Агрессивность у детей дошкольного возраста

Агрессия у детей дошкольного возраста. Методы работы.

Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста:

Соматические заболевания, или заболевание головного мозга. Вероятно, это может быть результат воспитания и начальных годов жизни: минимальное общение с матерью, недостаток ласки, частые необоснованные наказания.

Помните, не реагировать на детскую агрессию нельзя, иначе она может преобразоваться в безнаказанность и вседозволенность.

Знайте, что агрессивный ребёнок требует особенной помощи родителей и педагогов. Детская агрессия, особенно в дошкольном возрасте - это, в первую очередь отражение внутреннего дискомфорта, неспособность адекватно отвечать на происходящие события.

Агрессивный ребёнок чаще других чувствует себя ненужным. Он пытается привлечь внимание и получается у него это «в меру своих сил и своего жизненного опыта». Подобные действия могут вызывает у взрослых и сверстников отрицательную реакцию.

Агрессия у как взрослых детей, так и в дошкольном возрасте очень часто делает детей подозрительными и настороженными. Такие дети стремятся переложить свою вину на других.

Если Вы заметили признаки агрессии у своего ребенка, Вы немедленно должны ему помочь.

Признаки агрессии у детей:

- постоянно теряет контроль над собой

- постоянно пытается спорить, ругается со взрослыми.

- постоянно отказывается выполнять правила.

- постоянно винит других в своих ошибках.

- постоянно сердится и отказывается сделать что-либо.

- постоянно завистлив, мстителен.

- Чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его.

Делать какие-либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.

Дайте выход гневу!

Если спрятать гнев внутри подсознания, медленно, но верно формируется хранилище для гнева. И самое ужасное, что это не бездонное пространство, и в определенный момент оно обязательно переполнится и гнев выплеснется наружу на человека, который попался под руку.

Негативное чувство внутри нас, постепенно приведет к возникновению у нас различных болезней соматического характера (желудок, сердце, голова) .

Психологи рекомендуют в момент наивысшего накала страстей, дать возможность ребёнку выплеснуть свою агрессию, сделать то, что он хочет: например вместе с ним нарисовать обидчика, представить его в самых разных ситуациях, написать, то что хочет Ваш ребенок или сделать запись под его диктовку.

Психологи отмечают то, что вовремя не выплеснувший свой гнев и агрессию ребёнок, пойдёт иному пути, пути мести.

Можно придумать игру «обзывалки». Перебрасывая друг другу мяч, можно называть друг друга необидными словами (обговаривается условие, какими можно заранее) . В такой список могут быть включены названия предметов мебели, название овощей и фруктов, канцелярские товары....

Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты...морковка! Заканчивая игру надо переходить на ласковые слова, а ты.... Солнышко!

Психологи отмечают, что существует масса различных вариантов: «Стаканчик для криков», «Волшебная труба-крик!».

Работа с эмоциями. Распознавание и контроль.

Агрессивные дети обычно не относят себя к агрессивным, а наоборот думают, что окружающие его люди агрессивные. Агрессивным детям трудно распознать другие эмоции кроме агрессии.

Оценивать свое состояние по сигналам тела.

Прежде чем начать рисовать, спросите у своего ребенка, что чувствует егоё тело: в животе скрипит, щёки надуваются, иголочки бегают по телу, ладошки чешутся. Это поможет со временем ребёнку улавливать эти моменты, и пытаться контролировать свои эмоции.

Дата публикации: 16-08-2010

Ссылка на источник www.ladyy.ru

Предварительный просмотр:

Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности.

Агрессивность– относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Принято выделять:

Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг) , так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань) ;

Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.) , и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.) ;

Давайте, прежде всего, разберемся в причинах детской агрессивности.У данного свойства могут быть три основных источника.

Во-первых, семья, в которой растет ребенок, может сама демонстрировать агрессивное поведение(если не физическое, то на словах) и закреплять подобные проявления у ребенка.

Во-вторых, агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками.В дошкольном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно - принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением ребят в детском саду.

В-третьих, обучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества.Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей.

Теперь, когда мы рассмотрели внешниеподкрепления агрессивности, можем перейти к ее внутренним причинам.

1. Бурные протестные и злобные реакции маленького "агрессора" являются его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку.

2. стремление привлечь к себе внимание сверстников;

3. стремление получить желанный результат;

4. стремление быть главным;

6. желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство.

Критерии агрессивности

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

5. Часто винит других в своих ошибках.6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.7. Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых) , которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста — психолога или врача.

Работа воспитателей с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Игры, направленные на снижение уровня агрессивности

1. Игра с игрушечным оружием – пистолеты, шашки, сабли.

2. «Обзывалки» Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели) . Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

3. «Два барана» Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.

Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

4. «Дракон» Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

5. «Шарик» Цель: расслабление мышц живота.

Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар.

Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь.

И выдох свободный, ненапряженный!Вот как шарик надуваем!А рукою проверяем (вдох) .Шарик лопнул, выдыхаем,Наши мышцы расслабляем.

Шпаргалка для взрослых, или правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  7. Развивать способность к эмпатии.
  8. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  9. Учить брать ответственность на себя.
  10. Стремиться к установлению с ними теплых отношений, а на определенных этапах развития уметь проявлять твердость и решительность.

Принципы общения с агрессивными детьми:

  • помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
  • показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева
  • дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, мяч…
  • Учите ребенка свободно говорить о своих чувствах: «Я расстроен», «Я зол». Пусть ребенок заявляет о своих чувствах в вежливой форме Не стесняйтесь лишний раз ребенка приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Буклет для воспитателей

Источник nsportal.ru

Формы проявления агрессии у дошкольников

  • Вербальная (словесная) : ребёнок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет детей
  • Физическая: ребёнок нападает на детей и взрослых, дерётся, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы других детей
  • Косвенная агрессия (носит непрямой характер) : ребёнок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, манипулирует другими.

В работе и общении с детьми, проявляющими агрессивность, важно знать, какие формы проявления агрессии можно поддерживать, а какие останавливать.

Приемлемые формы проявления агрессии (что можно)

  • Создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах: взрывы,

драки, войны и т.п.

  • Играть с предметами: разрушать свои постройки, кидать игрушки в определённую не живую цель, корзину, ящик
  • Выражать протест «нет» желательно с объяснением «почему»
  • Бить подушки, боксёрские груши
  • Бороться с кем-нибудь по обоюдному согласию
  • Заниматься спортивными играми, трудиться

Неприемлемые формы проявления агрессии (нельзя)

  • Оскорблять и унижать других людей
  • Применять физическое насилие по отношению к любым живым объектам
  • Манипулировать чувствами других людей, провоцировать их

Как вести себя родителям?

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей растерянность. Однако некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребёнка психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести. Ребёнку нужно оказать помощь.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы, поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже он будет испытывать гнев, зависть.

Родителям необходимо сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т.д.) . Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессивность проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию вызовет их поведение на этот раз.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая понять детям, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия формирует у детей аналогичное поведение и способствует появлению в характере ребёнка таких черт характера, как злость, жестокость и упрямство.

Важно научить ребёнка владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. У ребёнка всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями, объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за своё поведение.

Ребёнок может и должен выражать свои негативные эмоции, но делать это словами, а не с помощью кулаков. Надо сразу дать понять ребёнку, что агрессивное поведение не принесёт ему выгоды.

Научите ребёнка говорить о своих чувствах, называть вещи своими именами: «я обиделся», «я рассердился» и т.д. Никогда не обзывайте ребёнка или других людей в его присутствии плохими словами – он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше агрессии будет с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе у ребёнка.

Учитывая психологический риск, связанный с применением телесных наказаний, психологи рекомендуют «Неагрессивные модели дисциплинарного воздействия».

  • Терпение.
  • Объяснение. Ребёнку следует объяснить, почему его поведение неправильно, объяснение должно быть кратким.
  • Отвлечение. Надо предложить ребёнку более интересное занятие, чем то, что ему хочется сейчас.
  • Неторопливость. Не надо поспешно наказывать ребёнка, поступок может повториться.
  • Награды. Лучше похвалить ребёнка за хорошее поведение. У него появится желание ещё раз услышать похвалу.

Как помочь ребёнку стать менее агрессивным

Самое главное – научить ребёнка избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Детям необходимо предоставить как можно больше возможностей для разрядки.

Очень активным детям следует создать условия для движения: занятия в спортивных секциях, плавание, участие в соревнованиях, прогулки, походы.

Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

Вспыльчивым детям можно предложить приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

  • Пусть ребёнок останется один в комнате и выскажет всё, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.
  • Когда сложно сдержаться, предложите ребёнку бить руками и ногами специальную подушку, рвать и комкать бумагу, пинать мяч, бегать.
  • В момент раздражения, прежде чем что-то сделать или сказать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти.
  • Можно послушать музыку, громко попеть или покричать.
  • Можно попросить ребёнка нарисовать чувство гнева.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

  • Обратить особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи.
  • Обсуждать с ребёнком, на кого он хочет быть похож, что его привлекает в этом персонаже.
  • Следить за тем, какой пример вы подаёте ребёнку. Если ребёнок судит других людей, повторяя ваши выражения, он копирует ваше поведение.
  • Быть готовым выслушать ребёнка, если он хочет рассказать вам свой сон. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений.
  • Поощрять ребёнка говорить о том, что его волнует, научить ребёнка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Современным родителям трудно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением) . В телепередачах, которые являются для ребёнка мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем 5-6 раз в час. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.

Не стоит полностью ограждать ребёнка от отрицательных переживаний, В реальной жизни избежать гнева, обид и столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить ребёнка противостоять агрессорам.

Ребёнок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем решать их самостоятельно.

Литература.

1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие./ Под ред. Н. М. Платоновой

СПб.: Речь, 2004

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте:

Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1986

3. Копчёнова Е. Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников // Психолог в

детском саду.- 1999 г. №1

4. Колосова С. Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

доклад для воспитателей детского сада по взаимодействию работы педаогов и родителей....

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"

Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

Читать далее nsportal.ru

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Дошкольное развитие

Многие родители, и воспитатели их детей, замечают изменение поведения своего ребенка. Если раньше малыш был спокойным и послушным, то резко он может стать упрямым и капризным.

Некоторые родители не принимают всерьез эти изменения, считая, что через годик два все пройдет, просто у ребенка переходный возраст. И действительно в некоторых случаях может и все пройти само, но без помощи и поддержки родителей, ребенку справиться со своими эмоциями будет очень трудно.

В большинстве случаев, когда все оставляют, так как есть, агрессивное поведение ребенка дошкольного возрастаусиливается и переходит в подростковый период. В дальнейшем будет очень сложно справиться с агрессией ребенка, да и ему будет трудно общаться с окружающими.

Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного периода

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

  1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.
  2. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.

Профилактика агрессивного поведения детей

Агрессивное поведение ребенка может быть вызвано различными причинами. Но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может.

Справиться с ними ему совсем не просто.

Чаще всего агрессивное поведение детей дошкольного возраста зарождается в семье. Родители своим примером и действиями могут спровоцировать агрессию ребенка.

Если в семье родители между собой общаются на повышенных тонах и у них это считается нормой, то и не удивительно, что и ребенок в скором времени будет с окружающими разговаривать на таких же повышенных тонах. К такому же результату приведут и постоянные ссоры в семье, конфликты или же развод родителей.

Так же агрессия может возникнуть если ребенок не получает любви, понимания, ласки родителей, наталкивается на их равнодушие и безразличность к нему и к его просьбам, или-же к его мнению.

К агрессии может привести и просмотр фильмов и мультфильмов с пропагандой жестокости. Если же ребенок ходит в детский садик, то к вечеру у него могут проявляться вспышки агрессии. Происходит это из-за того что ребенок перегружен информацией и эмоциями, полученными за день.

Проведение коррекции агрессивного поведения ребенка

Если у ребенка появляются приступы агрессии, то необходимо знать, в чем заключается коррекция агрессивного поведения у детей, и сразу же начинать ее проводить.

  1. Для начала нужно работать взрослым над собой, ведь их поступки и поведение всегда служат примером для детей. При ребенке не должно быть никаких ссор и конфликтов.
  2. Не нужно родителям наказывать ребенка по любому поводу. Ребенок больше нуждается в любви и понимании, а не в постоянных наказаниях.
  3. Когда ребенка начинает одолевать злоба, нужно постараться сразу переключить его внимание на что-то интересное и увлекательное.
  4. Если ребенок проявил агрессию, нагрубил или кого-то обидел, нужно с ним поговорить. Объяснить, что так поступать нехорошо, что такие поступки огорчают маму или папу, но при этом любить меньше его никто не стал. Он должен чувствовать поддержку своих близких.
  5. Если ребенку нужно избавиться от негативных эмоций, можно предложить ему побить подушку или порвать старые газеты. А также специально для этой цели купить боксерскую грушу.

Как проводить профилактику агрессивного поведения ребенка

Профилактика агрессивного поведения детейзаключается в следующем:

  • Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ребенок.
  • Следить за друзьями ребенка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые они играют.
  • Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.
  • И главное любить и понимать своего ребенка.

Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребенка может и не коснуться.

Читайте также:

Материал с сайта razvitiedetei.info

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ. - VI Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2014 года)

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.Валеева И. А., Трофимова А. Н.Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Нравится

Изучению и анализу проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования ( А. Адлер, А. Бассу, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, З. Фрейд, К. Лоренц, М. Зильман, Э. Фромм) .

А также проблемой агрессии и агрессивного поведения в отечественной психологии занимались такие ученые как: А. А. Реан, Ю. М. Антонян, Л. С. Выготский, Ю. Б. Можгинский, И. А. Кудрявцев, В. Г. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

В данной статье мы будем рассматривать метод «песочная терапия», как профилактику агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Повышенная агрессивность детей в наше время является одной из наиболее остро стоящих проблем как перед педагогами и психологами, так и перед обществом в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, пугают нас и приводят к постоянным переживаниям и страхам за наше будущее.

Под агрессивностью понимается целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Каковы же причины проявления агрессии у подростков, школьников, детей дошкольного возраста. Да, уже в столь раннем возрасте, как дошкольный, ребёнок способен проявлять свою агрессию в различных формах поведения.

В детском саду часто можно встретить детей, с ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, ссорятся, толкаются, обзывают других ребят, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один-два) , но они создают достаточно напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность, группы возрастает. Воспитатель не знает как себя вести с такими детьми, поступают постоянные жалобы от родителей, тех детей, которых обидели.

В каких-то случаях агрессивность может проявляться, как симптом нервно-психического заболевания ребёнка, однако это встречается не столь часто, чтобы можно было говорить о биологической предопределенности агрессии у детей. И это ни есть хорошо, это обязательно нужно предотвращать любыми эффективными способами воспитательной работы, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей, педагогов.

Каковы же факторы, вызывающие и влияющие на агрессивное поведение детей. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитания, особенности взаимодействия родителей с ребенком, отношения между папой и мамой, жизненной позиции, целей, установок родителей, примеры агрессивного поведения окружающих его людей, а так же примеры которые ребенок может наблюдать с телеэкрана, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы) .

В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять необходимые и правильные меры по профилактике агрессивного поведения дошкольников. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств и эмоций. Задача воспитателей - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

Мы предлагаем один из методов профилактики агрессивности ребенка - песочная терапия.

Во все времена песок использовался для развлечения и развития ребенка, он действует на детей, как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и многое другое.

Не зря же почти на всех детских площадках есть песочницы. Там они могут играть, копать, лепить куличики, творить и создавать свой маленький мирок, в котором им становится уютно и комфортно. Игры с песком позволяют ребенку развить мелкую моторику, а так же песок массирует детские ладошки, где, как мы знаем находиться множество нервных окончаний.

Что же касается рисования песком на стекле, то этот вид искусства зародился на западе в 60 - х годах прошлого века, благодаря канадскому режиссёру - мультипликатору Кэролин Лиф. Она была первой, которая нарисовала песочный мультфильм, наложив на него музыку Прокофьева «Петя и волк», и тем самым положила начало песочной анимации.

Ну, а первыми преподавать рисование песком стали в США. В конце прошлого века именно на их территории стали открывать такие школы. Принцип "терапии песком" был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

В России решили не отставать и в 1995 году на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета открылись двухгодичные курсы для обучения психологов и психотерапевтов по программе «Юнгианской песочной терапии».

Что же такое песочная терапия - это одно из направлений в разделе арт-терапии. В данной терапии могут быть использованы разные виды песка. Это речной песок, морской песок, песок вулканического происхождения и др.

Так же можно использовать различные фигурки животных, людей, для полного выражения картины. Всё зависит от желания и фантазии ребенка.

Данная терапия может использоваться при всех нарушениях в развитии ребенка, особых противопоказаний нет, кроме аллергии и кожных заболеваний.

Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором, творцом среды, где чувствует себя спокойно и защищенно, где у него есть собственное пространство.

Для снятия физического напряжения ребёнка можно использовать различные игры с песком, водой и глиной.

Песок - это что-то не известное, таинственное, манящее нас своей загадочностью и ребенку, безусловно, любопытно, ему хочется его потрогать, поиграть с ним, понять и ощутить всю прелесть этого природного дара.

Как же лучше организовать для ребенка игру с песком, а точнее провести с ним песочную игротерапию.

Воспитатель предлагает ребенку поднос с песком, водой и множеством различных материалов для создания песочного мира (деревья, домики, фигурки животных, кукол) . На песке можно создавать различные увлекательные и причудливые картины. Ребенок может менять их, перестраивать, создавать такими, какой бы он хотел видеть свою жизнь.

Рисуя на песке, малыш выплёскивает всю негативную энергию, забывая о плохом, о том, что его беспокоило и тревожило. Он наполняется теплыми, добрыми, светлыми чувствами, которыми хочет поделиться с окружающими, о которых хочет рассказать. И благодаря песочной терапии у него это получается.

С целью профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста нами был проведен метод песочной терапии в ДОУ, который проходил в 2 этапа.

1 этап. Просвещение родителей и педагогов.

-Знакомство с методом «песочная терапия» (рассказы о песке, о самом методе «песочная терапия», о его значимости в жизни ребёнка, демонстрация презентаций, знакомство с художественной литературой) .

- «Попробуй сам» Применение этого метода на себе педагогами и родителями.

- Саморефлексия.

2 этап. Проведение непосредственно самого метода «песочная терапия» с детьми средней группы. (4-5 лет)

Каждому ребенку был предложен небольшой деревянный ящик с чистым просеянным песком и коллекция миниатюрных фигурок.

У детей не возникло вопросов, что с этим делать, они, словно отключились от реальности и погрузились в этот волшебный песочный мир, где каждый из них был творцом. Они с таким удовольствием создавали различные песочные фигуры и тут же заменяли их другими.

После всего с детьми была проведена беседа, откуда мы выявили, что ребятам очень понравилась такая игра, и они попросили проводить её чаще.

Правильное развитие ребенка в наших руках - в руках взрослых и мы обязаны помочь малышу преодолеть все трудности и невзгоды, встречающиеся на его пути.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Банщикова Т. Н. Профессионально-личностная готовность воспитателя к предупреждению агрессивности у дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 186 c.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. - 48с.

3. Истратова О. Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. - 182 c.

4. Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 193 c.

5. Корытченкова Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 197 c.

6. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович - СПб. : Речь,2006.- 176с.

Ссылка на источник www.scienceforum.ru

Другие статьи по теме:

  • Песочная терапия для детей дошкольного возраста

    Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно дейс...

  • Безопасность детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Писатели для детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: - закрепить знания детей о народных промыслах; - упражнять в правильном назывании предметов того или ин...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Консультации для родителей детей дошкольного возраста

    Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми» Живя в семье в опре...

  • Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование...

  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста

    Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Выступление-презентация на педсовете Презентация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» 1 слайд. «Какая ты невнимательная! », «Ты все вре...

  • Способности детей дошкольного возраста

    «Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

    Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического...

  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского - «secare» -...

  • Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

    Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – эт...

  • Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти...

  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея...