Диплом развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников

Тема моего диплома:"Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников".

Актуальность данной темы очень важна на сегодняшнем этапе жизни современного общества. Согласно ФГТ к структуре ОПДО содержания образовательной области "Коммуникация" направлено на развитие речевого творчества. области "коммуникация"направлено на развитие речевого творчества. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект исследования: развитие связной речи старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в образовательном процессе детского сада.

- учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

Для достижения цели определены задачи:

1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

3. Проанализировать результаты практической работы по развитию связной речи через влияние русских сказок.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 21 г. Томска в подготовительной группе Теремок" в количестве 14 человек.

Нами была изучена литература по данной теме, мы осветили особенности и задачи связной речи. Был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

Были рассмотрены средства связной речи, выбор которых зависит от формирования у детей речевых навыков и умений. Одним из средств связной речи является устное народное творчество. Это прежде всего сказки.

Была раскрыта методика использования русских народных для развития связной речи. Для определения влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников были проведены исследования связной речи в процессе рассказывания сказок.

На основании этого исследования (4 чел - низкий 29%, 10 чел - средний 71 %) мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимся на низком и среднем уровнях развития связной речи проводить глубокую целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний посредством использования русских народных сказок.

Для этого мы разработали и предложили систему мероприятий для детей подготовительной группы на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, в котором мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя следующие мероприятия.

Проведены несколько НОД:

"Мир сказок и приключений"

Цель: расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок) .

" В стране доброты"

Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию различных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально - эстетической, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.

Проведен праздник "Путешествие в сказочную страну".

Цель: систематизировать знания детей о литературном жанре - сказке.

Был разработан проект "В гостях у сказки".

Цель: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Пути реализации проекта:

1. Викторина по сказкам. Помогает вспомнить детям сказки.

2. Лепка сказочных героев. Организация выставки.

3. Инсценировка сказки "Волк и семеро козлят".

4. Работа с родителями"Рисуем сказку". Организация выставки рисунков детей.

5. Постановка спектакля "Теремок. Дети научились: ставить себя на место положительного или отрицательного героев; выражать свои чувства через движения, жесты, речь; строить диалоги, расширять свой словарный запас.

6. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

7. Размещение консультаций для родителей:" Сказкотерапия", "Сказка как воспитание нравственных и волевых качеств детей".

8. Проведение сюжетно - ролевых, подвижных, дидактических игр с элементами волшебства.

9. Организация выставки книг "Сказки моего детства".

10. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

В ходе проекта мы добились результатов.

Результат:

Мы представляли свой проект на педсовете, обменивались опытом с другими педагогами.

Проведя формирующий эксперимент, целенаправленно и систематически развивая связную речь при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом в связной речи и в частности.

Мы получили высокие результаты по сравнению с результатами, которые были получены в начале года (7 чел - средний 50%, 7 чел - высокий 50%) .

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи старшего дошкольного возраста.

Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные мероприятия.

Данная работа будет полезна для педагогов - практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Прикреплённые файлы:

tema-diploma_1rjir.pptx | 2645,19 Кб | Скачан: 188
www.maam.ru

Изучение развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по развивающей программе «Радуга» (Дипломная работа со списком литературы и приложениями)

Страницы работы

Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………….............5

1.1. Психологические особенности старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..5

1.2. Готовность к школе как показатель психологической зрелости старшего дошкольника…………………………………………………14

1.3. Основные направления развития речи в старшем дошкольном возрасте ………………………………………………..…………………………23

1.4. Развивающая программа «Радуга» ……………………………………...32

Выводы по первой главе ………………………………………………………..38

Глава 2. Исследование характеристики речи у детей старшего дошкольного

Возраста, занимающихся по программе «Радуга» ………………………… 41

2.1. Предмет, объект и процедура следования ………………………………..41

2.2. Методическое обоснование исследования ………………………………..42

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга» …………………………….46

2.3.1. Анализ исследований по методике «Расскажи по картинке» Г. Хорн ………………………………………………………………………….47

2.3.2. Анализ исследований по методике «Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования речи»

И. В Дубровина…………………………………………………………49

2.3.3. Анализ исследований по анкете «Диагностика развития речи» Н. Пряжников…………………………………………..52

Выводы по второй главе…………………………………………57

Заключение……………………………………………………..59

Приложения……………… 66

Введение

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и другие.) . К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении, общении с родителями и друзьями.

Актуальность нашей работы также состоит в том, что социальному педагогу необходимо знать о развитии ребенка в старшем дошкольном возрасте, в том числе знания о развитии речи, т.к. она является одним из важнейших факторов социализации ребенка в школе.

Теоретическим объектом нашей работы является речь как психолого-педагогическая категория.

Предметом исследования является характеристика уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга».

Цель нашего исследования: изучить развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по развивающей программе «Радуга».

Эмпирический объект: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) , 16 человек, воспитанники МДОУ «Солнышко», занимающиеся по программе «Радуга»

В качестве контрольной группы выступили дети детского сада «Солнышко» в количестве 16 человек, занимающиеся по комплексной программе.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

1. Обобщение научного исследования и психолого-педагогической литературы относительно старшего дошкольного возраста;

2. изучение психологической готовности к школе как этап психического развития ребенка дошкольного возраста;

3. осуществление теоретического обзора литературы по исследованию речи детей старшего дошкольного возраста;

4. описать основные методические задачи развивающей программы «Радуга»;

5. осуществить подбор методик по изучению речи старшего дошкольного возраста;

6. провести исследование речи у детей старшего дошкольного возраста;

7. осуществить анализ и интерпретацию уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Радуга».

В дипломном исследовании были использованы следующие методы: опрос (анкетирование) , полупроективный метод, представленные такими

Похожие материалы

Источник vunivere.ru

Введение

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма.

У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.

На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.

На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира.

Д. Б. ­льконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника . Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Объект исследования: процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение особенностей формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) выявить особенности формирования словаря старших дошкольников;

) изучить методы, формы, приёмы формирования словаря старших дошкольников;

) провести опытно - экспериментальную работу по формированию словаря старших дошкольников.

Методы исследования:

теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

опытно - экспериментальная работа по формированию словаря старших дошкольников.

1. Теоретические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

1.1 Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста

Работа над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка .

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения .

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Язык, как средство общения - это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности .

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно - действенное и наглядно - образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений,

качеств. Появление словесно - логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном .

Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) . Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Перевод слов из пасс

s

Материал с сайта studsell.com

Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

В данной курсовой работе проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая данную тему, были раскрыты такие её аспекты как анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, причины первичных речевых нарушений данной категории детей и характеристика речи и её особенности, классификация речевых нарушений, психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции рассматриваемых детей. А также раскрыт вопрос коррекционно-педагогической деятельности по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Глава I. Анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

1.1 Причины первичных речевых нарушений. Характеристика речи

1.2 Классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей

.3 Особенности речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава II. Коррекционно-педагогическая деятельность по развитию речи у слабослышащих детей

2.1 Методика проведения специальных игр

2.2 Игры на развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

Заключение

нарушение слуховой речь слабослышащий ребенок игра

Введение

Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что категория "развитие" всегда находится в центре внимания ученых и практиков. Это проблема стала центральной для целого ряда классических и отечественных и зарубежных работ (Д. Брунер, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и т.д.) . В основном, ряд научных работ посвящены исследованию какого-либо качества или ряд признаков развития ребенка, а также разработке периодизаций детского развития.

Хотя, учеными - исследователями разрешено множество проблем и созданы различные подходы, методы и теории в этой области, всегда останется неразрешенными ряд вопросов в детской психологии. А именно исследование и разработка программ, методик психологического обеспечения гармоничного развития личности, в частности развития речи.

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Поэтому изучение "Особенностей развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста" представляется актуальной.

Гипотеза исследования: одним из эффективных средств коррекционно-педагогической деятельности по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста является проведение специальных игр.

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть теоретический анализ речи и нарушений слуха;

2.указать содержание коррекционно-педагогической деятельности, направленной на развитие речи у слабослышащих детей.

Объект: речь детей с нарушением слуха.

Предметом является особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Материалы курсовой работы могут быть использованы в качестве информационного источника при изучении курса "Развитие речи", спецсеминарах, освещающих психолого-педагогическое развитие ребенка, а также педагогических практиках.

Глава I. Анализ проблемы развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

1.1 Причины первичных речевых нарушений. Характеристика речи

Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие.

Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отража

s

Читать далее studsell.com

Глава 1. Теоретические основы развития речи старших дошкольников

1.1 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

.2 Жанры детского фольклора и их характеристика

.3 Место детского фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния детского фольклора на развитие речи дошкольников

2.1 Определение исходного уровня развития речи дошкольников

2.2 Работа по развитию речи средствами фольклора

2.3 Анализ влияния произведений детского фольклора на развитие речи старших дошкольников

Заключение

Приложения

Введение

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "пестушки", "потешки". Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры "Кошки-мышки", 'Гуси-лебеди", "Горелки" и т.п.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика. Почти целиком перешли в детскую аудиторию народные сказки.

Преимущественно детским жанром стали загадки Ребятам доступны многие "взрослые" песни, былины, пословицы.

Художественный метод фольклора характеризуется предельной обобщенностью образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений.

Благодаря резкому разграничению добра и зла образы фольклора всегда ясны и доступны детям, им легко определить свои симпатии и антипатии.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется важное моего произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей,

Но у данной проблемы есть еще ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.

Во-первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия "детский фольклор".

Во-вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Конечно, это не механический процесс.

Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и тем не менее не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни "едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа" (Г. С. Виноградов) . Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомер

s

Материал с сайта studsell.com

Приложения

Введение

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов. Н. Н. Подъддяков, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

А. М. Бородич, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Е. В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи детей.

В ходе экспериментальной работы в ДОУ нами были выявлены противоречия:

  1. между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ;
  2. между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития образной речи и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ.

В связи с этим возникает проблема: каковы возможности использования русской народной сказки как средства развития образной речи детей.

Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось выявление возможностей русской народной сказки как средства развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: русская народная сказка, как средство развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:

- отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта;

- элементарного осознания детьми роли образных слов и выражений высказывании;

- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.

Цель, объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1) Изучить теоретические основы использования сказки в формировании образности речи детей старшего дошкольного возраста;

2) выявить особенности развития образной

s

Материал с сайта studsell.com

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

1.1 Исследование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов

1.2 Старший дошкольный возраст как сенситивный период развития связной речи ребенка

1.3 Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

Выводы

Список литературы

Введение

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь - это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками.

В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи - это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.

Перед современными родителями стоит задача - создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В значительной мере это связано с сензитивностью периода - дошкольное детство. Развитие связной речи в семье является основополагающим принципом семейной педагогики. Многое в этом направлении уже сделано.

Формирование связной речи ребенка старшего дошкольного возраста - область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А. Н. Кэдзен, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. С. Брунер, С. Л. Рубинштейн.

Интерес к формированию связной речи понятен, ибо чудо постижения малышом системных связей языка - наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности. В детской психологии существуют особые нормативы развития связной речи, которые многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н. М. Аксариной (3-й год жизни - Э. Л. Фрухт, 4-й год жизни - К. П. Печора, 5-й год жизни - Г. В. Пантюхина) . Изучением проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников занимались такие специалисты, как М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Т. А. Репина, А. В. Петровский и др. Но достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей в условиях семьи.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что своевременное развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

На современном этапе существует острая практическая необходимость определить основные направления развития речи детей старшего дошкольного возраста в семье, обосновать роль в формировании связной речи ребенка. Этим обусловлен выбор темы исследования: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье".

Объект - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Предмет - методы и средства эффективного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Цель - проанализировать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в семье.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Изучить теоретические концепции развития связной речи у детей с ОНР II уровня в трудах отечественных специалистов.

. Обосновать специфику старшего дошкольного возраста как сенситивного периода развития связной речи ребенка.

. Определить способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье.

Далее задачи и вторая часть введения будут строится в соответствии с вашей второй главой

Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье

1.1 Исследование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений) , обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это "адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя". Следовательно, основной характеристикой

s

Подробней studsell.com

Другие статьи по теме:

  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр...

  • Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова...

  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи...

  • Детей старшего дошкольного возраста гипотеза

    Педагогическая технология воспитания самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх СЛ 1.- Уважаемые члены аттестационной комиссии, Вашему вниманию предоставляется выпуск...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей...

  • Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие воображения и фантазии у детей среднего и старшего дошкольного возраста Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сто...

  • Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

    Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Ж. Ю. Жарова 2014 В современном дошкольном образовании речь расс...

  • Технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети прав...

  • Задачи развития речи детей дошкольного возраста

    Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета: 1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. А...

  • Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные...

  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким...

  • Презентация развитие речи детей дошкольного возраста

    Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» … Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жи...