Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра— ведущая деятельность дошкольников

Игра-ведущая деятельность дошкольников .

Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Игровые ситуации, формы проведения областей, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке. Кроме того, федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области «Социализация», прежде всего, через игру и развитие игровой деятельности детей.

Классификация игр остается прежней: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические игры.

Задачи игровой деятельности:

- развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр.

- развивать инициативу, организаторские способности,

- воспитывать умение действовать в команде.

Дети 6-7 лет, как правило, умеют организовывать игру, распределять роли, придумывать правила, выполнять последовательность, подводить итог (соревновательные и спортивные игры) . Задача педагога ненавязчиво контролировать игру, вводить новые элементы, знакомить с новыми играми, разнообразить использование игр в течение дня .

Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью.

Несмотря на все многообразие игр, их можно разделить на две большие группы .

Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определенные правила –это игры с правилами .

Творческая ролевая игра становится, по определению Л. С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психологические особенности. Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.при разыгрывании роли творчество характер ребенка принимает характер перевоплощения.Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства.Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (перевернутый стул с рычанием и покачиванием превращается в глазах ребенка в пилу). Для режиссерских игр характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Позже появляется образно-ролевая игра, в которой ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Режиссерская и образно-ролевая игра становится источником сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Каждой игре присущи свои игровые условия- участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий.

Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т. д. более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты «Дочки- матери»Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность- в игре «Парикмахерская» прикалывают заколки, завязывают бантики. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате- для чего они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников важны отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5 летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по- настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе». Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением- подчинение правилам- складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль- со стороны товарищей по игре. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение.

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон ребенка, а также единство психического и физического развития. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

www.maam.ru

11 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. - NewReferat.com

Рефераты >> Психология >> Шпоры по психологии

11 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Структура сюжетно-ролевой игры:

В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

- тема;

- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

- роль (главная, второстепенная) ;

- игрушки, игровой материал;

- игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком)

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!") .

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо) .

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности) .

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

12 Периодизация развития детской игры.

1 Режиссерская

от предмета, перенос функции с предмета на предмет. Реб учится управлять, планировать и по этому плану действовать, развив речь, выстраив фраз, учится проговаривать.

2 Образная

предметы маленькие, многофункциональные (камушки, палочки, конструктор) . Реб начинает конструировать себя сам, примерять на себя наряжаться, реб примеряет на себя образ целости+ платье и они ходят по-другому, разговаривают .он идентифицирует себя с взр., смотрит другими глазами на образ взрослого, я могу взр посочувствовать. Когда реб идентифицирует себя с многими образами , он не знает какой он без образа и с такой игрой не расстается. Среда: много зеркал, одежды.

3 Сюжетно-ролевая

Вытекает из 1 и2. Строится на межролев взаимодействии. Игра- деятельность спонтанная, строит под реб.

Развив речь- диалог. Я учусь общаться, это тренинг социальных ролей. Расширение образа- игра в дочки- матери, игра ради маневров, ради самой игры и дети учатся договарив. Это отражение реальности реб

4 С правилами

формир в 6 лет, реб готовится к школе. Это самодостаточная игра, важен результат, который всегда фиксирован. есть предигровой период- дети договарив о правилах, реб подчиняет себе волю.

Впервые начин формировколлективно-распред деятельность- речь сворачив до сигнала, как единый организм, единый субъект. Когда реб готов играть по чужим правилам- он уже готов к школе, где приним правила учителя как свои собственные.

5 Режиссерская высшего уровня.

Написать книгу, сделать постановку. Написание детских сочинений, реб учится излагать свои мысли // формир письменную речь.

13 Развитие личности в дошкольном возрасте.

ССР- реб вертится по орбите мира взр, но попасть туда не может.

ВД-игра, направлен на человеч отношения. Игра- моделир деятельность, направленная на воссоздание отношений между взр (семейн, профессион) . Наиболее развитая, ведущая-ролевая, складыв постепенно.

Новообр- иерархия мотивов, соподчинение мотивов явл одним из критериев сформ личности по Божович. Особенность- соц мотивы преобладают над непосред желаемыми, появл чувство долга

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка.

День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.) . Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Страница:

Читать далее www.newreferat.com

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте — подобные документы

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте.

Виды игр.реферат

Выявление особенностей игровой деятельности старших дошкольников. Изучение структурных компонентов сюжетно-ролевой игры. Виды и формы игры в дошкольном возрасте.

Уровни развития сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.курсовая работа

Определение игровой деятельности, психологическая характеристика игры детей дошкольного возраста. Развитие игры в дошкольном возрасте, структурные компоненты игры. Генезис игровой деятельности, сюжетно–ролевая игра как вид деятельности дошкольника.реферат

Сущность и виды игровой деятельности, ее этапы в дошкольном возрасте. Особенности и уровни сюжетно-ролевой игры. Взаимосвязь между игрушками, в которые играет ребенок и их ролью в процессе развития двигательных способностей и психологических качеств.реферат

Психика ребенка в старшем дошкольном возрасте. Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Методики, позволяющие диагностировать психическое развитие ребёнка 5-7 лет.

Рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению.контрольная работа

Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии. Роль игры в психическом развитии ребёнка, её польза. Экспериментальное изучение поведения детей-дошкольников во время поведения сюжетно-ролевой игры, анализ и интерпретация его результатов.курсовая работа

Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.дипломная работа

Теоретические и методические аспекты развития познавательных процессов у детей с помощью игры. Определение игры и ее роль в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Уровни развития познавательных процессов.реферат

Эмоциональная картина состояния детей. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Игры и упражнения, развивающие воображение дошкольников младшей и средней группы. Оригинальность ответов детей.

Различие творчества в зрелом возрасте.курсовая работа

Игра как ведущее условие развития дошкольника. Зависимость развития ребенка в дошкольном периоде от активной и разнообразной деятельности. Роль игры в формировании психосоциальной зрелости и готовности к школе, в улучшении общения детей со сверстниками.курсовая работа

Понимание конфликта в психологии. Детские конфликты и причины их возникновения. Психологические особенности правосознания в дошкольном возрасте.

Теоретические и практические аспекты правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.дипломная работа

Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.курсовая работа

Знак и знаковое опосредствование. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Особенности формирования произвольных движений. Развитие психики ребенка при активном взаимодействии ребенка с окружающим миром.

Учебная деятельность и развивающее обучение.реферат

Структура психологического возраста, движущие силы психического развития. Ведущая деятельность как системообразующий фактор детского развития. Возрастной кризис, стремление к смене ведущей деятельности.

Проблема периодизации психического развития.контрольная работа

Определение, понятие, компоненты темперамента. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента.

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников при адаптации в дошкольном учреждении.курсовая работа

Теоретический анализ по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте, условия его развития. Взаимосвязь воображения с познавательной активностью и интеллектуальной функцией. Дидактическая игра как оптимальный способ для развития воображения.курсовая работа

Содержание когнитивной сферы. Семейные факторы, оказывающие влияние на становления познавательных психических процессов ребенка в раннем дошкольном возрасте. Исследование психологических и поведенческих особенностей детей из полных и неполных семей.курсовая работа

Сущность памяти как психического явления, ее содержание, психологическое и физиологическое обоснование, типы и формы, развитие в старшем дошкольном возрасте. Содержание сюжетно-ролевых игр в старших возрастных группах, оценка их влияния на память.дипломная работа

Теории становления игровой деятельности, ее важность для ребенка. Условия возникновения форм игры. Основная единица игры, ее внутренняя психологическая структура.

Человек, его деятельность и отношение взрослых друг к другу, как основное содержание игры.курсовая работа

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте, подготовка детей к школе. Диагностические методики оценки готовности детей к школе. Применение экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции школьника.

Графический диктант по Д. Б. Эльконину.курсовая работа

Подробней на сайте allbest.ru

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные изменения в его психике.

Ведущая деятельность- это деятельность определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.

Признаки ведущей деятельности: 1-развитие всех познавательных психических процессов

2- зарождение новых видов деятельности.

3- формирование новых качеств личности.

Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме.

Влияние игры на общее развитие ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами заместителями- он дает им игровые названия и действует с ними в соответствии с названием.

Предмет заместитель становится опорой для мышления. Таким образом игра влияет на мыслительные процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей , которые становятся образцом для его собственного поведения . в игре ребенок приобретает основные навыки общения.

Влияние игры на развитие речи.

Очень большое влияние оказывает игра на развитее речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения.

Если ребенок не умеет высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре , то он будет в тягость сверстникам. Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими.

Предметы заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.

Рефлексия.

Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия , поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же действиями, поступками, мотивами других людей.

Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие входящее в процесс общения.

Зарождение новых видов деятельности.

В игре складываются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок разыгрывает тот или иной сюжет.

Стройка из кубиков вплетается в ход игры . только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение. так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность , которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться играя- он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.

Игра как средство воспитания.

в педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания.

Воспитание – это процесс развития качеств личности человека.

Основополагающим является положение о том , что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности , в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее содержание . Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя , а можно прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано что в игре происходит разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире развивающая вкус, нравственные чувства.

Игра как форма организации жизнедеятельности детей.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры пренадлежала Фребелю.

Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время прибивания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр.

Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в новую. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н. К. Крупская писала : «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. »

Таким образом огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать что именно эта деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

Скачать:

Ссылка на источник nsportal.ru

3 Психологические характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Деятельность является одним из основных условий развития психики ребенка, а также одним из путей ее изучения Ведущий вид деятельности дошкольника - игра Своего расцвета она достигает в середине дошкольного детства а Важное значение для психического развития имеют продуктивные виды деятельности, трудовая и учебная деятельность, предпосылки которых формируются в дошкольном возрасте, а также общение как специфический вид действовали ьностьсті.

31 игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

важным изменением в психических процессах и психологических особенностях на этапе, что приводит ведущая деятельность дошкольника, есть игра, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности

Игра - вид деятельности, который заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей деятельности

В процессе игры у ребенка появляется потребность активно влиять на вещи, предметы, окружающие Она развивает и формирует интеллектуальные, эмоциональные, волевые качества личности

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст характеризуется новой социальной ситуацией развития, когда значительно расширяются сферы взаимодействия и круг общения ребенка Общение с взрослым значительно усложняется, приобретает новые формы м и содержания Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним, поскольку благодаря речевом развитии его возможности общения расширились Он уже способен общаться не только о предметы, воспринимает непосредственно, но и предметы, отсутствующие в конкретной ситуации взаимодействия Содержание общения становится внеситуативно, выходит за пределы воспринимаемой ситуацииації.

Главная потребность дошкольника - быть полноправным членом общества, жить и чувствовать себя наравне с взрослыми Однако реально включиться во взрослую жизнь он не может из-за его сложности и свои ограниченные и возможности Именно в этом - разрыве между стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление - заключается противоречие социальной ситуации развития дошкольника Единственной деятельностью, приносящей возможность преодолеть это противоречие, является сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок выполняет роль взрослого как носителя определенных общественных функций, вступает в отношения с другими взрослыми, непосредственно не присутствоватьисутніми. Ролевая игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, направленной на ориентировку в предметной и социальной действительности

Ролевая игра позволяет ребенку вступить во взаимодействие с недоступными ей в реальной практике сторонами жизни, поэтому является ведущей деятельностью дошкольникаьностью дошкольника

В социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста все большую роль начинают играть сверстники, общение и отношения с которыми становятся для него не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослыми

Все это свидетельствует, что социальная ситуация развития дошкольника усложняется и дифференцируется, существенно меняются отношения с взрослыми, продолжают оставаться центром ее жизни Если в раннем возрасте соц ных ситуация развития ребенка определялась только отношениями с близкими людьми, то в дошкольном - она ?вступает в отношения с более широким социальным миром То, что ребенок наблюдает в мире взрослых, становится предметом ее игровой деятельности, в которой взрослый присутствует опосредованно Игра становится ведущим видом ее деятельности Общение с близкими взрослыми приобретает внеситуативно характера и побуждается нов ими потребностями Ребенок осваивает новую сферу социальных контактов - отношения с сверстникамтками.

Внутренняя позиция дошкольника отношении других людей характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Подробней на сайте uchebnikionline.com

Скачать бесплатно реферат, курсовую, диплом, диссертацию: Ведущая деятельность детей дошкольного возраста

?Заказ научной авторской работы

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одной из ведущих деятельностей.

В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психологии она, социальна по содержанию, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе.

Игра - это воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется социальная человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми. Д. Б. ­льконин предлагает различать сюжет и содержание игры.

Сюжет — это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Содержание игры - то, что именно воспроизводится в сюжете. Психологическое содержание игры - это моделирование социальных отношений и ситуаций.

Она представляет собой иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций и возникает из столкновения двух тенденций: формирования обобщенных аффектов, связанных с желанием реализовать мотивы, которое пока не могут найти своего выражения в силу особенностей психического развития ребенка и сохранения прежней тенденцией к немедленной реализации желания. Игра выступает как способ участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов Д. Б. ­льконин различает следующие структурные компоненты игры: роль, игровые действия; игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми.

Игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Игровое употребление предметов - замещение - важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме.

Игровое употребление предметов — замещение — важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры.

Д. Б. ­льконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры:

I уровень: центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

II уровень. На передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми.

Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.

III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры.

Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.

IV уровень. Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения.

Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны. Сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. «Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития».

Д. Б. ­льконин выделил также четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

Развитие мотивационно — потребностной сферы.

Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка.

Развитие идеального плана.

Развитие произвольности действий.

Основные новообразования развития мотивационно-потребностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.

Л. С. Выготский главное значение детской игры выдел в формировании опосредования, в отрыве значений от вещи, в формировании идеального блага сознания. Д. Б. ­льконин, опираясь на идеи П. Я. Гальперина, рассматривает игру как естественную стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки и умственных действий на основе развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками к умственным действием. Действия в уме, составляют основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности.

Он подчеркивал, что главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. ­тот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формулирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах, в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд) .

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии.

Игра - это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности ведущего отношения ребенка к деятельности.

Ведущей называется деятельность способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая игровая деятельность создает условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в учебную деятельность.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируются и проявляются потребность ребенка воздействовать на мир.

Все игры обычно воспроизводят те или иные самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно.

Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями.

Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка.

Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А. В. Запорожец, Д. Б. ­льконин, К. Н. Подьяков, СИ. Карпова, А. С. Списаковская и другие) она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека в дошкольных образовательных учреждениях большое место занимают методы словесного воспитания. Переоценка словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму в обучении и формальном усвоении знаний Е. А. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитывая его личностные свойства и качества.

Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.

* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*Вид работы:Дата выполнения:*Комментарии к заказу:Ваше имя:*Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно) :*Ваш телефон (с кодом города) : Впишите проверочный код:*

Горячая Линия

Вход для партнеров

Логин

Ссылка на источник globalteka.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош...

  • Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Физиологические особенности развития дошкольного возраста

    Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи...

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте

    Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; - симп...

  • Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Интерактивная доска для детей дошкольного возраста

    Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей...

  • Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци...

  • Развитие самооценки в дошкольном возрасте

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад...

  • Игра в дошкольном возрасте это

    Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова - сб, 24/11/2012 - 01:12 В иг...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д...

  • Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

    Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и...