Безопасность старший дошкольный возраст

Родительское собрание «Безопасность жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: педагогическое просвещение родителей в аспекте безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. (слайд2)

Предварительная работа:

1. Подготовка буклетов для родителей «Безопасность ребёнка», «Правила дорожного движения», «Профилактика детского травматизма», «Один дома».

2. Оформление памяток для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Оказание первой помощи при ожоге».

3. Оформление пригласительных билетов для родителей.

4. Подборка пословиц, поговорок, высказываний.

Методы активизации родителей: примеры, ситуации для анализа, вопросы к родителям, рекомендации.

Ход собрания:

1. Уважаемые родители! Всех нас объединяют наши дети, любовь к ним и желание сделать их счастливыми. (слайд 4)

Когда счастливы дети? В первую очередь – когда они здоровы. А когда счастливы родители? Тогда, когда счастливы их дети. Недаром говорят в народе: (слайд 5)

Здоров будешь – все добудешь.

Здоровье дороже богатства.

Здоров – скачет, захворал – плачет.

Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Чем бы не занимался человек, где бы он не находился, всегда его подстерегает возможная опасность. Причиной несчастных случаев часто служит наша собственная беспечность или осторожность окружающих. Где бы не находился ребенок: на улице, в детском саду, в школе, в гостях, мать и отец не могут быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случиться, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни. Задача нас, взрослых, - остерегать и защищать ребенка. Правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Трагическая статистика заставляет задуматься; десятки детей в основном дошкольного возраста ежегодно пополняют список жертв огня, дтп. Нередко причиной гибели детей становятся, незнание элементарных правил поведения при пожаре, виновниками ДТП, страдают от общения с незнакомыми людьми, так ка не понимают что безопасно, а что нет. Главная задача нас, взрослых помочь детям, утвердится в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать

«Этого делать нельзя». (слайд 6)

Порой мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Казалось бы, что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Каждое жилище – это не просто стены и крыша. Чтобы жилище было удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянув в любую квартиру, дом: мы найдем бытовую технику, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы. Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту. Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов. Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Но мы вынуждены ходить в магазин, в аптеку. Поэтому, если вы вынуждены время от времени ненадолго отлучаться по какой-то надобности, то обязательно подготовьте ребенка к безопасному нахождению в квартире без присмотра взрослых. Причем, максимальный срок вашего отсутствия не должен превышать 3-х часов. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков. Старайтесь не оставлять дома нескольких детей. Это часто чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.

Если в отсутствии нас, взрослых, кто –то хочет проникнуть в дом, квартиру, ребенок должен точно знать, кому он имеет право открыть дверь. Назовите этих людей по именам — родственников, соседей, друзей. Предупредите малыша, что никогда не пришлете в дом незнакомого ему человека. Обязательно договоритесь, может ли он пригласить или впустить в дом во время вашего отсутствия кого-то из товарищей. Злоумышленники очень хорошо могут притворяться. Часто они переодеваются в специальную форму, изменяют внешность.

Наша обязанность научить ребёнка пользоваться телефоном: пожарная охрана — 101, милиция, — 102, скорая помощь, — 103, служба газа— 104, служба спасения - 112 (слайд 7) .Он должен выучить наизусть свой адрес и самые важные телефонные номера: маминой и папиной работы, бабушки. А еще лучше, если вы вместе с малышом сделаете перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с телефонным аппаратом. Если у вас в квартире нет телефона. Попробуйте договориться с соседями, с кем из них и как можно связаться в экстренном случае. Пусть условным сигналом будет стук по батарее или в стену. Ну а в самых крайних обстоятельствах, если злоумышленники пытаются ворваться в квартиру, надо громко кричать, звать на помощь с балкона или из окна.

Правила дорожного движения – закон для улиц и дорог. Соблюдать правила должны и водители, и пешеходы. (слайд 8). Обучение дошкольников правилам дорожного движения требует определённых знаний. Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и он чувствовал себя уверенно на дороге, советуем:

- Напоминайте основные Правила дорожного движения ребенку каждый день;

- Никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;

- Учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;

- Учите его переходить проезжую часть только по пешеходным переходам, на зеленый сигнал светофора;

- Не позволяйте ребенку играть на дороге.

Задача нас, педагогов, вас, родителей состоит чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

(слайд 9)

Здоровье детей во многом зависит от нас взрослых. И в первую очередь – от родителей, так как малыши беззащитны, доверчивы, верят взрослым и не могут порой себя защитить, не могут предвидеть последствий неграмотного поведения.

Как вы думаете, есть ли правила, которые дети должны выполнять неукоснительно? Какие это правила? Кто должен научить их соблюдать? Следует ли объяснять детям дошкольного возраста, почему эти правила нужно выполнять или достаточно запрета: «Нельзя и все»? (Дискуссия)

Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения, знал правила безопасного поведения, умел применять их в реальной жизни, на практике. А родители должны своевременно разъяснять, почему следует поступать так или иначе, и следить за выполнением этих правил. А к тому же очень важно родителям самим выполнять эти правила, соблюдать профилактические мероприятия – ведь легче предупредить, чем пожинать плоды своего неответственного поведения. Ведь от соблюдения правил зависит самое главное – жизнь, безопасность, здоровье маленького человека.

Брифинг ««Безопасность ребёнка в различных ситуациях» (слайд 10)

1. Какие виды пешеходных переходов бывают и какие должны знать дошкольники?

2. Как следует переходить улицу, если отсутствует пешеходный переход?

3. Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

4. Назовите правила поведения при пожаре в квартире.

5. Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы?

6. Где можно кататься на велосипедах, самокатах дошкольникам?

7. Как взрослый с ребенком должен входить в автобус?

8. Как взрослый с ребенком должен выходить из автобуса?

9. Почему на автобусных остановках, особенно в сырую погоду, надо находиться на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом? (слайд 11)

10. Где и как надо ожидать автобус?

11. Какие вы знаете стихийные явления, которые могут привести к разрушительным последствиям?

12. Каковы ваши действия, если землетрясение застало вас дома или в каком-либо ином здании?

13. Что означает слово «светофор»?

14. Что вы предпримите, если во время прогулки по лесу началась гроза?

Игралочка для родителей

«Волшебный сундучок» (слайд 12)

На экране изображён волшебный сундучок. В нем находятся предметы, которые должны храниться в недоступном для детей месте. Отгадать, что в нем находится.

Приправа для блюд, но может вызвать сильный ожог.

(уксус, перец)

Украшение для женщины, состоящее из красивых горошин.

(бусы)

Резко пахнущая жидкость в красивой бутылке, похожая на сок.

Что водой не разольешь! (клей)

Железный по нему ударил крепко,

И он пропал, осталась только кепка.

(молоток и гвоздь) .

Таять может, да не лед

Не фонарь, а свет дает.

(свеча)

Я – молодец, я так хорош,

Лучше меня ты не найдешь!

Так сдружу я деревяшки:

Планки, рейки колобашки,

(термометр)

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(иголка)

«Узнай автора и названия произведения» (слайд 13)

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушеными грибами.

(К. Чуковский «Путаница»)

Спички – лучшая игрушка

Для скучающих детей,

Папин галстук, мамин паспорт –

Вот и маленький костер.

(Г. Остер «Вредные советы»)

Весь чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне.

Он окошко открывает,

Из окошка вылетают

Восемнадцать голубей,

А за ними воробей.

(С. Михалков «Дядя Степа»)

Третий этаж,

И четвертый и пятый…

Вот и последний

Пожаром объятый,

Черного дыма весит пелена

Рвется наружу огонь из окна.

(С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)

(слайд 14) Надеемся, вы с пользой провели время и примите активное участие в обучении и в передаче своего опыта детям. Ведь главная цель нашей с вами работы формировать у детей, навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.

«Детство подобно увертюре, даёт окраску спектаклю»

(Татьяна Ермакова)

www.maam.ru

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста по правилам пожарной безопасности

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста по правилам пожарной безопасности.

Воспитатель: Сармина Ольга Сергеевна.

МБДОО детский сад «Подсолнушек»

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, формировать представление о недопустимости шалостей с огнём. Об опасных последствиях пожаров в доме; учить принимать участие в обсуждении.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в пожарную часть, но я хочу проверить знаете ли вы правила пожарной безопасности.

Как может возникнуть пожар? Чем он опасен?

Дети: При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже весь дом. Но главное могут погибнуть люди.

Воспитатель: Кто такие пожарные? Как их можно вызвать? Можно ли вызвать пожарных ради шутки? Какие правила безопасности надо соблюдать, чтобы не возник пожар? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг себя и перечислите мне предметы находящиеся в группе, которые горят и которые не горят.

Проводится Д/И «Горит - не горит»

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы правила пожарной безопасности в квартире. Объясните, что может произойти в случае несоблюдения хотя бы одного из правил? Надо ли соблюдать эти правила в детском саду? На даче? в цирке и театре? Должны ли родители соблюдать их на работе? (Ответы детей)

Правило 1. Не балуйтесь дома со спичками и зажигалками. Не зажигайте фейерверки, свечи и бенгальские огни дома.

Правило 2. Уходя из дома, не забывайте выключать электроприборы (телевизор, компьютер, магнитофон, утюг, обогреватель, светильник, и т. д)

Физминутка: «Все ребята дружно встали»

Воспитатель: Нужно ли выключать эти электроприборы, если вы уходите из дома минут на двадцать? Как происходит короткое замыкание в электрических проводах? Чем оно опасно? (Ответы детей)

Д/и «Четвёртый лишний»

Формирует умение сравнивать предметы и выделять опасный для жизни и здоровья предмет.

(дети отбирают один предмет из 4-х (предмет, вызывающий пожар; предмет который брать нельзя; предмет требующий осторожного обращения; предмет ударяющий током… объясняя свой выбор)

Правило 3. Нельзя сушить бельё над плитой.

Правило 4. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло либо вылив кастрюлю воды.

Воспитатель: Что вы будете делать, если загорится телевизор? Ни в коем случае не заливайте его водой. Не жалейте своего любимого одеяла – накройте им телевизор. Не подходите к розетке, не пытайтесь выключить телевизор. Откройте окна, чтобы едкий дым не наполнял помещение. Выйдите на улицу и вызовите пожарных. Ждите пожарных на улице или в подъезде.

Правило 5. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану по телефону 01 или попросите об этом соседей.

Воспитатель: Набрав телефон пожарной охраны, что вы скажете по телефону? (Ответы дети)

Правило 6. Если вы не можете выйти из горящей квартиры, сразу же позвоните по телефону 01 и сообщите пожарным свой точный адрес. После этого позовите на помощь соседей и позвоните родителям.

Правило 7. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство люде при пожаре погибают от дыма. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на пол и продвигайтесь к выходу ползком: внизу дыма меньше. Чтобы было легче дышать, намочите махровое полотенце водой и дышите через него.

Правило 8. Когда будут пожарные, беспрекословно слушайтесь их и не бойтесь. Они лучше знают. Как вас спасти.

Воспитатель: Ребята наша беседа подошла к концу, давайте вспомним о чём мы с вами сегодня говорили. (Ответы детей) Вы молодцы! Нам можно смело отправляться на экскурсию.

www.maam.ru

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных будущих маленьких граждан – дошколят.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Ведь ребенка при неумелом поведении в помещении дет. сада, да и за воротами дошкольного учреждения могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

Одним из направлений реализации образовательной деятельности «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Прежде чем знакомить детей с основами безопасности педагогу необходимо самому хорошо разбираться в данном вопросе.

3 слайд: При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

1. Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.

2. Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

• Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

• Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

• Воспитание грамотного участника дорожного движения;

• Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

И так, после определения цели и задач, встает вопрос: с чего начать?

Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативность, степень сформированности практических умений и навыков на первом этапе помогают:

а) беседы: как избежать неприятности дома, на улице, в лесу, и т. д.

б) различные виды игровой деятельности: сюжетно – ролевые, дидактические, развивающие, настольно – печатные, подвижные .

в) тренинги: «Я потерялся», «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью», «Один дома» и др.

г) разбор проблемных ситуаций: «Что ты будешь делать, если постучали в дверь? », «Тебя приглашают покататься на машине» и др.

Знания и умения детей зависят от возраста и усложняются в каждой возрастной группе. В нашем детском саду был разработан перспективный план по ОБЖ согласно комплексно – тематическому планированию, где с учетом возрастных и психологических особенностей были определены задачи работы, а также формы работы с детьми и родителями по формированию навыков безопасного поведения.

6 слайд: Для проведения работы на данном этапе нужно создать условие для ознакомления детей с основами безопасности, т. е. организовать предметно – развивающую среду. В нее входят:

1) Уголок безопасности, который содержит следующие материалы:

- Практический: Щит безопасности.

- Наглядный: Плакаты, иллюстрации, план – схема.

2) Игротека, которая содержит:

• Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Четвертый лишний», «Собери целое из частей».

• Настольно- печатные игры:"Осторожно дорога", "Это надо знать", "Дорожные знаки"

• Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по взаимодействию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:

• Специально – организованная деятельность детей (экскурсии, развлечения, где дети получают новые знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, в природе; устанавливают причинно – следственные связи;

• Совместная деятельность воспитателя и детей (беседы, тренинги, чтения художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, сюжетно – ролевые игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях) .

Обучение проводится в форме занимательно – двигательной игры, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Ира дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочие навыки «Азбуки безопасности».

Анализируя проводимое в нашем дошкольном учреждении обучение можно сказать, что интегрированные занятия более результативные. У детей возникает желание заниматься разными непохожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: рисовании, театрализованной, художественно – речевой. С помощью таких знаний дети лучше и быстрее воспринимают и усваивают информацию: у них развиваются познавательная активность, коммуникативные навыки. На интегрированных занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основы правила безопасности, но и учатся формулировать, объяснять необходимость их применение в экстремальных ситуациях. Основной принцип ежедневной воспитательно – образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности – обучение с увлечением.

Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно выбрать четкую стратегию сотрудничества с родителями, так как они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. В нашей группе детского сада хорошей традицией стало проведение:

• Родительских собраний по темам: «Безопасность дошкольников», «Правила дорожного движения», «Огонь - это опасно».

• В этом году в первые, в нашем детском саду прошла акция: «Эмоциональная безопасность детей». Наша группа работала по разделу «Детские страхи». В результате данной акции каждая семья приготовила информацию о том какие бывают детские страхи и как с ними бороться.

• Создание проектов: «Ребенок и природа», «Путешествие в организм человека»

• Оформление информационного уголка по безопасности.

Стенд «Обсудите с ребёнком ситуацию»

Работая с родителями мы

• Объясняем актуальность, важность проблемы безопасности детей;

• Повышаем образовательный уровень родителей по данной проблеме;

• Обозначаем круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

В результате данной работы, дети подготовительной группы имеют представление о видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе) ; о способах поведения в опасных ситуациях.

Могут добиваться:

а) осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в опасных ситуациях;

б) быть осмотрительными и осторожными в местах и потенциально опасных ситуациях.

О чем свидетельствуют анкеты детей на следующие вопросы:

1) Знаешь ли ты свой адрес, телефон и сможешь ли ты объяснить, где живешь?

2) К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?

3) По какому номеру нужно звонить в полицию, пожарную и скорую помощь?

4) Какие правила дорожной безопасности ты знаешь?

5) Какие правила зимой ты соблюдаешь?

6) Назови правила безопасности поведения в лесу?

Воспитание безопасности – это непрерывный, последовательный процесс, начинающийся в детском саду. Именно в детском саду закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире и все, что ребенок усвоит в дошкольном учреждении по правилам безопасного поведения, останется у него и будет закрепляться дальше в начальной школе на уроках «Окружающий мир», «Я и мир вокруг меня».

Вывод: во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, что бы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

www.maam.ru

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Данная проблема позволила определить цель.

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.

Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.

Задачи.

1. Освоение знаний по ОБЖ.

2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.

3. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

4. Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.

5. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка- дошкольника.

Проанализировав методическую литературу по данной теме, мы установили, что формирование знаний ОБЖ у детей дошкольного возраста возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:

1. Отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения.

2. Применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений, как основы безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка.

3. Осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление в тесном сотрудничестве.

Методы и приемы:

В процессе формирования представлений об основах безопасности детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. Игровые: В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Наглядные: Ввиду того, что материал для детей представлен наглядно, то широко применяются наглядные методы -опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным.

Практические: Практический метод предполагает организацию игровых упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия.

I Этап. Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры.

На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий. Необходимо отметить, что на данном этапе большое внимание уделяли мотивации деятельности. Особая роль здесь отводится игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности, и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди, «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели», «Сто бед» и д. р.

II Этап. Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними.

Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, в своей работе мы использовали ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:

-использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;

-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

-«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

-поддержание адекватного эмоционального фона.

Специально изготовили макет кухни и комнаты, где разыгрывали ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезали из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др. Приведу лишь некоторые примеры ситуационно- игрового моделирования:

- В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак

Х – нельзя пользоваться.

! – осторожно пользоваться.

Вспоминаем вместе с детьми правила безопасности:

• Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.

• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

• Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда.

Или, Ваш друг рассказал вам о том, как он с родителями ходил в зоопарк. Вам тоже очень хочется посетить зоопарк, посмотреть зверей. И расположен он совсем недалеко, на соседней улице. Ваши действия? Или, Ты с мамой ходил по магазину. Заглядевшись на красивую игрушку, не заметил, как ушла мама. Что ты будешь делать?

На данном этапе мы широко использовали тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.

III Этап. Практикование действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Широко использовали проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомячку морковь», «Поможем няне: стираем, гладим» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.

С детьми мы организовывали опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах.

Предметно-развивающая среда

Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий формированию основ безопасности жизнедеятельности. Создали пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре Юные пожарные) .

В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов.

Одной из основных задач - обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка) .

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному? », «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

Работа с родителями

Большая роль в данной программе отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования.

Также я хотела вас ознакомить с темами родительских собраний, бесед, папок-передвижек, консультаций-практикумов, которые я проводила в своей группе:

«Не оставляйте детей без присмотра».

«Что нужно делать при пожаре».

«Как знакомить детей с основами безопасности».

«Ожог у ребенка» (консультация ст. м/с) .

«Как устанавливать елку».

«Не допускайте шалостей с огнем».

«Как вести себя во время пожара».

«Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».

«Отчего происходит пожар».

«Предметы, требующие осторожного обращения».

«Использование и хранение опасных предметов».

«Личная безопасность».

«Обращение с электрическими приборами».

«Правила поведения при пожаре»

Вывод: Таким образом,

В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

Прикреплённые файлы:

bezopasnost-shlyundina_o3t28.pptx | 3564,52 Кб | Скачан: 83
www.maam.ru

Сообщение «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится не безопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить, что либо, путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Свою работу я строю в соответствии с основной программой «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, а также с парциальными программами: «Юный эколог» С. Н. Николаевой и «Безопасность» Н. Н. Авдеевой.

Основная цель моей работы – подготовить детей к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными и опасными для жизни; научить быть внимательными и осторожными, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Прежде чем планировать свою работу, я провела диагностику для выявления уровня знаний по основам экологической безопасности с детьми всей группы. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют я использовала метод беседы, метод наблюдения, различные виды игровой деятельности, разбор проблемных ситуаций.

На основе полученных данных я выделила главные задачи работы с детьми:

закрепление у детей экологических знаний;

формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами;

обучение правилам безопасности:

При наблюдении за животными и растениями;

Труда в природе;

При проведении опытов с природными объектами;

Во время игр на природе.

воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.

Свою работу я начала с создания предметно – пространственной среды, так как она является одним из условий экологического воспитания детей. Среда способствует:

оздоровлению ребенка;

эколого – эстетическому и познавательному развитию;

формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов деятельности.

В группе был созданы:

Уголок безопасности (картины, наборы иллюстраций, учебные макеты перекрестка, дорожные знаки) – воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать. Пропаганда здорового образа жизни;

Игротека

Стимулирование игровой активности детей и их познавательного развития;

Библиотека – способствует получению детьми новых сведений об окружающем мире, о взаимодействии человека и природы; закреплению правил правильного поведения в экстремальных условиях, пополнение словарного запаса детей.

Огород на окне – формирование у детей интереса к опытнической деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, осуществление длительного наблюдения.

Уголок опытов и экспериментов с водой, почвой и песком для развития познавательных способностей, т. е. учиться наблюдать, планировать работу, прогнозировать, экспериментировать, анализировать, делать выводы и обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.

Вместе с детьми и родителями мы обустроили свою групповую комнату. Группа оснащена техническими средствами: телевизор, магнитофон, DVD – проигрыватель. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы («Уроки тетушки сова», «Фиксики», «Лунтик» и другие, которые помогают детям закреплять правила по основам безопасности жизнедеятельности. Помещение разделено на предметные мини – центры», где сосредоточены самые разнообразные материалы и средства для работы. Ребенок самостоятельно может выбрать себе предметный мини – центр, укромный уголок, где он может уединиться, просто подумать, посмотреть книги, поиграть с любимой игрушкой. В целом в группе царит атмосфера занятости содержательного общения, исследования, творчества, радости. А благоприятный микроклимат способствует развитию уверенной в себе личности, устойчивости к стрессам и эмоциональному благополучию детей.

Весь материал детям я даю, соблюдая принципы экологического образования:

Принцип научности – использование только научно обоснованных форм и методов работы;

Принцип позитивности – воспитание и обучение детей на положительных примерах;

Принцип проблемности – создание проблемной ситуации, в решение которой вовлечен ребенок;

Принцип системности – организация работы с детьми, родителями;

Принцип наглядности – использование наглядного материала;

Принцип гуманистичности – личностно – ориентированное обучение, педагогика сотрудничества;

Принцип последовательности – от простого к сложному;

Принцип безопасности – формы и методы безопасности для ребенка;

Принцип интеграции – сотрудничество всех педагогов;

Принцип деятельности – участие детей совместно с родителями в природоохранных акциях.

Для формирования у детей умения общаться с домашними и дикими животными использую различные методы и приемы. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, обобщать, делать выводы. Самым эффективным методом является метод - наблюдение. Наблюдая за животными, я обращаю внимание детей на их состояние: страх, агрессию, голод, боль и побуждаю детей к проявлению сочувствия, сопереживания, а самое главное – оказать им посильную помощь, не забывая при этом об осторожности: не бросаться их гладить, не трогать руками. Детям объясняю, что животные могут укусить, оцарапать, что игры с ними могут привести к травмам (как животного, так и детей). Очень интересна познавательно – исследовательская деятельность, проводимая в нашей группе с песком, снегом, льдом и другими материалами, что способствует повышению познавательной активности, улучшает дисциплину, эмоциональный подъем, воспитывает их самостоятельность и любознательность, и позволяет сохранить самое главное – здоровье.

При изложении знаний, я отдаю предпочтение чтению рассказов, беседам, заучиванию стихов, рассматриванию иллюстраций и плакатов Р. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» изд. Просвещение, 2002 г. из которых дети узнают, как сохранить свою жизнь, запоминать правила поведения в экстремальных ситуациях. Эта работа помогает увеличить словарный запас, получит новые сведения об окружающем мире, ее целостности, овладеть новыми знаниями. Все это развивает любознательность, побуждает к самостоятельной деятельности. Полученные знания и умения дети закрепляют, участвуя в различных инсценировках, экологических КВН, праздниках, досугах.

Для обогащения знаний детей я использовала различные формы организации детской деятельности:

беседы «Вода – источник здоровья», «Муравьи санитары леса», «Для чего нужны лесу дятлы».

экскурсии «Транспорт на наших улицах»

наблюдения за осадками, дымящимися трубами котельных, за песком, за почвой

игры – занятия: «Капелька», «В гостях у Снежной королевы»

сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в лес»;

целевые прогулки в парк, на спортивную площадку, в цветочную теплицу;

дидактические игры: «Что лишнее», «Лесные цепочки»;

опыты (свойства воды, почвы) и эксперименты;

природоохранные мероприятия:

Трудовые десанты «Помощники природы»; «Снежное одеяло для сосенки»;

Экологические акции «Друзья природы», «Не рубите елки! », «Зеленая аптека».

развлечения: «Что нам осень принесла», «Праздник шишек», «Спортивный праздник»

организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Опасности вокруг нас! », «Наша планета», «Огонь – враг! »;

просмотр видеофильмов и познавательных мультфильмов (из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики» и т. д.)

чтение художественной литературы: В. Танасийчук «Экология в картинках», В Бианки «Птичьи разговоры», О Герасимов «Сказка о споре огня, воды, ветра»;

участие детей в родительских собраниях по темам: «О безопасности и здоровьи всерьез», «Здоровое питание»;

решение проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей (что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил чужую собаку; что делать, если дома забыли панамку и т. д.) ;

интегрированная деятельность: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть».

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении способствует формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека – вот главные аспекты моей деятельности с детьми, поэтому я стремлюсь к экологизации всего образовательного процесса, а для этого я работаю в тесном сотрудничестве со всеми специалистами детского сада: старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель – логопед.

Круг проблем связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в стенах детского сада, поэтому важно выбрать четкую стратегию сотрудничества с родителями, так как они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями объяснить актуальность и важность этой проблемы. Работая с родителями я поставила следующие задачи:

поддерживать интерес у детей к природе;

поощрять их экологически грамотные поступки;

проявлять интерес к содержанию деятельности в детском саду;

быть во всем примером для детей.

С родителями я провожу просветительскую работу (консультации, буклеты, индивидуальные беседы, памятки; размещение в уголке для родителей рубрики «Опасные ситуации в жизни детей») .

А также я уделяю большое внимание совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Провела совместные акции «Сделай свой участок чистым», «Игрушки – фантазии из бросового материала».

Формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, направлено на то, что бы развить у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время; что необходимо сохранить нашу планету красивой и уютной, что мы после себя должны оставит землю такой же и даже лучшей, чем она была до нас. В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, закреплять, обогащать и систематизировать конкретные представления об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые формы работы для того, что бы дети усвоили главное правило: «Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать! ».

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-sobscheniyu_sk1ro.pptx | 17112,53 Кб | Скачан: 48
www.maam.ru

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Автор статьи

Землянкина Ирина Владимировна

воспитатель МБДОУ детского сада №18

г. о. Самара, 2013 г.

Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. В связи с модернизацией системы народного образования были сформированы новые государственные требования в содержании образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Наблюдения за поведением и деятельностью детей старшей группы детского сада № 18 показали, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Главная цель по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Актуальность этой проблемы подчеркивается анализом недостатков в результатах образовательного процесса:

- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;

- не понимание потенциальной опасности в быту;

- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.

Проведенный анализ дает возможность сформулировать профессиональную проблему, решение которой позволит устранить недостатки образовательного процесса: Необходимо воспитать в детях потребность в здоровом и безопасном образе жизни, содействовать организации специальных условий, способствующих формированию основ безопасности. Для этого необходимо внести изменения в образовательный процесс.

Результатом должен стать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся:

1. Сформированы знания об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Ребенок умеет пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. На практике проявляет осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

4. Ребенок соблюдает правила поведения в быту.

Необходимо закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Важно предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем; познакомить детей со службой «02»; сформировать представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома; учить детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого.

Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети должны получить знания о правилах поведения во время грозы. Эти правила следует разъяснять подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

В содержание образовательного процесса следует включить:

1. Решение ситуативных задач с детьми;

2. Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»;

3. Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»;

4. Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности;

5. Тематические занятия, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы дома нет», «Каждому опасному предмету – свое место»;

6. Использование словесно-наглядных, настольно – печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

7. Итоговое занятие на тему «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни».

В средствах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

1. Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон».

2. Беседы с детьми на тему: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь! », «Один дома».

3. Создавать пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные».

4. Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Приобрести разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка) .

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Педагоги:

- Повышение квалификации педагогов, путем прохождения курсов по проблемам «ОБЖ в детском саду», «Формирование основ безопасного поведения дошкольников».

- Содержательное, целенаправленное календарно-тематическое планирование.

Дети:

Использование на занятиях интерактивного мультимедийного дидактического пособия «Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали».

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо, или огонь – это плохо. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома.

Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта».

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара… о доме, где я живу и где много электрических приборов… ». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. Занятия-инсценировки: «Когда мамы нет дома».

Сотрудничество с родителями.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

www.maam.ru

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС вследствие своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызывать тревогу. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.

В связи с изменениями, произошедшими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились и требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста.

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

Актуальность темы обусловлена тем, что в наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.

Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети не могут принимать решение сами, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Я согласна с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас коллективы дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей, она представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для изучения данной темы. В 2007году я прошла курсы повышения квалификации на тему: «Безопасность» и с головой окунулась в эту работу.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Задачи:

- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;

- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

- учить детей регулировать свои поведенческие реакции;

- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

- развивать у детей самостоятельность и ответственность;

- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;

Я начала свою работу с выявления уровня знаний детей, диагностики, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Учебно-воспитательный процесс построила в трех направлениях: обучение теоретическим знаниям, самостоятельная работа, практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте, свободная самостоятельная деятельность детей.

В закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике. Большое значение для закрепления знаний о правилах безопасного поведения отводится настольно-печатным играм специальной тематики и др.

Большая роль в данной программе отводится семье. Родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования. Поэтому без активного участия родителей я не смогу решить поставленные задачи в полном объёме.

В результате своей работы я решила подробным образом ознакомить родителей с программой, используя разнообразные формы работы: групповые и индивидуальные консультации; беседы; домашние задания для изучения материала и решения задач, которые трудно было решить в условиях детского сада.

Продолжая работать над темой «ОБЖ», я заинтересовалась инновационной технологией – проектный метод обучения, который позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей детей. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Воспитанники с их семьями участвуют в проектной деятельности, что очень важно для развития коммуникативных навыков, творческого мышления, обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, развития творческого воображения. Проект – это повышение инициативности не только для детей и родителей, но и для педагога. Результатом проектной деятельности, для педагога, может быть папка - портфолио для иллюстрации проекта. Совместив эти важные для моей работы направления деятельности, я провела с детьми ряд проектов на тему Безопасность: «Как выжить на необитаемом острове», «Собака – друг человека», «Огонь – это друг или враг». В 2012 году я провела РМО на тему: «Проектная деятельность в ДОУ», где показала детский проект на тему: «Пожар в доме» и презентацию по проектной деятельности. Также провела ряд теоретических семинаров по данной теме. Могу сказать, что, по моему мнению, цель проекта не в том, чтобы было больше работ, а в том, что у детей появится больше возможностей реализовать себя как личность, проявить социальную активность в познании себя и окружающего мира. Потом будет самый важный момент – ребенок будет «защищать» свой проект. Взрослый будет ему в этом помогать. В результате ребенок почувствует, что его труды не остались незамеченными, а добытая им информация также значима и для других людей. Вот основной психолого-педагогический смысл и эффект проектов.

Вся жизнь детей моей группы отражена в созданном мною «Портфолио» с различными видами деятельности: праздники, развлечения, наблюдения, экскурсии, режимные моменты, закаливающие процедуры, выставки творчества родителей и детей.

В основу своей работы я взяла программу Р. Б. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия. Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной мною в группе, которая включает:

• уголок безопасности;

• познавательно–агитационные материалы;

• иллюстративные стенды для детей и взрослых;

• подборка литературы;

• подборка иллюстрационного материала;

• информационный уголок для родителей;

• проведение фотосессий.

К созданию этих уголков я подошла творчески и с фантазией.

При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видах деятельности учитывала эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме. В основе лежали следующие образовательные технологии: проектный метод обучения и игровая технология.

В процессе диагностического обследования уровня сформированости основ безопасности жизнедеятельности мною были взяты такие показатели как:

- психологическая устойчивость детей;

- сформированность представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;

- умение регулировать свои поведенческие реакции;

- умение находить выход из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

- умение предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.

На основе полученных данных я сделала вывод, что у детей повысился уровень сформированости представлений безопасного поведения.

Поэтому, в дальнейшей своей работе необходимо продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы:

- экскурсии в пожарную часть округа;

- беседы с представителями ГО ЧС;

- участие в муниципальных, областных смотрах- конкурсах художественного и прикладного творчества «Безопасность глазами детей»;

- участие в спортивном конкурсе «01 спешит на помощь»;

www.maam.ru

1. Учить детей объяснять дорожную ситуацию; соблюдать правила дорожного движения и знать значение каждого сигнала светофора.

2. Дать представления о знаках дорожного движения (пешеходныйпереход, подземный переход, автобусная остановка и т.д.) ,

3. Развивать навыки счета, мышление, память, речевую активность, воображение.

4. Воспитывать навыки безопасного поведения на дороге.

Материал и оборудование: игровое поле с кружками оранжевого, синего, красного, черного, жёлтого и зелёного цвета; кубик с цифрами; светофор; фишки человечки; домики; картинки с изображением различных дорожных ситуаций; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Остановка автобуса», «Подземный переход.

Ход игры:

В игре принимают участие 2 и более игроков.Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Ведущий расставляет по дороге дорожные знаки, определяет места остановок автобуса.

Он же управляет светофором. Остальные игроки берут себе фигурки человечков и по жребию выбирают первый ход игрока. Ребёнок бросает кубик, выпавшая цифра даёт право игроку передвинуть фишку на то количество кружков, которое указывает цифра.

При этом ведущий и сам игрок должен соблюдать правила движения. Нужно внимательно смотреть на картинки и сигнал светофора.Выбирая путь и двигаясь по нему, ПОМНИТЕ:

1. Двигаться по улицам можно только в одном направлении.

2. Обгонять другие фишки и ставить несколько фишек на одну метку разрешается.

3. Перед перекрестком со светофором, подземным переходом и пешеходным переходом, нужно остановиться.

4. Если последний шаг попадает на опасную метку, играющий обязан:

-при попадании на синий кружок продолжить движение по стрелке вперед;

-при попадании на зеленый кружок , играющий должен выполнить задание «Назови дорожный знак» (конверт с зеленым кружком) ;

-при попадании на красный кружок играющий должен выполнить задание «Светофор» (конверт с красным кружком) ;

-при попадании на черный кружок, вернуться по стрелке назад, в начало игры.

Вариативность.

Игру можно использовать как дидактический материал в непосредственной образовательной деятельности по нескольким разделам и областям общеобразовательной программы «Детство»: «Безопасность» Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире,«Социализация» В игре ребенок развивается, познает мир, общается,«Познание» Делаем первые шаги в математику, в совместной деятельности воспитателя с детьми, а также родителей с ребёнком.

Читать далее nsportal.ru

1. Учить детей объяснять дорожную ситуацию; соблюдать правила дорожного движения и знать значение каждого сигнала светофора.

2. Дать представления о знаках дорожного движения (пешеходныйпереход, подземный переход, автобусная остановка и т.д.) ,

3. Развивать навыки счета, мышление, память, речевую активность, воображение.

4. Воспитывать навыки безопасного поведения на дороге.

Материал и оборудование: игровое поле с кружками оранжевого, синего, красного, черного, жёлтого и зелёного цвета; кубик с цифрами; светофор; фишки человечки; домики; картинки с изображением различных дорожных ситуаций; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Остановка автобуса», «Подземный переход.

Ход игры:

В игре принимают участие 2 и более игроков.Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Ведущий расставляет по дороге дорожные знаки, определяет места остановок автобуса. Он же управляет светофором.

Остальные игроки берут себе фигурки человечков и по жребию выбирают первый ход игрока. Ребёнок бросает кубик, выпавшая цифра даёт право игроку передвинуть фишку на то количество кружков, которое указывает цифра. При этом ведущий и сам игрок должен соблюдать правила движения. Нужно внимательно смотреть на картинки и сигнал светофора.Выбирая путь и двигаясь по нему, ПОМНИТЕ:

1. Двигаться по улицам можно только в одном направлении.

2. Обгонять другие фишки и ставить несколько фишек на одну метку разрешается.

3. Перед перекрестком со светофором, подземным переходом и пешеходным переходом, нужно остановиться.

4. Если последний шаг попадает на опасную метку, играющий обязан:

-при попадании на синий кружок продолжить движение по стрелке вперед;

-при попадании на зеленый кружок , играющий должен выполнить задание «Назови дорожный знак» (конверт с зеленым кружком) ;

-при попадании на красный кружок играющий должен выполнить задание «Светофор» (конверт с красным кружком) ;

-при попадании на черный кружок, вернуться по стрелке назад, в начало игры.

Вариативность.

Игру можно использовать как дидактический материал в непосредственной образовательной деятельности по нескольким разделам и областям общеобразовательной программы «Детство»: «Безопасность» Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире,«Социализация» В игре ребенок развивается, познает мир, общается,«Познание» Делаем первые шаги в математику, в совместной деятельности воспитателя с детьми, а также родителей с ребёнком.

Читать далее nsportal.ru

Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».

Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.

Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?

Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии:Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т. И. «Мир вокруг нас» и др.

Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с дошкольниками его назвали «Азбука безопасности в природе».

Цель работы по данной теме - познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Основные направления работы этого блока:

  1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
  2. Охрана природы
  3. Лекарственные и ядовитые растения
  4. Контакты с насекомыми, животными

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

  • беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
  • различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
  • тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
  • разбора проблемных ситуаций

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:

  • специально организованную деятельность детей - непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
  • совместную деятельность воспитателя и детей - беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное - дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.

Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Содержание воспитательно-образовательной работы

блок«Азбука безопасности в природе»

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

Источник reftrend.ru

Другие статьи по теме:

  • Азбука безопасности для детей дошкольного возраста

    Кружок ЮИД «Азбука безопасности» Актуальность изучение правил дорожного движения и работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма связана с угрозой жизни и здоровья детей на дорогах. На...

  • Программа основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Обж для детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Безопасность детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского - «secare» -...

  • Программа стеркиной основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Стеркина основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. «С...

  • Основы безопасности детей дошкольного возраста

    Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Краткая аннотация: Благодаря моей заинтересованности, я стала углубленно заниматься проблемой пожарной безопасно...

  • Авдеева стеркина основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

    Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот...