Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм»

Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народное творчество. Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Задача педагога – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Сказки открывают ребенку окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в доброе, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Язык русских народных сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, отсутствием сложных для восприятия детьми грамматических форм, выразительностью, образностью, наличие определений, несложных форм прямой речи. Все это позволяет вовлечь детей в активную работу.

Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированности, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, много вариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. Однако в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал.

Понятным и ценным для детей являются пословицы о Родине, матери, родном языке, природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др. Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Счастье и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В русском фольклоре особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, колыбельные звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащаю словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемые источник воспитательных и образовательных возможностей.

Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого… Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие детей. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Фольклор обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, служит могучим, действенным средством умственного, духовно-нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Удивительный педагог – этот родной язык. Язык, созданный народом, развивает в ребенке способность (в современном понятии языковое чутье, которая создает в человеке слово, и которая отличает человека от животного: развивает дух.

www.maam.ru

Программа духовно— нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Крепче мы— крепче наше будущее»

ПРОГРАММА

духовно - нравственного

воспитания воспитанников МБДОУ

"Вознесенский детский сад № 5" .

ПАСПОРТ

Наименование программы ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

"Крепче мы - крепче наше будущее"

Основание для разработки Современная концепция о "Духовно- нравственном

программы воспитании детей "

Основные разработчики

программы Методический совет МБДОУ "Вознесенский детский

сад № 5".

Управляющий совет учреждения.

Цель программы 1. Создание условий:

для формирования у дошкольников

ценностных ориентиров и нравственных норм,

основанных на культурно- исторических и духовно-

нравственных, патриотических и общечеловеческих

принципов.

2. Для более тесного сотрудничества семьи и

детского сада, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, детский сад и ребенок.

Задачи программы Сохранение исторической преемственности

поколений, развитие национальной культуры,

воспитание бережного отношения к историческому

и культурному наследию России,

формирование духовно-нравственных качеств

воспитанников.

Оценка социальных - формирование ценностных ориентиров духовно-

последствий реализации нравственной личности;

программы - повышение воспитательного потенциала семьи;

- совершенствование скоординированной системы

деятельности семьи и детского сада

по физическому, патриотическому и нравственному

воспитанию детей.

Критерии выполнения - совершенствование методов духовно-

программы нравственного и семейного воспитания;

Сроки программы - 2013 - 2018 годы.

Организация контроля

за исполнением - администрация МБДОУ "Вознесенский детский сад № 5"

программы

Пояснительная записка

Ребёнок улыбается матери - первая в жизни улыбка. Ребёнок играет - первые в жизни игры. Первые книжки, первые картинки, первые песенки… первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

Программа создаёт условия для развития личности и самореализации. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности ребенка.

Программа "Духовно-нравственного воспитания" предусматривает - воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности воспитателя и детского сада. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Актуальность программы духовно-нравственного воспитания дошкольников

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ "Вознесенский детский сад № 5". Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств.

Нормативно-правовые документы.

" Закон РФ "Об образовании"1992г. №3266-1

" Конституция Российской федерации (Ст. 1, 10, 17, 15, 19, 32, 43, 50, 51, 52)

" Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г

" Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854

" Декларация прав и свобод человека

" Конвенция о правах ребёнка

" Устав детского сада

Этапы реализации Программы

" I этап - начальный (2013г/ 2014.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности

" II этап - практический (2014/2017 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания дошкольников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности.

" III этап - обобщающе-результативный (2017/2018 гг.)

Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно-нравственного воспитания дошкольников .

Цели и задачи Программы

Цель программы.

1. создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

2. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов дошкольника.

3. Гармоничное духовно-нравственное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

Задачи:

" Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства.

" Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

" Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

" Физическое развитие дошкольников, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

" Консолидация и координация деятельности детского сада, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

" формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

" создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника.

" Привитие воспитанникам любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Принципы Программы

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

3. Принцип сотрудничества.

4. Деятельностный подход.

5. Личностно-ориентированный подход.

6. Возрастной подход.

Программа соответствует специфике среднего и старшего возраста детей, и способствует:

" духовному и личностному росту детей;

" развитию творческого и логического мышления;

" развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

" обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека) ;

" развитию способности к самопознанию, формированию положительной "я - концепции".

Задачи воспитания:

" Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

" Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.

" Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

" Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.

" Сформировать культуру общения.

" Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

" Приобщить воспитанников к национальной и мировой культуре.

Направления воспитательной работы:

1. Социализация. Воспитанник и детский сад

Цель и задачи:

Формирование у детей осознания принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Воспитание сознательного отношения к познанию всего интересного и полезного, развитие познавательной активности;

Просветительская работа с дошкольниками и их родителями через воспитательные мероприятия.

Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

2. Семейное воспитание. Моя семья и мой детский сад.

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и детским садом; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Формирование представлений о семейных ценностях.

Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

Формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей сына - мужа.

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус в семье( " Я надежда и помощник") и в обществе (" Я гражданин, я воспитанник")

3. Учебно-познавательное и физическое.

" Мои знания.

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала дошкольников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации целей; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Формирование гражданского отношения к себе.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

" Моё здоровье.

Цель и задачи: Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья дошкольников.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения;

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. Воспитание физически развитого человека, ведущего здоровый образ жизни, способного в полной мере проявить себя во всех сферах. Ребёнок и спорт - главная наша цель.

4. Экологическое воспитание. Мы и наша природа.

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у дошкольников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

5. Патриотическое воспитание. Мы - защитники нашего Отечества.

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего; изучение краеведческого материала.

Предполагаемым результатом

данной духовно-нравственной воспитательной программы является:

Для воспитателя. 1. Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки.

Это необходимо воспитанникам при переходе в начальное школьное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом детского сада.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении воспитателя с детьми должны реализовываться следующие правила:

" умение выслушивать его до конца;

" не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

" открытость и доступность.

Отношения воспитателя и воспитанника строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Планируемые результаты. Для дошкольника.

1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе духовно-нравственного воспитания, детский сад - центр социокультурной среды.

6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Дошкольники должны быть:

" дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

" обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

" самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

" способны к изменению самих себя.

Виды и формы воспитывающей деятельности:

1. Лекция; (для родителей)

2. Беседа; (для детей и родителей)

3. Час общения; (для родителей и детей)

4. Ролевые игры; (для детей)

5. Диспуты; (для родителей)

6. "Мозговой штурм"; (для родителей)

7. Занятия творчеством (для детей и родителей)

8. Собрания; (для родителей)

9. Экскурсии (для детей)

Мероприятия: (в течении года)

1. Семинары (для родителей)

2. Конкурсы, (для детей)

3. КВН (для родителей)

4. Викторины (для родителей)

5. Экскурсии (для детей)

6. Акции, проекты (для родителей)

7. Туристические слеты (для детей и родителей)

8. Круглые столы (для родителей)

9. Диспуты (для родителей)

10. Исследовательская деятельность. (для детей)

11. Конференции (для родителей)

Традиционные мероприятия в детском саду (в течение года)

" День Знаний

" Эстетическое шоу "По стране вежливых слов"

" Юбилей детского сада

" День Матери

" Праздник Новогодней ёлки

" Проект "Я открываю свой талант! "

" Спортивный праздник

" Праздник Здоровья "Папа, мама, я - здоровая семья"

" Праздники и мероприятия "Служу отечеству"

" Зарничка-смотр "Парад военной песни"

" Конкурс инсценированной сказки

" Праздник "Здравствуй, лето! "

" Праздник "Звездный дождь"

" Вознесенские звездочки (конкурс детского творчества)

" Проектная деятельность

" Экологические походы.

" Фольклорные праздники.

" Театральные постановки.

" Создание краеведческого музея "История нашего детского сада"

Диагностика:

Изучение особенностей дошкольников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности дошкольников:

" общие сведения;

" способности;

" темперамент;

" тип личности в общении;

" самооценка;

" успешность в деятельности;

" уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

" социометрия;

" социально-психологический климат в группе;

" общие сведения;

" способности;

" темперамент;

" тип личности в общении;

" самооценка;

" успешность в деятельности;

" уровень воспитанности.

3. Формы диагностики:

" анкетирование;

" тестирование;

" наблюдение;

" беседы.

Работа с родителями.

Взаимодействие воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

" анкетирование

" беседа

" консультации

" родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, экскурсий, родителей и детей.

Литература

1. Закон об образовании1992г. №3266-1

2. Конституция Российской федерации (Ст. 1, 10, 17, 15, 19, 32, 43, 50, 51, 52)

3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета. 1990.

5. Т. В. Волкова "Наука быть человеком" Волгоград, 2008.

6. М. А. Андрианов "Философия для детей" Минск, 2003.

7. Н. Е. Щуркова Тест. "Размышления о жизненном опыте". Москва, 1991.

8. Е. Н. Степанов " Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения". Москва, 1991.

9. Ляхов И. И. Проектная деятельность. М. 1996.

www.maam.ru

с. Вад 2015г.

Актуальность

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания начиная с дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач определено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Опираясь на результаты исследований таких ученых как М. Д. Маханёва, И. Г. Вечканова, Е. В. Мигунова и др., которые были единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности, в качестве ведущего средства реализации задач нравственного воспитания детей я определила театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям.

Целью моей работы стало:

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками определила следующие задачи:

  • Создание условий для приобщения ребенка к традициям русского народа;
  • Углубление и уточнение этических представлений, и воспитание гуманных чувств ребенка;
  • Формирование навыков и привычек культурного поведения;
  • Развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств;
  • Формирование правильных взаимоотношений между детьми;
  • Формирование чувства уважения к старшим;
  • Формирование нравственно-патриотических и гражданских чувств.

Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста строилось по основным направлениям

  • Создание предметно развивающей среды.

В группе были оформлены следующие центры:

«Центр экологического воспитания».

«Центр духовно-нравственного воспитания и патриотических, гражданских чувств». Здесь находятся: тематические альбомы, дидактические игры, иллюстрированный материал по данной теме

«Центр режиссерской и театрализованной деятельности».

«Центр сюжетно ролевых игр».

«Центр живописи». В нем расположены произведения местных художников, иллюстрированная литература народно-прикладного искусства.

«Центр наглядной работы с родителями».

Следующее направление

  • Взаимодействие с семьей.

Одним из важнейших факторов в вопросах воспитания духовно-нравственной личности является взаимодействие между педагогами и родителями. Для того чтобы приобщить родителей к активному участию в педагогическом процессе, был составлен годовой план, главной целью которого является: помочь родителям довести до осознания роль семьи в сохранении и передаче нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками и развивать ответственность за ДНВ детей.

В процессе разработки перспективно-тематического планирования я использовала следующие формы работы:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-семейные гостиные;

-открытые показы непосредственно образовательной деятельности;

-анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литература;

-совместное проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — « Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом - «Именины березки» (Троица) , «День семьи, любви и верности) .

- реализация проектов, таких как «Моя семья», «Счастливый выходной», «Зеленый патруль», «Летние фантазии», «Цветущая клумба», участие в различных конкурсах.

- организация коллективных трудовых дел родителей по созданию развивающей среды детского сада (создание пособий, облагораживание территории и т.п.) .

Следующее направление

  • Составление перспективно-тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание плана объединены в 3 блока:

«Познай себя»

«Познай других»

«Познание окружающего мира»

В перспективно тематическом плане я использовала различные формы работы по приобщению детей к культурному наследию: Это - непосредственно-образовательная деятельность, проведение совместных праздников, беседы, творческие вечера. Постановки музыкальных сказок духовно - нравственного содержания, организации выставок, тематические вечера эстетической направленности, экскурсии, целевые прогулки, просмотр видео презентаций, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, все виды творческой художественной деятельности детей.

На основе этого плана было разработано 10 конспектов занятий, 5 из которых содержат мультимедийное приложение.

Следующее направление

  • Включение духовно-нравственного содержания в детские виды деятельности.

В том числе и в театрализованную, в процессе которой я использовала следующие виды творческой деятельности взрослых и детей.

  • Использование на занятиях, в совместной деятельности театрализованных, режисерских, дидактических игр, таких как «По щучьему велению, по моему хотению», «Угадай сказку» (по иллюстрации, по отрывку) , «Собери сказку», «Кого не хватает?»; веселые старты по сказкам «Пирожки для бабушки», «Вытяни репку»;упражнения по формированию выразительности исполнения.
  • Чтение художественной литературы нравственного содержания, подбор репертуара для инсценировок
  • Посещение театрализованных представлений Нижегородской филармонии и Арзамасского драм театра,таких как «Волшебные слова», «Храбрый мальчик», «Рукавичка» и др.
  • Инсценировки сюжетов из знакомых потешек, стихотворений, сказок.
  • Реализация проектов, включающие театрализацию: «Играем в театр», «Моя семья», «Витаминный калейдоскоп».
  • Совместная работа с родителями по изготовлению костюмов персонажей, декораций для инсценировок; обновление театрализованного уголка в группе.

Элементы театрализованной деятельности включались совместную деятельность с детьми, в познавательно-развлекательные мероприятия «Масленица», «Рождество», «Пасхальный перезвон», «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «К нам весна шагает», «Троица», «День любви, семьи и верности», «Покров».

Участвуя в театрализации, дети учились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учились оценивать свои поступки в различных ситуациях. Ведь основная идея сказок кроется в активной борьбе добра со злом, в прославлении

общечеловеческих ценностей. Погружение в мир сказки посредством сценического образа даёт ребёнку возможность восприятия идеального образа героя, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.

Дети охотно участвовали в театрализованных играх и представлениях. Наиболее удачными были театральные постановки сказок «Морозко» и «Пасхальная сказка», которые были представлены вниманию взрослых и детей.

Во время организации всех проведенных познавательно – развлекательных мероприятий активное участие принимали все члены семьи воспитанников: мастерили костюмы, изготавливали атрибуты, рисовали декорации, украшали зал, а также сами становились участниками театрального действия.

Работу по этому направлению я продолжаю с детьми младшей группы. Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности.

Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, родителям, взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины они познавали посредством ярких театральных впечатлений.

Театрализованную деятельность я организую, используя игровые приёмы: появление на занятиях сказочных персонажей, создание игровой ситуации «Поможем зайчику рассмотреть картинки», «Покажем мишке наши игрушки», предлагаю детям попроситься в теремок, как медведь, зайка. Предлагаю превратится в скачущих, спящих зайчиков. Сказочные сюжеты использую ежедневно, при этом даю возможность детям проявлять инициативу, самостоятельно изобразить голосистого петушка, бегающую по полю мышку, скачущую квакающую лягушку, косолапого мишку, и т.д.

Для показа детям народных сказок, потешек, песенок использую различные виды театра: театр би-ба-бо, варежковый театр, плоскостной, пальчиковый театр, театр мягкой игрушки и др. Разные виды театра вызывают у малышей большой интерес, желание самим поиграть в сказку.

Вывод

Анализируя работу по духовно-нравственному воспитанию детей, я с уверенностью могу сказать о том, что: проведенная работа дала положительные результаты:

- у детей значительно увеличились показатели нравственного сознания и самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов) ;

- дети овладели необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других детей.

- дети стали проявлять отзывчивость, применять свои знания о нравственных нормах в жизни, доносить их до родителей.

- дети получили глубокие и прочные знания о народной культуре, родном крае, общечеловеческих основах быта русского человека.

- получили знания о православных праздниках.

У родителей:

- повысился духовно-нравственный потенциал и компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников;

- родители стали проявлять интерес к духовно-нравственному становлению личности ребёнка и активно участвовать в деятельности детского сада, направленной на духовно-нравственное развитие детей.

- возрос интерес родителей к духовной жизни.

Также использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствовало обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод: приобщая детей к театрализованной деятельности, можно заложить в них творческое начало, сформировать в них нравственные стороны их личности.

Самые важные способности в ребёнке - это красота души, чистота сердца и талант любви.Мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. «Если человека учат добру - ...в результате будет добро» - В. А. Сухомлинский.

По теме:

Читать далее nsportal.ru

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре.

Введение

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде нужно сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, всеми средствами Отечественной культуры.

Проблема формирования нравственных качеств личности стояла перед педагогами всегда. Об этом говорил Сократ, Сенека, Я. А. Каменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, В. В. Абраменкова, М. В. Осорина, Петрова В. И., Стульник Т. Д. и др., более того, существует такое общественное явление как православная педагогика. Наиболее яркие её представители, стоявшие у истоков: Евсевий, А. Л. Громачевский, В. В. Зеньковский.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость данной проблемы обусловили выбор нашей выпускной квалификационной работы - «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к Отечественной культуре».

Цель нашей работы - воспитание нравственного, духовно здорового ребенка.

Из поставленных целей вытекают следующие задачи:

1. Знакомить с нравственными нормами, учить различать добро и зло.

2. Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения, т. е., создавать условия для формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Всё выше изложенное позволяет сделать вывод: что главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Поэтому в ДОУ нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, ведущих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.

I глава

Тенденции развития духовно-нравственного воспитания в России

Отечественная древнерусская культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.

Наши предки - мудрые люди, создавшие свой золотой фонд культуры. Народ, который дал миру шедевр поэтического творчества «Слово о полку Игореве», «Домострой», Дмитровский собор во Владимире, Московский кремль, храм Христа - Спасителя, сумел даже архитектуру крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.

Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью. Русь защищали от врагов. По натуре мирные русские люди, когда надо становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку землю и отчий дом.

В былинах воспеты богатыри-защитники нашей родины в древности Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Не сосчитать героев -защитников Отечества, верно послуживших своей России в годы Куликовской битвы, во время войны с Наполеоном, в годы Великой Отечественной войны. Русские полководцы А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, рядовые воины, отстоявшие в боях свое Отечество, свою Родину -Любимую Россию.

Всегда являются примером для нас великие русские художники И. Левитан, И. Шишкин, А. Саврасов, В. Поленов, свою любовь к России отразили в своих картинах.

В стихах великие русские поэты А. Пушкин, С. Есенин, А. Блок, в музыке - великие русские музыканты П. Чайковский, С. Прокофьев.

И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец. Особенно это видно, когда прикасаешься к многогранному богатству русских сказок, русских пословиц и поговорок, скороговорок и чистоговорок, загадок и потешек, шуток и прибауток.

Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности.

Нравственная проповедь, созданная предками, дошла до нас не как голая мораль, а в виде краткой, емкой, рифмованной строчки. Нравственность - это твердая, постоянная решимость воли, следовать за добрыми влечениями, сердца и совести.

А ритм и рифму дети воспринимают особо: искренне и с большой верой. Главное обратить внимание, затронуть чувства и подвести их к доступному в соответствии с возрастом, пониманию. А глубинный смысл придет позже.

С самого раннего возраста ребенок сталкивается с окружающим миром, в котором соседствует добро и зло. От того, какой след оставят в душе маленького человека эти встречи, во многом зависит его дальнейшая судьба.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности.

Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Через сказки ребенок получает знание о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни; учится преодолевать препятствия, верить в силу добра, любви, справедливости.

Слушая сказочные истории, ребенок связывает их со своей жизнью, стремится воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпает в них надежду. Необходимо дать ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности. Целенаправленность в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через приобщение к Отечественной культуре, обеспечивают современные программы: «Радуга», «Детство», « Истоки», «Программа воспитания и развития» под редакцией Васильевой. Для реализации программ предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсии в картинную галерею; наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми) ;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.) ; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.) ;

приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.) ; оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми

факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Все виды художественной творческой деятельности детей. Проведение совместных праздников.

Просмотр слайдов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр) . Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия) .

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) . Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. Творческие вечера.

Таким образом, в программах прослеживаются несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы) .

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов) .

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам) .

Формы работы с родителями

родительские собрания на духовно-нравственные темы; лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТСО) ;

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; экскурсии;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы) .

Главный результат, на который очень хотелось бы нам всем надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Глава II

Формы и методы работы основных направлений духовно-нравственноговоспитания

Маленький ребенок, только родившись, уже становится личностью, а дошкольник, даже младшего и среднего возраста - это уже почти вполне сформировавшаяся личность, со своим миропониманием и мироощущением. И первым, кому приходится принимать в свои руки эту маленькую индивидуальность после родителей и близких, является воспитатель детского сада, на которого ложится огромнейшая ответственность - дать ребёнку азы знаний, сформировать в нём правильные представления о нравственных нормах поведения, о добре и зле, о человечности.

Воспитатель должен помнить, что воспитание духовно-нравственных качеств - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и она должна проходить не только на занятиях, но и вне таковых. Духовно-нравственное воспитание включает в себя несколько направлений:

Гражданско-патриотическое воспитание

Читать далее infourok.ru

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре.

Введение

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде нужно сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, всеми средствами Отечественной культуры.

Проблема формирования нравственных качеств личности стояла перед педагогами всегда. Об этом говорил Сократ, Сенека, Я. А. Каменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, В. В. Абраменкова, М. В. Осорина, Петрова В. И., Стульник Т. Д. и др., более того, существует такое общественное явление как православная педагогика. Наиболее яркие её представители, стоявшие у истоков: Евсевий, А. Л. Громачевский, В. В. Зеньковский.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость данной проблемы обусловили выбор нашей выпускной квалификационной работы - «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к Отечественной культуре».

Цель нашей работы - воспитание нравственного, духовно здорового ребенка.

Из поставленных целей вытекают следующие задачи:

1. Знакомить с нравственными нормами, учить различать добро и зло.

2. Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения, т. е., создавать условия для формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Всё выше изложенное позволяет сделать вывод: что главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Поэтому в ДОУ нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, ведущих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.

I глава

Тенденции развития духовно-нравственного воспитания в России

Отечественная древнерусская культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.

Наши предки - мудрые люди, создавшие свой золотой фонд культуры. Народ, который дал миру шедевр поэтического творчества «Слово о полку Игореве», «Домострой», Дмитровский собор во Владимире, Московский кремль, храм Христа - Спасителя, сумел даже архитектуру крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.

Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью. Русь защищали от врагов. По натуре мирные русские люди, когда надо становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку землю и отчий дом.

В былинах воспеты богатыри-защитники нашей родины в древности Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Не сосчитать героев -защитников Отечества, верно послуживших своей России в годы Куликовской битвы, во время войны с Наполеоном, в годы Великой Отечественной войны. Русские полководцы А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, рядовые воины, отстоявшие в боях свое Отечество, свою Родину -Любимую Россию.

Всегда являются примером для нас великие русские художники И. Левитан, И. Шишкин, А. Саврасов, В. Поленов, свою любовь к России отразили в своих картинах.

В стихах великие русские поэты А. Пушкин, С. Есенин, А. Блок, в музыке - великие русские музыканты П. Чайковский, С. Прокофьев.

И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец. Особенно это видно, когда прикасаешься к многогранному богатству русских сказок, русских пословиц и поговорок, скороговорок и чистоговорок, загадок и потешек, шуток и прибауток.

Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности.

Нравственная проповедь, созданная предками, дошла до нас не как голая мораль, а в виде краткой, емкой, рифмованной строчки. Нравственность - это твердая, постоянная решимость воли, следовать за добрыми влечениями, сердца и совести.

А ритм и рифму дети воспринимают особо: искренне и с большой верой. Главное обратить внимание, затронуть чувства и подвести их к доступному в соответствии с возрастом, пониманию. А глубинный смысл придет позже.

С самого раннего возраста ребенок сталкивается с окружающим миром, в котором соседствует добро и зло. От того, какой след оставят в душе маленького человека эти встречи, во многом зависит его дальнейшая судьба.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности.

Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Через сказки ребенок получает знание о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни; учится преодолевать препятствия, верить в силу добра, любви, справедливости.

Слушая сказочные истории, ребенок связывает их со своей жизнью, стремится воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпает в них надежду. Необходимо дать ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности. Целенаправленность в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через приобщение к Отечественной культуре, обеспечивают современные программы: «Радуга», «Детство», « Истоки», «Программа воспитания и развития» под редакцией Васильевой. Для реализации программ предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсии в картинную галерею; наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми) ;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.) ; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.) ;

приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.) ; оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми

факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Все виды художественной творческой деятельности детей. Проведение совместных праздников.

Просмотр слайдов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр) . Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия) .

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) . Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. Творческие вечера.

Таким образом, в программах прослеживаются несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы) .

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов) .

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам) .

Формы работы с родителями

родительские собрания на духовно-нравственные темы; лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТСО) ;

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; экскурсии;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы) .

Главный результат, на который очень хотелось бы нам всем надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Глава II

Формы и методы работы основных направлений духовно-нравственноговоспитания

Маленький ребенок, только родившись, уже становится личностью, а дошкольник, даже младшего и среднего возраста - это уже почти вполне сформировавшаяся личность, со своим миропониманием и мироощущением. И первым, кому приходится принимать в свои руки эту маленькую индивидуальность после родителей и близких, является воспитатель детского сада, на которого ложится огромнейшая ответственность - дать ребёнку азы знаний, сформировать в нём правильные представления о нравственных нормах поведения, о добре и зле, о человечности.

Воспитатель должен помнить, что воспитание духовно-нравственных качеств - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и она должна проходить не только на занятиях, но и вне таковых. Духовно-нравственное воспитание включает в себя несколько направлений:

Гражданско-патриотическое воспитание

Ссылка на источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин...

  • Компоненты общения детей дошкольного возраста

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,...

  • Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у...

  • В результате труда детей дошкольного возраста создаются

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт...

  • Воспитание детей дошкольного возраста это

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация - одна из ведущих идей модерни...

  • Сказка как средство духовно нравственного воспитания дошкольников

    Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Содержание: Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы...

  • Духовно нравственное воспитание дошкольников в рамках фгос

    Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогическо...

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Коррекция страхов у детей дошкольного возраста

    Страхотерапия и ее применение в коррекции страхов детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов,...

  • Правовое воспитание детей дошкольного возраста в доу

    Правовое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида» Г. о. Краснотурьинск Девизом работы МА ДОУ №...

  • Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста . Аннотация: в статье представлен опыт по воспитанию толерантности у детей дошкольного...

  • Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов...

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17...

  • Социализация детей дошкольного возраста

    «Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи» (продолжение) Начало Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создан...