, в качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:

– ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми) ;

– организация их деятельности (игры, труд и т.д.) , включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

– общение с природой;

– художественные средства: народный фольклор, музыка, кино- и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Некоторые авторы выделяют и специфические средства, соответствующие разным направлениям воспитания детей, например соответствующие средствам трудового и нравственно-трудового воспитания (рис. 19) .

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают и методы нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций.

Рис. 19.Средства трудового воспитания

Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает следующие методы:

– стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование) ;

– формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью) ;

– формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) .

Классификация Б. Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает нижеперечисленные методы:

1) доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций) ;

2) воспитательного воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку) ;

3) организации и самоорганизации воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования) .

При этом очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся следующие приемы:

– объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно-распределенных действий;

– обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать самому;

– напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

– разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Некоторые авторы выделяют специфические методы социально-нравственного воспитания, которые позволяют реализовать одно из направлений воспитания. В частности, согласно С. А. Козловой, в качестве методов патриотического воспитания применяются:

– методы, повышающие познавательную активность; методы, обеспечивающие эмоциональность восприятия;

– методы коррекции формирующихся у детей представлений о Родине;

– методы координации разных видов деятельности.

Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах:

организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности) , предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками;

организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания. Например, в рамках нравственно-трудового воспитания, согласно исследованиям Р. С. Буре, Д. В. Нечаевой и других ученых, выделяются формы, представленные на рис. 20.

Можно обозначить следующие результаты социально-нравственного воспитания:

Социальные и нравственные чувства – переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.) . Нравственные чувства "вырастают" из "социализированных" эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах отражается отношение человека к требованиям общественной морали: сострадания, любви, ответственности, долга и т.д. Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, его поведенческими установками, принципами и традициями.

Социально-нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизни. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Социально-нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

Социально-нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. "Нравственно лишь то, что вы будете считать добром впоследствии, а безнравственно – то, что впоследствии вы сочтете злом" (Э. Хемингуэй) .

Рис. 20. Формы организации труда детей

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Читать далее studme.org

Принципы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников подразумевает приобретение нравственного опыта и усвоение моральных норм. В процессе нравственного воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям, порядочность.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Правильное нравственное воспитание дошкольников помогает избежать отрицательного опыта и приобретения вредных привычек, которые препятствуют формированию личности ребенка.

Основными задачами нравственного воспитания дошкольников являются формирование нравственных чувств, положительных навыков, нравственного поведения, представлений и поступков.

Важную роль играет воспитание нравственных чувств у дошкольников. Ребенок в процессе общения с взрослыми приобретает привязанности, симпатии и любовь, учится поступать в соответствии с совестью и моралью, воздерживаться от отрицательных поступков. Если ребенок совершает ошибки, то он испытывает волнение и огорчение, так как не радует близких людей и не получает одобрения.

Доброжелательность и эмоциональная отзывчивость являются основой воспитания нравственных чувств у дошкольников. В процессе нравственного воспитания необходимо избегать отрицательных эмоций, недовольства, замечаний в адрес ребенка. Основную роль должны играть доброта, поддержка и защита.

Наглядным примером для ребенка являются родители и воспитатели, которые должны помочь формировать и проявлять положительные качества, успокаивать, подбадривать и радовать.

В процессе нравственного воспитания дошкольников появляется чувство собственного достоинства, долга и справедливости, а также ответственность за свои поступки. В ходе игр, познавательных и развивающих занятий ребенок приобретает патриотические чувства, любовь к Родине и родному краю, уважение к людям различных вероисповеданий и национальностей.

При нравственном воспитании дошкольников необходимо уделять особое внимание осмыслению поступков. Дети должны осознавать свое поведение и стремиться к нравственному содержанию действий.

Ребенок должен получить разъяснения моральных понятий и научиться действовать в различных ситуациях. Нравственное дошкольное воспитание должно быть направлено на формирование правильного поведения ребенка в общественной жизни и семье.

Важными задачами нравственного воспитания дошкольников являются представления ребенку основ поведения, знаний о патриотизме и помощь в формировании правильных мотивов поведения.

Особенности воспитания нравственных чувств у дошкольников

Нравственное дошкольное воспитание помогает ребенку правильно оценивать свои поступки, понимать чувства других людей, а также стремиться к справедливости, дружбе, состраданию и добру.

Эффективное нравственное воспитание дошкольников рассматривается как непрерывный процесс получения и усвоения образцов поведения в обществе и семье. Ребенок начинает правильно воспринимать нравственность и мораль, если осознает для себя необходимость их соблюдения, а не следует нормам по принуждению.

Нравственное воспитание дошкольников формируется в процессе переживаний и эмоций, развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Формой восприятия нравственности могут быть переживания, различные вербальные и невербальные средства восприятия.

С нравственным дошкольным воспитанием тесно связана эмоциональная среда, в которой ребенок получает опыт, формирует свое отношение к окружающему миру и выбирает образцы поведения. Родители и педагоги при воспитании дошкольников должны акцентировать внимание на моральных оценках и суждениях, обеспечивать здоровую среду для развития ребенка.

В процессе обсуждения нравственных вопросов формируется четкая система ценностей. Ребенок начинает понимать разницу между отрицательными и положительными поступками.

Эффективного нравственного воспитания дошкольников не может быть без обсуждения нравственной стороны действий и событий. Для того чтобы ребенок четко понимал нравственность, можно использовать примеры из художественных произведений и реальной жизни. В основе примеров должны лежать сопереживание и сочувствие, развитие способности к эмпатии.

При нравственном воспитании можно использовать различные средства, в том числе художественные, природные, музыкальные и т.д. К основным группам средств нравственного воспитания можно отнести:

  • художественные и творческие средства (живопись, музыка, литература, кино и т.д.) , которые направлены на эмоциональную окраску поведения людей и событий;
  • природные средства, которые вызывают гуманные чувства, желание помощи и заботы, развивают нравственную сферу и многогранность личности ребенка;
  • трудовые и игровые средства, которые являются основой практики нравственного поведения;
  • социальная и семейная атмосферы, которые должны быть наполнены доброжелательностью, любовью, поддержкой и заботой.

При выборе определенных средств нравственного воспитания дошкольников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, уровень интеллектуального развития и творческие способности.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Поделиться:Добавить комментарийЗнаете ли вы, что:

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

Ссылка на источник www.neboleem.net

Другие статьи по теме:

  • Правовое воспитание дошкольников

    Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников» Обобщение педагогического опыта работы по правовому воспитанию дошкольников. Не одно поколение специалистов ставило перед собой во...

  • Методы нравственного воспитания дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....

  • Нравственные качества дошкольников

    Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры. Актуальной задачей в настоящее время я...

  • Значение игры в нравственном развитии дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....

  • Задачи нравственного воспитания дошкольников

    Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания вперв...

  • Социально нравственное воспитание дошкольников

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Социально нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Последовательность нравственного развития дошкольников

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити...

  • Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...

  • Патриотическое воспитание дошкольников по фгос

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Д...

  • Методы и формы воспитания дошкольников

    Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует мора...

  • Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

    Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение соц...