Требования к качеству дошкольного образования

Проблема качества дошкольного образования

Качество дошкольного образования это характеристика системы дошкольного образования, которая отражает уровень соответствия реальных результатов в образовании с требованиями нормы.

Проблема улучшения качества дошкольного образования достаточно актуальная тема, поскольку происходит модернизация дошкольного образования, которая предполагает координационных решений на разных стадиях и ступенях системы дошкольного образования.

В настоящее время цель улучшения системы оценки качества дошкольного образования оптимизация управления качеством дошкольного образования. Важно совершенствовать оценку качества образования и организовывать регулирующие процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования посредством процедуры этого качества.

Богуславская Т. Н. характеризует опыт оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации такими отрицательными факторами, как:

1. Нынешняя система оценки качества ДО ориентирована в первую очередь на «оценку образовательных условий дошкольной образовательной организации, а не на оценку результативности дошкольного образования в дошкольном учреждении, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка» [1]. Разработанные параметры оценки муниципалитетом не подходят ДОО, это связано с тем, что происходит ориентация на школу, а причиной является то, что в ДОО сложно диагностировать новообразования, а также сложно найти способы диагностики учебных умений.

2. Система оценки качества дошкольного образования в большей мере ориентирована на оценку образовательных условий, а не формы дошкольного образования.

3. Система оценка качества дошкольного образования выступает чаще всего в функции ревизора, а не института развития дошкольного образования, кроме того варианта, когда осуществляется конкурсная и грантовая поддержка дошкольных образовательных учреждений.

Из этого следует, что необходимо создавать и совершенствовать систему оценку качества образования для содержательной и организационной регулировки процессов обеспечения и повышения качества дошкольного образования посредством процедуры оценки качества.

Парамонова Л. А., Алиева Т. И. обозначили проблему потребности создания главных подходов к оценке качества образования. Они отмечают, что данные подходы должны быть одинаковы для педагогов и для контролирующих инстанций [3].

Богуславская Т. Н. выделяет следующие функции муниципальной системы независимой оценки качества:

1. Инструктивно-методическая. Создание параметров оценки учреждений разных форм, которые оказывают образовательные услуги.

2. Контрольная. Организация проведения оценочного процесса ДОО.

3. Аналитическая. Сбор и анализ данных по дошкольному образовательному учреждению, построение рейтинга дошкольных образовательных учреждений.

4. Информационная. К данной функции относится сообщение основных тенденций развития качества образования муниципалитету, другим дошкольным образовательным учреждениям, родителям, а также организация преемственности детский сад – школа.

Оценка качества образования в дошкольных образовательных учреждениях многоуровневая система. Каждый уровень оценки обладает своим объектом оценки, а эксперт должен четко осознавать на каком уровне и что именно отслеживается.

К показателям оценки качества дошкольного образования Зебзеева В. А. относит следующие показатели:

• психическое развитие ребенка;

• качество образовательных условий;

• опосредованные показатели психического развития ребенка;

• здоровье ребенка [2].

Фтенакис В., Текстор М. Р. И др. ввели понятие «педагогическое качество», оно опирается на такие категории, как: благополучие дошкольника и вероятность развития в разных сферах (движения и координация тела, эмоционально-чувственная, социальная, интеллектуальная сферы) ; поддержка семьи в отношении психологической грамотности.

Также к оценкам качеству дошкольного образования можно отнести удовлетворение потребности в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении; сохранение, развитие и коррекция здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении; выбор дошкольного образовательного учреждения основной программы обучения и воспитания.

Таким образом, все параметры оценки качества дошкольного образования можно обобщить и представить следующими видами деятельности:

1. Образовательная. Оценка уровня качества программ образования и их методического обеспечения.

2. Развивающая среда. Оценка уровня оснащения предметно-пространственной среды.

3. Психологический климат в дошкольном образовательном учреждении.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

5. Удовлетворение потребности общества в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из этого, можно сформулировать общие критерии оценки качества работы ДОУ:

• благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении;

• готовность дошкольного образовательного учреждения к сохранению, развитию и коррекции здоровья дошкольника;

• ориентация дошкольного образовательного учреждения на успешность пребывания дошкольника на следующей ступени образования;

• удовлетворение потребностей общества в наличии и предоставляемых образовательных системой дошкольных образовательных учреждений.

К основным методам оценки качества образования относится следующие:

• изучение материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

• анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения программы обучения и воспитания;

• наблюдение;

• анализ предметно развивающей среды;

• анализ планирования;

• анализ результатов диагностики.

Оценка качества дошкольного образования предполагает несколько этапов работы:

• определение показателей качества;

• определение критериев оценки;

• определение шкалы уровней достижения качества;

• разработка инструмента;

• сбор, анализ, трактование данных;

• распространение полученной информации;

• организация обсуждения;

• подготовка рекомендаций.

Таким образом, оценка качества образования сложный процесс оценки нескольких уровней.

Список использованных источников

1. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012. № 4.

2. Зебзеева В. А. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал //Научно-исследовательские публикации. – 2014. № 8 (12). – С. 161-166.

3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2014. 161 с.

www.maam.ru

Качество дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 31 "Колокольчик"

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме) , государстве (стране) , мире и природе;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

- овладевший необходимыми умениями и навыками.

Однако, ФГТ ориентируют профессиональное сообщество на разумный минимум, что не может удовлетворить сотрудников нашего дошкольного образовательного учреждения. Потому что качество оно всегда максимум и всегда превышает установленные нормативы.

Отсюда стратегическая цель образовательной деятельности ДОУ - достижение современного качества образования детей в соответствии с перспективными потребностями личности, общества и государства.

Новое качество образования для нас - это степень способности образовательного учреждения, как педагогической системы, как основного "инструмента" культурной формы, обеспечить новые цели образовательной деятельности, которые оформляются "заказываются" всеми заинтересованными сторонами: родителями, государством, обществом и т.д. А это требует, с одной стороны, умений педагогического персонала вести диалог со всеми потребителями образовательных услуг, а с другой - постоянно создавать, обновлять и умножать реестр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель.

Гарантией качества дошкольного образования в нашем образовательном учреждении является - Политика в области качества образования.

Сегодня, подводя итог образовательной деятельности, мы проанализировали степень ее реализации.

Основные методы анализа - изучение качества результатов образовательной деятельности и анкетирование сотрудников.

Я позволю себе напомнить содержание этого документа.

Первый компонент Политики:

Цель образовательного учреждения в области качества - качество образовательных услуг в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, удовлетворяющих все заинтересованные стороны.

Для реализации этой цели мы стремимся:

1. Изучать и прогнозировать требования заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста;

2. Улучшать качество образовательного процесса за счет:

- развития содержания образования в МДОУ;

- применения современных образовательных технологий;

- улучшения учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- освоения сотрудниками образовательного учреждения новых профессиональных компетенций;

3. Ориентироваться на современные тенденции в области дошкольного образования.

4. Создать медико-социальные условия, обеспечивающие безопасные условия жизнедеятельности детей;

5. Выстраивать конструктивное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;

6. Анализировать и оценивать собственные возможности по удовлетворению требований заинтересованных сторон.

7. Неуклонно выполнять требования к качеству образовательных услуг.

8. Создавать условия для продуктивной и творческой работы сотрудников ДОУ;

Ответственность за качество реализации образовательной программы ДОУ и совершенствование собственных методов работы несет каждый сотрудник.

Руководство образовательного учреждения берет на себя обязательства и несет ответственность за создание условий для достижения цели в области качества и обеспечивает проведение и внедрение настоящей Политики на всех уровнях.

Как же удерживаются компоненты Политики в области качества образования сотрудниками нашего ДОУ.

Отмечается положительная динамика удержания цели - 90% педагогов удерживают цель образовательной деятельности, что составляет 19 человек, а всего 21.

Среди средств, обеспечивающих достижение качества мои коллеги выделяют:

  • Изучение и прогнозирование требований заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста- 70,5 % сотрудников;
  • Анализ и оценку собственных возможностей по удовлетворению требований заинтересованных сторон - 60% сотрудников;
  • Применение современных образовательных технологий - 50%;
  • Создание медико-социальных условий, обеспечивающих безопасные условия жизнедеятельности детей - 47%;
  • Улучшение учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса - 35%;
  • Освоение сотрудниками образовательного учреждения новых профессиональных компетенций - 23,5%;
  • Выстраивание конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; ориентировки на современные тенденции в области дошкольного образования; развития содержания дошкольного образования в ДОУ - по 18 %;

Таким образом,

  • проявляется следующая зависимость между тем, что для нас персонально значимо, и тем, что отмечают родители как нашу сильную сторону образовательной деятельности;
  • нами пройден определенный этап в области достижения качества дошкольного образования. Однако, если мы хотим двигаться дальше в этом направлении, а мы хотим двигаться дальше!, то наша задача совершенствовать достигнутые результаты.

Проведенный анализ качества образовательной деятельности ДОУ позволяет нам на основе конкретных фактов определить сильные ее стороны и наметить приоритетные направления деятельности образовательного учреждения на следующий учебный год:

По развитию содержания дошкольного образования в ДОУ:

- Разработка образовательных проектов по реализации требований к содержанию основных направлений развития воспитанников - новых образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ;

По учебно-методическому обеспечению образовательного процесса ДОУ:

- Приведение в соответствие УМК реализуемой образовательной программы ДОУ;

По управлению качеством дошкольного образования:

- Построение системы мониторинга качества образовательной деятельности ДОУ;

- Объективной оценки достигнутых результатов на основе конкретных фактов и определение перспектив развития;

- Создание условий для достижения каждым сотрудником ДОУ высокого уровня профессионализма педагогического коллектива;

- Реализации системы повышения квалификации с включением в эту систему всех категорий сотрудников;

По созданию материально-технических и безопасных условий жизнедеятельности воспитанников ДОУ:

- Соответствие материально-технической базы образовательного учреждения современным требованиям по осуществляемой образовательной деятельности;

- Создание в образовательном учреждении безопасных условий, соответствующих требованиям ПБ, Сан Пин, техники безопасности;

- Эффективное использование финансового ресурса образовательного учреждения;

По развитию форм взаимодействия с родителями:

- Изменение технологий взаимодействия с родителями: переход от групповых форм работы педагога к индивидуальным, от передачи знаний к формированию умений и навыков общения и адекватной помощи собственным детям.

- Применение педагогами ДОУ социальных технологий, обеспечивающих оформление единых целей, технологий воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

Материал
Материал festival.1september.ru

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения) , а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание) , педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.) .

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Что такое культура речи?

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево») ;

произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

неправильное ударение в словах;

монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!») ;

засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.) ;

копирование речи малышей, «сюсюканье»;

использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

К речи педагога предъявляются следующие требования:

правильно произносить все звуки родного языка;

чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы) ;

в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

По словам В. И. Слободчикова,

качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта.

Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.

В итоге определение качества дошкольного образования выливается в комплексную проблему. Она требует вносить дополнения и изменения в действующее законодательство в сфере ДО.

Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а ФГТ: к структуре программы и к условиям ее реализации. Требований к результатам нет.

То есть речь идет не о совокупности (целостности, системности) , а о наборе отдельных свойств. Даже с точки зрения формальной логики, в данном случае вряд ли правомерно говорить о качестве дошкольного образования в целом. Это только качество условий осуществления образовательного процесса (требования к структуре основных образовательных программ тоже могут быть отнесены к указанным условиям) . Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.

Услуга-это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.

Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция:

1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.

2. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:

качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;

качества управления системой дошкольного образования;

3. Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.

4. Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.

Следовательно качество дошкольного образования– обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ?

1. От качества работы воспитателя

2. От отношений, которые сложились в коллективе

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

О. А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание,

организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей) ; качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса) ; качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении .

По мнению И. А. Рыбалова управление качеством образовательного

процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное,

комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении - это

результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор

программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.) ;

– какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат

в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая

направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.)

К. Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:

- через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;

- через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально - психологического климата в нем.

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.

1) Внутренниефакторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.

Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.

Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия (или просто соответствие) :

- принципу интеграции образовательных областей;

- комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;

- специфике условий осуществления образовательного процесса;

- виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ;

- личностно-ориентированному характеру образования

и т.п.

Далее - при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия (в некоторых случаях просто наличие) следующего:

- обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;

- наличие необходимой нормативной правовой базы;

- состояние предметно-развивающей среды

и др.

При установлении соответствия фактических результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень сформированности (или просто наличие)

- интегративных качеств.

Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.

2) Внешние факторы– те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:

- влияние семьи;

- социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям) ;

- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции) ;

- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические) ;

- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные)

и др.

Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования .

Наиболее полно рассматривают понятие "качество образования" С. Е. Шишов и В. А. Кальней. Они считают,что качество образования- социальная, психолого- педагогическая категория, определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и отдельной личности; его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании личностной и профессиональной компетентности; мера, с помощью которой выявляется соответствие конечного результата стандарту.

Качество образования представляет собой интегральное понятие, складывающееся из отдельных показателей(личности, программ; технологий,средств и т.д.)

Различают следующие принципы управления качеством образования:

-социосообразности;

Источник nsportal.ru

Новое качество образования в ДОУ: миф или реальность? (реферативное исследование)

(Реферативное исследование)

В связи с изменением требований к профессиональным знаниям и умениям воспитателей в ДОУ содержание профессиональной педагогической подготовки также должно модернизироваться. Одной из приоритетных идей профессионального образования в связи с введением ФГТ стала идея формирования ключевых компетенций.

Одним из ключевых понятий рассматриваемой проблемы является категория «качество». В связи с этим возникает вопрос - Новое качество образования в ДОУ: миф или реальность?

1. Качество образования.

Решение написать реферативное исследование, в котором анализировались бы проблемы нового качества образования связано с тем, что это действительно меня интересует, и это не просто интерес, а жизненная необходимость.

Жизнь не стоит на месте, изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования. Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы современное дошкольное учреждение, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности.

Само понятие «качество образования» в последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается в литературе. Что же это такое?

Качество образования - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.

2. Понятие качества образования относительно участников процесса.

Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- успешность обучения;

- обеспечение возможности поступления в престижную школу;

- обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография) .

Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их успешности руководителями ДОУ. Родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для – руководителя – это:

- высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;

- сохранение здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

- успешность деятельности педагогов и детей;

- полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

3. Преемственность на всех ступенях образования.

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка) , единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.

Относительно единых требований на всех ступенях – речь идет о постепенном становлении базовых умений применять знания, о ключевых компетентностях, которые начинают становиться в раннем возрасте и продолжают свое развитие до взросления.

Относительно единых требований к дошкольному образованию – речь идет о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программы для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.

На системном уровне одним из показателей качества образования является преемственность образования на разных ступенях.

На сегодняшний день педагогическая наука не может предоставить педагогическим работникам унифицированную теоретическую основу интеграционных процессов, имеющих место в образовательной практике общеобразовательных учреждений.

Таким образом, вывод очевиден:качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, руководители) .

4. Модернизация образования.

Анализ литературы по управлению качеством образовательного процесса в ДОУ позволяет определить условия необходимости модернизации образования:

- обеспечение равных стартовых условий для овладения начальным школьным образованием;

- единство общих образовательных ориентиров (требует определенности в понимании результативности образования с учетом специфики возраста) .

В процессе модернизации системы образования особое внимание уделяется взаимодействию с гражданами, общественностью как с основными представителями детей, получающих образовательные услуги. Взаимодействие строится и относительно ожиданий от образования, и относительно удовлетворенности результатами образования (качеством) .

Вместе с тем модернизация дошкольного образования требует решения и специфических задач, которые могут быть определены как обеспечение одновременно и преемственности, и использования ресурсов дошкольного возраста при избегании искусственной акселерации по разработке программ для дошкольников.

Существует мнение, что буквально все стороны проводимой сегодня модернизации являются не более чем приспособлением к разрушению старой формации российского и мирового образования. А для развития страны и образования необходимы усилия в прямо пропорциональном направлении: не вниз, а вверх.

Не к изжившей себя советской школе и, более широко, вырожденной школе Нового Времени Яна Амоса Коменского – а к новой российской и мировой школе.

Что характеризует эту новую формацию в образовании? Ставка на принцип творчества как ведущий ресурс общественного мирового развития. Данный принцип строится на одновременной реализации трех подходов к образованию:

- личностного;

- культурно – исторического или энциклопедического.

За каждым из этих подходов стоят три уникальные антропологические традиции:

- христианской антропологии, которая определяет человека созданным по образу и подобию Бога и реализующим себя через проявление и образование единственной, уникальной и неповторимой личности каждого без исключения человека;

- антропологии Нового Времени («Модерна») , определяющего человека через преобразование и развитие им систем деятельности и мышления;

- Греко-Римско-Византийской антропологии, утверждающей величие и доблесть человека, его самостояние через приобщение к объективному миру идеального и культуры, через объективность творчества человека (идеал пайдейи) .

В настоящее время существуют достаточно отработанные в теории и на практике образовательные системы, организованные в рамках антропологии второго и третьего типов. Достаточно указать на развивающее и мыследеятельностное образование, которое представляет второй подход, и на гимназическое и классическое образование, представляющее третий подход. Необходимость и значимость христианской антропологии, антропологии личности наглядно выражена в популярности так называемой личностно-ориентированной педагогики, а также в отдельных теориях и практиках.

И вот здесь при переходе от сложившейся формации к новой формации, ключевым становится вопрос именно качества образования. Почему?

Потому что, именно качество задает достоверность любых управленческих решений, определяет проверяемость постановки и реализации стратегий, программ, планов, задач…

В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса. Другими словами мы говорим о создании равных стартовых возможностей для каждого субъекта образовательного процесса.

5. Компетентностный подход в образовании.

Вместе с тем, представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований современного мира, предъявляемых к системе образования. Активное обращение к категории качества образования в настоящее время носит далеко не случайный характер.

Новый подход к оценке качества образования, прежде всего, связан в федеральной концепции модернизации образования с формированием ключевых компетенций.

Компетенция в современной педагогике понимается как синтетическая характеристика, определяющая способность человека продуктивно включаться в различные позиции деятельности и социальные ситуации.

Компетентностный подход открывает новые перспективы создания системы оценки качества образования, то есть приоритетной задачей развития системы образования остаётся задача повышения качества образования в соответствии с потребностями общества и индивидуальными запросами личности в современных социально-экономических условиях.

Иными словами, нужно говорить уже не просто о качестве образования, а о новом качестве образования.

6. Новое качество образования.

Новое качество это, прежде всего, существенно новые требования к личности: ответственность, инициатива, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, сформированность ценностей и основных социально-значимых компетенций, новый тип функциональной грамотности.

Важным также для личности становится собственное проектирование себя, своей деятельности, что исходит из проективности человеческого способа существования, основанного на самореализации и самосуществовании в многовариантном, полифоничном мире, каким он и становится в постиндустриальном, информационном обществе.

Совершенно ясно, что тенденция индивидуализации образования это естественный процесс. С развитием цивилизации общество все больше индивидуализируется, повышается роль личности. Чем развитее страна, тем больше в ней ценится отдельный человек.

Главным условием достижения нового современного качества системы образования является глубокая модернизация содержания образовательных программ и внедрение продуктивных (развивающих, компетентностных) технологий, а также информационно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Новое качество образования в его результирующем аспекте обеспечивается не только содержанием образования, но и личностью педагога, его индивидуальностью, в рамках личностной парадигмы образования. Иными словами, речь идет о достижении нового качества образования.

7. Профессиональная компетентность педагога.

Говоря о новом качестве образования, стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности. Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью педагога и уровнем его профессиональной деятельности.

Существуют несколько различных точек зрения на профессиональную компетентность педагога, согласно одной из них, «профессиональная компетентность – это интегративное понятие, включающее три слагаемых – мобильность знаний, вариативность методов и критичность мышления». Вместе с тем, компетентность рассматривается как способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области, это способность действовать в ситуации неопределенности или нестандартной ситуации, компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

Компетентность педагога включает следующие структурные компоненты:

- профессионально-содержательный;

Источник dohcolonoc.ru

Другие статьи по теме:

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Фгос до определяет содержание дошкольного образования как

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Фгос дошкольного образования консультация для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Фгт дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...

  • Фгос дошкольного образования смотреть

    ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -...

  • Фгос дошкольного образования 2015 читать

    «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются...

  • Анализ фгос дошкольного образования

    Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног...

  • Федеральные государственные требования дошкольного образования

    ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде...

  • Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

    «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя...

  • Основная функция дошкольного образования

    Воспитателю учреждения дошкольного образования - Документ - стр.1 1.1 Педагог-психолог учреждения дошкольного образования относится к категории специалистов. 1.2 Должность педагога-психологаучреж...

  • Вариативные программы дошкольного образования по фгос

    Вариативность примерных программ дошкольного образования (сравнительный анализ) «Вариативность примерных программ дошкольного образования» 1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразователь...

  • Вариативные программы дошкольного образования

    Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа д...

  • Инновационные технологии в дошкольном образовании

    Инновационные педагогические технологии в детском саду. Из опыта работы Наш педагогический коллектив начальная школа-детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная за...