Дошкольное образование

Образование (веб 2.0)

Мы рады приветствовать Вас в разделе портала, посвященном дошкольному образованию. Надеемся, что здесь мы сможем ответить на все Ваши вопросы, касающиеся образования дошкольников.

Создание заявлений будет доступно Вам после входа в систему в разделе Образование региона \ Дошкольное образование. В настоящее время в электронной форме можно получить услуги подачи заявления на место в ДОУ и подачи заявления на пособие.

На страницах раздела представлена информация о детских садах и свободных местах, о порядке получения пособий в различных территориях края, кроме того включена возможность не выходя из дома подать заявление на место в детском саду или пособие, получить консультацию специалиста.

Для жителей муниципалитетов Пермского края, которые участвуют в пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" в этом разделе есть справочная информация, функция записи на прием к специалисту и возможность подать заявление в электронной форме.

В разделе "Негосударственные услуги" представлена информация по услугам для дошкольников, оказываемым частными образовательными учреждениями.

Организовано новое сообщество по вопросам предоставления услуг по дошкольному образованию негосударственными учреждениями.

В рамках сообщества Вы можете обменяться своим опытом по посещению частных детских садов.

Сообщество "Дошкольное образование. Негосударственные поставщики услуг" доступно зарегистрированным пользователям в разделе Новости, общение \ Сообщества

В Пермском крае

Подробней web2edu.ru

Дошкольное образование - это... Что такое Дошкольное образование?

ТолкованиеПереводДошкольное образование

"... Дошкольное образование - целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями, а также на формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта..."

Источник:

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Дошкольное образовательное учреждение

Смотреть что такое "Дошкольное образование" в других словарях:

  • Дошкольное образование — По теме Дошкольное образование должна быть отдельная статья, а не страница разрешения неоднозначностей. После создания основной статьи страницу разрешения неоднозначностей переименуйте в Дошкольное образование (значения) … Википедия

  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первая ступень организованного обучения (уровень 0) ; программы этого уровня направлены в первую очередь на подготовку детей к школе, т. е. служат своего рода мостиком между домашними и школьными условиями (сюда включается и первая ступень… … Профессиональное образование. Словарь

  • Дошкольное образование — образование, получаемое обучаемыми, воспитанниками в процессе реализации общеобразовательных программ в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Дошкольное образование — (pre school education) , обучение детей до поступления в нач. школу (начальное образование) . Ранний детский опыт существенно влияет на последующее развитие человека, поэтому гл. цель Д.о. в детских садах и прогулочных группах подготовить детей к… … Народы и культуры

  • Дошкольное образование — обучение и воспитание, которое получают дети дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и в семье, направленное на первичную социализацию личности ребенка, обеспечение его физического, нравственного и психического здоровья … Педагогический терминологический словарь

  • Дошкольное образование в Великобритании — Дошкольное образование относится к детям в возрасте от 2 лет до обязательного школьного возраста (5 лет в Англии и Уэльсе и 4 в Северной Ирландии) . Содержание 1 Историческая Справка 2 … Википедия

  • Дошкольное образование в странах Европейского Сообщества — Дошкольное образование во всех странах Европы имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу. Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию… … Википедия

  • Дошкольное образование (значения) — Дошкольное образование: Дошкольное образование в Болгарии Дошкольное образование в Великобритании Дошкольное образование в Венгрии Дошкольное образование в Германии Дошкольное образование в Дании Дошкольное образование в Канаде Дошкольное… … Википедия

  • Дошкольное образование на Мальте — начинается с трёх лет. Посещение необязательно, но имеет широкую поддержку родителей и правительства. Дошкольное образование предоставляется государственными католическими частными школами. Содержание 1 Католические школы 2 … Википедия

  • Дошкольное образование в Венгрии — начинается, когда ребенку исполняется 3 года, и длится до достижения ступени развития, необходимой для начала школьного образования или, когда ребёнку исполняется 7 лет. Тем не менее, если состояние ребёнка требует дальнейшего развития, он может… … Википедия

16+

Ссылка на источник official.academic.ru

Иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели также вправе осуществлять образовательную деятельность, в том числе и по образовательным программам дошкольного образования.

Если родители дают ребенку дошкольное образование в семье, то они имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Дошкольная образовательная организация обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев.

См. также:

Ссылка на источник edu.garant.ru

Дошкольное образование

Дошкольное образование, помимо присмотра и ухода за ребенком, включает в себя различные методики обучения, раннего развития, курсы для детей. Мы публикуем программы дошкольного развития, интересный опыт отечественных и зарубежных педагогов, рекомендации по занятиям с детьми дошкольного возраста.

Театральная деятельность в детском саду

Автор - Наталья ПРИЩЕПЕНОК, методист МОАУ ДОД «ЦРТДЮ города Кирова» «Любите ли вы театр так же, как люблю его я?», - эти слова великого Евгения Багратионовича Вахтангова должны быть лейтмотивом работы и творчества педагога, занимающегося театральной деятельностью в детском саду. Театральная деятельность в детском саду – это настоящий клад для тех, кто хочет видеть детей творческими, свободными, умеющими говорить и слышать других, свободно двигаться, чувствуя при этом окружающих людей.

Всё это дают детям занятия театральной деятельностью в детском саду. Главное - выбрать именно те направления среди занятий театральной деятельностью, которые больше всего подходят именно вашим детям. Для этого можно провести первоначальную диагностику качеств личности детей, которые требуют дополнительного развития: двигательная активность, движения рук, речь, эмоциональный ... Читать дальше

Читать далее www.deti-club.ru

Современное дошкольное образование в России - рефераты, скачать рефераты, бесплатно рефераты

Содержание

1. История развития и принципы дошкольного образования

1.1 История развития дошкольного образования в России

1.2 Принципы дошкольного образования

2. Методологические, психологические и методические основы дошкольного образования

2.1 Программа и методы дошкольного образования

2.2 Психологические основы дошкольного образования

Заключение

Приложение Б

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) , ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения "Начальная школа-детский сад", группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.

Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования.

В настоящее время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Объектом настоящего исследования выступает дошкольное образование.

Предметом исследования выступают особенности и принципы дошкольного образования.

Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю развития дошкольного образования в России;

- раскрыть принципы дошкольного образования;

- исследовать программы и методы дошкольного образования;

- проанализировать психологические основы дошкольного образования.

Гипотеза - гуманизация педагогического процесса в дошкольном образовании является основополагающим принципом современного дошкольного образования.

В качестве методологической основы исследования применялись современные методы научного познания: диалектический, сравнительный, синтетический, аналитический, системный и другие.

Теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, таких как Ананьев Б. Г., Столяренко Л. Д., Зинченко В. П. и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях связанных с изучением данной темы.

1. История развития и принципы дошкольного образования

1.1 История развития дошкольного образования в России

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола) , учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка) , но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, "народный детский сад" в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей - сирот..

В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал "Детский сад" под редакцией А. Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию.

К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 - 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года "Декларации по дошкольному воспитанию". В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.

Первая "Программа работы детского сада" вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы "Устав детского сада", определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и "Руководство для воспитателей детского сада", содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал "Дошкольное воспитание". К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения - ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду.

В связи с реформированием системы образовния на пороге 80-х-90х годов возникла "Концепция дошкольного воспитания" (авторы Василий Давыдов, В. А. Петровский) . В ней обозначены основные принципы, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России:

- гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

- развивающий характер образования;

- ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;

- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

- деидеологизация дошкольного образования - приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

1.2 Принципыдошкольного образования

Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Материал с сайта www.2vg.ru

Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах, затрагивающих государственно-хозяйственный механизм, политику и идеологию, правовые основы государства. Переосмысливаются социальные ценности и утверждаются в качестве приоритетных такие, как человек, свобода, счастье.

Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.

Всеми странами мира признаны значительные достижения нашей страны в дошкольном воспитании. Методические материалы, издаваемые в России, переведены на десятки языков мира. Многие специалисты из самых отдаленных стран прошли подготовку и переподготовку в вузах России.

Модель системы дошкольного образования адаптирована во многих европейских, африканских и азиатских странах. Однако в силу общественной системы, определяющей содержание и методику воспитания, в дошкольных учреждениях насаждался авторитарный подход к воспитанию.

В настоящее время в ряде законодательных актов федерального, краевого и городского уровня дошкольным учреждениям предоставлено право самостоятельной творческой педагогической и финансовой деятельности. Создались объективные предпосылки для перехода к непрерывному образованию. Произошло переосмысление и преобразование целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотрены традиционные представления о социальной сущности образования как социального института в жизни человека и общества.

В отличие от традиционного непрерывное образование - это образование, на деле обращенное к человеку, его запросам и познавательным потребностям, возможностям и интересам, условиям жизнедеятельности и трудностям.

Трансформация существующего образования в непрерывное означает поворот от ступентизма к гуманизму, от школоцентризма и авторитаризма к единству образования и самообразования, к демократизму; от складирования информации и описательности к осмыслению связей и отношений действительности, от начетничества и цитатничества к размышлению и действию, от фрактологии и фрагментарности к методологии и системности, от эклектики к диалектике.

Такое образование выступает в социальном плане как непрерывное, поскольку является всеохватывающим по направленности и назначению, содержанию и уровням, всеобщим - по социальным слоям, категориям и группам населения, возрастным градациям и формам реализации, включающим как систематизированные, так и несистематизированные образовательные процессы. В личностном плане непрерывное образование выступает как сопровождающее и вместе с тем как опережающее текущие нужды и потребности в соответствии с жизненными планами человека, его интересами и намерениями.

Центральной категорией непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности. Вместе с тем постоянное развитие личности в интересах человека и общества является целью непрерывного образования.

Как механизм расширенного духовного производства непрерывное образование обеспечивает обогащение и увеличение совокупного интеллектуального, нравственного и культурного потенциала общества на основе всемирного использования потенциала каждого человека путем освоения им всей актуально необходимой традиционной и новой экономической и общественно-политической научной информации, расширение общего кругозора, роста интеллектуального и культурного уровня.

Для общественного индивида непрерывное образование - это целостный комплекс процессов и средств формирования и удовлетворения его многообразных познавательных и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил. Оно выступает как значимая составляющая личностного развития, обогащения его все новым и новейшим содержанием, как гарантия сохранения профессионала и личности в динамично меняющихся условиях общественной практики.

Принципиальные особенности непрерывного образования определяют многообразие и гибкость используемых для его осуществления способов, средств и организационных форм, гуманизм и демократичность, дифференциацию образовательных процессов по направленности и содержанию.

Гибкость и вариативность содержания, форм и методов непрерывного образования являются следствием многообразия и изменчивости образовательно-познавательных потребностей человека и общества, разнообразия и мобильности условий и средств их удовлетворения. Гибкость образовательных процессов обеспечивается их перестраиваемостью, оперативным преобразованием направленности и содержания на решение новых, диктуемых динамично меняющимися потребностями общественной практики задач, приспособляемостью к конкурентным, местным, отраслевым и другим условиям.

Гуманизм непрерывного образования определяется его обращенностью к нуждам и стремлениям человека, его заботам. Он выражается в ориентации образовательных процессов на присвоение личностью общечеловеческих идеалов и ценностей. Наука, культура, искусство - все достижения духовного развития человечества в системе непрерывного образования превращаются из предмета изучения в органичный компонент учебно-познавательной и воспитательной деятельности, который определяет не только цели и содержание образования, но и формы взаимоотношений между теми, кто учится, и теми, кто учит.

Непрерывное образование как функциональная система - это целостная совокупность путей, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, обогащения культуры людей. Как педагогическая система оно выступает как система целенаправленного разностороннего развития личности.

Система непрерывного образования призвана стать эффективным средством обогащения культурно-образовательного потенциала общества на благо каждого человека, во имя расцвета каждой личности, достижения качественно нового состояния общества, неуклонного подъема и совершенствования образа жизни в настоящем и будущем.

Педагогический опыт, накапливающийся десятилетиями в области дошкольного образования, в настоящее время сможет быть переосмыслен и получит новое развитие.

Мы попытались определить основные цели преобразования дошкольного образования в современных социокультурных условиях.

- Поднятие государственной системы дошкольного образования на современный уровень, повышение престижа дошкольного образования, реальное закрепление за последним статуса приоритетной для общества сферы образования.

- Создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей на обучение и воспитание своего ребенка.

Исходя из этих целей основными направлениями преобразования дошкольного воспитания будут следующие:

- переход на новое содержание и технологии дошкольного образования, определение стандарта дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые возможности ребенку для поступления в школу;

- изменение организационной структуры дошкольного учреждения в целях улучшения ее адаптации к современным требованиям социума, которая основана на принципах вариативности, открытости, доступности;

- адекватное и своевременное реагирование на изменяющиеся условия и опережающее развитие дошкольного учреждения по отношению к обществу;

- углубление научно-методической и функциональной подготовки дошкольных работников, которая дает возможность учитывать индивидуальные и возрастные особенности физического и психического развития ребенка, четко ориентироваться в подвижной структуре дошкольных учреждений.

В целом же преобразование дошкольного образования должно осуществляться во имя главной цели - развитие и формирование личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Резко изменившиеся социально-экономические условия жизни общества поставили всех работников сферы образования перед необходимостью кардинального изменения его содержания, а также форм и методов организации.

Дошкольное образование - это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:

- понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;

- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;

- гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;

- свобода выбора программ и технологий;

- экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) .

Обновление содержания дошкольного образования и совершенствование управления дошкольными учреждениями невозможно без сохранения и стабилизации сети детских садов, главная цель которых - обеспечение всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях по месту жительства, предоставление отвечающим современным требованиям образовательных, оздоровительных и других видов услуг.

В реализации этой целевой установки определенных успехов достиг Ставропольский край. По городу Ставрополю сеть дошкольного образования на сегодняшний день представлена 72 дошкольными учреждениями, в которых воспитываются 13386 детей, что составляет 45% от общего числа детей дошкольного возраста. Увеличивается число дошкольных учреждений нового типа, в которых организуется процесс развития детей в соответствии с их интересами, склонностями и запросами родителей:

- 2 ДОУ - гимназии;

- 3 комплекса сад-школа;

- 1 ДОУ - школа развития.

Управление дошкольными учреждениями на современном этапе - это определение общей стратегии деятельности, поддержка и координация новых направлений в работе ДОУ разных видов и типов, а также защита детей от «доморощенных» программ и технологий, от некомпетентных специалистов.

Число специальных детских садов возросло с 3 до 7.

На основе региональной и местных программ развития образования в новых социально-экономических условиях разработаны планы изменения деятельности ДОУ в соответствии с потребностями населения.

Большое значение придается работе по использованию закона РФ «Об образовании», «Типового положения о дошкольном учреждении» и других нормативных документов и актов, а также качественному анализу динамики изменения в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Расширяется состав специалистов системы дошкольного образования. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях работают 38 психологов, 68 дефектологов, 35 педагогов дополнительного образования, 107 музыкантов, 37 преподавателей по физической культуре, 29 по изобразительной деятельности.

В дошкольных учреждениях города наметился переход от учетно-дисциплинарной модели к личностно ориентированной, основанной на сотрудничестве педагога с детьми. Во многих дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется созданию развивающей среды, которая обеспечивает благоприятное эмоционально-психологическое состояние ребенка.

Значительно расширилось использование программ. В педагогическом процессе творчески используются программы, рекомендуемые Министерством РФ. По программе «Радуга» работают 60 ДОУ, «Развитие» - 4, «Здоровье» - 3, «Детская картина мира» - 1.

Более отчетливо стала просматриваться основная идея реформы образования - кардинальные перемены в жизни ребенка, а не только смена педагогических методов и технологий.

В детских садах общего типа создаются группы, в которых дети углубленно изучают иностранный язык, грамоту, риторику, математику; группы для одаренных детей.

Родители получили возможность давать детям дополнительное платное образование в различных кружках.

С целью обеспечения более тесных контактов между ДОУ и школами определены способы их взаимодействия. Как отмечалось, в г. Ставрополе создан 1 комплекс «Д/с - школа», 2 прогимназии; 1 Д/с - школа развития.

Немаловажная роль в обновлении системы дошкольного образования отводится развитию службы социально-психологической помощи. В штаты практически всех ДОУ введены ставки педагогов-психологов.

Анализ полученных данных показывает, что воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на достаточно высоком уровне.

Диагностика состояния дошкольного образования позволила определить основные направления его развития: создание эффективной системы дошкольного образования; обеспечение достаточного количества мест в ДОУ; создание условий для обеспечения развивающей среды в ДОУ с учетом индивидуальных способностей детей.

В настоящее время главная задача управления образованием - превратить детские сады города в демократические учреждения, освободив педагогов от неоправданных инструкций, запретов, сковывающих инициативу и самостоятельность. Другая, не менее важная задача управления - усилить научно-методическую работу с кадрами.

Она решается в тесном сотрудничестве со Ставропольским государственным университетом, т.к. работа в дошкольном мире должна строиться только на научной основе. Совместно с сотрудниками университета разработаны концептуальные подходы к перестройке дошкольного образования города, в которых определены, с одной стороны, совершенствование концепции управления дошкольного образования, а с другой - научно-методическое обеспечение работы дошкольных учреждений.

На базе г. Ставрополя создана концепция дошкольного образования, которую мы бы хотели рассмотреть. В концепции отражены основные подходы к образованию в Северо-Кавказском регионе. Стратегия развития дошкольного образования представлена авторским коллективом во главе с Н. И. Бутенко и главным специалистом Н. А. Палиевой.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, обусловлены гуманизацией общественной жизни. Это вызвало переориентацию педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций, преодоление кризисных явлений в педагогической практике.

В истории развития г. Ставрополя просматривается тенденция превращения его из уездного города в крупный научно-промышленный центр со своеобразной структурой системы образования и культуры. Здесь издревле складывается синтез культур разных народов в трех основных формах: народных, религиозных и светских. Все эти формы имеют глубинные стороны, многонациональные черты, выражающиеся в бытовой культуре, ремеслах, творчестве.

Географическое положение города, близость его к кавказским государствам и рассматривание его как форпоста на юге России во многом определяют жизнедеятельность как приграничного города.

На подходы к воспитанию и образованию юных ставропольчан в значительной степени влияет казачья субкультура.

Цель концепции - определение организационных и содержательных основ, необходимых для стабилизации и развития системы дошкольного образования в городе. Концепция состоит из трех основных: I - Дошкольное образование в зарубежных странах и России; II - Развитие дошкольного образования в г. Ставрополе; III - Система организации экспериментальной работы по дошкольному образованию в г. Ставрополе. Каждый из пунктов концепции соответствующим образом обосновывается, содержит целевые установки, конкретные задачи.

- Формирование личности ребенка на современном этапе образования-сложный, культурный процесс. Поэтому в настоящее время содержание дошкольного образования определяется с педагогической, психологической и социальной позиций. Целью дошкольного образования как педагогической и социально-духовной сферы является формирование общего фундамента развития ребенка, культурное развитие его личности. Достижение этой цели возможно лишь при решении региональных задач) .

- Правовое воспитание будущего гражданина (оно должно начинаться с формирования уважения к закону, к национальным традициям, прошлому народа. Ребенку должны быть разъяснены права и свободы его страны) .

- Обогащение содержания учебно-воспитательных программ и освоение современных технологий развития детей (содержание обучения должно включать те виды деятельности, которые представляют наибольший интерес для ребенка) .

- Приоритет индивидуального подхода к одаренным детям (предоставление программы, отвечающей потребностям одаренного ребенка. Целью программы должно стать развитие творческих способностей) .

- Социопедагогическая поддержка детей-инвалидов и их семей Сдошкольное образовательное учреждение как открытая образовательная система предлагает взаимодействие с семьей, с культурными, общественными и образовательными учреждениями) .

- ДОУ - микрорайон - развивающая среда для детей дошкольного возраста (создание мотивационных площадок для благоприятного социоразвития детей) .

- Оптимизация сети ДОУ в микрорайоне (городе) и совершенствование системы управления дошкольным образованием (централизация системы управления в макро- и микросреде) .

- Подготовка кадров для развивающейся сети ДОУ (специальная подготовка кадров для инновационной деятельности) .

- Научно-издательская деятельность в социопедагогической системе дошкольного образования (создание сети экспериментальных лабораторий по отработке и внедрению новых технологий) .

- Аналитическая служба дошкольного образования (организация отделов прогнозирования развития системы дошкольного образования при органах управления) . На 6 пункт «ДОУ как открытая образовательная система в инфраструктуре города» мы бы хотели обратить особое внимание. Открытость ДОУ позволяет осуществлять воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения ребенка к себе, окружающим людям и природе, развитой, свободно и позитивно на - строенной личности. ДОУ не может быть только образовательным учреждением, а должно представлять социально-педагогический комплекс, решающий следующие задачи:

- педагогизация социальной среды;

- социальная и педагогическая компенсация условий для полноценного развития личности каждого ребенка;

- разновозрастное сотрудничество;

Материал с сайта superinf.ru

Другие статьи по теме:

  • Дошкольное образование pdf

    Девиз: «Компьютер + Игра = Обучение» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека - насущная необходимость. Современным детям предстоит жить и работать в новом информацио...

  • Фгос дошкольного образования

    ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образован...

  • Образовательная программа доу по фгос дошкольного образования

    МБДОУ "Детский сад № 17" / Образовательная деятельность 84 Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: в соответствии со статьей 92 п.1 Федерального закона «Об образован...

  • Образовательная программа дошкольного образования

    Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы...

  • Образовательные программы дошкольного образования направлены на

    Образование Бессрочно Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы Основную общеобразовательную программу - образовательную программу дошкольного образования реализует п...

  • Фгос дошкольного образования консультация для воспитателей

    Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС дошкольного образования» Консультация для воспитателей. «Организация подвижных игр в рамках введения ФГОС ДО». Инст...

  • Фгос дошкольного образования консультация для родителей

    «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд...

  • Развитие дошкольного образования в россии

    Система дошкольного образования в России Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Дошкольно...

  • Индивидуализация дошкольного образования по фгос

    Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные при...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет

    Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовани...

  • Дошкольное образование за рубежом реферат

    Реферат на тему Современное дошкольное образование за рубежом скачать бесплатно 2008 История создания В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Она финансировалась фирмой «Валь...

  • Общие тенденции развития системы дошкольного образования

    Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Пр Тенденция (нем. Tendent, лат. tendere - направляться, стремиться) – направление развития склон...

  • Дошкольное образование индустриальный район

    РАДУГА, ЧАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ САД, ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ РАЙОН Пермь - Дошкольное образование (Детские сады, ясли) Новое поступление демисезонной и зимней ОБУВИ! Детская обувь от разных производителей! Большо...

  • Развитие общественного дошкольного воспитания в россии

    Становление и развитие дошкольной педагогики Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­к...