Технологии социально коммуникативного развития дошкольников

Педагогический совет «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника»

Педагогический совет

«Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника»

Повестка дня

1. Выполнение решений предыдущего педсовета

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

2. Социально-коммуникативное развитие ребенка – дошкольника

Ст. воспитатель

3. Определение основных направлений социально – коммуникативного развития ребенка-дошкольника

Педагог ДОУ

4. Психологический комфорт группы

Педагоги ДОУ

5. Приемы активизации детской деятельности

Ст. воспитатель, педагоги

6. Разное.

Разминка для участников

Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен) »

Задание: поставьте цель к данной игре, назовите возможные варианты данной игры с детьми.

1. Вступительное слово (старший воспитатель)

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования.

Так статьи 12 и 13 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Стандарт дошкольного образования, одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

2. Определение основных направлений социально - коммуникативного развития ребенка-дошкольника

Выступление педагога ДОУ

3. Психологический комфорт группы

Выступления педагогов ДОУ из опыта работы

4. Практическая часть педсовета

1. Разбор ситуаций

I.

1часть ситуации. «Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т. д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?

2 часть ситуации. «Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т. д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру «в зоопарк», в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, «звериная кухня» с поваром, «звериная больница» с врачом и т. п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняясь. »

II.

1 часть ситуации: «Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т. п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Почему? »

2 часть ситуации: «Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т. д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра «в железную дорогу», в которой участвовали знакомые им персонажи».

ВЫВОД: Д. Б. Эльконин: Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая - это сфера предметов (вещей, как природных, так и созданных руками человека; вторая - сфера деятельности людей и их отношений.

Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность.

2. Приемы активизации детской деятельности

Метод анализа и синтеза

Представьте себе, что воспитатель и дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Какие приемы для повышения познавательной активности может применить педагог?

Метод сравнения (по контрасту и по подобию, сходству.)

Вопрос к ребенку: «Чем отличается слон от волка? » или «Чем похожи волк и слон? »

Какой вопрос уместнее задать ребенку: сравнение по сходству или по контрасту?

Прием классификации

Например - «Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». (4-5 лет)

Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например, старшим дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, мыло, лыжи, карандаши.

Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке летом, мальчику – зимой. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым; что поможет рассказать о тебе?

Метод моделирования и конструирования

Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребенку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.

Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии

В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности - организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

«Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение.

«Походки» - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д., а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит.

«Иностранец» - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы.

Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:

изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи; произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

Научить детей договариваться. Избежать конфликтов в детском коллективе поможет такая игра – мирилка «Дорожка дружбы»

Дети расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:

- По дорожке я шагаю-гнев на волю выпускаю.

Не хочу я грустным быть,

И сердитым тоже.

Нас с друзьями помирить «Дорожка дружбы сможет».

Дети встречаются в «Кругу применения» (большом обруче) .

Решение педсовета

«Социально-коммуникативное развитие ребенка — дошкольника»

1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Педагоги ДОУ, постоянно

2. Обобщить опыт работы «Психологический комфорт группы»

Педагоги ДОУ, срок исполнения определяет педсовет

3. Активизировать познавательную деятельность детей на социальное развитие личности через организацию экскурсий, использование ИКТ

Все педагоги, постоянно

4. Провести анализ развивающей среды группы и составить смету необходимого оборудования

Все педагоги, до 01.05.2014

www.maam.ru

Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий^

• использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

• реализация общеобразовательной программы;

• обогащение предметно-пространственной среды.

Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:

• насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ;

• трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;

• полифункциональности (возможность разнообразного использования) ;

• вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ;

• доступности (свободный доступ к игровым пособиям) ;

• безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.

Так, например, в нашей группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие Центры активности:

- Центр безопасности.

- Центр сюжетно-ролевых игр.

- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой отражены в разработанных нами паспортах центров в группе. Рассмотрим каждый из них.

1. Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС (они перед вами на экране, основных направлений работы и принципов дал возможность составить паспорт Центра безопасности, в соответствии с которым он наполнился дидактическими играми и пособиями в соответствии с возрастом детей.

Так, например, по ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, находятся:

Хозяин – Светофорик.

Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.

Набор дорожных знаков.

Дидактические игры.

Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в группе ДОУ, поэтому в Центре безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях:

- профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;

- формирование умения беречь своё здоровье;

- профилактика пожарной безопасности.

В Центре имеются дидактические пособия «Острова Здоровячка и Хлюпика», «В стране Здраволандии», «Плюсы и минусы природных явлений», «Здоровей-ка», целью которых является повышение у детей когнитивной компетентности о возможностях здорового образа жизни, оздоровления лекарственными травами, применения дополнительных средств профилактики простудных заболеваний; формирование у детей умения беречь свое здоровье. В перспективе создание в группе дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту.

2. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте (они перед вами на экране, в Центре социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек) :

• Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.

• Организации труда с небольшими группами детей.

• Организации трудовых поручений и работы с дежурными.

• Организации ручного труда.

Созданы дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей, формируемая именно в старшей группе (в дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются, главным в которой являются умения:

- принять цель труда;

- выделить предмет труда;

- предвидеть результат труда;

- спланировать трудовой процесс;

- отобрать необходимое оборудование;

- довести начатое дело до конца.

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.

В перспективе создание в группе условий для работы мальчиков с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т. д.

3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован Центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, рекомендуемым именно в старшем дошкольном возрасте. В Центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:

- семья («Дом, семья») ;

- образование («Детский сад») ;

- здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») ;

- торговля («Магазин») ;

- производство («Швейное ателье») ;

- строительство («Строительство», «Строим дом») ;

- развлечения, общественные места («В кафе») ;

- путешественники («Кругосветное путешествие») ;

- транспорт («На дорогах города») ;

- военная тематика («Пограничники», «Мы – военные разведчики») ;

- спорт («Мы – спортсмены»)

В Центре сюжетно-ролевых игр создано дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Таким образом, важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.

www.maam.ru

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников

Тема: Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников.

Цель: Совершенствовать работу педагогов по формированию социально-личностных качеств ребенка.

Задачи:

- углубить теоретические практические знания педагогов ДОУ в области «Социализация» и «Социальное развитие».

-познакомить педагогов с формами, методами и приёмами работы с детьми по данному направлению.

-сформировать практические навыки педагогов в проведении игр, направленных на развитие коммуникативных качеств дошкольников, развитие их эмоционально-нравственной сферы и навыков общения.

"Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников".

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Процесс социально-личностного развития дошкольника очень сложный, требует от педагога большого труда. Понятие социально-личностное развитие дошкольника, включает в себя следующие составляющие – это в первую очередь; формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, во вторых выработка им социальных мотивов и потребностей, в третьих становление его самопознания.

Процесс социализации начинается у человека ещё в детстве и продолжается всю его жизнь. Хорошо известно нам то, что, развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, и естественно это способствует появлению у ребенка проблем в эмоционально-личностных и поведенческих сферах. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку, который стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, педагоги должны способствовать его дальнейшему развитию и росту. Наша задача пополнить и разнообразить детскую деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его интересам, его возрастным особенностям тем лучше и успешнее идет развитие ребенка. Мы, педагоги, должны строить свою работу так, что бы личный опыт ребенка протекал естественным путём и в тех видах детской деятельности, которые более доступны для ребенка и более близки. Ребенок в своей деятельности должен проявлять самостоятельность, отзывчивость к окружающим, общительность, гумманность. Для педагога важно уметь создавать эмоционально-положительный климат в группе детского сада, уметь применять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Одна из главных задач социально-личностного развития ребенка- это умение педагога организовывать и создавать различные ситуации, использовать жизненные обстоятельства. Ситуации строятся педагогом в виде игры. Необходимо, чтобы смысл игровых ситуаций был понятен каждому ребёнку, вызывал интерес и побуждал к решению данной ситуации.

Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

«Жизнь на острове»

Цель: формирование у дошкольников культуру общения. Развиваем умение работать по инструкции

Воспитатель с детьми садится на ковер в круг.

Воспитатель: Дети представьте себе, что вы все очутились на необитаемом острове. Этот остров очень красив, вас окружает синий океан и золотистый песочек. Но есть одна проблема, вы все говорите на разных языках и друг друга не понимаете. Но вам надо как-то общаться между собой. Как же мы будем это делать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное, хорошее отношение, не проронив ни слова?

Чтобы задать вопрос, как у вас дела, мы будем хлопать своей ладонью по ладони товарища (воспитатель показывает). Чтобы ответить, что у меня всё хорошо, наклоняем голову к плечу товарища; хотим выразить свою дружбу и любовь к товарищу – ласково гладим по голове (воспитатель показывает). Ну что, ребята, готовы очутиться на необитаемом острове? Тогда закрываем глаза.

Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

«Театр теней»

Цель: формирование у дошкольников культуру общения. Развиваем умение работать по инструкции

Воспитатель; Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, повторяя и копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она всё время с вами. А если вы с кем-то идёте или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, и опять все в точности повторяет, но при этом не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она всё делает бесшумно. Представим, что мы – это наши тени. Давайте погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Не забывайте, что тени недолжны издавать звуки и разговаривать. Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

Совместно с воспитателем дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

«Скульптор»

Цель: Развиваем умение детей сотрудничать друг с другом.

Ход: Дети встают парами, одному из них завязываются глаза - это скульптор, другой ребенок изображает какую - либо фигуру. Скульптор, должен ощупать эту фигуру и попробовать её изобразить, ребенок, изображавший фигуру, оценивает результат скульптора.

«Морская фигура - замри! »

Цель: Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам. Развиваем умение контролировать движения и работать по инструкции

С помощью любой считалки выбирается морской царь. Задача морского царя следить за неподвижностью «морских фигур», та фигура, которая двигается с помощью «волшебной палочкой» удаляется из игры.

Ведущий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура – замри! ».

Дети, замерев в любой позе, и ждут пока не прозвучит сигнал: «Отомри! ».

«Волшебный ручеёк»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: По полу растягивается голубая ленточка, имитирующая ручеёк. Дети встают вдоль ленточки друг против друга.

Воспитатель: Ребята, наш ручеек не обычный, он волшебный и тот, кто по нему пройдет, услышит о себе много доброжелательных и ласковых слов. Хотите попробовать? Тогда начинаем.

Дети по одному пробираются вдоль ручейка, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить обнять, поцеловать.

«Попробуй повтори»

Ход: Дети встают парами, одному из них завязываются глаза, а другой ребенок изображает любую фигуру. Тот у кого завязаны глаза, должен ощупать эту фигуру и попробовать её изобразить, ребенок изображавший первый данную фигуру, оценивает результат.

«Передача чувств»

Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

«Уходи, злость, уходи»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: ведущий предлагает прогнать это настроение. Дети кричат: «Уходи, злость, уходи! », могут стучать руками и ногами по полу, скомкать или разорвать рисунок злого человека, затем расслабленно лежат на ковре, слушая музыку.

Список литературы:

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. -М. 1996

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. -Ярославль. 1996

Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007

www.maam.ru

Обобщение опыта на тему «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте формируется целостный жизненный опыт ребенка. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе.

Концепция модернизации Российского образования подчёркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

В связи с этим я поставила цель:

- создание условий для полноценного социального развития дошкольников.

Задачи:

1. Формировать у детей навыки толерантного поведения в обществе.

2. Развивать интерес дошкольников к истории родной семьи и страны;

3. Повышать уровня информированности родителей о деятельности Учреждения по данной теме;

Ожидаемые результаты:

- сформированность у детей навыков толерантного поведения;

- увеличение процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы в частности;

- расширение творческих способностей педагогов;

Следует отметить, что социально – коммуникативное развитие происходит успешно при условии его включения в различные моменты образовательного процесса (НОД, совместная деятельность воспитателя и ребенка, самостоятельная деятельность детей и при работе с родителями) .

Для оптимизации работы по данному вопросу мною разработана циклограмма образовательного процесса, которая позволяет учесть в течении дня всю запланированную деятельность.

Большое значение в работе в становлении личности придаю развитию речи ребенка. Чем лучше у ребёнка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

В работе с детьми использую сказки социального характера, в процессе рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно и грустно (сказка «Как грузовичок друга искал») ; что нужно быть вежливым (сказка «О не воспитанном мышонке») ; рассказы (Л. Толстого «Два товарища», К. Ушинского «Вместе тесно, врозь скучно», А. Барто «Вовка добрая душа», Н. Калинина «Разве так играют? ») .

Стараюсь научить детей постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями, находящимися в оппозиции: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Весь этот материал берётся из сказок, фольклорных и литературных произведений и повседневных, бытовых жизненных событий. Заметила, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуациях, слушают рассказы, сказки, в выполнении игровых упражнений, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими. Основной вид деятельности ребёнка – это игра. И посредством детской игровой деятельности удовлетворяем важнейшие социальные потребности ребёнка: самостоятельность, инициативность, умение играть рядом, договариваться и так далее. Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального игрового мира – это основное достижение игры, такие игры как «Моя семья», «В гостях», «Магазин игрушек», «Супермаркет», «Дом моделей» и так далее.

Большое значение придаю дидактическим играм, как средству разностороннего воспитания личности ребёнка. Учу детей находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, умозаключения, такие как «Подумай, отгадай», «Кто больше знает», «Ответь на вопросы», «Как Буратино стал вежливым» и так далее.

С багажом знаний, полученным в результате проведённой деятельности, у ребёнка формируются те качества личности, с которыми он успешно и уверенно зашагает по жизни.

Социально-коммуникативное развитие многоаспектно, трудозатратно. Основная цель – помочь детям спокойно, безболезненно войти в современный мир.

Педагогические технологии социально-коммуникативного развития детей осуществляю поэтапно:

- Начинаю свою работу со сбора информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников;

- Составляю перспективное планирование работы с детьми и родителями;

- Осуществляю коррекцию имеющихся социально-эмоциональных проблем, которую разрешаю совместно со специалистами;

- Подвожу итоги посредством мониторинга.

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, в которой дети умеют и любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельны в выборе деятельности и партнёров.

У детей старшего дошкольного возраста наибольшей эмоциональный отклик находят такие ситуации как:

1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития.

2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать? »

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

3. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Были организованы ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку».

4. Ситуации типа «Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».

5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-коммуникативном развитии детей является семья. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению.

Таким образом, реализация задач раздела «Социально-коммуникативное развитие» играет значительную роль в развитии личности дошкольников и готовит его для перехода в школу.

Мы делаем всё, чтобы наши дети шли по жизни с открытым сердцем и живым умом, с добром и уважением, стали патриотами нашей планеты Земля.

Используемая литература:

1. Коломийченко Л. Программа социального развития// Дошкольное воспитание, №1, 5, 8/2005.

2. О социализации дошкольников // Дошкольное воспитание, №4/2006.

3. Стрельченко Г. Социальное развитие дошкольника// Дошкольное образование (приложение). – 2006

www.maam.ru

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», в рамках реализации ФГОС

Актуальность: проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Трудности в общении дошкольников с окружающими людьми связаны: с не сформированностью возрастных форм общения этих детей; с неразвитостью структурных компонентов общения; с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка) .

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами) ;

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Все, выше сказанное, позволяет говорить о необходимости создания в дошкольном учреждении условий для развития социально-коммуникативных навыков, выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

В настоящее время, одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, так как дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями.

Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: • трудовых навыков; • знаний; • норм, ценностей, традиций, правил; • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной) .

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

-сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

-перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

-систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

-коррекция имеющихся социально - эмоциональных проблем.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДОУ являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

А. В. Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

Принципы отбора содержания социально-коммуникативного развития детей:

1. Принцип научности.

2. Принцип прогностичности.

3. Принцип последовательности и концентричности.

4. Принцип системности.

5. Принцип интегративности.

6. Принцип культуросообразности и регионализма.

7. Принцип «диалога культур».

Н. Ф. Тальщина отмечает, что с рождения до семи лет социально-личностное развитие не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая психологические условия.

1. Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.

2. Реализацию общеобразовательной программы:

-Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития:

Принципы организации предметно-пространственной среды:

•Открытости;

•Гибкого зонирования;

•Стабильности -динамичности;

•Полифункциональность;

•Гендерный подход.

• Предметная развивающая среда подбирается с учётом принципа интеграции образовательных областей.

Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть:

- связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению;

- включать в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности;

-учитывать принцип личностно ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей;

- должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

3. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

4. Важное условие высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития.

5. Организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность.

6. Сегодня детский сад рассматривается как открытая образовательная система Её задача – обратить внимание социума (города, района) на детей, детский сад, его проблемы в развитии образования и науки, предпринимателями и другими организациями. ДОУ на протяжении всей деятельности должно активно сотрудничает с Административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства.

7. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры) ;

- детский сад (в первую очередь воспитатели) ;

- общество (сверстники, друзья) .

Таким образом, социально-коммуникативное развитие является главной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждениях более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

.

www.maam.ru

Использование игровых технологий в социально- коммуникативном развитии дошкольников.

Использование игровых технологий в социально- коммуникативном развитии дошкольников.

Консультации на тему:

Использование игровых технологий в социально- коммуникативном развитии дошкольников.

Подготовила:

квал. Категории

г. Арзамас,2015

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Обеспечить развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми;

Обеспечить развитие всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности;

Обеспечить практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Актуальность темы

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Цель

Способствование формированию у детей ценных навыков и овладению способами поведения в отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи:

Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими; формированию позитивного отношение к себе и к сверстникам.

Способствовать развитию умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Подвести детей к пониманию необходимости гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

Проблема

Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности.

Для решения проблемы необходимо в занимательной непосредственно – образовательной деятельности использовать:

Беседы

Читать далее ds44-arz.ru

Для реализации поставленных задач, была организована развивающая средав группе, учитывающая игровые предпочтения воспитанников:

Образовательные области

Центры для мальчиков и девочек

Познавательное развитие

Создали новый центр «Наши открытия», куда помещали результаты исследований.

В центре логики сделали подборку заданий логического характера, с учетом личного опыта воспитанников (картотека проблемных ситуаций, кроссвордов, подборка презентаций) .

Были приобретены современные наборы бытовой техники, детские ноутбуки, наборы инструментов.

Центр исследования пополнили гербариями, коллекциями, альбомами, бросовым материалом.

Социально-коммуникативное развитие

В книжном центре оформили раздел «Литература для мальчиков и девочек»

Пополнили атрибутами сюжетно-ролевые игры «Военные», «Космонавты». «Полицейские», «Программисты», «МЧС», «Семья», «Музей», «Гипермаркет», «Салон красоты», «Туристическое агентство».

Совместно с родителями создали «Гардероб для настоящих мужчин», «Бутик модной одежды».

Пополнили атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр бытовой направленности .

Приобрели атрибуты для изучения правил дорожного движения (дорожные знаки, жезл, фуражка, специальный транспорт)

Художественно-эстетическое развитие

Изготовили игрушки-самоделки для сюжетно-ролевых игр

Совместно с семьями воспитанников составили альбомы: «Все обо мне», где дети раскрывали свои социальные роли в обществе (сын-дочь, брат-сестра, друг-подруга, внук-внучка) , что дало возможность всем участником образовательных отношений глубже понять внутренний мир ребенка, его осознание себя как представителя определенного пола в семье, среди других людей.

Альбомы с фотографиями детей «Вот такие мы разные», «О девочках и мальчиках» наглядно иллюстрировали, чем любят заниматься девочки и мальчики.

Созданные условия способствовали активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Воспитанники принимали непосредственное участие в создании и пополнении игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации.

Целенаправленная работа по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения начинается с диагностирования. Диагностирование проводилось с участием педагога-психолога учреждения, исследование дало информацию об уровне социально-коммуникативного развития группы детей и каждого воспитанника в отдельности.

(Приложение)

Ожидаемый результат:

В соответствии приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ставится:

«…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать…»

Работа с воспитанниками

В работе используем правила, которые необходимо соблюдать при использовании технологии проблемного обучения:- правильно сформулированные вопросы конкретизируем,

- сужаем область неизвестного, что именно следует выяснить для решения проблем,

- не сообщаем ребёнку готовый ответ,

Таким образом добиваемся того, чтобы ребёнок:

- действительно почувствовал определённую теоретическую или практическую трудность,

- уяснил, что от него хочет воспитатель,- захотел решить эту проблему,- смог это сделать самостоятельно.

Совместно с воспитанниками составлены занимательные кроссворды про мир девочек и мир мальчиков, про путешествия, про виды спорта и т.д.

Разработали сценарии вечеров досуга «Путешествие в страну «Взрослых», «Что было бы, если…» с включением проблемных ситуаций: «Правила поведения», «Общение со сверстниками», «Мы - будущие школьники» и т.д.

Разработали картотеку проблемных ситуаций для использования в образовательной деятельности. (Приложение.)

Применяя технологию проблемных ситуаций, столкнулись с тем, что проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. И от нашего мастерства зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

В образовательный процесс с воспитанниками включали 4 уровня проблемности:

1. На первом этапе – ставили проблему (задачу) и решали её при активном слушании и обсуждении воспитанников.2. Далее ставили проблему, а воспитанники самостоятельно или под нашим руководством находили решение.

При этом направляли их на самостоятельные поиски путей решения .3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.4.

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

Проблемные ситуации создавали с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций применяли следующие методические приемы:

– подводили детей к противоречию и предлагали им самим найти способ его разрешения;– воспитанники излагали различные точки зрения на один и тот же вопрос;– побуждали детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;– ставили конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) , эвристические вопросы;– определяли проблемные теоретические и практические задания;– ставили проблемные задачи.

Первый этап процесса решения проблемы - поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». Этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, то есть выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у воспитанников интерес к новой теме, создавали новую проблемную ситуацию, побуждала выдвигать гипотезы, делать выводы, приучали не бояться допускать ошибки.

В совместном с родителями исследовательском проекте «Мое имя» воспитанники обращались за поиском необходимой информации к энциклопедиям, сети Интернет. Каждый ребенок представлял историю происхождения своего имени.

Одним из наиболее эффективных средств социально-коммуникативного развитияявляется художественная литература, которая всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В ней задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения.

И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель поведения. Из рассказов, басен, пословиц, загадок выявляли отрицательные поступки героев, обсуждали их, высказывали свое мнение и предлагали "герою" другую модель поведения. Сказки о животных помогали детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир, формируя представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

В результате проведённой работы у воспитанников расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу.

Для расширения представлений педагогов об использовании проблемных ситуаций в образовательном процессе, был проведен тематический круглый стол: «Проблемная ситуация как один из способов формирования положительного отношения воспитанников к будущим социальным ролям»; семинар-практикум для педагогов «Использование проблемных ситуаций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста», на котором педагоги сами сталкивались с проблемными ситуациями и проигрывали их.

Заключение.

Подводя итоги работы, пришли к следующим выводам:

  • Применение в образовательном процессе проблемных ситуаций помогло формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста самостоятельное, активное, творческое мышление.
  • Включение воспитанников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством воспитателя помогло им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.
  • Главная ценность в том, что воспитанники в очередной раз получали возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убедились в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Совместно с воспитанниками была разработана схема (алгоритм) .
  • Изменения, происходящие в воспитанниках, указывают на то, проблемные ситуации создают благоприятные условия для общего развития каждого воспитанника, следовательно, способствуют социально-коммуникативному развитию.

Приложение.

Диагностическое обследование социальной адаптации воспитанников.

Уровни сформированности социальной адаптации старших дошкольников

1. Интеллектуально-познавательное развитие.

3. Успешность социальных действий (контактов) .

4. Усвоение норм поведения.

Первый критерий - "интеллектуально-познавательное развитие" определяется по следующим показателям:

1) развитие познавательных процессов;

2) интерес к окружающему миру (тест Д. Векслера; диагностика понятливости, осведомленности и отношения ребенка к миру) .

Второй критерий - "эмоциональное благополучие" оценивается показателем "эмоции" (тест Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки "Тревожность", проективная методика "Я, мама, детский сад" И. В. Дубровиной) .

Третий критерий - "успешность социальных действий" оценивается показателями:

1) социальный статус в группе;

2) самооценка;

3) уровень общительности (методика Р. А Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной) .

Четвертый критерий - "усвоение норм поведения" по показателям

1) поведение на занятиях,

2) творческий характер действий (тест С. Розенцвейга) .

По теме:

Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"

В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является раз...

Материал с сайта nsportal.ru

Рассмотрим, как протекает социально коммуникативное развитие дошкольников в разные возрастные периоды.

Социально коммуникативное развитиев 3 года

Трехлетний карапуз.

  • Начало развития социальных навыков – новая социальная группа, выход за пределы семьи
  • Чадоустанавливает новые контакты – с воспитателем и с ровесниками.
  • Узнает и постепенно приобретает новые правила, нормы, господствующие в группе.
  • Примерно в 3,5 года наблюдается снижение чувства безопасности в отношениях, как семейных (необходимость доказательства любви родителей, поиск их постоянного внимания) , так и вне семейных.

Социально коммуникативное развитиев 4 года

Четырехлетний малыш.

  • Совершенствует умение различать и понимать социальные роли.
  • Четырехлеткаучится быть в группе через игру, роли приняты в игре соответствуют полу.
  • Развлечения также дают возможность для установления и развития социальных контактов.
  • Преобладают одиночные игры.
  • Распространенным явлением являются так называемые „невидимые друзья” (на пике развития воображения) .
  • Наблюдается тенденция к проверке границ и норм.

Социально коммуникативное развитиев 5 лет

Пятилетние детки

  • В общении с другими пятилеткамипреобладают доверие и открытость, так же, как в общении с взрослыми.
  • Значительную роль играет игра в группе – это возможность приобретения знаний о себе, о других и о разных социальных ролях.
  • Повышается способность к участию в командных играх – общая цель и план действий.
  • Иногда в играх наблюдается стремление получить преимущество над другими детьми (это связано с обретением знаний о своих возможностях) .
  • Появляются первые дружеские отношения, часто они имеют временный характер.
  • Конфликты решаются путем выхода из конфликтной ситуации или перехода к другой деятельности.

Социально коммуникативное развитиев 6 лет

Шестилетний дошкольник

  • Наблюдается склонность к проявлению крайних эмоций, что, в свою очередь, влияет на отношения с окружающими.
  • В дальнейшем возникает необходимость соперничества и стремления к победе (шестилетка хочет быть лучше, иметь всего как можно больше и скорее) .
  • Иногда ухудшают отношения с родителями.

Как поддержать ребенка в социальном развитии?

Стоит давать малышувозможности для знакомств с новыми людьми (конечно, под своим контролем) . Вы можете записать сына или дочкуна занятия в какой-либо кружок или отпустить их поиграть с незнакомыми ребятамина детской площадке.

Важно введение четко определенной системы правил, которые применяются в отношении ребенка и в его окружении. Стоит обсудить с несмышленышемте правила и последствия, какие могут возникнуть из-за их несоблюдения.

Важную роль играют беседы с дочерью или сыном(описание окружающей нас действительности и событий, в которых участвуем) . Также моделирование соответствующих вариантов поведения в общении с другими людьми (например, когда мы хотим научить ребенка, что стоит говорить правду, показываем ему на своем примере) .

Помните, что отношения, в которых участвует чадо, обширны – от сверстников в детском саду, братьев и сестер, до взрослых соседей.

Так что стоит учить малыша работать в таких разных контекстах – подчеркнув их различия (в основном, различия в преобладающих условиях) , обращая одновременно внимание на социальную роль и значение каждой из них, а также особенности построения отношений в каждом конкретном случае.

Дошкольникочень проницателен и отлично кодирует в памяти способ общения с людьми.

Здесь многое зависит от родителей – если они добры, открыты и дружелюбно настроены по отношению к другим – крохаэто наблюдает и, естественно, автоматически, считает что так надо и себя ведет точно также. Становится открытым к миру – воспринимают его как место, интересное и дружелюбное.

Итак, как стимулировать социально коммуникативное развитие дошкольников 3-5 лет? Представим это в пунктах:

  • Как родители, будьте примером. С самых ранних месяцев, берите ребенка везде с собой, научите его, что общество других людей, в том числе детей, является чем-то естественным и необходимым.
  • На прогулки ходите с мамами, имеющими малышейтого же возраста.
  • Зовите друзей с детьми к себе, продолжайте посещать их.
  • Позвольте детишкам узнать друг друга, дайте им моменты для себя, наблюдая со стороны, их реакции и не вмешиваясь без необходимости.
  • Учите дошколятделиться своими игрушками, показать их своей подруге или сверстнику.
  • Научите чадоуважать собственность своих сверстников. Некоторые детки имеют свои единственные любимые игрушки, которые носят с собой везде. Чужое имущество является чужой собственностью, и его следует уважать.

Учите детей решать конфликты по возможности в собственном кругу.

Помните, что большинство ваших поступков относительно других людей, крохапринимает как свои собственные и автоматически переносит на отношения со сверстниками.

Даже двух-трех летние детки, которые обнятыв моменты грусти и стресса, таким же образом иногда пытаются утешить своих сверстников.

Научите ребенка тому, что действительно важно. Хорошо это делать не через длинные тирады, но, слушая и задавая вопросы. Это поможет ребенку найти себя в большой группе сверстников и не поддаваться ее влиянию.

Примером может быть ситуация в раннем детстве. Сын или дочкавозвращается из детского сада и заявляет, что другие не хотят с ним играть, так как у него нет брендовой одежды или игрушек (да-да, сегодня это проблема есть даже в детском саду!) .

Вместо того, чтобы бежать в магазин пополнять „недостатки” стоит организовать разговор и спросить ребенка, какие игрушки он любит, к каким он привязан. Это для ребенка очень важный урок.

В будущем, ему будет легче вести себя в соответствии со своими убеждениями, не поддаваясь давлению группы. Выработать в себе такое умение – это капитал на всю жизнь.

Старайтесь собственным примером показывать дошкольнику, что окружающая среда сверстников является территорией сотрудничества и игры, а не соперничества. Даже если оно имеет место быть (например, участие в соревнованиях) , то его цель, выиграть в конкуренции, а не уничтожить противника.

Это очень важное умение, которое трудно будет развить вашему ребенку, если он не научится этому дома.

Про социально коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС мы рассказали, успехов в воспитании!

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему:

Подробней sosed-domosed.ru

Социально-коммуникативное развитие

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь.

Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова.

Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе.

Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня - рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А. А. Леонтьев) . Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров.

  • Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

- утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

  • Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

- воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;

-воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;

- устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

  • Символика группы (эмблема, гимн, флаг) , отличающие её от других групп детского сада.
  • Социальные знаки:

- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

- руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;

- флажок у того, кто замыкает строй.

Педагоги могут привести много таких примеров.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.) . Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.) .

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.) , поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности.

Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Читать далее 7dourzd.ru

Другие статьи по теме: