Актуальные проблемы здоровья и физического развития дошкольников

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии

Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если:

Учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, занятие по ОЗОЖ, самомассаж, я тем самым повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

www.maam.ru

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Актуальность проблемы.

В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для дошкольных учреждений существует опыт и различные подходы к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в том числе, и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира.

Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов и психолога в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Каковы психологические методы и технологии? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности выбранной нами темы работы творческой группы ДОУ: «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников».

Цель работы - определить направления психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.

Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении сформулированы основные задачи ДОУ:

• охрана жизни и укрепление здоровья детей;

• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

• осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Решение этих задач дошкольного воспитания является сложной проблемой.

Сложности связаны с тем, что современные дети уже при рождении имеют проблемы со здоровьем, как физические, так и психологические.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей важное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Необходимо налаживание более тесной связи с семьей: посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.

Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата.

Если родители не будут поддерживать действия воспитателей, либо противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции ребенка, относиться к своему ребенку, как к личности, знать сильные и слабые стороны ребенка, формировать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах.

Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

www.maam.ru

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени - Документ

I раздел. Условия

Построение здоровье сберегающего пространства не мыслимо без реализации такого важного принципа – принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям. В группах создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.

На занятия подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.

II раздел. Диагностика

  • Оценка физического развития по центильным шкалам и показатели двигательных навыков ( воспитатель физической культуры) ;

  • Заболеваемость ( мед.работник) ;

  • Эмоциональное состояние ребенка ( психолог) ;

Обработка данных позволяет выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.I группа-основная (составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма) , с тренирующей психофизической нагрузкой. II группа-подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие) , с умеренной нагрузкой. III группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни)

III раздел. Развитие движений

При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача существенного повышения функциональных возможностей организма ребенка. Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей) .

При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

  • обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;

  • способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;

  • умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер;

  • повышать общую работоспособность;

  • формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,

  • содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение.

  • повышать функциональные возможности детского организма;

Условия реализации двигательного режима:

  • Дозирование по числу повторений физических упражнений

  • Постепенность наращивания длительности нагрузок.

  • Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.

  • Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий.

  • Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.

  • Комплексы занятий состоят из трех частей:

  • В подготовительнуючасть включаю общеразвивающие и профилактические упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.

  • В основнуючасть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны.

  • Заключительная частьстроится из упражнений на расслабление (релаксация) , выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры. В занятиях и в индивидуальной работе вне занятий используются упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей дошкольного возраста, и рекомендуются родителям использовать их в домашних условиях.

IV раздел. Лечебно-профилактическая работа

  • Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности. Тесный контакт со специалистами (медсестра, инструктор ЛФК, специалисты ОВФД, и др.) помогает осуществить контроль за формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей.

  • Правильная осанкаимеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища

  • Стопа– фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

V раздел. Закаливание

Главное требование: "не навреди!”.В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

Два правила:

  • обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна;

  • проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия.

Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д. Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии с результатами и имеющимися условиями.

VI раздел. Здоровый образ жизни

  • Азбука здоровья

Материал gigabaza.ru

«Детский сад № 44 общеразвивающего вида»

Доклад на тему:

«Значение подвижной игры для укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников»

Подготовил воспитатель

Вишнякова Е. В.

2013 г.

Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы детского учреждения. Глубоко понимая важность этой проблемы, в нашем коллективе на протяжении ряда лет уделяет большое внимание физическому воспитанию и оздоровлению детей в каждой возрастной группе.

Дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) . Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Особое значение в физическом развитие дошкольника занимают подвижные игры.

Подвижная игра— одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее.

Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Для укрепления здоровья воспитанников дополнительно к основным авторам, предусмотренных в программе, мною используются методики таких авторов:

Асачева Л. Ф. Горбунова О. В.-Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Галанов А. С.- Игры для укрепления здоровья малышей.

Железновы Екатерина и Сергей -Гимнастика для малышей

Кузнецов В. С. -Физические упражнения и подвижные игры

Овчинникова Т. С.- Двигательный игротренинг для дошкольников

Трясорукова Т. П-. Речедвигательный тренинг

Подробнее следует остановиться на «Методике раннего музыкального развития Железновых»- характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования.

Занятия весёлой музыкально - ритмичной деятельностью:

• Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

•Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.

Репертуар включает:

Жестовые и подражательные игры- формируют двигательные навыки, способствуя хорошему физическому развитию, являются средством предупреждения сердечнососудистых заболеваний и неврозов.

Развивают слух, зрение, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. Упражнения собраны в специальные комплексы, объединенные игровым сюжетом, и включают в себя ходьбу, бег, наклоны, повороты, приседания – «Шарики», «Лягушата», «Автобус», «Воробушки», «Часы» и др.

Подвижные игры– хороводы, марши, танцевальные движения, жмурки, салки учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения – «Кошки – мышки», «Кто в тереме живёт», «Пугало», «Охотник и заяц», «Левая и правая», «Прятки», «Как котята» и др.

Игровой массаж– при проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, направление движения, силу давления, гладкость или шершавость материала) . Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение - «Рельсы-рельсы», «Пёрышко», «Ежик», «Лошадка», «Дождик», «Мышки», «Мы пилим», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др.

Список литературы:

1. Асачева Л. Ф. Горбунова О. В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 112 с.

2. Галанов А. С. Игры для укрепления здоровья малышей. СТРЕКОЗА, 2012.-64с.

3.. Режим доступа http://dosug-malysha.livejournal.com/2061.

4.. Режим доступа

Читать далее nsportal.ru

Дети дошкольного возраста, семья , педагоги.

Продолжительность:

Долгосрочный

Актуальность проекта

1. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологическойграмотностидетей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников

2. Анализ литературы и нормативных документов, а также результаты педагогических наблюдений, опросов и экспертной оценки позволяют говорить о том, что формирование экологических знаний в процессе физкультурно-оздоровительной работы должно строиться на решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Осуществление этого возможно на основе интеграциидвигательнойи познавательной деятельности детей, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения иродителей.

3. Оценка уровня экологической грамотности детей дошкольного возраста показала, что многие из них не имеют представлений (соответствующих их возрасту) о том, что такое загрязнение окружающей среды, и что нужно делать, чтобы быть здоровым . В этой связи целесообразно проведениецеленаправленнойработы с детьми по формированию у них знаний, связанных с сохранением здоровья детей в современной экологической ситуации.

4. Методика физкультурно-экологической работы в дошкольном учреждении, позволяющая интегрировано решать задачифизкультурногои экологического образования, включает различные формы работы: с детьми (физкультурно-экологическиезанятия, физкультурно-экологические досуги, беседы экологического содержания) , сродителями(родительские собрания, беседы; наглядные пособия, рекомендации) , спедагогами(теоретические и практические задания) . Основой методики является формирование у детей знаний и умений, которые можно отнести к новому направлению «Экология занятий физическимиупражнениями», предусматривающее построение занятий физическими упражнениями на основе учета влияния условий окружающей среды на здоровье детей.

Этапы проекта

Диагностика по проекту : «Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников – прямой путь к сохранению и укреплению здоровья».

Сравнительный анализ результатов, характеризующих уровень экологической воспитанности детей по выделенным показателям (уровню экологических знаний; отношению дошкольников к природе; особенностям экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами) показал, что до начала проекта дети имели приблизительно одинаковый уровень экологической воспитанности. После проведения проекта у детей уровень экологической воспитанности значительно улучшился.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Читать далее nsportal.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ – ПРЯМОЙ ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Л. Ю. Миронюк

МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка»

г. Усть-Илимска

Начало ХХІ века ознаменовалось выраженным интересом к проблемам экологического образования как новой области педагогики. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. А дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека.

В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Главная направленность — подчеркнуть единство природы и человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.

Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, № 655) указывают на учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

На необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности также указывается в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000, № 16/23-16. ФГТ

Тенденцией целостного системного подхода к изучению природы является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования.

Работа в данном направлении потребовала конструирования модели интеграции разных форм дошкольного образования,разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе. Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки,педагоги отметили целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Наиболее органичное сочетание представляют, на наш взгляд, экологическое образование и физическая культура. Они имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, чтопредполагает интегрированное решение следующих основных задач:

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

2. Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизнина основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний варьируется.

Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом) , затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Педагогическими условиями реализации разработанных занятий являются:

- обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;

- наличие экологической тропинки как необходимого элемента предметно-пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды;

- осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

Общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

Создание новых интегрированных оздоровительных программ может служить одним из путей решения проблемы состояния здоровьяподрастающего поколения.Физкультурно-экологическая работа явилась основополагающей при разработке программы «Экотуристы», соавтором которой я являюсь.

Содержание программы направлено на развитие познавательной активности дошкольников, формирование у них системы знаний о природе Байкальского региона, выработку активной жизненной позиции по сохранению природной среды, приобщение к здоровому образу жизни.

Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения.

Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях (походы пешком, на лыжах) развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.

В частности, предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия в виде экологических походов. Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

Экологизация физического воспитания предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания, включение в содержание занятий сложных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, сообщение детям знаний, способствующих сохранить и укрепить здоровье в условиях неблагоприятной экологической обстановки, характерной для большинства районов Восточной Сибири, организацию и проведение походов, прогулок-экскурсий в природу, обучение правилам безопасности во время прогулок-экскурсий и походов.

Успех физкультурно-экологической работы будет обеспечиваться несколькими обязательными условиями:

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;

- созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

- накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

- повышением квалификации и уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;

- пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей

и педагогов ДОУ;

- установлением связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования;

- разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.

Данная программа была апробирована в подготовительной группе в течение года. Очевидные результаты развивающего влияния программы доказали данные сравнительной диагностики, высокий уровень экологической компетентности проявили 61% детей. Результаты анкетирования родителей свидетельствовали о наличии положительных показателей функционального состояния организма ребенка (нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб) .

Родители воспитанников принимают активное участие в организованных походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.

Таким образом, приведенные данные вполне можно рассматривать как факт целесообразной работы с детьми по предлагаемой программе и ее значимость в развитии общей культуры личности ребёнка, в его оздоровлении.

Для сформированности прочной базы норм и правил поведения в природе, познавательных, трудовых, эколого-гигиенических и других умений необходима система непрерывного экологического образования «детский сад-школа». Поэтому наша программа является начальным этапом в системе формирования у детей экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования и даст дошкольникам базовые знания и умения в области экологического образования.

В плане дальнейшего развития инициативы, активизации инновационного поиска в области экологического, здоровьесберегающего образования предполагается создание целостной системы экологического образования дошкольников и школьников в условиях нашего микрорайона.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Физическое развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Филиппова физическое воспитание и развитие дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Физическое воспитание и развитие дошкольников филиппова скачать

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Технологии физического развития дошкольников

    Физкультурно-оздоровительные методы и инновационные технологии по физическому воспитанию в дошкольном учреждении «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». Ж. Ж. Руссо Оздоровлен...

  • Задачи физического развития дошкольников по фгос

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Виды физического развития дошкольников

    Гармоничное физическое развитие старших дошкольников через развитие интереса к видам спорта Подготовила воспитатель: Лисюнина П. Н. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья сво...

  • Физическое развитие дошкольников в доу

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...

  • Методы физического развития дошкольников

    «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с...

  • Физическое развитие дошкольников

    Физическое развитие дошкольников Физическое развитие дошкольников должно быть важным объектом внимания для отца с матерью, так как эксперты полагают, что главные психические и физические характер...

  • Актуальные проблемы речевого развития дошкольников

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие познавательной сферы дошкольника

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

    Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли...