Девиантное поведение детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов «Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Это поведение, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения.

В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.

По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребенка. Это поведение связано с нарушением ребенком соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений.

Отклоняющееся поведение в рамках педагогической проблемы характеризуется следующими особенностями, затрудняющими процесс обучения и воспитания детей.

1. Девиантное поведение ребенка может быть обусловлено спецификой протекания психических процессов, что может выражаться в их повышенной либо заторможенной подвижности.

2. Девиантное поведение может быть следствием типологических черт личности и характера ребенка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

Нарушения поведения имеют в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость ЦНС, обусловленную, как возрастной незрелостью, неблагоприятной беременностью и родами.

К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма. Выделяют физическую агрессию (драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их) ; вербальную агрессию (оскорбляют, дразнят, ругаются). Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребенка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

Гиперактивный ребенок – ребенок с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивный ребенок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

Дисфория - расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребенок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

Рассмотрим причины возникновения девиантного поведения у старших дошкольников. В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

Анализ научной литературы позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины девиантного поведения детей:

1) возросшая напряженность жизни, повышает тревожность. Многие склонны к пересмотру норм поведения, становятся все менее цивилизованными;

2) большое давление на неокрепшие умы и нервы дошкольников вызывает рассогласование между тем, что видит в реальной жизни ребенок;

3) широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания – от непонимания моральных норм до нежелания считаться с ними;

4) интеллектуальная неразвитость, душевная черствость;

5) неблагоприятная наследственность;

6) неустойчивость нервных процессов;

7) асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, преступный образ жизни и т. п.) ;

8) чрезмерный контроль со стороны взрослых или, полное безразличие к ребенку;

9) неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка;

10) замедленные темпы социального и морального, умственного развития;

11) педагогическая запущенность и др.

Решение проблемы девиантного поведения дошкольников всегда должно начинаться с выявления причин. Правильно выявленные причины будут способствовать грамотно выстроенной и эффективной профилактической работе.

Используемая литература:

1. Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г. Детский сад и семья: возможности социального партнерства. //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - с. 38-42.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - С. -Пб. : Питер, 2008. - 400с. (серия Мастера психологии)

3. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. - С. -Пб. : Питер, 2010. - 352с.

4. Менделевич В. Д. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2006, - 288 с.

5. Прохоров А. О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста /Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 56-67.

6. Рассел Дж. Девиантное поведение. - М. : Евразия, 2012. - 94с.

www.maam.ru

Профилактическая социально-педагогическая программа "Предупреждение девиантного поведения старших дошкольников"

На данный момент одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка, но к сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.

Многие отечественные педагоги такие как: М. А. Галагузова, Р. В, Овчарова, Л. Я. Олиференко, С. А. Беличева и др. рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость) , различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) .

Существующие социальные проблемы заставляют задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам, к которым, в первую очередь, можно отнести напряженный ритм жизни (особенно в условиях крупного города) ; неблагополучие и дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания. Все это может привести к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».

Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.

Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных детей, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.

Все мы знаем, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, поэтому основное внимание в работе по профилактике девиантного поведения было уделено такой форме как «Сказкотерапия» и разработке занятий по снятию напряжения.

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.

При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

С целью профилактики девиантного поведения у детей дошкольного возраста была разработана социально-педагогическая программа «Путешествие в сказку»,

которая будет реализована на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад п. Молочные Дворы Плавского района, Тульской области.

Цельюпрограммы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.

Целевая группа: дети 6-7 лет.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- выявление детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;

- обучение способам работы в группе, развитие навыков общения;

- профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение) ;

- формирование у воспитанников адекватной самооценки;

- ориентация на позитивные социальные и личностные ценности;

- организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.

Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:

- комплексность – организация воздействия на различных уровнях социального пространства;

- дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения;

- аксиологичность – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы;

- максимальная активность детей;

- устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего;

- принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми.

методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, рисуночные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи», «Лист наблюдения за агрессивными детьми», анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?».

Правовой базой для реализации программы являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

Ожидаемые результаты:

- формирование здорового образа жизни, профилактика агрессивного поведения, снижение гиперактивности, формирование доброго отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива детей старшего дошкольного возраста;

- усиление роли семьи в воспитании детей;

  • формирование у детей и их родителей основных навыков общения с окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.

Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:

  1. Снижение уровня агрессии;

  2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;

  3. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста.

Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.

Программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 8 месяцев. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю в течение 30-40 минут, первое занятие (вторник) - направленное на снятие напряжения, второе занятие (пятница) -«Путешествие в сказку» - театрализованные представления детьми. Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и завершающий, в каждом из которых предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями.

Представленная социально-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет свое содержание на каждом из этапов ее реализации.

  1. Подготовительный этап.

- провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;

- сформировать группы учащихся, нуждающихся в профилактической работе;

- обучение способам общения в группе – выработка правил;

- беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.

В процессе реализации первого этапа, проводится:

1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и тихого часа.

2. Графические методики « КАКТУС», «РИСУНОК СЕМЬИ», (приложение 1) .

3. Беседа.

4. Анкетирование родителей (приложение 2) .

5. Анкетирование детей

6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.

7. Размещение социальной рекламы.

Подробней infourok.ru

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Обучение и воспитание, Советы родителям

Сегодняшняя современность нашего общества постоянно вызывает существенные проблемы в воспитательном процессе детей. Одним из таких доказательств являются поступки детворы дошкольного возраста, сопровождающиеся порой агрессивностью и различными конфликтными ситуациями. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста проявляется в асоциальных действиях, низком уровне интереса к учебному процессу, замкнутость в общении одногодок.

Что это?

Такие проявления представляют собой отступления от нормы. Характеризуя поведение малыша, мы имеем в виду ряд поступков, отличающихся от принятых норм, полностью выходящих за ее границы.

В социальной сфере такие проявления относятся к типу угрожающих обществу или отдельным людям в нем. С точки зрения медицины девиантность рассматривается как состояние нервно-психического здоровья. Психология относит их к ошибочным решениям конфликтных вопросов, способных принести ущерб обществу и себе.

Главные причины

Их достаточно много, и сложность не позволяет определить наиболее решающую, тем более привязать ее к какому-либо отдельно взятому случаю. Гораздо чаще первопричиной является комплекс проблемных вопросов, связанных с социальными и биологическими факторами, развитием ребенка, особенностями окружающей среды.

Причины медицинского и биологического характера можно выделить несколькими группами – врожденными, наследственными или приобретенными. Ясно уже, что вызваны они могут быть поражением плода в срок беременности, наследственностью, полученной от родительских ген, или нарушениями жизненного процесса ребенка.

К социальной группе относятся нарушения в поведении, ставшие следствием неблагополучной атмосферы в семье. Плохая семейная атмосфера и нарушения в методике воспитания, утрата одного языка с родителями, отсутствие стремления создавать правильные взаимоотношения с окружающими – главные причины девиантности в поведении ребенка перед школой.

Неумение или нежелание взрослых разъяснять малышу правила дисциплины, соблюдения культуры и прочее формирует у малыша искаженность в общеизвестных нормах поведения. Негативное воздействие может вызвать и частота использования запретов на какие-либо поступки.

В таких моментах вполне возможно развитие у малыша обратной реакции защитного характера, проявляющейся в форме аномального поведения. Нередко это переходит в открытые гневные выступления на какой-нибудь запрет со стороны взрослых.

Профилактические действия

Главной проблемой является отсутствие умения контролировать свое поведение, пользоваться поддержкой окружающего коллектива. Чтобы устранить эти искаженные реакции, необходимо принимать следующие меры воздействия:

  1. формировать у малыша заинтересованность к окружающему коллективу и стремление к взаимопониманию;
  2. закреплять полученный опыт общения, знание правил поведения;
  3. вырабатывать умение вести себя адекватно;
  4. приучать малыша контролировать свои чувства эмоционального характера;
  5. учить его уметь вести себя в разной обстановке.

Все эти способы должны иметь под собой основу, интересную сначала самому ребенку. Лучше всего делать это в виде подвижных игр, обыгрывания «сложных ситуаций», читки и разбора сказок. Именно они будут способствовать формированию у ребенка понятий о добре и зле, учить верно оценивать поступки, главным образом собственные.

В сложных ситуациях лучше не экспериментировать самим, а обратиться за советом к квалифицированным специалистам.

Читайте так же:

Ссылка на источник razvitiedetei.info

Девиантное поведение ребенка. Что это?

27.11.2014 10:55 // Комментировать // sweetwoman // Рубрика: Воспитываем правильно, Я-Мама

Сам термин «девиантное» появился от английского слова deviation, что в переводе означает «отклонение». Девиантное поведение – эта такая форма социального поведения, которая противоречит общепринятым нормам, идет вразрез с ними. Например, девиантным поведением можно назвать совершение субъектом поступков, неприемлемых для того или иного общества (преступные действия, алкоголизм, наркомания, проституция, суицидальные наклонности и так далее) . Чаще всего предпосылки к девиантному поведению проявляются еще в детстве и достигают своего расцвета к подростковому возрасту.

Причины девиантного поведения

Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – на биологические и на психологические.

Биологические причины:

  • врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения) ;
  • психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология) ;
  • физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность) .

Психологические причины:

  • психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость) ;
  • недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь) .

Типы девиантного поведения

Принято выделять три вида девиантного поведения:

  • Деструктивное поведения (человек причиняет вред самому себе как в физическом, так и в психическом плане; например, мазохизм) .
  • Асоциальное поведение (человек, причиняя вред себе, доставляет неудобства и социуму, в котором живет; например, алкоголизм) .
  • Противоправное поведения (человек причиняет вред другому человек; например, грабеж) .

Девиантное поведение может выражаться в форме поступка (драка) , постоянной деятельности (воровство или проституция) или образа жизни (примыкание к какой-либо преступной группировке) . Не столь важно, какая из этих форм поведения была замечена вами за вашим ребенком – при малейших намеках нужно немедленно бить тревогу. Нельзя сказать, какая из этих форм страшнее – все они по-своему ужасны.

Для большего удобства можно разделить девиантное поведение на следующие разновидности:

  • преступность (самое опасное из всех известных отклонений от принятых обществом норм, особенно распространенное среди молодежи в возрасте от 13 до 20 лет) ;
  • алкоголизм (если верить социальным исследованиям, более 70% граждан в возрасте от 13 до 15 лет не раз пробовали спиртное) ;
  • самоубийство (может быть как следствием деструктивного поведения, так и асоциального; человек может решить свести счеты с жизнью по целому ряду причин – отказ в близости, конфликты в семье, недовольство собственной личностью, помутнение рассудка из-за чрезмерного употребления алкоголя или наркотический веществ и так далее) .

Примечательно, что все виды девиантного поведения очень тесно связаны между собой. Так, например, алкоголизм может привести и к проституции, и к насилию, к попыткам суицида. Начав с разрушения своей собственной личности, человек нередко начинает испытывать желание уничтожить и личность другого.

Коррекция девиантного поведения у ребенка

Как и в случае с любой другой болезнью, чем раньше начать лечить девиантное поведение, тем лучше для пациента. Если вы озабочены судьбой вашего чада, если вы не хотите, чтобы со временем он стал отъявленным негодяем, при первых же тревожных симптомах обратитесь к доктору. Для выявления поведения, отклоняющегося от нормы, врачи используют психологический и клинический методы.

Психологический метод диагностики девиантного поведения – это проведение тестов. Он выявит не только нарушение поведения, но и склонность к психологическим расстройствам, уровень самооценки, восприятия своего собственного «Я». По итогам тестов будет определено, нуждается ли ребенок в помощи психиатра.

Клинический метод – это разговор с ребенком, опрашивание его родителей и учителей. На сегодняшний день последний метод является наиболее распространенным, хотя первый, безусловно, гораздо более действенный.

Очень важно, чтобы ребенок сам понял, что его поведение не соответствует нормам, что он причиняет боль себе, своим близким, что он разрушает свою еще даже толком не начавшуюся жизнь. Если этого не произойдет, если родители и доктора не смогут объяснить подростку, что так жить просто нельзя, лечение может и не принести никаких результатов.

В крайнем случае помощь могут только оказать сильные фармацевтические препараты. Хотя чаще всего из ребенка сделать полноценную личность получается и без них, если, конечно, родители были бдительными и внимательными.

Вам также может быть интересно:

Материал с сайта sweet-w.ru

: профилактика девиантного поведения у подростков из неблагополучных семей

Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Приобретение наркотиков становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя девиантное поведение младшего школьника.

Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду семьи. Во-первых, проституция — это форма социального паразитизма, Что выражается в уклонении от общественно полезного труда.

Смотрите так же виды девиантного поведения у младших школьников:

Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.

На этот вопрос большинства экспертов отвечают отрицательно. К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных составляет 12,3 % (в 1990 г. — 14,7%) .

1. Работа социального педагога с семьей.

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.) .

Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально. Можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей) , и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или ее членами, и совместная групповая психотерапия детей и родителей.

3. Организация взаимодействия по профилактике девиантного поведения с педагогами школы.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя, школьного врача и психолога имеют своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы людей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом.

"Карта личности школьника" заполняется классным руководителем, социальным педагогом, психологом, школьным врачом. Оценка предложенных качеств личности и условий ближайшего окружения происходит на основе наблюдений за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а так же в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые даются учащемуся его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполненных карт организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую работу, и группы, требующие коррекционной работы, а так же выделяются дети, нуждающиеся в индивидуальной профилактической и коррекционной работе.

Презентация на тему: Социология личности. Девиантное поведение

Контрольная работа №1 I вариант Дайте определение понятию «социология» (в широком смысле) Приведите примеры объекта и предмета социологического исследования. Объясните связь социологии с одной из общественных наук (на выбор) Раскройте познавательную функцию социологии.

II вариант Дайте определение понятию «социология» (в узком смысле) Приведите примеры объекта и предмета социологического исследования. Объясните связь социологии с одной из общественных наук (на выбор) Раскройте практическую функцию социологии.

План Личность как объект социологии. Социализация личности. Причины девиантного поведения.

Социологический анализ девиантного поведения.

Личность – это отдельный человек как единичная система устойчивых характеристик и свойств, реализуемых в социальной жизни посредством активной деятельности и общения. Социология личности изучает широкий круг проблем, связанных с рассмотрением взаимоотношений личности и общества.

Подходы к изучении личности личность Личность проявляется через сущностные, наиболее значимые характеристики и оценивается относительно принятых в обществе норм.

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Человек «социально отзывчив», т.е. реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе;У человека формируется осознание своего «Я», иначе говоря, способность воспринимать себя как действующее лицо.

Человек становится личностью в процессе социального взаимодействия с другими людьми. Физические особенности:возраст, вес, пол. Генетически обусловленныесвойства человека: инстинкты,задатки, темперамент… взаимодействия

Кого природа наделила большим числом инстинктов – человека или животного? Как вы думаете инстинкты помогают или затрудняют социализацию?

Девиантное поведение – действия и поступки людей, социальных групп, которые противоречат социальным нормам, признанным стандартам поведения.

Четыре типа самоубийств (по Э. Дюркгейму) Эгоистическое самоубийство;Альтруистическое самоубийство;Фаталистическое самоубийство;Аномическое самоубийство.

Характерные черты людей, совершившие суицидальные попытки: Низкая коммуникативность, замкнутость, скрытность (67%) ;Склонность к драматизации, негативной оценки событий и фактов (31%) ;Неуравновешенность, раздражительность (29%) ;Повышенная чувствительность, впечатлительность (20%) ;Завышенная самооценка и притязание на особое признание.

В разработке рекомендаций по профилактике девиантного поведения существенную роль призвана сыграть социология, служащая «мостиком» к пониманию социальных процессов.

Рубрики

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими.

Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.

Отечественные исследователи (М. А. Галагузова, Р. В, Овчарова, Л. Я. Олиференко, С. А. Беличева и др.) рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость) , различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учереждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитание.

Нарушения поведения у дошкольников

Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Очень часто негативные характеристики личности и способы поведения, укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с трудными детьми. А ведь именно взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять ребенка, дает ему возможность прочувствовать внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций и с которыми самостоятельно он не в состоянии справиться.

Возникает необходимость организации комплексной работы по преодолению поведенческих нарушений, включающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка. Основным направлением работы с дошкольниками является социализация агрессии, т.е. научение ребенка контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определенном сообществе.

Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезнет по мере взросления. Задача педагогов и психологов — в результате организованной работы научить детей регулировать свои агрессивные импульсы, адаптироваться к требованиям общества.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что работа по преодолению детских поведенческих нарушений может иметь положительный результат лишь в том случае, если будут объединены усилия психологов, социальных педагогов, учителей и, естественно, родителей. Проведение коррекционной работы, строящейся только на непосредственном взаимодействии с ребенком, явно недостаточно, для преодоления сложной проблемы девиантного поведения.

Наибольшую трудность представляет собой работа с семьей, т.к. очень часто родители либо не видят проблемы, либо не хотят признавать ее наличие и что-то менять во взаимоотношениях с ребенком. Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих родителей, нарушения механизмов функционирования семьи, проблемой неполных семей, наличия конфликтов между родителями и т.п.

Важнейшим условием при организации коррекционной работы является преодоление родительских и педагогических ограничений и приобретение ими нового опыта взаимодействия с детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков, переосмысливания их роли и позиции по отношению к детям.

Источник iamtiptop.ru

Другие статьи по теме:

  • Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

    Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – эт...

  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Слайд 2. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности. • Пол (от латинского - «secare» -...

  • Гиперактивность у детей дошкольного возраста

    Постоянно активен в любых ситуациях Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт Характер движении Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Чтобы выявить гиперакти...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста . Аннотация: в статье представлен опыт по воспитанию толерантности у детей дошкольного...

  • Коррекция страхов у детей дошкольного возраста

    Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов,...

  • Безопасность детей дошкольного возраста

    Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг...

  • Программа стеркиной основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Программа основы безопасности детей дошкольного возраста

    Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Анализ содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» для ДОУ авторов Авдеевой Н. Н., Князевой...

  • Социализация детей дошкольного возраста

    «Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи» (продолжение) Начало Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создан...