Для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном малыша.
Предложенные нами игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников, но и для совсем крохотных деток, если выбрать подходящий уровень сложности.
Развитие речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим малышом, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. А если ваши занятия по развитию речи будут регулярными, то вполне возможно, вам не понадобится помощь специалиста - логопеда.
Игры для развития речи * Скороговорки для развития речи * Упражнения по развитию речи
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей, но и общему развитию ребенка, включая развитие способностей. Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного их окружающей нас действительности.
ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Вместе с малышом нужно произносить только выделенные слова. Не огорчайтесь, если у ребенка не все будет получаться с первого раза. Нужно набраться терпения и повторять снова и снова...
На лугу паслась корова - «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел - «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул - «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел - «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик - «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал - «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль».
И сердитый жук жужжал - «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».
СКАЗКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (артикуляционная гимнастика)
Нужно сесть напротив малыша и выполнять действия, произнося соответствующие слова. Ребенок сначала будет наблюдать за вами, а потом постепенно повторять. Только помните про «зеркальность» действий: если вы говорите, что поворачиваете язык налево, то поворачивайте направо, потому что ребенок будет вас копировать.
Жил-был на свете язычок.
Жил он в своем домике-ротике,
Домик то открывался, то закрывался (открыть - закрыть рот) .
Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык) .
Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу) , светит ли солнышко?
Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу) , нет ли луж, и решил погулять.
Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами) .
Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15) .
Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15) , настала ночь.
Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком) .
Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.
ИГРА "УГАДАЙ ПО ЗВУКУ"
Для этой игры по развитию речи ребенка подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д.
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.
За каждый правильный ответ - поощрение в виде фишки или звездочки. В эту игру по развитию речи детей можно вовлечь и других малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.
ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ"
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Кошка бывает какая?
Ам, и в ротике исчез
(прячем язычок в ротик) .
а затем нижним зубам — вверх-вниз, вправо-влево) .
На лугу паслась корова: "Му-у-у, му-у-у", Полосатый шмель летел: "З-з-з, з-з-з", Летний ветерок подул: "Ф-ф-ф, ф-ф-ф", Колокольчик зазвенел: "Динь-динь-динь", Стрекотал в траве кузнечик: "Тр-р-р, тц-с-с", Еж колючий пробегал: "Пх, пх, пх", Птичка маленькая пела: "Тиль-ль, тиль-ль", И сердитый жук жужжал: "Ж-ж-ж, ж-ж-ж".
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения
Определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний. Если устной речью шести-семилетний малыш овладел до школы, то письменной - ему еще только предстоит овладеть.
Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.
К сожалению, в силу разных причин, в первый класс с каждым годом приходит все больше детей, имеющих дефекты в произношении звуков, скудный запас слов, детей, которые не могут построить несложное повествовательное предложение.
Проверка речевой готовности к обучению в школе.
Правильность произношения.
До начала обучения грамоте ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА) . Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.
Наличие фонематического слуха.
Для его оценки предложите ребенку записать несколько слов - не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове - столько и кружков. Например, слово "дом" надо изобразить тремя кружками, слово "мама" - четырьмя.
Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.
Покажите ему картинки, на которых нарисованы животные (например, лев, волк, корова) и записаны схемы их названий в виде кружочков (по количеству звуков в слове) . Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к какому слову.
Умение различать звуки.
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки) .
Например, если малыш не различает на слух звуки Б и П, он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или в слове ПАЛКА.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображенных на них, различаются только одним проверяемым звуком) .
Состояние словарного запаса.
У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов) .
В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.
Для его исследования применяется ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие в "словаре" ребенка определенных слов (см. ниже) .
Сформированность грамматических систем.
Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования - к семи.
Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит: "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает) .
Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи.
Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.
Владение связной речью.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли.
Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке) , поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие.
Первые, как показывает название, передают реальные события (факты) - на основе их непосредственного восприятия, или по памяти.
Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему могут дополняться какими-то деталями, не существовавшими в реальной ситуации.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описательный рассказ - описание реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: "Щенок черный, лохматый; у него маленькие ушки и короткий хвост..."
В сюжетном рассказе есть завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминации) , и завершение "происшествия", или развязка; события здесь должны передаваться во временной последовательности с учетом причинно-следственных связей.
Периодически предлагайте ребенку задания, проверяющие владение связной речью:
-пусть он прослушает и перескажет близко к тексту ранее неизвестную историю;
-расскажет, как прошел сегодняшний день;
-сочинит небольшую сказку или рассказ;
-опишет картину с изображением природы;
-опишет рисунки, на которых, например, дети играют, помогают взрослым, отдыхают у моря;
-охарактеризует свою семью, друга или домашнего питомца;
-расскажет, как, например, прошла подготовка к празднику и сам праздник, попробует выразить и описать свои впечатления.
Приложение 4
Задания для проверки состояния "словаря"
Называние предметов, относящихся к различным логическим группам. Например, ребенок должен назвать все
известные ему виды деревьев, цветов, животных.
Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов. Белка, заяц, волк - это кто?
Чашка, кастрюля, сковорода, стакан - это что?
Блузка, брюки, футболка - а это что?
Подбор признаков к определенному предмету. Куртка - новая, красная, теплая;
Подбор возможных действий к предмету. Книгу покупают, читают, рассматривают;
дерево сажают, удобряют и т. д.
Подбор предметов к заданному действию. Готовят обед, суп; рисуют картину, домик; гладят ребенка по голове, котенка.
Подбор синонимов–
(добрый, ласковый, нежный; громадный, огромный, большой, высокий) .
Подбор антонимов–
(горячий - холодный, быстро - медленно, высокий - низкий) .
Приложение 5
Игра «По секрету всемусвету»
Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.
Комментарий учителя:Дети стараются произнести чистоговоркуправильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.
Игра «Пойми меня»
Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово.
Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере) . Один ученик определяет лексическое значение в контексте.
(Карточка с предложением)
Комментарий учителя:Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.
Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.
Игра-ассоциация «Словесная цепочка»
Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: «Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?» Например, « сказка», следующий ребёнок называет «герои», «волшебство»…
Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.
Комментарий учителя:
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
«Синонимы»
Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и переводаих из пассивного в активный словарь.
Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы - это разнозвучащие слова; третий -синонимамимогут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи.
Комментарий учителя:такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.
Работа над словосочетанием и предложением
«Словесный ручеёк»
Дети распространяют предложение по принципу «снежного кома». Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.
Комментарий учителя:Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.
«Помоги Алёнке собрать яблочки»
Эта игра помогает детям отличать словосочетание от предложения, учиться находить словосочетания, для понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем ориентироваться в структуре предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.
(Щелчок мышкой по яблочку поможет определить правильность выполнения задания. При неверном ответе яблочко падает вниз, при верном - яблочко можно положить в корзинку) .
«Помоги мышке убежать от кошки»
Такая работапомогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки(в управлении) .
(Щелчокмышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает) .
« Угадай-ка», «Доска объявлений»
Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.
Комментарий учителя:Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
По данному началу стихотворениясочинить своё продолжение.
Комментарий учителя:такая работа очень нравится детям.
Творческая работа не предполагаетобразца.
Умение строить предложения в свободных условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения очень ценны для развития речи младшего школьника.
Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности младшего школьника.
Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение «О чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику»,
«Размышление класснойдоски 1 сентября»
Придумать другой конец известной сказки, например «Колобок», по своему желанию.
Или такое задание: оставить в тексте только существительные, или описать начало урока, используя только глаголы.
Комментарийучителя:такие задания позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала нестандартные задания.
Работа над устной научной речью
Работа в парах, в форме интервью, или в форме пресс-конференции, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме.
Работу над правилом организую следующим образом: детизадают вопросы друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такойприём, когда вопросы учащиеся задают учителю.
Комментарий учителя:такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуютразвитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детямв игровой форме развивать свою устную научную речь.
- театрально-постановочные;
8 слайд.
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные) , которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:
традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым) .
9 слайд.
2 часть
2 слайд.
Первый блок. Активизация деятельности детей.
Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.
3 слайд.
Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности.
Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.
Ценность таких игр – в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.
4 слайд.
Третий блок. Активизация речи в разных видах деятельности.
Одним из направлений этого блока является изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения.
Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей.
Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации.
5 слайд.
Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?
Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.
Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не "забил" вашего малыша.
В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.
6 слайд.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры -это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад) , производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму) , общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну) .
В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.
Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют "ведущей" – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.
7 слайд.
Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
8 слайд.
игры-путешествия.
Ролевые игрын/р. игра «Строительство города».
Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил. Соревновательные игрыстимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений
К ним относятся: конкурсы, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д. Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, в жаркие страны и т.д.
В работе е дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где, живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания, у кого какой дом» (об экосистемах) ; «Живое –неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что с что потом» (рост и развитие живых организмов) ; «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.
Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры.
Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения –ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
В своей работе я использую такие дидактические игры.
«Рассели животных по Земле»(знакомство детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособление животных к разным климатическим условиям.
Содержание игры:
Выбрать себе какой-то один материк. Отобрать животных, которые там живут. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.
Придумать рассказ о жизни животных на своем материке. Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает больше фишек.
Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.
Содержание:
Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте миг ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший правильно исправивший большее количество ошибок.
Игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. Содержание: Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия. Животное отправляется в путешествие - хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий.
Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно паз одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Пример:Дети выбрали зайца. Кубик упал в море.
Кто поможет бедному зайчику? Г кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д.
Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.
«Какого животного не стало?»
На столик выставляется четыре или пять игрушек (животное или картинка) . Дети и запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз.
Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь. Дети достают, угадывают, для кого. Подходят к игрушкам и угощают их.
Игра с мячом «Я знаю».
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша напр., волка – волчонок» и возвращает мяч воспитателю.
Игра « Кто, где живет»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.) . Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карт воспитателю.
Игра «Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове "зайчик" начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Игра «Эколуноход»
Возраст: 5 лет и старше.
Время: от 5 до 12,5 мин.
Место: любое.
Материалы и оборудование: не требуются.
Ход игры.
Все становятся вкруг. Один участник заходит в круг, становится на четвереньки и, ползая по кругу, подражает повадкам какого-либо животного и рассказывает о нем, например: я медведь, я косолапый, зимой я сплю в берлоге, а летом ем малину и ищу мед...
Первый засмеявшийся участник из числа стоящих в кругу тоже входит в круг, пристраивается на четвереньках сзади ползающего участника и, подражая повадкам другого животного, рассказывает об этом животном. Игра продолжается пока стоящим останется только один самый серьезный и выдержанный участник. Тогда все вновь выстраиваются в круг, а самый серьезный участник становится на колени и на четвереньках ползет по кругу, рассказывая о своем животном.
Обобщения -дикие животные наших лесов.
Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови двумя словами всех, к нарисован. Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них.
Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? ( Какие животные на зиму меняют шубку? (Белка, заяц.) Как называют их, каким признакам можно отличить оленя от лося?
Обобщения -дикие животные жарких стран.
Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Где они живут? (В жарких странах) .
Спросите ребенка, что он знает об этих животных.
Попросите ответить на вопросы: «Какие из них живут около воды?» (Бегемот и крокодил) . «На кого из животных наших лесов похож кенгуру?» (На зайца) . «Какая особенность есть у этого животного» Носит детеныша в сумке) . «Какое из этих животных помогает людям, если его приручить?» (Слон) .
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно- методическое пособие.- М.: ЦГЛ, 2003.-128 С.: ил.
«Мы» программа экологического образования детей.- Санкт-Петербург. 2001 г.
Николаева С. Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду .- Мозаика – Синтез, 1999 г.
Ам, и в ротике исчез (прячем язычок в ротик) . Мишка в домике живет (широко открыть ротик) , Очень любит мишка мед (облизать губы) , Щеки полные набьет (надуть щеки) , И жует, жует, жует (изображ...
Использование дидактических игр для развития речи дошкольников
Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...
Игры для развития речи дошкольников
Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Библиотека :: Наши статьи :: Детский мир Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников Для того, чтобы заниматься р...
Средства развития речи дошкольников
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалы...
Картинки по развитию речи для дошкольников
Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо...
Развитие речи у дошкольников с зпр
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнем...
Развитие речи для дошкольников 6 7 лет
Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи. Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем ва...
Рекомендации по развитию дошкольников для родителей
Развитие мышления дошкольников (рекомендации родителям) Выпускаясь из детского сада дети, как правило умеют читать, считать, а некоторые даже писать. Но придя в первый класс обнаруживается, что з...
Развитие связной речи дошкольников в условиях фгос
Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь...
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы» Актуальность. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становлен...
Дидактические игры для развития связной речи дошкольников
Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольник...
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3» Ма...
Развитие грамматического строя речи у дошкольников
«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Ч.1 "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" Часть 1 Термин «грамматика» употребляется в двух...
Игры для развития фонематического слуха у дошкольников
Дидактические игры для формирования фонематических процессов. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях л...