Диалогическая речь у детей дошкольного возраста

Коллекция Рефератов - Диалогическая речь у детей дошкольного возраста - скачать рефераты, бесплатно рефераты

6

http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ) .

Содержание

Глава 1 Теоретические основы методики развития диалогической

речи у детей дошкольного возраста

1.1 Своеобразие детского диалога

1.2 Обзор педагогической литературы по вопросам развития

диалогической речи у детей

Глава 2 Развитие диалогической речи у детей

2.1 Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения

2.2 Методические приёмы обучения детей диалогической речи

2.3 Развитие диалогического общения детей со сверстниками

Глава 3 Экспериментальная часть

Введение

Актуальность темы

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуника-тивная функция -- назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией.

Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника -- со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый.

Обращаясь к ма-лышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина) , интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького со-беседника, достраивает их до полной формы.

Опыт речевого общения со взрос-лым ребенок переносит в свои взаи-моотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в -усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения.

Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что

возраст (3-5 лет) , особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из лич-ного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно.

В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освое-ния диалогического общения со свер-стниками.

Чтобы дети могли содержательно об-щаться друг с другом, необходимы оп-ределенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего для общения детей необходимы материальные усло-вия, т.е. развивающая среда.

Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту про-блем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьез-ных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Известно, что проблемы межличностного (диалогическо-го) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежела-ние общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей) , не-умение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицатель-но влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Раз-витие диалога -- это двусторонний процесс, когда собеседники об-щаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них -- ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и

невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Объектом является процесс изучения и формирования диалогической речи детей дошкольного возраста.

Предметом является диалогическая речь детей 5 года жизни.

Целью является создание системы изучения и формирования диалогической речи детей.

Задачи

1. Изучение литературных источников по проблеме

2. Провести теоретический анализ состояния диалогической речи детей 5 года жизни

3. Показать современное состояние диалогической речи дошкольников в теории и практике

4. Составить перспективный план по формированию диалогической речи дошкольников.

Гипотеза если в единый учебно - воспитательный процесс включить диагностику речевого развития речи и вопросы формирования диалогической речи осуществлять в процессе повседневного общения и в форме подготовленных занятий и при этом учитывать индивидуальные особенности детей решение этих вопросов внесет вклад в исследовании диалогической речи дошкольников.

Проблема В условиях обновления всей учебно - воспитательной системы, тема формирование диалогической речи нуждается в исследованиях, в необходимости многоаспектного обоснования содержания, обучения диалогической речи детей 5 года жизни.

Методы исследования

1. Изучение педагогической литературы по проблеме

2. Психо - диагностические методы (эксперимент, наблюдения и беседы)

3. Методы обработки и интерпретации данных

Глава 1

Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное ре-шение зависит от многих условий (речевой среды, социаль-ного окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.) , которые необходимо учитывать в процессе целенап-равленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, про-являющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Уче-ные называют диалог первичной естественной формой язы-кового общения, классической формой речевого общения.

Главной особенностью диалога является чередование го-ворения одного собеседника с прослушиванием и после-дующим говорением другого. Важно, что в диалоге собе-седники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.

Устная диалогичес-кая речь протекает в конкретной ситуации и сопровожда-ется жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, со-кращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характер-ны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недо-говоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюз-ные предложения; кратковременное предварительное об-думывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Диалогическая речь отличается непроизвольно-стью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диа-лога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определен-ным бытовым положениям и темам разговора (Л.

П. Якубинский) . Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника) . Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку.

В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной си-туацией и не отражает полностью содержания мысли в ре-чевых формах.

Она понятна только при учете той ситуа-ции, о которой рассказывается. Говорящий широко исполь-зует жесты, мимику, указательные местоимения. В кон-текстной речи в отличие от ситуативной ее содержа-ние понятно из самого контекста.

Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение выска-зывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь -- характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождеств-лять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную -- с монологической.

Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских выска-зываний при различных задачах и в различных усло-виях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети до-школьного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи Важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения... это по-чти универсальное явление, пронизывающее всю челове-ческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин) .

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает цент-ральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения язы-ком.

Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использова-нию ребенком отдельных слов и синтаксических конструк-ций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словар-ным составом, грамматическим строем.

Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нуж-но приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых.

Смелее и охотнее вступают в об-щение с окружающими те дети, которые с раннего возраста вос-питывались в детском учреждении (ясли, сад) . Этому способст-вуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспита-телю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспита-тель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо при-учить детей организованно участвовать в беседе на занятии: от-вечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать вы-сказывания своих товарищей.

Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товари-щей.

Источник www.npora.ru

Использование игр

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.

В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Игры можно использовать во время образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей.

Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Последовательность использования игр, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.

Существует несколько этапов работы с детьми.

Предварительный этап:

Основная задача - обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей,

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев.

Заимствование готовых диалогических реплик — первый этап использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей.

Второй этап:

Задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными) . Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

На третьемэтапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами) . Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Правильно подобранные для развития диалогической речи игры, рассчитаны на:

1) формирование у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правилаповедения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик) ;

2) отражение естественной логики формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

В 2014-2015 учебном году, в нашем дошкольном учреждении, одна из годовых задач звучит следующим образом: «Развивать диалогическую речь детей в процессе организованной и самостоятельной деятельности». Учитывая новые подходы к определению содержания процесса развития диалогической речи у дошкольников, я сделала попытку заполнить пробелы в методике развития диалогической речи, используя дидактические игры, я опиралась на технологию О. Бизиковой. (Приложение 1)

Прежде чем приступить к работе, я провела мониторинг предметно-развивающей среды в группе. (Приложение 2) После этого приступила к планированию работы по развитию у детей диалогической речи в процессе организованной деятельности, т.е. с помощью дидактических игр. В процессе работы были изготовлены и приобретены дидактические игры, литература и материалы, которые помогут и в дальнейшем вести целенаправленную работу, направленную на развитие диалогической речи у детей.

По прошествии 3 месяцев снова был проведен мониторинг предметно-развивающей среды и, по моему мнению, произошли заметные улучшения. (Приложение 2)

Так же была проведена работа с родителями. (Приложение3)

Мною преследовались следующие цели:

— создать мотивацию их участия в процессе развития культуры диалогического общения у детей (например, провести родительское собрание «Диалог в жизни дошкольника»)

— познакомить родителей с деятельностью ДОУ по развитию диалогического общения у их детей;

— познакомить с игровыми приемами ее развития у ребенка дома (групповые и индивидуальные консультации, беседы с родителями) ; (Приложение 4)

— оказать помощь родителям в развитии диалогической речи детей в игровой деятельности в семье (индивидуальные беседы и игровые упражнения) .

Заключение

Основная цель работы заключалась в том, чтобы научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. По результатам мониторинга выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью не умеют высказываться.

На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, игры – инсценировки. Целью работы было: научить отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие.

Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.

После проделанной работы можно сделать вывод что:

  • Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.
  • Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество) ; обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
  • К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; не дисциплинарные формы

привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

  • Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд) ; театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки) ; дидактические игры.
  • Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.

3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232с.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.

5. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.

6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития диалогической речи детей

Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Ходигры

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

—Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

—Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одномуиз детей.

—Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Так бывает или нет?

(«Небылицы»)

Цели.Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Ход игры

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

- Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

  • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
  • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
  • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Ошибка

Цели.Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».

Примеры суждений:

  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лето.

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.) . Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет.

Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

Материал с сайта nsportal.ru

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Теоретические аспекты влияния игр-драматизаций на формирование диалоговых умений детей старшего дошкольного возраста. Понятие речи в психолого-педагогических исследованиях. Психологические аспекты, влияющие на содержание и характер диалогического общения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Название работы:Ваше имя или ник:Файл:Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные работы

Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.курсовая работа , добавлена 09.06.2011 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми. Характеристика речи детей старшего дошкольного возраста в норме.

Особенности развития речи у детей с нарушением зрения.курсовая работа , добавлена 25.11.2012 Теоретические аспекты и экспериментальное исследование проблемы психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Современное состояние проблемы внимания.

Психологические характеристики внимания.курсовая работа , добавлена 24.08.2010 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Экспериментальное изучение особенностей лексико-грамматического строя речи детей с недоразвитием речи III уровня.

Разработка методических рекомендаций для логопеда и воспитателей групп.курсовая работа , добавлена 04.03.2015 Теоретические основы изучения речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) . Речь и её функции: средство общения и мышления, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; носитель сознания, памяти и информации.курсовая работа , добавлена 05.01.2014 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) . Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития и коррекции моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.дипломная работа , добавлена 29.04.2011 Содержание понятия лжи как социально-психологического феномена, причины лжи детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогических исследований отношения взрослых к обману дошкольников.

Методические рекомендации для родителей и педагогов.курсовая работа , добавлена 09.11.2011 Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии. Этапы и направления развития восприятия в старшем дошкольном возрасте.

Подходы к данному процессу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.курсовая работа , добавлена 06.04.2011 Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления. Психологические характеристики и современное состояние проблемы мышления.

Роль старшего дошкольного возраста в психическом развитии ребенка, формирование новых психологических механизмов.курсовая работа , добавлена 01.08.2010 Теоретические аспекты проблемы развития межличностных отношений детей в группе сверстников. Методы изучения общения детей дошкольного возраста.

Диагностика уровня развития взаимоотношений. Сущность и главные задачи методики Е. Е. Кравцовой "Лабиринт".курсовая работа , добавлена 17.06.2014

диалогическое общение речь дошкольный ребенок

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты влияния игры-драматизации на формирование диалогических умений детей среднего дошкольного возраста

1.1. Понятие речи в психолого-педагогических исследованиях

1.1.1 Психологические характеристики диалогической речи

Введение

Актуальность нашего исследования заключается в том, что у детей дошкольного возраста слабо развита устная диалогическая речь

Речь является показателем культуры и образованности человека. По речи быстро и безошибочно можно определить уровень развития человека. Развивать речь детей значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, над грамматическим оформлением мысли.

Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

В настоящее время проблемы диалогической речи находятся в центре внимания методической науки, потому что практика показывает низкий уровень овладения навыками связной диалогической речи.

Понимая важность формирования навыков диалогической речи, развития словаря, умения логично и связно излагать свои мысли, мы предлагаем свой путь решения проблемы - через обучение игре-драматизации.

Объектом исследования - является процесс формирования устной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста через обучение игре-драматизации.

Предметом исследования выступает система комплекс игр-драматизаций, направленных на совершенствование навыков устной диалогической речи.

Проблема нашей работы заключается в определении степени влияния обучения игре-драматизации на совершенствование устной диалогической речи.

Цель нашего исследования: разработать комплекс игр-драматизаций, направленных на совершенствование диалогических речевых умений детей среднего дошкольного возраста.

Соответственно поставленной цели, был разработан ряд задач:

Рассмотреть понятие речи и ее разновидность.

Раскрыть особенности диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

Дать анализ игр-драматизаций как средства, оказывающего влияние на диалогическую речь детей среднего дошкольного возраста.

Разработать и апробировать комплекс игр-драматизаций, способствующих формированию диалогических речевых умений детей среднего дошкольного возраста

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, заключающая в себе предположение о положительном влиянии обучения игре-драматизации на формирование устной диалогической речи.

Источником исследования явились труды отечественных педагогов: В. В. Гербовой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохина, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других, а также личный опыт дипломника в течение года.

Методы исследования:

Наблюдения за речевой и творческой деятельностью детей.

Беседы с детьми.

Разработка и проведение эксперимента.

Теоретическая значимость заключается в обобщении материала по исследуемой проблеме и создание комплекса игр-драматизаций, направленных на совершенствование навыков диалогической речи.

Практическая значимость состоит в том, что созданный комплекс игр-драматизаций с целью совершенствования навыков устной диалогической речи может быть использована воспитателями в практической деятельности.

База исследования:

экспериментальная группа - средняя группа № 1 ДОУ № 8 п. Лучегорск;

контрольная группа - средняя группа № 2 ДОУ № 8 п. Лучегорск

На защиту выносятся следующие положения:

Теоретические аспекты влияния игры-драматизации на совершенствование диалогической речи.

Особенности развития диалогической речи в дошкольном возрасте.

Комплекс игр-драматизаций - эффективное средство совершенствования навыков устной диалогической речи.

Глава 1. Теоретические аспекты влияния игр-драматизаций на формирование диалоговых умений детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие речи в психолого-педагогических исследованиях

Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира. Речь - это процесс общения, опосредованный языком.

Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две характеристики - предметную отнесенность и значение. Слово указывает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета.

К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет.

Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А поэтому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка.

Язык - это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое.

Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи. Когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных, при их обнаружении людьми у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций.

Известны многочисленные случаи, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь, потому что в семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражается результаты познания, решения мыслительных задач.

Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.

Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая) . Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, воображением, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности) , или в виде речевых действий включенных в неречевую деятельность.

Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фразы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования») , реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовительной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь) . Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

В речевой деятельности выделяются ведущие виды речи (рисунок 1) .

Внешняя - основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.

Внутренняя - основное средство мышления. Это речь для себя, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью.

Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.

Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника. Обусловлена ситуацией и контекстом предыдущего высказывания.

Монологическая речь - это относительно развёрнутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника.

В дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом.

Эгоцентрическая речь - это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Это- мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросно-ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению.

Письменная - способ запоминания и воспроизведения информации.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.

1.1.1 Психологические характеристики диалогической речи

Монолог и диалог является тесно взаимосвязаны в речевой деятельности. Такая связь явствует уже из самих определений диалога и монолога, что закономерно подчеркивается специалистами: "Диалог-представляет собой цепь реплик или серию высказываний, которые обычно порождаются одно другим в условиях непосредственного общения двух или более лиц (собеседников) . Монолог - речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий и т.д."Диалог связан с рядом умений обеспечивающих ход беседы:

- стимулирование собеседника на высказывание;

- реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространенными являются четыре типа диалогических единств: вопрос-утверждение,вопрос-вопрос, утверждение-утверждение;

- развертывание реплики-ответа на придание высказываниям характера беседы: утверждение-утверждение, утверждение-вопрос. Диалогическая речь характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями. Диалогическая речь - это объединенное ситуационно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения.

На содержание и характер диалогического общения влияют следующие психологические аспекты:

1) процессы восприятия речи собеседника и ориентировка в ситуации

2) процессы формирования содержательной стороны высказывания3) процессы языкового оформления мысли и восприятия (декодирования) реплик партнера по общению.

Начиная диалог первый его участник (П1) оценивает коммуникативные способности партнера, ориентируется в обстановке и на этой основе составляет свою речепорождающую программу, анализирует свое речевое намерение и тему. Второй собеседник (П2) , восприняв речевое произведение, анализирует его и произносит ответную реплику, учитывая при этом личность П1 и обстановку, собственные намерения и мотивы.

Представим это на схеме (см. схема 1) . Таким образом, в диалогической связке П1 -П2 психологическая основа порождения высказывания у собеседников не одинакова. Содержательная сторона высказывания в диалогическом общении формируется на основе жизненного опыта собеседников и целого ряда стимулов. Собеседник может испытывать потребность или необходимость:1) сообщить что-то партнеру по общению;

2) запросить у партнера нужную информацию;

3) привлечь внимание партнера к какому-либо объекту или событию;4) сообщить о своих наблюдениях, впечатлениях, выводах;

5) констатировать какой-либо факт, касающийся 1-го из собеседников, их обоих или третьих лиц;

6) высказать свои положительные и отрицательные эмоции.

Следует отметить, что компоненты ситуации, в рамках которой происходит диалог, находятся в постоянном движении, что влечет за собой смену стимулов в течение общения. Диалогическое общение состоит из следующих компонентов:

1. Оценка личности собеседника.

3. Актуализация опыта, речевого намерения, темы.

4. Высказывание П1.

Подробней на сайте otherreferats.allbest.ru

Другие статьи по теме:

  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Развитие речи детей дошкольного возраста

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ...

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Виды игр для детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Коррекция речи у детей дошкольного возраста

    Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР...