Дьяченко о м развитие воображения дошкольника

Читать книгу Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей О. М. Дьяченко : онлайн чтение - страница 9

Перейти на страницу книги

Правообладателям!

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "Лит Рес" (не более 20% исходного текста) . Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.Игра «Где чей дом?»

В игре может принимать участие любое количество детей.

Дидактическая задача. Научить детей воображать ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.

Материал. Картинки, на которых схематически изображены домики: высокий и узкий, широкий и низкий и т.п.

Ход игры

Взрослый показывает детям одну картинку с домиками и предлагает придумать, какое животное живет в этом доме, что там делает, кто ходит к нему в гости и т.п.

Каждый ребенок составляет свою историю, например, говорит, что в узком домике живет жираф или страус и т.д. Дети придумывают истории, в которых участвуют реальные и фантастические звери.

Взрослый может предложить им сначала нарисовать выдуманное животное, а потом рассказать про него историю. По каждой картинке рассказы составляют 3–5 ребят.

При оценке ответов следует обращать внимание на полноту рассказов и соответствие схеме.

Игра «Чудесный лес»

В игре принимает участие любое количество детей.

Дидактическая задача. Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал. Одинаковые листы бумаги (для каждого играющего) , на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры

Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы: цветы, деревья, бабочки, птички и т.д.

Когда дети закончат рисунки, педагог собирает их, вместе с ребятами рассматривает рисунки, отмечает оригинальные, наиболее соответствующие схеме.

Упражнение «Где может быть?»

Дидактическая задача. Развивать умение детей строить сложную картину на основе ее несущественного фрагмента.

Материал. Карточки с объектами (цветок, лист, вишенка, огурец, зайчик, девочка, мальчик и др.) .

Ход игры

Взрослый показывает детям отдельные изображения и просит ответить, где может находиться то, что изображено на карточке. Например, цветок может расти на полянке, в саду, на балконе в горшке; может быть изображен на платье, на скатерти, на картине и т.д.

Основная задача заключается в том, чтобы каждый ребенок назвал как можно больше вариантов, далеко отстоящих друг от друга по смыслу.

Игра «Вывески»

Дидактическая задача. Развивать способность детей передавать сложный фрагмент действительности с помощью символов и знаков.

Материал. Несколько листов картона, в центре которых изображены какие-либо учреждения, магазины: булочная, обувной, магазин игрушки, парикмахерская, аптека и др. Набор картинок с изображениями отдельных предметов, которые могли бы служить вывесками этих учреждений.

20 красных квадратиков.

Ход игры

Дети рассаживаются вокруг стола. Взрослый показывает им картинку, изображающую магазин «Овощи-фрукты», и говорит: «Для того чтобы узнать, что продается в этом магазине, не обязательно заходить в него или заглядывать в окна.

Достаточно посмотреть на вывеску, и станет ясно, что это за магазин. Для этого магазина вывеской могут быть нарисованные отдельно фрукты и овощи (показывает картинки)– яблоко, виноград, арбуз, морковь, лук и т.п.– или несколько предметов сразу (показывает детям картинку, которая может служить вывеской магазина «Овощи-фрукты».) Если мы видим вот такие вывески (показывает картинки, на которых изображены батон хлеба, булка, бублик, пряник) , то что они могут обозначать?» Дети отвечают: «Это булочная, пекарня».

Взрослый продолжает: «А если мы увидим вот такие вывески (показывает картинки с куклой, машиной, матрешкой, лошадкой, пирамидкой) , то что они обозначают?» Ответы детей: «Игрушечный магазин», «Детский мир».

Далее взрослый показывает витрину обувного магазина и предлагает подумать, какие вывески сюда подойдут. Каждое предложение детей обсуждается. Ребенок, придумавший оригинальную вывеску, получает приз – красный квадратик.

Игра продолжается, ребята придумывают вывески к магазину «Одежда», хозяйственному магазину, к парикмахерской, к аптеке.

Выигрывает ребенок, набравший наибольшее количество красных карточек.

Игру можно повторять, предлагая детям новые ситуации: придумать вывески для почты, вокзала, зоопарка, стадиона, сапожной мастерской, театра и т.п.

Примечание. Важно напоминать ребятам, что на вывеске могут быть изображены только 1 или 2 предмета, рисунок должен быть крупным и четким.

Список литературы

Бардина P. И., Булычева А. И., Дьяченко О. М. идр. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) .– Москва, 1996.

Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И. идр. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.—М.: Просвещение, 1994.

Веракса Н. Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно.– М., Знание, 1991.

Дети в школу собирайтесь / Под ред. О. М. Дьяченко.– М.: Просвещение, 1998.

Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника.– М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.

Дьяченко О. М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога: книга для родителей.– М.: Просвещение, 1996.

Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает?– М.: Знание, 1994.

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника.– М.: Знание, 1986.

Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников – М.: Педагогика, 1984.

Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко.– М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997.

Рекомендации по выявлении умственно-одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычевой.– Москва, 1996.

Правообладателям!

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "Лит Рес" (не более 20% исходного текста) . Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Материал с сайта iknigi.net

О. М. Дьяченко Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей - скачать книгу бесплатно в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf на телефон, андроид, айфон, ipad или читать книгу онлайн, отзывы, краткое содержание

Данная книга посвящена проблемам развития воображения детей дошкольного возраста. В ней описана возрастная динамика развития воображения и предложены методы его диагностики; представлены развивающие игры и упражнения для активизации воображения дошкольников.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

В нашей электронной библиотеке вы можете скачать книгу «Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей» автора О. М. Дьяченко в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации. Ниже вы можете оставить отзыв о прочитанной или интересующей вас книге.

Оставить комментарий:

Материал с сайта aldebaran.ru

Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника Скачать бесплатно

М. , 1996 г., гл. 1-3, стр. 8-128Книга посвящена проблемам развития воображения в дошкольном детстве. В ней приводятся данные по возрастной динамике развития воображения, определяются пути активизации воображения дошкольника, рассматриваются индивидуальные особенности в развития воображения, связанные с особенностями личности ребенка.

В книге приводится обзор литературы по проблемам развития воображения и творчества ребенка; дается детальное описание экспериментальных и диагностических методик, направленных на определение уровня развития воображения; излагается ход развивающих занятий, направленных на развитие творческих способностей дошкольника. В приложениях даются материалы по диагностике воображения, а также комплекс развивающих игр для детей всех дошкольных возрастов.

Книга представляет собой как учебное пособие по проблемам развития воображения, так и практическое руководство по развитию детского воображения. Она адресована широкому кругу читателей: специалистам-психологам, студентам, воспитателям и другим практическим работникам детских дошкольных учреждений. Выложил(а) :

Ссылка на источник www.twirpx.com

О. М. Дьяченко

Наша психология, все мы понесли невосполнимую утрату... 1 ноября 1998 г. после тяжелой болезни ушла из жизни Ольга Михайловна Дьяченко - доктор психологических наук, членкорреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии способностей Центра семьи и детства РАО, научный руководитель программы "Развитие ", лауреат премии правительства РФ в области образования. Имя О. М. Дьяченко известно не только у нас в стране, но и за ее пределами.

Ольга Михайловна была удивительно светлым и чистым человеком. Ее жизнерадостность, обаяние, ясный ум покоряли сердца всех, кто с ней работал и общался. Ее любили все: и друзья, и учителя, и ученики, и воспитатели, и дети.

Ольга Михайловна прожила короткую, но яркую жизнь. Она родилась 16 августа 1948 г. В 1966 г. поступила на психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и в 1971 г. окончила его с отличием.

Она была любимой ученицей Л. А. Венгера. После окончания университета он пригласил ее в свою лабораторию в НИИ дошкольного воспитания, где в 1975 г. она защитила под его руководством кандидатскую диссертацию, а в 1990 г. докторскую.

После смерти Л. А. Венгера в 1992 г. она стала полноправным наследником его дела, возглавив его лабораторию. Ольга Михайловна продолжала и творчески развивала традиции научной школы, которая по праву может называться школой Венгера - Дьяченко.

Исследования познавательного развития дошкольников привели О. М. Дьяченко к созданию оригинальной концепции творческого воображения. В основе этой концепции лежит понимание воображения как специфической высшей психической функции, развитие которой происходит через овладение особыми средствами; в качестве таких средств могут выступать образы, модели, символы, а также речь.

Значительным научным вкладом О. М. Дьяченко является разработка проблемы индивидуальных особенностей воображения, его зависимости от личностных качеств детей. В результате исследований она пришла к выделению и различению двух видов воображения - познавательного и эмоционального.

О. М. Дьяченко была крупным деятелем дошкольного образования. Результаты ее исследований нашли широкое воплощение в практике воспитания детей.

Ею разработаны многочисленные методы диагностики познавательных и творческих способностей, методы развивающего обучения, новые способы активизации творческой деятельности дошкольников. Совместно с Л. А. Венгером она создала программу развития творческих способностей на разных этапах школьного детства. Она является одним из главных авторов программ "Развитие " и "Одаренный ребенок ", на основе которых строится работа с дошкольниками во многих образовательных учреждениях России.

Ольга Михайловна стояла у истоков практической психологии в детском саду. В ее лаборатории разрабатывали положение о функциональных обязанностях практического психолога в дошкольных учреждениях и методы его работы, что нашло свое отражение в "Курсе введения в дошкольную практическую психологию ".

О. М. Дьяченко - автор многочисленных трудов по психологии детей дошкольного возраста, программ, пособий по развитию детей, сборников и упражнений, в том числе "Воображение дошкольника ", "Психическое развитие дошкольников ", "Развитие воображения дошкольников ", "Дидактические игры по развитию умственных способностей дошкольников и пр.

Трудно перечислить все заслуги Ольги Михайловны Дьяченко. Она ушла на взлете своих творческих сил. Ее безвременная кончина оборвала множество нитей и планов. Остались незавершенные исследования, ненаписанные киши, нереализованные методики...

И все же смерть не может унести программу Венгера -Дьяченко, ее игры, методики. Многочисленные коллеги и ученики О. М. Дьяченко, впитавшие ее творческий импульс, будут развивать ее идеи и реализовывать ее замыслы. Навсегда останется с нами ее светлый образ - воплощение мужества и женственности, доброты и ума, трудолюбия и жизнерадостности...

Светлая память об Ольге Михайловне Дьяченко будет с ее учениками, друзьями, коллегами, со всеми, кому выпало счастье знать это удивительного человека.

источник неизвестен

Материал с сайта hr-portal.ru

Другие статьи по теме:

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ...

  • Развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она треб...

  • Художественно эстетическое развитие и воспитание дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас...

  • Цель художественно эстетического развития дошкольников

    Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №...

  • Проект развитие творческих способностей дошкольников

    Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами! » Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного обра...

  • Интеллектуальное развитие дошкольника

    Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" город...

  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста

    Развитие воображения и фантазии у детей среднего и старшего дошкольного возраста Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сто...

  • Творческое развитие дошкольников

    Творческое развитие дошкольника Пояснительная записка. У каждого из нас Внутри талант таится И очень важно в детстве Дать ему раскрыться. способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста....

  • Значение предметно развивающей среды для развития дошкольника

    Проектирование предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности ДОУ Тема «Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности старших дошкольников» Содержание 1....

  • Развитие дошкольника

    Творческое развитие дошкольника Пояснительная записка. У каждого из нас Внутри талант таится И очень важно в детстве Дать ему раскрыться. способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста....

  • Развитие художественно творческих способностей дошкольников

    Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев...

  • Консультации развитие творческих способностей дошкольников

    Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности» Развитие творческих способностей детей ДОУ в продуктивных видах деятельности. Развитие...

  • Развитие творческой активности дошкольников

    Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому....