Амплификация развития дошкольника это

Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития

Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление».Соответствуя требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования ведущими принципами дошкольного образования являются принципы обогащения (амплификации) детского развития, а также принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Одним из сложных видов деятельности в ДОУ является познавательно-исследовательская деятельность, реализующаяся в такой организационной форме, как конкурсная исследовательская деятельность.

Особый статус современному детскому саду придаёт успешное участие его воспитанников во всевозможных исследовательских конкурсах, фестивалях и конференциях.

Конкурсные исследовательские работы, готовятся дошкольниками совместно с родителями и педагогами.

При подготовке к конкурсу исследовательских работ необходимо соблюдение определённых требований к оформлению соответствующих элементов.

Поэтому для каждой из составляющих результата исследования были определены соответствующие условия.

Текст работы:

Соответствие выбранной темы исследования направлению конкурса;

Оформление работы в соответствии с положением о конкурсном мероприятии;

Наличие в исследовательской работе соответствующих структурных частей;

Точность, выигрышность и актуальность формулировки темы работы;

Соответствие материала работы возрасту участника;

Научность стиля изложения работы;

Новизна полученных результатов;

Перспективы развития исследуемой темы;

Содержательное раскрытие темы;

Конкретность полученных результатов и выводов, соотнесённых с задачами исследования;

Адекватность выбранных методов исследования для конкретной темы;

Проверка работы на уникальность текста по программе Advego Plagiatus.

Текст выступления конкурсанта:

Соответствие текста временными рамками по конкурсному положению;

Краткое описание всех структурных частей проведённого исследования;

Гармоничное соотнесение текста выступления с наглядностью и мультимедийной презентацией исследования;

Свободная форма текстового изложения доклада.

Таким образом, выделенные составляющие помогут:

Во-первых, значительно улучшить продукт детского исследования;

Во-вторых, повысить результативность участия в различного уровня детских научных конкурсах;

В-третьих, значительно усовершенствовать теоретическую и эмпирическую подготовку как педагогического коллектива образовательной организации, так и родителей.

Прикреплённые файлы:

poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-kak-sredstvo-amplifikaci_022eu.pptx | 218,9 Кб | Скачан: 23
www.maam.ru

Эссе «Детство— зачем оно? Акселерация или амплификация?»

«Детство – зачем оно? Акселерация или амплификация? »

В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Напрашивается вопрос Акселерация – это хорошо или плохо? Ответ на него не однозначен.

В настоящее время проблема акселерации (ускорение умственного и физического развития) детей, занимает умы врачей, биологов, психологов, социологов и преподавателей всего мира.

Работая в детском саду, знаю, что многие родители представляют ребенка как маленького взрослого, только недоученного, ничего не знающего и не умеющего.

В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре-ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

Считаю «Больше или «Раньше» не означает лучше. Прибегать к искусственному ускорению, подстегиванию развития детей, не только нецелесообразно, но и опасно. Родители обязательно должны проявлять активность, но при этом не забегать чрезмерно вперед, не двигаться семимильными шагами, применять планируемое к реальным возможностям детей.

Ведь такая тактика в подходе к образованию детей не просто ог-раниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками) .

Психолог А. В. Запорожец исследовал психологию в разных направлениях и считал альтернативой акселерации амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Согласно которой, каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.

А мы знаем, что именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности и пр. Поэтому эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

В свою очередь Д. Б. Эльконин разделил жизненный путь ребенка на периоды, и считал, что в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Он так же считал, что в каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т. е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций и нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение, так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие. Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии.

Да, конечно, путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

Таким образом, развивая в ребенке до виртуозности односторонность, мы можем привести его к тому, что для него станет нормой изнуряющая борьба за выживание в качестве сильного или умного, или восприимчивого. Вместо гармоничного расцвета личности будет совершенствоваться лишь одна какая-то сторона ценой деградации других качеств. Вопрос «цены» человеческого развития – по существу, вопрос нашей воспитательной позиции.

www.maam.ru

Тема 29 процесс дифференциации детских коллективов - стр.11

Страницы: 12345678910111213141516171819Смотреть полностью

Тема 29. Процесс дифференциации детских коллективов.

Понятие коллектива. Значение коллектива в развитии личности дошкольника. Условия формирования коллектива. Этапы формирования коллектива.

Детский коллектив как субъект и объект воспитательного воздействия. Структура управления детским коллективом.

Дифференциация детских коллективов как актуальная проблема психологии и педагогики. Виды коллективов по назначению, характеру, длительности существования как фактор всестороннего развития личности ребенка. Проблема интеграции воздействий коллективов на детей.

Идентификация и обособление личности ребенка в процессе ее взаимодействия с коллективом.

Процессы интеграции и дифференциации в группе дошкольников и факторы, их обусловливающие. Изучение статусного положения ребенка среди сверстников, уровня благополучия взаимоотношений в группе, критериев положительных и отрицательных выборов. Причины изоляции дошкольников: трудности операционального и мотивационного характера.

Проблема лидерства в дошкольной группе: его проявления; качества, обеспечивающие ребенку лидерство в группе; качества, формированию которых способствует положение лидера. Особенности психического развития детей в зависимости от статусного положения в группе.

Литература основная:

  1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. - 376 с.

  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.

  3. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - М.: Академия, 2012. – 656 с.

  4. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн.2 - Психология образования.– 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 606 с.

  5. Обухова Л. Ф.Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология". - М.: Юрайт, 2012. – 460 с.

  6. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Т. Д. Марцинковская ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. – 528 с.

  7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 656 с.

  8. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

Литература дополнительная

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995. – 352 с.

  2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости : учеб. пособие студ. для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

  3. Сапогова Е. Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с.

  4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 421 с.

  5. Смирнова Е. О.Детская психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Дошк. педагогика и психология». - М.: ВЛАДОС, 2006. - 366 с.

  6. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов по направл. и спец. психологии /Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. – 600 с.

  7. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М.: Флинта, 1997. – 160 с.

Тема 30. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация

Ранние периоды развития ребенка – фундамент развития психики и формирования личности. Понимание психологических новообразований каждого возрастного периода как результата и предпосылки для дальнейшего развития.

Акселерация как искусственное ускорение детского развития через внедрение в практику работы дошкольного образовательного учреждения программ обучения, ориентированных на усвоение новых «полезных» знаний, умений и навыков, способ форсированной адаптации ребенка к внешним формам взрослой жизни. Симплификация как явление чрезмерного упрощения и обеднения развития ребенка в образовании. Снижение уровня общего развития ребенка, его отставание от принятых возрастных норм как следствие симплификации и акселерации.

Амплификация детского развития как альтернатива акселерации. Теоретические основы концепции амплификации А. В. Запорожца.

Амплификация психического развития как всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Амплификация как отстаивание права ребенка на детство, как обогащение содержания и «культивирование» специфически детских видов деятельности в жизни ребенка.

Специфические формы деятельности ребенка (игра, рисование, общение, детское экспериментирование и др.) как резервы, подлинные источники его развития. Своевременное и максимально полное использование возможностей детской деятельности – условие эффективного и полноценного развития ребенка.

Литература основная:

  1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. - 376 с.

  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.

  3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - М.: Академия, 2012. – 656 с.

  4. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн.2 - Психология образования.– 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 606 с.

  5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология". - М.: Юрайт, 2012. – 460 с.

  6. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Т. Д. Марцинковская ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. – 528 с.

  7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 656 с.

  8. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

Литература дополнительная

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995. – 352 с.

  2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости : учеб. пособие студ. для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

  3. Сапогова Е. Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с.

  4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 421 с.

  5. Смирнова Е. О.Детская психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Дошк. педагогика и психология». - М.: ВЛАДОС, 2006. - 366 с.

  6. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов по направл. и спец. психологии /Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. – 600 с.

  7. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М.: Флинта, 1997. – 160 с.

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Тема 1. Характеристика теории и методики физического воспитания и развития ребёнка как научной и учебной дисциплины.

Теория физического воспитания как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат теории и методики физического воспитания и развития ребёнка: физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическое образование и самовоспитание, физическая рекреация и реабилитация.

Методологические, естественнонаучные, психолого-педагогические основы физического воспитания.

Место теории и методики физического воспитания и развития ребёнкав системе человекознания. Связь теории и методики физического воспитания с другими науками.

Литература основная:

  1. Бабенкова, Е. А. Физическая культура в ДОУ разного вида // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 63-68.

  2. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика. - М.: Академия, 2009.- 120 с.

  1. Грядкина, Т. С. Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях //Дошкольная педагогика.- 2008.- № 2.

  2. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч.по спец. Дошк. пед. и психология, Педагогика и метод. дошк. образ. - М.: Академия, 2009. - 368 с.

  3. Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 28-33.

Литература дополнительная

  1. Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта.– Мурманск, 2004.-182 с.

  2. Барабаш, Т. «Мы - россияне!» Развиваем познавательную и физическую активность //Дошкольное воспитание.- 2011.- №1. – С.17-21.

  3. Верхорубова, О. В. Формирование культуры здоровья у дошкольников в процессе физического воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 81-84.

  4. Воронцова, О. М. Как сделать физкультуру интересной?// Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 104-113.

Тема 2. Задачи и средства физического воспитания.

Обусловленность задач физического воспитания и оздоровлениядетей психофизиологическими и возрастными особенностями. Сущность цели и задач, реализуемых в сфере физической культуры.

Объективная обусловленность цели и задач общественными и личностными потребностями в оптимизации психофизического состояния и развития. Зависимость задач от объективных и субъективных возможностей в конкретных социальных условиях.

Оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций и систем организма, закаливание, воспитание правильной осанки, повышение работоспособности организма, формирование основ здорового образа жизни (ЗОЖ) .

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств; овладение знаниями о физической культуре и ЗОЖ; развитие двигательных способностей (координации, функции равновесия и т.д.) у детей разных возрастных групп.

Активизация мышления и развитие осознанности двигательных действий. Формирование пространственных и временных ориентировок; уточнение представлений об окружающем мире; расширение словаря, связанного с выполнением движений; развитие внимания, воображения, памяти.

Воспитательные задачи: воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, интереса к физической культуре; формирование творческой активности, развитие навыков самоорганизации. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств личности.

Воспитание эстетического отношения к выполнению физических упражнений (правильная и красивая осанка, координированные и ритмичные движения в сопровождении музыки; эстетика внешнего вида, физкультурных пособий, окружающей обстановки) .

Формирование эмоциональной сферы ребенка. Воспитание гигиенических и трудовых навыков, привычек самообслуживания, помощи воспитателю при проведении физических упражнений.

Комплексный подход к реализации оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.

Средства физического воспитания. Двигательная деятельность как необходимый компонент существования человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной активности в жизни человека.

Двигательная активность человека как мотивированная систематическая деятельность индивидуума по достижению физических кондиций, необходимых для поддержания оптимального уровня жизнеобеспечения.

Характеристика средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Особенности избирательного, комплексного их использования.

Физические упражнения как средство физического воспитания. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений. Форма физических упражнений как способ его выполнения, характеризующийся пространственной, временной и динамической упорядоченностью параметров.

Диалектика соотношения содержания и формы физического упражнения. Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Понятие о технике физических упражнений. Основы техники.

Основное звено техники. Детали техники; индивидуализация техники; фазы техники.

Естественные силы природы как средства физического воспитания: значение, виды, принципы использования.

Гигиенические факторы (соблюдение требований личной и общественной гигиены) , санитарно-гигиенические требования к месту проведения физических упражнений, их значение.

Литература основная:

  1. Анохина И. А. Инновационная деятельность по оздоровлению дошкольников // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 86 - 99.

  2. Бабенкова Е. А. Физическая культура в ДОУ разного вида // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 63- 68.

  3. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика. - М.: Академия, 2009.- 206 с.

Гунн Г. В. Здоровье детей – категория педагогическая //Дошкольная педагогика.- 2009.- № 1.

Степаненкова Э. Я.Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч.по спец. Дошк.пед. и психология, Педагогика и метод. дошк. образ. / Э. Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2009. - 368 с.

Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 28 - 33.

Дополнительная литература:

Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004.- 182 с.

Барабаш, Т. «Мы - россияне!» Развиваем познавательную и физическую активность //Дошкольное воспитание.- 2011.- № 1. – С.17- 21.

Верхорубова О. В. Формирование культуры здоровья у дошкольников в процессе физического воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 81-84.

Воронцова О. М. Как сделать физкультуру интересной? // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 104-113.

Страницы: 12345678910111213141516171819Смотреть полностью

Похожие работы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050703. 65 «Дошкольнаяпедагогика и психология» квалификация: преподаватель дошкольнойпедагогики и психологиипо заочной форме сокращенной программе обучения

    Учебно-методический комплекс ... программа разработана длястудентов, обучающихсяпоспециальности050703.65 «Дошкольнаяпедагогика и психология» (заочная форма сокращенная программа обучения) в связи с отсутствием соответствующего Государственного стандарта по данной ...
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: специалист Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс ... КАРТА самостоятельной работы студентапо дисциплине ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИе ПРАКТИКУМы длястудентов образовательной профессиональной программы050703.65 «Дошкольнаяпедагогика и психология»по ЗАОЧНОЙ форме ТЕМА ...
  3. Работы кафедры психологии (кафедры) на 2013-2014 учебный год утверждено

    Программа ... . Совершенствовать содержание педагогических практик длястудентов и бакалавров, обучающихсяпоспециальности 050706.65Педагогика и психология, по направлению 050400.62 Психолого-педагогическоеобразование, профиль «Психологияобразования»по очной ...

Читать далее gigabaza.ru

Амплификация

17 апреля 2014

Амплификация детского развития дошкольника. Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление»

Амплификация детского развития дошкольника

Понятие «amplification» переводится с английского языка на русский, как «сильное увеличение, мощное усиление». Основу теории амплификации детского развития составляют выводы ученых о том, что отдельным психическим функциям свойственно не самостоятельное и автономное развитие, они взаимосвязаны и являются результатом получения общественного опыта во время собственной деятельности вашего ребенка и его общения с окружающим миром.

Рассматриваемая нами сегодня концепция амплификации детского развития предполагает умение родителей максимально использовать возможности каждого возраста ребенка для его полноценного психического и нравственного развития. Данное понятие признано интегративным и в нем совмещены:

  • понятие самого психического возраста (во всем его объеме) ;
  • сензитивное содержание для определенного возраста и соответствующий «сектор ближайшего детского развития», очерчивающий действительные возможности вашего ребенка;
  • сама категория детского развития.

Оптимальными педагогическими условиями воспитания и развития ребенка как личности определяется необходимость наиболее широкого развертывания, а также обогащения содержания присущих детям форм игровой и практической деятельности.

Таким образом, сама «соль» амплификации детского развития заключена в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются у детей при взаимодействии с играми и предметно - развивающим сектором, как свойства определенной личности. Психические новообразования рождаются и формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности вашего ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими людьми.

Материал опубликован http://family-magazine.ru/amplifikaciya-detskogo-razvitiya.html

Источник www.radugnayloshadka.ru

Амплификация - это важная часть детского развития. Что такое амплификация?

Принято считать, что амплификация - это расширение или увеличение чего-нибудь. Иногда могут возникать такие образы, которые не вызывают определенных ассоциаций. Если они очень емкие, описать их обычными словами практически невозможно.

В этом случае используются символические значения, но образ все равно остается на уровне бессознательного восприятия.

Амплификация дает возможность ощутить всю мощь архетипического начала и соприкоснуться с коллективным. Человек может немного абстрагироваться от обычного мышления и почувствовать себя частицей чего-нибудь более значимого.

Для чего нужна амплификация?

Самопознание проходит окольными путями, поэтому присутствует противоречие амплификации. Чтобы лучше рассмотреть настоящее, стоит обратить пристальное внимание на прошлое, например, обратиться к мифам. Это будет стимулировать мышление, не перегружая его ненужными знаниями, которые делают только хуже.

Метод анализа необходим для того, чтобы разобраться, что происходит в бессознательном мире. Амплификация - это способ, помогающий прийти к пониманию. В этом случае не требуется вмешательство аналитика, достаточно полностью довериться бессознательному.

Применять этот метод следует с осторожностью, наблюдая за состоянием и настроением клиента. Он должен быть готов проводить параллели и прослеживать связи.

Правильно подобранная детская методика развития - ключ к успеху

Любой родитель желает, чтобы его ребенок был самым способным и особенным. Ради этой цели не жалко ни денег, ни времени, ни сил.

Сегодня существует огромное множество различных методик раннего развития, но для того чтобы был виден результат, необходимо правильно ее подобрать. Психика ребенка еще не окрепла, и большие нагрузки могут привести к плачевным последствиям.

Родители должны знать, что гармоничное развитие невозможно без общения со сверстниками и окружающими людьми. Проблемы, которые могут возникать в процессе коммуникации, негативно отражаются на внутренней гармонии и вызывают стрессы. Амплификация развития - это способ преодолеть возникающие сложности.

Детские специалисты рекомендуют развивать ребенка посредством игр, рисования или с помощью музыки. Выбирать обучающий центр следует с большой осторожностью, чтобы не навредить малышу.

Почему возникают проблемы?

Многие специалисты задумывались о том, что такое амплификация. Это в педагогике обозначает расширение и углубление детского сознания и развития.

А. В. Запорожец в процессе своей деятельности пытался разобраться, почему возникают сложности восприятия у взрослого человека. Он считал, что все причины необходимо искать в детстве.

Многие педагоги и родители, желая «идти в ногу со временем», начинают искусственно ускорять природные темпы развития ребенка. В школах вводятся сложные предметы, не всегда понятные ребятам. Такая интеграция имеет односторонний характер и форсирует приобщение ребенка к взрослой жизни, что не всегда правильно.

Теория А. В. Запорожца

Основоположником одной из самых распространенных отечественных дошкольных психологий является А. В. Запорожец. Он сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация - это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.

Запорожец настаивал на том, что необходимо раскрывать потенциал малыша, который имеется у него на каждой стадии развития. Ребенку нужно вкладывать те знания, которые соответствуют его возрасту, и не перегружать его ненужной информацией.

Амплификация детского развития - это методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.

Эта методика довольно сложная, так как она требует сил, времени и немало терпения. Чтобы получить положительный результат, родители должны научиться чувствовать своего ребенка и понимать его.

Именно из-за этого она не является широко востребованной и не часто применяется на практике. Но родителям стоит потрудиться: такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность.

Для чего используется амплификация?

Амплификация - это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей. Особенно важно это в раннем возрасте, когда происходит закладка способностей. Ребенку необходимо предоставить широкий выбор сфер деятельности, чтобы определить его наклонности и таланты.

Применяя эту методику, необходимо соблюдать главное условие - свободное развитие, поиск и нахождение ребенком себя в процессе изучения материала.

Амплификация детского развития - это максимальное использование резервов, которые имеются в определенном возрастном периоде. Если не придавать нужного значения играм и сказкам, можно значительно сузить возможности ребенка и снизить уровень его развития.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Источник fb.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

2. Параметр контроля: а) разрешительный, б) допускающий, в) ситуативный, г) ограничительный.

4. Аффективная устойчивость — неустойчивость.

5. Тревожность — отсутствие тревожности.

А. Я. Варга в работе описывает три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения: симбиотический, авторитарный и эмоционально отвергающий. Необходимо отметить, что на особенности развития ребенка влияют не только нарушения детско-родительских отношений, но и различные способы общения с ним. Так, С. Броуди выделила четыре типа материнского отношения к ребенку, прямо влияющего на способы общения.

I. Матери легко и органично приспосабливаются к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

II. Матери сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка. Они чаще доминируют, но не уступают.

III. Матери не проявляют большого интереса к ребенку. Основу материнства составляет чувство долга.

IV. Поведение матерей характеризуется непоследовательностью. Их воспитательные воздействия и реакции на одни и те же поступки ребенка противоречивы.

Все указанные типы могут быть расположены в континууме «принятие — отвержение». Если в материнском отношении преобладает отвержение, то у ребенка возникает чувство страха, что приводит к формированию личности с определенными характерологическими чертами: неуверенностью в себе, избеганием новых ситуаций, недостатком любознательности и инициативы. Необходимо отметить, что С. Броуди изучала общение матери с младенцем.

По отношению к развитию детей более старшего возраста важным фактором выступает стиль родительского воспитания. Понятие «родительский стиль» часто употребляется в литературе в качестве синонимов понятий «установка» или «позиция».

Подробно стили родительского воспитания были рассмотрены А. Болдуином (по ) . Он выделил два стиля практики родительского воспитания: демократический и контролирующий. Демократический стиль предполагает предоставление ребенку разумной самостоятельности, учет его мнения при обсуждении семейных проблем.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей. В работах этого автора было показано, что стиль родительского воспитания влияет на особенности развития ребенка.

В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной склонностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети из семей, в которых доминирует контролирующий тип воспитания, были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

05.10.2012

31

3

В исследованиях А. Е. Личко , Э. Г. Эйдемиллера была предложена широкая классификация стилей родительского воспитания, а также рассматривался вопрос о влиянии этих стилей на возникновение акцентуаций характера и психопатий у подростков. Были выделены следующие стили воспитания, способствующие аномальному развитию.

33

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, иногда встречается и жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком.

5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования сочетаются с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

На основе практики работы в Центре психологической помощи семье В. В. Столин и Е. Т. Соколова выделяют еще несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку.

1. Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужа: активное требование внимания к себе, заботы, навязчивое желание постоянно находиться в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками.

2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение, недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируют, что «он такой не нужен, мама такого не любит».

4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенку, нарушающему запрет, внушают, что он виноват в неблагополучии родителей (плохом самочувствии и т. д.) . Такое воспитание является частным случаем описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности.

Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношения родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин . В ее исследовании был специально рассмотрен вопрос о самоотношении ребенка и отношения родителей к нему. Согласно логике автора, родительское отношение и способы управления ребенком переносятся внутрь, и, вырастая, ребенок ведет себя по отношению к другим людям так же, как вели себя по отношению к нему его родители. Л. Беньямин предложила следующую классификацию типов общения родителей с ребенком:

• прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения;

• опосредствованная детерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний;

05.10.2012

31

• контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля;

• косвенное управление формированием самосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя.

Исследования Э. Шефера показали, что поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: непринятие — расположение и терпимость — сдерживание . Родители, которые одновременно проявляют расположение и контроль, могут быть названы покровительствующими, снисходительными. Родителей, демонстрирующих непринятие и склонных к чрезмерному контролю, можно назвать требовательными и нетерпимыми.

Родители, обнаруживающие непринятие и не считающие нужным ограничивать ребенка, могут считаться безразличными и небрежными. Родители, склонные предоставлять ребенку большую степень самостоятельности и расположенные к нему, могут быть названы демократичными и помогающими.

34

В сходной парадигме выполнено исследование Д. Баумринд , изучавшей воздействие родительского поведения на поведение детей. Было выделено три модели детского поведения и соответственно группы детей:

1. Социально развитые, зрелые дети.

2. Дети недостаточно уверенные в себе.

3. Дети с низким уровнем социального развития.

Поведение родителей детей из всех трех групп рассматривалось по четырем параметрам.

1. Контроль — попытка влиять на деятельность ребенка.

2. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе его умственных возможностей, на высоком социальном и эмоциональном уровне.

3. Уровень общения: использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснить его мнение или отношение к чему-либо.

4. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов) и теплоту (любовь, забота, сострадание) по отношению к нему.

Родители, дети которых были зрелыми, социально развитыми, набрали наибольшее количество очков по всем параметрам. Это сочетание родительского контроля, индуктивной техники и безусловной поддержки желания ребенка быть самостоятельным и независимым получило название модели авторитетного родительского контроля.

Родители неуверенных в себе детей получили более низкие оценки. Они жестко контролировали детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать собственное мнение. Модель поведения таких родителей может быть названа властной.

Родители детей с низким уровнем социального развития были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными. Модель такого родительского поведения была названа снисходительной.

Поскольку перечисленные модели поведения родителей не исчерпывают все

05.10.2012

31

Многообразие воспитательных приемов, были изучены еще две модели поведения. Модель гармоничного поведения родителей сходна с моделью авторитетного родительского контроля по всем признакам, кроме самого контроля. Так, не отвергая его, родители редко им пользовались.

Дети просто поступали так, как того желали родители, без всякого видимого нажима. Модель поведения нонконформистов включает родителей, которые не признают традиционного представления о воспитании. В основе их педагогической тактики лежит идея свободного развития детей.

Важное место в исследованиях, посвященных роли детско-родительских взаимоотношений в развитии личности ребенка, занимают работы К. Роджерса , . Он считал, что каждому человеку свойственны две главные потребности: потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребность самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между «Я-идеальным» (представление о том, каким тебя любят) и «Я-действительным» (уровнем любви) . С точки зрения К. Роджерса, основная задача родителей и педагогов — это создание условий для развития у ребенка чувства психологической защищенности и безопасности, уверенности в доброжелательности и уважении со стороны взрослых. В результате такого позитивного отношения, диалогического общения ребенка со взрослым происходит повышение самооценки ребенка, что способствует раскрытию его творческого потенциала.

Интересный подход к рассмотрению родительских позиций был предложен в работе Г. Т. Хоментаускаса . Он показал,

35

Что родительская позиция определяет целостные, обобщенные установки ребенка по отношению к родителям и к самому себе. Было выявлено четыре такие установки:

  • «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже»;
  • «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;
  • «Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»;
  • «Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое».

Естественно, оптимальной для развития ребенка выступает первая позиция.

Особенности взаимодействия родителей (матери) с ребенком дошкольного возраста были подробно изучены в работах А. Д. Кошелевой , Л. А. Абрамян . Эти авторы выделяют три типа такого взаимодействия :

1. Равнодушно-безучастный тип взаимодействия. Безразличие матери создавало дистанцию между нею и ребенком, во взаимодействии почти не наблюдаются теплые подбадривающие выражения, ласковые прикосновения, отсутствует сопереживание.

2. Эмоционально подавляющий стиль взаимодействия, между участниками которого также существует огромная дистанция, искусственно создаваемая напором и сверхопекой мамы. Ребенок выступает объектом родительских манипуляций, его Я не признается.

Большое количество эмоциональных воздействий со стороны мамы в большей степени ограничивает свободу и самостоятельность ребенка, чем развивают. Очень часто у таких детей нарушены функции самоконтроля, поскольку гиперконтроль со стороны мамы приводит к отсутствию такового у ребенка.

3. Эмоционально поддерживающий и понимающий тип взаимодействия мамы и ребенка наиболее благоприятен для его развития, так как основан на теплых, эмоционально

05.10.2012

31

6

Насыщенных действиях, взаимно адекватных. Мама принимает ребенка таким, какой он есть, любит его, всегда готова в нужное время оказать поддержку.

Полученные исследователями различных направлений результаты позволяют говорить о том, что существует два главных параметра отношения родителей к ребенку, влияющих на его развитие. Первый параметр может быть обозначен как Отношение к ребенку («принятие — непринятие» у большинства авторов, «я нужен и любим — я не нужен и нелюбим» у Г. Х. Хоментаускаса) . В качестве второго параметра детско-родительских отношений выступают, на наш взгляд, Способы воздействия на ребенка (контроль и требования, отмеченные у большинства исследователей как факторы родительской позиции, демократический и авторитарный стили воспитания А. Болдуина, терпимость/сдерживание в модели Э. Шефера, уровень общения у Д. Баумринд) . Таким образом, эмоциональное отношение к ребенку и способы воздействия на него выступают главными составляющими родительской позиции, в значительной степени влияющими на развитие ребенка.

Мы предположили, что позиция родителей по отношению не только к своему ребенку, но и к самому процессу его развития может быть охарактеризована с помощью двух параметров. Первым является Отношение к развитию ребенка: принятие необходимости своего активного участия в этом процессе либо отстранение от него. В качестве второго параметра, с нашей точки зрения, выступают Способы воздействия родителей на развитие ребенка, учитывающие особенности возраста и содействующие их наиболее полной реализации, либо направленные на ускорение развития и не считающиеся с возрастными особенностями ребенка.

Для обозначения способов воздействия, учитывающих возрастные особенности ребенка и направленных на расширение его возможностей на данной возрастной стадии, мы использовали термин «амплификация», введенный А. В. Запорожцем . Согласно его концепции самоценности дошкольного возраста, основной путь развития ребенка — это

36

Амплификация, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. В работах этого автора противоположное понимание развития получило название акселерации, т. е. сверхраннего форсированного обучения маленького ребенка без учета его возрастных особенностей.

Основными параметрами, характеризующими позицию родителей по отношению к психическому развитию ребенка, мы считали отношение родителей к процессу развития и способы воздействия на него. Предметом нашего анализа являлись когнитивный и поведенческий компоненты позиции родителей. Под когнитивным компонентом мы подразумевали понимание родителями процесса психического развития ребенка и своего места в этом процессе, а под поведенческим — способы воздействия на процесс развития.

Задачами нашей работы выступили разработка и апробация опросника, направленного на диагностику позиции родителей относительно психического развития детей дошкольного возраста. Основанием и ориентиром для эмпирической работы служила

Двухфакторная теоретическая модель (активность — пассивность; акселерация —

1 Амплификация) .

Этапы создания опросника были следующими:

1. Составление предварительного варианта опросника.

05.10.2012

Материал с сайта www.vash-psiholog.info

Другие статьи по теме:

  • Личностное развитие дошкольника

    Обобщение опыта работы по теме «Социально — личностное развитие дошкольников» Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в...

  • Методы способствующие социальному развитию дошкольника

    «Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста» Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становле...

  • Духовно нравственное развитие дошкольников

    Духовно-нравственное развитие дошкольников путем педагогического проектирования ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДУХОВНОСТЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ. ДЕТИ» (духовно-нравственное развитие дошкольников через социальн...

  • Социальное развитие дошкольников

    Социально-личностное развитие дошкольника Солодянкина Татьяна Вячеславовна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с п...

  • Воспитание и развитие дошкольников

    Теоретические основы физического воспитания дошкольников - Страница 14 Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников. Цель:...

  • Презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

    Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Значение игры в нравственном развитии дошкольников

    Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2....

  • Технологии художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Общее познавательное развитие дошкольников

    «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Педсовет в форме деловой игры «Педагогический ринг» Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Задачи: актуализация знаний педагогов, компе...

  • Области развития дошкольников по фгос

    Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Тема: Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошк...

  • Развитие познавательных процессов дошкольника через игровую деятельность

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Физическое развитие дошкольников в соответствии с фгос

    Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образователь...