Технологии художественно эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическая деятельность дошкольников

2 СЛАЙД.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

3 СЛАЙД

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. » является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

4 СЛАЙД

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

5 СЛАЙД

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

6 СЛАЙД

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

7 СЛАЙД

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребёнком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

8 СЛАЙД

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др., отмечалось, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н. А. Ветлугина выделяет эту деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности

9 СЛАЙД

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальное восприятие;

• Восприятие художественной литературы.

10 СЛАЙД

• В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

• специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

11 СЛАЙД

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

- Тесная связь с искусством.

- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

- Создание эстетической развивающей среды.

12 СЛАЙД

Задачи обучения в первой и во второй младшей группе

• Готовить к восприятию произведений искусства;

• Готовить детей к посещению театра;

• Приобщать к декоративной деятельности;

• Способствовать развитию певческих навыков;

• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя

13 СЛАЙД

Задачи обучения в средней группе:

• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• Познакомить с архитектурой;

• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• Обогащать представления детей об искусстве;

• Продолжать развивать интерес к лепке;

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

14 СЛАЙД

Задачи обучения в старшей группе

• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

• Познакомить с произведениями живописи;

• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

15 СЛАЙД

Задачи обучения в подготовительной группе

• Формировать основы художественной культуры;

• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

• Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;

• Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

16 СЛАЙД

20 СЛАЙД

К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

21 СЛАЙД

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

22 СЛАЙД

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

23 СЛАЙД

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

24 СЛАЙД

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

25 СЛАЙД

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

26 СЛАЙД

Литература.

1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

6. Концепция дошкольного воспитания.

7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

8. ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.

9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru

10. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ram/rast5.html

11. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/v/vlist7.html

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-kursov_82c7n.ppt | 687,5 Кб | Скачан: 1341
www.maam.ru

Педагогический проект Художественно— эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры

Введение

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед

детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л. С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.

Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н. А. Ветлугиной, Т. Н. Дороновой, Г. Г. Григорьевой, Е. А. Дубровской, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, Е. М. Торшиловой, Т. Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.

Исследования В. Н. Аванесовой, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгера, М. И. Волошиной, Е. И. Тихеевой, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают роль дидактических игр в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Эти авторы подчеркивают педагогическую ценность дидактических игр, которая состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении ;

2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое, ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам;

4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).

Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия.

Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений.

Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.

Заключение

Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

На основе рекомендаций Н. А. Ветлугиной и А. Г. Гогоберидзе и в соответствии со структурой художественно-эстетической деятельности были определены критерии и показатели художественно-эстетического развития старших дошкольников.

На основе критериев и показателей были определены уровни художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и проведена диагностика.

На основе выявленных данных, была разработана технология по художественно-эстетическому развитию детей с помощью специально подобранных и систематизированных дидактических игр.

Основная цель разработанной технологии – художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети научились высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

www.maam.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ГБОУ Лицей № 504, Москва

Дошкольное отделение «Радуга»

Художественно-эстетическое направление

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь.

Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДО - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий) ;
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды) ;
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями) ;
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, музыкального руководителя, старшего воспитателя, руководителя подразделения, специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре) . Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно - эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Творческой группой педагогов был разработан и определен функционал каждого специалиста в рамках реализации направления.

Направления работы руководителя подразделения ДО:

- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- сотрудничество с органами управления образованием;

- организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.) ;

- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) .

Направления работы старшего воспитателя:

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания;

- выбор программы и методики (совместно с педколлективом) ;

- анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста;

- определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;

- присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.) ;

- мониторинг деятельности всего коллектива;

- участие в диагностике детей и анализе её результатов, участие в составлении диагностических карт;

- проведение методических семинаров для членов коллектива;

- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

- участие в распространении опыта работы ДОУ;

- работа с родителями (создание выставок, проведение совместных конкурсов, организация родительских собраний, посвящённых проблемам художественно-эстетического воспитания) ;

- организация выставок, конкурсов по данному направлению;

- участие в творческих конкурсах лицея;

- реализация проекта «Мини-музей в детском саду».

Направления работы музыкального руководителя:

- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства;

- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;

- музыкальное сопровождение игр;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания;

- подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества.

- согласование своей программы с программой музыкального руководителя и воспитателей с целью интеграции деятельности;

- использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр;

- постановка танцев для детских спектаклей;

- участие в концертной деятельности;

- сотрудничество с музыкально-эстетическим отделом лицея;

- реализация проекта «Классическая музыка в детском саду;

Направления работы воспитателя по физической культуре и инструктора по физической культуре:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- участие в праздниках.

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки) ;

- включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества.

- участие в конкурсах детского художественного творчества;

- создание условий для художественно-эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;

- работа с родителями в системе художественно-эстетического воспитания;

- участие в диагностике по заданию старшего воспитателя

- оформление портфолио личных достижений воспитанников.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, музыкальные, игровые, книжные уголки, центры искусства. Во многих группах имеется аудио- и видео- библиотека. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, имеются разнообразные костюмы.

Эффективно используются холлы, раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДО в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,

Ссылка на источник lyc504u.mskobr.ru

Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников

Разделы:Работа сдошкольниками

Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Сначала это привело к резкому увеличению количества образовательных программ, затем стало расти число вариативных форм дошкольного образования.

Но объем информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растет и уже не помещается ни в рамки учебных планов, ни в детские головы. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов.

Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Поиск и разработка новых эффективных технологий – одно из его направлений.

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые) , так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.

В нашем детском саду в области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. Если их анализировать с точки зрения отношения взрослого к ребенку, то мы отдаем предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества.

Остановимся кратко на некоторых из них.

Исследовательский метод

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии.

Современная ситуация требует не фрагментального использования исследовательского метода, а его доминирования, преобладания над репродуктивными методами. Хотя исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения.

Примеры использования исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания в детском саду № 14 “Журавушка”:

– рисование на мокром и сухом песке;

– рисование водой с последующим посыпанием сухим песком;

– лепка из сырого и “сухого” снега;

– поиск нужного цветового оттенка путем разбавления краски водой, смешения красок, разного нажима карандаша, разной интенсивности штриховки и т.п.;

– подбор фактуры бумаги для основы изображения с учетом выбранных изобразительных средств;

– поиск способов копирования изображения (“волшебный экран”, световой столик и др.) ;

– поиск рациональных способов изображения большого количества одинаковых элементов (использование печаток, трафаретов, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, лепка с помощью форм и пр.)

Интегрирование

Потенциальные возможности гармоничного развития ребенка, его творческие способности к постижению мира остаются в значительной степени нереализованными, поэтому возникла необходимость в интегрировании образовательных компонентов с той целью, чтобы не произошло увеличение образовательных нагрузок. Современные тенденции развития образования предполагают необходимость содержательного обогащения, дополнения к обязательному базовому (стандартному) компоненту других дисциплин, актуальность которых наиболее ощущается.

Образовательные программы (парциальные, авторские, дополнительные0 с помощью интегрирования приобщают детей к изобразительному искусству и музыке, литературе и родному языку, к началам компьютерной грамотности, математики, экономики и др.

Интегрирование позволяет педагогу реализовывать большее количество разделов образования за меньшее время.

Специфика интегрированных занятий в ДОУ:

В младшем дошкольном возрасте художественная деятельность детей строится на дополнении одних средств другими (к аппликации дорисовываются мелкие детали) , на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности.

В старших группах интегрирование видов деятельности может определяться спецификой какого-либо вида, того, который выполняет доминирующую роль.

Примеры интегрирования в детском саду № 14 “Журавушка”:

– художественно-эстетическое образование с экономическим воспитанием (дети лепят и рисуют условные деньги, разрабатывают и составляют рекламные проспекты, упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежду делового человека и т.п.) ;

– художественно-эстетическое и национальное образование (культурологический подход в воспитании опирается на следующую педагогическую закономерность: воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации) ;

– художественно-эстетическое образование и нравственно-патриотическое воспитание;

– художественно-эстетическое образование и экологическое воспитание и образование;

– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность и многое другое.

Использование компьютера

Использование новых информационных технологий, и в первую очередь, компьютеров, является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей.

Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” в п. 5.

Примеры использования компьютера в работе детского сада № 14 “Журавушка” по художественно-эстетическому воспитанию:

– изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм (билетики, условные деньги и др.) ;

– пригласительные билеты на утренник, поздравительные открытки;

– раздаточный материал на занятиях (счетный, развивающий, поощрительный) ;

– материал для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т.п.) .

По отношению взрослых к ребенку в ДОУ используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества.

В заключение надо отметить, что к одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Материал
Материал festival.1september.ru

Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно эстетического воспитания дошкольников Детский сад

Безрукова Е. В.Конспект занятий в детском саду Краткое описание технологий использования компьютера, исследовательского метода, интегрирования в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Приведены примеры использования инновационных технологий в детском саду № 14.

Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Сначала это привело к резкому увеличению количества образовательных программ, затем стало расти число вариативных форм дошкольного образования.

Но объем информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растет и уже не помещается ни в рамки учебных планов, ни в детские головы. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов.

Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Поиск и разработка новых эффективных технологий – одно из его направлений.

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые) , так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.

В нашем детском саду в области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. Если их анализировать с точки зрения отношения взрослого к ребенку, то мы отдаем предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества.

Остановимся кратко на некоторых из них.

Исследовательский метод

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному проявлению у ребенка своих мыслей, чувств, своей самостоятельности, творческих способностей, фантазии.

Современная ситуация требует не фрагментального использования исследовательского метода, а его доминирования, преобладания над репродуктивными методами. Хотя исследовательский метод может дать образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами, особенно на начальных этапах обучения.

Примеры использования исследовательского метода в области художественно-эстетического воспитания в детском саду № 14 “Журавушка”:

– рисование на мокром и сухом песке;

– рисование водой с последующим посыпанием сухим песком;

– лепка из сырого и “сухого” снега;

– поиск нужного цветового оттенка путем разбавления краски водой, смешения красок, разного нажима карандаша, разной интенсивности штриховки и т.п.;

– подбор фактуры бумаги для основы изображения с учетом выбранных изобразительных средств;

– поиск способов копирования изображения (“волшебный экран”, световой столик и др.) ;

– поиск рациональных способов изображения большого количества одинаковых элементов (использование печаток, трафаретов, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, лепка с помощью форм и пр.)

Интегрирование

Потенциальные возможности гармоничного развития ребенка, его творческие способности к постижению мира остаются в значительной степени нереализованными, поэтому возникла необходимость в интегрировании образовательных компонентов с той целью, чтобы не произошло увеличение образовательных нагрузок. Современные тенденции развития образования предполагают необходимость содержательного обогащения, дополнения к обязательному базовому (стандартному) компоненту других дисциплин, актуальность которых наиболее ощущается.

Образовательные программы (парциальные, авторские, дополнительные0 с помощью интегрирования приобщают детей к изобразительному искусству и музыке, литературе и родному языку, к началам компьютерной грамотности, математики, экономики и др.

Интегрирование позволяет педагогу реализовывать большее количество разделов образования за меньшее время.

Специфика интегрированных занятий в ДОУ:

В младшем дошкольном возрасте художественная деятельность детей строится на дополнении одних средств другими (к аппликации дорисовываются мелкие детали) , на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности.

В старших группах интегрирование видов деятельности может определяться спецификой какого-либо вида, того, который выполняет доминирующую роль.

Примеры интегрирования в детском саду № 14 “Журавушка”:

– художественно-эстетическое образование с экономическим воспитанием (дети лепят и рисуют условные деньги, разрабатывают и составляют рекламные проспекты, упаковки для подарков, продумывают дизайн помещения, одежду делового человека и т.п.) ;

– художественно-эстетическое и национальное образование (культурологический подход в воспитании опирается на следующую педагогическую закономерность: воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации) ;

– художественно-эстетическое образование и нравственно-патриотическое воспитание;

– художественно-эстетическое образование и экологическое воспитание и образование;

– художественно-эстетическое образование и начальная компьютерная грамотность и многое другое.

Использование компьютера

Использование новых информационных технологий, и в первую очередь, компьютеров, является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей.

Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” в п. 5.

Примеры использования компьютера в работе детского сада № 14 “Журавушка” по художественно-эстетическому воспитанию:

– изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм (билетики, условные деньги и др.) ;

– пригласительные билеты на утренник, поздравительные открытки;

– раздаточный материал на занятиях (счетный, развивающий, поощрительный) ;

– материал для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т.п.) .

По отношению взрослых к ребенку в ДОУ используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества.

В заключение надо отметить, что к одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Материал с сайта 50ds.ru

Мультимедийные технологии как средство художественно-эстетического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Информация /

На основании совокупности дидактических условий эффективного применения мультимедийных технологий разработана система интеграции мультимедийных технологий в процесс развития музыкально-художественной деятельности и приобщения к искусству детей дошкольного возраста с ЗПР.

Тема «Песня-танец-марш» в группе для детей 6-7 лет предполагает расширение представления дошкольников о музыкальных жанрах, в том числе о марше. Видеоклип «Военный марш» помогает активизировать восприятие и запоминание музыки, знакомит детей с духовым оркестром (видеоклип создан в программе Canopus Edius, где на аудио запись наложена и отредактирована видеозапись телевизионной трансляции парада в Москве) .

Энциклопедия «Музыкальные инструменты» расширяет знания детей о духовых музыкальных инструментах: знакомит их с внешним видом, особенностями звучания, способами звукоизвлечения. С помощью дидактической игры «Узнай по звуку» актуализируются знания детей. Отрывок из мультфильма «Прогулка», в котором в исполнении симфонического оркестра звучит «Марш» С. Прокофьева, обогащает слуховой опыт детей, а также стимулирует их к музицированию – в дальнейшем эта пьеса переходит в репертуар оркестра детских музыкальных инструментов.

При освоении темы «Осень» детей ждёт виртуальная экскурсия в «Картинную галерею», благодаря чему активизируется музыкальное восприятие пьесы Майкопара «Осень». Дошкольники учатся сравнивать художественные образы, представленные в произведениях различных видов искусств. Видеоклип «Падают листья», помогает им понять значение слов, запомнить содержание песни композитора М. Красева. А коллекция изображений «Овощи», являясь подспорьем в развитии самостоятельных проявлений детей в песенном творчестве, также способствует усвоению одноимённой лексической темы.

Освоена такая форма использования мультимедиа, как включение в сценарий праздника фрагментов из мультфильма, с предварительной компьютерной обработкой и переозвучиванием. На утреннике «Осенняя сказка» дети сопереживают и проявляют готовность помочь Зайцу из мультфильма «Мешок яблок», исподволь, ненавязчиво постигают нормы социального поведения и общения в ситуациях, которые создаёт вредная Дюдюка из мультфильмов «Подарок для слона» и «Клад».

Музыкальная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса в детском саду. В свете Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольного образования основное содержание работы по данному разделу включено в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», что подчёркивает необходимость осуществления интеграции между музыкальным, художественным и литературным искусством.

В результате сотрудничества с воспитателями по организации единой образовательной среды для художественно-эстетического развития детей, коллекция образовательных мультимедийных продуктов пополнилась электронными дидактическими пособиями, объединяющими в себе музыку, репродукции картин, детские рисунки, художественное слово в исполнении воспитанников и педагогов. «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Защитники отечества», «Осень в Болдино», «Звёздам навстречу», а так же мультфильмы: «Чёрный аист», «День победы», «Песня о маме», представляющие собой практический результат детской проектной деятельности с успехом используются в образовательном процессе детского сада.

Мы понимаем, что родители своим отношением оказывают несомненное влияние на динамику художественно-эстетического развития детей. Для того чтобы повысить их заинтересованность и компетентность на сайте детского сада открыт доступ к медиатеке, включающей в себя: коллекцию музыкальных произведений, тексты и фонограммы песен из репертуара детского сада, иллюстрации к ним, электронные энциклопедии по музыкальному искусству, видеоклипы.

На странице «Музыкальная шкатулка» можно получить тематическую консультацию по музыкальному развитию детей. Функционирование сайта образовательной организации стимулирует общение родителей с детьми, а так же способствует закреплению и актуализации знаний, приобретённых дошкольниками в стенах детского сада.

Наблюдение за воспитанниками в непосредственно образовательной, самостоятельной, досуговой деятельности, беседы с детьми, воспитателями, родителями показали, что использование мультимедийных технологий вызывая яркое эмоционально-положительное отношение детей к образовательной деятельности, помогает развивать концентрацию внимания, расширять представление об окружающем мире, явлениях музыкального искусства, обогащать словарный запас, стимулировать познавательную, творческую активность, обеспечивать учёт психофизиологических особенностей детей с ОВЗ.

Совместная деятельность по созданию мультимедийных продуктов оказывает существенное влияние на общее развитие дошкольников и является эффективным средством мотивации к самостоятельной творческой деятельности, как детей, так и взрослых.

Таким образом, внедрение мультимедиа технологий в традиционную педагогическую практику способствует созданию оптимальных условий для достижения нового качества художественно-эстетического развития в детском саду компенсирующей направленности.

Читать далее old319.tvoysadik.ru

Другие статьи по теме:

  • Курсовая художественно эстетическое развитие дошкольников

    Педагогический проект Художественно — эстетическое развитие детей старшего дошкольного воспитания в процессе игры Введение «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Дл...

  • Художественно эстетическая деятельность дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Презентация на тему художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност...

  • Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос презентация

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Технологии социально коммуникативного развития дошкольников

    Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника» Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника» Повестка дня 1. Выполнение решений пр...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Диагностика эстетическое развития дошкольников

    Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...

  • Проект художественно эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Диагностика художественно эстетического развития дошкольников

    Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м...