Двигательная активность детей дошкольного возраста

Использование интеграции образовательных областей при организации двигательной активности детей дошкольного возраста

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Движение — главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии. Многие новые движения малыши легко осваивают в подвижных играх и игровых упражнениях.

Разнообразные движения и действия детей во время подвижных игр и упражнений при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Велико значение двигательной активности в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.)

В связи с введением новых образовательных стандартов, в своей работе по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, я руководствуюсь принципа интеграции образовательных областей.

Внедряя интеграцию образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста, обеспечиваю их целостное развитие, как гармонично-развитой личности, путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.

Целесообразна интеграция содержания области «Физическая культура», с образовательными областями «Здоровье», «Познание», «Музыка», «Социализация, «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Интеграция образовательных областей

Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями. Подвижные игры и игровые упражнения.

1. «Здоровье»

Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей. Подвижные игры с дыхательными упражнениями («Лётчик и самолёты», «Пузырь», «Снежинки и ветерок», «Сугробы») .

2. «Познание»

Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения.

«Найди свой цветок», «День-ночь», «Кто попадет», «Всё дальше и выше», «На птичьем дворе», «Солнышко и дождик». Комплексы упражнений с речевым сопровождением («Дружная семья», «Разноцветные мячи», «Пришла снежная зима»). Подвижно-дидактические игры на прогулке («Найди дерево», «Ребята и зверята», «С горки на горку») .

3. «Музыка»

Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Мышь и часы», «Обезьянки», «Вот левая, вот правая», «Тук-ток-туки-ток», «У жирафа»). Игры-пляски с предметами («Пляска с платочками», «Танец с флажками», «Танец с лентами», «Танец с погремушками»). Игры-пляски («Мы в кружочек встали», «Дождик», «Снежок», «Ножки и ладошки») .

4. «Социализация»

Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, воспитание элементарной дисциплинированности.

Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Топ-топ, хлоп-хлоп», «Где же ручки», «Мишка пляшет», «Каблучок»). «Лохматый пёс», «Гуси, гуси», «Кот и мыши», «Санки», «За грибами».Комплекс упражнений «Дружная семья», «Очень маму я люблю», «На скамеечке с друзьями») .

5. «Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, вкуса и интереса к художественному слову, речевой активности, обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи при выполнении подвижных игр и игровых упражнений. «Карусели», «У медведя во бору», «Вышла курочка-хохлатка», «Поезд», «Три медведя шли домой», «Буратино потянулся», «Часы», «Да-да-да! ».

6. «Труд»

Накопление опыта двигательной активности при овладении детьми навыков по уходу за физкультурным инвентарем. «Саша шёл, шёл, шёл», «У медведя во бору»,

7. «Чтение художественной литературы»

С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает в рамках интеграцию области Физическая культура с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». «Мы топаем ногами», «Курочка хохлатка», «Лохматый пёс», «Лягушки», «Солнышко и дождик».

8. «Безопасность»

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, прыжках, лазании, подбрасывании и перебрасывании мяча разными способами, ходьбе и беге, при пользовании спортивным инвентарем.

Подвижные игры с бегом («Догоните меня! », «Птички летают»). С прыжками («Через ручеек», «Поймай комара»). С подлезанием и лазаньем («Проползти в воротца», «Мыши в кладовой»). С бросанием и ловлей («Кто бросит дальше мешочек»).

Ориентировку в пространстве («Найди свое место») .

Таким образом, интеграция образовательных областей позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развивает их творческие способности, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта детей.

Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей младшего дошкольного возраста осуществляю не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, развлечений и НОД, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-пляски с предметами, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами, игровую дыхательную гимнастику, игровые упражнения, игры-пляски, подвижно-дидактические игры на прогулке.

В целях повышения интереса и желания детей заниматься двигательной деятельностью, улучшения осанки, совершенствования координация движений, повышения жизненного тонуса, создания у малышей бодрого, радостного настроения, благоприятно влияющего на состоянии организма в целом, использую авторскую методику Сергея и Екатерины Железновых. Эта методика интересна тем, что включает в себя музыкальное сопровождение, что способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, восприятию музыки.

При проведении подвижных игр и игровых упражнений с детьми, использую различные атрибуты (шапочки, ленточки, флажки, платочки, медальоны, мячи, обручи, кегли, палочки, мешочки с песком, погремушки, таким образом, стимулирую активный интерес малышей к двигательной деятельности.

На прогулках с детьми провожу разнообразные подвижные игры и игровые упражнения, например, «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Пузырь», «Солнышко и дождик», которые способствуют оздоровлению детей, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, способствуют проявлению раскованности, свободы, формируют умение действовать в коллективе, учат согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей, вселяют уверенность в собственных силах, вырабатывают смелость и выдержку.

Дети с большим желанием стали играть в игры с речевым и музыкальным сопровождением, атрибутами, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила, адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения и навыки в самостоятельную деятельность. Умение дошкольника самостоятельно организовать знакомую игру и выполнять различные игровые упражнения – показатель высокого уровня развития ребёнка.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни. Потому, работая в группах с младшими дошкольниками, ставлю перед собой задачу: «Развивать и обогащать двигательную активность детей младшего дошкольного возраста с учётом интеграции образовательных областей».

www.maam.ru

Развивать психофизические качества в игре;

Двигательных способностей (быстрота, ловкость, координацию движений;

Умения выполнять задания по указанию воспитателя.

  1. Оздоровительные.

Охрана и укрепление здоровья ребёнка через разные формы двигательной активности: бег, ходьба.

Общеразвивающие упражнения с элементами музыкально- ритмических упражнеений, , дыхательной гимнастики, самомассажа, психогимнастика.

  1. Воспитательные.

Формировать потребность в ежедневных физических упражнениях, в здоровом образе жизни;

Предварительная работавключала в себя: разучивание движения музыкально-ритмического танца, разучивание пальчиковой и дыхательной гимнастики,

Занятие проводилось в подготовительной группе, присутствовало 12 детей. Продолжительность занятия – 30 мин.

Конспект занятия соответствовал моему рабочему плану и программным требованиям данного возраста. Дети к началу занятия были в спортивной форме. Спортивный зал был проветрен и подготовлен.

Цели и задачи занятия взаимосвязаны с раннее изученным материалом, поэтому особых усилий и напряжений дети не испытывали. Занятие было интегрированным, в котором я использовала музыкально-ритмический танец «Цыганский»,что особенно организовало детей и создавало особый эмоциональный настрой.

Организационный этапвключал в себя: построение детей в шеренгу, разминку (ходьба, ходьба на четвереньках, прыжки, бег) , длительностью 10 минут. Упражнения выполнены в движении поточным методом, в процессе которых у детей были задействованы все группы мышц.

При переходе к основной части занятия дети использовали общеразвивающие упражнения кругового метода, затем они перестроились в круг для выполнения танцевально-ритмических движений, считаю, что использование данного построения детей самым приемлемым, так как дети видят друг друга. Музыкально-ритмический танец для детей стал изюминкой в занятии, новым приемом, который можно использовать в последующих занятиях по физическому воспитанию.

Во избежание переутомления и перегрузки детей на занятии нами были использованы пальчиковая и дыхательная гимнастики, которые способствовали восстановлению дыхания и одновременно решали немало важную оздоровительную задачу.

Далее в занятии проведена игра «Ловишки», которая уже была знакома детям, «Ловишки» с огромным удовольствием срывали разноцветные ленточки с детей.

В заключительной частизанятия проведена новая малоподвижная игра «Добрые слова». Детям она пришлась по душе, она понятна, доступна и проста, На протяжении всего занятия я использовала метод пояснения, объяснения и показа. Все этапы занятия были соблюдены в соответсвии с методическими требованиями и взаимосвязаны друг с другом.(вводная часть, основная, заключительная) .

В целом занятие удалось, все задачи были решены. Большинство детей хорошо выполняли все упражнения, с детьми у которых были некоторые затруднения, будет продолжена работа на последующих занятиях и индивидуально

В целом результат работы положительный.

Источник nsportal.ru

«Детский сад комбинированного вида № 105»

ТЕМА: «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ: ДОУ И СЕМЬИ»

Инструктор по физической культуре:

КОЧУБЕЙ НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

г. Краснодар, 2012

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном образовательном учреждении не создано сообщество «Дети – родители - педагоги».

Семья – весьма важное значимое звено в системе социального воспитания. Именно родители, часто не замечая того, вырабатывают у детей с самого раннего возраста комплекс базовых ценностей, потребностей и привычек. Семейное воздействие уникально по результативности и интенсивности. Совместная работа с семьей выстраивается на следующих основных принципах, определяющих ее содержание:

Единство.Оно достигается в том случае, если цели и задачи в воспитании ребенка понятны родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность.Работа проводится в соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Индивидуальный подход.Каждый ребенок уникален и неповторим.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.Укрепление авторитета педагогов в семье, а родителей – в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с этим в работу с семьей включают:

целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую закаливание, оптимальный двигательный режим, здоровый образ жизни и т.д.;

ознакомление родителей со всем объемом оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;

обязательное ознакомление родителей с результатами диагностики состояния ребенка;

обучение родителей конкретным методам и приемам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.) ;

ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, обучение нетрадиционным методам оздоровления детского организма (физиотерапия, ароматерапия и др.) .

Отсутствие у родителей теоретических сведений о физической культуре, начальных знаний о пользе занятий физическими упражнениями отмечается, как одна из основных причин физкультурной безграмотности. Если мы хотим приобщить дошкольников к ценностям физической культуры, то, прежде всего, необходимо повысить уровень физкультурной образованности родителей.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще Сергей Петрович Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний.

Физические упражнения следует рассматривать как метод восстановительной терапии. Они воздействуют на все группы мышц, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения.

Силами только медицинских работников проблему активизации двигательной активности детей, начиная с дошкольного возраста, не решить. Значительную часть работы в этом направлении должно взять на себя образовательное учреждение.

С целью изучения участия родителей в формировании двигательной активности детей было проведено анкетирование. В данном опросе приняли участие 199 родителей, что составило 79,6 % от общего контингента родителей. Анкетный опрос проводился инструктором по физической культуре и воспитателями. В анкету было включено десять самых различных вопросов:

«Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?»

«Какое физкультурное оборудование имеется в Вашей семье?»

«Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?»

«Принимаете ли Вы участие в двигательной активности Вашего ребенка?»

«Какие виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в Вашей семье?»

«Как часто, в какие дни и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» и др.

Мнения респондентов по первому вопросу «Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?» распределились следующим образом: 32,2 % родителей (79 человек) ответили, что двигательная активность детей высокая; 54,8 % (95 человек) – средняя; 3,5 % (3 человека) – низкая; 2 % (4 человека) – затруднились с ответом.

В анкете был поставлен вопрос и о том, какое физкультурное оборудование имеется в вашей семье. Анализ показал, что, несмотря на сложности нынешней экономической ситуации, в большинстве семей все же имеется хотя бы элементарное оборудование.

Так, резиновые, теннисные, футбольные мячи имеются в 95,5 % опрошенных семей, санки – в 77 %, велосипеды – в 70 %, скакалки – в 69 %, обручи – в 50 %, гантели – в 29 %, коньки – в 9 %. И, тем не менее, опрос показал, что более сложное оборудование, такое как шведская и гимнастическая стенки, имеются лишь в 5 % семей. В перечень предполагаемых вариантов ответов не могло быть включено все оборудование, имеющееся в семьях.

Поэтому на вопрос «Что имеется у Вас?» респонденты написали следующее: ролики, гимнастические кольца, качели, турник, бадминтон, настольный теннис и т.д.

Ответы на вопрос «Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?» распределились следующим образом: постоянно – в 18 %, время от времени – в 75 %, совсем не используется – в 7 %.

Представляет интерес и анализ ответов на вопрос «Принимаете ли Вы участие в двигательной активности своего ребенка?» Ответы распределились так: лишь 11 % родителей являются инициаторами двигательной активности ребенка; 59 % опрошенных принимают участие по инициативе ребенка; 30 % вообще не принимают участие в двигательной деятельности.

Какие же виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в семьях? Анализ показывает, что наибольшей популярностью в семьях пользуются подвижные игры (в 130 семьях) , что составляет 65 % опрошенных; затем совместные прогулки с детьми в парк, дендрарий, на стадион (104 семьи) – 52,3 %; ходьба босиком в квартире, саду (101 семья) – 51 %. Другие же виды двигательной активности применяются в гораздо меньшем количестве семей.

Например, спортивные упражнения в 25 % (50 семей) ; утренняя гимнастика – 18 % (36 семей) ; оздоровительный бег – 7 семей, что составляет 3,5 %; закаливание водой – 6 % (12 семей) . Но есть и другие виды двигательной деятельности, практикующиеся в семьях. Это борьба, лечебная физкультура, езда верхом на лошади, игры на тренажере, ритмика, плавание в бассейне, занятия хореографией.

Анализ ответов на вопрос «Как часто, в какие дни, и в какое время в Вашей семье осуществляется двигательная активность детей?» распределились так: ежедневно (в 94 семьях) – 47 %; по субботам и воскресеньям (в 83 семьях) – 41,7 %; во время отпуска родителей (в 44 семьях) – 22 %; в праздничные дни (в 22 семьях) – 11 %; никогда не осуществляется двигательная активность – 7 % (13 семей) .

Современные родители испытывают трудности при формировании двигательной активности детей в условиях семьи. Они заключаются в следующем: большинство квартир малогабаритные, в которых сложно разместить игровое и спортивное оборудование; не хватает средств, времени, нет возможности посещать бассейн всей семьей, а иногда родители не знают, как преодолеть противостояние детей. Испытывают родители и недостаток знаний, поэтому им необходимы консультации, встречи со специалистами.

По результатам анкетирования были намечены мероприятия по улучшению работы в данном направлении. Это и проведение родительского собрания на тему: «Двигательная активность детей дошкольного возраста», и организация консультационного пункта для родителей. Кроме того, для решения данной проблемы была организована «Школа для родителей» с использованием различных форм работы.

Цель данного раздела – вооружение родителей элементарными теоретическими знаниями и практическими умениями в области здоровья и двигательной активности. Работа строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения.

Предлагается решение следующих задач:

распространение педагогами ДОУ знаний о здоровье, физической культуре и спорте в процессе оздоровления и укрепления здоровья дошкольников;

установление единства педагогических воздействий и оказание помощи семье в овладении родителями элементарными основами здоровьесберегающих технологий.

Примерная тематика занятий включает следующие направления:

Основные периоды развития детей от рождения до 7 лет.

Особенности физического воспитания мальчиков и девочек в семье. Показатели физического развития дошкольников.

Гигиенические нормы и требования к режиму дня, питанию, одежде и обуви ребенка.

Особенности влияния физических упражнений на детский организм.

Закаливание – способ адаптации к окружающей среде.

Как помочь ребенку привить любовь к физическим упражнениям. Возможные результаты реализации программы.

Овладение различными способами двигательных действий и умение целесообразно их применять в различных условиях.

Организация первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях.

В этих целях широко используется:

информация для родителей на стендах, папках, в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения;

консультации – индивидуальные и групповые;

устные журналы и дискуссии с участием психологов, медиков, специалистов по физкультуре, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания;

семинары-практикумы;

тренинги и деловые игры с прослушиванием бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций (видео) , решение педагогических кроссвордов и т.д.;

дни открытых дверей для родителей с просмотром занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;

физкультурные праздники и досуги с привлечением семьи и т.д.

Родители открыто и доброжелательно идут на содружество с педагогами, заинтересованы в педагогических знаниях, готовы к развитию родительской рефлексии. Образование родителей в большей степени направлено на оказание помощи им в становлении полноценной здоровой личности ребенка.

Таким образом, физкультурное образование основано на специально достигнутом уровне интеграции физкультурной образованности педагогов, детей и их родителей, что позволяет приобщить выпускников дошкольного учреждения к двигательной культуре.

Литература.

Абдульманова Л. В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, 1998. – С.187-225.

Волосникова Т. В. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2001. – 194 с.

Красношлык З. П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». – Владикавказ, 2008. – 150 с.

По теме:

Материал с сайта nsportal.ru

- Анализ созданных условий в детском саду для повышения двигательной активности детей.

- Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению.

- Взаимодействие с педагогическим коллективом.

- Взаимодействие с начальной школой.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие детского организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем ( отклонения в состоянии центральной нервной системы, нарушения осанки, зрения и т.п.) В результате может задерживаться общее развитие ребенка, снижаться функциональные и адаптационные возможности еще недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость.

Повышение объема двигательной активности в детских дошкольных учреждениях достигается различными путями:

- Увеличением количества организованных форм работы по физическому воспитанию.

- Включением двигательных компонентов в занятия по различным видам деятельности.

- Введением в программу по дошкольному воспитанию новых видов активного отдыха и т.д.

Двигательная активность- это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режим малой подвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий:

- Происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии.

- Снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяется как условиями организации деятельности, так ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства в двигательной деятельности детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада.

Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети имея высокую потребность в двигательной активности не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что двигательная активность детей все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье ( увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз) , а также возрастающими познавательными интересами детей( компьютерные игры, просмотр телепередач) . Поэтому необходимо обеспечить рациональным уровнем детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении. Именно соблюдение и грамотное использование всех режимных моментов в деятельности дошкольного учреждения может повлиять на повышение уровня двигательной активности детей.

Особую значимость приобретает четко организованный режим дня дошкольников с правильным чередованием занятий и активного отдыха.

Результаты исследований, а также опыт работы некоторых дошкольных учреждений показывают: разные формы активного отдыха способствуют восстановлению ряда функций организма и укреплению здоровья ребенка.

Известно, что активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, то есть включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребенка путем «догрузки» его организма необходимым по возрасту объемом мышечной деятельности, а также способствует предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.

К формам активного отдыха относятся:

- Физкультурные досуги

- Дни здоровья

- Спортивные праздники

Правильная организация всех видов активного отдыха помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Используемые двигательные действия, игры и развлечения доставляют детям большую радость, поднимают настроение, дают эмоциональную разрядку. Кроме того, проведение таких форм активного отдыха предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.

Материал с сайта nsportal.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 696

_____________________________________________________________________________

Город Москва 129346, улица Минусинская 16, строение 2.

Телефон: 8 (495) 474 25 61

Консультация на тему:

« Создание двигательно - игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель

Создание двигательно- игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость ) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Очень важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:

- замкнутым перенасыщенным пространством групп и квартир

- ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта)

- требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т.п.)

- преобладанием статичного времяпровождения (просмотр телепередач, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.)

- генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми) .

Движения, организуемые в организованной деятельности – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно – сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы.

Врач и педагог В. В. Гориневский в исследованиях пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.

Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.

Общие методические принципы:

I. Планирование двигательно-игровой деятельности.

II. Создание специальной для двигательно-игровой деятельности предметно – пространственной развивающей среды. Проектирование двигательно-игровой деятельности, осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды:

• обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

• организация «зон приватности»;

• предоставление права и свободы выбора;

• создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;

• полифункциональность использования помещения и оборудования;

• возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

III. Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

IV. Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

V. Расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л. С. Выготский) , а не тактика доступности.

VI. Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Исследования медиков и педагогов выявили наличие взаимосвязи между показателями ДА, состоянием здоровья и поведением детей в течение дня, а также характером их двигательной деятельности. Были определены следующие ориентировочные показатели суточной ДА детей: 8-12 тысяч движений в 3-4 года, 13-17,5 тысяч движений в 5-7 лет.

Достижение ДА ребенка во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика,физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении,

Необходимым элементом регулирования двигательной активности является физкультминутка. В какой форме можно проводить физкультминутку? (традиционная со словами сидя, на одном месте, подражательная, психогимнастика, под музыку, танцевальные движения, движения с пением, игра малой подвижности, хоровод) . Следующим моментом при организации образовательной деятельности с детьми будет смена видов деятельности и места расположения детей в период непосредственной образовательной деятельности.

Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое в квартире, где места зачастую еще меньше.

Нужно постараться сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.

Чтобы сделать процесс игр детей более интересным, разнообразным можно:

-взрослому становиться на время игроком, но не руководителем игры, а ее участником, который ненавязчиво предлагает новый поворот игры,

- использовать новые атрибуты для игр, способствующие возникновению двигательной активности (например, к игре «Семья» добавить дорожку здоровья, по которой все члены семьи должны пройти, или же это река, дорога в магазин и т.п.)

- создавать проблемные ситуации (например, в игре мальчиков в военных – разбросать цветные коврики по полу, по которым дети прыгают, как по кочкам или должны обходить препятствия, пролазить в тоннель из обручей и т.п.)

- вводить новую игру через рассказ воспитателя и родителей (когда родители и воспитатели обсуждают как они играли, например в «Путаницу», выкладывая веревку (скакалку) на полу, а потом двигаясь по ней.)

Варианты могут быть разными, но одно надо помнить, чем больше возможностей у ребенка в выборе игр и движений, тем меньше проявления агрессии, непослушания, конфликтов и криков.

Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья.

Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т.д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения.

Большое значение имеет создание физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений.

Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций.

Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.

Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность- это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр) .

Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту) .

Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Режим ежедневной двигательной активности в ДОУ

Формы активности

Подробней nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-...

  • Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

    Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас...

  • Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста - Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС...

  • Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

    Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Музыкально ритмическое развитие детей дошкольного возраста

    Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих спосо...

  • Развитие активной речи детей дошкольного возраста

    Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление...

  • Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

    Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада....

  • Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и...

  • Гендерные особенности детей дошкольного возраста

    Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста «Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста» Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь...

  • Формы физического развития детей дошкольного возраста

    Формы и методы работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика для возрастных групп детсада В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений н...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...

  • Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста

    «Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ П...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...